Храмовая Гора (Иерусалим)

Храмовая Гора Иерусалим

Крупнейшие Города Израиля
Тель-Авив
Вифлеем
Назарет
Акко
Хайфа
Ашдод
Ашкелон
Кесария
Тверия

 

Достопримечательности Храмовой Горы

Купол Пророка

Купол цепи

Минареты Храмовой горы

Купол Скалы

Мечеть Аль- Акса

 

Описание Храмовой Горы

Вход через Цепные ворота (Chain Gate) и Мавританские ворота (Moor's Gate)
Открыто: Лето: Воскресенье-Четверг: 13: 30-14: 30

Зимой: 7: 30-10: 30 утра, Воскресенье-Четверг 13: 30-14: 30 часов.

Закрыто: Пятница, Суббота, мусульманские праздники
Телефон: (02) 622 6250

 

Храмовая гора - это холм, расположенный в Старом городе Иерусалима, который в течение тысяч лет почитается евреями, христианами и мусульманами как святое место. На нынешнем участке преобладают три монументальные сооружения раннего периода Омейядов: мечеть Аль-Акса, Купол Скалы и Купол Цепи, а также четыре минарета. Иродские стены и ворота с дополнениями, относящимися к поздним византийским и ранним исламским периодам, прорезали по краям горы. В настоящее время в Храмовую гору можно попасть через одиннадцать ворот, один из которых назначен для мусульман, а другой - для немусульман. Израильская полиция стоит поблизости от каждого и охраняет порядок.

 

Храмовая Гора - это исторический и религиозный центр Иерусалима. Согласно традиции это и есть гора Мория на которой Авраам чуть не принес в жертву Богу своего единственного сына Исаака. Царь Соломон построил здесь Первый Храм в 967 году до Рождества Христова. Однако в 586 до Р.Х. он был уничтожен Вавилонской армией. Второй Храм бы построен в 516 до Р.Х. и впоследствии перестроен по приказу Ирода Великого в первом веке до Р.Х. В конце концов он был уничтожен Римской армией во время Еврейского восстания в 70 году. Сегодня главное здание на горе- это Купол Скалы или Купол на Скале.

 

Еврейская традиция утверждает, что именно здесь будет построен третий и последний Храм. Место Храмовой горы является самым святым местом в иудаизме, и святое место к которому иудеи обращаются во время молитвы. Из-за своей крайней неприкосновенности многие евреи не бывают на самой горе, чтобы избежать непреднамеренного входа в район, где стояла Святая Святых, так как согласно раббиническому закону, какой-то аспект божественного присутствия все еще присутствует на этом месте.

Среди мусульман-суннитов Храмовая гора широко считается третьим самым святым местом в Исламе после Мекки и Медины. Почитаемая как Благородное святилище Храмовая Гора стала тем местом, чде пророк Мухаммед вознесся на небеса. Также Храмовая Гора связана с еврейскими библейскими пророками, которые также почитаются в Исламе. Омейядские халифы заказали строительство мечети аль-Акса и Купол Скалы на участке. Купол Скалы был завершен в 692 году н.э., сделав его одной из старейших исламских зданий в мире. Мечеть Аль-Акса расположена на южной стороне горы, по направлению к Мекке. Купол Скалы в настоящее время стоит посередине Храмовой Горы, занимая ту территорию, где ранее стоял Святой Храм.

В свете двойственных притезаний как со стороны иудаизма, так и ислама это один из самых оспариваемых религиозных объектов в мире. После поражемия крестовых походов и захвата Иерусалима войсками Саладина, мусульманская община Иерусалима без перерыва управляла Храмовой Горой как Вакф. Поскольку сайт является частью Старого города, контролируемого Израилем с 1967 года, Израиль и Палестинская администрация требуют суверенитета над ним. Храмовая Гора остается основным центром арабо-израильского конфликта. В попытке сохранить статус-кво израильское правительство вводит спорный запрет на молитву немусульманами.

 

Иерусалимский Храм - Реконструкция

Реконструкция Иерусалимского Храма  Реконструкция Иерусалимского Храма

Реконструкция Иерусалимского Храма

Приблизительно так Иерусалимский храм выглядел во времена Иисуса Христа. Он был значительно увеличен по приказу царя Ирода Великого. Подпорные стены были также увеличены. Даже сегодня массивные камни Ирода легко отличить от более поздних мелких камней Мусульманского периода. Западная Стена или Стена Плача не является единственной частью, где можно увидеть руины этого религиозного комплекса. Часть стены сохранилось на южной стороне и на восточной стороне, где они служат фундаментом для последующей средневековой кладки. Левая фотография изображает реконструкции храма с восточной стороны, со стороны Оливковая горы.

