Ресафа

Ресафа

 

Описание Ресафы

Расположение: Ар-Ракка
Основан: 9 век до н.э.

Ресафа, также известный как Сергиеполис, является археологическим памятником в провинции Ара-Ракка в Сирии. Он сохранился с древних времен и раннего средневековья. Город Ресафа был первоначально основан в 9 веке до нашей эры как административный центр и военный пограничный лагерь ассирийской империи. Ассирийцы назвали свой город Расаппой. Ресафа также упоминается в Ветхом Завете Библии в Исаии 37:12 и II Царств 19:12. Однако Ресафадостигла истинного величия во время правления Древней Римской империи, когда она стала частью римской провинции Евфратенсис.

 

Базилика святого Сергия в Ресафе

Базилика святого Сергия была посвящена святому Сергию, христианскому римскому солдату, который был замучен римскими чиновниками за принадлежность к христианской вере. Это произошло в 312 году во время Диоклетианских гонений. Всего два года спустя император Константин легализовал христианство и украсил могилу святого. В византийский период здесь была возведена церковь, и сам город был переименован в Сергиеполис или «город Сергия» по-гречески.

 

Цистерны Ресафы

У Ресафа нет естественных источников воды, кроме сезона дождей, который поражает этот регион в конце зимы и в начале весенних месяцев года. Жители города построили большие цистерны, чтобы скопить воду, которая падала с неба, и сохранить ее на весь предстоящий год. Древние люди сначала вырыли огромные подземные пещеры под городом, затем они закрепили структуру, построив каменные колонны, колонны и арки. Наконец они оштукатурили стены, чтобы вода не испортилась и не просочилась сквозь трещины.

 

Позиция

Ресафа расположена к югу от Евфрата, в 25 километрах от пересечения Евфратского шоссе в Аль-Мансуре на северной окраине сирийской пустыни. Ближайший город к этой деревне — Ар-Ракка, в 30 км к востоку. В римские времена это место находилось на Страта Диоклетиана, военном и караванном пути, который был построен в конце 3 века нашей эры и образовал Арабские липы. Это была восточная граница римской провинции Сирия, которая служила для отражения нападений парфян, а затем Сасанидов. Дорога соединяла крепость Сура на Евфрате через Ресафу и Пальмиру с Дамаском и продолжалась через Бостру в Филадельфию (Амман).

 

История

В 9 веке до н.э. Ресафа был административным центром Ассирии. Ассирийское имя было Рашаппа. В Библии упоминается рецепт (4 Царств 19:12; Исаия 37:12). Однако топоним встречается часто и связь с описываемым здесь местом не доказана. Самые ранние археологические находки в северной сирийской Ресафе относятся к раннему флавиевскому периоду. Место, вероятно, было основано около 70 года нашей эры как римский сторожевой пост. Впервые он был упомянут около 100 лет спустя Клавдием Птолемеем.

Мученическая смерть позже канонизированного римского солдата Сергия около 312 года нашей эры перед воротами замка имела важное значение для дальнейшего развития города. С начала V века Ресафа была епископством. К концу того века гробница Сергия стала важным местом паломничества. Это паломничество использовал император Анастасий I, чтобы превратить форт в город, потому что в конфликтах между Римом и Персией Ресафа часто оказывался на пути сражающихся войск. Новообразованный город придал границе дополнительную устойчивость и получил название Сергиуполис. За короткое время были построены мощная городская стена и несколько церквей. Прокопий, придворный писатель Юстиниана, описывает строительство ограждающей стены, домов, колоннад и устройство водоемов. Он не упоминает, что его император также финансировал священные постройки. Это приводит к выводу, что духовенство было достаточно богатым за счет доходов паломников, чтобы финансировать базилики из собственных средств.

В 8 веке Ресафа была резиденцией омейядского халифа Хишама ибн Абд аль-Малика (годы правления 724–743), у которого за городскими воротами было построено несколько дворцов. Халиф построил Великую мечеть Русафат Хишам, как город теперь называется в источниках, рядом с паломнической церковью, чтобы святыня с мощами могла одновременно почитаться христианами и мусульманами: знак сосуществования обе религии.

В 1269 году жители бежали от монголов в Саламию, в конце 13 века Ресафа упоминается последним. После монгольского нашествия Евфрат образовал границу между империей Ильхане на востоке и империей мамлюков на западе. Торговля через Евфрат, источник средств к существованию Ресафы, была прервана. С тех пор более крупных поселений в Русафе до настоящего времени не было.

