Тадж Махал, Индия

Тадж Махал

 

Описание Тадж Махала

Тадж Махал

Расположение: Агра, Уттаракханд

www.tajmahal.gov.in

Станция: Agra Cantt
Телефон (0562) 233 0496
Открыто: 6 утра- 7 вечера Воскр.-  Четв
Музей: 10 утра-  5 вечера Втор- Четв

За два дня до и после полнолуния мавзолей открыт в вечерние часы: 8:30 вечера до полуночи (билеты за сутки до посещения)
Выходные дни: праздничные дни

Цена входа:

Иностранцам 750 рупий

Местные жители: 20 рупий

Дети до 15 лет: бесплатно

 

Тадж Махал- одно из самых узнаваемых мест в Индии. Он был построен в качестве усыпальницы для третьей и любимой жены великого могольского императора Шах Джахана Мумтаз Махал. По легенде правитель так горевал, что побелел за одну ночь. Тадж Мацал стоит на берегу реки Джамна в Агре.

 

Тадж-Махал (букв. «Корона дворца») - это мавзолей из белого мрамора цвета слоновой кости на южном берегу реки Ямуна в индийском городе Агра. Он был построен в 1632 году императором Великих Моголов Шахом Джаханом (правил с 1628 по 1658 год) для размещения гробницы его любимой жены Мумтаз Махал; в нем также находится могила самого Шаха Джахана. Гробница является центральным элементом комплекса площадью 17 гектаров (42 акра), который включает в себя мечеть и гостевой дом, и расположен в формальных садах, ограниченных с трех сторон зубчатой ​​стеной.

Строительство мавзолея было в основном завершено в 1643 году, но работы на других этапах проекта продолжались еще 10 лет. Считается, что комплекс Тадж-Махал был полностью завершен в 1653 году, а его стоимость оценивалась в то время примерно в 32 миллиона рупий, что в 2020 году составит примерно 70 миллиардов рупий (около 956 миллионов долларов США). На строительстве было задействовано около 20 000 ремесленников под руководством совета архитекторов во главе с придворным архитектором императора Устадом Ахмадом Лахаури.

Тадж-Махал был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1983 году как «жемчужина мусульманского искусства Индии и один из всемирно признанных шедевров мирового наследия». Многие считают его лучшим образцом архитектуры Великих Моголов и символом богатой истории Индии. Тадж-Махал привлекает 7–8 миллионов посетителей в год, а в 2007 году он был объявлен победителем инициативы «7 новых чудес света» (2000–2007 годы).

 

История строительства

Тадж Махал был построен императором Моголов Шахом Джахан (царствовал 1628-58), чтобы увековечить память своей жены Мумтаз Махал ( «Украшение дворца»). Название мавзолея происходит от её имени, что довольно не обычно для своего времени. Муж был искренне влюблен в свою жену. Она была неразлучным спутником после свадьбы (женились 1612). Однако в 1631 Мумтаз Махал умерла при родах. По легенде Шах Джахан поседел за одну ночь.

 

Тадж-Махал построен на участке земли к югу от города-крепости Агра. Шах Джахан подарил Махарадже Джай Сингху большой дворец в центре Агры в обмен на землю. Была выкопана территория площадью примерно 1,2 гектара (3 акра), засыпанная землей для уменьшения просачивания и выровненная на высоте 50 метров (160 футов) над берегом реки. В районе гробницы были вырыты колодцы и заполнены камнем и щебнем, чтобы сформировать основу гробницы. Вместо тесаного бамбука рабочие построили колоссальные кирпичные леса, повторяющие гробницу. Строительные леса были настолько огромны, что, по оценкам мастеров, на демонтаж потребуются годы.

