Мосул

Транспорт
Где поесть
Отели, хостелы и прочие

 

Описание Мосула

Мосул (арабский: الموصل, курдский: Mûsil, مووسڵ, сирийский: ܡܘܨܠ) - крупный город на севере Ирака. Расположенный примерно в 400 км (250 миль) к северу от Багдада и в 170 км (110 миль) к юго-востоку от города Джизре в Турции, Мосул стоит на западном берегу Тигра, напротив древнего ассирийского города Ниневия на восточном берегу. Территория метрополии выросла и включает значительные площади как на «левом берегу» (восточная сторона), так и на «правом берегу» (западная сторона), поскольку эти два берега описываются местными жителями по сравнению с направлением течения Тигра.

В начале 21 века в Мосуле и его окрестностях проживало этнически и религиозно разнообразное население; Большинство населения Мосула составляли арабы, а также ассирийцы, армяне, туркмены, курды, езиды, шабаки, мандеи, кавлия, черкесы, а также другие меньшие этнические меньшинства. С религиозной точки зрения основной суннитский ислам был самой крупной религией, но со значительным количеством последователей салафитского движения и христианства (за последним следуют ассирийцы и армяне), а также шиитского ислама, суфизма, езидизма, шабакизма, ярсанизма и т. д.

Население Мосула быстро росло на рубеже тысячелетий, и к 2004 году население города оценивалось в 1 846 500 человек. В 2014 году Исламское Государство Ирака и Леванта захватило контроль над городом. Иракское правительство отбило его в битве при Мосуле три года спустя, во время которой город сильно пострадал.

Исторически важными продуктами этого региона являются мрамор и масло Мосула. В городе Мосул находится Университет Мосула и его известный Медицинский колледж, который вместе был одним из крупнейших образовательных и исследовательских центров в Ираке и на Ближнем Востоке.

Мосул вместе с близлежащими равнинами Ниневии является одним из исторических центров ассирийского народа и его церквей; Халдейская католическая церковь, Сирийская православная церковь и Ассирийская церковь Востока, в которых находятся гробницы нескольких ветхозаветных пророков, таких как Иона, некоторые из которых были разрушены ИГИЛ в июле 2014 года.

 

Районы

Западный Мосул
Расположен к западу от Тигра

Восточный Мосул
Расположен к востоку от Тигра

 

Достопримечательности Мосула

Мосул был богат старыми историческими местами и древними зданиями: мечетями, замками, церквями, монастырями и школами, многие из которых имеют архитектурные особенности и значительную декоративную работу. В центре города доминировал лабиринт улиц и привлекательных домов 19-го века. Здесь были старые дома красоты. Рынки были особенно интересны для смешения людей, которые толкаются там, таких как арабы, курды, ассирийцы, туркмены, армяне, езиды, мандейцы, цыгане и шабаки.

Музей Мосула. Раньше в нем было много интересных находок из древних памятников древних ассирийских столиц Ниневии и Нимруд. Большая часть коллекции была спасена от уничтожения, но по состоянию на 2018 год неясно, будет ли музей вновь открыт.

 

Мечети и святыни

Мечеть Омейядов - первая в городе, построенная в 640 году нашей эры Утбой бин Фаркадом аль-Салами после того, как он завоевал Мосул во времена правления халифа Умара ибн Аль-Хаттаба. Единственная сохранившаяся оригинальная деталь - удивительно сложный кирпичный 52-метровый минарет, который опирается как Пизанская башня, называемая Аль-Хадба (Горбатый).
Великая мечеть ан-Нури (جامع النوري). Традиция гласит, что Нур ад-Дин Занги, туркменский атабег Великой империи Сельджуков и султан ее сирийской провинции, построил мечеть в 1172–1173 годах, незадолго до своей смерти. Он был разрушен в последние дни битвы при Мосуле в 2017 году. Ожидается, что в ближайшие годы будет проведена реконструкция.
Мечеть моджахедов. Датируется 12-м веком нашей эры и отличается своим шеновым куполом и искусно выполненным михрабом. Большая часть его была уничтожена ИГИЛ в 2015 году.
Mashad Yahya Abul Kassem На правом берегу Тигра, известного своим коническим куполом, декоративной кирпичной кладкой и каллиграфией, выгравированной на голубом мраморе Мосула, построенной в 13 веке.

 

Церкви и монастыри

Мосул имеет наибольшую долю ассирийских христиан из всех иракских городов и содержит несколько интересных старых церквей, некоторые из которых первоначально относятся к ранним векам христианства. Его древние ассирийские церкви часто скрыты, а их входы в толстые стены найти нелегко. Некоторые из них пострадали от чрезмерного восстановления.

Shamoun Al-Safa (Святой Петр, Мар Петрос) - самая старая церковь в Мосуле, она датируется 13-м веком и названа в честь Шамуна Аль-Сафа или Святого Петра. Раньше он носил имя двух апостолов, Петра и Павла, и рано был заселен монахинями Священного Сердца.
Церковь Святого Фомы (Мар Тоума). Одна из старейших исторических церквей, названная в честь апостола святого Фомы, который проповедовал Евангелие на Востоке, включая Индию.
Церковь Mar Petion Мар Petion, воспитанный его двоюродным братом в монастыре, принял мученическую смерть в 446 году. Это первая халдейская католическая церковь в Мосуле, после объединения многих ассирийцев с Римом в 17 веке. Он датируется 10-м веком и находится на 3 м ниже уровня улицы. Эта церковь претерпела разрушение, и она была реконструирована много раз.
Древняя церковь Тахира (Непорочное) считается одной из древнейших церквей Мосула. Церковь Аль-Тахира восходит к 7 веку и находится на 3 метра ниже улицы. Реконструированный последний в 1743 году.
Церковь Мар Худени была названа в честь Мара Ахудемме (Худени) Мафриана Тикритского, который принял мученическую смерть в 575 году. Мар Худени - это старая церковь Тикританцев в Мосуле. Он датируется 10-м веком, находится на 7 метрах ниже улицы и был впервые реконструирован в 1970 году. Люди могут получить минеральную воду из колодца во дворе. Считается, что цепь, закрепленная на стене, лечит эпилептиков.
Свято-Георгиевский монастырь (Mar Gurguis) - одна из старейших церквей в Мосуле, названная в честь святого Георгия, вероятно, была построена в конце 17 века. Паломники из разных частей Севера посещают его ежегодно весной, когда многие люди также отправляются в его местонахождение на отдыхе. Это около 6 метров ниже улицы. Современная церковь была построена поверх старой в 1931 году, упразднив большую часть ее археологического значения. Единственные сохранившиеся памятники - это мраморная дверная рама, украшенная резной надписью «эстрагелло» (сирийский язык), и две ниши, относящиеся к 13 или 14 веку.
Мар Матте - этот знаменитый монастырь расположен примерно в 20 км к востоку от Мосула на вершине высокой горы (гора Маклоуб). Он был построен Маром Матте, монахом, который бежал с несколькими другими монахами в 362 году нашей эры из монастыря Цукнин возле города Амид (Диярбакыр) в южной части Малой Азии (современная Турция) и на севере Ирака во время правления императора Юлиана Отступника (361–363 гг.). Он имеет драгоценную библиотеку, содержащую сирийские писания.

