Археологический памятник Наланда, Индия

 Археологический памятник Наланда

 

Описание Археологического памятника Наланда

Археологический памятник Наланда

Расположение: район Наланда
Открыто: ежедневно
Музей: суббота-четверг

 

Наланда - древний археологический объект, расположенный в районе Наланда в Индии, в 88 км к юго-востоку от Патны. Археологический объект Наланды был важным коммерческим и религиозным центром, начиная с 5-го века н.э. во время правления Сакрадитья (правителя, известного как Кумара Гупта I или Кумара Гупта II) и продолжался до 1193 года, когда его захватил и разграбил тюркский правитель Бахтияр Хилью. В своей попытке уничтожить буддизм в регионе, он сжег множество буддийских монастырей и казнил многих монахов. Наланда не полностью прекратила свое существование. Небольшое сообщество буддийских монахов все еще жило среди руин бывшего города, но с тех пор оно значительно сократилось и в конечном итоге было заброшено.

 

Археологический памятник Наланда

Наланда был древним Махавихарой, почитаемым буддийским монастырем, который также служил известным центром обучения в древнем королевстве Магадха (современный Бихар) в Индии. Университет Наланды приобрел значительную известность, престиж и значимость в древние времена и поднялся до легендарного статуса благодаря своему вкладу в превращение Индии в великую державу примерно в четвертом веке. Это место расположено примерно в 95 километрах (59 миль) к юго-востоку от Патны, недалеко от города Бихар Шариф, и было одним из крупнейших центров обучения в мире с пятого века нашей эры до c. 1200 г. н.э. Сегодня это объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.

На пике своего развития школа привлекала ученых и студентов из ближнего и дальнего зарубежья, некоторые приехали из Тибета, Китая, Кореи и Центральной Азии. Высоко формализованные методы буддийских исследований помогли основать крупные учебные заведения, такие как Таксила, Наланда и Викрамашила, которые часто называют первыми университетами Индии. Археологические данные также указывают на контакт с династией Шайлендра в Индонезии, один из королей которой построил монастырь в комплексе. Наланда процветала под патронажем Империи Гупта в V и VI веках, а затем при Харше, императоре Каннауджа. Либеральные культурные традиции, унаследованные от эпохи Гупта, привели к периоду роста и процветания до девятого века нашей эры. Последующие столетия были временем постепенного упадка, периодом, в течение которого тантрическое развитие буддизма стало наиболее заметным в восточной Индии при Империи Пала.

Большая часть наших знаний о Наланде происходит из писаний монахов-паломников из Азии, таких как Сюаньцзан и Ицзин, которые побывали в Махавихаре в 7 веке нашей эры. Винсент Смит заметил, что «подробная история Наланды будет историей махаянского буддизма». Многие из имен, перечисленных Сюаньцзаном в его путевых заметках как выпускников Наланды, являются именами тех, кто разработал общую философию Махаяны. Все ученики Наланды изучали Махаяну, а также тексты восемнадцати (хинаяны) сект буддизма. В их учебную программу также входили другие предметы, такие как Веды, логика, грамматика санскрита, медицина и санкхья.

Наланда разрушалась трижды, но восстанавливалась только дважды. Он был разграблен и разрушен армией династии мамлюков Делийского султаната под командованием Бахтияра Халджи в ок. 1200 г. н.э. Хотя некоторые источники отмечают, что Махавихара продолжал функционировать импровизированно после этого нападения, в конечном итоге он был полностью заброшен и забыт до 19 века, когда это место было обследовано и предварительные раскопки были проведены Археологической службой Индии. Систематические раскопки начались в 1915 году, в ходе которых были обнаружены одиннадцать монастырей и шесть кирпичных храмов, аккуратно расположенных на территории площадью 12 гектаров (30 акров). В руинах был обнаружен клад скульптур, монет, печатей и надписей, многие из которых выставлены в Археологическом музее Наланды, расположенном поблизости. Наланда в настоящее время является заметным туристическим центром и частью буддийской туристической сети.

25 ноября 2010 года индийское правительство своим парламентским актом возродило древний университет через закон об университете Наланды, и впоследствии был основан новый университет Наланды. Он был признан «Международным университетом национального значения».

 

Этимология
Существует ряд теорий об этимологии имени Наланда. По словам китайского паломника династии Тан Сюаньцзан, оно происходит от слова Na al, lllam dā, что означает бесконечные дары или благотворительность без перерыва. Ицзин, другой китайский путешественник, однако, получил это слово от Nāga Nanda, имея в виду имя (Нанда) змеи (наги) в местном резервуаре. Хирананд Шастри, археолог, руководивший раскопками руин, приписывает это название обилию нала (стебли лотоса) в этом районе и полагает, что Наланда тогда будет олицетворением дарителя стеблей лотоса.

Ранняя история
Изначально Наланда была процветающей деревней у крупного торгового пути, который пролегал через близлежащий город Раджагриха (современный Раджгир), который тогда был столицей Магадхи. Говорят, что джайнский тиртханкара, Махавира, провел в Наланде 14 сезонов дождей. Говорят, что Гаутама Будда также читал лекции в соседней манговой роще под названием Паварика, а один из двух его главных учеников, Шарипутра, родился в этом районе и позже достиг там нирваны. Эта традиционная ассоциация с Махавирой и Буддой однозначно датирует существование деревни по крайней мере 5-6 веками до нашей эры.