Тадж-Махал был построен с использованием материалов со всей Индии и Азии. Считается, что более 1000 слонов использовались для перевозки строительных материалов. Чтобы сформировать Тадж-Махал, потребовались усилия 22 000 рабочих, художников, мастеров вышивки и каменотесов. Полупрозрачный белый мрамор был привезен из Макрана, Раджастхан, яшма из Пенджаба, нефрит и хрусталь из Китая. Бирюза - из Тибета, лазурит - из Афганистана, сапфир - из Шри-Ланки, а сердолик - из Аравии. Всего в белый мрамор инкрустировано 28 видов драгоценных и полудрагоценных камней.

Согласно легенде, Шах Джахан постановил, что любой может оставить кирпичи, снятые с эшафота, и поэтому крестьяне разобрали его за ночь. Для транспортировки мрамора и материалов на строительную площадку была построена 15-километровая (9,3 мили) рампа из утрамбованной земли, и команды из двадцати или тридцати волов тащили блоки на специально построенных фургонах. Для поднятия блоков в желаемое положение использовалась сложная система шкивов со стойками и балками. Воду забирали из реки с помощью серии пурпур, троса и ведра, приводимых в движение животными, в большой резервуар для хранения и поднимали в большой резервуар для распределения. Его перевели в три вспомогательных резервуара, от которых он был подключен к комплексу.

Строительство постамента и гробницы заняло около 12 лет. Остальные части комплекса заняли дополнительные 10 лет и были построены в порядке минаретов, мечети, джаваба и ворот. Поскольку комплекс строился поэтапно, существуют расхождения в сроках завершения из-за разногласий по поводу «завершения». Строительство самого мавзолея было в основном завершено к 1643 году, а работы над окраинными зданиями продолжались годами. Оценки стоимости строительства варьируются из-за трудностей с оценкой затрат во времени. Общая стоимость в то время оценивалась примерно в 32 миллиона индийских рупий, что составляет около 52,8 миллиарда индийских рупий (827 миллионов долларов США) по данным 2015 года.

 

Традиция утверждает, что Шах Джахан первоначально предполагал построить еще один мавзолей через реку. Здесь он собирался поставить свой гроб. В отличие от белоснежного Тадж Махала мавзолей для правителя должен был создан из черного мрамора. По плану мост чере реку должен был связывать эти два великолепных зданий. Проект не реализовался так как в в 1658 сын Шаха Аурангзеб свергнул своего отца. Джахан провел остаток своей жизни в тюрьме в Форте Агры. После его смерти потомки похоронили вместе со своей любимой женой.

Поздние дни
Абдул Хамид Лахаури в своей книге «Падшахнама» называет Тадж-Махал рауза-и мунаввара (персидско-арабский: روضه منواره rawdah-i munawwarah), что означает освещенную или прославленную гробницу. Вскоре после завершения строительства Тадж-Махала Шах Джахан был свергнут своим сыном Аурангзебом и помещен под домашний арест в близлежащем форте Агры. После смерти Шаха Джахана Аурангзеб похоронил его в мавзолее рядом с женой. В 18 веке правители джатов Бхаратпура вторглись в Агра и напали на Тадж-Махал, две люстры, одна из агата, а другая из серебра, которые были повешены над главным кенотафом, были увезены ими вместе с золотом и серебром. экран. Канбо, историк Великих Моголов, сказал, что золотой щит, который прикрывал венец высотой 4,6 метра (15 футов) на вершине главного купола, также был удален во время ограбления Джата.

К концу 19 века часть построек пришла в упадок. В конце XIX века британский вице-король лорд Керзон заказал масштабный проект реставрации, который был завершен в 1908 году. Он также заказал большую лампу во внутренней комнате, смоделированную по образцу одной в мечети Каира. За это время в саду были застроены газоны в европейском стиле, которые сохранились до сих пор.

