Путеводитель Ермак Трэвел 

 

 

 

Присоединяйтесь, чтобы получить интересные новости, обновления и прочую информацию

 

Крупнейшие Города Израиля

Иерусалим

Тель-Авив

Вифлеем

Назарет

Акко

Хайфа

Ашдод

Ашкелон

Кесария

Тверия

 

Армянский квартал (Иерусалим)

Армянский квартал

 

 

 

 

 

Транспорт
Где поесть
Отели, хостелы и прочие
Культурные (и не очень) мероприятия
Интересная и полезная информация

 

 

Описание Армянского квартала Иерусалима

Армянский квартал (арабский язык: حارة الأرمن, Харат аль-Арман, иврит: הרובע הארמני, Ха-Рова ха-Армени, армянский: Հայոց թաղ, Айоц-т'аг) является одним из четырех кварталов обнесенного стеной Старого города Иерусалима. Расположенный в юго-западном углу Старого города, к нему можно добраться через ворота Сиона и Яффские ворота. Армянский квартал занимает площадь 0,126 км² (126 дунам), что составляет 14% от общего количества Старого города. В 2007 году здесь жило 2424 человека (6,55% от общего числа Старого города). В обоих критериях он сравним с еврейским кварталом. Армянский квартал отделен от Христианского квартала по улице Давида (Сук-эль-Базар) и от еврейского квартала по улице Хабад (Сук-эль-Хусур).

Армянское присутствие в Иерусалиме восходит к IV веку нашей эры, когда Армения приняла христианство как национальную религию, а армянские монахи поселились в Иерусалиме. Следовательно, это считается самым старым живым сообществом диаспоры за пределами армянской родины. Постепенно квартал развивался вокруг монастыря Св. Иакова, который доминирует в квартале, и приобрел его современный облик к 19-му веку. В монастыре находится Иерусалимский патриархат Армянской Апостольской церкви, который был создан как епархия в VII веке нашей эры. Патриархат является фактическим администратором квартала и выступает в качестве «мини государства» для армянских жителей.

Хотя формально они отделены от греческих православных и латинских (католических) христиан, армяне считают свой квартал частью христианского квартала. Три христианских патриархата Иерусалима и правительство Армении публично выразили свою оппозицию любому политическому разделению двух сторон.

 

Атлантида Перевал Дятлова Санаторий Вейверли Хиллз Рим
Лондон Масада Геркуланум Помпеи
Эфес Адрианов Вал Стена Антонина Скара Брей
Парфенон Микены Олимпия Карнак
Пирамида Хеопса Троя Вавилонская башня Мачу-Пикчу
Колизей Чичен Ица Теотиуакан Великая Китайская стена
Сиде Стоунхендж Масада Петра

 

 

 

Цитадель

 

Прогулка по крышам Иерусалима

Кафедральный Собор Святого Иакова

 

Церковь Святого Марка

 

 

История Армянского квартала Иерусалима

Происхождение
Первые армянские поселенцы появились в Иерусалиме, предположительно, уже в конце I века. В начале IV века Армения, при царе Трдате III, стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии. Согласно свидетельствам, уже в IV в., после обнаружения в Иерусалиме христианских святых мест, в городе поселилось большое количество армянских монахов. В этом веке уже сооружались армянские церкви (считается, что возведение монастыря Св. Иаковов началось также в IV веке) Небольшая община монахов и паломников проживала на горе Сион, у Сионской горницы. Таким образом, иерусалимская армянская диаспора считается старейшей из существующих. В середине V века уже функционировал армянский скрипторий. Светская община — состоявшая из торговцев и ремесленников — сформировалась в VI веке в квартале горы Сион, где существовала армянская улица (Ruda Armeniorum).

Византийский, арабский и мамлюкский периоды
На Первом Двинском соборе (506 год) Армянская церковь откололась от остального христианского мира, отвергнув двойственную природу Христа, которая была узаконена Халкидонским собором 451 года. Таким образом армяне оказались в прямой конфронтации с мощной Византийской империей. Император Юстиниан (527—565) преследовал монофизитов-армян, считавшихся еретиками, принуждая их покинуть Иерусалим. Собственность общины Армянской Церкви была конфискована, а сама она изгнана.

