Босра

Босра

Описание Босры

Расположение: провинция Дараа

Босра является крупным древним городом, который помещен в объект наследия ЮНЕСКО. Неудивительно, что это одно из самых популярных достопримечательностей в Сирии. Город Босра впервые упоминается в летописях египетских фараонов Тутмоса III и Эхнатон в 14 веке до нашей эры. Благодаря своему стратегическому расположению на пересечении торговых путей город процветал под правлением набатейцев, как провинциальная столица при римских, византийских и мусульманских властях.

 

Достопримечательности Босры

Объекты наследия по всей Босре пострадали в результате гражданской войны.

1 Римский театр в Босре. Со 2 века
2 Мост Хараба.
3 Мост Гемаррин.
4 Баб аль-Хава. Западные ворота города датируются 2 веком нашей эры.
5 Мечеть Аль-Омари. Одна из старейших сохранившихся мечетей
6 Мечеть Фатимы.

 

История

Поселение было установлено с бронзового века, а центр Бусраны фигурирует в 14 веке до нашей эры в списке городов фараона Тутмоса III в королевских архивах Телль аль-Амарна.

После завоевания региона Александром Македонским Босра стала частью царства династии Селевкидов. В 163 г. до н.э. город завоевал Иуда Маккавей.

В 1 веке до н.э. вошел в сферу влияния Набатейского царства и между 70 и 106 гг. стал столицей набатеев при короле Раббеле II.

После поражения набатеев Корнелио Пальмой, полководцем императора Траяна, в 106 г., он стал столицей Аравийской провинции под названием Нова Траяна Бостра и стал постоянной резиденцией Легио VI Феррата, а затем, от 123, из Легио III Киренаики. В этот период город приобрел стратегическое значение и увеличил свое значение с экономической точки зрения.

В 129 году город посетил император Адриан.

В период своего расцвета, в 3 веке, город еще дважды менял название, сначала став Колония Бостра, после того как Александр Север присвоил ему титул римской колонии, а затем Колония Метрополия, после того как Филипп Араб объявил его метрополией.

В 260 г. круг стен был укреплен, чтобы сдержать возможные нападения сасанидских царей, но в 269 г. город был завоеван пальмирской армией царицы Зенобии, которая разрушила храм Юпитера Аммона, божества-покровителя Легио III Киренаика.

Босра все еще переживала период процветания в шестом веке, во время правления Юстиниана I, и была обогащена новыми дворцами и новыми церквями, в том числе потому, что к тому времени население было обращено в христианство.

Бострийская епархия
Уже во втором веке он стал резиденцией епископа и останется таковым до 634 г., когда он будет завоеван Халидом ибн аль-Валидом, и с этого времени остается под арабским владычеством, оставаясь коммерческим центром большого значения, как привилегированный остановки для караванов паломников они отправились в Мекку и Медину.

В начале XIII века, после того как крестоносцы во время второго крестового похода тщетно пытались завоевать Дамаск, Айюбиды превратили римский театр Босры в крепость оборонительной системы Дамаска.

Упадок начался с первой волны монгольских нашествий тринадцатого века, затем продолжился в последующие века, и Босра постепенно утратила значение, настолько, что в османскую эпоху, уже не являясь центром торговых и паломнических путей, она была сократилось до очень небольшого количества жителей (в 1855 г. в Босре проживало не более четырнадцати семей).

В прошлом веке положение Босры улучшилось благодаря строительству Хиджазской железной дороги и благодаря туризму, который развился из-за интереса к ее памятникам.

 

Археологический памятник

Ограждение и укрепления

Вал на северо-западе
Часть городской стены, которая простирается на север от западных ворот и ведет к римскому лагерю, была раскопана, а затем восстановлена ​​в течение 1990-х годов того же типа, что и вал Сувейды. Приподнята выступающая прямоугольная башня.

Городская стена на юго-западе
Городская стена на юго-западе видна от западных ворот «Баб аль-Хава» в южном направлении. Секции построены в большом неразрезанном аппарате, который может относиться к древним временам. Обследование 2001 г. позволило определить первое состояние ограды, относящееся к периоду средней бронзы II. Этот вал был перестроен на рубеже христианской эры, во времена набатейской керамики и восточной сигиллированной керамики. Он прошел новый этап реконструкции в византийский период, примерно в 6 веке.

