Пелла или Табакат Фахл

 Пелла

 

Описание Пеллы

Пелла

Расположение: в 130 км к северу от Аммана

Пелла или Табакат Фахль (طبقة فحل), как он известен сегодня, является древним поселением в 130 км к северу от Аммана на северо-западе Иордании. Он был частью городов Декаполиса (десяти градие). Регион вокруг древней Пеллы в долине реки Иордан был впервые заселен с неолитических времен. Впервые Пелла упоминалось как о важном городе в XIX веке до н.э. египетскими надписями. Город был переименован вскоре после того, как он стал частью Персидской империи, когда он был завоеван Александром Великим и его македонской армией. Новое название пришло от греческого города Пелла в Северной Греции, где родился великий генерал и король Александр. Город процветал и рос на протяжении веков. Он был частью Декаполиса, десяти самых важных и великолепных городов в регионе. Однако землетрясение в 740 году разрушило город и убило многих его жителей. Пелла была заброшено, и многие ее здани пришли в негодность. Сегодня археологические раскопки все еще продолжаются в попытке раскрыть весь поселок.

 

Имя

Древнесемитский
Семитское название древнего, доэллинистического городища было Пахил или Пихил. Пехал - это название, под которым город упоминается в ранних египетских (бронзовый век) исторических текстах.

Эллинистический
Пелла - это название места рождения Александра Великого в Македонии. Неизвестно (по состоянию на 2006 год), кто основал эллинистический город Пелла в Трансиордании, поэтому трудно определить, кто именно дал ему греческое название и почему. Стефанос (около 6 века н.э.), довольно поздний источник, по-видимому, указывает на то, что он был основан самим Александром, а Птолемей III Эвергет - еще один возможный основатель. В Принстонской энциклопедии классических мест написано, что он был основан ветеранами армии Александра и назван в честь Пеллы в Греции, где родился Александр. Гетцель М. Коэн считает правдоподобным, что название Пелла было выбрано либо из-за его сходства с более древним семитским названием, либо из-за общей характеристики как македонских, так и трансиорданских памятников: их богатства источниками. Чтобы узнать о греческом значении имени, см. Параграф «Этимология» в статье, посвященной оригинальной Пелле.

Первоначально город назывался Пихилу.

Береник по-гречески, часто латинизированный до Береники, - это еще одно имя Пеллы из эллинистического периода, основанное только на одном источнике: Стефанос. Македонское имя Беренике часто использовалось в царской семье Птолемеевского Египта, которая завоевала южную Сирию и, таким образом, Пеллу в 301 году и правила городом до 218 г. до н.э., когда они уступили его царю Селевкидов Антиоху III. Невозможно оценить, после какого Птолемея был переименован город, возможными кандидатами были жена Птолемея I, дочь Птолемея II, и жена Птолемея III. Коэн предполагает, что под властью Селевкидов город сразу же стал называться Пелла.

Филиппия - это еще одно название города римского периода, которое Коэн рассматривает как попытку заявить об основателе Марция Филиппа как реакцию на другие города региона, претендующие на выдающуюся, но вымышленную родословную.

арабский
Арабский географ греческого происхождения Якут (1179–1229) не смог найти арабского значения современного имени Фахл и полагал, что оно имеет иностранное происхождение.

 

История

Пелла почти постоянно была заселена со времен неолита. В эллинистический период город образовал с другими городами-единомышленниками в регионе политическую и культурную лигу, известную как «Декаполис», альянс, который вырос в статусе и экономическом значении, чтобы стать региональным влиятельным под римской юрисдикцией. Тем не менее, Пелла расширилась до своих самых больших размеров в византийский период, когда она была епископством в провинции Палестина Секунда. В исламские времена, после 635 г. н.э., город стал частью Джунд аль-Урдунн (провинция Иордании), но со временем на него негативно повлияли стихийные бедствия и затмили геополитические успехи близлежащих городов Амман, Бейсан и особенно Табария (Тверия).

Неолит
В рамках проекта раскопок Пелла Сиднейского университета в Табакат-Фахле были обнаружены остатки неолитических построек, датируемых ок. 6000 г. до н.э.

