Вифлеем, Израиль

Вифлеем

Расположение: 10 км (6 миль) к югу от Иерусалима

Достопримечательности

Транспорт
Где поесть

 

Описание Вифлеема

Вифлеем широко известен как место рождения Иисуса Христа. Согласно Новому Завету это случились на окраине Старого города, где Дева Мария родила Мессию. Вифлеем расположен в 6 милях (10 км) к югу от Иерусалима. Город расположен в центральной части Западного берега. На въезде в город расположена гробница Рахили, матриарха еврейского народа. Вифлеем также известен как место рождения и коронации легендарного царя Давида, который сейчас похоронен в Иерусалиме.

 

Вифлеем — в общем-то, довольно обычный арабский город с узкими улицами и каменными фасадами в центре и малоинтересной застройкой на окраинах, не очень ухоженный и совершенно хаотический. От других городов он отличается, во-первых, тем, что здесь христианское население составляет хоть и меньшинство, но довольно заметное, а, во-вторых, наличием базилики Рождества Христова. Из-за этого Вифлеем стал единственным на территории Палестинской автономии городом, экономика которого в основном зависит от туризма. Кроме того, в Палестине сложно найти десять квадратных километров земли без пары первоклассных археологических памятников, и Вифлеем тут не исключение. Самый простой способ посетить Вифлеем — приехать туда рано утром из Иерусалима и засветло вернуться обратно. На основные достопримечательности дня вполне хватит, а ночная жизнь в Палестинской автономии вряд ли вам понравится, хотя в целом город вполне безопасный и хорошо отделённый от действительно проблемных палестинских районов.

 

Самое раннее известное упоминание о Вифлееме было в Амарнской переписке 1350–1330 гг. До н.э., когда город был населен хананеями. Еврейская Библия, в которой говорится, что город Вифлеем был построен как укрепленный город Ровоамом, идентифицирует его как город, откуда был Давид, и где он был коронован как царь Израиля. Евангелия от Матфея и Луки определяют Вифлеем как место рождения Иисуса. Вифлеем был разрушен императором Адрианом во время восстания Бар-Кохбы во втором веке; Его восстановлению способствовала императрица Елена, мать Константина Великого, которая в 327 году нашей эры заказала строительство великой церкви Рождества Христова. Церковь была сильно повреждена самаритянами, которые разграбили ее во время восстания 529 года, но столетие спустя была восстановлена ​​императором Юстинианом I.

Вифлеем стал частью Джунда Филастина после мусульманского завоевания в 637 году. Мусульманское правление продолжалось в Вифлееме до его завоевания в 1099 году крестоносцами, которые заменили греческое православное духовенство города латинским. В середине 13 века мамлюки снесли городские стены, которые впоследствии были восстановлены при османах в начале 16 века. В конце Первой мировой войны контроль над Вифлеемом перешел от османов к британцам. Вифлеем перешел под власть Иордании во время арабо-израильской войны 1948 года, а затем был захвачен Израилем в ходе Шестидневной войны 1967 года. С 1995 года, подписанных в Осло, Вифлеем находится в ведении Палестинской автономии.

После притока беженцев в результате израильских достижений в войне 1967 года Вифлеем имеет мусульманское большинство, но по-прежнему является домом для значительной палестинской христианской общины. Сейчас он окружен десятками израильских поселений и израильским барьером на Западном берегу, который отделяет мусульманские и христианские общины от их земель и источников средств к существованию, а также постоянный исход из обеих общин.

 

Ориентация

Длинной змеей города, главной магистралью Вифлеема является Яслевая улица, которая тянется от могилы Рахили (и дороги в Иерусалим) до Яслевой площади, центральной части города. С одной стороны от Яслевой площади находится церковь Рождества Христова, а с другой - мечеть Омара. Старый город и сук (рынок), по которым лучше всего передвигаться пешком, тянутся вверх по холму от Яслевой площади.

Это название на иврите означает "Дом хлеба", а на арабском - "Дом мяса". Однако представляется вероятным, что оба значения были перенесены на то, что изначально было домом Лахмы, месопотамского бога плодородия. Этот район был заселен с 5000 года до нашей эры, и есть некоторые свидетельства того, что город упоминается в египетских письмах из Амарны (1400 год до нашей эры). В ветхозаветной книге Руфи (около 1150 г. до н.э.) впервые упоминается Вифлеем; в ней рассказывается история Ноемини, которая покинула Вифлеем во время голода, а позже вернулась со своей невесткой Руфью. Тем не менее, Вифлеем оставался маленьким городком в тени могущественного Иерусалима, и, по большинству оценок, во время события, которое принесло Вифлеему его славу, а именно рождения Иисуса, в нем проживало от 300 до 1000 человек.

Несколько удивительно, что, помимо упоминания о том, что Рождество Христово действительно произошло там, Новый Завет практически игнорирует Вифлеем. И после этого ситуация изменилась не сразу: потерпев крушение во время восстания Бар-Кохбы (132-135 годы н.э.), римляне воздвигли на месте Рождества святилище Адониса. Только в 326 году была построена первая христианская церковь, когда Елена, мать первого христианского императора Константина, посетила Вифлеем. Впоследствии он медленно, но неуклонно рос, достигнув своего пика в качестве мощного укрепленного города в эпоху крестоносцев, но османы разрушили укрепления и превратили Вифлеем обратно в деревню, какой он был 2000 лет назад.

Эта неудача оказалась лишь временной, и, несмотря на турбулентность 20-го века, население города (по состоянию на 2000 год) выросло примерно до 184 000 человек. 21 декабря 1995 года Вифлеем стал одним из районов, находящихся под полным контролем Палестинской автономии. В городе 41% населения составляют христиане, в то время как 59% - мусульмане. Когда-то христиане составляли подавляющее большинство, но в XX веке их число сократилось. Хотя жители Вифлеема говорят на арабском языке, английский, французский и другие языки широко распространены и понятны многим жителям Вифлеема.

Несмотря на то, что Вифлеем является палестинским городом, он также ориентирован на туристов. Учитывая огромный потенциал Вифлеема как туристического центра, Палестинская администрация обеспечивает постоянное присутствие в городе туристической полиции. Например, если на юге Израиля и в секторе Газа идут боевые действия, это не означает, что поездки в другие палестинские города, такие как Вифлеем, небезопасны. Вифлеем - безопасное место для посещения туристами, и число туристов, посещающих эту скрытую жемчужину Святой земли, растет.

 