 

Монастырь Мар-Бехнам, также называемый Дейр-эль-Джубб (Цистерский монастырь), построенный в 12 или 13 веке, находится на равнине Ниневии недалеко от Нимруда, примерно в 32 километрах к юго-западу от Мосула. Монастырь, большое здание, похожее на крепость, возвышается рядом с могилой Мар Бехнама, принца, который был убит сасанианами, возможно, в 4 веке нашей эры.
Ильинский монастырь (Даир Мар Элия) - старейший христианский монастырь в Ираке, он датируется 6 веком.

 

Другие достопримечательности

Баш Башня Замок. Старые стены Мосула снесены, эти внушительные руины росли высоко над Тигром, пока он не был в значительной степени разрушен ИГИЛ в 2016 году.
Кара Серай (Черный дворец). Остатки дворца 13-го века султана Бадруддина Лу'лу.

 

Ниневия

Прямо через реку и все ближе к расширяющемуся Мосулу находились великие руины Ниневии, древнего ассирийского города и столицы неоассирийской империи. Когда-то самый большой город в мире, занимающий площадь около 750 га, был осажден, разрушен и оставлен безлюдным после битвы за Ниневию в 612 году до нашей эры. Были повторные археологические проекты и некоторые недоделанные попытки реконструкций, но, к сожалению, сайт страдает от быстрого разрушения из-за отсутствия защиты от стихий, вандализма и грабежей. Большая часть сайта, включая его стены, была разграблена ИГИЛ в 2016 году.

Куюнджик - руина кургана возвышается примерно на 20 метров над окружающей равниной древнего города. Сегодня существует мало свидетельств этих старых раскопок, кроме выветренных ям и отвалов.
Неби Юнус - второй руины в Ниневии
Руины Ниневии были окружены остатками массивной каменной и кирпичной стены, датируемой приблизительно 700 г. до н.э.

Ворота Маки или Ворота водопоя, возможно, использовались для отвода скота в воду из реки Тигр, которая сейчас течет примерно в 1,5 км к западу. Это было реконструировано в укрепленном кирпиче до высоты вершины сводчатого прохода.
Ворота Нергал были названы в честь бога Нергаля, возможно, они использовались для каких-то церемониальных целей, поскольку это единственные известные ворота, окруженные каменными скульптурами крылатых людей-быков (ламассу). Он был реконструирован в середине 20 века.
Ворота Адада названы в честь бога Адада.
Ворота Шамаша, названные в честь бога Шамаша, Это единственные ворота с такой значительной проекцией. Курган его остатков возвышается над окружающей местностью. Его размеры и дизайн предполагают, что это были самые важные ворота в нео-ассирийские времена. Реконструкция глиняного кирпича в 1960-х годах значительно ухудшилась.
Ворота Хальци

 

Этимология

Название города впервые упоминается Ксенофонтом в его экспедиционных журналах в Ахеменидской Ассирии 401 г. до н.э., во время правления Персидской империи Ахеменидов. Там он отмечает небольшой ассирийский городок «Мепсила» (древнегреческий: Μέψιλα) на берегу Тигра примерно там, где сегодня находится современный Мосул (Анабасис, III.iv.10). Возможно, будет безопаснее идентифицировать Мепсилу Ксенофонта с местом Иски Мосул, или «Старый Мосул», примерно в 30 км (19 миль) к северу от современного Мосула, где через шесть веков после сообщения Ксенофонта был построен центр Сасанидской империи Будх-Ардхашир. Как бы то ни было, имя Мепсила, несомненно, является корнем современного имени.

В его нынешней арабской форме и написании термин Мосул, или, скорее, «Мавсил» означает «точку соединения», или, грубо говоря, «Город перекрестка» на арабском языке. Не следует путать Мосул с древней ассирийской столицей Ниневией, которая расположена через Тигр от Старого города Мосула, на восточном берегу, на знаменитом археологическом кургане Куюнджик (туркменский «баранья гора»). Этот район известен сегодня как город Неби Юнус («пророк Иона») и сейчас населен в основном курдами. Это единственный полностью курдский район в Мосуле. На этом месте находится гробница библейского Ионы, который жил и умер в тогдашней столице древней Ассирии. Сегодня вся эта территория вошла в состав метрополии Мосула. Ассирийцы до сих пор называют весь город Мосул Ниневией (или, точнее, Нинве).

Древняя Ниневия сменилась Мепсилой после падения Ассирии между 612 и 599 годами до н.э. от рук коалиции вавилонян, мидян, персов, скифов, киммерийцев и сагартиан. Ассирийцы в значительной степени покинули город, построив поблизости новые небольшие поселения, такие как Мепсила.

Мосул также называют аль-Файха («Рай»), аль-Хахра («Зеленый») и аль-Хадбах («Горбатый»). Иногда его называют «жемчужиной севера» и «городом миллиона солдат».