Энеолит
Австралийские команды обнаружили складские комплексы периода энеолита (около 4200 г. до н. Э.).

Бронзовый век
Продолжающиеся раскопки Сиднейского университета, которые возглавил Стивен Бурк в 1990-х годах, были сосредоточены на храмах и административных зданиях бронзового и железного веков.

Ранний бронзовый век
В мае 2010 года Бурк объявил прессе об открытии городской стены и других построек, относящихся к 3400 г. до н.э., а некоторые даже к 3600 г. до н. -Государство около 3400-3200 гг. до н.э., в то же время формировались города Шумера. На официальной странице раскопок Сиднейского университета упоминаются только каменные оборонительные платформы раннего бронзового века, датируемые ок. 3200 г. до н.э.

Средний бронзовый век
Город среднего бронзового века ок. В 1800 г. до н.э. были построены массивные городские стены из сырцового кирпича. Австралийские археологи также обнаружили храмы и дворцовые резиденции среднего и позднего бронзового века (ок. 1800–1200 гг. До н.э.), а также резиденцию египетских правителей эпохи поздней бронзы ок. 1350 г. до н.э., содержащие глиняные таблички.

Ханаанский храм был обнаружен во время кампаний 1994-2003 годов.

Впервые город был упомянут в египетских текстах египетского проклятия в XIX веке до нашей эры, и он продолжал процветать на протяжении всего бронзового века.

Поздний бронзовый век
Австралийские археологи также обнаружили храмы и дворцовые резиденции среднего и позднего бронзового века (ок. 1800–1200 гг. До н.э.), а также резиденцию египетских правителей эпохи поздней бронзы ок. 1350 г. до н.э., содержащие глиняные таблички.

В период Амарны (ок. 1350 г. до н.э.) городом правил Мутбаал, сын Лабая из Сихема. Судя по всему, они восстали и расширили свою территорию и присоединились к хабиру.

Железный век
Хотя причина этого не известна, рассвет железного века означал конец власти в Пихилуме. Городское сердце города-королевства железного века, похоже, претерпело серьезные разрушения в конце IX века, от которых оно так и не оправилось.

Эллинистический период
Восстановленный в качестве городского центра при ранних Селевкидах, его древнее название должно было быть все еще известно, так как его новое, греческое имя было близким синонимом, Пелла - место рождения Александра Великого в Македонии.

До сих пор не было обнаружено общественных зданий эллинистического периода, хотя хорошо оборудованные частные дома свидетельствуют об их интеграции в более широкие нормы городской жизни, такие как настенные росписи и скульптуры. Некоторые из этих домов пострадали от того же огненного разрушения в поздний эллинистический период. Это приписывают массовым разрушениям, совершенным царем Хасмонеев Александром Яннаем около 83 или 82 г. до н.э. (Иосиф, Война с евреями, 14.4.8; древности, 14.4.4). Из Иосифа Флавия ясно, что Пелла была повреждена и поэтому нуждалась в некотором восстановлении Помпеем спустя десятилетия, но его конкретная ссылка на разрушение Пеллы Яннеем из-за того, что ее жители отказывались следовать еврейским обычаям, похоже, относится к другому месту (Antiquities , XIII.395-397): он указан как один из городов южного Леванта и вне его более нормальной последовательности между Гадарой, Герасой и Скифополисом.

Римский период

В 63 г. до н.э. римский генерал Помпей интегрировал этот регион в восточную часть Римской империи, превратив старую империю Селевкидов в провинцию Коэль-Сирия и включив Иудею в качестве своего царства. Группа городов, претендовавших на греческие эллинистические основы, попросила Помпея освободиться от угрозы присоединения к новому государству-клиенту Рима - Хасмонейской Иудее. Помпей согласился, и эти города были названы Декаполисом - буквально десятью городами, - хотя сохранившиеся списки различаются по составу и количеству. Пелла, однако, неизменно является городом «Десятилетия» и городом на самой северной границе региона, известного как Перея. Если раньше эти города датировали свои годы от их основания при Александре Великом или Селевкиде I Никаторе, то теперь они почтили Помпея, считая 63 г. до н.э. новым «Первым годом». Как и в большинстве городов империи, у Пеллы был свой городской совет. Здесь также чеканили монеты в римский период.