Северный и восточный вал
На широкой улице, которая в настоящее время образует северную границу старого города и идет по южному маршруту римского лагеря, траншея, вырытая для прокладки трубопровода, позволила наблюдать несколько уровней циркуляции гравия, а затем и базальтовых плит, принадлежавших мощеная улица, вероятно, в направлении восток-запад, датируемая не ранее V века.

 

Театр, амфитеатр, цирк

Римский театр и арабская цитадель
После взятия города в 106 г. н.э. римляне почти сразу приступили к строительству театра. Предполагается, что он был завершен при Траяне, который умер в 117 году.

Декор лобных сцен определенно относится к северианскому периоду, но театр, должно быть, оставался в стадии строительства большую часть 2-го века, судя по стилю капителей колоннады, украшающей вершину кавеи.

В 635 году Босра попала в руки арабов, и римский театр нашел себе оборонительное применение. С конца XI века и до середины XII века театр претерпел коренную метаморфозу: здание превратилось в прочную крепость, которая должна была защищать этот важный торговый центр и его дорожную сеть. Театр укреплен, засыпан и окружен военными сооружениями: прикрытый со всех сторон, он останется скрытым от мира на семь столетий.

Северная и северо-западная башни цитадели были восстановлены в течение 1930-х годов, различные дома внутри были разрушены, и в 1947 году восстановление памятников было поручено Слейману Мукдаду, который составил генеральный план древнего города и сделал опись памятников, требующих работы. Его самая важная работа - расчистка двух уровней сводчатых конструкций, которые занимали всю пещеру театра.

В качестве мэра Босры Слейман Мукдад участвовал в проектировании современных кварталов для переселения семей, перемещенных после эвакуации археологических раскопок.

В 1980 году в старинном театре был организован двухгодичный фестиваль музыкальных и танцевальных представлений.

 

Музеи цитадели

Лапидарный депозит, созданный в 1933 году, лежит в основе нынешних коллекций антиквариума цитадели, дополненных греко-римскими статуями и набатейскими, греческими, латинскими и арабскими надписями.

Цирк («Ипподром»)
Цирк 2 или 3 века нашей эры. до н.э., хорошо видно на аэрофотоснимках. Он расположен за городом, южнее и недалеко от театра. Здание длиной чуть более 440 м и шириной около 130 м расчищено. Он сильно разрушен: остались только стены и подпорные стены. Набор можно наблюдать из центрального пространства.

Амфитеатр
На аэрофотоснимках видно большое эллиптическое здание 120 × 65 м: это амфитеатр, почти полностью снесенный, но различимый благодаря раскопкам фундаментов, проводившимся с конца XIX века. Часть внешней стены расчищена. Амфитеатр расположен к северу от цирка и к западу от театра, образуя с ними обширный ансамбль, посвященный представлениям.

Источники, акведуки, водохранилища, термальные ванны, хаммамы
Восточный водоем «Биркет ан-Набатия»
Это водохранилище, также называемое «Набатейским водохранилищем», построено под открытым небом, как и юго-восточное водохранилище «Биркет аль-Хадж». К водохранилищу в юго-восточном углу присоединился трубопровод для водоснабжения города.

Юго-восточное водохранилище «Биркет аль-Хадж»
Два больших водохранилища находятся на расстоянии около 500 м друг от друга. Они квадратной формы со стороной около 150 м, окружены набережными и каменными бордюрами с надписями набатейским письмом, что делает их датируемыми I веком.

Два водохранилища были очищены с 1960 по 1975 год, затем отремонтированы в 1986-1987 годах.

Водохранилище западного района (т. н. «наумахия»)
В западном районе наблюдается обширная подковообразная котловина, влажное и плодородное дно которой превращено в посевы, ограниченная с запада стеной в циклопическом аппарате в южной части и в четырехугольном аппарате с выступами в центральной части. По словам Батлера, это будет разработка для водных игр (наумахи); по словам Петерса, это пространство служило хранилищем для товаров и скота. Это пространство до сих пор используется для выращивания овощных культур с естественным орошением. Он находится на линии, спускающейся из сектора вечного родника города на север.

хаммам «Манджак»
Этот мамлюкский хаммам, построенный эмиром Манджаком в 1372 году, является одним из самых роскошных зданий в исламской Босре. Здание расположено вдоль улицы с севера на юг, напротив Большой мечети. Вытянутый комплекс построен по функциональной последовательности банных работ. За приемной на юге следуют несколько ванных комнат на севере, а за ними технические сооружения с резервуарами для воды и отоплением. Организация плана, методы строительства и стилистические детали сближают хаммам Манджак с банями мамлюков в Дамаске.

