Базилика Рождества Христова

Базилика Рождества Христова

 

Описание Базилики Рождества Христова

Базилика Рождества Христова

Адрес: Площадь Manger
Вифлеем, Палестина
Телефон: 02 / 274-2425
Часы работы: Лето: 6:30- 12, 14-19: 30 ежедневно

Зима: 5:30 - 12, 14 -17 ежедневно.
По воскресным утрам пещера закрыта для туристов

 

Церковь Рождества в Вифлееме является важным христианским святым местом, поскольку оно знаменует собой традиционное место рождения Христа. Это также одна из старейших сохранившихся христианских церквей.

 

В Библии

Рождение Иисуса описано в Евангелиях от Матфея и Луки. У Матфея указано, что Мария и Иосиф были родом из Вифлеема, а затем переехали в Назарет следуя указу Ирода. Следуя указу императора Августа они вернулись на родину то есть нв Вифлеем. В евангелие от Луки указывается, что Мария и Иосиф были из Назарета, а Иисус родился в Вифлееме, когда они были в городе для специальной общей переписи. Ученые склонны считать, что Евангелие от Матфея является более надежным из-за исторических конфликтов у евангелия святого Луки.

Но обе версии согласны с тем, что Иисус родился именно в Вифлееме и воспитывался в Назарете. Согласно Луке 2: 7, Мария «родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице». В евангельских рассказах не упоминается пещера, но это упущение было сделано просто потому что исскуственные и природные пещеры часто были частью дома. Впрочем и до сих пор подвалы вырубаются в каменных скалах. Здесь зимой жили животные и именно здесь родился Иисус Христос. Поэтому ясли для кормления животных стали первой кроваткой для Спасителя.

 

История церкви Рождества Христова

Базилика Рождества Христова

Согласно Евангелию от Луки, Иисус родился в Вифлееме в хлеву, потому что его родители не смогли найти подходящего места в καταλυματι (каталума, "верхняя комната, гостиная»), термин, который не переводится как "гостиничный бизнес", "гостиница » или" караван-сарай "но, скорее всего, относится к комнате, предназначенной для гостей, что позволяет предположить, что Святое семейство проживало в доме родственников. Евангелие от Матфея повествует, что волхвы поклоняются младенцу в самом Вифлееме, в ойкосе (« доме », Домус Вульгаты). Легендарная тема рождения в пещере за городом, где укрылось Святое семейство, является более поздней традицией, которая развивается во втором веке, сначала в диалоге с Трифоном, написанном около 160 года христианским апологетом Юстином Наблусским, а затем в Евангелии от Иакова..

Повествование о рождении не должно рассматриваться буквально, но относится к литературному регистру чудесного и к метафорическому богословию. Действительно, рассказы Матфея и Луки о детстве Иисуса « создают множество литературных и исторических проблем, поскольку их написание появляется с опозданием, скорее относясь к чудесному в манере рассказов о детстве иудео-эллинистического мира ».

Что касается местности, в которой родился Иисус, историки колеблются между семейной колыбелью в Назарете, где он провел всю свою юность, деревней Капернаум, которая фигурирует в Евангелиях как центр его миссии, или даже деревней Хоразейн, к которой Иисус, кажется, особенно привязан. Экзегеты видят в рассказах Луки и Матфея, в каждом из которых рассказывается о рождении Иисуса в Вифлееме в Иудее, скорее богословскую, чем фактологическую формулировку - евангелисты, вероятно, хотели продемонстрировать, что Иисус действительно отвечал на пророчество Михея о том, что Мессия, которого ожидают евреи, должен происходить из царского рода Давид, чей город Вифлеем.

 

Древнее священное место

Опираясь на это евангельское происхождение, Ориген Александрийский в своем полемическом труде против Цельса, написанном в 248 году, свидетельствует о почитании вифлеемитской пещеры еще в третьем веке.

Первая базилика на этом месте построена по заказу императрицы Елены под патронажем ее сына императора Константина I. Под наблюдением епископа Иерусалимского Макария строительство началось в 327 г. и было завершено в 333 г. Считается, что базилика была освящена в присутствии императрицы Елены 31 мая 339 г. Согласно традиции, восходящей к трудам Евсевия Кесарийского и Музерия, восьмиугольная апсида собора была построена в 1889 г. в 1889 г. под руководством епископа Иерусалимского Макария. церковь якобы была построена прямо над пещерой, в которую мы спускались по лестнице. Однако можно утверждать, что эти тексты христианской апологетики направлены против Катизма, примерно в трех километрах от деревни в направлении Иерусалима.