 

Тадж Махал

Планировка и архитектура

Тадж-Махал включает и расширяет дизайнерские традиции персидской и ранней архитектуры Великих Моголов. Особое вдохновение пришло из успешных построек Тимуридов и Моголов, включая Гур-Эмир (гробница Тимура, прародителя династии Великих Моголов в Самарканде), гробница Хумаюна, которая вдохновила сады Чарбах и хэшт-бехешт (архитектурный) план этого места. Могила Итмад-Уд-Даула (иногда называемая Малышом Тадж) и Джама Масджид Шаха Джахана в Дели. В то время как более ранние здания Великих Моголов строились в основном из красного песчаника, Шах Джахан продвигал использование белого мрамора, инкрустированного полудрагоценными камнями. Строения под его покровительством достигли нового уровня совершенства.

 

Тадж Махал

 

Могила

Гробница является центральным элементом всего комплекса Тадж-Махала. Это большое строение из белого мрамора, стоящее на квадратном постаменте и состоящее из симметричного здания с айваном (дверным проемом в форме арки), увенчанным большим куполом и украшением. Как и в большинстве гробниц Моголов, основные элементы имеют персидское происхождение.

Базовая структура представляет собой большой многокамерный куб со скошенными углами, образующими неравную восьмиугольную структуру, которая составляет примерно 55 метров (180 футов) с каждой из четырех длинных сторон. Каждая сторона айвана обрамлена огромным пиштаком или сводчатым сводчатым проходом с двумя арочными балконами одинаковой формы, сложенными по обе стороны. Этот мотив сложенных друг на друга пиштаков повторяется на скошенных угловых участках, что делает дизайн полностью симметричным со всех сторон здания. Гробницу обрамляют четыре минарета, по одному в каждом углу постамента, обращенные к скошенным углам. В главном зале находятся ложные саркофаги Мумтаз Махала и Шаха Джахана; реальный бас находится на более низком уровне.

Самая впечатляющая особенность - мраморный купол над гробницей. Купол имеет высоту почти 35 метров (115 футов), что близко по размерам к длине основания, и подчеркивается цилиндрическим «барабаном», на котором он сидит, высотой примерно 7 метров (23 фута). Из-за своей формы купол часто называют луковичным куполом или амрудом (куполом гуавы). Верх декорирован рисунком лотоса, что также подчеркивает его высоту. Форма купола подчеркивается четырьмя меньшими купольными беседками (киосками), расположенными по его углам, которые повторяют форму луковицы главного купола. Купол слегка асимметричный. Их колонные основания открываются через крышу гробницы и освещают интерьер. Высокие декоративные шпили (гульдасты) выступают от краев базовых стен и визуально подчеркивают высоту купола. Мотив лотоса повторяется как на чаттри, так и на гульдастах. Купол и шаттри увенчаны позолоченным украшением, в котором сочетаются традиционные персидские и хиндустанские декоративные элементы.

Главный навершие изначально был сделан из золота, но в начале 19 века был заменен копией из позолоченной бронзы. Эта функция представляет собой наглядный пример интеграции традиционных персидских и индуистских декоративных элементов. Навершие венчает луна - типичный исламский мотив, рога которого направлены в небо.

Минареты, каждый высотой более 40 метров (130 футов), демонстрируют склонность дизайнера к симметрии. Они были спроектированы как действующие минареты - традиционный элемент мечетей, используемый муэдзинами для призывания верующих ислама к молитве. Каждый минарет фактически разделен на три равные части двумя рабочими балконами, окружающими башню. На вершине башни находится последний балкон, увенчанный чаттри, который отражает дизайн балконов гробницы. Все chattris имеют одинаковые декоративные элементы в виде лотоса, увенчанные позолоченным навершием. Минареты были построены немного за пределами цоколя, так что в случае обрушения, типичного для многих высоких построек того периода, материал башен будет иметь тенденцию выпадать из гробницы.

