Персеполис

Персеполис

Описание Персеполиса

Персеполис — историческое место в 60 км к северу от Шираза, в провинции Фарс. Это была церемониальная столица империи Ахеменидов (550–330 гг. до н.э.), внесенная в список ЮНЕСКО в 1979 году. Центр великой Персидской империи, внесенный в список всемирного наследия, церемониальная столица Ахеменидов и образец ахеменидского искусства Персеполь (столица Персии по-гречески) — историческое место в провинции Фарс, в 60 км к северо-востоку от Шираза. Иранцы называют его Тахте-Джамшид (трон Джамшида), поскольку Джамшид был первым, вероятно, мифическим правителем Ирана. Этот великолепный двор был летней резиденцией ахеменидских императоров и местом их официальных приемов. Должно быть, по какой-то странной исторической случайности Персеполь никогда не упоминался в иностранных записях, поскольку именно здесь собирались представители всех различных народов империи, чтобы отдать дань уважения и принести дань Царю царей, вероятно, каждую весну. , во время древнего праздника Навруз. Хотя он был подожжен и разрушен Александром Великим в жесте, символизирующем разрушение персидской имперской власти, его по-прежнему впечатляющие руины позволяют довольно полно восстановить его первоначальный вид.

Касса, ☏ +98 7143341556. 08:00 – 18:30. Они требуют, чтобы все сдавали рюкзаки и большие сумки в камеру хранения. Кроме того, есть демонстрационный зал, где показывают вступительный видеоролик по истории Персеполя. Иностранцы платят 1 000 000 риалов.

 

Название

Персеполис происходит от древнегреческого: Περσέπολις, романизировано: Персеполис, соединение Персепа (Πέρσης) и полиса (πόλις), что означает «персидский город» или «город персов». Для древних персов город был известен как Парса, что также означает регион Персии. Надпись, оставленная в 311 году нашей эры сасанидским принцем Шапуром Саканшахом, сыном Хормизда II, называет это место Сад-стун, что означает «Сотня столбов». Поскольку средневековые персы приписывали это место Джамшиду, царю из иранской мифологии, его называли Тахт-э-Джамшид (персидский: تخت جمشید, Taxt e Jamšīd), что буквально означает «Трон Джамшида». Другое название, данное этому месту в средневековье, было Чешель Менар, что буквально означает «Сорок минаретов».

 

География

Персеполь находится недалеко от речки Пульвар, впадающей в реку Кур. Участок включает террасу площадью 125 000 квадратных метров, частично искусственно построенную и частично вырезанную из горы, с восточной стороной, склоняющейся на гору Рахмат. Остальные три стороны образованы подпорными стенами, высота которых меняется в зависимости от уклона земли. На западе с высоты 5–13 метров (16–43 футов) поднималась двойная лестница. Оттуда он полого спускается к вершине. Для создания ровной террасы углубления засыпались грунтом и тяжелыми камнями, которые соединялись металлическими зажимами.

 

История

Археологические данные показывают, что самые ранние остатки Персеполя датируются 515 годом до нашей эры. Андре Годар, французский археолог, проводивший раскопки в Персеполе в начале 1930-х годов, полагал, что именно Кир Великий выбрал место Персеполя, но что именно Дарий I построил террасу и дворцы. Надписи на этих зданиях подтверждают веру в то, что они были построены Дарием.

С Дарием I скипетр перешел в новую ветвь царского дома. Персеполис, вероятно, стал столицей собственно Персии во время его правления. Однако расположение города в отдаленном и горном районе делало его неудобной резиденцией для правителей империи. Настоящими столицами страны были Сузы, Вавилон и Экбатана. Возможно, поэтому греки не были знакомы с городом, пока Александр Великий не взял и не разграбил его.

Строительство Персеполя Дарием I велось параллельно с постройкой дворца в Сузах. По словам Джина Р. Гартуэйта, дворец в Сузах служил моделью Дария для Персеполя. Дарий I приказал построить Ападану и Зал Совета (Трипилон или «Тройные ворота»), а также главную императорскую казну и ее окрестности. Они были завершены во время правления его сына, Ксеркса I. Дальнейшее строительство зданий на террасе продолжалось до падения империи Ахеменидов. Согласно Encyclopdia Britannica, греческий историк Ктесий упомянул, что могила Дария I находилась на скале, до которой можно было добраться с помощью веревки.