Недавние археологические открытия отодвинули историю Наланды на 1200 год до нашей эры. Самые ранние случаи появления северной черной полированной посуды были зарегистрированы, а углеродный анализ датирован местом Джафарди. Ступа из сырцового кирпича также была углеродом датирована 6-5 веками до н.э., что свидетельствует о том, что Наланда является важным буддийским местом с самого начала.

Немногое известно о Наланде за прошедшие столетия. Тибетский лама 17-го века утверждает, что Маурьян и буддийский император 3-го века до н.э. Ашока построил великий храм в Наланде на месте чаитьи Шарипутры. Он также помещает в Наланду светил III века н.э., таких как философ Махаяны Нагарджуна и его ученик Арьядева, причем первый также возглавляет институт. Таранатха также упоминает современника Нагарджуны по имени Сувишну, построившего на этом месте 108 храмов. Когда Факсиан, один из первых китайских буддийских паломников в Индию, посетил Нало, место паринирваны Шарипутры, на рубеже V века н.э., все, что он нашел стоящим упоминания, это ступа.

Наланда в эпоху Гупты
Поддающаяся датировке история Наланды начинается при Империи Гупта, и печать идентифицирует монарха по имени Шакрадитья (Шакрадитья) как ее основателя. И Сюаньцзан, и корейский паломник по имени Праджняварман (Prajñāvarman) приписывают ему основание сангхарамы (монастыря) на этом месте. Шакрадитья отождествляется с императором Гуптой V века н.э. Кумарагуптой I (годы правления 415 - 455 гг. Н.э.), чья монета была обнаружена в Наланде. Его преемники, Буддхагупта, Татхагатагупта, Баладитья и Ваджра, позже расширили и расширили институт, построив дополнительные монастыри и храмы.

Гупты традиционно принадлежали к брахманической династии. Они построили сангхараму в Наланде, а также вихару высотой 91 м (300 футов) со статуей Будды, внутри которой, по словам Сюаньцзана, была построена «великая Вихара, построенная под деревом Бодхи». Китайский монах также отметил, что сын Баладитьи, Ваджра, который также устроил сангхараму, «обладал твердым сердцем в вере».

Постгуптовская эпоха
В постгуптский период череда царей продолжала строить в Наланде, «используя все навыки скульптора». В какой-то момент «царь центральной Индии» построил высокую стену вместе с воротами вокруг многочисленных зданий комплекса. Другой монарх (возможно, из династии Маухари) по имени Пурнаварман, который описывается как «последний представитель расы Ашока-раджи», воздвиг медное изображение Будды высотой 24 м (80 футов), чтобы покрыть его, а также построил павильон из шести человек. этапы.

Однако после упадка Гуптов самым известным покровителем Махавихары был Харша, император Каннауджа 7-го века. Харша был обращенным буддистом и считал себя слугой монахов Наланды. Он построил медный монастырь в Махавихаре и перечислил ему доходы 100 деревень. Он также приказал 200 семьям в этих деревнях ежедневно снабжать монахов учреждения необходимым количеством риса, масла и молока. Около тысячи монахов из Наланды присутствовали в королевской общине Харши в Каннаудже.

Многое из того, что известно о Наланде до 8-го века, основано на рассказах о путешествиях китайских монахов Сюаньцзана (Си-Ю-Ки) и Ицзин («Записи о буддийской религии, существовавшей в Индии и на Малайском архипелаге»).

Сюаньцзан в Наланде

Сюаньцзан (также известный как Хиуэн Цанг) путешествовал по Индии между 630 и 643 годами нашей эры и посетил Наланду сначала в 637 году, а затем снова в 642 году, проведя в монастыре в общей сложности около двух лет. Его тепло встретили в Наланде, где он получил индийское имя Мокшадева и учился под руководством Шилабхадры, почтенного главы учреждения в то время. Он считал, что цель его трудного сухопутного путешествия в Индию была достигнута, поскольку в Шилабхадре он наконец нашел несравненного учителя, который наставил его в Йогачаре, школе мысли, которая тогда лишь частично была передана Китаю. Помимо буддийских исследований, монах также посещал курсы грамматики, логики и санскрита, а позже также читал лекции в Махавихаре.

В подробном отчете о своем пребывании в Наланде паломник так описывает вид из окна своей комнаты:

Более того, все заведение обнесено кирпичной стеной, которая окружает весь монастырь снаружи. Одни ворота открываются в большой колледж, от которого отделены восемь других залов, стоящих посередине (Сангхарамы). Богато украшенные башни и сказочные башенки, похожие на остроконечные вершины холмов, собраны вместе. Обсерватории, кажется, теряются в парах (утренних), а верхние комнаты возвышаются над облаками.