Римский лагерь и его бани
Лагерь датируется маркером, в котором упоминается легион IIIa Cyrenaica (IGLS XIII, 9449) и многочисленными разбросанными скульптурными блоками имперского римского и византийского периодов. Легион VIa Ferrata обосновался в Бостре в 106 г., за ним последовал IIIa Cyrenaica около 125 г.

Существование лагеря легионеров иногда подвергалось сомнению, но его расположение к северо-востоку от современного города было установлено в 1970-х годах благодаря работе Сулеймана Мукдада. Оценка размеров лагеря затруднена из-за возделанных полей. Некоторые современные стены, кажется, очень точно воспроизводят расположение древних стен, но они всегда маскируются скоплением камней. Примерные размеры лагеря можно оценить в 440 м с востока на запад и 350 м с севера на юг. Таким образом, его площадь будет составлять около 15,40 га, в то время как площадь других лагерей легионеров может достигать от 25 до 27 га, в среднем 20 га. Таким образом, Бостра является одним из самых маленьких легионерских лагерей в римском мире, но по своей поверхности он близок к лагерям Паннонии и Нижней Германии.

Бани римского лагеря
На юго-западе видны остатки бань лагеря, а на севере - ворота лагеря, раскопанные сначала Слейманом Мукдадом в 1970-х годах, а затем французской археологической группой в период с 1997 по 2001 год. Эти ворота имеют ширину 2,70 м; снабжен двумя устоями в аккуратной каменной кладке, в том числе передислокациями. Проход обрамлен двумя прямоугольными башнями, выступающими из боковых стен на 5 м, ограничивающими передний проезд шириной 5 м.

Источник Аль-Джахир
Источник аль-Джахир, расположенный недалеко от юго-западного угла римского лагеря, представляет собой постоянный источник, расположенный на глубине 6 м. Это самый важный источник Босры, что, вероятно, объясняет древность и постоянство пребывания человека на этом месте. Вероятно, он был разработан с древних времен. В настоящее время видны две чаши, окаймленные высокими стенами. Лестницы обеспечивают доступ к уровню воды. Весь сектор проходит реставрацию и городскую реконструкцию.

 

Дороги

«Театральная улица»
Эта монументальная дорога, вымощенная и обставленная колоннами, соединяет главную улицу с востока на запад с площадью театра и амфитеатра. Он хорошо сохранился, датируется III веком.

Главная улица с востока на запад, между Набатейской аркой и тетрапилом.
Главная улица Босры — монументальная дорога, пересекающая весь город с востока на запад, от Набатейской арки до западных ворот «Баб аль-Хава». Эта улица была главной осью города, вероятно, задолго до набатейской эры. В северийский период (первая половина III в.) эта главная дорога приняла вид монументального декумануса, с мощеной дорогой, обсаженной тротуарами, защищенными от солнца и непогоды портиками с ионическими колоннадами, на которых открывались лавки, термальные бани и общественные торговые площади. Пересечения с северно-южными улицами отмечены монументальными сооружениями, такими как центральная арка и круглая площадь, украшенная тетрапилом сложной архитектуры, сравнимым с таковыми в Пальмире и Джераше.

Улица с юга на север, от нимфея в сторону мечети Омара
Начиная с юга (перекрёсток экседры и нимфея), эта монументальная улица, расчищенная в 1990-е годы, сохранила античную брусчатку, уложенную наискосок. Он служил двумя входами в термальные ванны на севере. В двух его портиках ионического ордера располагались ряды магазинов.

Улица с севера на юг, пересекающая площадь тетрапила.
Эта улица, относящаяся к имперско-римской эпохе, почти не раскопана, но ее маршрут известен: она соединяла место тетрапила с основным истоком города на севере. Южнее, от места тетрапила, ведет к амфитеатру. Вероятно, он был обрамлен ионическими портиками северского периода, как и главная улица.

Главная улица с востока на запад от тетрапила до западных ворот «Баб аль-Хава».
От площади тетрапила главная улица ведет к западным воротам «Баб аль-Хава». Древняя мощеная дорога окружена тротуарами, которые когда-то были защищены портиками с ионическими колоннадами.