 

История

Древняя эпоха и раннее средневековье

Территория, на которой расположен Мосул, была неотъемлемой частью Ассирии еще в 25 веке до нашей эры. После Аккадской империи (2335–2154 гг. До н.э.), которая объединила все народы Месопотамии под одним правилом, Мосул снова стал непрерывной частью собственно Ассирии примерно с 2050 г. до н.э. до падения Неоассирийской империи между 612 и 599 гг. до н.э. Мосул оставался в геополитической провинции Ассирия еще тринадцать веков (как часть Ахеменидской Ассирии, Селевкидской Сирии, Римской Ассирии и Сасанидского Асуристана) до первых мусульманских завоеваний середины 7 века. После мусульманских завоеваний в этом регионе наблюдался постепенный приток арабов-мусульман, курдов и тюрков, хотя коренные ассирийцы продолжают использовать название Атура для обозначения церковной провинции.

Ниневия была одним из старейших и величайших городов античности и была заселена еще в 6000 году до нашей эры. Мосул упоминается в Древней Ассирийской империи (2025–1750 гг.), А во время правления Шамши-Адада I (1809–1776 гг. До н.э.) он указан как центр поклонения богине Иштар и оставался таковым во время Среднеассирийская империя (1365–1056 гг. до н.э.). Во время Неоассирийской империи (911–605 до н.э.) Ниневия росла в размерах и значении, особенно после правления Тукульти-Нинурта II и Ашурнасирпала II (883–859 до н.э.) и далее; он выбрал город Калху (библейский Калах, современный Нимруд) своей столицей на месте древней традиционной столицы Ашшур (Ашур), в 30 км (19 миль) от нынешнего Мосула.

После этого сменявшие друг друга ассирийские императоры-монархи, такие как Салманасар III, Адад-нирари III, Тиглат-Пилесар III, Салманасар V и Саргон II, продолжали расширять город. Примерно в 700 году до нашей эры царь Сеннахирим сделал Ниневию новой столицей Ассирии. Были предприняты огромные строительные работы, и Ниневия затмила Вавилон, Калху и Ашшур как по размеру, так и по значимости, что сделало ее самым большим городом в мире. Ряд ученых полагают, что истинное местоположение Висячих садов Вавилона на самом деле было в Ниневии.

Курган Куюнджик в Мосуле - это место, где располагались дворцы царя Сеннахериба и его преемников Асархаддона, Ашурбанипала (основавшего Библиотеку Ашшурбанипала), Ашур-этил-илани, Син-шуму-лишир и Син-шари-ишкун. Ассирийская империя начала распадаться с 626 г. до н.э., охваченная десятилетием жестоких внутренних гражданских войн, значительно ослабивших ее. Разоренная войной Ассирия впоследствии подверглась нападению в 616 г. до н.э. обширной коалицией своих бывших подданных, в первую очередь их вавилонских родственников из южной Месопотамии, вместе с мидянами, персами, халдеями, скифами, киммерийцами и сагартианцами. Ниневия пала после осады и ожесточенных боевых действий в 612 г. до н.э. во время правления Син-шар-ишкуна, который был убит, защищая свою столицу. Его преемник, Ашур-убаллит II, вырвался из Ниневии и основал новую ассирийскую столицу в Харране (ныне юго-восточная Турция).

Мосул (в то время ассирийский город Мепсила, основанный бывшими жителями на руинах своей бывшей столицы) позже стал преемником Ниневии в качестве плацдарма Тигра на дороге, которая связала Ассирию и Анатолию с недолгой Мидийской империей и последующей империей Ахеменидов (546–564 гг. 332 г. до н.э.), где он был частью геополитической провинции Атура (Ассирия), где этот регион и Ассирия в целом пережили значительное экономическое возрождение.

Мосул стал частью империи Селевкидов после завоеваний Александра в 332 году до нашей эры. Хотя мало что известно о городе с эллинистического периода, Мосул, вероятно, принадлежал сатрапии Селевкидов в Сирии, греческий термин для Ассирии, Сирия, первоначально означавшая Ассирию, а не современную нацию Сирии (см. Этимология Сирии), которая была завоевана Парфянская империя около 150 г. до н.э.

Мосул снова перешел из рук в руки с возвышением Сасанидской империи в 225 году и стал частью сасанидской провинции Ашристан. Христианство присутствовало среди коренного ассирийского народа в Мосуле еще в 1 веке, хотя древняя месопотамская религия оставалась сильной до 4 века. Он стал епископальной резиденцией Ассирийской церкви Востока в 6 веке.

В 637 г. (по другим данным - 641 г.), в период правления халифа Умара, Мосул был присоединен к Рашидунскому халифату Утбой ибн Фаркад ас-Сулами во время ранних арабских мусульманских вторжений и завоеваний, после чего Ассирия была распущена как геополитическое образование. .

9 век до 1535 г.

В конце 9 века контроль над Мосулом захватили турецкие династы Исхак ибн Кундадж и его сын Мухаммад, но в 893 году Мосул снова перешел под прямой контроль халифата Аббасидов. В начале 10 века Мосул перешел под контроль коренной арабской династии Хамданидов. Из Мосула Хамданиды под руководством Абдаллаха ибн Хамдана и его сына Насира ад-Давла расширили свой контроль над Верхней Месопотамией на несколько десятилетий, сначала в качестве губернаторов Аббасидов, а затем в качестве фактических независимых правителей. Спустя столетие их сменила династия Укайлидов. Ибн Хаукал, посетивший Мосул в 968 году, описал его как красивый город, населенный в основном курдами.

Мосул был завоеван империей Сельджуков в 11 веке. После периода полунезависимого атабега, такого как Маудуд, в 1127 году он стал центром власти династии Зенгидов. Саладин безуспешно осадил город в 1182 году, но наконец получил контроль над ним в 1186 году. В 13 веке он был захвачен монголами во главе с Хулагу-ханом, но избежал обычных разрушений, так как его губернатор Бадр ад-Дин Луглух помог хану в его следующих походах в Сирию.

После поражения монголов в битве при Айн-Джалуте против мамлюков сын Бадр ад-Дина встал на сторону последних; это привело к разрушению города, который позже приобрел определенное значение, но так и не восстановил свое первоначальное великолепие. С тех пор Мосулом управляли монгольское Ильханство и Джалаиридский султанат, и он избежал разрушений Тимура.