Сюаньцзан был современником и уважаемым гостем Харши и подробно описал щедрость императора. По словам биографа Сюаньцзана, Хвуи-Ли, некоторые стхавиры презирали Наланду за ее упор на философию махаяны. Сообщается, что они упрекали короля Харши в том, что он покровительствовал Наланде во время одного из его визитов в Одишу, высмеивая философию «небесного цветка», которой учили там, и предлагая, чтобы он также покровительствовал храму Капалика. Когда это произошло, Харша уведомил канцлера Наланды, который послал монахов Сагарамати, Праджнярашми, Симхарашми и Сюаньцзаня опровергнуть взгляды монахов из Одиши.

Сюаньцзан вернулся в Китай с 657 буддийскими текстами (многие из них махаянистскими) и 150 реликвиями, перенесенными на 20 лошадях в 520 ящиках, и сам перевел 74 текста. Известно, что за тридцать лет после его возвращения знаменитую Наланду посетили не менее одиннадцати путешественников из Китая и Кореи.

Ицзин в Наланде
Вдохновленный путешествиями Фасяня и Сюаньцзана, паломник Ицзин (также известный как И-цзин) после изучения санскрита в Шривиджайе прибыл в Индию в 673 году нашей эры. Он пробыл там четырнадцать лет, десять из которых провел в Наланда Махавихаре. Когда он вернулся в Китай в 695 году, у него было 400 санскритских текстов, которые впоследствии были переведены.

В отличие от своего предшественника Сюаньцзана, который также описывает географию и культуру Индии 7-го века, отчет Ицзина в первую очередь концентрируется на практике буддизма в стране его происхождения и подробных описаниях обычаев, правил и постановлений монахов в монастырь. В своей хронике Ицзин отмечает, что доходы от 200 деревень (по сравнению со 100 во времена Сюаньцзана) были направлены на поддержание Наланды. Он описал, что было восемь вихар с 300 ячейками. По его словам, повседневная жизнь в Наланде включала в себя ряд обрядов, которым следовали все. Каждое утро звонили в колокол, сигнализируя о часе купания, что привело к тому, что сотни или тысячи монахов вышли из своих вихар к множеству больших бассейнов с водой внутри и вокруг кампуса, где все они принимали ванну. За этим последовал еще один гонг, который ознаменовал ритуальное омовение образа Будды. Чайтьявандана проводилась по вечерам, включая «служение из трех частей», пение предписанного набора гимнов, шлок и отрывков из писаний. Хотя это обычно проводилось в центре города, Ицзин утверждает, что огромное количество жителей Наланды затрудняло проведение больших ежедневных собраний. Это привело к адаптированному ритуалу, в котором священник в сопровождении мирских слуг и детей с благовониями и цветами путешествовал из одного зала в другой, воспевая службу. Ритуал завершился сумерками.

Наланда в эпоху Пала
Палас утвердился на северо-востоке Индии в 8 веке и правил до 12 века. Хотя они были буддийской династией, буддизм в то время представлял собой смесь махаяны, практикующейся в Наланде, и Ваджраяны, тантрической версии махаянистской философии. Наланду ценили и лелеяли Палас, плодовитые строители, правление которых контролировало создание четырех других Махавихар по образцу Наланды Махавихара в Джагаддале, Одантапуре, Сомапуре и Викрамашиле соответственно. Примечательно, что Одантапура был основан Гопалой, прародителем королевской линии, всего в 9,7 км (6 миль) от Наланды.

 

Надписи в Наланде предполагают, что сын Гопалы, Дхармапала, который основал Махавихару в Викрамшиле, также в той или иной форме был благодетелем древнего монастыря. Однако именно сын Дхармапалы, император 9 века и основатель Махавихары в Сомапуре, Девапала, по-видимому, был самым выдающимся покровителем Наланды в то время. В его руинах было найдено несколько металлических фигур, содержащих упоминания о Девапале, а также две примечательные надписи. Первая, надпись на медной пластине, обнаруженная в Наланде, подробно описывает дар царя Шайлендры Балапутрадевы из Суварнадвипы (Суматра в современной Индонезии). Этот шривиджайский царь, «привлеченный разнообразными достижениями Наланды», построил там монастырь и попросил Девапалу выделить доход пяти деревень на его содержание, и эта просьба была удовлетворена. Надпись Гхосравана - другая надпись времен Девапалы, в которой упоминается, что он принял и покровительствовал ученому ведическому знанию по имени Вирадева, который позже был избран главой Наланды.

Теперь пять различных центров буддийского образования в восточной Индии образовали сеть, контролируемую государством, и великие ученые легко переходили с одной должности на другую. Каждое заведение имело свою официальную печать с дхармачакрой, окруженной оленями с обеих сторон, мотив, отсылающий к проповеди Будды в оленьем парке в Сарнатхе. Ниже этого устройства было название учреждения, которое в случае с Наландой гласило: «Шри-Наланда-Махавихария-Арья-Бхикшусангхасья», что переводится как «Сообщество достопочтенных монахов Великого монастыря в Наланде».

Хотя существует множество эпиграфических и литературных свидетельств того, что Пала продолжала щедро покровительствовать Наланде, Махавихара был менее выдающимся в этот период, поскольку другие заведения Палы, должно быть, отвлекли ряд ученых монахов из Наланды. Влияние Ваджраяны на буддизм усилилось при Паласе, и это, похоже, также повлияло на Наланду. То, что когда-то было центром либеральной науки с махаянистским фокусом, стало более зацикливаться на тантрических доктринах и магических обрядах. История Таранатхи 17-го века утверждает, что в какой-то момент Наланда могла даже находиться под контролем главы Викрамшила Махавихара.