 

Великолепный Золотые Ворота были замурованы мусульманскими правителями, так существует поверие, что через них Мессия должен взойти на Храмовую Гору. Большой мост, который жители Иерусалима использовали для входа во внутренний дворик Храма в основном уничтожены. Сегодня от крупной лестницы остались лишь Арка Робертсона, чьи остатки выступают из Западной стене в правом верхнем углу и Арка Вильсона видна в верхнем левом углу.

 

Храмовая Гора - История

Храмовая Гора - Древний период

Считается, что Храмовая Гора была заселена с 4-го тысячелетия до нашей эры. Ее южная часть была бы защищена стеной в начале 2-го тысячелетия до н.э., примерно в 1850 году до нашей эры, народом Иевусеев, которые основали там свое первое поселение по имени Иевус или Салим. Еврейская традиция идентифицирует ее с горой Мориа, где произошло известные события Исаака и Авраама. Согласно Библии, Храмовая гора принадлежала иевусею Аравне или Орне. Пророк Гад предложил район царю Давиду как подходящее место для воздвижения жертвенника в честь Бога, так как ангел стоял там, когда Бог прекратил большую чуму в Иерусалиме.

Затем Давид купил Храмовую Гору за пятьдесят кусков серебра и воздвиг здесь первый алтарь. Господь поручил Давиду построить святилище на участке за стенами города на северном краю холма. Здание должно было заменить Скинию, служившую Храмом израильтян в Иерусалиме. Храмовая гора является важной частью библейской археологии однако археологические раскопки здесь почти не проводятся.

 

Иерусалимский Храм

История Иерусалимского храма и Храмовой горы начинается в пустынях Египта и Синайского полуострова. В событиях, описанных в Исходе (одной из книг Ветхого Завета) евреи покинули страну порабощения. В пустыне они провели 40 лет, но везде они носили с собой их главную святыню- Ковчег Завета. Внутри ковчега еврейский народ поместили свои десять заповедей, данные Моисею на горе Синай. Сам ковчег хранился в переносном святилище, известном как Скиния. Палатка в которой хранился ковчег не сохранилась, но Святая Святых Храма Соломона имела точно такие же размеры как и палатка Моисея.

 

Скиния  Скиния

Золотой Артефакт из Микен

Золотой Артефакт из Микен

 

Это золотое изображение было обнаружено археологами далеко от Храмовой Горы, в древнем греческом поселение Микен. Сегодня он находится в Археологическом музее в Афинах. Известно, что греки слыли умелыми мастерами работы с железом и золотом. Их поселения было разбросаны по всему Античному миру. Отдельное поселение греческих ремесленники также было построено в устье реки Нил. Там они пользовались большой популярностью у египтян. Некоторые считают, что этот артефакт был сделан греческими мастерами, которые также сделали Ковчег Завета для Моисея. На нем древние греческие мастера изобразили сам Ковчег с двумя крылатыми фигурами, а за ними жертвенник с лестницей, ведущая наверх. Если стоять в Скинии и смотреть на Ковчег Завета в сторону входа и алтаря то именно они бы увидели. Так это или нет трудно сказать, но теория интересная и имеет под собой историческую обоснование.

 

Храмовая Гора - Первый Храм Соломона

Согласно Ветхому Завету идея создания единого храма для хранения Ковчега Завета и прочих святынь была впервые предложена царем Давидом (1-ая книга Паралипоменон 22:5) вскоре после того, как ему удалось захватить Иерусалим у ханаанского колена Иевусеев. Однако он соорудил небольшой алтарь на вершине горы Мориа (Храмовая гора) для поклонения единому Богу. Гора это по легенде была местом, где Авраам должен был принести в жертву своего единственного сына Исаака и посему считалась самой главной святыней. Здесь Бог обещал Аврааму покровительство ему и ему народу за такую преданность Всевышнему.

 

И сказал Давид: Соломон, сын мой, молод и малосилен, а дом, который следует выстроить для Господа, должен быть весьма величествен, на славу и украшение пред всеми землями: итак буду я заготовлять для него. И заготовил Давид до смерти своей много. (1 книга Паралипоменон 22: 5)

 

Вместе с Синедрионом (собрание мудрецов для суда или написания законов) он разработал план для будущего Иерусалимского Храма. Царь Давид собрал достаточно средств с покоренных народов, чтобы стройка началась. Известно, что его сын царь Соломон получал 666 талантов (3-ья Книга Царств 10:14 В золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых) со все покоренных народов, так что сумма видимо была действительно огромная. Однако сам Давид не увидел своего детища.

 

Первый Храм на вершине Храмовой Горы был построен в 957 году до нашей эры царь Соломон, правившего между с. 970 и с. 940 г. до н. В отличие от других религий, где было множество храмов и молельных домов, в иудаизме Храм был одним и единственным местом, чтобы служить единому Богу. Тысячи людей трудились надо созданием не только храма, но и самого комплекса на горе. Огромные двери были вырезаны из кедров, доставленных из Ливана. Камни были вырезаны из местных карьерах в том числе Пещере Зедекаи.