В 1165 году Вениамин из Туделы прошел через Мосул; в своих бумагах он писал, что нашел небольшую еврейскую общину в Мосуле, насчитывающую 7000 человек, которую возглавлял раввин Заккай, предположительно связанный с линией Давидов. В 1288–1289 годах экзиларх находился в Мосуле и подписал подтверждающий документ для Маймонида. В начале 16 века Мосул находился под властью туркменской федерации Ах Коюнлу, но в 1508 году он был завоеван династией Сефевидов в Иране.

 

Османский период

То, что начиналось как нерегулярные атаки в 1517 году, было завершено в 1538 году, когда османский султан Сулейман Великолепный присоединил Мосул к своей империи, захватив ее у своих главных соперников - Сефевидской Персии. С тех пор Мосулом правил паша. Мосул славился своей линией стен, состоящей из семи ворот с большими башнями, известной больницей (маристан) и крытым рынком (qaysariyya), а также славился своими тканями и процветающими ремеслами.

Хотя Месопотамия была приобретена Османской империей в 1555 году по Амасийскому миру, до Зухабского договора в 1639 году османский контроль над Месопотамией не был решающим. После мира Амасьи Сефевиды снова захватили большую часть Месопотамии во время правления короля Аббаса I (годы правления 1588–1629). Среди вновь назначенных сефевидских наместников Месопотамии в те годы был Касем Султан Афшар, который был назначен губернатором Мосула в 1622 году. До 1638 года город Мосул считался османами «простой крепостью, важной для его стратегического положения, поскольку наступательная платформа для османских кампаний в Ираке, а также оборонительный опорный пункт и плацдарм, охранявший подходы к Анатолии и сирийскому побережью. Затем, с завоеванием Османами Багдада (1638 г.), лива Мосула стала независимой вилайей. "

Несмотря на то, что он был частью Османской империи, в течение четырех столетий османского владычества Мосул считался «самым независимым районом» на Ближнем Востоке, следуя римской модели непрямого правления через местных знати. «Культура Мосули развивалась в меньшей степени по османско-турецким линиям, чем по иракско-арабским линиям; и турецкий, официальный язык государства, определенно не был доминирующим языком в провинции».

В соответствии со своим статусом политически стабильного торгового пути между Средиземным морем и Персидским заливом, Мосул значительно развился в течение семнадцатого и начала восемнадцатого веков. Подобно развитию династии мамлюков в Багдаде, в это время «семья Джалили утвердила себя как бесспорный хозяин Мосула» и «помогала соединить Мосул с доосманской, домонгольской, арабской культурное наследие, которое должно было вернуть городу часть престижа и известности, которыми он пользовался во времена золотого правления Бадр ад-Дин Лу'лу ».

Наряду с семьями аль-Умари и Тасин аль-Муфти, джалили сформировали «городское мелкое и среднее дворянство и новую земельную элиту», которые продолжили вытеснять контроль над предыдущими сельскими племенами. Такие семьи продолжают утверждаться через частные предприятия, укрепляя свое влияние и активы за счет арендной платы за землю и налогов на городское и сельское производство.

 

Так же, как и выборные должностные лица, на социальную архитектуру Мосула сильно повлияли отцы-доминиканцы, прибывшие в Мосул в 1750 году, посланные Папой Бенедиктом XIV (в Мосуле было большое христианское население, преимущественно коренные ассирийцы). За ними последовали доминиканские монахини в 1873 году. Они основали ряд школ, поликлиник, типографию и приют для сирот. Монахини также открыли мастерские по обучению девочек шитью и вышиванию. Конгрегация сестер-доминиканок, основанная в 19 веке, к началу 21 века все еще имела свой родительский дом в Мосуле. К этому собранию принадлежало более 120 ассирийских иракских сестер.

В девятнадцатом веке османское правительство начало восстанавливать централизованный контроль над своими удаленными провинциями. Их целью было «восстановить османское право и омолодить армию», а также возродить «надежную налоговую базу для правительства». Чтобы восстановить власть в 1834 году, султан отменил публичные выборы на должность губернатора и начал «нейтрализовать местные семьи, такие как джалилы и их сословие». и напрямую назначать новых, не являющихся маславскими губернаторами. В соответствии с реинтеграцией в рамках правления центрального правительства Мосул должен был соответствовать новому османскому законодательству о реформе, включая стандартизацию тарифных ставок, консолидацию внутренних налогов и интеграцию административного аппарата с центральным правительством.

Этот процесс начался в 1834 году с назначения Байрактара Мехмет-паши, который должен был править Мосулом в течение следующих четырех лет. После правления Байрактара Мехмет-паши правительство Османской империи (желающее по-прежнему ограничивать влияние влиятельных местных семей) назначило ряд губернаторов в быстрой последовательности, правившие «лишь на короткий период, прежде чем их отправили куда-то еще для управления, что сделало невозможным для того, чтобы любой из них получил значительную местную базу власти ». Значение Мосула как торгового центра снизилось после открытия Суэцкого канала, который позволил товарам доставляться в Индию и из Индии по морю, а не по суше через Ирак и Мосул.

Мосул был столицей Мосула. Вилайет, один из трех вилайетов (провинций) Османского Ирака, с коротким перерывом в 1623 году, когда Персия захватила город.

Во время Первой мировой войны Османская империя встала на сторону Германии, Австро-Венгерской империи и Болгарии против Британской империи, Франции и Российской империи. В северной Месопотамии, северной Сирии и на юго-востоке Турции османы поддерживали вооруженную поддержку курдов, туркмен, черкесов и некоторых арабских групп, в то время как британцы и русские получали военную поддержку со стороны ассирийцев и армян (особенно после геноцида армян). и ассирийский геноцид) и некоторые арабские группы. Османы потерпели поражение, и в 1918 году британцы оккупировали Мосул и весь Ирак.

 

1918 по 1990-е годы

В конце Первой мировой войны в октябре 1918 года, после подписания Мудросского перемирия, британские войска заняли Мосул. После войны город и его окрестности стали частью оккупированного Великобританией Ирака (1918–1920 гг.) И вскоре под надзором Ирака (1920–1932 гг.). Этот мандат оспаривался Турцией, которая продолжала требовать этот район на основании того факта, что он находился под контролем Османской империи во время подписания перемирия.

