Мечеть вознесения (Иерусалим)

Мечеть вознесения (Иерусалим)

Крупнейшие Города Израиля
Тель-Авив
Вифлеем
Назарет
Акко
Хайфа
Ашдод
Ашкелон
Кесария
Тверия

 

Масленичная гора, Улица Ruba el- Adawiya
Открыт: Ежедневно 8-6 (закрывается в 4:30 зимой) (позвоните в колокольчик)
Построен: 390; Перестроено в 1150
Архитектурный стиль: Романский

Мечеть вознесения стоит на месте, где согласно местной легенде Иисус Христос воззнеся на небеса 40 дней после Воскрешения Пасхи.

Мечеть вознесения

Лука 24: 50- 51

50 И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их.
51 И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо.

 

Деяния 1: 9- 11

9 Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.
10 И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде
11 и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.

 

 

История часовни Вознесения

До обращения римского императора Константина (312) ранние христиане чтили Вознесение Христа в пещере на Масличной горе, вероятно, из-за опасений за свою безопасность. К тому времени, когда паломник Эгерия посетил Иерусалим в 384 году, место Вознесения было почитаемо на нынешнем открытом месте, которое расположено несколько выше пещеры.

 

"Все идут на Елеон, в ту церковь, где находится пещера, в которой был в этот день Господь с апостолами… И оттуда, приблизительно уже в шестом часу ночи, с песнопениями идут вверх, на Имвомон, на то место, откуда Господь вознесся на небо"

Эгерия


Первая церковь на этом месте была построена около 390 года Поименией, благочестивой римской женщиной. Первоначальная церковь была разрушена во время персидского нашествия в 614 году, но была восстановлена ​​Модестом.

В 680 году паломник Аркулф описал церковь как круглое некрытое здание, с тремя портиками, по обе стороны входа, который находился с южной стороны.

 

"большая круглая церковь, вокруг которой идут три сводчатые портика, сверху крытые: внутреннее сооружение этой церкви без крыши и без свода и стоит под открытым небом, на чистом воздухе; в восточной части этого сооружения находится алтарь, покрытый узкой крышей"

Аркулф

 

Восемь светильников ярко светили ночью через окна, обращенные к Иерусалиму. Внутри находился центральный эдикула, в котором сохранились следы Христа, «четко и ясно отмечанные в земле». Паломникам разрешалось брать с собой часть земли.

Мечеть вознесения

В записи за 9-й век отмечают, что в церкви служили священик и два пресвитера. Игумен Даниил, который посетил Иерусалим и храм Вознесеня так описывал это место.

 

Место Вознесения Господня находится на вершине Елеонской горы, прямо к востоку, и выглядит, как малая горка. На той горке был камень круглый, выше колена, с того камня вознёсся Христос. И всё то место покрыто сводами, а поверх сделан как бы двор каменный круглый, вымощенный весь мрамором. И посреди того двора создан как бы теремок круглый, без верха, а в том теремке, под самым его непокрытым верхом, лежит камень святой, на котором стояли пречистые ноги Владыки и Господа нашего. И сделана над камнем трапеза из мраморных плит, и на той трапезе служат ныне литургии. Камень же находится внизу, под святой трапезой, вокруг весь обложен мраморными плитами, только верх его виден немного, и его целуют все христиане.
— «Хождение» игумена Даниила в Св. Землю

 

Когда крестоносцы захватили Святую Землю, они восстановили церковь Вознесения в виде крытого восьмиугольника (около 1150) и построили внешние стены.

В 1198 году, после падения царства крестоносцев, Салах ад-Дин отдал церковь двум своим военачальникам, которые добавили каменный купол и михраб. Вознесение Иисуса признается в Исламе, хотя это событие не упоминается в Коране. Здание использовалось как мечеть более 300 лет.

Мечеть вознесения

Здание пришло в запустение в конце 15-ого столетия, а восточная часть восьмиугольной объемной стены была отделена стеной таким образом, что внутренний дворик стал ассиметричным. Мечеть и минарет были добавлены рядом с часовней в 1620 году, и весь религиозный комплекс остается под мусульманским владением.