Пелла была включена в римскую иудейскую территорию (Иудейские войны 3.5). По словам Иосифа Флавия, Скавр «опустошил страну вокруг Пеллы» (Еврейская война 1.8.1). Пелла была одним из одиннадцати административных округов (топархий) римской Иудеи. Во время начала Первой еврейско-римской войны, когда сирийские жители Кесарии убили своих еврейских граждан, произошло общее еврейское восстание против соседних сирийских деревень, которые стремились отомстить за убийство своих соотечественников, во время которого Пелла была разграблена. и уничтожен. Растущее еврейское инакомыслие по поводу римской военной оккупации в Иудее привело к репрессиям со стороны римлян против еврейских анклавов в регионах Галилеи, прибрежных равнинах Иудеи, Идумеи и Переи, пока, наконец, римская армия не подавила всех повстанцев и их военных губернаторов, установленных в течение еврейское восстание.

В ходе раскопок Сиднейского университета были обнаружены театр, бани и нимфеи римского города ок. 150 г. н.э.

Первые христиане: «бегство в Пеллу»
Во время так называемого «бегства в Пеллу» незадолго до разрушения Иерусалима римлянами в 70 г. н. первые дни христианства. Согласно Епифанию, Христос чудесным образом сказал ученикам покинуть Иерусалим из-за осады, которой он собирался подвергнуться.

Епифаний утверждает, что после разрушения некоторые вернулись в Иерусалим. Подобно Епифанию, Евсевий Кесарийский рассказывает, как Пелла была убежищем для иерусалимских христиан, спасавшихся от Первой иудейско-римской войны в I веке нашей эры. Утверждается, что Пелла была местом расположения одной из первых церквей христианства, но никаких доказательств этому не найдено. По словам историка Эдварда Гиббона, ранняя Иерусалимская церковь сбежала в Пеллу после разрушения храма и оставалась там до своего возвращения во время правления императора Адриана, что сделало ее второстепенным местом паломничества ранних христиан и современных христиан.

Византийский период
В позднеримский и византийский периоды город простирался над древним теллом (археологическим курганом), через широкую центральную долину города, ныне известную как Вади-эль-Джирм, а также на склоны и вершину южного холма, известного как Телль аль-Хусн. К византийской эпохе Пелла достигла своего максимального размера и, вероятно, процветания. Будучи частью провинции Палестина Секунда («вторая Палестина»), он определенно имел епископа к 451 году нашей эры. В городе были обнаружены, по крайней мере, три трехсторонние церкви: Западная церковь у западного подножия телла; церковь Civic Complex в Вади-эль-Джирме у юго-восточного подножия телла, которая из-за своего размера и расположения, вероятно, была собором; и возвышенная Восточная церковь на более высоких склонах Джебель Абу эль-Хас. Епископский дворец ок. 550 г. н.э. также был обнаружен. Говорят, что вся вершина была выровнена, и во времена византийского императора Юстиниана I была построена новая городская зона с сеткой. Подъездные улицы были заполнены недавно построенными магазинами и большими зданиями, выполнявшими как коммерческие, так и жилые функции. Эта забота о городском развитии соответствовала аналогичной деятельности в других городах Декаполиса, таких как Гадара (Умм-Кайс) и Гераса (Джераш / Джараш), и отражает роль региональных центров в обслуживании местного населения в период поздней античности.