В Лозаннском договоре спор по поводу Мосула был оставлен на разрешение в будущем Лиге Наций. Обладание Ираком Мосула было подтверждено соглашением, заключенным при посредничестве Лиги Наций между Турцией и Великобританией в 1926 году. Бывший османский Мосул Вилайет в конечном итоге стал мухафазой Ниневия в Ираке, но Мосул остался столицей провинции.

Удача Мосула возродилась с открытием в этом районе нефти с конца 1920-х годов. Он стал связующим звеном для транспортировки нефти по грузовикам и трубопроводам как в Турцию, так и в Сирию. Нефтеперерабатывающий завод Qyuarrah был построен примерно в часе езды от города и использовался для переработки гудрона при строительстве дорог. Он был поврежден, но не разрушен во время ирано-иракской войны.

Открытие Мосульского университета в 1967 году дало возможность получить образование многим в городе и его окрестностях.

После восстания курдов в 1991 году Мосул не попал в зону, управляемую курдами, но был включен в северную бесполетную зону, введенную и патрулируемую Соединенными Штатами и Великобританией в период с 1991 по 2003 год.

 

Хотя это помешало силам Саддама снова начать крупномасштабные военные операции в регионе, это не помешало режиму проводить последовательную политику «арабизации», благодаря которой демография некоторых районов провинции Ниневия была постепенно изменена. Несмотря на программу, Мосул и окружающие его города и деревни оставались домом для смеси арабов, курдов, ассирийцев, армян, туркмен, шабаков, нескольких евреев и изолированных групп езидов, мандеев, кавлийцев и черкесов.

Саддам смог разместить в гарнизоне части 5-й армии в городе Мосул, имел под военным контролем международный аэропорт Мосула и набирался в большом количестве из города в свой офицерский корпус. Это могло быть связано с тем, что большинство офицеров и генералов иракской армии были из Мосула задолго до эпохи режима Саддама.

 

Американское вторжение 2003 г.

Когда планировалось вторжение в Ирак в 2003 году, Соединенные Штаты изначально намеревались разместить свои войска в Турции и нанести удар в северный Ирак для захвата Мосула. Однако турецкий парламент отказал в разрешении на операцию. Когда в марте 2003 года разразилась война в Ираке, военная деятельность США в этом районе ограничивалась стратегическими бомбардировками с помощью сброшенных с воздуха спецназовцев, действующих поблизости. Мосул пал 11 апреля 2003 года, когда 5-й корпус иракской армии, верный Саддаму, покинул город и в конце концов сдался через два дня после падения Багдада. Спецназ армии США с курдскими боевиками быстро взял город под гражданский контроль. После этого начались массовые грабежи, прежде чем было достигнуто соглашение о передаче общего контроля силам США.

22 июля 2003 года сыновья Саддама Хусейна, Удай Хусейн и Кусай Хусейн, были убиты в перестрелке с силами коалиции в Мосуле после неудачной попытки их задержания. Мосул также служил оперативной базой 101-й воздушно-десантной дивизии армии США на этапе оккупации операции «Иракская свобода». Во время своего пребывания в должности 101-я воздушно-десантная дивизия смогла тщательно обследовать город и, по совету 431-го батальона по гражданским вопросам, неправительственных организаций и жителей Мосула, начала восстановительные работы, наняв жителей Мосула в области безопасности, электричество, местное самоуправление, питьевая вода, сточные воды, вывоз мусора, дороги, мосты и экологические проблемы.

Другие подразделения армии США, занявшие город, включают в себя боевую группу 4-й бригады 1-й кавалерийской дивизии, 172-ю бригаду «Страйкер», 3-ю бригаду 2-й пехотной дивизии, 18-ю инженерную бригаду (боевую), 14-й инженерный батальон роты «Альфа» - 555-й боевой инженер. Бригада, 1-я бригада - 25-я пехотная дивизия, 511-я рота военной полиции, 812-я рота военной полиции и подразделения численностью роты из компонентов резерва, элемент 364-й бригады по гражданским делам и 404-й батальон по гражданским делам, которые прикрывали районы к северу. Зеленой линии. 67-й госпиталь боевой поддержки (CSH), развернутый для поддержки операции «Иракская свобода» (OIF) с января 2004 г. по январь 2005 г., проводит операции в Мосуле и Тикрите. Штаб-квартира оперативной группы (TF) 67 и компания B действовали на базе передовой оперативной базы (FOB) Diamondback (Мосул), а компания A действовала на базе FOB Speicher (Tikrit).

24 июня 2004 года в результате скоординированной серии взрывов автомобилей погибло 62 человека, многие из которых были полицейскими.

21 декабря 2004 года четырнадцать американских солдат, четыре американских сотрудника компании Halliburton и четыре иракских солдата были убиты в результате нападения террориста-смертника на столовую передовой оперативной базы (FOB) Марез рядом с главным военным аэродромом США в Мосуле. Пентагон сообщил, что еще 72 человека были ранены в результате нападения террориста-смертника в жилете со взрывчаткой и в форме иракских служб безопасности. Исламистская группировка «Армия Ансар аль-Сунна» (частично произошедшая от «Ансар аль-Ислам») в своем заявлении в Интернете объявила об ответственности за нападение.

В декабре 2007 года Ирак вновь открыл международный аэропорт Мосула. Рейс компании «Иракские авиалинии» доставил 152 паломника в Хадж в Багдад, это был первый коммерческий рейс с тех пор, как в 1993 году американские войска объявили бесполетной зоной, хотя дальнейшие коммерческие полеты оставались запрещенными. 23 января 2008 г. в результате взрыва в многоквартирном доме погибли 36 человек. На следующий день террорист-смертник в костюме полицейского убил начальника местной полиции Брига. Генерал Салах Мохаммед аль-Джубури, начальник полиции провинции Ниневия, осматривает место взрыва.