Достопримечательности в Вифлееме

1 Базилика Рождества Христова (От последней автобусной остановки идите налево по улице Папы Павла VI до Яслевой площади. Все прямо, только обязательно поверните налево у лютеранской церкви.). Несомненно, главная достопримечательность Вифлеема - настоящая цитадель, построенная в виде крепости на вершине пещеры, где Мария родила Иисуса. Это одна из старейших церквей в мире, которая внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Первый вариант здания был возведен по приказу римского императора Константина I (Великого) в 330 году нашей эры. Хотя планировка в значительной степени соответствует планам императора Юстиниана, составленным в 540 году нашей эры (первое здание было разрушено во время мятежа 536 года), церковь сначала была сильно укреплена крестоносцами, а затем пришла в упадок (в основном из-за запущенности) при правлении мамлюков. Землетрясение в 1834 году и пожар в 1869 году не помогли. Сегодня это сооружение в основном добротное, но несколько темное и мрачноватое на вид, и только примыкающая к нему францисканская церковь Святой Екатерины (датируемая 1881 годом и являющаяся местом проведения ежегодной полуночной мессы 24 декабря, транслируемой по всему миру) находится в отличном состоянии. Предполагаемое место рождения Иисуса на самом деле находится в пещере на территории церкви (первоначально ясли, в которых родился Иисус, были пещерой, а не сараем, как принято считать). Точное место рождения Иисуса в пещере отмечено звездой. Первоначальные ясли со звездой, отмечающей место рождения Иисуса, называются Гротом Рождества, и попасть в них можно изнутри церкви. (Могила знаменитого богослова и жителя Вифлеема св. Иероним, посвятивший свою жизнь переводу Библии, также находится в пещере с Гротом.) Вход на территорию всего комплекса бесплатный, но в разгар сезона (и особенно 6 января) будьте готовы к массовому скоплению людей и многочасовому ожиданию входа в Грот. Обычно у входа или внутри церкви вас ждут аккредитованные, но хитроумные гиды, которые предлагают экскурсии для групп или отдельных лиц, иногда позволяя вам избежать скопления людей. Обязательно согласуйте цену перед началом экскурсии, и если предполагалось, что вы обойдете толпу и попадете прямо в кротто, но иногда это невозможно, снизьте цену как минимум вдвое. В противном случае не поддерживайте их, так как это несправедливо по отношению к другим ожидающим посетителям.
2 Могила Рахили (отделена от Вифлеема стеной). Место захоронения матриарха Рахили, жены Иакова и матери Иосифа и Вениамина, является вторым по значимости историческим памятником в Вифлееме. (Бытие 35:19-20). Это священное место в иудаизме, христианстве и исламе. Из-за проблем с безопасностью первоначальное сооружение гробницы было окружено израильской крепостью, отделяющей ее от Вифлеема. В то время как первоначальную гробницу все еще можно увидеть целиком из крепости, доступ к ней теперь возможен только на автомобиле, например можно сесть на автобус, который отправляется из Иерусалима, или проехать автостопом очень короткий путь.
3 Часовня на Поле Пастушков. "Пока пастухи стерегли ночью свои стада..." - соседние места в Бейт-Сахуре, пригороде Вифлеема, претендуют на то, чтобы быть местом посещения ангелом пастухов, упомянутых в Евангелиях.
Поля православных пастухов. Здесь вы также найдете открытые раскопки старой византийской церкви.
Католические (латинские) пастушьи поля.
4 Молочный грот. Где Мария, предположительно, пролила несколько капель грудного молока, кормя Иисуса, когда пряталась перед бегством Святого семейства в Египет, отчего пещера стала молочно-белой. Она открыта весь день. Белый порошок, извлеченный из пещеры, также продается в часовне как лекарство от бесплодия.
5 Мечеть Омара (مسجد عمر). Открыта ежедневно с 10 до 11 утра, с 13:30 до 14:30, с 17:00 до 17:00. Единственная мечеть в Вифлееме, построенная в 1860 году. Довольно простая внутри, но довольно симпатичная снаружи.
6 Пруды Соломона. Три огромных каменных резервуара эпохи Ирода, вмещающих 160 000 м3 воды. Они расположены в сосновом лесу примерно в 3 км от Вифлеема, в красивом туристическом районе под названием долина Артас. В Артасе также есть очень красивый итальянский орден сестер Марии Садовой, который построил монастырь Хортус Конклюзус, а также музей палестинского фольклора. В деревне Артас также ежегодно проводится фестиваль салата-латука.
7 Колодцев царя Давида (Бияр Дауд). Колодцы царя Давида на улице Царя Давида, недалеко от Яслевой площади, представляют собой три огромных резервуара, вырубленных в скале в Рас-Эфтаисе, восточном секторе Вифлеема, на том месте, где армия Давида прорвалась через филистимский гарнизон, чтобы принести ему воды. "О, если бы кто-нибудь дал мне напиться воды из Вифлеемский колодец" (2 Цар. 23:15). Некоторые считают, что царь похоронен под соседней церковью Святого Давида (в отличие от традиционной гробницы в Иерусалиме). Цистерны были обнаружены в 1895 году. Церковь стояла на обширном некрополе, состоящем из 18 аркосолий с двумя-шестью надгробиями в каждой. Кладбище было христианским, о чем свидетельствует надпись. На месте одной из цистерн расположен Клуб католического действия.
8 Женский монастырь и часовня Хортус Конклюзус (в соседней деревне Артас). Монастырь был построен в 1901 году. Здесь проводится праздник Хортус Конклюзус, который отмечается в третье воскресенье августа.
9 Церковь Латинского патриархата (церковь Благовещения) (немного за баром "Табу"). Еще одна церковь, которую стоит посетить. Прямо рядом с ней, вверх по дороге, вы также можете найти церковь Девы Марии.
Старый город. Это также отличное место для прогулок и шоппинга, если вы раньше не были в арабских городах.
11 Монастырь Святого Георгия (церковь Аль-Хадер) (В квартале Аль-Хадер, к западу от центра). Церковь Святого Георгия является удобной остановкой на обратном пути в Иерусалим. Садитесь на автобус 231 (тот, который изначально шел из Иерусалима) из центра Вифлеема и выходите на последней остановке перед контрольно-пропускным пунктом в направлении Иерусалима, в основном непосредственно перед выездом на шоссе после выезда из Вифлеема/Бейт-Джалы. Оттуда до монастыря/церкви менее 1 км на запад.). Святой Георгий был очень важным христианским святым для православных христиан, его также называли "Мар Иериес" по-арабски. Говорят, что в монастыре хранятся мощи святого, обладающие целебной силой, особенно при психических заболеваниях. В 19 веке монастырь использовался как психиатрическое учреждение для лечения психических заболеваний с помощью мощей святого Георгия. В мусульманской традиции это место также почитается как место, где проповедовал мусульманский пророк Аль-Хидер. В середине апреля или начале мая (по юлианскому календарю) в городе (как у мусульман, так и у христиан) проводится праздник Святого Георгия, который стоит посетить.
13 Монастырь сестер-бенедиктинок Иммануила. Монастырь принадлежит греко-мелькитской католической церкви.
14 Евангелическо-лютеранская рождественская церковь. Историческая лютеранская церковь, построенная в 1893 году.

Церковь Святой Екатерины

Лавра Феодосия Великого

 

Нерелигиозные достопримечательности

Искусство Бэнкси. Граффити знаменитого, но загадочного художника Бэнкси привлекли внимание средств массовой информации во всем мире, и на них определенно стоит посмотреть. На стене, отделяющей Вифлеем от Иерусалима, также изображено множество работ других художников, в том числе палестинская версия "Герники", портреты Лейлы Халед, Ахеда Тамими, Разан аль-Наджар и многие другие. Чтобы увидеть это, можно нанять такси, где водитель также может быть гидом, или пройти пешком. С юго-востока на север можно увидеть следующие достопримечательности: править
15 Бэнкси: Мужчина, бросающий цветы (на восточной стороне заправочной станции).
16 Бэнкси: Ангел (На южной стороне дороги, посмотрите вдоль дороги на стену в восточной части трех магазинов).
17 Бэнкси: Голубь в бронежилете (На перекрестке просто оглянитесь вокруг).
18 Бэнкси: Девушка проверяет солдата (Это там, в магазине).
19 Палестинский музей естественной истории (в кампусе Мар Андреас Вифлеемского университета), ☏ +970 2 277 3553.
Музей производства оливкового масла Аль-Бадд, 20 (متحف البد), ул. Фавагре, также известный как музей Бадд Джиакаман, этот музей посвящен историческому производству оливкового масла в Палестине.

Дворец Ясир

Музей Вифлеема

 

Окрестности Вифлеема

Единственный способ добраться до перечисленных ниже мест — взять такси в Вифлееме или около блокпоста. Обязательно заранее договоритесь с водителем о цене (в 2005 году за 150 шекелей можно было доехать куда угодно). Вам потребуется также договориться, сколько водитель будет вас ждать на месте. Если осмотр достопримечательностей займёт у вас больше времени, будьте готовы к тому, что цена увеличится, а ещё лучше, сразу закладывайте реалистичное время ожидания.

1  Лавра Саввы Освященного (Мар-Саба)  (15 км восточнее Вифлеема, в долине Кедрона). Женщин внутрь не пускают ни при каких обстоятельствах. У входа снаружи тень, если вам надо ждать своего спутника, монахи с удовольствием с вами побеседуют. Один из старейших непрерывно действующих христианских монастырей был основан каппадокийским монахом святым Саввой в 483 году. Он принадлежит греческой православной церкви, и сейчас там постоянно живут около 20 монахов. В монастыре в VIII веке жил Иоанн Дамаскин, известный как идеологический противник иконоборчества. И Савва, и Иоанн похоронены в монастыре. В монастыре также был разработан устав богослужения (типикон), который сейчас используется всеми православными церквями. Внутри в одном из помещений хранятся черепа всех монахов (несколько сот), когда либо живших в монастыре. Монастырь укреплён и расположен на склоне холма, при этом лучшие виды на него не от входа, а с пешеходной тропы, которая начинается от парковки и поднимается на скалы на берегу Кедрона. В этом месте нет деревьев, только голые скалы, и виды совершенно фантастические. Рассчитывайте на минимум полчаса прогулки по тропе и ещё на полчаса для осмотра монастыря.
2  Крепость Иродион (هيروديون) (Около 5 км юго-восточнее Вифлеема). С апреля по сентябрь Пн–Вс 8:00 – 17:00, с октября по март Пн–Вс 8:00 – 16:00 (2009). NIS 29 (2009). Развалины дворца Ирода Великого (царя Иудеи в 37–4 до н. э., не следует путать его с тетрархом Иродом Антипой, устроившим вифлеемское избиение младенцев и отрубившим голову Иоанну Крестителю). Здесь была крепость, дворец Ирода и небольшой город. Всё это было разрушено римлянами во время Первой Иудейской войны в 71 году. До 1972 года тут стоял просто большой холм, затем начались раскопки. Они продолжались до 2010 года, когда умер начавший их археолог Эхуд Нетцер, и непонятно, будут ли их в ближайшее время возобновлять. Сохранилось довольно много, хотя всё, естественно, в руинированном состоянии: дворец Ирода на довольно большой площади, синагога, остатки бань, подземные туннели и римский театр. Рассчитывайте минимум на полчаса. Часть руин находится не на холме, а внизу, для их посещения нужно дополнительное время. Иродион находится в зоне C, туда, в отличие от Вифлеема, имеют доступ граждане Израиля, и формально он имеет статус национального парка. На территории руин практически нет тени, имейте при себе воду.

