Цфат, Израиль

Описание Цфата

Цфат (сефардский иврит и современный иврит: צְפַת Цфат, ашкеназский иврит: Цфас, библейский иврит: Ṣǝp̄aṯ; арабский: صفد, Ṣafad) — город в северном округе Израиля. Цфат, расположенный на высоте 900 метров (2953 фута), является самым высокогорным городом Галилеи и Израиля.

Цфат отождествляют с Сеппом, укрепленным городом в Верхней Галилее, упомянутым в трудах римско-еврейского историка Иосифа Флавия. В Иерусалимском Талмуде Цфат упоминается как одно из пяти возвышенных мест, где зажигались костры, чтобы объявить Новолуние и праздники в период Второго Храма. Цфат приобрел местную известность при крестоносцах, которые построили здесь большую крепость в 1168 году. Она была завоевана Саладином 20 лет спустя и разрушена его внучатым племянником аль-Муаззамом Исой в 1219 году. После возвращения к крестоносцам по договору в 1240 году была возведена более крупная крепость, которая была расширена и укреплена в 1268 году мамлюкским султаном Бейбарсом, превратившим Цфат в крупный город и столицу новой провинции, охватывающей Галилею. После века общего упадка стабильность, принесенная османским завоеванием в 1517 году, открыла Цфату почти столетие роста и процветания, в течение которого еврейские иммигранты со всей Европы превратили город в центр производства шерсти и текстиля, а также в мистический центр. Каббалистическое движение. Он стал известен как один из четырех священных городов иудаизма. Как столица Сафад-Санджака, он был основным населенным пунктом Галилеи с большими мусульманскими и еврейскими общинами.

Помимо удачного правления Фахр ад-Дина II в начале 17 века, город пережил общий упадок, и к середине 18 века его затмила Акко. Его еврейские жители подвергались набегам друзов и местных мусульман в 1830-х годах, и большинство из них погибло в результате землетрясения в том же десятилетии. Условия Цфата значительно улучшились в конце 19 века, когда был основан его муниципальный совет вместе с рядом банков, хотя юрисдикция города ограничивалась Верхней Галилеей. К концу века его население достигло 24 000 человек; это был смешанный город, примерно поровну разделенный между евреями и мусульманами, с небольшой христианской общиной. Его мусульманские купцы играли ключевую роль в качестве посредников в торговле зерном между местными фермерами и торговцами Акко, в то время как османы продвигали город как центр суннитской юриспруденции. Благодаря благотворительности Моисея Монтефиоре были восстановлены его еврейские синагоги и дома. Примерно в начале британского обязательного правления, в 1922 году, население Цфата упало примерно до 8700 человек, примерно 60% мусульман, 33% евреев, а остальные христиане. На фоне роста этнической напряженности по всей Палестине евреи Цфата подверглись нападению в результате арабского бунта в 1929 году. К 1948 году население города увеличилось до 13 700 человек, преимущественно арабов, хотя в Плане раздела ООН 1947 года город предлагалось стать частью еврейского государства. Во время войны 1948 года еврейские военизированные формирования захватили город после ожесточенных боев, что спровоцировало бегство всех палестинских арабов Цфата, так что сегодня в городе проживает почти исключительно еврейское население.

В Цфате проживает большая община харедим, и он остается центром еврейских религиозных исследований. Из-за большой высоты в городе теплое лето и холодная, часто снежная зима. Мягкий климат и живописные виды сделали Цфат популярным курортом, который часто посещают израильтяне и иностранцы. В 2019 году его население составляло 36 094 человека.

Цфат был отождествлен с Сепфом, укрепленным городом в Верхней Галилее, упомянутым в трудах римско-еврейского историка Иосифа Флавия. Иерусалимский Талмуд упоминает город как одно из пяти возвышенных мест, где зажигались огни, чтобы объявить Новолуние и фестивали во время периода Второго Храма. В XII веке нашей эры Цфат был укрепленным городом в Иерусалимском королевстве крестоносцев, известном им как Сафет. Мамлюк Султан Байбарс захватил город в 1266 году и назначил губернатора, чтобы взять на себя ответственность за крепость. Город также стал административным центром Мамлакат-Сафада, провинции Мамлюкской Сирии, юрисдикция которой включала Галилею и земли до Дженина. Под Османами Цфат функционировал как столица Санжака Сафад, который охватывал большую часть Галилеи и простирался до Средиземного моря. С XVI века Сафед считается одним из четырех святых городов Иудаизма, наряду с Иерусалимом, Хевроном и Тверией; с того времени город остался центром каббалы и еврейской мистики. Раввин Исаак Лурия представил интерес к каббале к городу в 16 веке.

 

Библейская ссылка

Легенда гласит, что Цфат был основан сыном Ноя после Великого Потопа. Согласно Книге Судей (Судей 1:17), область, где находится Цфат, принадлежала колену Неффалима.

Было высказано предположение, что утверждение Иисуса о том, что «город, расположенный на холме, не может быть скрыт», могло относиться к Цфату.

 

Достопримечательности

Цитадель

Цитадели на холме, на иврите HaMetzuda, возвышается к востоку от Старого города и назван в честь огромного крестоносца, а затем замка Мамлюк, построенного здесь в XII и XIII веках, который продолжал использоваться до тех пор, пока не был полностью разрушен землетрясением 1837 года. Его руины все еще видны. На западном склоне под руинами стоит бывший британский полицейский участок, все еще изрытый пулями, оставшимися после войны 1948 года.

 

Старый еврейский квартал

До 1948 года большая часть еврейского населения Цфата жила в северной части старого города. В настоящее время здесь расположены 32 синагоги, они также называются кварталом синагог и включают синагоги, названные в честь выдающихся раввинов города: Абухав, Альшейх, Каро и две синагоги, названные в честь раввина Исаака Лурия: одна ашкенази, другая сефардская.

 

Постройки мамлюкского периода

Южнее расположены два монументальных здания мамлюкского периода:
Красная мечеть с ханом (1276 г.)
мавзолей мамлюков, ныне используемый масонами. Мавзолей был построен для мамлюк наиб (губернатора) Цфата, Музаффара ад-Дина Мусы ибн Хадж аль-Руктая Муса Музаффар ад-Дина ибн Руктая аль-Хаджа, который умер в 762 г. / 1360 г. н.э.).
К юго-востоку от квартала художников находится Сарая, укрепленная резиденция губернатора, построенная Захиром аль-Умаром (1689 / 90–1775).

В сообщении об «уничтожении нееврейских исторических мест в Цфате» упоминаются мавзолей, древняя могила и древняя мечеть, которая была преобразована в здание клуба.

 

Колония художников

В 1950-х и 1960-х годах Цфат был известен как столица искусства Израиля. Колония художников, основанная в старом арабском квартале, была центром творчества, привлекавшим художников со всей страны, среди которых были Ицхак Френкель, Йосл Бергнер, Моше Кастель, Менахем Шеми, Шимшон Хольцман и Ролли Шеффер. В честь открытия Художественного музея Глитценштейна в 1953 году художник Мане Кац подарил городу восемь своих картин. Сегодня в этом районе находится большое количество галерей и мастерских, которыми управляют отдельные художники и продавцы произведений искусства. В исторических домах крупных израильских художников, таких как музей Френкеля Френеля и галерея Бейт-Кастель, работает несколько музеев и галерей.