 

3-ья Книга Царств (6:1)    В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в четвертый год царствования Соломонова над Израилем, в месяц Зиф, который есть второй месяц, начал он строить храм Господу.

 

3-ья Книга Царств (6:38)    а на одиннадцатом году, в месяце Буле, - это месяц восьмой, - он окончил храм со всеми принадлежностями его и по всем предначертаниям его; строил его семь лет.

 

К сожалению строительство Храма не защитило Иерусалим от нашествия внешнего врага. Город был захвачен египетской армии под руководством египетского фараона Шешонка I (правил между с. 943 и 922). Он украл большую часть ценностей из храма, но сам ковчег видимо сохранился внутри святилища. В книгах Ветхого Завета Шешонк фигурирует как  "Сусаким", как он упоминался в книгах 3-й Царств 11:40, 14:25 и 2-я Паралипоменон 12: 2-9. Завоеватели не уничтожили Иерусалимский храм, но они оставили его сильно поврежденным, а сам город еще долго востанавливался.

 

3-й Царств (11:40)    Соломон же хотел умертвить Иеровоама; но Иеровоам встал и убежал в Египет к Сусакиму, царю Египетскому, и жил в Египте до смерти Соломоновой.

 

3-й Царств (14:25)    На пятом году царствования Ровоамова, Сусаким, царь Египетский, вышел против Иерусалима

 

2-я Паралипоменон 12

2    На пятом году царствования Ровоама, Сусаким, царь Египетский, пошел на Иерусалим, - потому что они отступили от Господа,
3    с тысячью и двумя стами колесниц и шестьюдесятью тысячами всадников; и не было числа народу, который пришел с ним из Египта, Ливиянам, Сукхитам и Ефиоплянам;
4    и взял укрепленные города в Иудее и пришел к Иерусалиму.
5    Тогда Самей пророк пришел к Ровоаму и князьям Иудеи, которые собрались в Иерусалим, спасаясь от Сусакима, и сказал им: так говорит Господь: вы оставили Меня, за то и Я оставляю вас в руки Сусакиму.
6    И смирились князья Израилевы и царь и сказали: праведен Господь!
7    Когда увидел Господь, что они смирились, тогда было слово Господне к Самею, и сказано: они смирились; не истреблю их и вскоре дам им избавление, и не прольется гнев Мой на Иерусалим рукою Сусакима;
8    однакоже они будут слугами его, чтобы знали, каково служить Мне и служить царствам земным.
9    И пришел Сусаким, царь Египетский, в Иерусалим и взял сокровища дома Господня и сокровища дома царского; все взял он, взял и щиты золотые, которые сделал Соломон.

 

Однако потребовалось целое столетие, когда Иоас, царь Иудейский собрал достаточно средств, чтобы начать реконструкцию Храма в 835 году до нашей эры. Около 700 г. до н.э. новые враги, на этот раз ассирийская армия под предводительством царя Сеннахирима, штурмовали стены Иерусалима. Несмотря на то, что евреи отчаянно пытались отстоять свой город и сумели возводить новые укрепления на месте разрушенных, город все таки пал. Могучие стены были разрушены и лишь некоторые участки древней стены сохранились сегодня.

 

Исаия (22:10) "и отмечаете домы в Иерусалиме, и разрушаете домы, чтобы укрепить стену"

 

Ассирийцы нарушил стены и ворвались в Иерусалим. Они украли много богатства от жителей Иерусалима, и конечно же не забыли о Храме. Однако и они пощадили величественное здание. Первый храм был полностью разрушен в 586 г. до н.э. армией Вавилона. Они разграбили город и украли все, что могли унести. В этот самый период исчез Ковчег Завета.

 

Куда исчез Ковчег Завета?

Разрушение Первого Храма и исчезновение Ковчега Завета с Храмовой Горы положило начало одному из самых больших археологических поисков в истории и продолжается по сей день. Сам Ковчег был сделан из дерева и обит золотом. На крыше Ковчега сидели два крылатых херувимов преклонив свои головы. Внутри ковчега Моисей положил каменные скрижали с десятью заповедями, горшки с манной, которая по легенде падала с неба, чтобы накормить евреев и жезл Аарона. У нас нет официальных записок о том, что именно унесли с собой солдаты Вавилона, но известно, что Ковчег исчезает из все исторических документов и самой Библии именно после Вавилонского пленения. Историки считают, что Ковчег был украден по окончанию разрушения Храма.

 

(Вторая книга Ездры 1:54) "И все священные сосуды Господни, большие и малые, и сосуды ковчега Господня и царские сокровища взяли они и отнесли в Вавилон".

 

Золотые пластины обшивки ковчега, возможно, были переплавлены, а его ценное содержание, вероятно, были уничтожено либо вывезено в Вавилон.

