Тель Етон, Израиль

 Тель Етон

 

Описание Тель Етона

Останки большого библейского города Тель Етон, расположен в районе, где западные предгорья Хеврона встречаются с невысокими холмами  Иудеи. Древнее поселение идентифицировано большинством ученых как Эглон, город, который сражался против израильтян как часть коалиции 5 королей аморитов. Недавние раскопки открыли руины ханаанского и израильского города, который был в конце концов уничтожен ассирийцами в конце 8-го века до нашей эры.

 

Расположение и воздушная карта:
Тель-Итон расположен в 2 км к югу от мошава Шекеф, в 2 км к северу от Неты, в 0,5 км к западу от пограничной дороги № 358 (параллельно разделительному забору). До него можно добраться по грунтовой дороге от дороги № 358 вдоль Нахаль Адораим. Вершина находится на высоте 400 м над уровнем моря, около 25 м над долиной.

История места:
Ханаанский период (3150-1200 гг. до н.э.)

Небольшое поселение было основано на вершине холма в эпоху ранней бронзы (3150–2200 гг. до н.э.), которое увеличилось в размерах к концу эпохи ранней бронзы.

Израильский период (1200–1000 гг. до н. э.)

Эглон был одним из ханаанских городов, сражавшихся против Иисуса Навина в битве коалиции аморейских царей. Коалиция попыталась заблокировать вторгшихся израильтян после их побед в Иерихоне и Гае. Цари решили наказать Гаваон, ханаанский город, подписавший мирный договор с Иисусом Навином (Иисус Навин 10:5): «Итак, пять царей Аморрейских, царь Иерусалимский, царь Хевронский, царь Лахис, царь Эглона, собрался вместе и пошел, они и все воинство их, и расположились станом пред Гаваоном, и воевали против него».

Иисус Навин преследовал 5 аморейских царей вплоть до Азеки. Израильтяне убили амореев, и Бог бросил большой град, который уничтожил их (Иисус Навин 10:10-12):

«И поразил их Господь пред Израилем, и поразил их великим поражением в Гаваоне, и преследовал их по дороге, ведущей к Вефорону, и поразил их до Азеки и до Македа.

И было, когда они бежали от Израиля и спускались в Вефорон, Господь бросал на них с неба большие камни до самого Азека, и они умирали; сыны Израилевы убивали мечом.

И сказал Иисус Навину Господу в тот день, когда предал Господь Аморреев пред сынами Израилевыми, и сказал Он в глазах Израиля: солнце, стой еще на Гаваоне; и ты, Луна, в долине Аджалона».

Израильтяне одержали победу (13): «И солнце остановилось, и луна остановилась, пока народ не отомстил своим врагам».

После того, как израильтяне завоевали ханаанские города, включая Лахис, они приступили к наказанию Еглона (Иисус Навин 10:34-36): «И из Лахиса Иисус перешел в Еглон, и весь Израиль с ним; и расположились против него станом, и воевали против него. И взяли его в тот день, и поразили его острием меча, и все души, которые были в нем, предал он заклятию в тот день, за все, что сделал для Лахиш. И пошел Иисус Навин из Еглона и весь Израиль с ним в Хеврон; и они боролись против него:».

Маршрут, описанный в этом отрывке (Лахис->Эглон->Хеврон), подразумевает, что Эглон расположен на пути между Лахишем и Хевроном, что является одной из причин, по которой Тель-Итон может быть библейским Эглоном.

Город Эглон также указан как один из завоеванных городов (Иисус Навин 12:7, 12): «И это цари страны, которую поразил Иисус Навин и сыны Израилевы… Царь Эглон, один; …».

Он также указан как один из городов в районе колена Иуды (Иисус Навин 15:20,39): «Вот удел колена сыновей Иуды по племенам их… Лахис и Возкат, и Эглон»,

Города и дороги ханаанского и израильского периодов указаны на приведенной ниже библейской карте, а Эглон (отмечен на месте Тель-Итона) находится на юго-восточной стороне зеленых равнин Иудеи.

Раскопки на кургане выявили находки I железного века, времени расселения израильтян. Находки включали филистимскую керамику, которая уникальна, поскольку присутствие филистимлян в восточной Шефеле редко и предполагает торговлю между заклятыми врагами.