 

История исследований

Первое описание великой базилики (Basilica A) принадлежит английскому священнику Уильяму Галифаксу, который в 1691 году распознал в руинах церковь. В 1896 г. Х. А. Сидеридес опубликовал двуязычную надпись, найденную в церкви. В 1907 году Фридрих Сарр и Эрнст Херцфельд начали документировать работу в виде рисунков и фотографий. Их первый отчет появился в 1909 году. Общие результаты предыдущего исследования были опубликованы в 1920 году Самуэлем Гайером. Несмотря на это, Гарри Спаннер провел измерения в 1918 году, которые он опубликовал в 1926 году вместе с Сэмюэлем Гайером в виде всеобъемлющей монографии.

В начале 1950-х годов Жорж Чаленко провел первые плановые раскопки, во время которых он обнаружил бему в центральном нефе большой базилики, а затем оставил ее открытой для непогоды. С 1952 года Йоханнес Кольвиц и Катарина Отто-Дорн вели раскопки при финансовой поддержке Немецкого археологического института. До своей смерти в 1968 году Кольвиц руководил семью раскопками, которые, помимо базилики B и центрального здания, также были сосредоточены на территориях исламского периода за пределами городской стены с дворцом Хисам. Раскопки в Базилике А не проводились, так как в то время ее высокие стены находились под угрозой обрушения. Это было исправлено в 1968-1976 годах сирийскими археологами, которые провели реставрацию северных ворот города и базилики. Они частично сняли высокие стены и использовали материал для восстановления других частей стены. Захороненный интерьер базилики был расчищен тяжелой техникой. Позже Тило Ульберт пожаловался на повреждения, нанесенные стенам и панелям пола. Он начал свою работу сразу после ухода сирийцев в 1976 году и проводил раскопки базилики до 1994 года. В последующие годы Доротея Сак среди прочих исследовала Великую мечеть. В 2004/05 г. группа раскопок прикрепила части стеновых венцов.

 

Здания

городская стена
В плоской степной пустыне издалека видна ограждающая стена высотой до 15 метров и общей длиной более 1800 метров. Как часть Limes Arabicus, Ресафа была интегрирована в курс мощеных дорог, которые должны были защитить восточную границу Римской империи от парфян. Исходя из этих военных соображений, римляне построили первую ограждающую стену для скромного форта, в котором служила армия наездников на верблюдах, составленная из местных бедуинов. В задачу Ресафы входило контролировать караванный путь в районе между Евфратом (станция Сура) и Пальмирой. Стены и бастионы разных размеров, которые все еще видны сегодня, относятся ко времени императора Юстиниана, они были перестроены в начале 6-го века для защиты от Сасанидов и достроены до арабской оккупации в 636 году. Ограждающая стена толщиной 3 метра с тех пор образовала неправильный прямоугольник длиной 536 метров на севере, 350 метров на востоке, 411 метров на западе и 549 метров на юге. По бокам монументальные ворота с боковыми угловыми башнями. 50 бастионов частично сохранились в разных формах. С внутренней стороны стены по широким лестницам можно было добраться до двух зубчатых стен: нижняя зубчатая стена возвышалась почти на 6 м над первоначальным уровнем земли, верхняя — на 12 м. Парапет верхнего коридора почти везде исчез. Византийская городская стена отличается от планировки города, распространенной в римские времена, так как ворота находятся не посередине, расстояния между башнями неравны и в остальном не соблюдалась симметрия. Со всех сторон ограждающей стены была земляная стена.

В качестве строительного материала использовались блоки твердого, но хрупкого гипсового камня, найденного в этом районе. Известняк использовался почти исключительно для строительства сводов, которые заменили более ранние деревянные полы в башнях. В остальном в некоторых ремонтных работах использовались известняк и кирпич. Кубоиды, сложенные горизонтальными слоями, имеют высоту в среднем 60 сантиметров.

 

Церкви

Население увеличилось за счет притока паломников после мученической кончины Сергия. Большие общественные здания были построены в V и VI веках. К ним относятся четыре церкви как культовые сооружения: базилика А у южных ворот в юго-восточном углу квадратной стены площадью 21 га, базилика В в южном центре, так называемое центральное здание, епископская церковь примерно 520 г. Базилика C у восточных ворот.

Улица с магазинами и жилыми домами, ведущая от северных ворот к центру города, была частично вскрыта и вела мимо центрального здания. К югу от него находится прямоугольное кирпичное строение, которое интерпретируется как ханьское. Таким образом, ранневизантийское здание было предшественником более позднего исламского караван-сарая, который служил складом, торговым центром и общежитием.