Махавихара
В то время как его раскопанные руины сегодня занимают площадь около 488 метров (1600 футов) на 244 метра (800 футов) или примерно 12 гектаров, Наланда Махавихара занимал гораздо большую территорию в средневековье.

Предметы, преподаваемые в Наланде, охватывали все области обучения и привлекали учеников и ученых из Кореи, Японии, Китая, Тибета, Индонезии, Персии и Турции.

Сюаньцзан оставил подробные отчеты о школе 7 века. Он описал, как правильно расположенные башни, лес павильонов, хамики и храмы «парят над туманом в небе», так что из своих келий монахи «могут быть свидетелями рождения ветров и облаков». Паломник заявляет: "Лазурный бассейн обвивает монастыри, украшенный распустившимися чашами синего лотоса; ослепительно красные цветы прекрасной канаки висят здесь и там, а рощи манговых деревьев за пределами предлагают жителям их густые и уютные места. защитный оттенок ".

Библиотека
Из большого количества текстов, которые Ицзин унес с собой после 10-летнего пребывания в Наланде, очевидно, что в Махавихаре, должно быть, была хорошо оборудованная библиотека. Традиционные тибетские источники упоминают о существовании в Наланде большой библиотеки под названием Дхармаганджа (Площадь благочестия), которая состояла из трех больших многоэтажных зданий: Ратнасагара (Океан драгоценностей), Ратнодадхи (Море драгоценностей) и Ратнаранджака (украшенный драгоценностями). ). Ратнодадхи был девятиэтажным, и в нем хранились самые священные рукописи, включая сутру Праджняпарамита и Гухьясамаджу.

Точное количество томов в библиотеке Наланды неизвестно, но, по оценкам, оно исчисляется сотнями тысяч. Когда буддийский ученый из Наланды умер, его рукописи были добавлены в коллекцию библиотеки. В библиотеке собраны не только религиозные рукописи, но и тексты по таким предметам, как грамматика, логика, литература, астрология, астрономия и медицина. Библиотека Наланды должна была иметь схему классификации, которая, возможно, была основана на схеме классификации текстов, разработанной санскритом. лингвист, Панини. Буддийские тексты, скорее всего, были разделены на три класса на основе трех основных разделов Трипитаки: Виная, Сутра и Абхидхамма.

 

Учебный план
В своей биографии Сюаньцзана Хвуи-Ли утверждает, что все ученики Наланды изучали Великую Колесницу (Махаяну), а также труды восемнадцати (Хинаяна) сект буддизма. В дополнение к этому они изучали другие предметы, такие как Веды, Хетувидья (логика), Шабдавидья (грамматика и филология), Чикитсавидья (медицина), труды по магии (Атхарваведа) и санкхья.

Сам Сюаньцзан изучал ряд этих предметов в Наланде под руководством Шилабхадры и других. Помимо богословия и философии, частые дебаты и дискуссии требовали знания логики. Ученик Махавихары должен был хорошо разбираться в системах логики, связанных со всеми различными школами мысли того времени, поскольку ожидалось, что он будет защищать буддийские системы от других. Другие предметы, которые, как считается, преподавались в Наланде, включают право, астрономию и городское планирование.

Тибетская традиция считает, что в Наланде преподавали «четыре доксографии» (тибетский: grub-mtha ’):
Сарвастивада Вайбхашика
Сарвастивада Саутрантика
Мадхьямака, философия Махаяны Нагарджуны
Читтаматра, философия Махаяны Асанги и Васубандху

В 7 веке Сюаньцзан записал, что количество учителей в Наланде составляло около 1510. Из них примерно 1000 смогли объяснить 20 сборников сутр и шастр, 500 смогли объяснить 30 сборников, и только 10 учителей смогли объяснить 50 коллекций. Сюаньцзан был одним из немногих, кто смог объяснить 50 или более коллекций. В то время только аббат Шилабхадра изучил все основные собрания сутр и шастр в Наланде.

Администрация
Китайский монах Ицзин написал, что вопросы обсуждения и управления в Наланде потребуют собрания и консенсуса по решениям всех присутствующих на собрании, а также местных монахов:
Если у монахов были дела, они собирались, чтобы обсудить этот вопрос. Затем они приказали офицеру, Вихарапале, распространить и сообщить об этом местным монахам одного за другим со скрещенными руками. При возражении одного монаха это не пройдет. Не было смысла бить или бить, чтобы объявить о его деле. Если монах делал что-то без согласия всех жителей, он был вынужден покинуть монастырь. Если бы были разногласия по определенному вопросу, они давали бы повод убедить (другую группу). Для убеждения не применялась сила или принуждение.

Сюаньцзан также отметил:
Жизни всех этих добродетельных людей естественно определялись привычками самого торжественного и строгого характера. Таким образом, за семьсот лет существования монастыря ни один человек не нарушал правил дисциплины. Царь осыпает его знаками своего уважения и почитания и направил доходы от ста городов на оплату содержания верующих.