Израильское царство – Железный век II – (1000 – 586 гг. до н.э.)
Город был важным укрепленным городом во времена Иудейского царства, защищая царство от нападений филистимлян на его западную границу. Раскопки показали, что он достиг своего пика в 8 веке.

В этом тексте подчеркивается стратегическое значение западных городов на низких холмах Иудеи для царей Иудеи (2 Паралипоменон 11 5–12):

«И поселился Ровоам в Иерусалиме, и построил города для обороны в Иудее… И укрепил укрепления и поставил в них начальников и запасы съестных припасов, масла и вина. И в каждом городе поставил он щиты и копья, и сделал их чрезвычайно крепкими…».

Ассирийцы (732-610 гг. до н.э.):
Ассирийская империя, набиравшая силу в регионе, завоевала Северное Израильское царство в 732 г. до н.э., разрушив большинство городов и деревень на этой земле. Южному Иудейскому царству удалось пережить этот натиск, объединившись с ассирийцами, но ненадолго. После смерти ассирийского царя Саргона II (722 705 г. до н. э.) царь Езекия поднял мятеж против ассирийцев, присоединившись к другим городам области, пытавшимся освободиться.

 

Ассирийская империя, набиравшая силу в регионе, завоевала Северное Израильское царство в 732 г. до н.э., разрушив большинство городов и деревень на этой земле. Южному Иудейскому царству удалось пережить этот натиск, объединившись с ассирийцами, но ненадолго. После смерти ассирийского царя Саргона II (722 705 гг. до н. э.) царь Езекия поднял мятеж против ассирийцев, присоединившись к другим городам области, пытавшимся освободиться от ассирийского завоевания. Предвидя грядущее ассирийское вторжение, он укрепил Иерусалим и крупные города.

Ассирийская армия пришла в 701 г. до н.э. под предводительством Сеннахирима, сына Саргона II (2 Паралипоменон 32 1):

«После сего и устроения его пришел Сеннахирим, царь Ассирийский, и вошел в Иудею, и расположился станом против укрепленных городов, и думал завоевать их себе».

Согласно ассирийской глиняной табличке, Сеннахирим (Син-Ахи-ирба — «Грех умножает братьев») завоевал 46 городов в Иудее и увел в плен 200 150 их жителей.

Раскопки определили это завоевание и разрушение. Строениям нанесен сильный ущерб, в слое этого периода обнаружено много наконечников стрел. Вполне вероятно, что это разрушение было результатом завоевания Сеннахирима.

Тель-Этон был разрушен, но Иерусалим был спасен от разрушения, и ассирийцы отступили (2 Паралипоменон 31:21-22): «И послал Господь ангела, который истребил всех храбрых людей, начальников и военачальников в лагерь царя Ассирии. Поэтому он вернулся со стыдом в свою землю. И когда он вошел в дом своего бога, те, которые вышли из его собственных чресл, убили его там мечом. Так спас Господь Езекию и жителей Иерусалима от руки Сеннахирима, царя Ассирийского, и от руки всех прочих, и вел их со всех сторон». Ассирийцы отступили (4 Царств 19 36): «И пошел Сеннахирим, царь Ассирийский, и пошел, и возвратился, и жил в Ниневии»

Согласно раскопкам до сих пор, город не заселялся до конца железного века.

Вавилоняне (610-538 до н.э.):

Вавилонская империя возникла после падения ассирийцев (610 г. до н. э.), победила египтян (609 г. до н. э.) и завоевала земли до Нила (4 Царств 24 7): «…ибо царь Вавилонский взял от реки Египетской до река Евфрат — все, что принадлежало царю Египта».

После 10 лет пребывания под вавилонским контролем Иоаким, царь Иудейский, поднял мятеж, и поэтому вавилоняне достигли ворот Иерусалима (598 г.) и осадили его (4 Царств 24:10): «В то время пришли слуги Навуходоносора, царя Вавилонского, против Иерусалима, и город был осажден». Летом 587 года Иерусалим был завоеван, и многие жители этой земли были сосланы в Вавилон, что положило конец Иудейскому царству.

Персидский период (538 – 332 до н.э.)

