Худжанд


Худжанд

 

Транспорт

 

Описание Худжанда

Худжанд — второй крупнейший город Таджикистана расположенный на севере страны. Административный центр Согдийской области. По состоянию на 2015 год численность населения города составляла 172 700 человек, а с агломерацией вокруг него около 700 000 человек. Площадь города составляет более 50 км². Худжанд является одним из древнейших городов Центральной Азии. Мечеть-мавзолей шейха Муслихиддина (XVII—XVIII вв.)

 

Худжанд (в советское время назывался Ленинабад) - второй по величине город в Таджикистане в Ферганской долине на обоих берегах реки Сырдарьи, известный в древние времена как Джаксартес.

Худжанд - старый город, основанный Александром Македонским в 329 году до нашей эры как Александрийский эсхат (самая дальняя Александрия). Он расположен на историческом Шелковом пути в стратегическом положении, на выходе из долины, где он может облагать налогом торговлю и противостоять вторжениям. Худжанд был умеренно важным торговым городом на этом пути на протяжении веков.

 

Достопримечательности

В Худжанде есть на что посмотреть. Это также просто перевалочный пункт для туристов, направляющихся в Зеравшанскую долину, Душанбе или Узбекистан. Вот несколько мест, которые стоит увидеть в городе:

Парк 1 Сомони, пр. Исмоили Сомони. Памятник Исмаилу Сомони расположен на правом берегу Сырдарьи. Он стоит на вершине холма в окружении фонтанов. Каждый вечер проводится цветное и музыкальное шоу.
2 Мавзолей Шейха Муслихиддина (Мавзолей Шейха Муслихиддина), улица Шарк (рядом с базаром Панчшанбе). Место упокоения шейха Муслихиддина, автора важного исламского текста Сахих и Бухари.
3 Базар Панджшанбе (Рынок "Панчшанбе"). 07:00-20:00 ежедневно. Красивое сталинское здание и хорошее место для покупки местной еды.
4 Исторический музей Согдийской области (Осорхонаи таърихии вилояти Суғд), ☏ +992 92 767 8393. 08:00-16:00 Вт-Вс, выходной М. Пожалуй, наиболее примечательным является здание, в котором расположен музей, реконструированный Худжандская крепость/цитадель примерно 10 века, но и музей весьма примечателен, прослеживая историю района со времен Александра Македонского. Часть галереи встроена в реконструированную стену.
5 Парк Камоли Худжанд (Боги ба номи К. Худжанди). Место мавзолееподобного здания с землей из могилы поэта Камала Худжанди, тремя музыкальными эстрадами с красивой деревянной резьбой, родниками и реконструированным домом-экспонатом богатого таджика из Худжанда. Также, где вы можете сесть на трамвай (Канатная дорога) через реку.
6 Арбоб Палас (Дворец культуры «Арбоб»). Правительственное здание, построенное в 1950-х годах как штаб-квартира советского колхоза. Он был создан по образцу Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, и именно здесь были разработаны дизайн флага и независимости Таджикистана. Вероятно, это не то место, где можно просто бродить вокруг и фотографировать до отвращения.
7 Памятник Дню Независимости. Стела у реки и очень высокий таджикский флагшток. Чуть восточнее отсюда стоит памятник прославленному поэту Рудаки, основоположнику классической персидской литературы.
Театр «Худжанди». Интересное здание советских времен на красивом месте с источниками и ресторанами.
Культурный центр Интересное здание в псевдоантичном (а также шику-блеске) стиле для проведения свадеб и культурных вечеров города. Он находится на левом берегу реки рядом с главным мостом.

 

Чем заняться

Ешьте местную дешевую еду.
Канатная дорога. 10:00-22:00 ежедневно. Прокатитесь на канатной дороге между парками Камоли Худжанд и парками Сомони над рекой Сырдарья. Это рядом с гостиницей Ленинабад.

 

История

Худжанд – один из древнейших городов Средней Азии, известный как центр торговли, отсюда проходил «Великий шелковый путь», соединявший Азию и Европу. Древние историки называли Худжанд «Тирозом мира» или «Невестой тьмы» и упоминали о его культурных людях.