Около 519 г. до н.э. было начато строительство широкой лестницы. Первоначально планировалось, что лестница будет главным входом на террасу на высоте 20 метров (66 футов) над землей. Двойная лестница, известная как Лестница Персеполита, была построена симметрично на западной стороне Великой стены. 111 ступеней имели ширину 6,9 метра (23 фута), ступени 31 сантиметр (12 дюймов) и подъемы на 10 сантиметров (3,9 дюйма). Первоначально считалось, что ступени были построены для того, чтобы дворяне и члены королевской семьи могли подниматься верхом. Новые теории, однако, предполагают, что неглубокие стояки позволяли посещающим высокопоставленным лицам сохранять царственный вид во время восхождения. Верх лестницы вел в небольшой двор на северо-восточной стороне террасы, напротив Ворот Всех Наций.

Серый известняк был основным строительным материалом, используемым в Персеполе. После того, как природный камень был выровнен и углубления заделаны, была подготовлена ​​терраса. Основные туннели для сточных вод были прорыты под землей в скале. У восточного подножия горы был вырезан большой приподнятый резервуар для воды. Профессор Олмстед предположил, что цистерна была построена одновременно с началом строительства башен.

Неровный план террасы, включая фундамент, действовал как замок, чьи угловатые стены позволяли его защитникам атаковать любую часть внешнего фасада. Диодор Сицилийский пишет, что у Персеполя было три стены с валами, и все они имели башни, чтобы обеспечить защищенное пространство для персонала обороны. Первая стена была 7 метров (23 фута) в высоту, вторая - 14 метров (46 футов), а третья стена, которая покрывала все четыре стороны, была 27 метров (89 футов) в высоту, хотя стены не было. современное время.

Разрушение
После вторжения в Персию Ахеменидов в 330 г. до н.э. Александр Македонский отправил основные силы своей армии в Персеполь по Царской дороге. Он штурмовал «Персидские ворота», проход через современные горы Загрос. Там Ариобарзан Персидский успешно устроил засаду на армию Александра Македонского, причинив тяжелые потери. После 30 дней сдерживания Александр Македонский обошел и уничтожил защитников. Сам Ариобарзан был убит либо во время битвы, либо при отступлении к Персеполису. Некоторые источники указывают на то, что персы были преданы пленным вождем племени, который показал македонцам альтернативный путь, который позволил им обойти Ариобарзана с фланга при обращении к Фермопилам. Через несколько месяцев Александр позволил своим войскам грабить Персеполь.

Примерно в то время пожар сжег «дворцы» или «дворец». Ученые соглашаются, что это событие, описанное в исторических источниках, произошло на руинах, которые теперь повторно идентифицированы как Персеполис. Из исследований Штольце выясняется, что по крайней мере один из них, замок, построенный Ксерксом I, имеет следы уничтожения во время пожара. Местность, описанная Диодором Сицилийским после Клитарха, во многом соответствует историческому Персеполису, например, тем, что поддерживается горой на востоке.

 

Персеполис

Считается, что пожар, уничтоживший Персеполис, начался из дворца Хадиш, который был жилым кварталом Ксеркса I, и распространился на остальную часть города. Неясно, был ли пожар случайным или преднамеренным актом мести за сожжение Афинского Акрополя во время второго персидского вторжения в Грецию. Многие историки утверждают, что, хотя армия Александра праздновала симпозиумом, они решили отомстить персам. Если это так, то разрушение Персеполя могло быть как случайностью, так и случаем мести. Огонь мог также иметь политическую цель уничтожить культовый символ персидской монархии, который мог стать центром персидского сопротивления.

Несколько более поздних греческих и римских отчетов (включая Арриана, Диодора Сицилийского и Квинта Курция Руфа) описывают, что сожжение было идеей Таиса, любовницы генерала Александра Птолемея I Сотера и, возможно, самого Александра. Говорят, что она предложила это во время очень пьяного праздника, по некоторым данным, чтобы отомстить за разрушение греческих святилищ (она была из Афин), и либо она, либо сам Александр подожгли огонь.