 

Музыка

В 1960-х годах Цфат был домом для лучших ночных клубов страны, где проходили дебютные выступления Наоми Шемер, Арис Сан и других певцов. В настоящее время Цфат провозглашен клезмерской столицей мира, где ежегодно проводится клезмерский фестиваль, который привлекает лучших музыкантов со всего мира.

 

Музеи

Музей Бейт-Хамейри документирует еврейскую общину Цфата за последние 200 лет.
В Музее искусства печати выставлен первый печатный станок на иврите.

 

Пещера Сима и Эвер (Маарат Шем Ве'Эвер). Согласно еврейским источникам, Сим (сын Ноя) и его правнук Эвер управляли иешивой (домом изучения иудаизма). Существует предание, что эта невзрачная пещера в Цфате была местом их иешивы. Как эта пещера была идентифицирована как таковая? Тора делится на две части — сокровенную и явленную — и можно предположить, что они не изучали явленную Тору, поскольку Моисей еще не родился. Значит, они, должно быть, изучали сокровенную Тору. А где это лучше сделать, как не в Цфате?
Туристический информационный центр Цфата, Рехов Алкабец 17, ☏ +972 50 893-9042, +972 4 692-4427, laurierappeport@gmail.com. Хорошее место, чтобы получить первый обзор Цфата. Центр предоставляет карты и путеводители, а также информацию о гидах, размещении и многом другом. Существует 10-минутный фильм, который дает обзор истории Цфата, а также 500-летних древностей, которые теперь обнаружены, и дают посетителям возможность увидеть оригинальные комнаты и здания Цфата 1500-х и 1600-х годов. Через Информационный центр отдельные лица и группы могут познакомиться с Цфатом с помощью пеших прогулок, театра Цфат, рассказывания историй, музыкальных туров, дискуссий и лекций об иудаизме, сеансов «Спросите раввина» и объяснений мистицизма в Цфате. Есть также интерактивные мастер-классы и семинары, которые включают в себя написание тфилин, выпечку халы, изготовление свечей, завязывание цицит, песни и т. д.
Город также может похвастаться растущим числом небольших частных художественных галерей, многие из которых имеют небольшие кафе или туристические магазины, продающие открытки, футболки и другие основные туристические товары.
Международный клезмерский фестиваль. Каждый год в середине августа десятки тысяч людей приезжают на этот фестиваль, посвященный клезмерской музыке (ашкеназская еврейская народная музыка). Бесплатные концерты ведущих исполнителей проходят на старинных улицах старого города.

 


Как добраться

Есть прямые автобусы из Хайфы, Иерусалима и Бней-Брака. Посетите веб-сайт Nateev Express для получения информации о времени поездки и тарифах.

Израильские железные дороги только приближаются к Кармиэлю, но оттуда можно сесть на автобус до Цфата. Это рекомендуемый способ добраться до Цфата из аэропорта Бен-Гурион и некоторых других мест.

Ayit Airways выполняет два ежедневных рейса между Тель-Авивом (аэропорт Сде Дов) и Рош-Пиной. за ₪ 260 на человека (person 185 для жителей севера). Воскресенье-четверг, без выходных. От Рош-Пины поездка на такси-50-60 доставит вас в Цфат.

 

Транспорт по городу

Старый город Цфата построен по кругу вокруг вершины холма, а новые окрестности лежат на соседних холмах.

Старый город, который является основным пунктом назначения для посетителей, действительно доступен только пешком. Это маленький, но довольно трудный путь, состоящий из лабиринта пешеходных аллей с несколькими отметками названий улиц или номеров домов. Лучший способ обойти это основать себя на широкой лестнице "Olei HaGardom", которая идет вверх и вниз по склону. Эта лестница была построена англичанами во время беспорядков 1936-9 годов, чтобы разделить еврейские и арабские кварталы. (По сей день большинство синагог и еврейских памятников находятся к северу от лестницы, в то время как большинство художественных галерей с тех пор расположены на юге.) Лестница, в отличие от большинства других мест в старом городе, снабжена множеством знаков и карт, указывающих путь на крупных сайтах. Лучший способ добраться из одного места в другое - это часто переулок (кружить на вершине холма) к лестнице, подниматься или спускаться по лестнице, если это необходимо, и брать другой переулок к месту назначения.

Существует местная автобусная компания Nateeve Express, которая управляет несколькими местными линиями по всему городу. Неофициально, такси берут установленную плату за проезд для любого предназначения в городе. Обычно это дешевле, чем измеренное значение. Еще более неофициально, вы можете получить услугу «шерут» вместе с такси по цене билета на автобус. На «шерут» такси ездят только по автобусным маршрутам. Старый город Цфата действительно доступен только пешком.

 

Еда

Фалафель, шаурма, пицца и другие основные продукты здесь относительно дешевы и очень хороши.

Цфат также известен своим сыром местного производства (см. также Artists' Colony Inn ниже):
Кадош Сыр/Молочные продукты (מחלבת קדוש). Один из известных производителей, приглашает туристов на дегустацию в том числе чая. Цена на сыр кажется справедливой, учитывая небольшую фабрику. около ₪11 за 100 г.

 

Напитки

Летом пейте воду!

 

Отели

Большинство людей, остающихся на ночь в Цфате, предпочитают останавливаться в небольших гостевых домах, расположенных в Старом городе, квартале художников и на юге Цфата. Вы также можете остановиться в соседнем Амириме.

Бюджет
Восхождение на Цфат, ул. Ха-Ари 2, ☏ +972 773601101, +972 46921364. От 80 ₪.
Цфат Пад, ул. Давида Ремеза, 94 (рядом с Абу Хацера Шул), ☏ +972 545683040, +972 573164570, yfrimer@yahoo.com. Заезд: после 9:00, выезд: 16:00, кроме сб. Гостевая квартира принадлежит художнику, который лишь изредка бывает в Цфате. В квартире есть большие окна от пола до потолка в гостиной и главной спальне с видом на Галилею и Галилейское море. Есть дополнительная спальня с окном на другую сторону. ₪100/150 будни/выходные с человека.
Хостел Шошана (Квартал художников), ☏ +972 545970-467. Общежития рядом с коммерческим районом.

Средний диапазон
Камни Старого города, Квартал художников, Старый город, ☏ +972 52-703-4855 (Израиль), +1 347-758-5268 (США), oldcitystones@gmail.com. Заезд: 14:00, выезд: 11:30. Вмещает до 7 гостей. Включает в себя кухню с плитой, ванную комнату, душ, две спальни, балкон, два обеденных стола, бесплатный Wi-Fi, отопление/кондиционер, деревянные полы и потрясающий вид на главные художественные галереи Цфата и горы Цфат. В отеле предлагаются тарифы как с завтраком, так и без завтрака. Цены варьируются за ночь в зависимости от времени года. По запросу может быть организовано мероприятие Tzfat Shabbat Experience. От ₪339.