 

Чем заняться

Вифлеемский университет. Посетители могут пообщаться с палестинскими студентами и получить представление о жизни в кампусе и в Вифлееме. Проводятся экскурсии на немецком и, возможно, английском языках.
Прогуляйтесь по долине Артас, которая, как полагают, является местом действия “hortus conclususus", эротической песни песней Соломона: "Ты подобна огороженному саду, сестра моя, супруга моя, подобна запечатанному источнику. Твои плантации - рай наслаждений". Артас находится всего в нескольких минутах езды на такси от города.
Потанцуйте в ночном клубе Cosmos, расположенном в Бейт-Джале на вершине холма, или в Cheers или Roots Lounge в Бейт-Сахуре.
Участвуйте в семейных и волонтерских мероприятиях, организуемых Фондом Святой земли, таких как Летняя встреча в Палестине, в рамках которой вы остаетесь в принимающей семье на 1-3 месяца, изучаете арабский язык, работаете волонтером в Вифлееме, посещаете различные палестинские и израильские города и встречаетесь как с израильскими, так и с палестинскими миротворцами.
Отпразднуйте Рождество в Вифлееме: проведите Рождество в городе, где все началось! В праздничные дни Вифлеем украшают рождественскими гирляндами. Обязательно посетите полуночную мессу, которую проводят различные лидеры христианских конфессий Святой земли в канун Рождества, вместе с тысячами как иностранных, так и местных верующих, которые собираются на Яслях перед церковью Рождества Христова. Рождество в Вифлееме просто волшебное, с ним ничто не сравнится! Рождественский сезон, безусловно, самое захватывающее время для пребывания в Вифлееме, в городе царит рождественский дух.
В Вифлееме довольно популярны бесплатные пешеходные экскурсии, которые проводят местные гиды, рассказывающие о многих местных событиях, сложных и иногда односторонних, но все же интересных, включая связанные с ними достопримечательности Вифлеема. Поищите в Интернете, и вы узнаете многое. Приветствуются советы.

 


Транспорт

Как добраться

Большинство путешественников прибывают через Иерусалим. Поскольку Вифлеем находится под управлением Палестинской администрации, израильские военные проводят проверки безопасности на подъездных путях. При въезде на шоссе в Вифлеем нет никаких препятствий, однако на другой стороне есть контрольно-пропускной пункт на шоссе 60 по дороге в Иерусалим. Например, если вы путешествуете автобусом, на борт поднимутся солдаты для проверки документов, удостоверяющих личность пассажиров. На местной дороге к северу от Вифлеема есть контрольно-пропускной пункт побольше ("Перекресток Рахили"/контрольно-пропускной пункт 300). Чтобы пересечь границу, человек предъявляет свой паспорт израильскому солдату, помещает свои сумки в рентгеновский аппарат и затем проходит через металлодетектор, очень похожий на систему безопасности в аэропорту. Как и во всех районах, находящихся под контролем Палестинской администрации, израильское законодательство запрещает гражданам Израиля въезжать в страну без разрешения израильской гражданской администрации. Туристы могут свободно въезжать в Вифлеем и выезжать из него, а также возвращаться в Иерусалим столько раз, сколько захотят, без каких-либо ограничений. Для въезда в палестинские районы и выезда из них обязательно возьмите с собой паспорт с туристической визой, выданной Израилем.

На машине
Будьте осторожны при использовании арендованного автомобиля, так как некоторые / многие компании по прокату автомобилей в Израиле ясно дают понять, что автомобиль должен использоваться и оставаться на израильской территории.

На автобусе
От иерусалимского автовокзала Ханевиим, расположенного недалеко от Дамасских ворот ("Баб-эль-Амуд"), курсирует автобус № 231 до Вифлеема (через Бейт-Джалу). Несмотря на то, что автобусная остановка не указана на знаке, на автобус 231 также можно сесть на автобусной остановке у Яффских ворот и немного дальше по дороге – автобус отправляется из туннеля. Средняя продолжительность поездки составляет 30 минут, а стоимость - 6,80 шекелей. Последняя остановка из Иерусалима в Вифлееме находится на Хеврон-роуд, примерно в 20 минутах ходьбы от церкви Рождества Христова. Кроме того, от близлежащих Дамасских ворот отправляются маршрутные такси (шерут/сервиз), на которых можно доехать за 20 минут.

Палестинский автобус № 234 также отправляется с автовокзала Ханевиим у Дамасских ворот. Он стоит 4,70 шекелей и курсирует прямо до контрольно-пропускного пункта Иерусалим-Вифлеем (контрольно-пропускной пункт 300) и обратно. От контрольно-пропускного пункта вы можете либо пройти полчаса пешком, либо взять такси до центра Вифлеема (10-25 шекелей), который находится примерно в 3 км от отеля. Автобус Egged № 163 также отправляется сюда с Центрального автовокзала Иерусалима, останавливаясь, например, на автобусной остановке "Яффские ворота". Время в пути от Яффских ворот составляет 30 минут, цена - 5,90 шекелей.

Из Рамаллы в Вифлеем отправляется множество маршрутных такси (шерут/сервиз). Не так-то просто найти нужную автобусную станцию из (по крайней мере) четырех в Рамалле. Поездка занимает около часа, проходит по всему Иерусалиму и стоит 20 шекелей.

Поездка из Хеврона с конечной остановкой на самом нижнем этаже автовокзала Вифлеема (только маршрутные такси (шерут)) обойдется вам менее чем в 10 шекелей.

Из Иерихона за 12 шекелей можно доехать на маршрутном такси (шерут/сервиз) до Аль-Эзарии (перекресток), города к востоку от Иерусалима, который в Новом Завете отождествляется с Вифанией. Спросите водителя, где выйти, чтобы добраться до Вифлеема, или воспользуйтесь указателем GPS в качестве ориентира. От перекрестка воспользуйтесь другим маршрутным такси до автобусного вокзала Вифлеема (₪5-10).

Пешком
Преданные паломники часто предпочитают идти пешком (а в более счастливые времена на Рождество проходила большая процессия), в быстром темпе путешествие занимает 2 часа, но на пути много подъемов и падений, а летняя жара просто невыносима.

 

Транспорт по городу

Многие достопримечательности Вифлеема находятся в пределах пешей досягаемости.

Но Вифлеем - небольшой город, поэтому поездки на такси обходятся очень дешево; ни одна поездка в пределах Вифлеема не должна стоить дороже 20 йен. Поездка из Вифлеема в соседние пригороды Бейт-Сахур или Бейт-Джала должна стоить не более 25-30 йен. Только убедитесь, что вы пользуетесь услугами такси, а не экскурсией с гидом, которая обойдется вам гораздо дороже.

Чтобы добраться до более отдаленных мест (таких как Иродиум, любой из близлежащих монастырей или Соломоновы пруды), рекомендуется договориться о цене с таксистом на автобусной станции Вифлеема. Многие таксисты готовы отвезти вас на место, подождать там, пока вы совершите экскурсию по объекту, а затем отвезти обратно в Вифлеем по согласованной цене. При обсуждении стоимости такси всегда называйте самую низкую цену, которая, по вашему мнению, была бы приемлемой для поездки, и затем договаривайтесь с водителем. Водитель начнет с такой цены, которую, по его мнению, он может запросить, и снизит ее для вас. Обязательно договоритесь о цене, прежде чем садиться в такси.

 

Учеба

Кафе "Все нации" организует летние караваны, на которых иностранцы могут познакомиться с социальными, политическими и культурными особенностями жизни в Вифлееме и его окрестностях.