Улица восток-запад, от улицы север-юг до мечети Фатимы.
Эта древняя улица римского периода, которая соединяла северо-западный и северо-восточный районы Босры, была расчищена на ограниченном участке, на пересечении с улицей север-юг и к северу от островка центральных бань.

Юг-северная улица от мечети Омара до римского лагеря
Эта улица, относящаяся от римских времен к средневековью, является продолжением улицы, соединяющей нимфеум с римским лагерем, к северу от перекрестка с улицей восток-запад. Первоначальная планировка этой улицы, скорее всего, восходит к римским временам. Надстройки, вероятно, относятся к северианскому периоду.

 

Городской декор

Набатейская арка и набатейские полуколонные массивы
Этот памятник римского дизайна, датируемый 1 веком нашей эры. Ж.-К., отмечает границу между двумя секторами города. Единая арка опирается на четыре прямоугольных столба. Все украшено пилястрами, нишами и полуколоннами. Стиль капителей среднего уровня родственен стилю набатейских скальных фасадов Петры. Исчезнувший фронтон венчал здание с обеих сторон.

Набатейская арка на востоке и западные ворота (или «Баб аль-Хава», «Врата ветров») были восстановлены с 1955 по 1968 год Сулейманом Мукдадом.

Нимфеум (ранее называвшийся «калыбе»)
Нимфей (ранее известный как «калыбе», местная форма небольшого храма), легко узнаваемый по двум коринфским колоннам, соединенным богато украшенным элементом антаблемента, представляет собой монументальный фонтан, из которого были обнаружены два бассейна и водозаборники. Датировка памятника затруднена из-за последовательных повторных использований и землетрясений, но археологи предлагают строительство в три этапа, от 100 до 300 лет нашей эры. примерно.

Монументальная экседра (ранее известная как «нимфеум»)
Это сооружение II века с четырьмя колоннами спереди и центральной апсидой на заднем плане, окруженное двумя прямыми стенами по бокам, расположено на углу одного из главных перекрестков города. Здание 2-го века, похоже, имело не монументальный фонтан, а религиозную функцию. В этом случае это был бы храм, посвященный важному божеству, связанному с римской политикой.

Центральная арка «Баб аль-Кандил»
Эта арка, на самом деле восьмиугольная, датируемая Филиппом Арабом (середина III века), обозначала вход на улицу театра. Сейчас он уменьшен до северного фасада.

Криптопортикус
Cryptoporticus представляет собой прямолинейную сводчатую галерею римского периода, установленную под одним из двух портиков главной улицы с востока на запад, с северной стороны, между входом на рынок (мацеллом) и местом тетрапила, чтобы компенсировать наклон земли в этом месте. Галерея длиной 108 м и шириной 5 м заканчивалась с обоих концов апсидой, западная часть которой была частично разрушена, чтобы освободить место для тетрапила.

Тетрапил и круглый квадрат
Тетрапилы Босры очень похожи на тетрапилы Джераша и Пальмиры: это декоративный памятник IV века, образованный четырьмя колоннами, каждая из которых состоит из четырех колонн, посреди круглой площади, устроенной на пересечении дорог с главная улица с востока на запад и с улицы с юга на север, которая ведет к основному источнику. От этого архитектурного ансамбля остались только основания колонн и фрагменты коринфских капителей.

Западные ворота или ворота ветров «Баб аль-Хава»
Дверь, очень простая, с колоннами, украшенными двумя нишами, пробита через вал на западном конце главной оси. Вероятно, он датируется III веком.

С 1955 по 1968 год Сулейман Мукдад посвятил свои усилия реконструкции Набатейской арки на востоке и западных ворот («Баб аль-Хава», «Ворота ветров»).

Форум, рынок, общественные здания
Форум и рынок (мацеллум)
Форум, расположенный к северу от криптопортика, представляет собой большую мощеную площадь, на которой сохранились лишь несколько фрагментов капителей и других архитектурных элементов портика.

Рынок простирается к востоку от форума: при раскопках было обнаружено восьмиугольное здание, украшенное колоннами, некоторые из которых были замурованы после преобразования в жилой дом.

Базилика Бахира и ее пристройка
Здание базилики 2-3 веков, названное «де Баира» по имени несторианского монаха, расположено к северу от церкви Святых Сержа, Вакха и Леонса. Неизвестное использование, первоначально он имел фасад, открывающийся через арку в атриум с колоннами, увенчанными ионическими капителями. Осталась часть апсиды в тупике четыре.