Дорогой
Гостевой дом «Квартал художников», Квартал художников, Старый город, Цфат, ☏ +972 54-776-4877. Пансион открыт ежедневно и оборудован для Шаббата. Гостевой дом Artist Quarter (B&B) расположен в центре квартала художников в Старом городе Цфата. Пансион сочетает в себе старинный шарм Цфата с современными удобствами. К услугам гостей недавно отремонтированные 200-летние номера с каменным куполом, марокканскими светильниками, витражами, кондиционером и отоплением, мини-кухней и бесплатным Wi-Fi. Номера красивые, чистые, светлые и просторные. Предлагаются услуги шведского массажа для женщин и шаббатные блюда Мехадрин с обслуживанием. Стоимость составляет 450 ₪ за пару в будний день или 500 ₪ за пару в Шаббат, а для люкса цена составляет 650 ₪ за пару в будний день или 750 ₪ в Шаббат.
Artists' Colony Inn, Юд Заин 9, ☏ +972 4 604 1101. Заезд: 15:00, выезд: 11:00. Бутик-отель имеет четыре номера с джакузи или большими душевыми, кондиционерами, отоплением, внутренними двориками и видами на горы Галилеи, гору Мерон и Колонию художников. Большие удобные кровати, халаты, ЖК-телевизоры и лобби с кафе, библиотекой и беспроводным доступом в Интернет. Их кошерный израильский завтрак (Rabbanut Safed Israel) включает сыры и джемы местного производства. от 195 долларов.
Фидлерс Инн. Гостиница принадлежит и управляется Йони Липшуцем из еврейской фольклорной группы Simply Tsfat.
Отель Ruth Rimonim, Artist Colony Rd, ☏ +972 4 699-4666, факс: +972 4 692-0456. В Галилейских горах. Во всех номерах есть кондиционер, кабельное телевидение, отдельный туалет и ванна, телефон и подключение к Интернету. Есть ресторан и кафе, обслуживание номеров, сейфы. Также доступны экскурсии из отеля.
Отель Вилла Галилея (Villa Galilee Hotel), Хагдуд Хашлиши 106 Хар Кнаан, ☏ +972 4-6999563. Вилла Галилея имеет просторные пентхаусы с террасой с видом и оснащена джакузи, бассейном и цветочным садом. Также есть ресторан, который предлагает блюда французской кухни и бар. Спа-процедуры также доступны в доме.
Вилла Тиферет, улица Тет Вав, 72, квартал художников, ☏ +972 54-311-4669, nicole@villatiferet.com. Заезд: 15:00, выезд: 10:00. Когда-то (400 лет назад) этот великолепный дом был частью церкви. Пространство было с любовью отреставрировано. Сводчатые потолки из древнего камня возвышаются над обеденной зоной. Есть кухня и уютный диван перед большим камином. Вы можете отдохнуть на подушках в просторном внутреннем дворе и понаблюдать за птицами наверху, когда каждую весну и осень их полет проходит между Африкой и Азией. В доме четыре спальни и могут разместиться до тринадцати человек. 450 долларов США.

 

Учеба

В Цфате есть несколько классов Даф Йоми на нескольких языках. Есть также много женских классов, предлагаемых в разных местах по всему городу, которые предлагают различные еврейские взгляды. Посетите Календарь Цфат, чтобы узнать, что происходит в городе.

Восхождение на Сефад проводит лекции и семинары по каббале, и есть множество ешив, некоторые из которых могут предлагать неформальные занятия или возможность посещать занятия или учиться со студентами. Просто спросите внутри.

Город также известен обширными галереями и художниками, проживающими в Цфате. Каждая галерея сама по себе является историей, ожидающей своего исследования. Владельцы/кураторы галерей приносят произведения, которые, по их мнению, представляют их галерею и атмосферу самого Цфата.

 

Покупки

После Иерусалима Цфат, вероятно, является лучшим местом в Израиле, где можно приобрести еврейские культурные и религиозные предметы, а также качественные произведения искусства. На узкой мощеной улочке расположены магазины под открытым небом, в которых продается все: от менор до мезуз, тарелок для седера и субботних подсвечников до мечей и других исторических и культурных предметов. Эти магазины также известны изображениями, составленными из слов песен или Писания. Для более близкого знакомства с вдохновением, стоящим за творчеством Цфата, ищите частные галереи художников по всему Старому городу и Колонии художников.

Нерот Цфат (Цфатские свечи) (в конце торговой улицы Иудаика). Продает красивые свечи любого размера, формы и цвета, а также изображает восковые сцены, включая Давида и Голиафа, Ноев ковчег и свадьбу.
Галерея «Сны и видения», ул. Тет-Вав, 7, Колония художников (возле автобусной стоянки, напротив ВДНХ), ☏ +972 54-571-1676. с 9:00 до 18:00. Выпускница Принстонского университета, художница из Цфата, Шева Хая опирается на свое профессиональное художественное образование, чтобы воплотить мечты и видения в жизнь с помощью своих ярких работ. Шева Хая использует демонстрацию выдувания стекла и свои живые акварельные рисунки, чтобы разъяснить еврейские мистические концепции и традиционную литургию, которые вдохновляют ее работу. Темы презентаций в малых и больших группах включают: «Каббала стеклодувного дела», «Драгоценная земля Израиля», «Экспрессионистская акварель» и «Женская мудрость».
Галерея SouzaKohn, ул. Бар Йочи, 51, Старый город (возле «Площади Защитников» и «Аллеи Мессии»), ☏ +972 55-660-0196. с 9:00 до 18:00 с воскресенья по четверг и с 9:00 до 14:00 в пятницу. Керен СоузаКон окончила Художественный колледж Равенсборна и с тех пор широко выставляет свои гравюры, рисунки, акварели и маслом как в Лондоне, так и за рубежом. В ее работах упоминаются, среди прочего, работы Эль Греко, Тициана, Рембрандта, Гойи, Матисса, Хилтона, Евы Гессе, Сандры Блоу и Филипа Гастона. Керен — дочь покойного Фрэнсиса Ньютона Соуза. Зная о своем наследии, она способна создать новую почву, говоря на новом соблазнительном, но остром языке нашего времени. Ее интересуют абстрактные образы, сосуществование божественного на нашей физической планете. Ее любовь к цвету очевидна. Острый, острый или прохладный. Сопоставление неожиданного создает драматическую композицию с сильным повествованием, иногда подсознательным, иногда явным, очевидным и требующим принятия. Мечты и путешествия, увиденные и пойманные моменты, иногда изо всех сил пытающиеся проявиться, вновь посещаемые в дальнейших рисунках и картинах.
В старом еврейском квартале вы найдете каббалистические галереи Йосефа Сабана и Давида Фридмана на улице Бар Йохай.

Покупайте качественные картины напрямую у художника. Не упустите возможность провести время с местными художниками и купить их качественное искусство. Послушайте их истории и узнайте, как традиционные еврейские источники вдохновляют их работу.