Влияние на буддизм
Огромное количество того, что составило тибетский буддизм, как его традиции, так и махаяны, и ваджраяны, происходит от учителей и традиций Наланды. Шантаракшита, который был пионером в распространении буддизма в Тибете в 8 веке, был ученым Наланды. Он был приглашен тибетским царем Кхри-срон-деу-цан и основал монастырь в Самье, став его первым настоятелем. Он и его ученик Камалашила (который также был из Наланды), по сути, учили тибетцев философии. Падмасамбхава, которого царь также пригласил из Наланды Махавихары в 747 году н.э., считается основателем тибетского буддизма.

Ученый Дхармакирти (ок. VII в.), Один из буддийских основоположников индийской философской логики, а также один из основных теоретиков буддийского атомизма, преподавал в Наланде.

В стенах древней школы процветали другие формы буддизма, такие как буддизм махаяны, которым следуют во Вьетнаме, Китае, Корее и Японии. Ряд ученых связали некоторые тексты Махаяны, такие как Шурангама-сутра, важная сутра в восточноазиатском буддизме, с буддийской традицией Наланды. Рон Эпштейн также отмечает, что общая доктринальная позиция сутры действительно соответствует тому, что было известно о буддийских учениях в Наланде к концу периода Гупта, когда она была переведена.

Несколько зарубежных буддийских институтов решили называть себя Наландой, чтобы признать влияние Наланды. К ним относятся буддийское общество Наланды в Малайзии и колледж Наланда, Коломбо, Шри-Ланка, Фонд буддийского образования Наланды, Индонезия, Буддийский институт Наланды, Бутан.

 

Исторические личности, связанные с Наландой
Традиционные источники утверждают, что Наланду посещали Махавира и Будда в ок. VI и V века до нашей эры. Это также место рождения и нирваны Шарипутры, одного из знаменитых учеников Будды.
Арьябхата
Арьядева, ученица Нагарджуны
Ученый Атиши, Махаяны и Ваджраяны
Чандракирти, ученик Нагарджуны
Дхармакирти, логик
Дхармапала
Дигнага, основатель буддийской логики
Нагарджуна, формализатор концепции Шуньята
Наропа, ученик Тилопы и учитель Марпы
Шантаракшита, основатель Йогачара-Мадхьямики
Шилабхадра, учитель Сюаньцзаня
Сюаньцзан, китайский буддийский путешественник
Ицзин, китайский буддийский путешественник


Упадок и разрушение
Упадок Наланды совпал с исчезновением буддизма в Индии. Когда Сюаньцзан путешествовал вдоль и поперек Индии в 7 веке, он заметил, что его религия медленно разрушалась, и даже имел зловещие предчувствия грядущей кончины Наланды. Буддизм постепенно терял популярность среди мирян и процветал благодаря королевскому покровительству только в монастырях Бихара и Бенгалии. Ко времени Паласа традиционные формы буддизма махаяны и хинаяны были пропитаны тантрическими практиками, включающими тайные ритуалы и магию. Возникновение индуистской философии на субконтиненте и упадок буддийской династии Пала после XI века означало, что буддизм был ограничен по нескольким направлениям: политическим, философским и моральным. Последний удар был нанесен, когда его все еще процветающие монастыри, последние видимые символы его существования в Индии, были захвачены во время мусульманских вторжений, захлестнувших Северную Индию на рубеже XIII века.

Примерно в 1193 году н.э. Мухаммад бин Бахтияр Халджи, тюркский вождь, стремящийся сделать себе имя, находился на службе у командира в Аваде. Персидский историк Минхадж-и-Сирадж в своей книге «Табакат-и-Насири» записал свои дела несколько десятилетий спустя. Халджи были назначены две деревни на границе Бихара, который стал политической нейтральной территорией. Увидев возможность, он начал серию грабительских набегов на Бихар и был признан и вознагражден за свои усилия своим начальством. Ободренный, Халджи решил напасть на форт в Бихаре и смог успешно захватить его, разграбив большую добычу. Минхадж-и-Сирадж писал об этом нападении:
Мухаммад-и-Бахт-яр силой своего бесстрашия бросился к воротам этого места, и они захватили крепость и приобрели большую добычу. Большинство жителей этого места были брахманами, и у всех этих брахманов были обриты головы; и все они были убиты. Книг там было очень много; и, когда все эти книги попали под наблюдение мусалманов, они призвали ряд индусов, чтобы те могли дать им информацию относительно значения этих книг; но все индусы были убиты. При знакомстве [с содержанием этих книг] выяснилось, что вся эта крепость и город были колледжем, и на индуистском языке они называют колледж [مدرسه] Бихар.

Этот отрывок относится к нападению на буддийский монастырь («Бихар» или Вихара) и его монахов (бритые брахманы). Точная дата этого события неизвестна, по научным оценкам от 1197 до 1206. Хотя многие историки считают, что этот монастырь, который был ошибочно принят за форт, был Одантапурой, некоторые считают, что это была сама Наланда. Однако, учитывая, что эти два Махавихара находились всего в нескольких километрах друг от друга, очень вероятно, что их постигла схожая судьба. Другие великие махавихары той эпохи, такие как Викрамшила, а позже Джагаддала, также встретили свой конец от рук турок примерно в то же время.