 

Тадж Махал

Внешние украшения
Внешнее убранство Тадж-Махала - одно из лучших в архитектуре Великих Моголов. По мере изменения площади поверхности украшения пропорционально облагораживаются. Декоративные элементы были созданы с помощью краски, лепнины, инкрустации или резьбы по камню. В соответствии с исламским запретом на использование антропоморфных форм, декоративные элементы могут быть сгруппированы в каллиграфические, абстрактные или растительные мотивы. По всему комплексу проходят отрывки из Корана, которые составляют некоторые декоративные элементы. Недавние исследования показывают, что Аманат Хан выбрал отрывки.

Каллиграфия на Великих вратах гласит: «О Душа, ты в покое. Вернись к Господу в мире с Ним, и Он в мире с тобой». Каллиграфия была создана в 1609 году каллиграфом по имени Абдул Хак. Шах Джахан присвоил ему титул «Аманат Хан» в награду за его «ослепительную виртуозность». Рядом с строками Корана у основания внутреннего купола есть надпись: «Написано ничтожным существом Аманат Хан Ширази». Большая часть каллиграфии состоит из витиеватого письма тулута из яшмы или черного мрамора, инкрустированного белыми мраморными панелями. Более высокие панели написаны немного большим шрифтом, чтобы уменьшить эффект перекоса при просмотре снизу. Каллиграфия, найденная на мраморных кенотафах в гробнице, особенно детальна и изящна.

Абстрактные формы используются повсюду, особенно на цоколе, минарете, воротах, мечети, джавабе и, в меньшей степени, на поверхностях гробницы. Купола и своды зданий из песчаника украшены узорами резной росписи для создания сложных геометрических форм. Инкрустация "елочкой" определяет пространство между многими соседними элементами. Белые вставки используются в зданиях из песчаника, а темные или черные вставки - на белом мраморе. Заливные участки мраморных зданий окрашены или окрашены в контрастный цвет, что создает сложный массив геометрических узоров. Для полов и дорожек используются контрастные плитки или блоки в мозаичных узорах.

На нижних стенах гробницы - белые мраморные кости, на которых вылеплены реалистичные барельефные изображения цветов и виноградных лоз. Мрамор отполирован, чтобы подчеркнуть изысканную детализацию резьбы. Каркасы для игры в кости и арки украшены вставками pietra dura из стилизованных, почти геометрических виноградных лоз, цветов и фруктов. Камни инкрустации из желтого мрамора, яшмы и нефрита отполированы и выровнены до поверхности стен.


Дизайн интерьера
Внутренние помещения Тадж-Махала выходят далеко за рамки традиционных декоративных элементов. Инкрустация - это не pietra dura, а гравюра из драгоценных и полудрагоценных камней. Внутренняя камера представляет собой восьмиугольник с конструкцией, допускающей вход с каждой стороны, хотя используется только дверь, выходящая в сад на юг. Внутренние стены имеют высоту около 25 метров (82 фута) и увенчаны «ложным» внутренним куполом, украшенным солнечным мотивом. Восемь арок пиштака определяют пространство на уровне земли, и, как и снаружи, каждый нижний пиштак увенчан вторым пиштаком примерно посередине стены. Четыре центральные верхние арки образуют балконы или смотровые площадки, а внешнее окно каждого балкона имеет замысловатый экран или джали, вырезанный из мрамора. Помимо света от балконных ширм, свет проникает через проемы в крыше, закрытые по углам шаттрисом. Восьмиугольная мраморная ширма, или джали, граничащая с кенотафами, сделана из восьми мраморных панелей, насквозь прорезанных сложной резьбой. Остальные поверхности аккуратно инкрустированы полудрагоценными камнями, образующими вьющиеся лозы, фрукты и цветы. Стены каждой камеры богато украшены данным барельефом, сложной лапидарной инкрустацией и изысканными каллиграфическими панелями, которые в мельчайших деталях отражают элементы дизайна, видимые по всему экстерьеру комплекса.

