Кумран, Израиль

 Кумран

Крупнейшие Города Израиля

Тель-Авив

Вифлеем

Назарет

Акко

Хайфа

Ашдод

Ашкелон

Кесария

Тверия

 

Описание Кумрана

Кумран

летом: Вс–Чт 8:00 – 17:00, зимой: Вс–Чт 8:00 – 16:00; по пятницам – на час короче. взрослый/детский – 21/9 NIS

Руины знаменитого Кумрана расположены на северо-западном берегу Мертвого моря. Здесь жила иудейская секта ессеев. В пещерах вокруг поселения ессеи прятали свои свитки в глиняных горшках. Они были обнаружены в середине 20- ого века и являются важным вкладом в библейские и исторические исследования и считаются одним из самых ценных национальных сокровищ Израиля. Когда свитки дошли до рук ученых, те побросали все дела и кинулись в пещеры, где в конце концов обнаружили более 900 различных документов времён Второго Храма и первых лет христианства. Свитки написаны на иврите, а их авторство приписывают секте ессеев, живших в пещерах изолированной общиной лет за 200 до рождения Христа. Правда, сами свитки Мертвого моря вы здесь не увидите: они хранятся в музее Израиля в Иерусалиме, а ещё доступны виртуально. Ну, а поселение ессеев просуществовало с конца I в. до н.э. по 68 год н.э., и было безо всякой веской причины разрушено римлянами, после чего здесь никто больше не жил. Теперь в парке показывают небольшие по площади руины с остатками системы водоснабжения, ритуальными банями, столовой и скрипторием, где, видимо, и были написаны знаменитые свитки. Одна из пещер открыта для посещения, а экспозиция музея рассказывает об истории этих мест.

 

Кумран расположен на 70 метра выше уровня Мертвого моря, что расположено около 1 км к востоку. Участок находится на высоте 325 метров над уровнем моря. Холмы Иудейской пустыни расположены на западной стороне.

1. Акведук
2. Древний цистерна
3. Резервуары
4. Башня
5. Библиотека
6. Кухня
7. Актовый зал
8. Кладовая
9. Керамическая мастерская
10. Печь
11. Загон для скота
Кумран

1. Акведук

Кумран

 

2, 3. Цистерны и ритуальные ванны

Кумран

 

4. Башня

Кумран

 

5. Библиотека

Кумран

 

6. Кухня

Кумран

 

7-8. Актовый зал и трапезная. Кладовая

Кумран

 

9 и 10. Керамическая мастерская и печь

Кумран

 

Пещеры свитков Кумрана

Кумран

Кумран

Гипотезы об идентификации Кумрана

Многие учёные считают, что здесь размещалась община еврейской секты ессеев, другие предложили нерелигиозные интерпретации. Согласно одним из них, это был Хасмонейский форт, позже превратившийся в виллу богатой семьи или производственный центр, возможно, завод керамики или что-то подобное.

Ранние предположения
Со времени предположений Де Воа было лишь немного серьезных критических вызовов относительно его интерпретации территории Кумрана. В то время как археолог Лаперрузаз, предложил несколько далеких друг от друга вариантов, члены команды Де Воа следовали приблизительно за своим учителем. Другие ученые также предложили иные интерпретации (Анри де Медичи, Соломон Цейтлин и Драйвер), однако их исследования пока не получили должной оценки. В 1960 году Карл Генрих Ренгсторф (Каrl Heinrich Rengstorf) предложил, что свитки Мертвого моря не были изготовлены в Кумране, а были привезены из библиотеки иерусалимского Храма (это предположение Ренгсторфа стало очень популярным, так как кумранские материалы раскопок были внесены на общественное обсуждение лишь в 1992 году.). В 1980 году Чарльзворф (J.H. Charlesworth) предположил, что Кумран был разрушен во время Парфянской войны 40 г. до н. э.