 

Однако не все готовы смириться с потерей такой святыни. Существует множество легенд, которые утверждают, что Ковчег вовсе не был потерян. Он лишь был вывезен до прихода армии Вавилона из Иерусалима в неизвестном направление. Хотя в Библии ничего не говорится об этом, народные поверья утверждают, что Менелик, сын Соломона и царицы Савской, украл его из Храма и бежал в Эфиопию задолго до уничтожения Храма. Другие легенды также предполагают, что Ковчег Завета был вывезен во время осады по проходам пещеры Зедекаи и вон из города. Так или иначе Ковчег был перевезен в Эфиопию, где он и хранится до сих пор. Эфиопская церковь считает, что Ковчег храниться в Аксуме. Для великой святыни был специально построена часовня с небольшим участком вокруг. Единственный человек, который может входить в часовню живет там постоянно. Он никогда не может выйти за пределы небольшого участка вокруг часовни и никто не может туда войти.

 

Доказательств того, что Ковчег из Иерусалимского Храма попал в Эфиопию довольно мало, но есть косвенная деталь, которая возможно говорит о реальности легенды. Дело в том, что Ковчег некоторое время хранился на небольшом острове посреди озера Тана. Святыня хранилась в небольшой палатке, которая по размеру была такого же размера, что и палатка Моисея. До сих видны отверстия, выдолбленные в камне в которых вставляли шесты для поддержки шатра. К тому же в Эфиопском монастыре, который появился значительно позже хранятся некоторые артефакты, похожие на те которые некогда хранились храме. Среди них трипод и большая тарелка в которую собирались кровь жертвенных животных. Еще здесь хранится нагрудник Верховного жреца Иерусалимского Храма. К сожалению никто не тестировал эти вещи, но монахи клянутся, что этим вещам сотни лет и они из самого Храма.

 

Второй Храм - Храмовая Гора

Конец вавилонского правления наступил, когда новая империя, персидская под руководством Кира Великого победила вавилонскую империю. Новый монарх позволил своим еврейским рабам вернуться в родные земли восстановить их храм, чтобы поклоняться единому Богу, как гласит книга Ездры. Строительство Второго храма на вершине Храмовой Горы началось в 538 г. до н.э.. Потребовалось 23 года, чтобы его закончить. Новый Иерусалимский храм был освящен еврейским лидером Зоровавелем на третий день Адара, в шестой год царствования Дария Великого или говоря современным языком это случилось 12 марта 515 г. до н.э..

 

Евреи жили в относительном спокойствие под контролем Персидской империи. Конец такой жизни пришел, когда на Дария III и его империю напала армия греческой коалиции под руководством Александра Великого- Македонского. Легендарный македонский генерал завоевал всю персидскую империю, включая Иудею. Сам Александр был близок к разрушению Храма, за отказ евреев принять его как божество, а не просто смертного. Он изменил свое мнение после того, как еврейские чиновники умерили его пыл лестью и дипломатией. Хотя подкуп возможно тоже имел место.

 

После смерти Александра его генералы разделили огромную империю и Птолемеи (потомки генерала Птолемея) получили Иудею вместе с египетской провинции. Птолемеи были либеральны и предоставил своим еврейским подданным права и определенные свободы, но это продолжалось недолго. Другая часть Александровском империи, где правили потомки генерала Селевкида, или Селевкиды атаковали империю Птолeмеев и разгромили их в битве при Паниуме под командованием Антиоха III в 198 году до нашей эры. Иудея вместе с Иерусалимом пала под контроль Селевкидов. Греки давно пытались ввести политику эллинизации (принять греческую культуру и образ жизни) еврейского населения, но делали это лишь выборочно и не системно. Антиох III пошел дальше и попытался ввести пантеон языческих древнегреческих богов во Втором Храме. Евреи восстали против захватчиков, но их восстание было подавлено армией.

 

После того, как Антиох III умер в 187 г. до н.э. в Луристане, а его сын Селевк IV Филопатор вскоре после этого был убит, младший брат Антиох IV Епифан стал новым царем огромной империи. Он продолжил жестокую эллинизации своей империи. Среди многих законов, которые он от большого ума воплотил в жизнь были законы по запрету на обрезание и запрет на религиозное соблюдение субботы. Кроме того, Антиох IV заказал размещение статуи Зевса в Иерусалимском Храме. Ну и чтобы совсем насолить евреям он приказал приношение традиционных языческих жертвоприношений свиней на территории бывшего еврейского святилища. Непонятно, почему Селевкидов были настолько одержимы, чтобы избавиться от традиционной религии своих подданных. Вполне вероятно, что Селевкиды намеренно пытались стравить традиционных или консервативных евреев и тех, кто принял и принял греческую культуру и образ жизни. Закон "разделяй и властвуй" был придуман задолго до них и использовался царями очень активно в Иудее. Интересно, что в других регионах империи такие гражданские инициативы были менее жестокими и менее активными. Все таки другим язычникам было проще подстроится под греческих богов и их традиции, чем монотеистам- иудеям.