Древние времена
Строительство города
Как исторически древний город Средней Азии, согласно исследованиям археологов, историков и архитекторов, Худжанд пережил несколько периодов расцвета. Первым периодом строительства города (VI-IV вв. до н.э.) считается архаический (древний) Ходжент, который относится к периоду правления династии Ахеменидов. С другой стороны, Худжанд расширяется и развивается во времена империи Александра Македонского. После завоевания Ходжента Искандаром (IV век до н.э.) городская крепость была укреплена.

Наряду с местными жителями в новой части города жили и наши первые сограждане (согдивская, фарганская и сакайская общины), эллинские наемники, македонские офицеры, непригодные к будущим походам Александра, военнопленные. В честь его завоевания городу было присвоено имя древнего землепроходца Искандара, который считается последним городом, носившим его собственное имя - Искандария Канари. По имеющимся данным, длина городской стены во времена Александра составляла 60 греческих стадий, что равняется 6000 ступеням. Это второй античный период строения нашего города.

Средние века
Городской ремонт
Третий период градостроительства Худжанда в основном восходит к средневековью. Начало средних веков (VI-VII вв.) Худжанд расширяется за счет своего внутреннего естественного развития и увеличения окружающего населения. Его новая топографическая структура формируется как трехчастный город (гора, район и город). Понимание Средневековья очень широкое - оно охватывает от V-VI веков до середины XIX века. VI-VII вв. Худжанд развивается экономически, экономически и культурно. В городе проводятся плановые и укрепленные реконструкции: восточная половина древнего города, по данным археологов, площадью сегодня почти 8 га превращается в новую большую городскую крепость. Оставшиеся восточная, северная и южная части древней стены использовались как фундамент новой крепости. Это еще раз подтвердили археологические раскопки предыдущих лет и археологические наблюдения и наблюдения при реконструкции и возрождении восточной стены и ворот Кухандиза в связи с празднованием 1100-летия Самонского государства: (июнь 1999 г. нового здания Краеведческого музея - 2004 г.) - в 2006 г. использовался - на стороне сухого, песчано-щебнистого притока в конце ручья Сой Ходжа Бакырган, впадавшего в Сырдарью, остатки архаического Худжанд, а над ним - античный - похсадевор, а затем - над ними, материальные остатки стены начала Средневековья и находки, относящиеся к этому периоду (фрагменты и целые части гончарных изделий - глиняная тарелка, чаша , глазурованная лампа сонитарского периода, бусы и солнечные часы и др.) также были обнаружены в разрезах конструкции. Перестроена была только западная стена Худжандского холма.

Период соманцев - борьба ходжентов с арабами
Письменные источники на персидском и арабском языках содержат больше сведений о Ходженте начала средневековья и соманского периода. По имеющимся данным, название города впервые появляется в форме «Худжанд(а)» во второй половине VII в. (ал-Белазури). Китайские источники также упоминают название города в форме «Гуйчжанти» в хронике Таншу (глава 221). Арабоязычные географы и путешественники Ибн-аль-Асир, ад-Дамишки, Якут Хамави, Ибн Хавкал, аль-Мукаддаси, Ибн-аль-Факе, Истахри больше о Ходженте в VIII-XII вв. Арабское вторжение в этот город и до времени Накануне монгольского нашествия был извещен Ходжент. Согласно Ибн-аль-Асиру (12-начало 13 вв.), Ходжент был одним из городов Средней Азии, боровшихся с арабским нашествием. После назначения правителем Хорасана в 705 г. арабский полководец Кутейба ибн Муслим (убит в Фергане в 715 г.) составил план своего похода в Ферганскую долину (в 713 г.) и двинулся в районы за Сырдарьей Моваруннахра. Так же, как и армия Салма, армия Кутейбы столкнулась с вооруженным сопротивлением ходжанцев, и битва затянулась. В "Китабу-л-Ансаб" Самани (1113-1167) упоминается, что Худжанд был завоеван арабами в 103 г. хиджры (721-722 гг. н.э.). Согласно некоторым нашим современным источникам, в 94 году хиджры (713 г. н.э.) арабы насильно наложили на плечи ходжанцев очень дорогие условия и начали горячие переговоры. Однако ходжанцы не выдерживали такого состояния и пребывания в плену у арабов долгое время. В 722 г. произошла ожесточенная битва между ходжентами и арабским войском во главе с наместником Хорасана аль-Хараши. Он осадил город и попытался взять его без нападения. Однако ходжанцы любым путем прорвали осаду и атаковали войско Хараши. Но в конце концов арабы входят в Худжанд...