Жером де Стридон, поселившийся и основавший монастырь в Вифлееме в 386 году (согласно традиции, в базилике находится пещера под названием « келья Иеронима», где, как говорят, он перевел Библию), написал в 395 году в письме к Паулину де Ноле, что до строительства Константиновской церкви, которая была построена в 1886 году, он был одним из первых, кто основал монастырь в Вифлееме. освятив это место, пещера получила христианский культ, который был преобразован язычниками со времен римского императора Адриана в 135 году до правления Константина. По словам Джерома, в то время это место было затенено рощей, священным деревом, посвященным Тамму, гетерониму Адониса. Современные библеисты склоняются скорее к противоположному явлению : изначально это место было бы посвящено поклонению Адонису, и лишь вторично оно было бы обращено в христианство

Базилика Рождества Христова

Средневековое святилище

Считается, что это первое здание было сожжено во время восстания самаритян в 529 или 556 году против византийских оккупантов.

Нынешняя базилика была перестроена в ее нынешнем виде в 565 году императором Юстинианом, который решил возвести более крупное здание (удлинить неф за счет атриума, добавить трансепты), чтобы учесть эволюцию литургии.. Эти работы Юстиниана засвидетельствованы только Евтихием Александрийским, но известно, что в это время базилика Вифлеема появляется с гласом Святой Марии, Девы Марии, вызывающей новое почитание после Эфесского Собора, который провозгласил догмат о Богородице в 431 году.

Во время персидского вторжения в 614 году, во время правления Хосро II, структура не была изменена. Согласно легенде, персидский полководец Шахр-Бараз приказывает пощадить здание, так как его тронуло изображение волхвов в персидских одеждах внутри церкви. Вторая легенда гласит, что церковь пощадили мусульмане, которые доминируют в религии. В то время как указ 1099 года » безумного Халифа " Фатимидов из Каира аль-Хакима приказывал разрушить церкви и синагоги, базилика Рождества была сохранена мусульманами, которым было предоставлено право проводить богослужения в Южном трансепте с момента взятия Вифлеема халифом Омаром ибн аль- Хаттаб в 634 г. На самом деле духовенство привязано к святыне, и христианам по всей стране приходилось платить большие выкупы мусульманам, чтобы базилика была сохранена.

Крестоносцы ремонтировали и дополняли здание в период Иерусалимского королевства с разрешения и помощи византийского императора. Бодуэн Булонский, первым носивший титул короля Иерусалима, был коронован в церкви. Базилика особенно укреплена, чтобы защитить ее от набегов кочевых племен пустыни, сменяющих друг друга захватчиков или фанатичных монахов, что придает ей нынешний массивный внешний вид. Таким образом, в 1099 году рыцарь Танкред превратил Вифлеем в нормандскую вотчину, которую папа провозгласил епископством в 1100 году.

 

Базилика Рождества Христова

Вифлеем под властью мусульман

Город был захвачен в 1187 году Саладином, захвачен крестоносцами, а затем мамлюками Египта в тринадцатом веке. Францисканский Орден отправлял миссии в Святую Землю еще в тринадцатом веке. Одна из этих миссий окончательно обосновалась в Вифлееме в 1347 году, когда султан предоставил францисканцам опеку над пещерой, а затем право пользоваться базиликой и поддерживать ее содержание.

Под властью мусульман до XIX века базилика находилась в упадке, как и город. Иногда разрешаются реставрации, но церковь не избежала порчи и разграбления. Монах Феликс Фабри, совершавший паломничество в Святую Землю во второй половине пятнадцатого века, сравнивает интерьер церкви с "сараем без сена". Дым от свечей и масляных ламп, а также привычка прикреплять картины на протяжении веков изменяли мозаику, и базилика претерпела множество реставраций. Базилика пережила землетрясения 1834 и 1837 годов и пожар 1839 года, но ее структура и обстановка продолжают разрушаться.

Растущий контроль греческой православной церкви над управлением базиликой выразился в ее вмешательстве в 1842 году, когда она получила османский фирман, чтобы руководить реставрацией здания : обновлением каркаса и свинцовых листов кровли. остатки мозаик эпохи крестоносцев, утопленных в штукатурку из мрамора. известковый пол, мрамор которого был разграблен, теперь вымощен большими каменными плитами.

В 1847 году кража звезды, инкрустированной под алтарем Рождества Христова, кража, которую латиняне приписывают православным грекам (последние якобы не согласились с тем, чтобы выгравированная надпись была написана на латыни), стала одной из прямых причин участия Франции в Крымская война против России.