Книга Арда Вираз, зороастрийское произведение, составленное в 3-м или 4-м веках, описывает архивы Персеполя как содержащие «всю Авесту и Зенд, написанные на подготовленных коровьих шкурах и золотыми чернилами», которые были уничтожены. Действительно, в своей «Хронологии древних народов» иранский писатель Бируни указывает на недоступность некоторых исконно иранских историографических источников в постахеменидскую эпоху, особенно в период Парфянской империи. Он добавляет: «[Александр] сжег весь Персеполь в отместку персам, потому что кажется, что персидский царь Ксеркс сжег греческий город Афины около 150 лет назад. Люди говорят, что даже в настоящее время следы в некоторых местах виден огонь ".

Парадоксально, но событие, вызвавшее уничтожение этих текстов, могло помочь в сохранении Административного архива Персеполя, который в противном случае мог бы быть утерян со временем из-за природных и антропогенных событий. Согласно археологическим свидетельствам, частичное сожжение Персеполя не повлияло на то, что сейчас называется архивными таблицами фортификационных укреплений Персеполя, а скорее, возможно, вызвало окончательное обрушение верхней части северной крепостной стены, которая сохранила таблички до их восстановления. археологи Восточного института.

После падения империи Ахеменидов
В 316 г. до н.э. Персеполис все еще был столицей Персии как провинции великой Македонской империи (см. Diod. XIX, 21 seq., 46; вероятно, после Иеронима Кардийского, который жил около 326 г.). Город должен был постепенно приходить в упадок с течением времени. Нижний город у подножия имперского города мог просуществовать дольше; но руины Ахеменидов остались свидетелями его древней славы. Вероятно, что главный город страны или, по крайней мере, округа всегда находился в этом районе.

Около 200 г. до н.э. город Эстахр, расположенный в пяти километрах к северу от Персеполя, был резиденцией местных правителей. Отсюда были заложены основы второй великой Персидской империи, и здесь Эстахр приобрел особое значение как центр жреческой мудрости и ортодоксии. Сасанидские цари покрыли скалы в этом районе и частично даже руины Ахеменидов своими скульптурами и надписями. Сами они, должно быть, были построены в основном здесь, хотя никогда не имели такого великолепия, как их древние предшественники. Римляне знали об Эстахре так же мало, как греки знали о Персеполе, несмотря на то, что сасаниды поддерживали отношения с империей в течение четырехсот лет, дружеские или враждебные.

Во время вторжения мусульман в Персию Эстахр оказал отчаянное сопротивление. Это место по-прежнему имело большое значение в первом веке ислама, хотя его величие быстро затмилось новой метрополией Шираз. В 10 веке Эстахр стал незначительным, как видно из описаний уроженца Эстахри (ок. 950 г.) и Аль-Мукаддаси (ок. 985 г.). В течение следующих столетий Эстахр постепенно приходил в упадок, пока не перестал существовать как город.

 

Археологические исследования

Одорик из Порденоне, возможно, проходил через Персеполь по пути в Китай в 1320 году, хотя он упомянул только большой разрушенный город под названием «Комерум». В 1474 году Джозафат Барбаро посетил руины Персеполя, которые, как он ошибочно полагал, имели еврейское происхождение. Путешествие Хаклуйта включало общий отчет о руинах Персеполя, приписываемый английскому купцу, посетившему Иран в 1568 году. Антониу де Гувейя из Португалии писал о клинописных надписях после своего визита в 1602 году. Его отчет о руинах Персеполя был опубликован как часть его Relaçam в 1611 году.

В 1618 году Гарсия де Сильва Фигероа, посол короля Испании Филиппа III при дворе Аббаса I, монарха Сефевидов, был первым западным путешественником, который связал сайт, известный в Иране как «Чехель Минар», как сайт, известный у классических авторов как Персеполис.

Пьетро Делла Валле посетил Персеполь в 1621 году и заметил, что только 25 из 72 оригинальных колонн все еще стояли из-за вандализма или природных процессов. Голландский путешественник Корнелис де Брейн посетил Персеполь в 1704 году.