Кумран — религиозная община ессеев
Полевые записки Де Воа были опубликованы Жаном- Батистой Хумбертом. Он предложил комбинированное решение суждений о Кумране. Хумберт считал, что данный участок был первоначально создан как вилла, но затем он был оставлен и был повторно занят ессеями в конце 1-го в. до н. э. Хумберт утверждал также, что, возможно, участок был запрещен для паломничества во время паломнических праздников в Иерусалиме. Минна и Кеннет Лоннквисты привнесли в исследования Кумрана новый подход, основанном на контекстной археологии с пространственными исследованиями и интерпретацией символического языка археологических данных. При этом были преодолен чисто археологический контекст вне его идеологического понимания. Лоннквисты предположили, что расположение поселения и могил в нем показывают приверженность жителей к продуманной, специально разработанной схеме, основанной на календаре. Они утверждали также, что поселение и кладбище связаны с двумя факторами: со свитками Мертвого моря и с проессейской группой, которая, по мнению Лоннквистов, имеет близкие параллели с группой терапевтов — сектой еврейских аскетов, живших в 1 в. н. э. недалеко от Александрии (Египет). Роберт Каргилл (Robert Cargill) предположил, что Кумран был хасмонейской крепостью, что не противоречит идее неоднократного занятия участка группой еврейских сектантов. Каргилл предположил, что Кумран был построен как форт Хасмонеев (см. ниже, „Кумран как крепость“), позже оставленный, а затем повторно занятый еврейскими поселенцами, которые расширили участок хозяйственным, невоенным способом, и которые стали инициаторами написания и схрона Свитков Мертвого моря.

Более поздние суждения: против идеи секты
Были также ученые, бросившие вызов результатам находок Де Воа. Они не соглашались с интерпретацией Свитков Мертвого моря как чисто археологических находок. Они утверждали, что история Кумрана должна трактоваться без влияния на неё Свитков Мертвого моря. Различные реинтерпретации привели и к другим, самым различным заключениям о Кумране, в том числе: — Кумран как крепость; — Кумран как вилла; — Кумран как коммерческий центр; — Кумран как часть Иорданской долины.

Кумран — крепость
Данной гипотезы придерживается Норман Голб. В пользу этой гипотезы говорит наличие высокой башни и стен вокруг комплекса зданий.

Песах Бар-Адон (Pessach Bar-Adon) предположил, что Кумран был крепостью. Используя данные, полученные Де Воа, и результаты собственных раскопок в Аин эль-Гувер (Ain el-Ghuweir) в 15 км к югу от Кумрана, а также данные Вениамина Мазара (Mazar) Бар-Адон писал: „Эти крепости принадлежали Йоханану Гиркану, который нуждался в сильной, всесторонней системе защиты с жизненно важными водными источниками, сельскохозяйственными угодьями и др. Он превратил Кумран и другие близлежащие земли в оазис, передал их в собственность царя, а арендаторов этих земель стал считать исполнителями своих стратегических планов“. Норман Голб (Norman Golb) предложил, чтобы поселение Кумран было определено как крепость и привел свои доводы для этого мнения, он также был убежден, что Кумран не был местом дислокации сектантских групп и что на этом участке вообще не было сектантов. Как и Ренгсторф (Rengstorf) он считал, что Свитки были написаны в Иерусалиме, но, в отличие от Ренгсторфа, Голб утверждал, что свитки привезли из различных библиотек Иерусалима и были спрятаны в пещерах евреями, бежавшими от римлян во время восстания.

Кумран — вилла
Данную гипотезу выдвинул археолог Роберт Донсель и его супруга Паулина Донсель-Вут. В пользу этой гипотезы говорит: обилие монет, сложная планировка здания, наличие фресок.

 

Роберт и Полин Донкили (Donceels) сосредоточили свои исследования на неописанных Де Воа артефактах: стеклянная посуда (55 экземпляра), керамические изделия (53), металлическое оборудование и монеты. Вопреки представлениям о том, что жители Кумрана были бедными людьми, Донкили предположили, что эти жители были торговцами со связями с высшим сословием и богачами Иерусалима. Они считали, что Кумран был виллой или поместьем богатой семьи из Иерусалима. Эрик Мейерс (Eric Meyers) позже подтвердил это: „Я соглашусь, что мои посещения (Кумрана) также подтверждают это.“Рашель Бар-Натан поддержала эту точку зрения.

Кумран — коммерческий центр
То, что модель виллы получила сравнительно мало поддержки, привело к попыткам другого объяснения. Лина Кансдэйл (Lena Cansdale) и Алан Краун (Alan Crown) утверждали, что поселение было укрепленной дорожной станцией и городом-портом на берегу Мертвого моря, то есть данный участок фактически был коммерческим центром (или большим хранилищем-складом) на главном торговом пути между севером и югом. Хиршфельд утверждал, что Кумран сначала был крепостью Хасмонеев, но затем (во времена Ирода) стал укрепленной торговой станцией. Маген и Пелег сосредоточили свои 10-летние раскопки на обширной водной системе Кумрана. Они признают, что участок был первоначально „передовым военно-полевым фортом“, но, пишут они, затем участок был занят производством глиняной посуды, а водная система использовалась для подведения воды для этого производства. Однако после анализа образцов этой глины было установлено, что она не соответствует найденной здесь глиняной посуде.

