Купол цепи

Купол Скалы (Иерусалим)

 

Описание Купола цепи

Купол цепи (арабский: قبة السلسلة, Qubbat al-Silsilah) - это отдельно стоящий купол, расположенный рядом с Куполом скалы в Старом городе Иерусалима. Это одна из старейших сооружений Харам-аш-Шариф (Храмовая гора) и не является ни мечетью или святыней, а используется как молитвенный дом. Он был построен Омейядами и стал христианской часовней во врем правления крестоносцами. Он был восстановлен как исламский молитвенный дом Айюбидами и был отреставрирован мамлюками, османами и иорданскими правителями.

 

Архитектура

Здание Купола цепи состоит из куполообразной конструкции с двумя концентрическими открытыми аркадами, то есть без боковых стен, закрывающих его. Купол, опирающийся на шестиугольный барабан, сделан из дерева и поддерживается шестью колоннами, которые вместе образуют внутреннюю аркаду. Второй, внешний ряд из одиннадцати столбцов образует одиннадцатигранную внешнюю аркаду. Стена киблы содержит михраб или молитвенную нишу и окружена двумя меньшими колоннами. Всего в структуре семнадцать колонн, не считая михраба. Один из старейших исторических источников (903 г. н.э.) утверждает, что первоначально здесь было двадцать колонн. Однако исследование, проведенное в 1975-76 годах под более поздним покрытием, показало, что конструкция не подвергалась изменениям с момента постройки, что противоречит ранним описаниям. Купол Цепи имеет диаметр 14 метров (46 футов), что делает его третьим по величине зданием Харама после мечети Аль-Акса и Купола Скалы.

Колонны и капители, использованные в конструкции, относятся к доисламским временам. Дизайн здания Омейядов в значительной степени не изменился после последующих реставраций.

 

Купол Цепи - История

Дата постройки
Купол Цепи считается одним из самых древних зданий на Храмовой горе и был построен Омейядами. Первоначальный пол находится на том же уровне, что и пол Купола Омейядов в Скале, основания колонн аналогичны основаниям других зданий Омейядов и относятся к одному и тому же периоду, а положение Купола Цепи, кажется, коррелирует хорошо с оригинальным и нынешним михрабом мечети Аль-Акса (см. Омфалос). Кроме того, самый ранний мусульманский источник, найденный на сегодняшний день (Абд аль-Малик ибн Хабиб, написан в 852 году н.э.), однозначно приписывает здание халифу Омейядов Абд аль-Малику.

Некоторые высказывают мнение, что он мог быть построен еще до того, как ислам захватил Иерусалим. Его расположение может быть связано как с самим еврейским храмом, так и с окружающими его традициями.

Омейядский период
Ибн Хабиб, арабский ученый из Аль-Андалуса, находящегося под управлением Омейядов, оставил первое упоминание о Куполе Цепи, написав, что он был построен в 691/2 г. омейядским халифом Абд аль-Маликом, строителем Купола Цепи. Рок - это общепризнанный факт. Обширные реставрационные работы в 1970-х годах показали, что здание сохранило свой общий вид с момента постройки, за исключением шести теперь заблокированных окон с закругленными арками в шестиугольном барабане, поддерживающем купол.

Крестоносцы / период Айюбидов
Когда крестоносцы вторглись в Левант в 1099 году, они определили купол как место, где святой Иаков Меньший, в котором они видели брата Иисуса, упал, когда его сбросили с Храма, и превратили здание в часовню, посвященную его рядом с Templum Domini. В 1187 году здание и весь город были снова взяты мусульманами при Саладине. В 1199–1200 годах правящие Айюбиды обновили потолок и мостовую. Христиане повторно использовали это место в 1240–1244 годах, прежде чем оно снова стало использоваться мусульманами. Христианские паломники 13 века связывают его не только со святым Иаковом, но и с местом, где Иисус встретил прелюбодейную женщину. Прингл предполагает, что только в период крестоносцев были построены стены, чтобы закрыть часовню Святого Иакова, что объясняет сообщения паломников о том, что часовня «превосходно украшена картинами» (Теодерик, ок. 1172).