 

В качестве последнего оскорбление еврейской религии греческого чиновник приказал Маттафию, верховному священнику Храма, чтобы тот принес языческую жертву богу Зевсу по греческой традиции. Маттафия убил греческого чиновника и начал восстание против Селевкидов вместе со своими пятью сыновьями. Повстанцы очистили Храм от всех признаков присутствия иностранных политеистических богов. В 165 г. до н.э., сын священника Иуда Маккавей "Молот" повторно освятил храм для еврейских религиозных ритуалов. День этот до сих пор отмечается в ходе еврейского праздника Ханука, который можно перевести как "установление" или "посвящение" на иврите как отсылка к этому второму посвящению Иерусалимского Храма.

Маккавеи то есть последователи восстания иуды Маккавея вообще имеют большое значение в жизни современного Израиля. Их стойкость и храбрость перед лицом врага преподносится как величайший поступок в патриотическом воспитание Израильтян. И не только у них. В православие память семи братьев Маккавеев (Авим, Антоний, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим и Маркелл), их матери Соломонии и учителя Елеазара празднуется 14 августа. Все они погибли в страшных мучениях за отказ принести жертву богам Греции.


Новый мировой игрок Римская республика начала расширять свое присутствие в регионе. Два члена первого триумвирата (политической коалиции Юлия Цезаря, Гней Помпея Магна или просто Помпея Великого, Марка Лицинию Красса) умудрились нагадить в Иерусалимском храме и оставить свою метку в истории Иерусалима. Во-первых Помпей вошел и, следовательно, осквернил (будучи язычником мирянином) Святую Святых Храма в 63 году до нашей эры. Позднее Красс разграбили сокровищницу храма в 54 году до нашей эры во время жестокой военной экспедиции против парфянской империи. Однако сам Красс быстро поплатился. Он был убит в битве при Карр (53 г. до н.э.) с большой частью своего войска. Евреи приняли это поражение римского политика как Божий и благословение на мятеж. Люди взбунтовались, когда получили известие о катастрофическом поражение римлян. Бунт было подавлено лишь в 43 г. до н.

 

Второй Храм Ирода - Храмовая Гора

Второй иерусалимский храм ирода великого 

Царь Ирод Великий приказал реконструкцию и увеличение Второго Храма на вершине Храмовой Горы. Он вышел за рамки просто увеличения размера самого Храма. Еврейские инженеры и ремесленники собирались изменить ландшафт всего города. Ирод Великий решил покрыть его платформой, которая опиралась на заградительные стены. По сути его еврейские архитекторы накрыли Храмовую Гору огромной каменной коробкой на которой стоял иудейский Храм.

 

Второй иерусалимский храм ирода великого

Ирод Великий номинально оставался правителем Иудеи но власть постепенно переходила в руки римлян. Однако Иерусалимский храм оставался в руках религиозной еврейской власти. Римлян не сильно интересовал религиозный вопрос. лишь бы деньги платили и дань собирали вовремя, хотя конечно назвать такое положение вещей оптимальным для обеих сторон нельзя. Тут и там вспыхивали восстания, а в самой иудейской среде зрели недовольные римской властью граждане. Среди таких надо отметить особенно отличились Секарии. Эта секта фанатиков зелотов носили с собой небольшие мечи- секарии отсюда и название. Их цель было уничтожение римлян и их союзников в рядах еврейской общины. Как и "Лесные Братья" в Прибалтике, Секарии отличились больше убийством своих людей нежели римлян. Есть версии, что Иуда Искариот, предавший Христа в Гефсиманском саде был именно из этой секты и должен был называться не Искариотом, а Секариотом по названию секты в какой состоял. Кстати в то время, когда Иисус Христос ходил по улицам Иерусалима, храм был еще большой строительной площадкой.

 

Второй Храм Ирода был сильно поврежден во время еврейского восстания, которое началось в 68 году. Кстати началось оно тоже по глупости римских императоров, а именно императора Нерона, который решил установить языческую статую в Храме, а на жертвенном огне принести языческую жертву из свиней. Евреи опять восстали против иноземной власти.  После долгой и кровопролитной войны римляне все таки завоевали Иерусалим в после длительной осады взяли штурмом Иерусалим. Они разрушили части стен, сохранили только западную стену или Стену Плача, чтобы продемонстрировать размер крепости, которую римские солдаты сумели взять. Однако нынешняя платформа, которая позволяет получить доступ к Стене Плача Храма Ирода расположена в нескольких метрах над уровнем улицы первого века нашей эры. Если вы хотите, чтобы оценить полный размер оригинальной структуры Вам надо посетить Археологического музей Офель, который начинается справа от Стены Плача. Здесь археологи отрыли всю древнюю стену до его основания. Здесь вы сможете увидеть огромные глыбы, сброшенные римлянами вниз. Дальше разрушить им уже не хватило энергии. Среди кусков камней вы сможете увидеть человеческие кости. Это древние защитники древнего Иерусалима.