Мусульманская традиция запрещает тщательно украшать могилы. Поэтому тела Мумтаза и Шаха Джахана поместили в относительно простой склеп под внутренним помещением, повернув лицом вправо, в сторону Мекки. Кенотаф Мумтаз Махала помещен точно в центре внутренней камеры на прямоугольную мраморную основу размером 1,5 на 2,5 метра (4 фута 11 дюймов на 8 футов 2 дюйма). Основание и шкатулка искусно инкрустированы драгоценными и полудрагоценными камнями. Каллиграфические надписи на шкатулке идентифицируют и восхваляют Мумтаз. На крышке шкатулки есть прямоугольная лепешка, напоминающая таблетку для письма. Кенотаф Шах Джахана находится рядом с кенотафом Мумтаз на западной стороне и является единственным видимым асимметричным элементом во всем комплексе. Его кенотаф больше, чем кенотаф его жены, но отражает те же элементы: большую шкатулку на немного более высоком основании, точно украшенную гранильной гравировкой и каллиграфией, которая идентифицирует его. На крышке шкатулки - традиционная скульптура маленькой коробочки для ручек.

 

Коробка для ручки и планшет для письма - это традиционные погребальные иконы Моголов, украшающие шкатулки мужчин и женщин соответственно. Девяносто девять имен Бога - это каллиграфические надписи на стенах фактической гробницы Мумтаз Махала. Другие надписи внутри склепа включают: «О благородный, о великолепный, о величественный, о уникальный, о вечный, о славный ...». На могиле Шаха Джахана есть каллиграфическая надпись: «Он отправился из этого мира в банкетный зал Вечности в ночь на двадцать шестое число месяца раджаб 1076 года по хиджре».

Сад
Комплекс расположен вокруг большого 300-метрового квадратного чарбага или сада Моголов. В саду используются приподнятые дорожки, которые разделяют каждую из четырех четвертей сада на 16 затопленных партеров или клумб. На полпути между гробницей и воротами в центре сада находится поднятый мраморный резервуар для воды с отражающим бассейном, расположенный на оси север-юг, чтобы отразить изображение мавзолея. Поднятый мраморный резервуар для воды называется аль-Хавд аль-Каутар в отношении «Резервуара изобилия», обещанного Мухаммеду.

В другом месте сад разбит с аллеями деревьев, обозначенными в соответствии с общепринятыми и научными названиями, и фонтанами. Сад чарбаг, дизайн которого вдохновлен персидскими садами, был представлен Индии Бабуром, первым императором Великих Моголов. Он символизирует четыре текущих реки Джанна (Рая) и отражает райский сад, происходящий от персидского paridaeza, что означает «огороженный сад». В мистических исламских текстах периода Великих Моголов Рай описывается как идеальный сад изобилия с четырьмя реками, вытекающими из центрального источника или горы, разделяющими сад на север, запад, юг и восток.

Большинство чарбагов Моголов имеют прямоугольную форму с гробницей или павильоном в центре. Сад Тадж-Махала необычен тем, что главный элемент - гробница - находится в конце сада. С открытием Махтаб Бага или «Лунного сада» на другой стороне Ямуны, согласно интерпретации Археологической службы Индии, сама река Ямуна была включена в дизайн сада и должна была рассматриваться как одна из рек. рая. Сходство в планировке и архитектурных особенностях с садами Шалимар предполагает, что оба сада, возможно, были спроектированы одним и тем же архитектором Али Марданом. Ранние описания сада описывают его обилие растительности, в том числе обильные розы, нарциссы и фруктовые деревья. Когда Империя Великих Моголов пришла в упадок, пришел в упадок и Тадж-Махал и его сады. К концу XIX века Британская империя контролировала более трех пятых Индии и взяла на себя управление Тадж-Махалом. Они изменили ландшафтный дизайн по своему вкусу, который больше напоминал формальные лондонские газоны.