Все основные здания в городе, такие как стена по периметру, были построены из белого или серого гипсового камня с некоторыми более поздними дополнениями с использованием более светлой осадочной породы, также найденной в этом районе. Материалом для кровли служили кирпичи, которые в ранневизантийской традиции иногда строились с большими горизонтальными швами в качестве верхних слоев стен. В большой цистерне кирпичи чередуются с блоками осадочного камня, образуя свод. Стены были оштукатурены, внутри частично облицованы каменными плитами, что видно по шпунтовым отверстиям.

 

Базилика А

Базилика А, вероятно, была построена в конце V века, судя по архитектурной скульптуре и находкам монет в полу. Таким образом, обнаруженная Тило Ульбертом надпись под 559 годом относится не к освящению церкви, а к более позднему мероприятию по обновлению. Моделью послужила базилика с широкой аркадой Калба Лозе (завершена около 470 г.) в северном сирийском известняковом массиве, которая также повлияла на большую базилику в Рувейхе. Главное здание имеет размеры 42 × 34 метра, не считая многочисленных пристроек, используемых для помещений монахов или для литургических целей. До расчистки нефа Сирийским управлением древностей в 1970-х годах части стен все еще были высотой до 15 метров. Несколько метров пришлось убрать по конструктивным причинам. По размаху аркад это самая большая сохранившаяся базилика с широкими аркадами в Сирии; пролет центрального нефа составляет 10,7 метра. Только базилика во дворе храма Баальбека, построенная, вероятно, примерно в середине V века, имела большую ширину свода — 12,6 метра. Остатки этой церкви были раскопаны около 1900 года и полностью снесены в 1935 году. Поверхность пола базилики А состояла не из видимых сегодня гипсовых блоков, а из лежащих поверх цветных каменных плит. Здание имело девять одинаковых по размеру входов с северной, западной и южной сторон, все предположительно с крыльцом.

Посреди церковного пространства находилась самая большая известная в стране бема. На этой приподнятой платформе, характерной для многих ранневизантийских церквей в Сирии, во время Литургии Слова сидело духовенство. Бема базилики А занимала почти всю ширину центрального нефа и предоставляла место для епископа, 24 священнослужителей и деревянный алтарь для размещения Евангелий.

К северу от базилики А примыкал закрытый прямоугольный двор (перистиль), который часто посещали европейские и христианско-арабские паломники во время церемоний, посвященных годовщине смерти Серджио (6 октября). Внешние подпорные стены южного нефа, вероятно, потребовались для стабилизации после землетрясения 11 века. В середине 8 века халиф Хишам построил мечеть в северном дворе базилики, которая использовалась до 13 века. В соседнем помещении перистиля была обнаружена часть церковных сокровищ, спрятанных крестоносцами в середине XIII в. до монгольского нашествия (1247 и 1259/1260).

 

Базилика Б

Согласно надписи, базилика Б была начата в 518 году, т.е. в последний год правления императора Анастасия I (годы правления 491-518). Здесь, согласно той же надписи, поклонялись мощам преподобного Сергия перед перезахоронением в базилике А. В настоящее время церковь раскопана лишь частично. Сохранилась только часть южного нефа на востоке, возвышающегося башней высотой 18,5 метров. Трехнефная колонная базилика имела длину 53 метра и ширину 25,7 метра, включая боковые нефы, каждый размером 5 метров. Толщина стен составляла 95 сантиметров. К востоку, по бокам святилища, находились две богато обставленные боковые комнаты апсиды.

 

Центральное здание

Центральное здание с начала VI в. представляло собой четырехконховую систему (тетраконхос), полукруглые раковины которых выступали из середины продольных стен, а на фасадах из прямоугольного внутреннего церковного помещения. Помимо массивной кирпичной алтарной апсиды на востоке, остальные три раковины были открыты в виде экседры с четырьмя колоннами. Центральное сооружение было окружено внешней галереей, многоугольно вытянутой с трех сторон посередине. На востоке амбулатория заканчивалась прямоугольными смежными помещениями по обеим сторонам алтарной апсиды. Подсобные помещения имели полукруглые апсиды и сообщались с галереей и алтарем дверями. Предполагаемый собор отклоняется от принципа строительства центрального здания, так как неф был спроектирован как неф и закрыт открытой фермой крыши (двускатной крышей) над верхней оконной зоной.