 

Еще одна еврейское восстание было начато в 132 году нашей эры под руководством Симона Бар Кохбы. Вместе с рабби или раввином Акивы они хотели восстановить части поврежденного храма Храмовой Горы. Эти планы были прерваны с концом восстания в 135 году нашей эры. Евреи были изгнаны из Иерусалима и Иудея стала частью сирийской провинции Римской империи.

 

Христианский период - Храмовая Гора

Христианство распространилось по всей Римской империи и постепенно стало преобладающей религией древней Римский империей, а под византийцами сам Иерусалим был почти полностью христианским городом, причем большинство христиан принадлежали Сирийской христианской церкви, православного обряда. Император Константин I Великий содействовал христианизации римского общества, придавая ему приоритет над языческими культами, хотя сам и считался Верховным жрецом. Одним из следствий этой политики было то, что Храм Адриана Юпитеру на Храмовой горе был снесен сразу же после Первого совета Никеи в 325 году н.э. по приказу Константина.

Один из первых христианских паломников, посетивший Иерусалим и Храмовую гору в 333-334 годах, во время правления императора Константина I, писал, что «Здесь стоят два статуи Адриана и недалеко от них пронзенный камень, к которому евреи приходят каждый год и помазывают себя. Они скорбят и рвут свои одежды, а затем уходят ». В этот период существовало правило, когда евреям позволялось войти в Иерусали лишь на один день Тиса Б'Ав.

Племянник Константина Император Юлиан Отступник разрешил в 363 году разрешить евреям восстановить храм. В письме, приписываемом Юлиану, он писал евреям: «Это то, что вы должны сделать, чтобы, когда я успешно закончив войну в Персии, могу приложить собственные усилия для восстановления священного города Иерусалима, который на протяжение стольких лет вы бы хотели заселить. Теперь вы можете здесь поселиться, и вместе с вами мы можем прославлять Всевышнего Бога в нем». Юлиан видел еврейского Бога как подходящего члена пантеона богов. Сам Юлиан вошел в историю скорее как враг христианства. Возможно такое решение ему нужно было для личной борьбы с новой религией. Церковные историки писали, что евреи начали сносить здания и очищать руины на Храмовой горе, но были прерваны, сначала великим землетрясением, а затем чудесами, которые включая огонь, прорвались из земли. Однако современные еврейские источники не упоминают этот эпизод напрямую. Поэтому сложно понять, что именно случилось на Храмовой горе и почему работа была прервана. Возможно христиане сами решили построить на Храмовой горе свою святыню и поэтому евреев опять выгнали.

Археологические свидетельства на Храмовой Горе были проведены лишь частично, но на вершине были найдены некоторые доказательства христианского прибывания на этом месте. Так ученые смогли найти остатки сложного мозаичного пола, аналогичного тому, что было найдено в церкви Рождества в Вифлееме и множеством фрагментов мраморного мрамора, свидетельствуют о том, что на храме стояла сложная византийская церковь или монастырь или другое религиозное здание в византийские времена. Само собой разумеется, что археологические раскопки были быстро остановлены. Если дать основы для претензий христиан на Храмовую гору то история Иерусалима становиться еще более проблематичной.

 

Средневековый период - Храмовая Гора

Византийский период
Во время византийского периода Храмовая гора пребывала в запустении. Под её стенами была устроена городская свалка. Храмовая гора не играла значимой роли в христианской традиции и не осталось никаких заметок современников о сооружениях, находившихся на месте разрушенного храма. Однако археологи обнаружили множественные обломки керамики, мозаику, монеты и даже остатки строения, по видимому церкви, датируемых византийским периодом.

 

В 638 году Палестину захватили арабы. Их предводитель Халиф Омар лично посетил Иерусалим и молился на Храмовой горе. В 687—691 годах, по повелению Абдул аль-Малика, над камнем основания, где до разрушения Храма находилась Святая Святых, был воздвигнут Купол Скалы, знаменитый своей позолоченной крышей. В южной части Храмовой горы мусульманами была построена мечеть Аль-Акса. Первоначально это было деревянное здание, сооружение которого датируется не позже 679 года. Мечеть отстраивалась заново не менее 5 раз. Каменное здание, сохранившееся до нашего времени было построено в 1035 году.

 

Рыцари Тамплиеры и Иерусалим. Храмовая гора - легенды

В 1099 году Первый крестовый поход достиг своей цели — Иерусалима. В результате кровопролитного сражения с мусульманами город оказался под властью крестоносцев. Крестоносцы превратили Купол Скалы в Храм Господа, а мечеть Аль-Акса в Храм Соломона. Здесь был основан орден Тамплиеров, называемый также, в честь этой церкви, орденом «Бедных Рыцарей Храма Соломона». Купол Скалы с крестом, установленным на его золотой крыше, стал символом Иерусалимского королевства, основанного крестоносцами. Здания, расположенные в южной части Храмовой горы, превратились в центр управления Иерусалимским королевством, а помещения, находящиеся в юго-восточном углу Храмовой горы, получили названия Соломоновы Конюшни. Также крестоносцами были построены на Храмовой горе и другие здания, не сохранившиеся до нашего времени.