Еще до оккупации Худжанда арабами в VII-VIII веках с восточной стороны холма - его стены уже образовался большой участок городской пустыни. Здесь располагался первый рынок города. Ибн Хавкал называл эту область под названием «поле» и «рабза». Аль-Истахри также называет его «полем». На другой стороне площади — за рабзой — находился «Дару-л-имарах» или «дом дворца», т. е. здание ходжентского губернатора (от середины 19 века и выходит на Регистон). Здание «Сарай Имарат» было окружено стеной.

Процветание города в средние века
Еще в начале средневековья, особенно в IX-X веках, Ходжент состоял из трех частей: кухандиза (старинный замок с царской аркой), города или медины (сам город) и рабата (пригородных районов). В целом, по ал-Истахри, площадь Ходжента в X веке составляла шесть-семь километров, а его длина превышала ширину. Уезд, стена которого построена в VI-VII веках (А. Мирбобоев), из жилых кварталов города с общественной мечетью и другими учреждениями, Кухандиза, из официальной резиденции губернатора, казарм, острога и т.д. были коммерческими. В XI-XII веках Ходжентский уезд и провинция были объединены. В уезде располагалось несколько учреждений, одним из которых была Молитвенная площадь - Мусалла (место общей и большой молитвы) Ходжента.

Эта Молитвенная площадь-Мусалла была создана в стенах средневекового Ходжентского уезда не ранее 10-11 веков.

На территории уезда были построены мавзолей, мечеть и медресе Хазрат Баба (12-13, 18-19 вв.). Позднее (XIX в.) в юго-восточном углу Намазгоха находилась мельница, питавшаяся, вероятно, водой из канала Курхана.

В этом районе средневекового Худжанда находилось несколько монументальных, лечебных, служебных и бытовых построек, одна из которых считается средневековым археолого-архитектурно-фармацевтическим центром - больницей «Дарульшифа» (её руины относятся к IX-XII вв. , XIV-XV вв. В 1999-2001 годах совместная научно-культурно-археологическая экспедиция исполнительного органа государственной власти Согдийской области - ДДХ - исследовала "Мерос" имени академика Бабаджона Фафурова). Это очень редкое сооружение, до сих пор не раскопанное в Средней Азии, и оно считается новым открытием таджикской археологии. Композиционно-архитектурный план комплекса состоит из системы стен и переходов, преимущественно имеющих северно-южное направление. В центральный двор входили с восточной стороны - места, где завершились археологические раскопки.

Предполагается, что средний зал был перекрыт полукруглым портиком (аркой), через его главный проход можно было попасть в сравнительно узкие проходы портичных палат лечебно-профилактического назначения. В целом все здание снаружи выглядело монументально, имело общую стену и крытые помещения, похожие на коридоры, — весь этот набор подтверждал общественное назначение здания. Стена здания не была снесена, выглядела очень достойно и монументально за счет упорядоченной и качественной кирпичной кладки (как внутри, так и снаружи здания), имевшей узор и вид, характерные для архитектуры IX-X вв. . В этой средневековой лечебно-физиотерапевтической лечебнице Худжанда лечили различные болезни человека. («Дарульшифа» теперь имеет и другие археологически неисследованные части).

Внутри средневекового Ходжентского уезда (IX-XII вв.) было несколько кладбищ и могил, служивших знаками и символами для определения территории и границ города в разные века. Эти кладбища делятся на две части: общественные и семейные или родовые. 1. Кладбище у могилы Хазрата Бабы (северо-восток Худжанда, возле Губернаторского парка). 2. Кладбище и мавзолей Ходжи Бикрабад. 3. Гробница Тугбоба-хана, Бузирак-Ато. Все эти мавзолеи и кладбища, расположенные в северо-восточной, южной и западной частях города и города в целом, образовывали границы города в X-XII веках. То есть граница находится в 250 м от района Кухандиз-Боги Хокима. Он включал южную часть Кухандиза (вне уездной стены) и западную часть Кухандиза (в 200-250 м от него) и соответствовал одноименным окрестностям Хазрат-Баба, Ходжа Бикрабад, Тугбобахан (Дувахан-Тубахан ) и его окрестности. Кроме того, в XI-XII вв. здесь находились кладбища и усыпальницы Чорчирога, Красная мечеть и некоторые другие (А. Мирбобоев).