 

Образование

По данным CBS, в городе 25 школ и 6 292 ученика. Есть 18 начальных школ, в которых обучается 3965 учащихся, и 11 средних школ, в которых обучается 2327 учащихся. 40,8% 12-классников Цфата имели право на получение аттестата зрелости ( багрут ) в 2001 году. Академический колледж Цфат, первоначально являвшийся продолжением Университета Бар-Илан, получил независимую аккредитацию Совета высшего образования Израиля в 2007 году. На 2011–2012 годы. В учебном году колледж начал программу, разработанную специально для харедимского иудаизма. Он был создан для того, чтобы позволить женщинам-харедим, живущим в Верхней Галилее, получить доступ к высшему образованию, сохраняя при этом строгую религиозную практику. Программа достигает этой цели через отдельные классы для студентов мужского и женского пола. Занятия также проводятся в определенные часы, чтобы позволить женщинам реализовать другие аспекты своей религиозности.

В октябре 2011 года в Цфате открылась пятая израильская медицинская школа, которая разместилась в отреставрированном историческом здании в центре города, которое когда-то было филиалом больницы «Хадасса».

Медицинский факультет Азриэли открылся в 2011 году как расширение Университета Бар-Илан, созданного для подготовки врачей в регионе Верхней Галилеи. Школа проводит клинические занятия в шести больницах области:
Медицинский центр Барух Падех
Медицинский центр Зив
Больница Западной Галилеи
Больница EMMS в Назарете
Больница Святого Семейства
Центр психического здоровья Мазра

Программа Livnot U'Lehibanot в Цфате обеспечивает открытую, внеконфессиональную атмосферу для молодых взрослых евреев, которая сочетает в себе волонтерство, походы и учебу с изучением еврейского наследия.

Шарей Бина — это программа для женщин, которые только что закончили среднюю школу и хотят учиться в семинарии в Цфате в течение одного года, обучая молодых женщин, желающих испытать еврейскую духовность в мистическом городе Цфат. По сравнению с другими семинариями, Шарей Бина включает в обучение изучение шхины и других каббалистических ритуалов.

8 марта 2021 года премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху объявил, что Израиль должен открыть свой 10-й университет в Цфате после растущей потребности в университете в северном округе Израиля. Планы по созданию университета в Галилее существовали с 2005 года, но никакого прогресса не было достигнуто до 2015 года, когда Нетаньяху пообещал начать работу над проектом во время конференции в Галилее.

 

История

Античность

Цфат отождествляют с Сепфом, укрепленным городом в Верхней Галилее, упомянутым в трудах римско-еврейского историка Иосифа Флавия. Он упоминается в Иерусалимском Талмуде как одно из пяти возвышенных мест, где зажигались костры, чтобы объявить Новолуние и праздники в период Второго Храма.

 

Эпоха крестоносцев

Деревня и башня до крестоносцев
О Цфате до его завоевания крестоносцами очень мало информации. В документе из Каирской Генизы, составленном в 1034 году, упоминается сделка, совершенная в Тверии в 1023 году неким евреем Мусой бен Хиба бен Салмун с нисбой (арабский описательный суффикс) «ас-Сафати» (Цфата), указывающим на присутствие еврейской общины, жившей бок о бок с мусульманами в Цфате в 11 веке. Согласно мусульманскому историку Ибн Шаддаду (ум. 1285), в начале XII века «цветущая деревня» под башней под названием Бурдж Ятим существовала на месте Цфата накануне захвата этой территории крестоносцами. в 1101–1102 годах, и что «ничего» о деревне не упоминалось в «ранних исламских учебниках истории». Хотя Ибн Шаддад ошибочно приписывает строительство башни рыцарям-тамплиерам, современный историк Ронни Элленблюм утверждает, что башня, вероятно, была построена в раннем мусульманском периоде (середина 7–11 веков).

 

Первый период крестоносцев

Франкский летописец Вильгельм Тирский в 1157 году отметил присутствие бургуса (башни) в Цфате, которую он назвал «Castrum Saphet» или «Sephet». 1165 г., когда его кастеляном (назначенным правителем замка) был некий Фулк, констебль Тверии. Замок Цфат был приобретен у Фулька королем Иерусалима Амальриком в 1168 году. Впоследствии он укрепил замок и в том же году передал его тамплиерам. Монах Теодерих, описывая свой визит в эту местность в 1172 году, отметил, что расширенное укрепление замка Цфат предназначалось для сдерживания набегов турок (тюркская династия Зенгидов правила территорией к востоку от Королевства). Летописец Жак де Витри (ум. 1240), свидетельствуя о значительном расширении замка, писал, что он был практически заново построен. Остатки замка Фулька теперь можно найти при раскопках «цитадели» на холме над старым городом.

По оценке современного историка Гавре Барбе, замки Цфата составляли приблизительно 376 квадратных километров (145 квадратных миль). Согласно Барбе, его западная граница охватывала владения Акко, включая феодальное владение Святого Георгия де ла Бейна, в которое входили Саджур и Бейт Джанн, и феодальное владение Джеффри ле Тор, в которое входили Акбара и Херфейш, а на юго-западе пролегал к северу от Магхара и Саллама. Его северная граница была отмечена потоком Нахаль Дишон (Вади аль-Хиндадж), его южная граница, вероятно, образовалась около Вади аль-Амуд, отделяя его от феодального владения Тверия, а его восточными пределами были болота долины Хула и верховья Иорданская долина. В замке Цфата было несколько еврейских общин, о чем свидетельствуют рассказы еврейских паломников и летописцев между 1120 и 1293 годами. Вениамин Тудельский, посетивший город в 1170 году, не упоминает о евреях, живших в самом Цфате.

 

Междуцарствие Айюбидов

Цфат был захвачен Айюбидами во главе с султаном Саладином в 1188 году после месячной осады после битвы при Хаттине в 1187 году. Саладин в конечном итоге позволил своим жителям переехать в Тир. Он пожаловал Цфат и Тверию в качестве икты (сродни феодальному владению) Саад ад-Дин Мас'уд ибн Мубарак (ум. 1211), сыну своей племянницы, после чего он был передан в наследство Саад ад-Дину. сын Ахмад. Самуил бен Самсон, посетивший город в 1210 году, упоминает о существовании там еврейской общины численностью не менее пятидесяти человек. Он также отметил, что двое мусульман охраняли и поддерживали гробницу раввина Ханины бен Хоркано в Цфате. Икта Цфата был взят у семьи Саад ад-Дина эмиром Айюбидов из Дамаска аль-Муаззамом Иса в 1217 году. Два года спустя, во время осады Дамиетты крестоносцами, аль-Муаззам Иса Замок Цфат был снесен, чтобы предотвратить его захват и повторное использование потенциальными будущими крестоносцами.