Фонд "Святая земля" организует экскурсии по многим городам Палестины как для политически настроенных туристов, так и для религиозных туристов. Они также могут организовать проживание в семьях местных жителей и /или краткосрочные/долгосрочные волонтерские программы в районе Вифлеема для желающих участников.

Библейский колледж Вифлеема предлагает программы и курсы на английском и арабском языках по библеистике и теологии страны.

 

Покупки

Хотя Вифлеемский рынок намного меньше Иерусалимского, здесь гораздо меньше туристов, а продавцы менее агрессивны и очень дружелюбны, многие даже предлагают потенциальным покупателям кофе и чай. Палестинская администрация не взимает налог с продаж, поэтому владельцы магазинов в Вифлееме берут гораздо меньшую плату за сувениры. Вифлеем - идеальное место для того, чтобы попрактиковаться в навыках ведения переговоров, которые вы надеялись опробовать!!

В мирное время вифлеемские торговцы вовсю торгуют сувенирами для паломников, приезжающих в город. В нынешней ситуации туроператоры предпочитают быстро загонять свои группы с гидами в церковь Рождества Христова и обратно, не давая им времени осмотреть Яслевую площадь. Часто в конце тура они ведут свои группы в заранее выбранный сувенирный магазин и берут с владельца магазина большие комиссионные за продажи, сделанные туристической группе. Это означает, что большинство небольших сувенирных лавок здесь, к счастью, свободны от паломников, а также то, что мелкие магазины остро нуждаются в развитии бизнеса. Однако они остаются значительно менее агрессивными, чем иерусалимские продавцы. Сувенирные лавки в Вифлееме стоят намного дешевле, чем в Иерусалиме, при том же выборе (удивительно, но во многих сувенирных лавках Вифлеема есть даже сувениры на еврейскую тематику). Выйдя с Мангер-сквер, обязательно загляните в сувенирные лавки на Мангер-стрит, а также на рыночную площадь рядом с Мангер-сквер, мимо мечети Омара. Небольшие на вид сувенирные лавки предлагают лучшие предложения и очень вежливое обслуживание. Вифлеем - отличное место, где можно приобрести все сувениры из Святой Земли гораздо дешевле, чем в Израиле. Если цена указана в долларах США, это завышенная цена для туристов, поэтому не стесняйтесь торговаться за гораздо более низкую цену (вы почти всегда получите более низкую цену, если попросите об этом).

По пути к церкви Милк Грот поищите фабрику по производству оливкового дерева, расположенную на улице Милк Грот. Ребята из этой мастерской могут провести для вас экскурсию по своей мастерской, и вы сможете увидеть, как они вручную вырезают предметы из оливковых деревьев. Очень дружная христианская семья, и у них также есть сувенирный магазин, где вы можете найти действительно уникальные подарки. Кроме того, у них есть еще один сувенирный магазин прямо на Мангер-сквер, рядом со зданием центра мира.

Также на улице Молочный грот есть несколько сувенирных лавок, торгующих различными религиозными подарками. Рождественский магазин "Табаш" дружелюбен, не навязчив и готов предоставить скидки. Здесь вам также предложат бесплатный кофе по-турецки.

Посетите один из четырех лагерей беженцев в Вифлееме, чтобы приобрести традиционные палестинские изделия ручной работы, мыло ручной работы из оливкового масла и красивую вышивку.

Вифлеемский сувенир (магазин христианских подарков/интернет-магазин), Иерусалим - Хеврон, рядом с могилой Рахили, ☎ +970-2-2745129. Добро пожаловать в Вифлеемский сувенирный магазин "Христианские подарки", предлагающий христианские подарки из Палестины, такие как изделия из оливкового дерева, кресты, серебро, золото, керамика.
Магазин христианских подарков (Christian Gifts), рядом с могилой Рахили (Хеврон-роуд), ☎ +970-2-2745129. Здесь продаются христианские сувениры, частичка Вифлеема, которыми можно поделиться со своей семьей и друзьями. В магазине много товаров с возможностью доставки по всему миру.
Ювелирные магазины на рыночных площадях (через площадь Яслей, за мечетью Омара). Ближний Восток известен своим высококачественным золотом и ювелирными изделиями. В Вифлееме есть несколько действительно хороших ювелирных магазинов, в которых по очень-очень низкой цене продаются ювелирные изделия из золота более высокой пробы. Это отличная возможность приобрести золото высокой пробы (до 22 карат) за небольшую сумму, которую вы заплатили бы дома!!

 

Где поесть

Центр мира, Мангер-сквер - отличное соотношение цены и качества, а также вкусная еда и местное ханаанское вино. Чисто и просторно, есть места как внутри, так и снаружи.
Shepherds Valley Village - ресторан-палатка, Бейт-Сахур. Неподалеку находится Пастушье поле. ☎ +972 2 2773875. Зимой можно отведать вкусные блюда местной кухни на открытом воздухе или в палатке. Из окон открывается прекрасный вид на долину.
Ресторан Mundo, Мангер-стрит (на главной улице, недалеко от площади Рождества Христова), ☏ +970 2 274 2299. С 11 утра до 11 вечера. В ресторане Mundo готовят лучшую пиццу в Вифлееме. В ресторане царит семейная атмосфера (и открывается прекрасный вид).
Ресторан Citadel, Beith Sahour. Блюда местной кухни и пиво Taybeh подаются в старинном здании Вифлеема с дружелюбным персоналом.
Напротив церкви Рождества Христова можно попробовать фалафель в любом месте. На углу, напротив Центра мира и церкви Рождества Христова, справа от вас, есть киоск с фалафелем, к которому примыкает ресторан на цокольном этаже. 8 йен за сэндвич с фалафелем и газировку "Фанта". Также есть шварма и т.д. Очень приемлемые цены, полностью удовлетворяющие.
Ресторан и кафе Bonjour, улица Иоанна Павла II. С 9 утра до 11:30 вечера. Расположенный в непосредственной близости от Вифлеемского университета (в самом центре Вифлеема), ресторан "Bonjour" предлагает блюда интернациональной кухни (с арабским колоритом) в стильном и уютном месте. В ресторане Bonjour, принадлежащем двум молодым палестинским предпринимателям, к услугам гостей бесплатный Wi-Fi, отличный кофе и привлекательное меню. Говорят на арабском, английском и иврите.
Кафе Stars and Bucks (вниз по склону от церкви Рождества Христова). В этом кафе, напоминающем Starbucks, подают напитки в стиле Starbucks, а также арабские закуски. Здесь также подают очень вкусное домашнее мороженое!
Ресторан Afteem (на окраине Мангер-сквер, на склоне холма). Если вы любите фалафель, свежий домашний хумус и другие вкусные блюда арабской кухни, вам ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно посетить этот ресторан! Вероятно, это один из лучших магазинов фалафеля в Палестине или Израиле. Фалафель настолько вкусен, что за его приготовлением приезжают в магазины даже из Хайфы.
Абу-Шанаб (Кольцевая дорога), ☎ +972 2-274 2895. Два брата с впечатляющими усами готовят лучшие блюда на гриле в городе. Мясо готовится из свежих ингредиентов традиционным способом, а нарезается прямо у вас на глазах. Ресторан выдает сертификаты, подтверждающие, что вы там обедали.
Дар Джудна (рядом с Мангер-сквер), ☎ +972 2-274 3212. Прекрасный бар с превосходными закусками, в частности, самбушек (выпечка с диким тимьяном и сыром). Название означает "Дом нашего дедушки", а стены увешаны фотографиями старого Вифлеема, вызывающими воспоминания.
Кафе "Бон Жур" (рядом с Вифлеемским университетом). Совершенно новое кафе в западном стиле, расположенное рядом с Вифлеемским университетом. Благодаря своему стильному оформлению и непринужденной атмосфере ресторан "Бон Жур" быстро стал популярным местом для проведения досуга. Это кафе наиболее известно своим широким выбором сортов кофе и ранним утренним завтраком.
Мясная лавка со свининой в Бейт-Джале (в центре Бейт-Джалы). Хотите отведать свежей свинины на Святой Земле? Свиная бойня в Бейт-Джале - большая редкость в стране, где и мусульмане, и евреи свинину не едят. Клиенты приезжают аж из Тель-Авива!
The Wall Lounge (недалеко от входа в Вифлеем). Этот очень инновационный ресторан использует символ отчаяния - массивный израильский барьер, отделяющий Вифлеем от Иерусалима, - и превращает его в преимущество для своего бизнеса. Меню ресторана вывешено на огромной вывеске, прикрепленной к барьеру, а по вечерам футбольные матчи транслируются на огромный экран проектора, установленный на стене, чтобы люди могли смотреть их за столиками на открытом воздухе. В этом месте очень весело поесть, выпить и посмотреть спортивные состязания на большом проекционном экране в стиле кинотеатра!
Toast R Us (главная улица Вифлеема). В этом ресторане подают "frozen yoga" (замороженный йогурт), мороженое (как арабское, так и обычное джелато), блинчики, сэндвичи, молочные коктейли и многое другое.