 

В мае 2008 года вооруженные силы Ирака, поддерживаемые США, начали военное наступление в рамках кампании Найнава, возглавляемое генерал-майором Эр-Риядом Джалалом Тауфиком, командующим военными операциями в Мосуле, в надежде вернуть город стабильности и безопасности. . Хотя представители Мосула в иракском парламенте, интеллигенция города и другие заинтересованные гуманитарные группы согласились с настоятельной необходимостью решения невыносимых условий в городе, они все же считали, что это решение было чисто политическим и административным. Они также задались вопросом, спасет ли такое крупномасштабное военное наступление жизни ни в чем не повинных людей.

Все эти факторы лишили город его исторической, научной и интеллектуальной основы за последние 4 года, когда многие ученые, профессора, академики, врачи, медицинские работники, инженеры, юристы, журналисты, религиозное духовенство (как мусульмане, так и христиане) ), историки, а также профессионалы и художники из всех слоев общества были либо убиты, либо вынуждены покинуть город под угрозой расстрела, точно так же, как это произошло в других местах Ирака в годы после 2003 года.

 

Христианский исход

В 2008 году многие ассирийские христиане (около 12 000) покинули город после волны убийств и угроз в адрес их общины. Убийство дюжины ассирийцев, угрозы убить других, если они не обратятся в ислам, и разрушение их домов вызвали быстрый исход христианского населения. Некоторые семьи пересекли границу с Сирией и Турцией, а другим дали приют в церквях и монастырях. Между суннитскими фундаменталистами и некоторыми курдскими группами произошел обмен обвинениями в том, что они стоят за этим новым исходом. На данный момент мотивация этих действий неясна, но некоторые утверждения связывают ее с предстоящими провинциальными выборами, которые состоялись в январе 2009 года, и соответствующими требованиями ассирийских христиан о более широком представительстве в провинциальных советах.

Мосул подвергся нападению 4 июня 2014 года. После шести дней боев, 10 июня 2014 года, Исламское государство захватило город во время наступления в Северном Ираке в июне 2014 года. К августу 2014 года новая городская администрация ИГИЛ изначально была дисфункциональной. с частыми отключениями электроэнергии, испорченным водоснабжением, крахом поддержки инфраструктуры и неэффективным медицинским обслуживанием.

 

Правительство Исламского Государства Ирака и Леванта (ИГИЛ)

10 июня 2014 года Исламское Государство Ирака и Леванта взяло под свой контроль Мосул после того, как иракские войска бежали оттуда. Нехватка войск и борьба между высшими офицерами и иракскими политическими лидерами сыграли на руку Исламскому государству и разожгли панику, которая привела к тому, что город был заброшен. В начале 2014 года курдская разведка была предупреждена от надежного источника о том, что Мосул подвергнется нападению со стороны ИГИЛ, а экс-баасисты сообщили США и Великобритании; Тем не менее премьер-министр Ирака Нури аль-Малики и министр обороны отклонили неоднократные предложения помощи от пешмерга. Полмиллиона человек скрылись пешком или на машине в течение следующих 2 дней.

ИГИЛ закупило у трех дивизий современное американское оружие и боеприпасы, в том числе 120-мм минометы M1129 Stryker и не менее 700 бронированных автомобилей Humvee из бежавшей в то время или после расправы иракской армии. Многие жители поначалу приветствовали ИГИЛ, и, по словам члена Специального комитета по обороне Великобритании, Мосул «пал, потому что люди, живущие там, были сыты по горло сектантством иракского правительства, в котором доминировали шииты».

21 января 2015 года США начали координировать авиаудары с начатым курдами наступлением, чтобы помочь им начать запланированную операцию по возвращению Мосула.

Когда-то здесь проживало не менее 70 000 ассирийских христиан, возможно, после захвата ИГИЛ в Мосуле никого не осталось; все оставшиеся были вынуждены платить налог за то, чтобы оставаться христианами, и жили под постоянной угрозой насилия. Коренные ассирийцы древнего месопотамского происхождения, чья история в регионе насчитывает более 5000 лет, пострадали от актов вандализма и сожжения их христианских церквей и монастырей, уничтожения их древних объектов ассирийского наследия, относящихся к железному веку, а также их домов и имущество, захваченное ИГИЛ. Они также столкнулись с ультиматумами: либо принять ислам, либо покинуть свою древнюю родину, либо быть убитыми.

 

Согласно западной и проиракской правительственной прессе, жители города были де-факто заключенными, которым было запрещено покидать город, если они не оставили ИГИЛ значительного залога в виде членов семьи, личного состояния и имущества. Затем они могут покинуть город после уплаты значительного «налога на выезд» за трехдневный проездной (за более высокую плату они могут сдать свой дом, уплатить сбор и уехать навсегда), и если те, у кого есть трехдневный пропуск, не смогут вернувшись в течение этого времени, их имущество будет конфисковано, а их семья будет убита.

Большинство женщин-езидов из Мосула и большого региона Мосула (Ниневия) были заключены в тюрьмы и иногда убиты за сопротивление продаже в качестве секс-рабынь. Исламское государство убило или изгнало большинство групп меньшинств и насильно обратило некоторых мужчин-езидов и христиан в ислам. Согласно строгому варианту шариата, женщины должны были покрывать свое тело с головы до пят, а мужчины должны были полностью отращивать бороду и волосы в соответствии с указами Исламского государства. Жизнь в Мосуле была полна жестокого угнетения, когда люди, подозреваемые в активизме против оккупантов, деятельности сопротивления, гомосексуализме, распущенности или прелюбодеянии, подвергались жестоким и безнаказанным пыткам и убийствам.

Губернатор Мосула ИГИЛ Алиан Натик Мабруш был убит 18 марта 2016 года вместе с десятью другими лидерами джихадистов в результате авиаудара США.

Во время оккупации жители дали отпор ИГИЛ. В одном примечательном инциденте им удалось убить пять боевиков ИГИЛ и уничтожить две их машины.

В то время как Исламское Государство управляло Мосулом с крайней монополизацией насилия и совершало множество террористических актов в Мосуле, некоторые ученые утверждают, что Исламское Государство также имело высокоэффективное бюрократическое правительство, которое управляло хорошо функционирующим государством в пределах границ Мосула через сложные диваны (органы управления).