 

Статус кво

В настоящее время церковью совместно управляют Иерусалимская Православная Церковь, католическая церковь и Армянская Апостольская Церковь. Все трое поддерживают на этом месте монашеские общины. В 1852 году в Османской империи был подписан фирман, определяющий права, обязанности, привилегии и имущественные права различных церковных властей, которые охраняют святые места. Этот "статус-кво", сохраняющийся по сей день, гарантирован Берлинским договором (1878 г.).

Иерусалимская православная церковь владеет основной частью базилики, ансамблем из пяти нефов, алтарем и южным трансептом в базилике, а также алтарем Рождества Христова в пещере.
Армянская Апостольская Церковь имеет северный Трансепт и алтарь. И, иногда, алтарь Рождества Христова в пещере.
Латинскому патриархату Иерусалима принадлежит алтарь поклонения волхвов в пещере кормушки. Но также и Серебряная звезда, расположенная под алтарем Рождества Христова.

 

Сотрудничество и соперничество в контроле над святилищем

Статус-кво и обычно функциональное сосуществование трех церквей, разделяющих святилище, не препятствуют продолжению многовекового соперничества за пространственный и временной контроль над святилищем. Это приводит к регулярным конфликтам, наиболее серьезные из которых вспыхивают при подготовке торжественных церемоний с одновременным участием нескольких церквей, и особенно при уборке базилики.

Эти конфликты могут доходить в крайних случаях до физического нападения (двое францисканцев убиты в 1893 году, пять священников и двое полицейских ранены в 2007 году, драка в 2011 году) на представителей духовенства этих церквей или до одного из казусов Крымской войны.

 

Штаб-квартира 2002 года

С марта по апрель 2002 года израильская армия проводила операцию "Оплот" на Западном берегу после волны смертоносных нападений на израильтян, и в рамках этих крупномасштабных военных операций Вифлеем был оккупирован, а ЦАХАЛ преследовал палестинских боевиков. 1 апреля 2002 года около 200 палестинских активистов, некоторые из которых вооружены и считаются Израилем террористами, принадлежащих к ФАТХ, ХАМАС или палестинскому Исламскому джихаду, нашли убежище в церкви в сопровождении нескольких десятков монахов или монахинь.

4 апреля Самир Ибрагим Салман, церковный звонарь, получил несколько пуль в грудь от израильского снайпера и скончался. 5 апреля 4 францисканских монаха покинули церковь под израильским эскортом. Израильские источники заявили, что им сказали, что духовенство было взято в заложники, в то время как источники в францисканском ордене утверждали, что они были « добровольными заложниками», решившими остаться, чтобы выразить свою солидарность с палестинцами и избежать кровопролития.

7 апреля Ватикан предупредил Израиль уважать религиозные объекты в соответствии со своими международными обязательствами. Официальный представитель Хоакин Наварро-Вальс заявил, что Ватикан следит за событиями "с крайним опасением". Представитель католических монахов Святой Земли обвинил израильтян в"акте неописуемого варварства".

10 апреля был также ранен армянский монах, застреленный, по словам израильского представителя, из-за того, что он был одет в гражданскую одежду и, по всей видимости, был вооружен.

11 апреля глава францисканского ордена Джакомо Бини официально потребовал, чтобы палестинцам было разрешено покинуть церковь с гарантией защиты их жизней и чтобы вода и электричество были возвращены в церковь, в то время как представитель ордена напомнил израильские евреи о роли, которую они играют в этом деле. что францисканский орден сыграл важную роль в защите евреев от Холокоста, предоставив им убежище во время Второй мировой войны. Информационное агентство Ватикана Фидес сообщило, что эти призывы были отклонены израильским правительством со словами : « перестаньте нас беспокоить ».

После 39 дней осады 22 мая между воюющими сторонами было достигнуто соглашение : израильская армия сняла осаду, а палестинцы эвакуировали церковь. Они уезжают в изгнание на Кипр, в Европу и в сектор Газа без судебного преследования. Внутри церкви убираются повреждения, вызванные более чем месячной осадой.