 

Напитки

Насладитесь атмосферой и проведите время с друзьями за ужином или бокалом любимого напитка в лаундж-баре Bistro в Бейт-Джале.

"Аль-Хема" (палатка), Бейт-Сахур (рядом с пастушьим полем). Этот ресторан расположен в огромном шатре. Здесь подают вкусную еду, отличное меню напитков (особенно палестинской марки пива "Тайбех"), а также большой выбор кальянов (ароматизированного табака).
Кремизанские погреба. Посетите знаменитую винодельню Cremisan Cellars, расположенную в Бейт-Джала, пригороде Вифлеема. Эта винодельня, на территории которой также находится древний Кремизанский монастырь, расположена на вершине холма, откуда открывается захватывающий вид на долину внизу, а также на окрестности Иерусалима и Вифлеема. Обязательно посетите это место любому любителю вина!
Ночной клуб Layal (Бейт-Джала). В этом ночном клубе играет в основном арабская поп-музыка. Обычно здесь собирается молодежь. Отправляясь в ночной клуб, обязательно возьмите с собой женщину, потому что часто, когда там слишком много посетителей мужского пола, мужчин пускают только в том случае, если с ними девушки.
Многочисленные винные магазины. В Вифлееме, христианском палестинском городе, изобилует множество винных магазинов, где продаются различные алкогольные напитки по очень-очень низким ценам. Местное фирменное блюдо - арабский ликер под названием "Арак". По вкусу он напоминает лакрицу и часто добавляется в лимонад или воду со льдом.
Бар Taboo (в Бейт-Джале), ☎ +970 2 2740711. Небольшой уютный бар/клуб в Бейт-Джале, популярный среди молодых палестинцев. Здесь можно заказать отличные напитки и блюда на открытом воздухе.

 

Отели

В отличие от Марии и Иосифа, вам будет легко найти место для ночлега в Вифлееме, где есть из чего выбрать. Поскольку туристы часто останавливаются в Иерусалиме, а не в Вифлееме, отели Вифлеема часто предлагают гораздо более дешевые цены, чем их израильские аналоги, чтобы побудить туристов остаться в регионе, а не совершать однодневные поездки. В Вифлееме обычно удается договориться о более дешевых гостиницах. Не стесняйтесь обращаться к многочисленным отелям Вифлеема, чтобы узнать предложения и сравнить цены. это позволит вам значительно сэкономить по сравнению с проживанием в более дорогих отелях Иерусалима.

Бюджет
Дом мира, Вад-Маали, ул. Сафф, 10 (рядом с Малхамет-инязом, недалеко от яслей)), ☏ +972 2 2764739, +972 54-587-5063, nbt4god@gmail.com. Кровать в общежитии от 50 шекелей.
Отель "Аль Салам", Мангер-стрит (напротив церкви Рождества Христова), ☏ +970 2 276 4083. Сингл из ₪132. править/править код
Хостел Bunksurfing, ул. Альдавха аль-Хуррея (в 10 минутах езды на общественном транспорте или в 20 минутах ходьбы от центра Вифлеема и автобусной остановки в Иерусалиме), ☎ +972 569050649, Buncksurfinghostel@gmail.com. Регистрация заезда: 22:00, выезд: 10:00. Недорогой хостел на Святой земле с очень дружелюбным и знающим владельцем, который ежедневно организует альтернативные пешеходные экскурсии. Комнаты представляют собой 8-местные общежития, включая душ, туалет и прямой вход с дороги, и все это в одной комнате, тоже не самой опрятной – к этому нужно привыкнуть, но за такую цену сомневаться не приходится. ₪50.
Проживание в семье в лагере Дхейша, лагерь Дхейша Вифлеем (от Баб-зкака до него 5 минут езды на такси), ☎ +970 0569243202, ayakanan22@gmail.com. Регистрация заезда: 15:00, выезд: 11:00. Проживание в семье в лагере беженцев Дхейша с отдельной комнатой, ванной комнатой и выходом на балкон. Стоимость от 100 шекелей.

Цены средние
Некоторые из перечисленных ниже, вероятно, устарели.:
Гранд-отель (Если вы сядете на местный автобус № 21 (или, возможно, № 124), автобус высадит вас на холме. Если вы подниметесь и продолжите идти прямо, отель будет слева от вас. Наверху, вероятно, находится высококлассный мексиканский ресторан Mariachi, но он также расположен над прилавком с фалафелем). 50 долларов США за одно блюдо, но если вы экономный путешественник, вам могут предложить его за 150 йен.
Фонд "Святая земля", Мангер-стрит, 529 (рядом с рестораном "Рим аль Бавади"), ☎ +970 2-2765930, encounter@holylandtrust.org. Неправительственные организации, подобные этой, предлагают палестинским семьям дешевое проживание в семьях, как на короткий, так и на длительный срок. ₪120.
Бейт-аль-Лика, ☏ +972 2 2745229, jshahwan@beitliqa.org. Это христианский общественный центр, расположенный в Бейт-Джале. Он предлагает туристам размещение в своем гостевом доме.
Лютеранский гостевой дом Абу-Джубран (рядом с лютеранской церковью Рождества Христова и в Дар-Аннадве, на улице Павла VI), ☏ +972 2 277 0047, connection.guesthouse@diyar.ps. Рекламирует свои "элегантные" номера и культурный и конференц-центр Ад-Дара. 13 двухместных номеров с отдельными ванными комнатами, системой отопления и кондиционирования воздуха, телевизором и широкополосным доступом в Интернет
Отель Everest (Бейт-Джала), ☏ +972 2 274 2604, Everest@p-ol.com. Отель расположен на вершине горы Бейт-Джала, откуда открывается прекрасный вид на город Вифлеем и окружающие холмы.
Отель Paradise (рядом с контрольно-пропускным пунктом Вифлеем), ☏ +972 2 274 4542. Расположен на въезде в Вифлеем, в одном километре от церкви Рождества Христова.
Отель Shepherd, ☏ +972 2 274 0656, info@shepherdbethlehem.com. На одном из западных холмов Вифлеема, совсем рядом с главной дорогой Иерусалим-Хеврон.
Туристическая группа "Альтернатива", ☎ +972 2-277 2151, info@atg.ps. Организует ночлег и завтрак с местными семьями, чтобы познакомить их с палестинским гостеприимством. Гостям гарантируется конфиденциальность благодаря отдельному входу и ванной комнате.
Отель "Маунт Дэвид", ☏ +972 2 2766511, info@mountdavidhotel.com. Относительно новый отель в самом центре города.
Отель, окруженный стеной, ул. Каритас, 182, ☏ +972 54-698-9412. Это вам не "Уолдорф". Гостиница с десятью номерами, основанная 11 марта 2017 года всемирно известным уличным художником Бански, может похвастаться “худшим видом из всех отелей в мире”... Она выходит прямо на спорную стену, отделяющую Израиль от палестинских территорий. В отеле The Walled Off, расположенном в Вифлееме, есть галерея и музей, что больше похоже на политическое заявление, чем на номер в гостинице. Стоимость общежития - от 70 долларов, комнаты - от 200 долларов.
Отель "Даймонд", ул. Святого Антонио, 35, ☎ +970 2 2766660.

Дорогой
Гранд Парк Отель Вифлеем, ☏ +970 2 2756400, info@grandpark.com. В нескольких минутах ходьбы от церкви Рождества Христова и торгового района.
Отель Jacir Palace (قصر جاسر☏ +972 2 276 6777. Единственный 5-звездочный отель в Вифлееме, расположенный в классическом здании, построенном в 1910 году. Иностранные дипломаты, посещающие Палестину, часто останавливаются в этом отеле из-за его престижного имиджа. Обратите внимание, что отель Jacir Palace закрыт с 2023 года, и неясно, когда он вновь откроется.

 

Связь

В телефонных номерах на палестинских территориях используется один из двух кодов страны: +970 и +972, которые соответствуют, соответственно, Палестинской администрации и собственно Израилю. Если один из кодов не подходит для номера, попробуйте использовать другой.

