Бейт-Альфа, Израиль

 

Бет Альфа

Описание Бейт-Альфа

Древняя синагога Бейт Альфа, приуроченная к византийскому периоду, была зданием площадью 20 метров x 14 метров. Весь его пол синагоги покрыты великолепными красочными мозаичным полом. Мозаичный пол, который был очень хорошо сохранился, включает знаки зодиака, еврейские ритуальные предметы и ковчег, две надписи на греческом и арамейском языках, геометрические узоры и иконы животных, птиц, растений и фруктов и сцену из библейской истории о Связывание Исаака.

 

План

Реконструкция синагоги Бейт Альфа, которая находится рядом с входом в музей. Это была двухэтажная прямоугольная конструкция, обращенная к юго-западу в сторону Иерусалима. Крыша была полностью покрыта керамической плиткой. Верхний уровень, вероятно, функционировал как женское крыло, и лестница привела к нему из правой (западной) комнаты.

С улицы открывается открытый двор (атриум шириной 10 м х 7 м) с отверстием на западной стороне стены двора. Двор вымощен мозаикой, украшен геометрическими узорами. На его южной стороне находится покрытый нартхек (длиной 2,5 м), который ведет через три дверных проема во внутренний молитвенный зал.

 

Интерьер Бейт Альфа

Молитвенный зал синагоги Бейт Альфа (длиной 10 м х 8 м) состоит из центрального нефа и двух боковых проходов, разделенных восемью каменными колоннами, которые видны на фотографии. Весь пол в молитвенном зале покрыт красочной украшенной мозаикой, с основными картинами и надписями, расположенными вдоль центрального нефа. Пол западного прохода украшен геометрическими узорами, в то время как восточный проспект вымощен неподтвержденным белым камнем.

Бейт Альфа

На южной стороне синагоги находится закругленная выемка (глубина 2,4 м), где стоял ковчег. С пола ведут три ступени.

 

Бейт Альфа

Центральный неф

Мозаика в центральном нефе расположена вдоль длины пола и состоит из трех панелей:

Южная сторона: картина ковчега и ритуальных элементов.

Центр зала: круг Зодиака с четырьмя женскими фигурками на каждом углу, которые символизируют четыре сезона

Северная сторона: картина библейской истории о связывании Исаака («Акедат Ицхак»).

Вокруг этих трех панелей расположены геометрические узоры, с картинами животных, птиц, растений и фруктов.

Бет Альфа

Нефная мозаика

Северная панель - Связывание Исаака
На северной панели изображено «Узы Исаака» (Бытие 22: 1–18). Справа изображен Авраам, болтающий с Исааком над огненным жертвенником, когда он поднимает руку, чтобы совершить жертвоприношение. В центре, Бог, символизируемый маленькой рукой, окруженной огнем, появляющейся в верхнем центре, наставляет Авраама принести в жертву ближайшего барана вместо Исаака. На руке Бога метко написано «аль тишлах» или «не поднимай», взятое из повеления Бога ангелу, чтобы Авраам не «поднимал руку свою на мальчика [Исаака]» (Бытие 22:12). В нижнем центре композиции, непосредственно под рукой Бога, баран, служивший заменой Исаака, стоит боком, запертый в ближайшей чаще. Необычное расположение барана, возможно, было условностью, которую художники использовали, чтобы передать расстояние, которое, как говорит Библия, отделяло Авраама и Исаака от двух мальчиков-слуг (Бытие 22: 5), которые сопровождали Авраама и Исаака в их путешествии и являются изображен стоящим слева. Все фигуры в этой сцене, за исключением двух слуг, помечены еврейскими ярлыками.

Иконографическое значение «Обвязки Исаака» неясно. Существует множество мнений: одни ученые видят в этом повествовании подтверждение милости Бога, другие - как символ его продолжающегося завета с Израилем, а третьи - как воплощение раввинского понятия «зехут авот» или заслуг отцов. В современном христианском церковном искусстве, где «Обвязка Исаака» также была популярной темой, повествование рассматривалось как типологический прообраз распятия.