Другой важный рассказ о тех временах - биография тибетского монаха-паломника Дхармасвамина, который путешествовал в Индию между 1234 и 1236 годами. Когда он посетил Наланду в 1235 году, он обнаружил, что она все еще сохранилась, но является призраком ее прошлого существования. Большинство зданий было повреждено мусульманами и с тех пор пришло в упадок. Но две вихары, которые он назвал Дханаба и Гунаба, все еще находились в исправном состоянии, а 90-летний учитель по имени Рахула Шрибхадра инструктировал класс из примерно 70 учеников в помещении. Дхармасвамин считал, что Махавихара не был полностью разрушен по суеверным причинам, поскольку один из солдат, участвовавших в осквернении храма Джнананатхи в комплексе, сразу же заболел.

 

Пробыв там шесть месяцев под опекой Рахулы Шрибхадры, Дхармасвамин не упоминает легендарную библиотеку Наланды, которая, возможно, не пережила первую волну тюркских нападений. Он, однако, приводит свидетельство очевидца нападения на заброшенный Махавихара мусульманскими солдатами, расквартированными в соседнем Одантапуре (ныне Бихар-Шариф), который был превращен в военный штаб. Только тибетец и его девяностолетний наставник остались и спрятались, в то время как остальные монахи бежали из Наланды. На этом современные источники заканчиваются. Но традиционные тибетские труды, написанные намного позже, предполагают, что история Наланды могла бы продержаться еще какое-то время, даже если бы это учреждение было лишь бледной тенью его былой славы. Лама, Таранатха, утверждает, что вся Магадха пала от турок, которые разрушили многие монастыри, включая Наланду, которым был нанесен серьезный ущерб. Однако он также отмечает, что король Бенгалии по имени Чагалараджа и его царица позже покровительствовали Наланде в четырнадцатом и пятнадцатом веках, хотя там не проводилось никаких серьезных работ.

В произведении 18-го века под названием «Паг сам джон занг» рассказывается другая тибетская легенда, в которой говорится, что чайтья и вихары в Наланде были снова отремонтированы буддийским мудрецом по имени Мудита Бхадра и что Кукутасиддха, министр правящего царя, построил там храм. История гласит, что, когда сооружение открывали, к появившимся там двум негодующим (брахманическим) нищим тиртикам относились с презрением некоторые молодые монахи-новички, которые обливали их водой для мытья. В отместку нищие совершили 12-летнюю аскезу умилостивления солнца, в конце которой они совершили огненное жертвоприношение и бросили «живые угли» из жертвенной ямы в буддийские храмы. Утверждается, что возникший пожар поразил библиотеку Наланды. К счастью, чудесный поток воды хлынул из священных рукописей на девятом этаже Ратнодадхи, что позволило спасти многие рукописи. Еретики погибли в том самом огне, который они зажгли. Хотя неизвестно, когда это событие должно было произойти, археологические свидетельства (в том числе небольшая куча сгоревшего риса) действительно предполагают, что большой пожар уничтожил несколько построек в комплексе более чем один раз. Каменная надпись отмечает разрушение в результате пожара и последующее восстановление Махавихары во время правления Махипалы (годы правления 988–1038).

Йохан Эльверског, исследователь Центральной Азии, ислама и буддизма, профессор и заведующий кафедрой религиоведения в SMU, рассматривает более широкие причины упадка Наланды как культурного центра и то, как это используется в определенной антиисламской риторике, говорит о местных Буддисты рано заключали сделки с мусульманскими правителями, что обеспечило уверенность в том, что буддийская деятельность в Наланде продолжалась веками: он говорит, что один индийский мастер «обучался и рукоположен в Наланде, прежде чем он отправился ко двору Хубилай-хана», китайские монахи путешествовали туда получить тексты еще в четырнадцатом веке и заключает, что «Дхарма существовала в Индии по крайней мере до семнадцатого века». Он главным образом винит британскую историографию, которая использовала эти «заявления о мусульманском варварстве и неправильном управлении для оправдания введения их якобы более гуманной и рациональной формы колониального правления».

Наланда и тибетская буддийская традиция
Последний трон Наланды, Шакьяшри Бхадра из Кашмира, бежал в Тибет в 1204 году по приглашению тибетского переводчика Тропу Лоцавы (Khro-phu Lo-tsa-ba Byams-pa dpal). Некоторые из уцелевших книг Наланды были увезены бегущими монахами в Тибет. Он взял с собой нескольких индийских мастеров: Сугаташри (знатока Мадхьямаки и Праджняпарамиты); Джаядатта (Виная); Вибхутичандра (грамматика и Абхидхарма), Данашила (логика), Сангхашри (Чандавьякарана), Дживагупта (книги Майтрейи), Махабодхи (Бодхичарьяватара); и Калачандра (Калачакра).

Тибетская буддийская традиция считается продолжением традиции Наланды. Далай-лама заявляет:
Тибетский буддизм - это не изобретение тибетцев. Скорее, совершенно очевидно, что это происходит из чистой линии традиции монастыря Наланда. Учитель Нагарджуна происходил из этого института, как и многие другие важные философы и логики ...