 

Меры предосторожности

Сам Вифлеем — довольно спокойное место, где туризм приносит существенную часть дохода, и туристов там не трогают. Окрестные достопримечательности, как, например, монастырь святого Саввы или Иродион, также вполне безопасны. Однако обстановка на Западном Берегу иногда меняется довольно быстро, обязательно проверяйте самые свежие новости. Кроме того, самостоятельные прогулки пешком по окрестностям крайне не рекомендуются, а иногда невозможны — неизвестно, куда вы забредёте, и за кого вас там примут. Для поездок вне Вифлеема используйте такси, оно достаточно дёшево.

 

Археология

В 2012 году в пресс-релизе было распространено, что самое старое надежное внебиблейское письменное упоминание об этом месте находится на глиняной печати, обнаруженной Эли Шукроном в 2012 году в Иерусалиме от 8/7 числа. век до н.э. до н.э., происходящий из Иудейского царства. Однако эта находка, по-видимому, не была опубликована до сих пор (по состоянию на 2021 год).

 

Церкви и часовни

церковь Рождества Христова, используемая греческими православными, армянскими и католиками
Римско-католическая церковь Святой Екатерины (пристроена непосредственно к церкви Рождества Христова)
часовня Молочного грота к югу от церкви Рождества Христова
евангелическо-лютеранская рождественская церковь

 

Музеи

Международный Рождественский музей, Музей вертепа
Музей Байтуна аль Талхами, Фольклорный музей
Музей Бадда Джакамана, посвященный производству и использованию оливкового масла.

 

Университеты

Католический университет Вифлеема, основанный Ватиканом, существует с 1973 года. Зачислено 3014 студентов; треть из них христиане и две трети мусульмане (по состоянию на 2010 г.). Преподаются философия, экономика и естественные науки, образование, уход за больными и туризм. Кроме того, предлагается курс из восьми семестров с теологическими, религиозными и социологическими предметами, который завершается получением степени бакалавра искусств.

В сентябре 2007 года палестинская администрация объявила об открытии второго университета в Вифлееме. Учеба в Университете Ахлия началась с немедленным вступлением в силу.

 

Больницы

Еще в 1882 году французские монахини открыли госпиталь, который в 1990 году стал Госпиталем Святого Семейства, родильным домом Мальтийского ордена.

Организация Children's Relief Bethlehem с 1952 года управляет детской больницей Каритас, единственной палестинской детской больницей на Западном берегу, в которой матери участвуют в лечении детей.

 

Туризм

Туризм всегда был важным источником дохода для города. Из-за близости к Иерусалиму многие туристические группы предпочитали останавливаться в более дешевых палестинских гостиницах, чем в столице. После автономии вернувшимися эмигрантами были построены новые большие гостиницы, в т.ч. Б. Гостиница Вифлеем, Гостиница Рождества. Krippenplatz стала свободной от автомобилей после строительства гаража. Многие сувенирные магазины также процветали среди однодневных путешественников. Юбилейный 2000 год готовился и открывался с большим рвением, но разразившаяся Вторая интифада свела на нет все усилия. Неоднократная оккупация города (однажды с осадой церкви Рождества Христова и церкви Святой Екатерины) нанесла большой ущерб. Великая китайская стена серьезно мешала туризму, а неудобное пересечение пограничного пункта означало, что туристические группы редко оставались в городе на ночь. Крупные гостиницы были вынуждены снова закрыться или сократить свою вместимость, дневным посетителям пришлось менять автобусы и путеводители на границе с Иерусалимом. Крупные мастерские по резьбе по оливковому дереву были вынуждены уволить многих сотрудников. Они по-прежнему могли продавать свою продукцию в Иерусалиме, но с меньшей прибылью.

В 2010 г. туристическая ситуация значительно улучшилась: около половины туристов остаются в Вифлееме и посещают там рестораны; многие сувенирные магазины предлагают свои товары. Палестинская администрация ожидает к концу года рекордное количество посетителей – до двух миллионов человек. Кроме того, с 2000 года израильские гиды снова проводят экскурсии.

 

Экономическая конференция

В 2008 году в Вифлееме прошла крупнейшая экономическая конференция, когда-либо проводившаяся на палестинских территориях, Палестинская инвестиционная конференция. Инициатива для этого исходила от премьер-министра Палестины Салама Файяда. В мероприятии приняли участие более 1000 деловых людей, банкиров и государственных служащих, в основном с Ближнего Востока. Конференция продолжилась в 2010 году под эгидой президента Махмуда Аббаса и собрала около 2000 участников из 32 стран.

 

Происхождение слова

Значение имени בֵּית לֶחֶם bêt læḥæm, нем. «Вифлеем», еще не выяснено. Хотя בֵּית bêt явно переводится как «дом», вторая часть названия неясна. לֶחֶם læḥæm означает «хлеб» на иврите, لحم / laḥm на арабском означает «мясо», а в некоторых южноарабских диалектах означает «рыба». Таким образом, корень первоначально относился к еде. Его можно перевести как «Дом хлеба» или «Дом плоти».

Но также возможно образование второй части слова от омонимического корня lḥm с семантическим полем «борьба»; Тогда Вифлеем имел бы значение «Дом битвы». Другие интерпретации включают в свои соображения пару богов Лахму / Лахаму, поэтому Вифлеем будет «домом божества Лахму / Лахаму».

 

Библейская традиция

Это место впервые упоминается в Библии в Бытие 35:19 ЕС. Там говорится, что любимая жена Иакова Рахиль была похоронена «на дороге в Ефрафу, которая ныне называется Вифлеем» (ср. также Быт. 48:7). После завоевания Ханаана израильскими племенами город перешел к колену Иуды (ИсН 15:59; 1Пар 4:22). События в книге Руфи также в значительной степени происходят в Вифлееме, и первый тесть Руфи Елимелех и ее более поздний муж Вооз (Руфь 2: 4) происходили из этого места (Рут 1: 1 ЕС). Руфь переезжает в Вифлеем со своей первой свекровью Ноеминь (Руфь 1:19,22), где создает семью с Воозом (Руфь 4:11).

Согласно 1 Царств 16.1 ЕС, Вифлеем был местом происхождения Давида, где также должен был родиться ожидаемый Мессия как потомок («сын») Давида (Мих 5.1 ЕС). В этом стихе он упоминается как «Вифлеем-Ефрафа», чтобы отличить его от другого места под названием Вифлеем, которое находилось на территории племени Завулона, примерно в 7 милях к западу-северо-западу от Назарета (Иисус Навин 19:15).

Другие свидетельства в Танахе следующие:
Судья Ибзан (семилетнее судейство) происходит из Вифлеема и похоронен там (Судей 12:8,10)
Михей нанимает молодого левита из Вифлеема священником (Судей 17:7-13).
Разгневанная наложница левита в Ефреме убегает от него к отцу своему в Вифлеем, откуда она пришла; левит следует за ней и примиряется с ней; на обратном пути они ночуют в Гиве, где левиту надлежит причинить зло; вместо этого, однако, может быть освобождена наложница, которую затем изнасилуют до смерти; левит разрезает труп на 12 частей, по одной на каждое из 12 колен, чтобы сообщить всем коленам о безобразии (Судей 19)
Самуил приходит в Вифлеем, родной город Иессея и Давида (1Цар.17:12; 20:6,28), где Давид пасет овец своего отца (1Цар.17:15), чтобы принести их в жертву Богу и помазать нового царя – в конечном итоге Давида (1Цар.17:15). 16:4)
Асаил похоронен в гробнице своего отца в Вифлееме (2Цар 2:32).
У Иаира-Огрима из Вифлеема был сын по имени Елханан, который убил Лахми, брата Голиафа из Гефа, в конфликте с филистимлянами (2Цар 21:19 1Пар 20:5).
Трое героев Давида рискуют своей жизнью, чтобы принести воду из Вифлеема, который затем занят филистимлянами (2 Цар. 23:14-17; 1Пар. 11:17-19).
После изгнания из Вифлеема возвращаются 123 человека (Ездра 2:21); их число вместе с Нетофой составляет 188 (Неем 7:26)
Измаил убивает Годолию, правителя царя Вавилона, и поэтому бежит со своим народом в Египет, делая остановку в Вифлееме (Иеремия 41:17).
В Книге Двенадцати Пророков есть обетование пророка Михея о Вифлееме как о месте рождения носителя надежды, который в Новом Завете трактуется как Иисус (Мих. 5:1).
Согласно Матфея 2.1 ЕС и Луки 2.4-11 ЕС, косвенно также Иоанна 7.42 ЕС, Иисус Христос родился в Вифлееме. Предполагаемое место рождения в пещере, вероятно, почитается со 2 века. Церковь Рождества Христова стоит на этом месте с 333 года. 29 июня 2012 года церковь Рождества Христова была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Спорный вопрос, действительно ли Вифлеем является местом рождения Иисуса. Вместо этого Назарет теперь считается наиболее вероятным местом рождения, см. Место рождения Иисуса из Назарета.