Части наружных стен сохранились до высоты перемычек, восточная сторона доходит до второго этажа. Основные размеры составляли 42,2 × 34 метра. Центральный неф имел длину 22 метра и ширину 10,5 метра с четырьмя угловыми колоннами в центре комплекса. Здание было построено в свое время и практически не менялось вплоть до его постепенного разрушения, начавшегося в 9 веке. Части церкви могли использоваться для богослужений вплоть до 13 века.

Другие центральные постройки с тетраконхом в Сирии, все из которых, вероятно, служили соборами, находились в Селевкии, Пиерии и Апамее, оба со второй половины V века. Церковь Святых Сергия, Леонтия и Вакха в Босре, также являющаяся центральным тетраконхом, окруженным прямоугольной внешней стеной, датируется 512 годом. Они обсуждаются как возможные предшественники серии армянских тетраконхов с амбулаторным ходом, использовавшихся Звартноцким собором до круглой церкви. из Баны.

 

Базилика С

Базилика С, судя по некоторым раскопанным фрагментам, имела апсиду, покрытую цветной мозаикой. После разрушения землетрясением руины служили жилыми помещениями вплоть до средневековья. На северо-западе находилась еще одна базилика (Базилика D), части портала и апсиды которой сохранились. Он был обнаружен около 2000 года Немецким археологическим институтом.

 

Светские здания

На юго-западе находились цистерны. Они служили для снабжения питьевой водой примерно 6000 жителей в регионе, где нет родников и проточной воды, а среднегодовое количество осадков составляет всего 150 миллилитров. Имелись четыре большие подземные цистерны с кирпичными сводами. Самая большая цистерна могла хранить от 15 000 до 16 000 кубометров воды при длине 50 метров и высоте пика 15 метров. Он был построен во времена Юстиниана и отремонтирован в начале 7 века. Две другие цистерны датируются 7 веком. Вода отводилась по основному каналу шириной 15 футов от плотины в вади к западу от города, которая сдерживала зимние и весенние дожди. Отсюда к цистернам вели несколько крытых каналов снабжения. До его постройки подземные воды, непригодные для питья, можно было брать только из колодцев глубиной около 40 метров, которые годились только для орошения полей и поения скота. Раньше питьевую воду набирали в частные домашние цистерны в форме бутылок; когда они были пусты, слуги должны были приносить питьевую воду из Евфрата на ослах.

Главная улица шириной 4,6 метра с тротуарами шириной по 2 метра с каждой стороны вела на юг от северных ворот мимо магазинов и жилых домов. Он был укреплен толченой штукатуркой и кусками камня. Там, где эта дорога пересекалась с востоком на запад, находятся руины здания, называемого чан. Шесть комнат были ориентированы вокруг внутреннего двора. Своды были сделаны из кирпича. Вероятно, это редкий пример доисламского караван-сарая.

Поверхность внутреннего города теперь покрыта кратерами. Большинство этих кратеров представляют собой бывшие незаконные раскопки, которые, должно быть, были созданы между 1910 и 1920 годами, поскольку фотографии самых ранних экспедиций (Сарре/Герцфельд; А. Мусил) до сих пор показывают город нетронутым.

 

Здания дополнительные мурос

В 100 метрах от северных ворот находятся хорошо сохранившиеся остатки квадратного здания, построенного примерно с 570 по 580 год и, возможно, служившего церковью и конференц-залом для арабо-христианских гассанидов (так называемое «здание Аль-Мундир»). . Здание было археологически исследовано Тило Ульбертом и Микаэлой Конрад в 1990-х годах.

Еще в 100 метрах к северу от него находится башнеобразное небольшое здание с поясными арками на внутренних стенах. На западе был осмотрен позднеантичный банный комплекс VI века.

Большая территория поселения за пределами городских стен (extra muros), особенно на юге, была нанесена на карту, но вскрыта только в определенных местах. Здесь были обнаружены небольшие остатки здания типа 77 × 72 метра, которое принято называть «фиктивным фортом» из-за его массивной конструкции или мощного входного портала, кирпичи которого, просушенные на воздухе, почти полностью сгнили. Здание вместе с некоторыми хозяйственными постройками и садами принадлежало дворцовой зоне Хишама. В 1990 году Тило Ульберт обнаружил в этом саду остатки стены, которая была слегка приподнята и интерпретирована им как павильон. Вряд ли что-то еще можно увидеть из резиденции Омейядов на юге города.