 

Второй период крестоносцев

В результате переговоров по договору между лидером крестоносцев Теобальдом I Наваррским и эмиром Айюбидов из Дамаска ас-Салихом Исмаилом в 1240 году Цфат снова перешел под контроль крестоносцев. После этого тамплиерам было поручено восстановить городскую крепость, и усилия возглавил епископ Марселя Бенуа д'Алиньян. Восстановление описано в коротком трактате De constructione castri Saphet начала 1260-х годов. Реконструкция была завершена со значительными затратами в 40 000 безантов в 1243 году. Новая крепость была больше первоначальной, вмещала 2200 солдат во время войны и 1700 постоянных жителей в мирное время. Товары и услуги гарнизона обеспечивались городом или большой деревней, быстро растущей под крепостью, которая, по словам Бенуа, содержала рынок, «многочисленных жителей» и находилась под защитой крепости. Поселение также получило выгоду от торговли с путешественниками на пути между Акко и долиной реки Иордан, который проходил через Цфат.

 

Мамлюкский период

В 1250 году египетские Айюбиды были вытеснены мамлюками, а мамлюкский султан Бейбарс вошел в Сирию со своей армией в 1261 году, после чего в течение нескольких лет предпринял серию кампаний против опорных пунктов крестоносцев через прибрежные горы Леванта. Цфат с его расположением с видом на реку Иордан и возможностью раннего предупреждения крестоносцев о передвижениях мусульманских войск в этом районе был постоянным раздражителем для мусульманских региональных держав. После шестинедельной осады Бейбарс захватил Цфат в июле 1266 года, после чего убил почти весь гарнизон. Осада произошла во время военной кампании мамлюков по подчинению опорных пунктов крестоносцев в Палестине и последовала за неудачной попыткой захватить прибрежную цитадель крестоносцев Акко. В отличие от крепостей крестоносцев на побережье, которые были разрушены при их захвате мамлюками, Бейбарс пощадил крепость Цфат. Он, вероятно, сохранил его из-за его стратегической ценности, связанной с его расположением на высокой горе и изолированностью от других крепостей крестоносцев. Более того, Бейбарс определил, что в случае возобновления вторжения крестоносцев в прибрежный регион, сильно укрепленный Цфат может служить идеальным штабом для противостояния угрозе крестоносцев. В 1268 году он отремонтировал, расширил и укрепил крепость. Он заказал многочисленные строительные работы в городе Цфат, включая караван-сараи, рынки и бани, а также преобразовал городскую церковь в мечеть. Мечеть, названная Джами аль-Ахмар (Красная мечеть), была завершена в 1275 году. К концу правления Бейбарса Цфат превратился в процветающий город и крепость.

Байбарс назначил пятьдесят четыре мамлюка, во главе которых стоял Эмир Ала ад-Дин Кандагани, для наблюдения за управлением Цфатом и его зависимостями. С момента своего захвата город стал административным центром Мамлакат Сафад, одной из семи мамлак (провинций), губернаторы которых обычно назначались из Каира, который составлял мамлюкскую Сирию. Первоначально его юрисдикция примерно соответствовала кастелянии крестоносцев. После падения замка Монфор мамлюками в 1271 году замок и его подворье, район Шагур, были включены в Мамлакат Сафад. Территориальная юрисдикция мамлаки в конечном итоге охватила всю Галилею и земли южнее Дженина.

Географ аль-Димашки, который умер в Цфате в 1327 году, писал около 1300 года, что Бейбарс построил «круглую башню и назвал ее Кулла ...» после того, как сровнял старую крепость. Башня построена в три этажа. Он снабжен и провизией, и холлами, и журналами. Под местом находится цистерна для дождевой воды, достаточная для снабжения гарнизона крепости с конца года до конца года. Губернатор Цфата Эмир Бактамур аль-Джукандар (Поломастер; годы правления 1309–1311) построил мечеть, позже названную его именем, в северо-восточной части города. Географ Абу'л Фида (1273–1331), правитель Хамы, описал Цфат следующим образом:
[Цфат] был городом средних размеров. Он имеет очень прочный замок, возвышающийся над озером Табарийя [Галилейское море]. Есть подземные водотоки, которые доставляют питьевую воду к воротам замка ... Его пригороды покрывают три холма ... С тех пор, как это место было завоевано Аль-Маликом Адхом Дахиром [Бейбарсом] у франков [крестоносцев], оно было сделал центральную станцию ​​для войск, охраняющих все прибрежные города этого района ».

 

Коренной кади (исламский главный судья) Цфата, Шамс ад-Дин аль-Усмани, составил текст о Цфате под названием Та'рих Сафад (История Цфата) во время правления его правителя Эмира Аламдара (годы правления 1372–1376) . Сохранившиеся части работы состояли из десяти листов, в основном посвященных отличительным качествам Цфата, зависимым от него деревням, сельскому хозяйству, торговле и географии, без какой-либо информации о его истории. Его отчет показывает, что доминирующими чертами города были его цитадель, Красная мечеть и его возвышающееся положение над окружающим ландшафтом. Он отметил, что в Цфате не было «регулярного городского планирования», медресе (школ исламского права), рибатов (общежитий для военных добровольцев) и оборонительных стен, и что его дома были беспорядочно сгруппированы, а его улицы не отличались от его площадей. Он объяснил недостатки города недостатком щедрых покровителей. Устройство для транспортировки ведер с водой, называемое сатурой, существовало в городе в основном для снабжения солдат цитадели; излишки воды были розданы жителям города. Аль-Усмани высоко оценил природную красоту Цфата, его лечебный воздух и отметил, что его жители гуляли по окрестным ущельям и оврагам.

Черная смерть привела к сокращению населения в Цфате с 1348 года. Имеется мало доступной информации о городе и его зависимостях в течение последнего столетия правления мамлюков (ок. 1418 - ок. 1516), хотя в сообщениях путешественников описывается общий упадок, вызванный голодом, эпидемиями, стихийными бедствиями и политической нестабильностью.

 

Османская эпоха

Процветание шестнадцатого века

Османы завоевали мамлюкскую Сирию после победы в битве при Мардж-Дабике на севере Сирии в 1516 году. Жители Цфата отправили ключи от городской цитадели султану Селиму I после того, как он захватил Дамаск. Не было зарегистрировано боев вокруг Цфата, который армия Селима обошла по пути в Мамлюкский Египет. Султан передал район Цфата под юрисдикцию мамлюкского губернатора Дамаска Джанбирди аль-Газали, который перешел на сторону османов. Слухи 1517 года о том, что Селим был убит мамлюками, спровоцировали восстание горожан Цфата против недавно назначенного османского губернатора, что привело к массовым убийствам, многие из которых были направлены против евреев города, которые рассматривались как сочувствующие османам. Цфат стал столицей Сафад-Санджака, что примерно соответствует Мамлакат-Сафаду, но исключая большую часть долины Изреель и область Атлит, часть более крупной провинции Дамаск Эйалет.