Мечеть вознесения

После землетрясения 1834 года часовню Вознесения совместно отремонтировали православная греческая, католическая и армянская общины Святых мест. С согласия правительства Египта армянская церковь одновременно начала рядом строительство монастыря для Армянской апостольской церкви. Это было использовано для разжигания конфликта между Россией и армянами. 13 сентября 1836 года русский посланник в Константинополе А. П. Бутенёв получил жалобу Иерусалимского Синода:

Оттоманская Порта из мести к России, как православной… отнимает у нас священную Елеонскую гору и отдает её армянам.

При получении жалобы Николай I распорядился принять необходимые меры. 8 сентября 1838 года в Иерусалим прибыл судебный представитель Высокой Порты и «начал вопрошать и судить». На другой день все заинтересованные стороны отправились на Елеонскую гору, где после «рассмотрения с точностию всех зданий и описания оных с наивеличайшею подробностию» было принято решение, «что все нововведения достойны истребления и разрушения, так что места сии по-прежнему остаются приступными для поклонения для всех народов». Турецкиий султан был вынужден издать повеление, отменяющее прежнее разрешение, и в 1839 году «греки и католики разрушили до основания» армянские постройки.

 

Что посмотреть в часовне Вознесения


Позвоните в звонок, если дверь не открыта. Справа от входа находится маленькая мечеть 1620 года Завият аль-Адавийя, из которой открывается прекрасный вид на часовню Вознесения и окрестные деревни. Вход ведет во внутреннего двора с мощенной тропинкой, ведущей к маленькой Часовне Вознесения. Основная часть часовни была построена в эпоху крестоносцев. Каменный купол являются мусульманскими дополнениями. Внешние восьмиугольные стены украшены арками и тонкими мраморными колоннами, которые поддерживают прекрасные капитолии 12-го века.

Мечеть вознесения

С запада, у часовни есть михраб, указывающий направление в сторону Мекки. Внутри часовни на полу, внутри асимметрично размещенной рамки, находится каменная плита со следом правой ноги Иисуса Христа. Часть скалы с отпечатком левой ноги был вырезан и перевезен в мечеть Аль-Акса в средние века.

 

Стопа Спасителя, или «стопочка» — как называли этот камень русские паломники — вызывала у них трепет. «Случайность сходства тут, по крайней мере для меня, немыслима», — убеждает архимандрит Антонин (Капустин) в своих записках. Поскольку Стопа Спасителя обращена на север, русские паломники делали из этого вывод, что «Он возносился на небо с лицом, обращенным к северу, к России, и, возносясь, благословлял её».

Пользуясь этим интересом, в XIX веке арабы торговали в Иерусалиме кусочками полотна в размер стопы. Дмитриевский пишет, что «в 1890 г. одессит Е. И. Фесенко сделал и растиражировал хромолитографию „стопочки“, как любовно называли её русские богомольцы, заменив полотно бумагой», и потом этими изображениями благословляли русских паломников монахини Елеонского Вознесенского русского монастыря, расположенного неподалёку от места Вознесения.

Мечеть вознесения

Крючки в стене вокруг двора использовались для размещения палаток во время празднования Праздника Вознесения, которое привлекало много паломников во все времена. Тогда гости спали прямо во дворе часовни.

Небольшой погребальный склеп рядом с часовней почитается всеми тремя монотеистическими религиями, но по разным причинам. Евреи считают, что в могиле похоронен пророк Хулда 7-го века до нашей эры. Она была одна из семи женщин-пророков, упомянутых в Библии (2-я Царств 22: 14-20); Христиане считают, что здесь похоронена святая Пелагия которая жила в 5-ом веке. Мусульмане же считают, что здесь похоронена Раби'а аль-Адавия, святая женщина 8-го века. В нее же назавана и сама мечеть. Для Иерусалима и Святой Земли это вполне распространенная практика. Тела хоронили в склепах, а потом спустя несколько лет кости собирались в урны. Поэтому в одной могиле могут лежать останки нескольких людей.