Базилика Рождества Христова

Архитектурный ансамбль

Базилика является частью обширного монументального комплекса, занимающего площадь почти 12 000 м2 и включающего латинский (на севере), греческий православный (на юго-востоке, кладбище которого проходит вдоль южной стороны базилики), армянский (на юго-западе) монастыри. и католическая церковь Святой Екатерины Александрийской. Он также окружен отелями для размещения паломников и многочисленными ораториями. Доступ к базилике осуществляется через большой мощеный внутренний двор, площадь кормушки, которая ведет ко двору святилища. Этот передний двор, называемый « площадью Рождества Христова", соответствует первоначальному атриуму византийской церкви. В ходе археологических раскопок перед входом были обнаружены резервуары, открывающиеся жерла которых можно распознать в обновленной плитке эспланады.

Нынешний архитектурный ансамбль базилики, по сути, представляет собой сочетание двух церквей и склепа - пещеры Рождества Христова - где, согласно традиции, родился Иисус.

 

Базилика Рождества Христова

Западный фасад является результатом серии преобразований (хорошо заметных в отсеках или на крыше), которые скрывают его первоначальное возвышение. В седьмом веке в нем было три входа, сохранились только центральные ворота, причем два боковых были разрушены : в шестнадцатом веке ворота слева были замурованы контрфорсом ; тот, что справа, уступил место стене прилегающего армянского монастыря, внутренний двор которого использовался для приема паломников. Нынешний вход изначально представлял собой монументальные центральные ворота, построенные при Юстиниане (его высота достигала нынешнего карниза).

Крестоносцы укрепили церковь и уменьшили ворота Юстиниана в двенадцатом веке, вероятно, чтобы защитить себя от захватчиков или сохранить впечатление пещеры (готическая сломанная арка над нынешними воротами является остатком этих ворот времен крестоносцев). После 1515 года она снова была опущена и уменьшена до своей формы (прямоугольный вход с наличниками и наличником) и нынешних размеров, чтобы обеспечить безопасность помещения. Согласно традиции, она была построена очень низко, чтобы не впускать османских воинов верхом на лошадях и заставлять верующих пригибаться, отсюда и ее название « Ворота смирения". некоторые ортодоксальные евреи отказываются проходить через эти ворота. Этот вход также служит выходом, что небезопасно в случае чрезвычайной ситуации, например, пожара.

Ключ от двери находится в руках православных, которые открывают ее на рассвете и закрывают за двадцать минут до захода солнца.

Церковь спроектирована как классическая римская базилика.

Притвор Юстиниана является собственностью православных греков. Первоначально в нем было три двери, но и там две были разрушены, и сохранилась только центральная деревянная дверь XIII века.

Главный неф без мебели (в соответствии с греческой православной традицией) окружен четырьмя боковыми сторонами, ограниченными четырьмя колоннадами, каждая из которых состоит из 11 колонн из розового Вифлеемского известняка, с капителями.коринфские колонны из белого мрамора. На колоннах много граффити с изображением паломников, а в одной из них есть четыре отверстия в форме креста : традиция для посетителей заключается в том, чтобы просовывать пальцы в эти отверстия, как если бы Мария положила свою руку, и что в конце их молитва, обращенная к Пресвятой Богородице, их желание да будет исполнено.

На 30 из 44 колонн нанесены фрески, изображающие святых времен крестоносцев. Разнообразие иконографического замысла этих картин предполагает существование нескольких индивидуальных спонсоров. Прямоугольный ансамбль образует прямоугольник длиной 53,9 м и шириной 26,2 м, а Трансепт-35,82 м. боковые стены частично покрыты византийскими мозаиками, отреставрированными с 1165 по 1169 год, но сохранившимися только частями. Оригинальный пол в романском стиле был застелен, но в нем есть деревянные люки, через которые можно увидеть часть оригинальных Константиновских мозаик. Балки для каркаса из кедра были подарены в пятнадцатом веке английским королем Эдуардом IV. Чтобы покрыть крышу, этот же король также пожертвовал свинцом, но позже свинец был взят турками, которые переплавили его для боеприпасов, которые они использовали в войне против Венеции.

Православные греки хранят главный алтарь, перед которым они установили большой позолоченный иконостас, и алтарь обрезания в Южном трансепте. Армянская часовня в Северном трансепте включает алтарь Богородицы и алтарь трех волхвов.

В церкви также есть сложный набор подвесных вечных светильников. Доступ к греческому и армянскому монастырям осуществляется через ворота, расположенные с южной стороны. На севере находится вход во францисканскую церковь Святой Екатерины. Апсида находится в восточной части святилища. Общая ориентация с востока на Запад, апсида и святилище обращены на восток. Лестницы по обе стороны от святилища обеспечивают доступ к пещере по неровным ступеням.