 

История

Ханаанский период

Самое раннее упоминание о Вифлееме встречается в корреспонденции Амарны (ок. 1400 г. до н. Э.). В одном из своих шести писем к фараону Абди-Хеба, назначенный египтянами губернатор Иерусалима, обращается за помощью в возвращении Бит-Лахми после волнений наемников Апиру: «Теперь даже город недалеко от Иерусалима, Бит-Лахми от имя, деревня, которая когда-то принадлежала королю, пала от врагов ... Пусть король услышит слова вашего слуги Абди-Хеба, и пошлите лучников, чтобы восстановить царские земли короля! "

Считается, что сходство этого имени с его современными формами указывает на то, что изначально это было поселение хананеев, которые разделяли семитское культурное и языковое наследие с более поздними пришельцами. Лахму был аккадским богом плодородия, которому хананеи поклонялись как Лехему. Где-то в третьем тысячелетии до нашей эры хананеи построили храм на холме, ныне известном как Холм Рождества, вероятно, посвященный Лехему. Храм, а затем и город, который образовался вокруг него, тогда назывался Бейт Лехем, «Дом (Храм) Лехема». Позже филистимляне разместили здесь гарнизон.

Библеист Уильям Ф. Олбрайт отметил, что произношение этого имени оставалось практически неизменным в течение 3500 лет, но означало разные вещи: «Храм Бога Лахму» на ханаанском, «Дом хлеба» на иврите и арамейском, «Дом». мяса »по-арабски».

Могильник, обнаруженный весной 2013 г. и обследованный в 2015 г. совместной итало-палестинской группой, показал, что некрополь занимал 3 гектара (более 7 акров) и первоначально содержал более 100 гробниц, использовавшихся примерно в 2200 г. до н. Э. и 650 г. до н. э. Археологам удалось идентифицировать не менее 30 гробниц.

 

Израильский и иудейский период

Археологическое подтверждение Вифлеема как города в Иудейском царстве было обнаружено в 2012 году во время археологических раскопок в городе Давида в виде буллы (оттиска печати из высушенной глины), написанного древнееврейским шрифтом, который гласит: «Из города Вифлеема. Королю ", что означает, что он использовался для запечатывания веревки, закрывающей партию зерна, вина или других товаров, отправленных в качестве налогового платежа в 8 или 7 веке до нашей эры.

Исследователи Библии полагают, что Вифлеем, расположенный в «горной стране» Иудеи, может быть тем же самым, что и библейский Эфрат, что означает «плодородный», поскольку в Книге Михея он упоминается как Вифлеем Эфрат. Библия также называет его Виф-Лехем Иуда, а Новый Завет описывает его как «Город Давида». Впервые оно упоминается в Танахе и Библии как место, где умерла матриарх Рахиль и была похоронена «на обочине дороги» (Быт. 48: 7). Гробница Рахили, традиционное место захоронения, стоит у входа в Вифлеем. Согласно Книге Руфь, долина на востоке - это место, где Руфь из Моава подбирала поля и вернулась в город с Ноеминь. Это был дом Иессея, отца царя Израильского Давида, и место помазания Давида пророком Самуилом. Из колодца Вифлеема трое его воинов принесли ему воду, когда он скрывался в пещере Адуллама.

Пилигрим из Бордо писал в IV веке, что гробницы Давида, Иезекииля, Асафа, Иова, Иессея и Соломона были расположены недалеко от Вифлеема. Подтверждения этому нет.

 

Классический период

Евангелие от Матфея 1: 18–2: 23 и Евангелие от Луки 2: 1–39 представляют Иисуса, родившегося в Вифлееме. Современные ученые, однако, считают эти два рассказа противоречащими друг другу, а в самом раннем Евангелии от Марка ничего не упоминается об Иисусе, родившемся в Вифлееме, и говорится только о том, что он пришел из Назарета. Тем не менее предание о том, что Иисус родился в Вифлееме, было широко распространено в ранней церкви. Примерно в 155 году апологет Иустин Мученик рекомендовал тем, кто сомневался в том, что Иисус действительно родился в Вифлееме, пойти туда и посетить ту самую пещеру, где он должен был быть рожден. На эту же пещеру также ссылаются апокрифическое Евангелие от Иакова и церковный историк IV века Евсевий. После подавления восстания Бар-Кохбы (ок. 132–136 гг. н. э.) римский император Адриан превратил христианское место над Гротом в святыню, посвященную греческому богу Адонису, в честь своего фаворита, греческого юноши Антиноя.

 

Примерно в 395 году н. Э. Отец Церкви Иероним написал в письме: «Вифлеем ... принадлежащий теперь нам ... был в тени рощи Таммуза, то есть Адониса, и пещеры, где когда-то был младенец Христос воскликнул, возлюбленный Венеры оплакивал". Многие ученые приняли это письмо как доказательство того, что пещера Рождества, над которой позже была построена Церковь Рождества, когда-то была святыней древнего ближневосточного бога плодородия Таммуза. Евсевий, однако, ничего не упоминает о том, что пещера была связана с Таммузом, и нет других святоотеческих источников, которые предполагают, что у Таммуза была святыня в Вифлееме. Питер Велтен утверждал, что пещера никогда не была посвящена Таммузу и что Джером неверно истолковал христианский траур по резне невинных как языческий ритуал по поводу смерти Таммуза. Джоан Э. Тейлор возражает против этого утверждения, утверждая, что Джером, как образованный человек, не мог быть настолько наивным, чтобы принять христианское оплакивание резни невиновных за языческий ритуал Таммуза.

В 326–328 годах императрица Елена, супруга императора Констанция Хлора и мать императора Константина Великого, совершила паломничество в Сира-Палестину, в ходе которого она посетила руины Вифлеема. Церковь Рождества Христова была построена по ее инициативе над пещерой, где якобы родился Иисус. Во время восстания самаритян 529 г. Вифлеем был разграблен, а его стены и церковь Рождества разрушены; они были восстановлены по приказу императора Юстиниана I. В 614 году персидская империя Сасанидов при поддержке еврейских повстанцев вторглась в Палестину Прима и захватила Вифлеем. История, рассказанная в более поздних источниках, гласит, что они воздержались от разрушения церкви, увидев магов, изображенных в персидской одежде на мозаике.

 

Средние века

В 637 году, вскоре после того, как Иерусалим был захвачен мусульманскими войсками, Умар ибн аль-Хаттаб, второй халиф, пообещал, что церковь Рождества будет сохранена для христианского использования. Мечеть, посвященная Умару, была построена на том месте в городе, где он молился, рядом с церковью. Затем Вифлеем перешел под контроль исламских халифатов Омейядов в 8 веке, а затем Аббасидов в 9 веке. В середине IX века персидский географ записал, что в городе существовала хорошо сохранившаяся и почитаемая церковь. В 985 году арабский географ аль-Мукаддаси посетил Вифлеем и назвал его церковь «Базиликой Константина, равной которой нет нигде в округе». В 1009 году, во время правления шестого халифа Фатимидов, аль-Хакима би-Амр Аллаха, церковь Рождества было приказано сносить, но местные мусульмане пощадили ее, поскольку им было разрешено совершать богослужения в южном трансепте сооружения. .

В 1099 году Вифлеем был захвачен крестоносцами, которые укрепили его и построили новый монастырь и монастырь на северной стороне церкви Рождества Христова. Греческое православное духовенство было снято с их престолов и заменено латинскими священнослужителями. До этого момента официальным христианским присутствием в регионе было греческое православие. На Рождество 1100 года в Вифлееме был коронован Болдуин I, первый король Франкского королевства Иерусалим, и в том же году в городе был основан латинский епископат.