Далай-лама называет себя последователем линии семнадцати мастеров Наланды.

Рукопись сутры Астасахасрика Праджняпарамита, хранящаяся в монастыре Цетанг, имеет великолепно расписанные и хорошо сохранившиеся деревянные обложки и 139 листов. Судя по колофону, он был подарен матерью великого пандита Шри Ашоки во второй год правления царя Сурапалы, в самом конце 11 века.

 

Раскопанные останки
После упадка о Наланде в значительной степени забыли, пока Фрэнсис Бьюкенен-Гамильтон не обследовал это место в 1811–1812 годах после того, как местные жители привлекли его внимание к обширному комплексу руин в этом районе. Однако он не ассоциировал холмы из земли и мусора со знаменитой Наландой. Эта связь была установлена ​​майором Маркхэмом Китто в 1847 году. Александр Каннингем и недавно созданная Археологическая служба Индии провели официальное исследование в 1861–1862 годах. Систематические раскопки руин силами ASI начались только в 1915 году и закончились в 1937 году. Второй раунд раскопок и реставрации проводился между 1974 и 1982 годами.

Остатки Наланды сегодня простираются примерно на 488 метров (1600 футов) с севера на юг и примерно на 244 метра (800 футов) с востока на запад. Раскопки выявили одиннадцать монастырей и шесть крупных кирпичных храмов, расположенных в упорядоченном порядке. Проход шириной 30 м (100 футов) проходит с севера на юг с храмами на западе и монастырями на востоке. Большинство построек свидетельствуют о нескольких периодах строительства, когда новые здания возводятся на руинах старых. На многих зданиях по крайней мере один раз видны следы пожаров.

На карте показан план раскопанных построек. Храм 3 на юге был самым внушительным сооружением. Храм 12, 13, 14 обращены к монастырям и обращены на восток. За исключением тех, которые обозначены как 1A и 1B, все монастыри обращены на запад, с выходом канализации на востоке и лестницами, расположенными в юго-западном углу зданий. Храм 2 находился на востоке.

Все монастыри в Наланде очень похожи по планировке и внешнему виду. Их план представляет собой прямоугольную форму с центральным четырехугольным двором, окруженным верандой, которая, в свою очередь, ограничена внешним рядом келий для монахов. Центральная келья, обращенная к входу во двор, представляет собой алтарь. Его стратегическое положение означает, что он был бы первым, что привлекло бы внимание при входе в здание. За исключением тех, которые обозначены как 1A и 1B, все монастыри обращены на запад, с выходом канализации на востоке и лестницами, расположенными в юго-западном углу зданий.

Монастырь 1 считается самым старым и самым важным из монастырской группы и имеет целых девять уровней застройки. Считается, что его нижний монастырь спонсировался Балапутрадевой, царем Шривиджая, во время правления Девапалы в 9 веке (см. Медную пластину Наланды Девапалы). Первоначально здание было не менее 2-х этажей и в нем находилась колоссальная статуя сидящего Будды.

Храм нет. 3 (также называемая ступой Сарипутта) - самая известная из построек Наланды с множеством лестничных пролетов, ведущих к вершине. Изначально храм был небольшим строением, надстроенным и расширенным более поздними постройками. Археологические данные показывают, что окончательная структура была результатом по крайней мере семи последовательных таких скоплений строительства. Пятый из этих многоуровневых храмов является наиболее интересным и лучше всего сохранившимся с четырьмя угловыми башнями, три из которых были открыты. Башни, а также стороны лестницы украшены изысканными панелями искусства эпохи Гупта, изображающими различные лепные фигуры, включая Будду и Бодхисаттв, сцены из сказок Джатаки. Храм окружен многочисленными обетными ступами, некоторые из которых построены из кирпичей, на которых нанесены отрывки из священных буддийских текстов. Вершина Храма нет. 3 показывает алтарь, который теперь содержит только пьедестал, на котором, должно быть, когда-то стояла огромная статуя Будды. Согласно Вин Маунгу, ступа произошла от раннего типа Кушана и, в свою очередь, повлияла на ступу Гве Бин Тет Кон (Шри Кхеттара) в Мьянме. В святилище у подножия лестницы было найдено большое изображение Авалотитешвара, которое в конечном итоге было перемещено в музей.

Храм нет. 2 особенно выделяется дадо из 211 скульптурных панно, изображающих различные религиозные мотивы, такие как Шива, Парвати, Картикея и Гаджалакшми, игра Киннара на музыкальных инструментах, различные изображения Макаров, а также человеческие пары в любовных позах, а также сцены из искусство и повседневная жизнь. Было высказано предположение, что Храм 2 принадлежал к брахманам, однако это не решено. На месте Храма нет. 13 - кирпичная плавильная печь с четырьмя камерами. Обнаружение обгоревшего металла и шлака предполагает, что он использовался для литья металлических предметов.

К северу от Храма 13 лежат остатки Храма No. 14. Здесь было обнаружено огромное изображение Будды. На постаменте изображения представлены фрагменты единственного уцелевшего экспоната фрески в Наланде.