Во вторых веках (XVIII-XIX) они были включены в Раззакскую или Чахаршанбинскую части города. Возможно, квартал Абу Махмуда Худжанди находится в одном из микрорайонов этой части города.

Другой частью Ходжента был Панджшанбинский район города (впоследствии он считался частью, входящей в состав поселка Новый Замок и Мазар). Этот район сформировался как ремесленно-торговый центр Ходжента за пределами средневекового городища Худжанд примерно в XIV-XVI веках. Однако в 70-х годах 20 века в этом районе проводились археологические раскопки (бывшее место «Дворца Унжиги» - чайхана «Акула» - бывший ресторан «Панджшанбе» - бывший Областной историко-географический музей - торговый центр «Хаджи Абдулазиз») и обнаружение двух медных монет (одна относится к XII веку на глубине 3 м.) доказывает, что этот район является одной из древнейших частей города. В XII веке здесь был построен мавзолей вельможи, поэта и видного религиозного деятеля, предводителя, советника и правителя Ходжента Бадеуддина Нури (по прозвищу «Шейх Муслихиддин»), а также одноименный историко-архитектурный комплекс Шейха Муслихиддина. вокруг него сформировалась (XIV-XIX вв.).

Ибн Хавкал пишет, что Худжанд «уникален среди регионов с точки зрения элегантности»; Аль-Мукаддаси особо упоминает: «Худжанд здесь приятный город, нет города очаровательнее его, через него протекает река и рядом с ним гора, воспетая мудрецами и поэтами. И нет прекрасней города на Востоке и на Западе. Оно очаровательно и завораживающе, сводит с ума и сбивает с толку, по-персидски это называется «разрезать сердце».

Известный ученый-энциклопедист XIX-X веков Абу Наср аль-Фарауби делит города и государства на добродетельные города и государства, глупые города и государства, славу и честь, похвальные города и государства, лицемерные и неустойчивые города и государства, лживые и жадные города и штаты. Оценка вообще была традицией для Средневековья. Самарканду было свойственно высокомерие, Балху - молодость, Герату - ревность и зависть. Средневековый Ходжент, согласно оценочным традициям, прославился как «Тиэроз мира» — по-арабски «Арус-ал-мамолик».

В истории Худжанда жители города проявили героизм при защите города, взявшись за руки с захватчиками за свою свободу. В 13 веке, во время монгольского нашествия, борец Темурмалики проявил свой героизм, и теперь жители этого города гордятся им.

Шелковый путь
Город Худжанд в прошлом был известен как центр торговли и ремесел. Здесь проходил средневековый торговый караванный путь – «Великий шелковый путь» в Среднюю Азию, через Индию, Иран, Ближний Восток, Китай и бассейн Средиземного моря.

Великие люди города
Худжанд является родиной ряда великих исторических деятелей. Ученые - астролог и математик Абу Махмуд Худжанди (10 век), географ и путешественник Хаджи Юсуф Мирфайозов (1842-1925), поэты Махасти Худжанди (12 век), Камол Худжанди (14 век), Мухаммад Амин Ходжаи Кашиф (1825-87), Тошходжаи Асири (1864-1916), Абдуллахи Фаяз (1847-1934) и другие. Здесь совершенствовали свою профессию деятели науки и культуры.

Колонизация царской России
24 мая 1866 года в город вошли царские войска, и он стал частью России. Это событие имело и прогрессивное значение. Позже в Ходжент приехали русские революционеры и интеллигенция, оказавшие влияние на развитие классового сознания и местного искусства.

События 1916-1917 гг.
4 июля 1916 года ходжентцы подняли восстание против колониальной политики царской России и местных феодалов, распространившейся на всю Среднюю Азию. В ходе классовой борьбы на поля вышли известные революционеры. 24 ноября 1917 года Советская власть победила в Ходженте. Позже город сначала вошел в состав Узбекской ССР, а со 2 октября 1929 года – в состав Таджикистана. В 1936 году город получил название Ленинабад.