Ранний исламский период

На равнине Иорданской долины под Пеллой в январе 635 г. (13 г. хиджры) произошло исторически решающее сражение между мусульманской армией и византийскими войсками, дислоцированными в Пелле и Скифополе (Бейт-Шеан; Бейсан). Это столкновение, одно из самых ранних между мусульманами и византийцами, стало известно как Битва при Филе (также Битва при Фахле, Фахл является более поздним вариантом Филя). Поскольку византийские силы практически были уничтожены в этой битве, мусульманские силы продолжили движение к городу Пелла, где они не встретили большого сопротивления, так как город Пелла сдался по договору, тем самым избежав оккупации путем военного завоевания. Соответственно, археологические раскопки не показывают никаких нарушений, связанных с приходом ислама, как это было почти во всех городах Билад аш-Шам. Скорее, церкви, рынки и дома Пеллы продолжали использоваться, а археология показала их прогрессивную модификацию, чтобы соответствовать развивающимся социальным и политическим условиям, как и во многих других городах альянса Декаполиса на севере Иордании. В частности, рядом с церковью Civic Complex в самом центре византийского плана города были устроены большой рынок и мастерская.

Омейядская Пелла, которой к VIII веку н.э. официально вернули свое первоначальное семитское название Филь (вариант Пихил), была полностью разрушена мощным землетрясением в Галилее в 749 году, так как линия разлома разлома Иорданской долины проходит прямо под этим местом. Двухэтажные дома из камня и глиняного кирпича на вершине телла (главного кургана) обрушились сами на себя, заманив в ловушку жителей - людей и животных - и сохранив богатую коллекцию находок из далеких регионов, таких как Египет и Аравия. Полуостров.

Последующее поселение в Пелле, датированное концом восьмого - одиннадцатого веков нашей эры (от Аббасидов до периода Фатимидов), было уменьшено в размерах, но представляло собой закрытый архитектурный комплекс с двойным двором в долине к северу от телла. Конфигурация комплекса предполагает рынки (ханы) с коммерческой деятельностью, например, стекольные мастерские. Аббасидский хан (караван-сарай), датируемый ок. 950 г. н.э. был обнаружен в Пелле. Недавняя работа над теллом выявила повсеместное восстановление после землетрясения 749 года, о чем свидетельствуют фундаменты стен, оштукатуренные полы и мусорные ямы, заполненные тонко обработанной костью и формованной посудой.

Периоды крестоносцев, айюбидов и мамлюков
Свидетельства присутствия в период крестоносцев (XII век н.э.) невелики - только несколько черепков глиняной посуды - но в последующие периоды Айюбидов и мамлюков плоская вершина телла была заселена большой деревней с каменной мечетью с минбар (кафедра), жилые комплексы, обозначенные переулками, и большое кладбище. Австралийские археологи обнаружили мечеть мамелюков и административный комплекс (ок. 1350 г. н.э.).

Османский период
Османские защитники конца 16-го века перечисляют деревню под названием Фахл-эль-Тахта в административном районе Аджлун, где выращивались пшеница, ячмень и кунжут, а также взимались налоги с коз, ульев и мельниц.

История разведки
Впервые это место было опубликовано в рамках регионального исследования Г. Шумахером, но первые раскопки были проведены Функом и Ричардсоном только в 1958 году, и были обнаружены материалы бронзового и железного веков в двух измерениях. С 1966 по 1967 год Р. Х. Смит руководил командой из Вустер-колледжа (Огайо), чтобы подготовить план этого места и его окрестностей и начать раскопки, но его прервала Шестидневная война. В рамках совместного проекта с Сиднейским университетом (Австралия), но с отдельными группами раскопок и сезонами, город исследовался в 1978–1985 годах. Первоначально австралийской экспедицией руководили профессор Дж. Б. Хеннесси и доктор А. В. Макниколл. Вустер прекратил раскопки в 1985 году, но австралийский проект продолжается. В период с 1994 по 1996 год Пэм Уотсон (в то время заместитель директора Британского института в Аммане) и доктор Маргарет О'Хи из Университета Аделаиды провели исследование Pella Hinterland Survey для определения землепользования на площади прибл. 30 кв км по городу. С 1990-х годов, когда проект возглавил Стивен Бурк, основное внимание уделялось храмам и административным зданиям бронзового и железного веков. Ханаанский храм был обнаружен в период с 1994 по 2003 год. В 2010 году Стивен Бурк объявил об открытии городской стены и других построек, некоторые из которых относятся к середине 4-го тысячелетия до нашей эры.