Когда в 637 году византийцы уступили Иерусалим Праведному халифату, Армянская Церковь, стремясь вернуть утраченное, признала власть завоевавшего город халифа Омара ибн Хаттаба и согласилась по возвращении в Святой Город платить подушный налог. До этого момента в Иерусалиме был единственный христианский епископ; в 638 году армяне провозгласили своего собственного архиепископа Авраама.

С приходом в Иерусалим крестоносцев община стала разрастаться, образовав этнический квартал в том месте, где он находится сейчас. В середине XII века был в последний раз расширен монастырь Св. Иаковов, доминирующий над кварталом и ставший центром армянской общины Иерусалима. Квартал постепенно сформировался вокруг Собора. В 1311 году, во время правления мамлюков, архиепископ Саркис (1281—1313) принял титул патриарха, согласно декрету султана Мухаммада ан-Насира.

Если при власти фатимидских султанов армянские христиане страдали в равной степени с другими общинами, то в период мамлюкского правления (1250—1517) они обрели привилегированное положение. В 1340-х годах армянам было даже разрешено построить вокруг своего квартала стену. Это было важным знаком того, что мамлюкские правители не чувствовали угрозы со стороны квартала, поскольку разрушение стен являлось для мамлюкской власти стандартом — как способ предотвратить возвращение крестоносцев. Мамлюкское правительство также вырезало на западном входе в квартал декларацию на арабском, следующего содержания:

Приказ нашего хозяина Султана Джакмака [был издан], предусматривающий, что налоги, взимаемые [ахдаиха] ныне правителем города, в части платежей армянской общины [даир алармани], должны быть отменены, и требование предъявлено, чтобы эта отмена была вписана в Книгу Почёта в году 854 от Хиджры (1451 год н.э.). Всякий, кто возобновит платежи или вновь взыщет какой-либо налог или осуществит вымогательство – проклят, и является сыном проклятого, и будет на нём проклятие Аллаха.

Палестинский историк Муджир аль-Дин дал детальное описание пре-османского Иерусалима 1495 года. Он упоминает Дир ель-Арман (Монастырь армян), или Канисат Мар Я’куб (собор Св. Иаковов), «расположенный посредине южной части Армянского квартала, как он определялся в XIX веке. Армянский квартал (Харет эль-Арман будущих веков) был уникален среди кварталов Иерусалима тем, что являлся общиной, развивавшейся в течение многих лет вокруг Армянского монастыря».

Османский, британский и иорданский периоды
Под османским управлением Иерусалим превратился в космополитичный город, где была успешно реализована религиозная толерантность, а разумному османскому администрированию удавалось поддерживать порядок в религиозных различиях между соперничающими христианскими церквями и мусульманами. В Оттоманский период (1517—1917) армянская община также умела находить язык с турецкими властями. Карк и Орен-Нордхейм писали: «В Армянском квартале, хотя и христианском, была представлена отдельная этническая группа со своим собственным языком и культурой, намеренная сохранить собственную идентичность и общность и минимизировавшая контакты с арабами и османскими властями из страха преследований». Однако армянская община Иерусалима была арабоговорящей (помимо армянского или европейских языков), и самоотождествлялась с палестинским обществом.

 

В 1538 году было завершено строительство нынешних стен Иерусалима согласно распоряжениям Сулеймана Великолепного. Эти стены, наряду со внутренними стенами, построенными армянами, определили конфигурацию квартала. В XVII—XVIII веках Армянский квартал расширялся и достиг сегодняшних границ; к XIX веку он обрёл свой современный облик. В XIX веке у большей части Армянского и Христианского кварталов имелись «щипцовые крыши в европейском стиле», в отличие от куполов, предпочитаемых в Мусульманском и Еврейском кварталах. В 1833 году армяне установили первый в городе печатный станок, а в 1857 году открыли теологическую семинарию. В 1855 году в Армянском квартале была основана первая в Иерусалиме фотомастерская. Школы для мальчиков (1840) и девочек (1862) были объединены в 1869 году под названием «Школа Святых Переводчиков», которая стала первой в Иерусалиме школой с совместным обучением.