Советский период
За годы Советской власти Худжанд стал одним из крупных экономических и культурных центров Таджикистана. Основные отрасли промышленности: ткацкая, металлообрабатывающая, строительная, швейная, пищевая. С. В 1982 году в городе насчитывалось более 25 промышленных предприятий. Городская царская текстильная фабрика является одним из крупнейших промышленных предприятий СССР и производила 80% таджикской королевской ткани (более 45 видов и 500 наименований тканей). С. В 1981 году городской консервный завод произвел 53 миллиона банок, что равнялось всей консервной промышленности России (1913 год). В городе есть заводы по производству молока, масла, строительных материалов, заводы по производству яиц глистов, стекла, «Торгмаш» (кофейники, термостаты и др.), производство эмалированной посуды, «Газаппарат*», авторемонт, производство чугуна и активно действовали бетонные изделия, хлеб, типография, мебельные фабрики., сапожная и др. Промышленная продукция города экспортируется в Болгарию, Кубу, Румынию, Венгрию, Монголию, Афганистан, Алжир, Эфиопию, Индию, Гвинею, Сомали и др. было отправлено. В 1981-1982 учебном году действовало 22 общеобразовательные школы, 3 восьмилетних школы, 3 техникума, 3 школы (музыкальная, педагогическая, медицинская), 6 техникумов технических специальностей, в которых обучалось 25 тыс. учащихся. _ наф. читателей и 4723 человека. студенты учились. Один из первых институтов - Государственный педагогический институт имени С. М. Кирова, Институт повышения квалификации учителей, Филиал Технического университета Таджикистана, филиал Союза писателей Таджикистана.

Современное время
За годы независимости Таджикистана, в результате экономического кризиса, несколько крупных предприятий, таких как «Худжанд Силк» и другие. перестал работать. В результате перехода к рыночной экономике организуется и действует все больше частных предприятий и акционерных объединений. С 2010 года Свободная экономическая зона «Сугд» (СЭИ «Сугд») осуществляет свою деятельность с участием отечественного и иностранного капитала, и сегодня в оборот пущена первая продукция ее предприятий. В частности, в период независимости в Худжанде развивалась строительная отрасль. Такие новые объекты, как новый корпус Худжандского государственного университета имени академика Бобожана Гафурова, спортивный комплекс с бассейном, высотная гостиница «Эхсон», школы и детские сады, малые производственные предприятия, бытовые службы, рынки, магазины и гос. учреждения были построены в городе. Были созданы новые парки и аллеи. Например, 21 марта 2015 года обновленный культурно-развлекательный парк имени Камола Худжанди с его статуей, мавзолеем и символическим домом и садом этого сладкоголосого таджикского поэта, фактическое место упокоения которого находится в городе Тебриз, Исламская Республики Иран, открылся в бывшем городском парке развлечений (Парк имени Камоли Худжанди | далее...)

 


Транспорт

Как добраться

Самолетом
Аэропорт Худжанд (LBD IATA) (в Бустоне, Гафуровский район, в 10 км от Худжанда). это международный аэропорт. Часто упоминается его советское название - Чкаловск, ранее известный как Ленинабад (в советское время). Аэропорт Худжанд имеет много рейсов в Россию.

На автобусе / такси
Общие такси и маршрутки до Душанбе, Пенджикента, Истаравшана и других южных районов Таджикистана отправляются с центрального автовокзала (автовокзал). Поездка в Душанбе стоила 120 сомони в общем такси (2017).

Маршрутки и такси до границы Узбекистана отправляются с северного автовокзала. Такси до поста Ойбек должно стоить около 50-80 сомони.

 

Транспорт по Худжанд

Такси должно стоить не более 10 сомони за любой пункт назначения в городе. Такси до аэропорта стоит около 30 сомони. Также есть много маршрутов (1 сомон за поездку в 2017 году). Молодые люди знают английский достаточно хорошо. Некоторые даже знают немецкий.

 

Отели

Ленинабад, 1 (Сугдиён), ☏ +992 92 444 1444. Экономичная гостиница советских времен, только что отремонтированная. Двухместный номер с собственной душевой стоит 330 сомони для иностранцев (100 сомони для граждан СНГ, 80 сомони для таджиков). Лифт не работает. Услуга камеры хранения стоит 2 сомони. Гостиница расположена на правом берегу Сырдарьи у реки.
2 Somoni-Hostel, пр. Исмоили Сомони 7а, ☏ +992 92 621 7887. Если вы ищете что-то очень бюджетное, это может сработать. Может быть, это просто, но расположение хорошее, рядом с музеем, парками и рекой, плюс есть завтрак. 186 см.