В 1525/26 году население Цфата состояло из 633 мусульманских семей, 40 мусульманских холостяков, 26 мусульманских религиозных деятелей, девяти мусульман-инвалидов, 232 еврейских семей и 60 семей военных. В 1549 году при султане Сулеймане Великолепном была построена стена, и войска были размещены для защиты города. В 1553/54 году население состояло из 1121 мусульманской семьи, 222 мусульманских холостяков, 54 мусульманских религиозных лидеров, 716 еврейских семей, 56 еврейских холостяков и 9 инвалидов. По крайней мере, в 16 веке Цфат был единственным касабой (городом) в санджаке, а в 1555 году был разделен на девятнадцать махаллей (кварталов), семь мусульманских и двенадцать еврейских. Мусульманскими кварталами были Сававин, расположенный к западу от крепости; Хандак (ров); Газзавия, который, вероятно, был заселен жителями Газы; Джами аль-Ахмар (Красная мечеть), расположенный к югу от крепости и названный в честь местной мечети; аль-Акрад (курдский), который датируется средневековьем и продолжал существовать до 19 века, и жители которого в основном были курдами; аль-Вата (нижний), самый южный квартал Цфата, расположенный ниже города; и аль-Сук, названный в честь рынка или мечети, расположенной в этом квартале. Все еврейские кварталы располагались к западу от крепости. Каждый квартал был назван по месту происхождения его жителей: Пуртукал (Португалия), Куртубах (Кордова), Кастилия (Кастилия), Мустариб (евреи местного арабоязычного происхождения), Магариба (северо-запад Африки), Арагун ма Каталан (Арагон и Каталония), Маджар (Венгрия), Пулия (Апулия), Калабрия (Калабрия), Сибилия (Севилья), Талиан (итальянский) и Аламан (немецкий).

 

В XV и XVI веках в Цфате проживал ряд известных суфийских (мусульманских мистицизм) последователей Ибн Араби. Суфийский мудрец Ахмад аль-Асад (1537–1601) основал в городе завийу (суфийскую ложу), называемую мечетью Садр. Цфат стал центром каббалы (еврейского мистицизма) в 16 веке. После изгнания евреев из Испании в 1492 году в Цфат перебрались многие выдающиеся раввины, в том числе каббалисты Исаак Лурия и Моше Кордоверо; Джозеф Каро, автор Шулхан Арух и Шломо Халеви Алкабец, композитор субботнего гимна «Леха Доди». Приток евреев-сефардов, достигший пика при правлении султанов Сулеймана Великолепного и Селима II, превратил Цфат в глобальный центр еврейского образования и региональный центр торговли на протяжении 15 и 16 веков. К тому времени евреи-сефарды и другие еврейские иммигранты превосходили численностью местных (мустарибских) евреев в городе. В этот период евреи развили текстильную промышленность в Цфате, превратив город в важный и прибыльный центр производства шерсти и текстиля. В 1576 году, когда Мурад III издал указ о принудительной депортации 1000 богатых еврейских семей на Кипр, чтобы поднять экономику острова, в Цфате проживало более 7000 евреев. Нет никаких доказательств того, что этот указ или второй указ, изданный в следующем году о выселении 500 семей, был исполнен. Типография на иврите была основана в Цфате в 1577 году Элиэзером Ашкенази и его сыном Исааком Пражским. В 1584 году в городе было зарегистрировано 32 синагоги.

 

Политический упадок, нападения и стихийные бедствия

К началу 17 века Цфат был небольшим городком. Примерно в 1625 году востоковед Кваресмиус говорил о том, что он был населен «в основном евреями, у которых были свои синагоги и школы, и на средства существования которых евреи из других частей мира вносили свой вклад». В 1628 году еврейская община Цфата была разграблена друзами Горного Ливана во главе с Мулхим Мааном, сыном Фахр ад-Дина II. Пять лет спустя Османский губернатор Дамаска разгромил Фахр ад-Дин, Мулхим покинул Цфат, а его еврейские жители вернулись. Друзы снова напали на евреев Цфата в 1656 году. Во время борьбы за власть между наследниками Фахр ад-Дина (1658–1667) каждая фракция напала на Цфат. В 1660 году, во время беспорядков, последовавших за смертью Мулхима, друзы разрушили Цфат, и лишь несколько бывших еврейских жителей вернулись в город к 1662 году. Сафад Санджак и соседний Сидон-Бейрут Санджак на севере были административно отделены от Дамаска в В 1660 году образовался Сидон-Эялет, столицей которого на короткое время был Цфат. Провинция была создана имперским правительством, чтобы ограничить власть друзов Горного Ливана, а также шиитов Джебель Амила.

Поскольку близлежащая Тверия оставалась пустынной в течение нескольких десятилетий, Цфат занял ключевое положение среди еврейских общин Галилеи. Говорят, что в 1665 году в город прибыло движение Саббатай Севи. В 1670-х годах турецкий путешественник Эвлия Челеби записал, что в Цфате было три караван-сарая, несколько мечетей, семь суфийских лож и шесть общественных бань. Красная мечеть была отреставрирована губернатором Цфата Салих-беем в 1671/72 году, и на тот момент она имела размеры около 120 на 80 футов (37 м x 24 м), внутри была каменная кладка, цистерна для сбора дождевой воды зимой для питья и высокий минарет над южным входом; минарет был разрушен до конца 17 века.

Арабский шейх Захир аль-Умар из местного клана Зайданов, чей отец Умар аз-Зайдани был губернатором и налоговым фермером Цфата в 1702–1706 годах, через военное давление и дипломатия в 1740 году. К 1746 году Захир приобрел Акко, тогда еще небольшую портовую деревню, укрепил его и сделал его столицей своего растущего шейха, которое через несколько лет охватило всю северную Палестину. Сопутствующее возвышение Акко при Захире и его преемниках Джаззаре-паше (1775–1804), Сулеймане-паше аль-Адиле (1805–1819 гг.) И Абдуллахе-паше (1820–1831 гг.) Способствовало политическому упадку Цфата, который стал центром подрайона с ограниченное местное влияние, принадлежащее Акко Санджак.

 

Низкая развитость и серия стихийных бедствий еще больше способствовали упадку Цфата в 17-19 веках. Вспышка чумы уничтожила население в 1742 году, а землетрясения на Ближнем Востоке 1759 года оставили город в руинах, унеся жизни 200 жителей. Приток русских евреев в 1776 и 1781 годах и литовских евреев из движения Перушим в 1809 и 1810 годах оживил еврейскую общину. В 1812 году еще одна чума убила 80% еврейского населения. После того, как Абдулла-паша из Акко приказал убить своего еврейского визиря Хаима Фархи, который занимал тот же пост при Джаззаре и Сулеймане, губернатор заключил в тюрьму еврейских жителей Цфата 12 августа 1820 года, обвинив их в уклонении от уплаты налогов под прикрытием Фархи; они были освобождены после уплаты выкупа. Война между Абдуллой-пашой и влиятельными братьями Фархи в Константинополе и Дамаске в 1822–1823 годах вызвала бегство евреев из Галилеи в целом, хотя к 1824 году еврейские иммигранты неуклонно переселялись в город.