В параллельном здании к северу от базилики сохранилась искусно украшенная апсида, состоящая из четырех ниш с фронтонами и раковинами. Эта апсида встроена в современный дом.

Термы, бани
Термальные ванны Центра («Хан ад-Дибс»)
Очень обширное учреждение 2-го и 3-го веков в центральной точке города, использовавшееся до византийского периода, термальные ванны Центра занимали обширный прямоугольник 105 × 65 м, вдоль которого располагались магазины. Они предлагали термальные комнаты и спортивные упражнения, как и везде в Римской империи, с чередой холодных, теплых и горячих комнат, тремя палестрами, портиками и прочими экседрами и декоративными нишами.

Термальные ванны юга
Южные бани расположены на главной улице, между дворцом «Траян» и театральной площадью. Они были основаны во 2 веке нашей эры. Ж.-К., и претерпел несколько расширений с новыми комнатами и палестрами, пока не был полностью заброшен примерно в 8 веке, в период Омейядов.

 

Дома, дворцы

Так называемый «Дворец Траяна».
Это обширное сооружение на самом деле представляет собой резиденцию византийского периода (5-6 века), состоящую из двух основных зданий и остатков портика, расположенных вокруг квадратного двора.

Жилой район к востоку от южных терм
Этот район, расположенный к югу от главной улицы с востока на запад, между восточной палестрой южных бань и «новым преторием», был расчищен в 1990-х годах Главным управлением древностей Сирии. Он состоит из домов, разделенных аллеями, самая большая из которых, ориентированная с севера на юг, примыкала к главной улице к востоку от церкви термальных ванн.

«Новый зал суда» выходит фасадом на главную улицу. Его идентификация стала возможной благодаря византийской надписи, в которой упоминается о строительстве нового претория, вероятно, на этом месте в 490 году.

Между церковью южных бань и «новым двором» сохранился первый этаж «дома Омейядов» с конюшнями.

Рядом находятся остатки византийской церкви, известной как «Церковь южных бань», и храма набатейского происхождения, преобразованного в последующие века, а затем закрытого во время строительства византийской церкви.

Мавзолей Святого Георгия (или Мавзолей Святого Ильи)
Этот древний дом, вероятно, византийский, расположенный к северо-западу от мечети аль-Хидр, на улице с севера на юг, соединяющей место с тетрапилом, имеет вытянутое помещение, перекрытое четырьмя поперечными арками. В нем находится могила святого. По своему расположению мавзолей Сен-Жорж мог в первом состоянии составлять нижнюю часть портика этой улицы.

"Красивые дома"
Эта группа домов 2-го или 3-го века имеет лучше всего сохранившийся уличный фасад в Босре, на северо-западном углу пересечения улиц Север-Юг и Восток-Запад. Стена сохранилась на первом этаже на протяжении 28 м от угла улицы. Шесть ворот все еще на месте. Над каждой дверью было окно, одно из которых сохранилось.

 

Церкви

Большая церковь с центром в плане (или собор Востока)
Раскопки, предпринятые в 1985 году, показали, что эта большая византийская церковь охватывает более ранние набатейские и римские постройки с массовым повторным использованием элементов, принадлежащих каждому из этих периодов. В квадратный план набатейского здания входила византийская церковь с апсидой и круглой колоннадой из больших коринфских колонн, безусловно, из более раннего римского храма. В целом, достигая в пролете 33 м, нужно представить себе крышу с центральным деревянным куполом, как у монастыря Сен-Симеон-ле-Стилит в северной Сирии.

Церковь Святых Сержа, Вакха и Леонса и «Епископский» дворец Сен-Сержа
Надпись, которая сейчас отсутствует, указывала дату освящения церкви в 512 году Юлианом, архиепископом Босры, за что церковь получила прозвище «Собор». Квадратный в плане храм с центральным колоннадным пространством в виде тетраконха был перекрыт куполом, с широкой апсидой и иконостасом для причта. Видимые элементы представляют собой повторно использованные набатейские и римские элементы с красивыми фресками, некоторые из которых все еще довольно хорошо сохранились.

 

Мечети, медресе

Мечеть Фатимы
Мечеть 13 или 14 века расположена недалеко от церкви Святых Сержа, Вакха и Леонса. Его план прямоугольный, 11 х 21 м, образующий в центре длинное сводчатое помещение. Он имеет квадратный минарет, отделенный от главного здания, датированный 1306 годом.