Прилегающие здания
Комплекс Тадж-Махал с трех сторон окаймлен зубчатыми стенами из красного песчаника; сторона, обращенная к реке, открыта. За стенами находится несколько дополнительных мавзолеев, в том числе мавзолеев других жен Шах Джахана, и более крупная гробница любимой слуги Мумтаз. Эти сооружения, состоящие в основном из красного песчаника, типичны для небольших могольских гробниц той эпохи. Обращенные к саду внутренние стороны стены выходят на аркады с колоннами, типичную для индуистских храмов, которые позже были включены в мечети Моголов. Стена перемежается с куполообразными беседками и небольшими зданиями, которые могли быть смотровыми площадками или сторожевыми башнями, такими как Дом музыки, который сейчас используется как музей.

Главные ворота (дарваза) - это монументальное сооружение, построенное в основном из мрамора и напоминающее архитектуру Великих Моголов более ранних императоров. Его арочные проходы отражают форму арок гробницы, а арки пиштака включают каллиграфию, которая украшает гробницу. В нем использованы барельефы и инкрустация pietra dura с цветочными мотивами. Сводчатые потолки и стены имеют сложные геометрические узоры, как и в других зданиях из песчаника в комплексе.

 

В дальнем конце комплекса находятся два великих здания из красного песчаника, которые отражают друг друга и обращены к стенам гробницы. Спинки зданий параллельны западной и восточной стенам. Западное здание - это мечеть, а другое - джаваб (ответ), которое, как считается, было построено для архитектурного баланса, хотя, возможно, оно использовалось как гостевой дом. Различия между двумя зданиями включают в себя отсутствие михраба (ниши в стене мечети, выходящей на Мекку), а также геометрический рисунок полов, в то время как пол мечети выложен очертаниями 569 молитвенных ковриков из черного мрамора. Базовая конструкция мечети в виде длинного зала, увенчанного тремя куполами, аналогична другим, построенным Шахом Джаханом, в частности, Масджид-и Джахан-Нума, или Джама Масджид, Дели. Мечети Великих Моголов этого периода делят зал святилища на три части, включающие главное святилище и святилища чуть меньшего размера по обе стороны. В Тадж-Махале каждое святилище открывается на обширный сводчатый купол. Окрестности построены в 1643 году.

 

Актуальные вопросы

На протяжении веков Тадж-Махал был пренебрегаем и постепенно распадался. Восстановление началось лишь в начале 20-го века под руководством лорда Керзона, британского наместника Индии. Великолепный мавзолей был превращен в музей. Однако загрязнение воздуха выхлопных газов машин и близлежащих заводов повредило мавзолей, в частности, его мраморный фасад. Ряд мер были приняты для снижения угрозы до памятника, среди которых было закрытие некоторых литейных заводов, установка очистного оборудования, создание парковой буферной зоны вокруг комплекса, а также запрет на приближение машин к территории комплекса. Реставрация и программа исследований Тадж-Махала, которое было инициировано в 1998 году привело к улучшению условий окружающей среды вокруг памятника.

Время от времени Тадж-Махал становится предметом политических споров и конфликтов в Индии.  Так Тажд Махал закрывали на ночь между 1984 и 2004 годами так как боялись, что памятник может стать мишенью для боевиков сикхов. Статус мавзолея, как важного индийского культурного символа также явлется предметом жарких споров в обществе. Некоторые индуистские националистические группы пытаются преуменьшить значение мусульманского влияния на происхождения и дизайн Тадж Махала.

 

В дальнем конце комплекса находятся два великих здания из красного песчаника, которые отражают друг друга и обращены к стенам гробницы. Спинки зданий параллельны западной и восточной стенам. Западное здание - это мечеть, а другое - джаваб (ответ), которое, как считается, было построено для архитектурного баланса, хотя, возможно, оно использовалось как гостевой дом. Различия между двумя зданиями включают в себя отсутствие михраба (ниши в стене мечети, выходящей на Мекку), а также геометрический рисунок полов, в то время как пол мечети выложен очертаниями 569 молитвенных ковриков из черного мрамора. Базовая конструкция мечети в виде длинного зала, увенчанного тремя куполами, аналогична другим, построенным Шахом Джаханом, в частности, Масджид-и Джахан-Нума, или Джама Масджид, Дели. Мечети Великих Моголов этого периода делят зал святилища на три части, включающие главное святилище и святилища чуть меньшего размера по обе стороны. В Тадж-Махале каждое святилище открывается на обширный сводчатый купол. Окрестности построены в 1643 году.