Базилика Рождества Христова

Пещера Рождества Христова

Расположенный под базиликой прямоугольный грот длиной 12,3 м, шириной 3,5 м и высотой 3 м, освещенный 53 светильниками, посвящен месту, где, согласно христианской традиции, родился Иисус. Его естественные стены, украшенные во времена Константина, облицованы мрамором в византийские времена. Две полукруглые боковые лестницы, построенные во времена Юстиниана, ведут к двум бронзовым дверям той же эпохи, которые открывают доступ в пещеру. В связи с наплывом паломников посещение строго регламентировано (очередь, время, определяемое фракционером, вход через Южные Ворота, выход через северные ворота).

Согласно традиции, точное место указано под " алтарем Рождества Христова » (алтарь, установленный в византийскую эпоху в нише) Серебряной звездой с четырнадцатью ветвями (представляющей 14 станций Крестного Пути или символизирующей три серии из четырнадцати поколений между Авраамом и Богом). Иисус), в котором проделано отверстие, позволяющее паломнику обнять первоначальную скалу (сглаженную проходом миллионов рук паломников), поскольку остальная часть пола покрыта мрамором. Эта звезда была предметом международных конфликтов : установленная католиками в 1717 году, она была похищена греками в 1847 году, что стало одним из триггеров Крымской войны. Он был окончательно восстановлен турецким правительством в 1853 году. Вделанная в мраморный пол, звезда окружена 15 серебряными лампами, горящими днем и ночью (шесть принадлежат православным грекам, четыре-католикам и пять-армянам) , и на ней есть надпись на латыни « икона Девы Марии Иесус Христос ест натус » (« здесь родился Иисус Христос из могилы"). Дева Мария").

Этот алтарь является нейтральным местом, хотя в основном он находится под влиянием армянской апостольской церкви. Стены пещеры частично облицованы мрамором, шелковыми драпировками и буграми, цвета которых меняются в соответствии с литургическим календарем. Отверстия в драпировках обеспечивают доступ к механизму опускания подвесных светильников. Другой алтарь в пещере ("алтарь кормушки«, также называемый » алтарем яслей", используемый исключительно латинянами), обнаруженный католиками, традиционно отмечает место, где Мария поместила новорожденного в кормушку. Напротив находится "алтарь поклонения трех волхвов", который украшает картина, изображающая это событие.

Эти два других алтаря используются исключительно латинянами, которые отправляются туда процессией в Рождественскую ночь, чтобы нести там маленького Иисуса в золотой колыбели. Согласно традиции, первые христиане почитали здесь глиняную кормушку как реликвию, которая при императоре Константине была заменена ныне несуществующей серебряной яслью. Францисканцы построили подземный переход, чтобы иметь прямой доступ к пещере из своего монастыря.

Три стены пещеры покрыты асбестом, подаренным Патрисом де Мак Махоном в 1874 году, чтобы предотвратить новый пожар, подобный пожару 1869 года, уничтожившему богатые латинские гобелены. Под этим покрытием все еще видны оригинальные мраморные плиты. На стенах висят картины на дереве, не представляющие художественной ценности, а также драпировки, испорченные дымом от свечей и руками паломников, потирающих эти контактные реликвии.

 

Другие пещеры

Склеп Рождества Христова соединен с более или менее естественной сетью пещер, которые еще в III веке были выбраны в качестве гробниц христианами, желающими быть погребенными ad sanctos (недалеко от пещеры Рождества Христова) пребизантийского святилища. Некоторые из них были превращены в часовни:
часовня Святого Иосифа, посвященная явлению Ангела Иосифу, повелевшему ему бежать в Египет (Матфея 2: 13);
часовня невинных, посвященная памяти убийства детей Иродом (Матфея 2:16-18);
часовня Святого Иеронима (восстановленная в 1962-1964 годах), где, согласно традиции, Иероним Стридонский перевел Библию на латынь (Вульгата).

Традиция помещает в одну из этих пещер гробницу святого Иеронима, напротив гробниц святых Павла и Евстохия. Эта традиция не имеет исторической ценности.

 

Церковь Святой Екатерины Александрийской

Примыкающая к базилике церковь Святой Екатерины построена францисканцами в 1882 году на руинах церкви и монастыря августинцев времен Крестовых походов. Он был расширен и модернизирован в соответствии с литургической эволюцией, последовавшей за Вторым Ватиканским собором, и чтобы обеспечить присутствие францисканцев за пределами базилики с тех пор, как они потеряли контроль над ней внутри.