Кораническая школа (медресе) Абу аль-Фида
Кораническая школа (медресе) Абу аль-Фида (или ад-Даббага «кожевенных заводов»), расположенная на берегу водохранилища, несомненно, снабжала водой цитадель и бани, построенные в то же время. Надпись в середине фасада указывает 1225 год постройки, архитектором был некий Муканна ибн 'Аббад, а аль-Муаззам 'Иса, брат губернатора Айюбидов по титулу ас-Салих Исмаил, был мастером строительства. 'работа.

Якутская мечеть
Надписи на западном фасаде обозначают ее как погребальную мечеть Шихаб ад-Дина Юсуфа, умершего в 1257 году, сына командующего якутской цитадели. Он разделен на две комнаты.

мечеть Аль-Хидр
Эта небольшая мечеть, расположенная между тетрапилом (24) и источником аль-Джахир (44), носит имя аль-Хидра, популярной легендарной фигуры, почитаемой в исламском мире как святого.

В 1955 году здание мечети аль-Хидр было закреплено за Службой древностей.

Мечеть Омара (Великая мечеть, Пятничная мечеть)
Мечеть Омара обязана своим названием халифу Умару ибн аль-Хаттабу (634-644), при котором Сирия была завоевана исламом. Согласно двум надписям, основание мечети и ее минарета датируется примерно 720-750 годами, в период правления Омейядов. Башня Великой мечети Босры долгое время считалась старейшим сохранившимся минаретом в исламском мире. Однако исследования показывают, что существующие постройки были построены в 12-м и 13-м веках. Квадратный план с аркадами вдохновлен мечетью Омейядов в Дамаске. В период с 1967 по 1981 год верхние части мечети Омара и мечети аль-Мабрак были восстановлены для их использования одновременно с медресе Абу аль-Фида.

Мечеть Мубарак (или Басмин)
Мечеть Мубарак, построенная в 10 веке и отреставрированная в 13 веке, расположена примерно в 50 м к западу от мечети Мусалла аль-Малаб. Он был построен на восточном валу. Он состоит из небольшого прямоугольного по ширине помещения, дверь которого открывается на север и перекрыта двумя поперечными арками, поддерживающими плиты перекрытия. Молитвенная ниша устроена в южной стене, повторно используя античную нишу.

Мечеть Мусалла аль-Малаб, или «анонимная» мечеть
В небольшом здании к юго-востоку от кладбища есть небольшая четырехугольная комната, сделанная из старинных материалов вторичного использования. Крыша построена по хауранской технологии, с покрытием из базальтовых плит.

Мечеть Джами аль-Мабрак ан-Нака (Мечеть коленопреклоненного верблюда)
На северо-восточном углу древней и средневековой Босры находится комплекс 13 века под названием «Джами аль-Мабрак», который занимает особое место среди исламских построек города, поскольку с ним связаны легенды в первые дни ислама.

По преданию, пророк Мухаммед, молодой человек, приходил сюда помолиться во время своего пребывания в Босре. Название «Мабрак ан-Нака», то есть «место преклонения верблюда», вызывает в памяти момент, когда Пророк спешился; это связано с камнем, помещенным перед молитвенной нишей (михрабом) в юго-западной части памятника. Блок имеет на своей верхней грани полые следы, похожие на верблюдов, стоящих на коленях на песке. Согласно другой традиции, это место, где отдыхал верблюд, который перевез первую копию Корана из Хиджаза в Дамаск. Однако средневековые арабские авторы не упоминают верблюда в своем списке сирийских мест паломничества. Важным для них было то, что Мухаммед остался в Босре и что монах Бахира возвестил ему о своем предназначении как пророка. Положение мечети соответствует этой традиции: она ближе всего, по сути, к «базилике Бахиры».

Купол уже полностью исчез в начале 20 века. Серьезные повреждения здания были отремонтированы в 1960-х гг.. Систематическая реставрация, проведенная в 1986-1989 гг. совместно с Немецким археологическим институтом, вновь позволила использовать здание для богослужений.

 

Некрополи, гробницы

Некрополь Телль-Асвад
К западу от амфитеатра видны две монументальные гробницы. Один представляет собой квадратный план со стороной 3 м, другой представляет собой круглый памятник с двумя экседрами. Оба построены из местного базальта.