 

Информация для туриста

Территория комплекса включает в себя несколько других красивых зданий, отражающие бассейны и обширные декоративные сады с цветущими деревьями и кустарниками, а также небольшой сувенирный магазин. Тадж Махал, обрамленный деревьями и отраженный в бассейне, удивителен. Крупным планом, большие части здания покрыты инкрустированной каменной кладкой.

Существует апокрифическая история о том, что Шах Джахан планировал построить точную копию из черного мрамора на противоположной стороне реки Ямуны. Его планы были сорваны его сыном, Аурангзебом, который убил трех своих старших братьев, а затем сверг и заключил в тюрьму своего отца, чтобы получить трон. Шах Джахан сейчас похоронен вместе со своей женой в Тадж-Махале.

Поскольку Тадж - белый, ваша камера может недоэкспонировать ваши фотографии. Рекомендуется передержка на 1 или 2 остановки.

Тадж Махал открыт с 06:00 до 19:30 каждый день, кроме пятницы. Стоимость въезда составляет 250 фунтов стерлингов для индейцев и 1100 фунтов стерлингов для иностранцев. Доберитесь туда как можно раньше, чтобы победить толпу, и планируйте посетить Тадж, по крайней мере, два раза в день (сумерки и рассвет лучше всего), чтобы ощутить полный эффект изменения солнечного света на удивительном здании. Обратите внимание, что вход в памятник закрывается за 30 минут до захода солнца. Тадж Махал также совершенно потрясающе при полной луне.

Чтобы купить билеты, вы можете пойти к южным воротам, но эти ворота находятся в 1 км от входа и стойки открыты в 08:00. У западных и восточных ворот стойка открыта в 06:00. Помимо билетной кассы вы также можете приобрести аудио-тур с самостоятельным гидом (на двоих на устройство) за 100 фунтов стерлингов на английском и иностранных языках и 60 фунтов стерлингов на индийские языки.

Тадж находится в центре города. Ожидайте очереди, чтобы попасть в центр комплекса. Есть три ворот: Западные ворота - главные ворота, куда входит большинство туристов. Большое количество людей посещают в выходные и праздничные дни, и вход через западные ворота может занять несколько часов. Южные и восточные ворота гораздо менее заняты, и в такие дни их стоит попробовать.

Оказавшись внутри, ожидайте длинные очереди, чтобы войти в Мавзолей. Есть две очереди в зависимости от типа купленного вами билета. У основания памятника поверните направо для общего (индийского) входа и поверните налево для дорогих (иностранных) билетов. Генеральная линия может обернуться вокруг здания несколько раз днем, тогда как линия иностранца обычно пуста. Полезные охранники могут направить вас, если вы заблудились.

Репеллент от комаров рекомендуется в теплое время года.

Есть ночные просмотры сеансов Тадж-Махала в полнолуние и два дня до и после (итого пять дней). Исключение составляют пятница, мусульманский субботний день и месяц Рамадан. Бронирование необходимо сделать за 24 часа в офисе Археологического общества Индии, расположенном по адресу: 22, Mall Road, Agra. Билеты стоят 510 фунтов для индейцев и 750 фунтов для неиндийцев. Часы ночного просмотра: с 20:30 до 21:00 и с 09:00 до 21:30. Посетитель должен прибыть за 30 минут до просмотра часов для проверки безопасности в билетном киоске Тадж-Махал в Восточных Воротах. Ночной вид, вероятно, не стоит тратить деньги, так как посетители находятся далеко от Тадж-Махала (почти в 200 метрах) и не хватает света для просмотра или фотографирования.