Крест ТамплиеровОдна из самых известных легенд о Храмовой горе связано с средневековым Римским католическим орденом монахов-воинов, известные как рыцари тамплиеры. В 1120 году французский рыцарь Гуго де Пейн обратился с просьбой к Иерусалимскому царю о клочке земли на вершине Храмовой горы для штаб-квартиры нового монашеского ордена. Логика была проста.  Европейским паломникам на Святую Землю требовалась защита от разбойников и мародеров. Христианский орден воинов обещал эту защиту. Король Балдуин II Иерусалимский и Иерусалимским патриархом Вармунд выполнили его просьбу. Рыцари стали известны как тамплиеры из-за расположения их центральной штаб-квартиры на вершине руин бывшего Храма Соломона. На английском Храм переводится как "Temple" отсюда и название.

 

Вскоре после этого небольшой и малочисленный орден тамплиеров быстро разбогател и расширился. В конечном счете военно- религиозный орден стал крупнейшей банковской системы в Европе. Монархи и аристократы давали тамплиерам деньги во время путешествия на Восток в обмен на бумаги- обязательства. Приехав на Святую Землю они получали обратно эти деньги. Правда не всегда паломники добирались и гибли по дороги от разбойников или в море. Естественно, что день оставались у ордена. К тому же многие цари и аристократы считали за честь подарить религиозному ордену земли и деньги или завещать их после своей смерти. Этим во многом объясняется их быстрое обогащение. И, наконец, Иннокентий II выпустил папскую буллу или закон в 1139 известную как Omne Datum Optimum. Это освободил орден от подчинению католического ордена от местных законов.

 

Само собой разумеется, такие рост богатства и власти породило нескольких альтернативных теорий об истории этого таинственного и влиятельного средневекового ордена. Многие предположили, что рыцари не зря выпросили штаб на Храмовой горе. Там они делали раскопки и отыскали документы и артефакты, которые были связаны с жизнью, смертью и, возможно, браком Иисуса Христа. Несомненно, что рыцари действительно делали раскопки на горе и под ней, но нет никаких сведений о том, что именно они там нашли. Вполне возможно, что они отыскали секретный ход который вел в пещеру Зедекаи, не более того. Вряд ли бы римский папа позволил тамплиерам себя шантажировать. Их проще бы было уничтожить вместе с документами, которые они дескать отыскали, назвав их подделкой. В конечном счете тамплиеров арестовали сначала во Франции в пятницу 13 октября 1307, а уж потом по всей Европе и Азии. Отсюда кстати пошло плохая слава пятницы 13-ого.

 

Османский период

В XVI—XX веках Палестина находилась под властью Османской империи. Под руководством Сулеймана I Великолепного в Иерусалиме развернулось грандиозное строительство. Были отстроены заново стены города и, в том числе, стены Храмовой горы. В 1552 году стены Купола Скалы были украшены керамикой.

Храмовая гора в XX веке
В ходе Первой мировой войны Иерусалим оказался под властью Британского мандата. В это время впервые появились националистические тенденции среди арабов, проживающих на территории Израиля. С подачи муфтия Иерусалима Амин аль-Хусейни Храмовая гора была объявлена национальным символом палестинских арабов. Проповеди, произносимые по пятницам в мечетях на Храмовой горе, были полны подстрекательств, направленных как против Британского мандата, так и против евреев.

В 1948 году Храмовая гора оказалась под властью Иордании. В 1951 году на пороге мечети Аль-Акса арабскими экстремистами был убит первый король Иордании Абдаллах ибн Хусейн. В 1958—1964 годах в ходе ремонтных работ, проводимых на Храмовой горе, серый свинцовый купол Аль-Аксы был заменен на позолоченый алюминиевый купол и Храмовая гора приобрела вид, сохранившийся по сей день.

В результате Шестидневной войны Храмовая гора была захвачена израильской десантной бригадой под командованием Мордехая Гура, передавшего по рации слова, вошедшие в историю: «Храмовая гора в наших руках! Повторяю — Храмовая гора в наших руках!» Однако вскоре по инициативе Моше Даяна управление Храмовой горой было передано мусульманскому ВАКФу.

 

Политическое значение Храмовой горы

В периоды мамлюкского, османского и британского правления Палестиной, евреи на Храмовую гору не допускались. Британская мандатная администрация ввела специальный орган по попечительству над святыми местами ислама на Храмовой горе — ВАКФ, так называемый Исламский совет (Muslim Council), который получил фактическую власть над всей территорией Храмовой горы.