Плодородная область была покрыта деревнями до ужасного разорения в 18 веке; и даже сейчас он сравнительно хорошо культивируется. Замок Эстахр несколько раз играл заметную роль в качестве сильной крепости в мусульманский период. Это была самая высокая и средняя из трех крутых скал, которые возвышаются над долиной Кура, на некотором расстоянии к западу или северо-западу от некрополя Накш-э Рустам.

Французские путешественники Эжен Фланден и Паскаль Кост были одними из первых, кто предоставил не только литературный обзор структуры Персеполя, но и создал одни из лучших и самых ранних визуальных изображений его структуры. В своих публикациях в Париже в 1881 и 1882 годах под названием Voyages en Perse de MM. Eugene Flanin peintre et Pascal Coste architecte, авторы предоставили около 350 новаторских иллюстраций Персеполя. Французское влияние и интерес к археологическим находкам Персии продолжились после прихода к власти Реза Шаха, когда Андре Годар стал первым директором археологической службы Ирана.

В 1800-х годах на этом месте проводились различные любительские раскопки, в некоторых случаях в больших масштабах.

Первые научные раскопки в Персеполе были проведены Эрнстом Херцфельдом и Эрихом Шмидтом, представляющими Восточный институт Чикагского университета. Они вели раскопки в течение восьми сезонов, начиная с 1930 года, и включили другие близлежащие места.

Херцфельд считал, что причиной строительства Персеполя была необходимость в величественной атмосфере, символе империи, а также в праздновании особых событий, особенно Новруза. По историческим причинам Персеполь был построен там, где была основана династия Ахеменидов, хотя в то время он не был центром империи.

Раскопки фрагментов мемориальной доски намекают на сцену противостояния Геракла и Аполлона, получившую название «Греческая картина в Персеполе».

Архитектура
Персеполитанская архитектура известна использованием персидской колонны, которая, вероятно, была основана на более ранних деревянных колоннах. К камню архитекторы обращались только тогда, когда самые большие кедры Ливана или тик Индии не соответствовали требуемым размерам. Основания колонн и капители были каменными, даже на деревянных валах, но существование деревянных капителей вероятно. В 518 г. до н.э. большое количество самых опытных инженеров, архитекторов и художников из четырех уголков вселенной были призваны к участию в строительстве первого здания, которое станет символом всеобщего единства, мира и равенства для тысяч лет.

Здания в Персеполе включают три основные группы: военные кварталы, казначейство, залы для приемов и временные дома для короля. Известные сооружения включают Великую лестницу, Ворота всех Наций, Ападану, Зал ста колонн, Трипилонский зал и Тахару, дворец Хадиш, дворец Артаксеркса III, Императорское казначейство, Королевские конюшни и Колесница.

 

Руины и останки

На террасе сохранились руины ряда колоссальных построек. Все они построены из темно-серого мрамора. Пятнадцать из их столбов остались нетронутыми. Еще три столба были восстановлены с 1970 года. Некоторые здания так и не были достроены. Ф. Штольце показал, что часть мусора каменщика остается.

На данный момент при исследовании Персеполя было найдено более 30 000 надписей, которые небольшие и краткие по размеру и тексту, но они являются наиболее ценными документами периода Ахеменидов. На основании этих надписей, которые в настоящее время хранятся в Соединенных Штатах, большую часть времени указывают на то, что во времена Персеполиса наемным работникам платили.

Со времен Пьетро делла Валле не подлежит сомнению, что эти руины представляют Персеполь, захваченный и частично разрушенный Александром Великим.

 

Позади комплекса в Персеполе есть три гробницы, высеченные в скале на склоне холма. Фасады, один из которых неполный, богато украшены рельефами. Примерно в 13 км к северо-северо-востоку, на противоположной стороне реки Пульвар, возвышается отвесная каменная стена, в которой на значительной высоте от дна долины вырублены четыре одинаковых гробницы. Современные иранцы называют это место Накш-э Рустам («Рустам Рустам») из-за сасанидских рельефов под проемом, которые они принимают за изображение мифического героя Ростама. Из скульптур можно сделать вывод, что обитатели этих семи гробниц были королями. Надпись на одной из гробниц гласит, что это могила Дария I, о котором Ктесий рассказывает, что его могила находилась на скале и добраться до нее можно было только с помощью веревок. Ктесий далее упоминает в отношении ряда персидских царей, что либо их останки были доставлены «персам», либо они умерли там.