 

Угрозы

В 1942 году правительство установило строительные леса, чтобы замаскировать здание в ожидании воздушных атак японских ВВС. Во время индийско-пакистанских войн 1965 и 1971 годов снова были возведены строительные леса, чтобы ввести в заблуждение пилотов бомбардировщиков.

Более поздние угрозы исходили от загрязнения окружающей среды на берегах реки Ямуна, включая кислотные дожди из-за нефтеперерабатывающего завода Матхура, против которого выступили директивы Верховного суда Индии. Загрязнение сделало Тадж-Махал желто-коричневым. Чтобы помочь контролировать загрязнение, правительство Индии создало «Зону Taj Trapezium (TTZ)» - территорию площадью 10 400 квадратных километров (4 000 квадратных миль) вокруг памятника, где действуют строгие стандарты выбросов.

Опасения по поводу структурной целостности гробницы недавно возникли из-за снижения уровня грунтовых вод в бассейне реки Ямуна, который падает со скоростью примерно 1,5 м (5 футов) в год. В 2010 году в некоторых частях гробницы появились трещины, а минареты, окружающие памятник, имели признаки наклона, так как деревянный фундамент гробницы мог гнить из-за отсутствия воды. Однако политики указали, что минареты спроектированы так, чтобы слегка наклоняться наружу, чтобы предотвратить их падение на вершину гробницы в случае землетрясения. В 2011 году сообщалось, что некоторые прогнозы указывали на то, что гробница может разрушиться в течение пяти лет.

Небольшие минареты, расположенные в двух отдаленных зданиях, были повреждены штормом 11 апреля 2018 года. 31 мая 2020 года еще одна сильная гроза нанесла некоторый ущерб комплексу.

 

Споры

По состоянию на 2017 год несколько судебных дел о том, что Тадж-Махал является индуистским храмом, были вдохновлены теорией П. Н. Оука. В августе 2017 года Археологическая служба Индии (ASI) заявила, что нет никаких доказательств того, что на памятнике когда-либо находился храм. Винай Катияр из Bharatiya Janata Party в 2017 году заявил, что памятник 17-го века был построен императором Великих Моголов Шахом Джаханом после разрушения индуистского храма под названием «Теджо Махалая», в котором находился шива-лингам. Это заявление также было сделано другим членом BJP Лакшмикантом Баджпаем в 2014 году. Профсоюзный министр культуры правительства BJP Махеш Шарма заявил в ноябре 2015 года во время сессии парламента, что нет никаких доказательств того, что это был храм. Теории о Тадж-Махале как о храме Шивы начали распространяться, когда Оук выпустил в 1989 году свою книгу «Тадж-Махал: правдивая история». Он утверждал, что он был построен в 1155 году нашей эры, а не в 17 веке, как заявляет ASI.

Споры возникли в 2017 году, когда правительство штата Уттар-Прадеш не включило его в свой официальный туристический буклет «Туризм в Уттар-Прадеш - неограниченные возможности». Главный министр Йоги Адитьянатх ранее утверждал, что он не представляет индийскую культуру. На фоне этого противоречия организация BJP MLA Сангит Сом заявила, что те, кто построил Тадж-Махал, были предателями и что это «пятно» на культуре страны. Он утверждал, что его построил человек, который заключил в тюрьму своего отца и хотел убить индусов. Депутат от BJP Аншул Верма поддержал его комментарии. Депутат AIMIM Асадуддин Овайси, лидер Национальной конференции Джамму и Кашмира Омар Абдулла и Азам Хан подвергли его критике. КМ Адитьянатх заявил, что комментарии Сома были личными, и правительство сосредоточит внимание на туристическом потенциале каждого памятника.