 

Женщины

Женщины должны были сопровождаться мужчиной-опекуном и носить одежду, полностью закрывающую их тело, включая перчатки для рук, никаб для головы и химар для полного покрытия тела от плеч до ног. Несоблюдение правил наказывалось штрафом или наказанием родственников-мужчин 40 и более ударов плетью.

По данным канадской неправительственной организации RINJ Foundation, которая управляет медицинскими клиниками в Мосуле, дела об изнасилованиях в городе доказывают образец геноцида и приведут к признанию виновным в геноциде Исламского государства в Международном уголовном суде, постоянно действующем международном суде. трибунал для судебного преследования лиц за изнасилование во время войны, геноцид, преступления против человечности и агрессию.

В августе 2015 года сообщалось, что ИГИЛ продавало захваченных женщин и девочек секс-работорговцам.

Преследование религиозных и этнических меньшинств и разрушение культурных объектов
ИГИЛ издало указ о высылке (по сути, этнической чистке) оставшихся преимущественно этнических ассирийцев и армянских христиан-граждан Мосула после того, как христиане отказались присутствовать на встрече для обсуждения своего будущего статуса. По словам Дураида Хикмата, эксперта по взаимоотношениям с меньшинствами и жителя Мосула, христиане боялись присутствовать на нем. Воодушевленные властями ИГИЛ систематически уничтожали и оскверняли культурные артефакты Авраама, такие как крест из собора Св. Ефрема, гробница Ионы и статуя Девы Марии. Боевики ИГИЛ разрушили и разграбили гробницу Сета в Мосуле. Артефакты из гробницы были перенесены в неизвестное место.

Были похищены также студенты из мусульманских шиитских и суфийских меньшинств.

Согласно отчету ООН, силы ИГИЛ преследовали этнические группы в Мосуле и его окрестностях. Ассирийцы, курды, армяне, езиды, туркмены, мандеи, кавлия и шабаки стали жертвами неспровоцированных религиозно мотивированных убийств, нападений, краж, похищений людей и разрушения их культурных объектов.
Мечеть Пророка Юнуса или Юниса (Иона): на одном из двух самых выдающихся курганов руин Ниневии, где возвышалась мечеть (год ассирийской церкви) пророка Юниса «Библейского Ионы». Считается, что здесь похоронен Иона (Йонан), сын Амиттая, из 8 века до н.э., где царь Ассирии Асархаддон когда-то построил дворец. Это была одна из самых важных мечетей в Мосуле и одна из немногих исторических мечетей, которые находятся в восточной части города. 24 июля 2014 года здание было разрушено взрывчаткой, установленной силами Исламского государства.
Мечеть пророка Джерджиса (Георга): считается, что мечеть является местом захоронения пророка Джерджиса. Построенный из мрамора с рельефами шен и отреставрированный в последний раз в 1393 году нашей эры, он упоминается исследователем Ибн Джубайром в 12 веке нашей эры и, как полагают, также включает гробницу Аль-Хура бин Юсифа.
Машад Яхья Абул Кассем: Построенный в 13 веке, он находился на правом берегу Тигра и был известен своим коническим куполом, декоративной кирпичной кладкой и каллиграфией, выгравированной на синем мраморе Мосула.

 

Библиотека Мосула: включая библиотеку мусульман-суннитов, библиотеку Латинской церкви, построенной 265 лет назад, и монастырь отцов-доминиканцев, а также библиотеку музея Мосула. Среди 112 709 книг и рукописей, считающихся утерянными, - собрание иракских газет начала 20 века, а также карты, книги и коллекции османского периода; некоторые были внесены в список раритетов ЮНЕСКО. Библиотека была ограблена и уничтожена взрывчаткой 25 февраля 2015 года.
Музей Мосула и Нергальные ворота: статуи и артефакты, относящиеся к Ассирийской и Аккадской империям, в том числе артефакты из таких памятников, как ассирийские города Ниневия, Ашур, Аррафа, Дур-Шаррукин и Калху (Нимруд), а также неоассирийское место Хатра. Их планы восстания ускорились, когда ИГ запланировало уничтожение аль-Хадба.
Турецкие дипломаты и сотрудники консульства были задержаны более чем на 100 суток.

 

Права человека

Десятки людей были казнены без справедливого судебного разбирательства. Мирным жителям, проживающим в Мосуле, не разрешалось покидать районы, контролируемые ИГИЛ. ИГИЛ казнило нескольких мирных жителей, пытавшихся бежать из Мосула.

 

Вооруженная оппозиция

Городские партизанские отряды могут называться Бригадой Наби Юнус в честь мечети Наби Юнус или Катаиб аль-Мосул (Бригада Мосула). Бригада утверждала, что убила членов ИГИЛ снайперским огнем. В сельской местности вокруг Мосула курдские и ассирийские ополченцы также взяли в руки оружие, чтобы противостоять угнетению ИГИЛ, и успешно отразили атаки ИГИЛ на курдские и ассирийские города и деревни.

 

Битва при Мосуле (2016–2017 гг.)

После более чем двухлетней оккупации Мосула ИГИЛ, иракские, курдские, американские и французские силы начали совместное наступление с целью отбить город 16 октября 2016 года. Битва за Мосул считалась ключевой в военном вмешательстве против ИГ. Турецкие военные самолеты участвовали в ударах коалиции по Мосулу на фоне обострения спора между Багдадом и Анкарой о турецком присутствии в Башике. Военное наступление с целью вернуть город было крупнейшим развертыванием иракских сил со времен вторжения США и сил коалиции в 2003 году. 9 июля 2017 года прибыл премьер-министр Хайдер аль-Абади, готовый объявить о полном освобождении Мосула и возвращении города после трех лет контроля ИГИЛ. Официальное заявление было сделано на следующий день. Однако битва продолжалась еще пару недель в Старом городе, прежде чем иракские силы восстановили полный контроль над Мосулом 21 июля 2017 года.

 


Транспорт

Как добраться

Мосты через Тигр были повреждены в результате авиаударов, и беженцы покидают город в большом количестве. Также остерегайтесь наземных мин после конфликта. Путешествие по суше возможно, Мосул проходит по шоссе 1 и 2, но может быть довольно опасным из-за спорадических атак на транспортные средства, едущие по дорогам. Это также займет много времени из-за многочисленных проверок трафика.