По окончании Войны за независимость Израиля в 1948 году, Храмовая гора вместе со всем Восточным Иерусалимом перешла под контроль Трансиордании. До 1967 года евреи не допускались не только на Храмовую гору, но и к Стене Плача, что являлось грубым нарушением соглашения о прекращении огня.

Во время Шестидневной войны, в ходе боёв за Иерусалим, израильские десантники установили контроль и над Храмовой горой, установив над ней израильский флаг, и командующий операцией, Мота Гур, объявил по армейской радиосвязи: «Храмовая гора в наших руках!». Однако вскоре, по приказу министра обороны Моше Даяна, флаг был спущен, и полномочия ВАКФа вновь были официально подтверждены.

С 1967 года на Храмовую гору был открыт доступ всем желающим в отведённые дни и часы.

 

Конфликты вокруг Храмовой горы

В 1993 г., после подписания соглашений в Осло, управление мусульманским святыми местами Храмовой горы, как вакуфом, перешло от Иордании к Палестинской автономии. Работников этой организации обвиняют в том, что под видом ремонтно-строительных работ они систематически уничтожают археологические ценности — следы еврейского присутствия на Храмовой горе. В то же время мусульманские проповедники беспрепятственно занимаются антиизраильской пропагандой, подстрекательствами к насилию, а также отказываются признавать сам факт существования Иерусалимского Храма на Храмовой горе.

Полиция Израиля запрещает евреям вносить на Храмовую гору предметы религиозного культа, в частности, молитвенники, тфиллин, талит и религиозную литературу. Кроме того, на Храмовой горе евреям запрещено молиться и кланяться в сторону Святая Святых. Полиция мотивирует этот запрет опасением нарушения порядка со стороны мусульман.

Неурегулированность ситуации вокруг Храмовой горы между евреями и палестинцами приводит к постоянным конфликтам.

В сентябре 1996 г., после многолетних раскопок и реконструкции, был открыт для посещения так называемый «туннель Хасмонеев» — участок древнего водовода и улицы хасмонейско-иродианского периода, проходящий от площади у Стены Плача до Виа Долороза, в 300 м к западу от Храмовой горы и параллельно её западной подпорной стене. Глава ООП и Палестинской автономии (ПА) Ясир Арафат тогда заявил, что израильтяне якобы планируют подрыть фундамент мечети Аль-Акса и таким образом разрушить её, освободив место для своего Храма. В Иерусалиме и в некоторых районах на территориях, находящихся под контролем Палестинской автономии, произошли серьёзные беспорядки и вооружённые столкновения, в ходе которых полиция ПА впервые применила оружие против израильских сил безопасности. Арабы неоднократно забрасывали камнями евреев, молящихся у Стены Плача. В ходе беспорядков погибло 15 израильтян и 52 араба.

В 1998 г. ВАКФ открыл новую, третью по счёту, мечеть на Храмовой горе, в так называемых Соломоновых конюшнях. Масштабные строительные работы в подземельях Храмовой горы привели к нарушению древней системы дренажа и другим деформациям, вследствие чего южная стена Храмовой горы оказалась под угрозой обрушения. В 1999—2002 гг. здесь вели восстановительные работы инженерные службы Иордании, поскольку ВАКФ не желает сотрудничать с соответствующими израильскими службами и запрещает любой надзор за своими работами с их стороны.

С начала так называемой «Второй интифады» («Интифада аль-Аксы») в сентябре 2000 г., по указанию израильского правительства, вход на Храмовую гору для немусульман был прекращён вплоть до середины 2003 г., когда положение несколько нормализовалось. В эти годы израильская полиция периодически ограничивала доступ мусульман на Храмовую гору, как для жителей автономии, так и для других граждан по возрастному цензу.

 

Зимой 2004 года сильные снегопады и небольшое землетрясение вызвали разрушение части старого моста Муграби, который одновременно выполнял роль стенки-ограждения южной части женской половины у Стены Плача. Представитель ХАМАС сделал заявление, что мост обрушился из-за желания израильской стороны разрушить мечеть Аль-Акса и пообещал отомстить. В свою очередь израильская сторона выдвинула предположение, что причиной аварии стали проводимые ВАКФом подземные работы на Храмовой горе. Обрушение 2004 года вызвало опасение, что это только начало обвалов на Храмовой горе. Один из последних конфликтов был вызван решением израильских властей построить новый пешеходный мост в районе Магрибских ворот, ведущий к комплексу Храмовой горы. Строительство моста, начатое в феврале 2007 года, было приостановлено из-за массовых протестов мусульман, опасавшихся, что при возведении моста могут быть нанесены повреждения мечети Аль-Акса.

Таким образом, в настоящее время на Храмовой горе расположены лишь религиозные святыни ислама, что является постоянным предметом раздора между мусульманами и иудеями, и одной из причин арабо-израильского конфликта вообще. Существует несколько проектов совмещения на Храмовой горе святынь нескольких религий, однако ни один из них не имеет пока реальной перспективы осуществления.