Центральная панель - колесо зодиака.
На центральной панели изображена еврейская адаптация греко-римского зодиака. Зодиак состоит из двух концентрических кругов, из которых двенадцать знаков зодиака появляются во внешнем круге, а Гелиос, греко-римский бог солнца, появляется во внутреннем круге. Внешний круг состоит из двенадцати панелей, каждая из которых соответствует одному из двенадцати месяцев в году и содержит соответствующий греко-римский знак зодиака. Женские бюсты, символизирующие четыре времени года, появляются в четырех углах сразу за пределами зодиака. В центре появляется Гелиос со своими характерными греко-римскими иконографическими элементами, такими как огненная корона из лучей, украшающая его голову, и сильно стилизованная квадрига или колесница, запряженная четырьмя лошадьми. Фон украшен луной и звездами в форме полумесяца. Как и на панели «Обвязка Исаака», зодиакальные символы и сезонные бюсты помечены соответствующими еврейскими именами.

Это зодиакальное колесо, наряду с другими подобными образцами, которые можно найти в синагогах того времени по всему Израилю, таких как Нааран, Сусия, Хамат Тверия, Хусейфа и Сепфорис, находится в центре научных дебатов относительно связи между иудаизмом и общей греко-римской культурой в последнее время. -античность. Некоторые интерпретируют популярность зодиака на этажах синагог как свидетельство его иудаизации и адаптации к еврейскому календарю и литургии. Другие видят в нем представление о существовании «нераввинистической» или мистической и эллинизированной формы иудаизма, которая охватывала астральную религию греко-римской культуры.

Бет Альфа

Южная панель - сцена синагоги
Южная панель, которая была положена перед Святилищем Торы синагоги, представляет собой литургически ориентированную сцену, которая подчеркивает центральное значение Святилища Торы. Храм Торы стоит в центре композиции и изображен с остроконечной крышей. Храм Торы украшен орнаментированными панно с бриллиантами и квадратами. Плавающая раковина, видимая в центре крыши, является стилизованным изображением внутренней арки Храма Торы. Подвесной светильник подвешен на фронтоне крыши. Как символический показатель его важности, нижний регистр Храма Торы окружен двумя рычащими львами и окружен еврейскими ритуальными предметами, такими как лулав, этрог, шофар и лопата для благовоний. Две птицы обрамляют остроконечную крышу в верхнем регистре Храма Торы.

На каждом из святилищ Торы стоят два больших канделябра Менорот с семью ветвями. Основание и ветви двух Менорот не идентичны по форме; у правой Меноры есть прямое основание, в то время как у левой Меноры есть две ноги в форме полумесяца и одна прямая нога. Наконец, вся сцена обрамлена двумя раздвинутыми занавесками, которые служили для разграничения священного пространства Храма Торы.

Присутствие Меноры, которая изначально стояла в Иерусалимском Храме, подчеркивает непреходящее значение Иерусалимского Храма в развитии синагоги. Кроме того, Менора также выполняла практическую функцию как основной источник света для этой местности. вокруг Храма Торы. Сукеник полагал, что два Менорот, изображенные по бокам от Храма Торы в этой сцене, вероятно, стояли рядом с Храмом Торы внутри самой синагоги Бет Альфа.

 

Раскопки

Синагога Бейт-Альфа была обнаружена в 1928 году членами соседнего кибуца Хефзиба, которые наткнулись на обширные мозаичные полы синагоги во время строительства ирригации. Раскопки начались в 1929 году под эгидой Еврейского университета в Иерусалиме под руководством израильского археолога Элеазара Сукеника. В ходе вторичного раунда раскопок, спонсированных Израильским управлением древностей в 1962 году, были дополнительно исследованы жилые постройки, окружающие синагогу.

Кроме того, клад из 36 византийских монет был обнаружен в неглубокой впадине в апсиде пола.

 

Архитектура

Архитектурные остатки синагоги Бейт-Альфа указывают на то, что когда-то синагога представляла собой двухэтажное базилическое здание и содержала внутренний двор, вестибюль и молельный зал. Первый этаж молитвенного зала состоял из центрального нефа шириной 5,4 метра, апсиды, которая служила местом упокоения Ковчега Торы, бимы, возвышения, на котором читали Тору, и скамей. Ковчег Торы внутри апсиды располагался на юго-западе, в направлении Иерусалима.

 

Посвящающие надписи

У северного входа есть две дарственные надписи на арамейском и греческом языках. Хотя арамейская надпись частично разрушена, она указывает на то, что синагога была построена во время правления византийского императора Юстина, вероятно, Юстина I (518–527 гг. Н.э.), и финансировалась за счет общественных пожертвований. Греческая надпись выражает благодарность ремесленникам «Марианос и его сын Ханина», которые также числятся ремесленниками близлежащей синагоги Бет-Шеан. Надписи с обеих сторон окружены львом и буйволом, которые служат символическими хранителями синагоги.