В 1187 году Саладин, султан Египта и Сирии, возглавлявший мусульманских Айюбидов, захватил Вифлеем у крестоносцев. Латинские клирики были вынуждены уйти, позволив греческому православному духовенству вернуться. Саладин согласился на возвращение двух латинских священников и двух диаконов в 1192 году. Однако Вифлеем пострадал от потери паломнической торговли, так как количество европейских паломников резко сократилось. Вильгельм IV, граф Неверский, пообещал христианским епископам Вифлеема, что, если Вифлеем попадет под контроль мусульман, он будет приветствовать их в небольшом городке Кламеси в современной Бургундии, Франция. В результате в 1223 году епископ Вифлеема обосновался в госпитале Пантенора, Кламеси. Кламеси оставался постоянным местом «in partibus infidelium» епископства Вифлеема в течение почти 600 лет, вплоть до Французской революции 1789 года.

 

Вифлеем вместе с Иерусалимом, Назаретом и Сидоном был на короткое время передан Иерусалимскому королевству крестоносцев по договору между императором Священной Римской империи Фридрихом II и султаном Айюбидом аль-Камилем в 1229 году в обмен на десятилетнее перемирие между Айюбидами и крестоносцы. Срок действия договора истек в 1239 году, и Вифлеем был отброшен мусульманами в 1244 году. В 1250 году с приходом к власти мамлюков под руководством Рукн ад-Дина Байбарса терпимость к христианству снизилась. Члены духовенства покинули город, и в 1263 году городские стены были снесены. Латинское духовенство вернулось в Вифлеем в следующем столетии и обосновалось в монастыре, примыкающем к базилике Рождества Христова. Греческие православные получили контроль над базиликой и разделили контроль над Молочным гротом с латинянами и армянами.

 

Османская эпоха

С 1517 года, в годы османского контроля, вопрос об опеке над Базиликой стал предметом ожесточенных споров между католической и греческой православной церквями. К концу XVI века Вифлеем стал одной из крупнейших деревень в районе Иерусалима и был разделен на семь кварталов. Семья Basbus служила главами Вифлеема среди других лидеров в этот период. Османские налоговые записи и перепись населения 1596 года показывают, что в Вифлееме проживало 1435 человек, что делало его 13-й по величине деревней в Палестине в то время. Его общая выручка составила 30 000 акче.

Вифлеем платил налоги на пшеницу, ячмень и виноград. Мусульмане и христиане были организованы в отдельные общины, у каждой из которых был свой лидер. Пять лидеров представляли деревню в середине 16 века, трое из которых были мусульманами. Оттоманские налоговые записи показывают, что христианское население было немного более зажиточным или выращивало больше зерна, чем винограда (первое было более ценным товаром).

С 1831 по 1841 год Палестина находилась под властью династии Мухаммеда Али в Египте. В этот период город пострадал от землетрясения, а также от разрушения мусульманского квартала в 1834 году египетскими войсками, по всей видимости, в отместку за убийство сторонника Ибрагима-паши. В 1841 году Вифлеем снова попал под власть Османской империи и оставался таковым до конца Первой мировой войны. При османах жители Вифлеема столкнулись с безработицей, обязательной военной службой и высокими налогами, что привело к массовой эмиграции, особенно в Южную Америку. Американский миссионер в 1850-х годах сообщил, что его население составляет менее 4000 человек, почти все из которых принадлежали к греческой церкви. Он также отметил, что нехватка воды препятствовала росту города.

Социн обнаружил из официального списка османских деревень примерно 1870 года, что в Вифлееме проживало 179 мусульман в 59 домах, 979 «латинян» в 256 домах, 824 «грека» в 213 домах и 41 армянин в 11 домах, всего 539 дома. В подсчет населения были включены только мужчины. Хартманн обнаружил, что в Вифлееме было 520 домов.

 

Современная эра

Вифлеем находился под британским мандатом с 1920 по 1948 год. В резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 1947 года о разделе Палестины Вифлеем был включен в международный анклав Иерусалим, которым управляла Организация Объединенных Наций. Иордания захватила город во время арабо-израильской войны 1948 года. Многие беженцы из районов, захваченных израильскими войсками в 1947–1948 годах, бежали в район Вифлеема, в основном поселившись в бывших лагерях беженцев Азза (Бейт-Джибрин) и Аида на севере и Дейше на юге. Наплыв беженцев значительно превратил христианское большинство Вифлеема в мусульманское.

Иордания сохраняла контроль над городом до Шестидневной войны в 1967 году, когда Вифлеем был захвачен Израилем вместе с остальной частью Западного берега. После Шестидневной войны Израиль взял город под свой контроль.

В первые месяцы Первой интифады, 5 мая 1989 года, Милад Антон Шахин, 12 лет, был застрелен израильскими солдатами. В сообщениях израильской прессы говорилось, что армия начала расследование.

21 декабря 1995 года израильские войска покинули Вифлеем, а через три дня город перешел под управление и военный контроль Палестинской национальной администрации в соответствии с Временным соглашением по Западному берегу и в секторе Газа. Во время Второй палестинской интифады в 2000–2005 годах инфраструктура и туристическая отрасль Вифлеема были повреждены. В 2002 году это была основная зона боевых действий в ходе операции «Оборонительный щит», крупного военного контрнаступления Сил обороны Израиля (ЦАХАЛ). ИДФ осадили церковь Рождества Христова, где укрылись десятки палестинских боевиков. Осада длилась 39 дней. Несколько боевиков были убиты. Закончился он соглашением о высылке 13 боевиков за границу.

 

Сегодня город окружен двумя объездными дорогами для израильских поселенцев, в результате чего жители зажаты между тридцатью семью еврейскими анклавами, где проживает четверть всех поселенцев Западного берега, примерно 170 000 человек; разрыв между двумя дорогами перекрыт 8-метровым барьером на Западном берегу Израиля, который отделяет Вифлеем от города-побратима Иерусалима.

Христианские семьи, которые жили в Вифлееме в течение сотен лет, вынуждены уехать, поскольку земля в Вифлееме захватывается, а дома сносятся бульдозерами для строительства тысяч новых израильских домов. Захват земель для израильских поселений также помешал строительству новой больницы для жителей Вифлеема, а также заграждения, отделяющего десятки палестинских семей от их сельскохозяйственных угодий и христианских общин от мест отправления культа.

 

География

Вифлеем расположен на высоте около 775 метров (2543 фута) над уровнем моря, что на 30 метров (98 футов) выше, чем соседний Иерусалим. Вифлеем расположен в южной части Иудейских гор.

Город расположен в 73 километрах (45 миль) к северо-востоку от города Газа и Средиземного моря, в 75 километрах (47 миль) к западу от Аммана, Иордания, в 59 километрах (37 миль) к юго-востоку от Тель-Авива, Израиль и в 10 километрах (6,2 мили). к югу от Иерусалима. Ближайшие города и поселки включают Бейт-Сафафа и Иерусалим на севере, Бейт-Джала на северо-западе, Хусан на западе, Аль-Хадр и Артас на юго-западе и Бейт-Сахур на востоке. Бейт-Джала и последний образуют агломерацию с Вифлеемом. Лагеря беженцев Аида и Азза расположены в черте города.

В центре Вифлеема находится его старый город. Старый город состоит из восьми кварталов, выложенных мозаикой, которые образуют территорию вокруг Ясельной площади. Кварталы включают христианские кварталы ан-Наджаджрех, аль-Фарахия, аль-Анатрех, ат-Тараджмех, аль-Кавауза и Хрейзат, а также аль-Фавагрех - единственный мусульманский квартал. Большинство христианских кварталов названы в честь поселившихся здесь арабских кланов Гассанидов. Квартал Аль-Кавауза был основан арабскими христианскими эмигрантами из соседнего города Туку в 18 веке. За пределами старого города есть сирийский квартал, жители которого происходят из Мидьят и Масарте в Турции. Общая численность населения старого города составляет около 5000 человек.

 

Климат

В Вифлееме средиземноморский климат с жарким и сухим летом и мягкой влажной зимой. Зимние температуры (с середины декабря до середины марта) могут быть прохладными и дождливыми. Январь - самый холодный месяц с температурой от 1 до 13 градусов Цельсия (33–55 ° F). С мая по сентябрь погода теплая и солнечная. Август - самый жаркий месяц с максимумом 30 градусов по Цельсию (86 ° F). Вифлеем получает в среднем 700 миллиметров (28 дюймов) осадков ежегодно, 70% в период с ноября по январь.

Средняя годовая относительная влажность в Вифлееме составляет 60% и достигает максимального значения в период с января по февраль. Самый низкий уровень влажности приходится на май. Ночная роса может выпадать до 180 дней в году. На город влияет бриз Средиземного моря, который дует около полудня. Однако на Вифлеем также влияют ежегодные волны жарких, сухих, песчаных и пыльных ветров Кхамасин из Аравийской пустыни в течение апреля, мая и середины июня.