Ворота всех наций
Ворота всех наций, относящиеся к подданным империи, состояли из большого зала площадью примерно 25 метров (82 фута) в длину с четырьмя колоннами и входом в Стену Плача. Были еще две двери, одна на юге, выходила во двор Ападаны, а другая выходила на длинную дорогу на восток. Поворотные приспособления, обнаруженные на внутренних углах всех дверей, указывают на то, что это были двустворчатые двери, вероятно, сделанные из дерева и покрытые листами декоративного металла.

У западного порога стоит пара ламасс, быков с головами бородачей. Другая пара с крыльями и персидской головой (Gopät-Shäh) стоит у восточного входа, чтобы отразить мощь империи.

Имя Ксеркс I было написано на трех языках и высечено на входах, сообщая всем, что он приказал его построить.

Дворец Ападана
Дарий I построил величайший дворец в Персеполе на западной стороне платформы. Этот дворец назывался Ападана. Король королей использовал его для официальных аудиенций. Работа началась в 518 г. до н.э., а его сын Ксеркс I завершил ее 30 лет спустя. У дворца был большой зал в форме квадрата, каждая сторона которого составляла 60 метров (200 футов) в длину, с семидесяти двумя колоннами, тринадцать из которых все еще стоят на огромной платформе. Каждая колонна имеет высоту 19 метров (62 фута) с квадратным Тельцом (быком) и постаментом. Колонны несли вес огромного и тяжелого потолка. Верхушки колонн были сделаны из скульптур животных, таких как двуглавые львы, орлы, люди и коровы (коровы были символами плодородия и изобилия в древнем Иране). Колонны соединялись между собой при помощи дубовых и кедровых балок, привезенных из Ливана. Стены были покрыты слоем глины и штукатурки на глубину 5 см, которая использовалась для склеивания, а затем покрыта зеленоватой штукатуркой, которая встречается во всех дворцах.

Фундаментальные таблички из золота и серебра были найдены в двух ящиках для хранения в фундаменте дворца. Они содержали надпись Дария древнеперсидской клинописью, которая описывает масштабы его империи в широких географических терминах и известна как надпись DPh:
Дарий великий царь, царь царей, царь стран, сын Гистаспа, Ахеменид. Царь Дарий говорит: Это царство, которое я держу, от саков, которые находятся за Согдией, до Куша и от Синда («Хидаув», местное слово «Хидуш», то есть «долина Инда») до Лидии. (Древнеперсидский: «Спарда») - [это] то, что Аурамазда, величайший из богов, даровал мне. Да защитит Ахурамазда меня и мой королевский дом!
- DPh надпись Дария I в основании дворца Ападана

На западной, северной и восточной сторонах дворца было три прямоугольных портика, каждый из которых имел двенадцать колонн в два ряда по шесть. К югу от большого зала был построен ряд помещений для хранения вещей. Были построены две величественные персеполитанские лестницы, симметричные друг другу и соединенные с каменным фундаментом. Чтобы защитить крышу от эрозии, через кирпичные стены сделали вертикальные водостоки. В четырех углах Ападаны, обращенных наружу, были построены четыре башни.

Стены были выложены плиткой и украшены изображениями львов, быков и цветов. Дарий приказал, чтобы его имя и подробности его империи были написаны золотом и серебром на пластинах, которые были помещены в закрытые каменные ящики в фундаменте под Четырьмя углами дворца. Две симметричные лестницы в стиле Персеполита были построены на северной и восточной сторонах Ападаны, чтобы компенсировать разницу в уровнях. Две другие лестницы стояли посреди здания. Внешний вид дворца был украшен резными изображениями Бессмертных, элитной гвардии королей. Северная лестница была завершена во время правления Дария I, но вторая лестница была достроена намного позже.

 

Рельефы на лестницах позволяют наблюдать за людьми со всей империи в их традиционных одеждах и даже за самим королем «до мельчайших деталей».