По состоянию на ноябрь 2017 года международный аэропорт Мосул (OSM IATA) и железнодорожная сеть остаются закрытыми для движения. Тем не менее, ежедневно курсируют автобусы из Багдада.

 

Где поесть

Алкоголь не является широко доступным, но после освобождения от Даеш открылась горстка баров.

 

Отели, хостелы и прочие

По состоянию на лето 2018 года большинство крупных отелей в Мосуле еще не открылось. Знаменитый отель Nineveh International был полностью разрушен в 2017 году.

Al Habda Tourist Hotel (فندق الحدباء السياحي في الموصل), ☎Тел. +964 770 453 9305. Сообщается, что это единственный отель, открытый в 2018 году.

 

Население

Этнический состав

Мосул был многоэтническим и многоконфессиональным городом: здесь жили арабы, курды, ассирийцы (также называемые арамейцами и халдеями), туркмены и езиды.

С тех пор демография изменилась в пользу арабского населения. Курды винят политику арабизации Саддама Хусейна, а ассирийцы-христиане и халдеи винят вторжение Исламского государства.

Из-за отсутствия безопасности, вызванного войной в Ираке в 2003 году, многие люди покинули город. В частности, христиане покинули Мосул после целенаправленных атак. Точных статистических данных о численности населения, проживающего в городе сегодня, нет.

 

Религия

Большинство жителей Мосула — мусульмане-сунниты, причем большинство из них — арабы, а меньшинство — курды.

Мосул опирается на 1600-летнюю христианскую традицию. До недавнего времени город был резиденцией нескольких архиепископов восточных церквей сироязычной традиции (см. также: Христиане в Ираке). Собор Сирийской Православной Церкви Антиохии, а также старейшая церковь города — собор Св. Фомы 640 года, менее чем в 100 м от одноименной церкви Св. Фомы Сирийской Католической Церкви. который открылся в 1863 году. Однако собором последнего был сирийско-католический собор Аль-Тахира (Собор Непорочного Зачатия) 17-го века, который был почти полностью разрушен в 2017 году, но должен быть восстановлен. Халдейская католическая церковь, в свою очередь, имела свою епископскую кафедру в средневековой церкви Марта Мескинта, пока в 1980-х годах она не была перенесена в халдейский собор ат-Тахира XVIII века.

После захвата Мосула боевиками ИГИЛ или группировки «Исламское государство» христианским жителям был предоставлен выбор: покинуть город, принять ислам или быть казненными. Подавляющее большинство христиан покинуло Мосул в конце июля, а это означает, что христианская традиция города временно подошла к концу. По словам архиепископа Луи Рафаэля I Сако, на момент прихода к власти ИГИЛ в Мосуле все еще проживало 25 000 христиан, а по данным BBC их было даже 35 000.

Сирийский католический архиепископ Базиль Жорж Касмусса, похищенный 17 января 2005 года, был освобожден на следующий день без уплаты выкупа. Здание армянской церкви серьезно пострадало в результате террористического акта в 2004 году; В начале 2006 года архиепископ Аваг Асадурян получил от президента Джалала Талабани и премьер-министра Ибрагима аль-Джафари обещание восстановить церковь. Рядом с Мосулом Сирийская православная церковь управляет семинарией Святого Ефрема для обучения священников и молодых членов церкви. Нынешний настоятель – архиепископ Мар Саверий Исхак Сака (* 1931).

2 февраля 2015 года террористы «Исламского государства» взорвали одну из крупнейших и старейших халдейских католических церквей Ирака — церковь Девы Марии в Мосуле. В апреле 2016 года была разрушена историческая римско-католическая церковь Часовой Богоматери XIX века.

 

Бизнес

Мосул имеет экономическое значение главным образом из-за богатых нефтяных месторождений в этом районе. В самом городе есть нефтеперерабатывающие заводы. Город традиционно известен производством текстиля и кожи; ткань муслин получила свое название от города.

Город является транспортным узлом на севере Ирака (через Мосул проходит Багдадская железная дорога), но нестабильная ситуация привела к резкому снижению его экономического значения.

 

Культура

Культурные объекты включают Музей культуры Мосула, в котором хранятся важные произведения искусства ассирийского периода и Хатры. Однако значительное их количество было уничтожено террористами ИГ в феврале 2015 года в рамках иконоборчества.

Рядом с Мосулом, на противоположном берегу Тигра, находятся руины древней ассирийской столицы Ниневии, открытые британцем Остином Генри Лейардом, в честь которого и была названа провинция.

Террористы ИГ привозили некоторые произведения искусства, такие как скульптура «Могила Ионаса», в поддерживаемую пиратами торговлю произведениями искусства, чтобы собрать деньги на оружие и нападения.

 

Здания

В Мосуле находились мечеть Пророка Георгия и мечеть Ионаса, предполагаемая могила пророка Ионы. 24 июля 2014 г. эта мечеть, отремонтированная в 1990-х годах, и мечеть Имама Ауна бин аль-Хасана были взорваны членами группировки «Исламское государство» (ИГ), а на следующий день храм Сета и гробница Сифа взорвали мусульмане. Даниил, иудей, которого почитали как пророка, был уничтожен. Также был разрушен нечестивый исторический замок Паш Тапиа, считавшийся достопримечательностью города.

В 40 км к северу от Мосула находится Мосульская плотина на реке Тигр, самая большая плотина в Ираке.

 

Инфраструктура

Мосул имел постоянное железнодорожное сообщение с Турцией и Сирией с момента завершения строительства Багдадской железной дороги в 1940 году. На протяжении десятилетий существовало прямое железнодорожное сообщение со Стамбулом с помощью экспресса «Таурус Экспресс». Оно было прекращено в 1982 году, и с тех пор движение поездов в Сирию и Турцию было нерегулярным, в зависимости от политической ситуации. В середине февраля 2010 года было возобновлено железнодорожное сообщение Мосул-Газиантеп (Турция) по Багдадской железной дороге. 18-часовое путешествие проходило через Сирию один раз в неделю, но было прекращено через несколько месяцев. В городе есть собственный аэропорт.