Кумран как часть Иорданской долины
Рашель Бар-Натан возражает против того, что столовая посуда, найденная в Кумране указывает на какую-то секту, и говорит, что похожая глиняная посуда была найдена в Масаде, Иерихоне и других местах. Дэвид Стакей (David Stacey) утверждает, что поселение в Кумране было связано с колебаниями сезонного климата в Иерихоне. Он предположил, что из-за периодически возникавшего дефицита воды, участок служил лишь для сезонного производства кожи и глиняной посуды.

Другие проблемы
Недавнее научное свидетельство, опубликованное Айрой Рабиным (Ira Rabin), Оливером Ханом (Oliver Hahn), Тимо Вольфом (Timo Wolff), Адмиром Масиком (Admir Masic), и Гизелой Вайнберг (Gisela Weinberg), обнаружило в чернилах „Свитка Благодарения“ использование воды из Мертвого моря и таким образом была продемонстрирована связь между территорией Мертвого моря и некоторыми свитками. Палеограф Ада Ярдени (Ada Yardeni), проанализировав почерк множества рукописей из различных пещер (номера 1, 2, 3, 4, 6, 8, и 11), обнаружила лишь единственного человека — возможного писца, которого она назвала „писцом Кумрана“. Гили Кахила Бар-Гал (Gila Kahila Bar-Gal) обнаружила использование для части Свитков Мертвого Моря кожи нубийского козерога, ареалом которого были гора Хермон и Голанские высоты, горы Негева и западный берег Мертвого моря, но не район Иерусалима.

 


Как добраться

На автомобиле
До Мертвого моря удобнее всего добираться на автомобиле. К тому же для небольшой группы из двух трёх человек это может оказаться и заметно дешевле поездки на рейсовом автобусе и уж тем более экскурсии.

На автобусе
Автобус – возможный, хотя и не самый удобный способ путешествия в этих краях. Чтобы избежать длительного ожидания под палящим солнцем, лучше спланировать поездку заранее. Автобусы следуют вдоль береговой линии по 90 шоссе с севера на юг от Кумрана через Эйн-Геди, Масаду и Эйн-Бокек или в противоположном направлении. Компания «Эггед» обслуживает маршруты из нескольких городов Израиля, ближайший из них – Иерусалим.

От центральной автобусной станции Иерусалима (Тахана Мерказит) следуют маршруты №№ 421, 444 и 486 (40-45 NIS). Все остановки по требованию. 11 машин в день с воскресения по четверг, 7 – в пятницу до полудня и 3 – в субботу вечером.
Из Тель-Авива от новой центральной автобусной станции (Тахана Мерказит Хадаша) отправляется автобус № 389, следующий до пляжа до Хамей Зоар; от центрального вокзала с воскресенья по пятницу ходит № 421 (3.5 часа, 45 NIS).
Из Эйлата автобус № 444 (около трёх часов, 75 NIS), 4 автобуса с воскресения по четверг, 3 – в пятницу, 1-2 в субботу вечером.
Из Беер-Шевы, автобус № 384 (чуть больше двух часов, 40 NIS), 4 автобуса с воскресенья по четверг, два – в пятницу.

Транспорт
Вдоль западного берега Мертвого моря следуют несколько междугородных маршрутов, любой из них подходит для перемещения между отдельными близлежащими пунктами назначения. Кроме них имеется локальный маршрут № 21, курсирующий трижды в день между кибуцем Эйн-Геди, Эйн-Геди СПА и Эйн Бокеком.

 

Отели

Дёшево и средней стоимости
Дёшево переночевать можно в городе Арад, отстоящем от берега на 30 километров. Оттуда до Мертвого моря можно добраться рейсовым автобусом. Ночёвка в Араде – неплохое решение и для посетителей Масады, желающих вслед за римлянами подняться по тропе на осадный вал.