Египетские силы Мухаммеда Али вырвали контроль над Левантом у османов в 1831 году, и в том же году многие евреи, бежавшие из Галилеи, в том числе Цфат, при Абдулле-паше вернулись в результате либеральной политики Мухаммеда Али по отношению к евреям. В 1833 году на Цфат совершили набег друзы при приближении Ибрагима-паши, египетского губернатора Леванта. В следующем году известные мусульмане города во главе с Салихом ат-Таршихи, выступавшие против египетской политики призыва, присоединились к восстанию крестьян в Палестине. Во время восстания повстанцы грабили город более тридцати дней. Эмир Башир Шихаб II Горы Ливана и его бойцы-друзы вошли в его окрестности, чтобы поддержать египтян, и вынудили лидеров Цфата сдаться. Галилейское землетрясение 1837 года унесло жизни около половины еврейской общины Цфата, насчитывавшей 4000 человек, разрушило все четырнадцать синагог и побудило 600 перушим бежать в Иерусалим; уцелевшие евреи-сефарды и хасиды в основном остались. Из 2158 умерших жителей Цфата 1507 были османскими подданными, остальные - иностранными гражданами. Еврейская община, квартал которой находился на склоне холма, пострадала особенно сильно, южная мусульманская часть города пострадала значительно меньше. В следующем году, в 1838 году, друзы и местные мусульмане совершили набег на Цфат в течение трех дней.

 

Реформы и возрождение Танзимата

Османское правление было восстановлено в Леванте в 1840 году. Реформы Танзимата в масштабах всей Империи, которые были впервые приняты в 1840-х годах, вызвали устойчивый рост населения и экономики Цфата. В 1849 году общая численность населения Цфата оценивалась в 5000 человек, из которых 2940–3440 мусульман, 1500–2000 евреев и 60 христиан. Население в 1850–1855 годах составляло 7000 человек, из которых 2500–3000 были евреями. Еврейское население увеличилось во второй половине XIX века за счет иммиграции из Персии, Марокко и Алжира. Моисей Монтефиоре (ум. 1885) посетил Цфат семь раз и профинансировал большую часть восстановления синагог Цфата и еврейских домов.

В 1864 году Сидон Эялет был присоединен к новой провинции Сирии Вилайет. В новой провинции Цфат оставался частью Акко-Санджака и служил центром казы (подразделения третьего уровня), юрисдикция которого охватывала деревни вокруг города и подрайон горы Мерон (Джебель-Джармак). Согласно османскому исследованию Сирии в 1871 году, в Цфате было 1395 мусульманских семей, 1197 еврейских семей и три христианских семьи. Опрос зафиксировал относительно большое количество предприятий в городе, а именно 227 магазинов, пятнадцать мельниц, четырнадцать пекарен и четыре завода по производству оливкового масла, что свидетельствует о давней роли Цфата в качестве экономического центра для жителей Верхней Галилеи, Хула. Долина, Голанские высоты и части современного Южного Ливана. В конце 19-го века торговцы Цфата служили посредниками в торговле зерном в Галилее, продавая пшеницу, бобовые и фрукты, выращенные крестьянами Галилеи, торговцам Акко, которые, в свою очередь, экспортировали по крайней мере часть товаров в Европу. Цфат также поддерживал обширную торговлю с портом Тир. Основная часть торговли в Цфате, где традиционно доминировали евреи города, в конце 19 века в значительной степени перешла к его мусульманским купцам, особенно торговля с местными сельскими жителями; Мусульманские торговцы предлагали крестьянам более высокие кредиты и могли получить государственную помощь для выплаты долгов. Богатство мусульман Цфата увеличивалось, и ряд ведущих мусульманских семей города воспользовались Османским земельным кодексом 1858 года, чтобы приобрести обширные участки вокруг Цфата. Основными мусульманскими землевладельческими кланами были Субех, Мурад и Каддура. К концу века последний владел около 50 000 дунамов, включая восемь деревень вокруг Цфата.

 

В 1878 году был основан муниципальный совет Цфата. В 1888 году Акко-Санджак, включая Цфат-Каза, стал частью новой провинции Бейрутский вилайет, и такое административное положение сохранялось до падения Империи в 1918 году. Централизация и стабильность, принесенные имперскими реформами, укрепили политический статус и практическую деятельность. влияние Цфата в Верхней Галилее. Османы превратили Цфат в центр суннитского ислама, чтобы уравновесить влияние немусульманских общин в его окрестностях и мусульман-шиитов Джебель-Амиля. Наряду с тремя основными семьями землевладельцев, мусульманские семьи улемов (религиозных ученых) Нахави, Кади, Муфтия и Накиба составляли городскую элиту (айан) города. Суннитские суды Цфата рассматривали дела в Акбаре, Эйн-эз-Зейтуне и так далеко, как Медждель-Ислим. Правительство поселило алжирских и черкесских изгнанников в сельской местности Цфата в 1860-х и 1878 годах соответственно, возможно, в попытке укрепить мусульманский характер этого района. По крайней мере, две мусульманские семьи в самом городе, Араби и Деласи, были алжирскими по происхождению, хотя и составляли небольшую часть от общего мусульманского населения города. Согласно рассказу британского миссионера Э. У. Г. Мастермана в конце XIX века, мусульманские семьи Цфата происходили из Дамаска, Трансиордании и деревень вокруг Цфата. Когда Бейбарс завоевал Цфат в 1266 году, он поселил в городе множество дамасцев. До конца 19 века мусульмане Цфата поддерживали прочные социальные и культурные связи с Дамаском. Мастерман отметил, что мусульмане Цфата были консервативными, «активными и стойкими», которые «хорошо одеваются и передвигаются больше, чем люди из южной части Палестины». Они жили в основном в трех частях города: аль-Акрад, жители которого в основном были чернорабочими, Сававин, где проживали мусульманские семьи айан и католическая община города, и аль-Вата, жители которого в основном были лавочниками и мелкими торговцами. Все еврейское население проживало в районе Гарбие (западный).

Население Цфата достигло более 15 000 человек в 1879 году, 8 000 из которых были мусульманами и 7 000 евреями. Список населения примерно 1887 года показал, что в Сафаде проживало 24 615 человек; 2650 еврейских семей, 2129 мусульманских семей и 144 римско-католических семьи. Арабские семьи в Цфате, чей социальный статус повысился в результате реформ Танзимата, включали Асади, присутствие которых в Цфате датируется 16 веком, Хадж Саид, Хиджази, Бишт, Хури, христианская семья, чьи предки переехали в город из Горный Ливан во время гражданской войны 1860 года и Саббаг, давняя христианская семья в городе, связанная с финансовым советником Захира аль-Умара Ибрагимом аль-Саббахом; многие члены этих семей стали чиновниками на государственной службе, в местных администрациях или бизнесменами. Когда османы открыли в городе филиал Сельскохозяйственного банка в 1897 году, все члены его правления были арабами-резидентами, наиболее влиятельными из которых были Хусейн Абд аль-Рахим Эффенди, Хадж Ахмад аль-Асади, Асад Хури и Абд аль-Латиф аль-Хадж Саид. Последние двое также стали членами правления филиала Торгово-сельскохозяйственной палаты, открытого в Цфате в 1900 году. В последнее десятилетие XIX века в Цфате насчитывалось 2000 домов, четыре мечети, три церкви, две общественные бани, один караван-сарай, два общественных здания. sabils, девятнадцать мельниц, семь прессов для оливкового масла, десять пекарен, пятнадцать кофеен, сорок пять киосков и три магазина.