Клад монет дворца Ападана
Клад Ападана - это клад монет, которые были обнаружены под каменными ящиками, содержащими фундаментные таблички дворца Ападана в Персеполе. Монеты были обнаружены при раскопках в 1933 году Эрихом Шмидтом в двух депозитах, каждое из которых находится под двумя найденными ящиками для хранения. Отложение этого клада датируется ок. 515 г. до н.э. Монеты состояли из восьми золотых легких Croeseids, тетрадрахмы Абдеры, статера Эгины и трех двойных сиглоев с Кипра. Крозеиды были найдены в очень свежем состоянии, что подтверждает, что они были недавно отчеканены под властью Ахеменидов. На месторождении не было никаких дариков и сиглоев, что также убедительно свидетельствует о том, что эти типичные для ахеменидской чеканки монеты начали чеканить позже, после основания дворца Ападана.

Тронный зал
Рядом с Ападаной, вторым по величине зданием Террасы и последними постройками, находится Тронный зал или Зал почета Императорской армии (также называемый Стоколонным дворцом). Зал размером 70 на 70 квадратных метров был начат Ксерксом I и завершен его сыном Артаксерксом I. к концу V века до нашей эры. Его восемь каменных дверных проемов украшены с юга и севера рельефами с изображением трона, а с востока и запада - сценами, изображающими короля в битве с монстрами. Два колоссальных каменных быка обрамляют северный портик. Голова одного из быков сейчас находится в Восточном институте в Чикаго и является опорой одной из колонн Британского музея.

В начале правления Ксеркса I Тронный зал использовался в основном для приемов военачальников и представителей всех подчиненных народов империи. Позже Тронный зал служил императорским музеем.

Другие дворцы и строения
Другие дворцы включали Тахару, которая была построена при Дарии I, и Императорское казначейство, которое было начато Дарием I в 510 г. до н.э. и завершено Ксерксом I в 480 г. до н.э. Хадиш Дворец Ксеркса I занимает самый высокий уровень террасы и стоит на живой скале. Зал Совета, Триплионский зал, дворцы D, G, H, кладовые, конюшни и кварталы, недостроенные ворота и несколько других построек в Персеполе расположены недалеко от юго-восточного угла террасы, у подножия холма. гора.

Гробницы
Принято считать, что Кир Великий был похоронен в Пасаргадах, которые Ктесий упоминает как свой собственный город. Если это правда, что тело Камбиза II было доставлено домой «персам», его место захоронения должно быть где-то рядом с захоронением его отца. Ктесий предполагает, что у царя был обычай готовить себе гробницу еще при жизни. Следовательно, цари, похороненные в Нагш-и Ростам, вероятно, Дарий I, Ксеркс I, Артаксеркс I и Дарий II. Ксеркс II, правивший очень недолго, вряд ли мог получить столь великолепный памятник, а тем более узурпатор Согдиан. Две завершенные могилы позади комплекса в Персеполе тогда принадлежали бы Артаксерксу II и Артаксерксу III. Незаконченная гробница, находящаяся в километре от города, обсуждается, кому она принадлежит. Это, возможно, Артаксеркса IV, который правил более двух лет, или, если не его, то Дария III (Кодоманна), одного из тех, чьи тела, как говорят, были принесены «персам». Поскольку говорят, что Александр Великий похоронил Дария III в Персеполе, вероятно, недостроенная гробница принадлежит ему.

Еще одна небольшая группа руин в том же стиле находится в деревне Хаджи Абад на реке Пулвар, в часе ходьбы над Персеполем. Они образовали единое здание, которое еще не было повреждено 900 лет назад и использовалось как мечеть существовавшего тогда города Эстахр.

 

Современные события

2500-летие Персидской империи
В 1971 году Персеполис был главной площадкой для празднования 2500-летия Персидской империи во время правления династии Пехлеви. В него вошли делегации из других стран, которые пытались продвинуть иранскую культуру и историю.

Абдолреза Ансари отвечал за реализацию проекта после того, как г-н Амир Хомаюн Бушехри, видный правительственный чиновник, который был министром дорог и официальным представителем правительства при бывшем премьер-министре докторе Мохаммаде Моссадеке, заболел раком и прошел курс лечения в Европе.