1  The Ein Gedi Field School Hostel. Расположенный рядом с заповедником Эйн-Геди хостел встречает посетителей надписью «Пожалуйста, не кормите козлов» и удобен для тех, кто хочет совершить ранний поход по окрестностям. В хостеле одно- и двухместные номера (350-400 NIS) и места в номерах на пять-семь коек (115 NIS). Здесь же есть возможность поужинать за 50-60 NIS, а на ресепшен продают знаменитые туристические карты Полевой школы с хорошей детализацией, но это недёшево. Дорога к хостелу идет вверх по склону от поворота с шоссе 90 на заповедник, ориентиром может служить и автобусная остановка, длина подъёма около 800 метров. Кстати, от шоссе к Полевой школе поднимаются и рейсовые автобусы 384 и 486.
2  HI Ein Gedi Hostel. Расположен практически у входа в заповедник Эйн-Геди и, помимо положенных хостелу дешевых номеров, предлагает одно- и двухместные номера со всеми удобствами и хорошими видами на море. Стоимость двухместного номера порядка 350 NIS, а за место в шестиместном номере возьмут всего 118 NIS. Завтрак включен, а за дополнительную плату возможны и другие трапезы, что может пригодиться в этом не самом густонаселенном месте планеты. Хостел пользуется популярностью.
3  Massada Guest House. Хостел с одно- и двухместными (около 400 NIS) номерами и общими местами в комнатах на шесть мест (138 NIS за место) расположен в нескольких сотнях метров от Центра посетителей крепости Масада. Если вы мечтаете увидеть рассвет с вершины Масады, лучшего места ночевки не найти. В хостеле есть бассейн (работает от Песаха до Суккота) и круглогодичная баскетбольная площадка. Ужин подается до 20:00 и обойдется в 55-65 NIS. По пятницам хостел забит до отказа, места нужно резервировать.

Дорого
4  Отель Рояль Римоним, Эйн Бокек. ☎ 972-8-6688555. Один из самых роскошных отелей на Мертвом море имеет 400 номеров, подходит для пар и семей. Из окон отеля открывается волшебный вид на Мертвое море, Иудейские горы и горы Моава. Услуги для гостей – роскошный спа-центр, пляж, банкетные залы и ряд мероприятий для гостей отеля.
5  Hod Hamidbar, Эйн-Бокек. 250-300 $ за двухместный номер. Одна из самых маленьких гостиниц в Эйн-Бокек имеет около 200 номеров и известна высоким качеством обслуживания. Имеет собственный пляж, бассейн с видом на море и застеклённый серный бассейн с гидротерапией, а также сухой и мокрой сауной.
6  Crowne Plaza Dead Sea, Эйн-Бокек. 270 $ за двухместный номер. Ко всем положенным дорогим отелям прелестям, этот имеет собственный пляжный бассейн и роскошный спа-центр. В дополнение предлагают программу развлечений, рассчитанную на взрослых и детей.

Кемпинг
7  Мецукей-Драгот. Кемпинг с потрясающими видами, расположенный на скале на высоте 600 м над уровнем Мертвого моря. Находится в 18 километрах к северу от Эйн-Геди, и добраться до него можно, преодолев 5 километровый подъем от военного КПП на шоссе 90, рядом с которым находится и остановка автобуса, курсирующего между Иерусалимом и Мертвым морем. Есть возможность снять обычную комнату.
8  Кемпинг на пляже «Эйн-Геди». На общественном пляже разрешен бесплатный кемпинг, а на расположенной рядом автостоянке работает круглосуточный бар-закусочная. За душ и туалет взимается небольшая плата.
Зона кемпинга у крепости Масада. Чтобы разбить палатку у крепости, нужно получить разрешение у смотрителей в Chenyon HaDekalim (автобусная остановка рядом с хостелом Masada Guest House). В случае отказа отправляйтесь к знаку парковки на подъездной дороге к Масаде, находящейся к западу от пересечения с шоссе 90, там ограничений нет.
9  У палатки бедуина. Альтернативным местом кемпинга в окрестностях крепости Масада является палатка бедуина, расположенная на южном краю взлетно-посадочной полосы. Искать последнюю надо к востоку от шоссе шоссе 90, примерно в 1.5 километрах к северу от поворота на Масаду. Кстати, за 60 NIS можно провести ночь и в палатке бедуина. Душ и туалет имеются.
10  Пляжи Эйн-Бокек. Единственный экономичный способ переночевать в курортной зоне Эйн-Бокек, так как здесь вообще нет ни хостелов, ни дешёвых отелей, ни даже заведений средней ценовой категории. Собственно, кемпинг на пляжах бесплатный, так что этот вариант размещения – одна сплошная экономия.
11  Зоны кемпинга у горы Содом. В районе горы Содом есть несколько размеченных зон для кемпинга, но удобств здесь не обещают.