В 539 г. до н.э. персы победили вавилонян и позволили изгнанникам вернуться в Сион (с 538 по 445 г. до н.э.). Города были реконструированы (Неемия 11 1, 30):

«И поселились начальники народа в Иерусалиме; и прочий народ бросил жребий, чтобы из десяти частей привести одну для проживания в святом городе Иерусалиме, а девять частей для проживания в других городах… Заноах, Одоллам и в селах их, в Лахисе и на полях его, в Азеке и в селах ее. “.

Раскопки выявили небольшое поселение персидского периода. Возможно, в это время была построена массивная крепость на высокой восточной стороне кургана.

После окончания персидского периода статус города начал приходить в упадок, что привело к полному запустению в эллинистический период. Это был общий образец большинства этих древних теллсов. Новое поселение переместилось на близлежащие холмы на западной стороне участка — разрушенные римско-византийские деревни, такие как Айтун и Тахта («Нижний Итон») и Хирбет Умм а-Шекаф.

Византийский период (3-7 вв. н.э.)

В византийский период вершина кургана была распахана для земледелия, а вдоль предгорья были построены террасы. Остатки византийской керамики были найдены в районе B.

Османский период (19 век)
Кондер и Китченер обследовали эту территорию во время исследования Западной Палестины (SWP) в 1873 году.

Часть карт 20 и 21 показана справа, с Тель 'Итон (Х. 'Айтун) в центре. Он расположен на холме к югу от Вади-эль-Акра, продолжения Вади-эль-Джизаир (арабское название долины островов).

Они предоставили краткое описание сайта (SWP, лист XX, том 3, стр. 278):

«Хирбет Айтун – Курган с фундаментом. Квадратная ячейка вырублена в скале напротив развалин с юга».

 

Геодезисты не идентифицировали Эглон в Тель-Итоне, а предпочли руины Аджлана (недалеко от Тель-Хаси), носящего то же название. Они добавили подсказку, как его найти, на основе Ономастикона — словаря мест Святой Земли, написанного Евсевием Памфилом (Евсевием Кесарийским), греческим историком Церкви IV века. Действие следующее (стр. 261):

«Эглон (Иисус Навин, XV, 39) на равнине Иуды может показаться руинами Аджлана. В «Ономастиконе» (s.v. Bethagla) это место упоминается как деревня (vicus) по дороге в Газу, в 10 римских милях от Елевферополя (Бейт-Джибрин), но не отождествляется с Эглоном, который Евсевий смешивал с Адулламом. «Аджлан находится в 10 английских милях от Бейт-Джибрина (Элеутерополиса)».

Древние дороги отмечены на его южной и северной сторонах, которые соединялись с Хевроном на восточной стороне (16 км) и Лахишем на западной стороне. Это также в 7 милях (11 км) к юго-востоку от Лахиса. Древняя дорога в Лахиш проходила возле Тель-Этона и шла на северо-запад через Вади Гуфер (Нахаль Лахиш).

Современные раскопки
Первые спасательные раскопки были проведены в 1970-х годах командой Тель-Авивского университета Лахишской экспедиции под руководством Д. Уссишкина. Эта команда, возглавляемая Итаном Аялоном, открыла четыре неглубоких квадрата на вершине (часть «Зоны Б») и определила два уровня, относящиеся к Израильскому Царству.

Начиная с 2006 года, крупномасштабные раскопки проводились командой Университета Бар-Илан под руководством профессора Авраама Фауста и под руководством Хайи Кац, а также других экспертов в области библейской археологии. Команда раскопала «Зону А» на юго-восточной стороне вершины, расширила «Зона Б» и добавила небольшую «Зону С» на северо-восточной стороне и «Зону D» на юго-западной стороне кургана. Площадь участка также была разделена на 39 частей, и команда исследовала каждую из частей небольшими (1 м x 1 м x 0,2 м) раскопками. Анализ керамики работы подразделений показал, что 90% находок были датированы II железным веком, что позволяет предположить, что это место было важным городом в период Израильского царства.

Основываясь на находках, размерах города и его местоположении, у археологов есть веские основания полагать, что это был библейский Эглон. Будущие сезоны могут дать больше подсказок о личности Тель-Итона.