 

К востоку от Храма 2 лежат остатки Храма Сарай в недавно раскопанном кургане Сарай. Этот многоэтажный буддийский храм с множеством ступ и святынь был обнесен массивной стеной. Останки в святилище предполагают, что статуя Будды была около 24 метров (80 футов) в высоту.

В руинах Наланды были обнаружены многочисленные скульптуры, а также фрески, медные пластины, надписи, печати, монеты, таблички, гончарные изделия и изделия из камня, бронзы, лепнины и терракоты. Среди обнаруженных буддийских скульптур, в частности, изображены Будда в различных позах, Авалокитешвара, Джамбхала, Манджушри, Маричи и Тара. Брахманические идолы Вишну, Шива-Парвати, Ганеши, Махишасура Мардини и Сурья также были найдены в руинах.

Рядом с Храмом 14 возник современный храм под названием Храм Черного Будды (местные жители называют его Телия Бхайрав, «тел» означает использование масла в качестве защитного покрытия) с древним большим изображением черного Будды в бхумиспарха-мудре. Это тот же храм, названный Байтхак Бхайраб в отчете Каннингема 1861–62 ASI (см. «Карту Наланды и его окрестностей из отчета Александра Каннингема 1861–62 ASI» выше), предполагая, что изображение Будды поклонялось местным жителям даже тогда, предполагая непрерывность религиозной деятельности в руинах Наланды. Реплики изображения Черного Будды установлены в храмах Таиланда. Примечательно, что храм находится за пределами охраняемой территории ASI, предположительно потому, что он активно поклонялся до того, как ASI взяла под свой контроль.

В близлежащих деревнях, таких как Госраван, Сарилчак, Мустафпур, Джагдишпур, есть несколько изображений Будды, которым активно поклоняются местные жители. Некоторые статуи были украдены, а некоторые подверглись умышленному вандализму.

Сохранившиеся рукописи Наланды
Убегающие монахи забрали некоторые рукописи Наланды. Некоторые из них сохранились и сохранились в коллекциях, например:
Музей искусств округа Лос-Анджелес, фолианты из Дхаранисамграхи, около 1075 года.
Азиатское общество В этой рукописи Аштасахасрика Праджняпарамита на санскрите и тибетском языке записана история рукописи с момента ее создания в знаменитом монастыре Наланда в Индии и использования в Тибете составителем первого тибетского канона буддизма Бутон.
Музей Ярлунг, Цетанг (Из монастыря Он ке ру Лха Кханг) Астасахахасрика Праджняпарамита Санскритский манускрипт на пальмовых листах со 139 листами и расписными деревянными крышками. Согласно колофону, этот манускрипт был подарен матерью великого пандита Шри Ашоки во второй год правления царя Сурапалы в конце 11 века.

Надписи Наланды
Во время раскопок был обнаружен ряд надписей, которые сейчас хранятся в музее Наланды. К ним относятся:
Сын министра Яшовармана пожертвовал храм, построенный царем Баладитьей. 8 век н.э., базальтовая плита, найденная в монастыре 1.
Мурнаварман сконструировал медное изображение Будды высотой 24 метра (80 футов). VII век н.э., базальтовая плита, найденная в кургане Сарай.
Монах Випулшримитра построил монастырь. Базальтовая плита, поздняя половина XII века, найденная на самом верхнем уровне монастыря № 7.
Дар Балапутрадевы, царя Суварнадвипы из династии Шайлендра. 860 г. н. Э. Медная плита, найденная Хиранандой Шастри в 1921 году в вестибюле монастыря 1 в Наланде.

Возрождение после независимости Индии
В 1951 году правительство Бихара недалеко от руин Наланды по предложению доктора Раджендры Прасада, первого президента Индии, основало Нава Наланда Махавихара (New Nalanda Mahavihara), современный центр пали и буддизма в духе древнего института. . В 2006 году он был признан университетом.

1 сентября 2014 года начался первый учебный год современного университета Наланда с 15 студентами в соседнем Раджгире. Он был основан с целью возродить древнее место обучения. Университет приобрел 184 гектара (455 акров) земли для своего кампуса и выделил 27,3 млрд фунтов стерлингов (что эквивалентно 35 млрд фунтов стерлингов или 490 млн долларов США в 2019 году) правительством Индии. Он также финансируется правительствами Китая, Сингапура, Австралии, Таиланда и других стран.


Туризм
Наланда - популярное туристическое направление в штате, которое привлекает множество индийских и зарубежных посетителей. Это также важная остановка на маршруте буддийского туризма.

Археологический музей Наланды
Археологическая служба Индии поддерживает музей рядом с руинами для посетителей. В музее, открытом в 1917 году, представлены предметы старины, найденные в Наланде, а также в соседнем Раджгире. Из 13 463 экспонатов только 349 выставлены в четырех галереях.

Мемориальный зал Сюаньцзан
Мемориальный зал Сюаньцзан - это индокитайское сооружение в честь знаменитого буддийского монаха и путешественника. В мемориальном зале выставлена ​​реликвия, состоящая из кости черепа китайского монаха.

 

Мультимедийный музей Наланды
Еще один музей, примыкающий к раскопкам, - это частный мультимедийный музей Наланды. Он демонстрирует историю Наланды с помощью трехмерной анимации и других мультимедийных презентаций.

Центр Наланда Випасана