Мамлюк, османские периоды и позже
Строение было реконструировано мамлюкским султаном Байбарсом (годы правления 1260–1277). При ремонте последнего, вероятно, михраб был облицован мрамором. Надпись над михрабом сообщает, что в 1561 году при османском султане Сулеймане Великолепном сооружение было украшено глазурованной плиткой; в 1760/61 году было выполнено больше кафельных работ. Последняя крупная реставрация Купола Цепи была проведена по заказу исламского вакуфа Иерусалима в 1975-76 годах.

 

Религиозное значение

Место суда Давида и Соломона
Традиция, связывающая Купол с царем Давидом и его судом, является строго исламской, и все ее источники относятся к раннему мусульманскому периоду.

Три мусульманских источника, от Ибн Абд Рабихи в 913 году до Насир-и Хосро в 1047 году и до Али Гератского в 1173 году, соединяют Купол цепью времен «Детей Израиля», Давида или Соломона. , где вершилось правосудие. Это могло произойти либо по божественному вмешательству, цепь висела Давидом, не позволяя лжецам прикасаться к ней, либо непосредственно Соломоном, мудрым сыном Давида. Все эти источники являются свидетельством того факта, что в раннемусульманский период, на протяжении нескольких веков мусульманского правления в Иерусалиме, Храмовая гора все еще была тесно связана в исламских традициях с ее еврейским библейским наследием. Источники, относящиеся к традиции «цепи Давида», все являются исламскими и относятся к раннему мусульманскому периоду, предполагая, что была предпринята научная попытка узаконить правление Омейядов, связав их с правосудием Давида. Автор XII века аль-Идриси даже назвал это место «Святым святых».

Согласно Муджир ад-Дину (15 век), Купол Цепи получил свое название от древней легенды, связывающей его с царем Соломоном.
Среди чудес Святого Дома - цепь, которую Соломон, сын Давида, подвешивает между Небом и Землей, к востоку от Скалы, где сейчас стоит Купол Цепи. Цепь имела одну особенность. Если двое мужчин подошли к нему, чтобы разрешить спорную ситуацию, только честный и порядочный человек мог взять его на себя; несправедливый человек увидел, что оно ускользнуло от него.

Муджир ад-Дин предлагает объяснение того, почему цепи больше нет: мужчина отказался вернуть 100 золотых динаров законному владельцу. Он плавил монеты, выливая золото в свою трость. Прежде чем поклясться, что он заплатил причитающееся, он попросил владельца подержать его палку, и цепь позволила ему прикоснуться к ней. Вернув палку лжецу, владелец денег поклялся, что золото не было возвращено ему, а также держал цепочку. Поскольку люди, присутствовавшие на суде, были сбиты с толку, как оба свидетельства могли быть правдой, цепь с отвращением ускользнула на небеса.

 

Намного раньше, чем Муджир ад-Дин, Вахб ибн Мунаббих (ум. 725–737), передатчик Исрагилийят и, вероятно, обращенный из иудаизма, предлагает более сухое объяснение, написав, что цепь была снята еще при жизни Давида и вернется в конце дней.

Омфалос
Купол стоит точно в геометрическом центре эспланады, на которой находится комплекс Аль-Акса, Харам, в том месте, где встречаются две центральные оси. Центральные оси соединяют центры противостоящих сторон, и Купол также идеально выровнен по длинной (примерно север-юг) оси с тем, что считается самым старым михрабом мечети Аль-Акса. Этот михраб находится внутри «мечети Омара», то есть в юго-восточной части мечети Аль-Акса, которая по традиции соответствует самой ранней мечети, построенной на Храмовой горе. «Михраб Омара», как он выглядит сегодня, стоит точно посередине стены киблы на Храмовой горе. Было высказано предположение, что после того, как Купол Скалы был построен, местоположение главного михраба внутри мечети Аль-Акса было перемещено на оси с центром Купола Скалы, как и до сегодняшнего дня, но старый Положение сохраняет отдельный михраб «Мечети Омара».

Согласно этим соображениям, Купол Цепи расположен в омфалосе, или пупе, Храмовой горы Ирода, а также мусульманского Харама, да и всей Земли в целом - суррат аль-арḍ по-арабски. Традиционный «пуп вселенной» в иудаизме находится в Святом Святых, в исламе - в Каабе в Мекке, а в христианстве - в Храме Гроба Господня. Омфалос можно определить как религиозный артефакт или предмет. В сочетании с Куполом Скалы этот омфалос будет гробницей, где был найден Адам и где был создан первый человек.