Лестница, расположенная в Южном нефе церкви, ведет в высеченные в скале пещеры с часовнями. Одним из них широко известен тот, в котором в 384 году Иероним Стридонский перевел Библию на латынь.

Фундамент византийского монастыря находится под церковной обителью. Дверь в юго-западном углу монастыря ведет в часовню крестоносцев (XII век). Его стены украшены настенными фресками, частично отреставрированными в 1950 году.

 

Сохранение церкви

С годами последовательные просачивания и землетрясения ослабили каркасную кровлю церкви, первоначально сделанную из ливанского кедра, которая была восстановлена в пятнадцатом веке францисканцами с использованием древесины лиственницы, а в девятнадцатом веке греческой православной церковью с использованием Анатолийского дуба. С 2008 года базилика включена в список ста объектов, находящихся под наибольшей угрозой исчезновения, Всемирной обсерватории памятников, созданной Всемирным фондом памятников:
« Нынешнее состояние церкви вызывает беспокойство. Балки каркаса прогнили, и их не заменяли с девятнадцатого века. Дождевая вода, попадающая в здание, не только ускоряет гниение древесины и нарушает структурную целостность здания, но и повреждает настенные росписи и мозаики XII века. Наличие воды значительно увеличивает вероятность короткого замыкания и пожара, вызванного электричеством. Если произойдет еще одно землетрясение, подобное землетрясению 1834 года, результат, скорее всего, будет катастрофическим. ...Есть надежда, что включение его в этот список будет способствовать его сохранению, в частности, побудив трех его хранителей - греческую православную церковь, армянскую Православную Церковь и францисканский орден - к совместной работе, чего не происходило на протяжении сотен лет. Правительство Израиля и Палестинская администрация также должны работать вместе, чтобы защитить ее».

Кроме того, иконы, фрески и гобелены покрываются сажей от масляных ламп.

 

Всемирное наследие

В то время как Палестинская администрация в течение нескольких лет подавала заявку на включение его в список всемирного наследия ЮНЕСКО, ссылаясь на ветхость здания, трем церквям (католической, греческой православной и Армянской апостольской) не удалось прийти к согласию относительно предстоящих ремонтных работ, и израильские власти поставили под сомнение срочность классификации из здания и осуждал политическую операцию. После осмотра крыша здания нуждалась в ремонте, но срочность этих работ также не была самоочевидной для международного совета по памятникам и достопримечательностям ЮНЕСКО, который постановил, что базилика не находится « под непосредственной угрозой ».

Тем не менее, в 2002 году базилика была добавлена в список объектов, признанных ЮНЕСКО находящимися под угрозой исчезновения, а 29 июня 2012 года она стала первым палестинским объектом всемирного наследия. В этом шаге по переоценке церкви Израиль и Соединенные Штаты осуждают сугубо политическую мотивацию со стороны палестинской администрации.

После реставрационных работ 2 июля 2019 года базилика была исключена из списка всемирного наследия, находящегося под угрозой.

 

Восстановление

Палестинская администрация взяла на себя обязательство восстановить церковь Рождества Христова, работы, как ожидается, продлятся несколько лет и обойдутся в 15 миллионов евро. Расходы на кровлю (на сумму 740 000 евро) покрываются палестинскими властями и частным сектором, а также за счет пожертвований из Венгрии, Франции, Ватикана, Греции и России76.

Первый этап реставрационных работ, посвященных кровле, начнется в декабре 2013 года под эгидой итальянской группы, выбранной Палестинской администрацией в результате международного тендера - с целью сохранения наследия, а не с целью сделать это место « чистым»., Тридцать тонн дубовых балок, доставленных из Италии через израильский порт Ашдод, необходимы для его ремонта.

В декабре 2018 года ответственная тосканская команда официально объявила, что их тепловизионные камеры обнаружили седьмого ангела на фреске византийских настенных мозаик базилики ; он был скрыт под слоем штукатурки более полутора веков. В настоящее время туристы снова могут полюбоваться им.

 

Сочельник в канун Рождества

Верующие собираются в канун Рождества на площади у кормушки, чтобы спеть рождественские гимны в ожидании полуночной мессы.

Согласно статус-кво, рождественская месса проводится в разные даты для западной и Восточной конфессий :

Греческая православная церковь и армянская церковь литургически соблюдают юлианский календарь и празднуют Рождество 25 декабря и 6 января по юлианскому календарю, то есть 7 января и 19 января по григорианскому календарю. Латинский патриархат Иерусалима следует современному григорианскому календарю. Таким образом, римско-католический экзархат празднует Рождество Христово 25 декабря.