 

Споры о плотине Сиванд
Строительство плотины Сиванд, названной в честь соседнего города Сиванд, началось 19 сентября 2006 года. Несмотря на 10-летнее планирование, Организация культурного наследия Ирана не знала о обширных районах наводнения в течение большей части этого времени, и это вызывает растущую обеспокоенность о влиянии плотины на окрестности Персеполя.

Многие археологи опасаются, что плотина между руинами Пасаргад и Персеполис затопит их обоих. Инженеры, участвовавшие в строительстве, отрицают это утверждение, заявляя, что это невозможно, потому что оба участка расположены значительно выше запланированной ватерлинии. Из этих двух мест Пасаргады считаются наиболее угрожаемыми.

Археологи также обеспокоены тем, что повышение влажности, вызванное озером, ускорит постепенное разрушение Пасаргад. Однако эксперты Минэнерго считают, что этого можно было бы свести на нет, если бы контролировали уровень воды в водохранилище плотины.

Музеи (за пределами Ирана), в которых представлены материалы из Персеполя.
Один барельеф из Персеполиса находится в Музее Фицуильяма в Кембридже, Англия. Самая большая коллекция рельефов находится в Британском музее, собранная несколькими британскими путешественниками, работавшими в Иране в девятнадцатом веке. Бык Персеполис в Восточном институте - одна из самых ценных сокровищ университета, часть группы находок из раскопок 1930-х годов. В Метрополитен-музее Нью-Йорка хранятся предметы из Персеполя, а также в Музее археологии и антропологии Пенсильванского университета. В Музее изящных искусств Лиона и в парижском Лувре также хранятся предметы из Персеполя. Барельеф солдата, украденный при раскопках в 1935–36 годах, а затем приобретенный Монреальским музеем изящных искусств, был репатриирован в Иран в 2018 году после того, как был выставлен на продажу в Лондоне и Нью-Йорке.

 

Как добраться

Общественный транспорт до Персеполя не ходит. Ближайший город, до которого можно добраться на общественном автобусе, — Марвдашт, в 14 км от Персеполя, оттуда до места нужно нанять такси. Основная магистраль обходит Марвдашт и Персеполь, поэтому все междугородние автобусы проходят мимо них.

Автобусом
Микроавтобусы (45 000 риалов) или маршрутное такси (80 000 риалов), следующие в Марвдашт, можно найти на терминале Али ибн Хамзе в Ширазе. Кроме того, почти все они останавливаются или начинают свой путь с автобусной остановки возле Ворот Корана в Ширазе.

Есть неофициальная информация, что автобусы из Марвдашта в Шираз перестают ходить где-то во второй половине дня.

На такси
Стоянка такси Марвдашт. Это место, где останавливаются и высаживают пассажиров маршрутки из Шираза. Такси до Персеполя оттуда стоит 100 000 риалов за машину.
Стоянка такси Персеполис. Там стоят десятки такси. Кажется, они предлагают поездки по фиксированной цене: 100 000 риалов до Марвдашта или 350 000 риалов до Шираза за всю машину.

 

Покупки

Сувениры можно купить в здании касс, а также в киосках возле ларьков быстрого питания перед входом на достопримечательность.

 

Еда

Помимо упомянутых ниже кафе, в отеле Apadana есть ресторан. Другие рестораны расположены в ближайших городах Махди (4 км) и Марвдаште (14 км). Обратите внимание, что вы оставите свои сумки у входа и что еду внутрь не разрешается.

Кофейня «Персеполис», за музеем «Персеполис». Небольшое кафе, где продаются безалкогольные напитки, сваренный кофе и простые закуски. Холодный кофе: попросите молока.
Киоски быстрого питания. Простые заведения быстрого питания. Хлеб фалафель 50 000 риалов, гамбургер 85 000 риалов.

 

Отели

1 Отель Ападана, прямо у входа в Персеполь, ☏ +98 714 3341550, info@appadanahotel.com.
2 Туристический отель «Персеполис», улица Персеполис (около 2 км от Персеполя).