Место Страшного Суда
В исламской традиции Купол Цепи отмечает место, где в «конце дней» произойдет Страшный суд, с цепью, позволяющей пройти только праведным и останавливающей всех грешников.

Омейядский символизм
Размещение Купола Цепи в омфалосе святого места, традиционного места Давидского правосудия, могло бы свидетельствовать о представлении о том, что Омейядские халифы были прямыми потомками «Детей Измаила», к которым могла принадлежать власть был передан от «Детей Израиля». Омейяды хотели изобразить себя наследниками «справедливости Давида», сделав их правителями Судного дня. Примечательно, что Купол Цепи, как сообщается, был местом, где халифы Сулейман б. Абд аль-Малик (годы правления 715–716) и Умар б. 'Абд аль-Азиз (годы правления 717–720) также получил присягу на верность (байта) и, возможно, основатель династии Мусавия (годы правления 661–680). Клятва верности обеспечила бы их как законных божественных лидеров правосудия Давида, что подчеркивается религиозным значением этого места.

Традиция цепи Давида коренится строго в исламских источниках раннего мусульманского периода, что позволяет предположить, что она была намеренно создана для поддержки попыток Омейядов узаконить свое правление.

Назначение: теории
Точное историческое использование Купола Цепи до сих пор широко обсуждается. Предполагалось, что Купол Цепи имел несколько различных целей, но это не было подтверждено. По традиции считается, что это место священного суда, мусульманские источники предполагают, что он использовался во времена Омейядов в качестве сокровищницы или модели для строительства Купола Скалы. В брошюре Вакфа 2015 года говорится, что он использовался как холл для архитекторов и строителей Купола Скалы.

Казначейство
Теория, которая была создана об историческом использовании Купола Цепи, заключается в том, что это могла быть сокровищница или байт аль-мал. Некоторые ученые, такие как Мутир аль-Гарам и Муджир ад-Дин, предполагают, что здание могло использоваться как традиционная сокровищница, однако открытая структура здания вызвала сомнения у историков искусства в этой интерпретации. Ахмад аль-Васити, писавший около 1019 года, перечисляет среди зданий, стоящих на территории Харама, Купол Цепи и Казначейство, таким образом проводя четкое различие между ними.

Сокровища Омейядов были построены рядом с мечетями, и Купол Скалы не является мечетью. Типичное казначейство Омейядов часто строилось как закрытое сооружение с одним рядом колонн и куполом. Купол Цепи имеет купол, как и типичные сокровищницы, но имеет открытую структуру и два ряда колонн, что привело к тому, что историки отказались от этой теории.

 

Модель Купола Скалы
Первым мусульманским ученым, представившим теорию о том, что Купол Цепи был построен как небольшая модель Купола Скалы, построенный рядом с местом строительства более крупного сооружения, был Муджир ад-Дин в 1496 году нашей эры. Это довольно поздно в истории, кажется, это его собственное изобретение, и с тех пор оно было опровергнуто. Модель не осталась бы стоять после завершения фактического строительства, и открытая структура Купола Цепи не отражает макет Купола Скалы.

Подобно Куполу Скалы, Купол Цепи состоит из двух концентрических многоугольников с колоннами, соединенными аркадами и деревянными балками. Купол Скалы в три раза больше Купола Цепи, а план земли и высота относительно пропорциональны. Что противоречит этой теории, так это контраст между идеальной восьмиугольной симметрией обеих арок Купола Скалы и смесью шестиугольной внутренней аркады и (первоначально) четырнадцатигранной внешней арки Купола Цепи. Открытая конструкция без стен - дополнительная проблема, наряду с их крайней близостью, меньшая структура мешает строителям большей. Есть и другие поздние источники, представляющие его в качестве модели, но современные ученые не считают их убедительными.

Османский суд
В шестнадцатом веке, первом веке османского владычества в Леванте, Купол цепи использовался как здание суда, воссоединившись со старой традицией Давидского правосудия на этом месте.