Во время Первой Мировой войны Иерусалим был захвачен Британией; британская оккупация продлилась до 1948 года. Обе последовавшие затем в Палестине войны нанесли общине невосполнимый урон.

Во время войны за независимость Израиля в Армянском квартале нашли кров многие армяне со всей Палестины. Квартал пострадал от бомбардировок; для его защиты была сформирована армянская гражданская гвардия, вооружённая «кустарным оружием». Во время войны погибли более 40 армян; большое число армян уехало из Иерусалима. После войны все четыре квартала Старого города оказались под контролем Иордании. Иорданский закон требовал, чтобы армяне и другие христиане «в частных христианских школах уделяли одинаковое количество времени Библии и Корану», и ограничивал рост церковной собственности.

Израильский период
Во время Шестидневной войны 1967 года квартал оказался в зоне интенсивных бомбардировок, вызвавших многочисленные жертвы и разрушения. Многие пустовавшие здания отошли Еврейскому кварталу. Тем не менее, в памяти жителей квартала Шестидневная война осталась ассоциированной с чудом, после того как внутри Армянского монастыря были найдены две неразорвавшиеся бомбы.

После войны 1967 года Старый город Иерусалима попал под контроль Израиля. Израильское правительство предоставило компенсацию на ремонт всех без исключения церквей или святых мест в Армянском квартале, повреждённых во время боёв, независимо от того, кем были причинены повреждения.

Армянский архиепископ Шахе Аджамян, имевший тесные связи с израильскими муниципальными чиновниками, продал правительству Израиля «ценную собственность в Западном Иерусалиме и на территории к западу от стен Старого города», находившуюся в собственности Армянского Патриархата (большая часть которой была сдана Еврейскому национальному фонду или девелоперам), чтобы сделать возможным современный живописный ландшафт. В 1981 году разразился общественный скандал, когда попытка патриархата заменить Аджамяна натолкнулась на чрезвычайно существенное вмешательство со стороны израильского правительства. Позже было выявлено, что Аджамян, наряду с районным управляющим Иерусалима, были «вовлечены в получение взяток, контрабанду и валютные злоупотребления».

В настоящее время армянская община Иерусалима остаётся сплочённой и энергичной. Ныне её составляют в основном люди творческих профессий — художники, фотографы, серебряных и гончарных дел мастера. Армянская декоративная керамика из Иерусалима славится по всему миру. Среди студентов и преподавателей Еврейского университета в Иерусалиме (Иерусалимский Университет) в настоящее время около 150 армян, частично — жителей Армянского квартала Иерусалима.

Саймон Голдхилл пишет, что Армянский квартал, «в отличие от других кварталов, является формально организованным, высоко консервативным, ориентированным внутрь сообществом, толстые стены и закрытые двери которого тщательно оберегают его замкнутость». Армянский квартал «сплочён — некоторые сказали бы „изолирован“ — и смешанные браки в нём редки». Духовным центром квартала остаётся собор Св. Иаковов, известный святыней, почитаемой, как гробница Иакова, первого епископа Иерусалима. Патриархат, являющийся де факто администратором квартала, «выполняет функцию мини - государства всеобщего благосостояния». При Патриархате действует музей и библиотека, в которой насчитывается более 30 тыс. книг; некоторые манускрипты относятся к XIII веку. Квартал славится также библиотекой Галуста Гульбекяна, знаменитого мецената, много сделавшего для общины в первой трети XX века. В квартале есть национальные школы, работает множество магазинов.

 

 

 


 

Транспорт

 

 

Где поесть

 

 

Отели, хостелы и прочие

 

 

Культурные (и не очень) мероприятия

 

 

Интересная и полезная информация

 

 

 

 

blog comments powered by Disqus