 

Британский мандат в Палестине

Цфат был центром района Сафад. Согласно переписи населения, проведенной в 1922 году британскими властями под мандатом, население Цфата составляло 8761 человек, в том числе 5431 мусульманин, 2986 евреев, 343 христианина и другие. Цфат оставался смешанным городом во время британского мандата в Палестине, и этническая напряженность между евреями и арабами возросла в 1920-х годах. Во время беспорядков в Палестине 1929 года Цфат и Хеврон стали основными пунктами столкновения. В резне Цфата местными арабами были убиты 20 жителей-евреев. Цфат был включен в часть Палестины, выделенную для предполагаемого еврейского государства в соответствии с Планом раздела Палестины ООН.

 

К 1948 году в городе проживало около 12000 арабов и около 1700 евреев, в основном религиозных и пожилых людей. 5 января 1948 года арабы напали на еврейский квартал. В феврале 1948 года, во время гражданской войны, арабы-мусульмане напали на еврейский автобус, пытавшийся добраться до Цфата, и еврейский квартал города подвергся осаде мусульман. Присутствовавшие британские войска не вмешивались. По словам Мартина Гилберта, не хватало продовольствия. «Даже воды и муки отчаянно не хватало. Каждый день арабские нападавшие приближались к центру еврейского квартала, систематически взрывая еврейские дома, когда они наступали на центральную площадь».

16 апреля, в тот же день, когда британские войска эвакуировали Цфат, 200 местных арабских ополченцев при поддержке более 200 солдат Арабской освободительной армии попытались захватить еврейский квартал города. Они были отражены еврейским гарнизоном, состоящим из примерно 200 бойцов Хаганы, мужчин и женщин, усиленных взводом Пальмах.

Наземная атака Palmach на арабскую часть Цфата произошла 6 мая в рамках операции Yiftah. Первым этапом плана Пальмаха по захвату Цфата было обеспечение коридора через горы путем захвата арабской деревни Бирийя. Арабская освободительная армия планировала 10 мая захватить весь город и всех зарезать, как телеграфировал сирийский командующий аль-Хасан Кам аль-Маз, а тем временем разместила артиллерийские орудия на холме, прилегающем к еврейскому кварталу, и начала его обстрел. Третий батальон не смог захватить главную цель, «цитадель», но достаточно «напугал» арабское население, чтобы вызвать дальнейшее бегство, а также срочные призывы к помощи извне и попытки добиться перемирия.

Генеральный секретарь Лиги арабских государств Абдул Рахман Хасан Аззам заявил, что цель плана Далет состояла в том, чтобы изгнать жителей арабских деревень вдоль сирийской и ливанской границ, особенно тех мест на дорогах, по которым арабские регулярные силы могли войти в страну. Он отметил, что Акко и Цфат находятся в особой опасности. Однако призывы о помощи были проигнорированы, и британцы, которым осталось меньше недели до окончания британского мандата в Палестине, также не вмешались во вторую и последнюю атаку Хаганы, которая началась вечером 9 мая. с минометным обстрелом ключевых участков в Цфате. После обстрела пехота Пальмах в ожесточенных боях захватила цитадель, Бейт-Шалву и полицейский форт, три доминирующих здания Цфата. В течение 10 мая минометы «Хаганы» продолжали обстреливать арабские кварталы, вызывая пожары в обозначенном районе и на свалках горючего, которые взорвались. «Пальма намеренно оставила открытыми пути выхода для населения, чтобы« облегчить »их исход ...» »По словам Гилберта,« арабы из Цфата начали уходить, в том числе командующий арабскими войсками Адиб Шишакли (позже премьер Министр Сирии). Поскольку полицейский форт на горе Ханаан был изолирован, его защитники отступили без боя. Падение Цфата нанесло удар по моральному духу арабов во всем регионе ... С вторжением в Палестину регулярных арабских армий, которое считалось неизбежным - после того, как британцы наконец ушли через одиннадцать или двенадцать дней, многие арабы почувствовали, что их отъезд требует благоразумия, пока евреи не будут побеждены и они не смогут вернуться в свои дома.

Около 12 000 арабов, по некоторым оценкам, достигло 15 000, бежали из Цфата и были «тяжелым бременем для арабских военных действий». Среди них была семья президента Палестинской автономии Махмуда Аббаса. К 11 мая 1948 года город полностью перешел под контроль еврейских военизированных формирований.

 

Государство Израиль

В 1974 году 25 израильских евреев (в основном школьники) из Цфата были убиты в резне Маалот. В течение 1990-х и начала 2000-х годов город принимал тысячи еврейских иммигрантов из России и эфиопского бета-Израиля. В июле 2006 года ракеты "Катюша", выпущенные "Хезболлой" из Южного Ливана, поразили Цфат, в результате чего один человек погиб, а другие получили ранения. Многие жители покинули город. 22 июля в результате ракетного обстрела пострадали четыре человека.

Город сохранил свой уникальный статус центра иудаики, включающего множество объектов. В 2010 году восемнадцать старших раввинов во главе с главным раввином Цфата Шмуэлем Элиягу издали указ, призывающий жителей города не сдавать в аренду или продавать собственность арабам, предупреждая о «захвате арабов»; Арабы составляют небольшую часть населения, и обычно считалось, что это заявление адресовано 1300 арабским студентам, обучающимся в Академическом колледже Цфата.

 

Демография

В 2008 году население Цфата составляло 32 000 человек. По данным CBS на 2001 год, этнический состав города на 99,2% состоял из евреев и неарабов, без значительного арабского населения. 43,2% жителей были 19 лет или моложе, 13,5% - от 20 до 29 лет, 17,1% - от 30 до 44 лет, 12,5% - от 45 до 59 лет, 3,1% - от 60 до 64 лет и 10,5% - в возрасте 65 лет и старше.

 

В настоящее время это преимущественно еврейский город со смешанными религиозными и светскими общинами и небольшим количеством русских христиан и маронитов. В городе проживает относительно большая община ультраортодоксальных евреев. Деревня Акбара на юго-западной окраине города, в которой проживало около 500 арабских мусульман, большинство из которых принадлежало к одному клану, халихалу, находится под муниципальной юрисдикцией Цфата.

 

Сейсмология

Город расположен над Трансформацией Мертвого моря и является одним из городов Израиля, наиболее подверженных землетрясениям (наряду с Тверией, Бейт-Шеаном, Кирьят-Шмона и Эйлатом).

 

География

Цфат находится в 40 км (25 милях) к востоку от Акко и в 20 км (12 милях) к северу от Тверии.

 

Климат

В Цфате средиземноморский климат с жарким сухим летом и холодной дождливой и иногда снежной зимой. Город получает 682 мм (27 дюймов) осадков в год. Лето без осадков и жаркое, со средней высокой температурой 29 ° C (84 ° F) и средней низкой температурой 18 ° C (64 ° F). Зима холодная и влажная, иногда выпадают осадки в виде снега. Зимы имеют среднюю высокую температуру 10 ° C (50 ° F) и среднюю низкую температуру 5 ° C (41 ° F).