Церковь Святой Марии  Монгольской (Стамбул)

 Церковь Святой Марии Монголов (Стамбул)

 

 

Описание Церкви Святой Марии Монгольской

Адрес: Тевкий Кафер Мектеби Сок, Фенер
Тел (0212) 521 71 39
Автобус: 55T, 99A
Открыть по предварительной записи

Церковь Святой Марии Монгольской (Kanlı Kilise) была освящена в конце 13-го века. Церковь Святой Марии Монгольской является единственной греческой православной церковью в Стамбуле, которая оставалась на постоянных основах в руках греческой общины со времен гибели Византийской империи. Её иммунитет от превращения в мечеть был установлен в законом, подписанном Мехметом Завоевателем. Копия этого документа хранится в церкви по сей день.

Церковь Святой Марии Монгольской получила свое имя от женщины, которая ее основала, Мария Палеология, незаконнорожденная византийская принцесса, которая вышла замуж за монгольского хана, Абугая и жила свято с ним в Персии в течение 15 лет. После убийства ее мужа она вернулась в Константинополь, построила эту церковь и прожила свои дни в ней как монахиня.

Позвоните в колокольчик, чтобы получить вход. Смотрители, семья из древней Антиохии в Турции, обычно открывают дверь. Вхед бесплатный, но пожертвования приветствуются.

 

Церковь, которая обычно закрыта для публики и находится за высокой стеной, находится в районе Фенер района Фатих. Она расположена на Тевки Кафер Мектеби Сокак, на вершине склона с видом на Золотой Рог, недалеко от внушительного здания греческого православного колледжа Фанара.

 

История

В начале VII века принцесса Сопатра (дочь византийского императора Маурикиоса) и ее друг Евстолия построили женский монастырь на склоне пятого холма Константинополя. Земля, подаренная Императором, лежала к северу от Цистерны Аспар и до этого использовалась как кладбище. Здание было посвящено Святой Евстолии. В 11 веке был добавлен монастырь. Он был посвящен Всех Святых и имел тесную связь с монастырем Великой Лавры на Афоне. Во время латинского господства после Четвертого крестового похода монастырь исчез.

В 1261 году, после завоевания города византийцами, Исаак Дукас, тесть Георгия Акрополита и дядя по материнской линии Михаила VIII Палеолога, перестроил простой одноэтажный монастырь, посвященный Богородице Панагиотиссе. В 1266 году здание было расширено, и его украсил художник по имени Модестос.

В 1281 году Мария Палеологина, внебрачная дочь императора Михаила VIII и вдова Абаки, хана монгольского Иль-ханства, вернулась в Константинополь после 15-летнего отсутствия. Говорят, что она перестроила женский монастырь и церковь (которая тогда приняла форму, сохранившуюся до сих пор), заслужив титул Ктеториссы («основательница») этого комплекса, и оставалась там до самой своей смерти. С тех пор женский монастырь и церковь получили название Мушлиштисса (по-гречески «монголов»). После ее смерти монастырь пришел в упадок, потому что ее наследники использовали имущество монастыря в своих целях и даже взяли на себя ипотеку. Наконец, монахини затеяли тяжбу с наследниками сначала перед Императором, а затем перед Патриархом. Наследники представили в качестве доказательства своих прав императорский хризобулл, удостоверяющий покупку женского монастыря у Марии Палеологиной, но документ был признан фальшивым, и патриархат восстановил права монахинь. Женский монастырь просуществовал до конца Империи, затем был заброшен.

29 мая 1453 г., в день падения Константинополя, окрестности здания стали свидетелями последнего отчаянного сопротивления греков вторжению османов. Из-за этого церковь получила турецкое название Kanlı Kilise («Церковь Крови»), а дорога, ведущая к ней от Золотого Рога, до сих пор называется Восхождением знаменосца (турецкий: Sancaktar yokuşu) в честь османского знаменосца, который застал здесь свою смерть в битве.

По преданию, султан Мехмед II подарил церковь матери Христодулоса, греческому архитектору мечети Фатих, в знак признания его работы. Грант был подтвержден Баязидом II в знак признания заслуг племянника Христодула, который построил мечеть, носящую имя этого султана.

 

При султанах Селиме I и Ахмеде II были две попытки Османской империи превратить церковь в мечеть (последней, преследованной великим визирем Али Копрюлю в конце семнадцатого века, помешал Димитри Кантемир), но благодаря грантам Мехмеда II и Баязида II церковь оставалась приходом греческой общины. Таким образом, Святая Мария Монгольская - одна из немногих византийских церквей Стамбула, древнее посвящение которой никогда не было забыто.

Построенное несколько раз (в 1633, 1640 и 1729 годах) пожарами, опустошившими Фенер, здание было отремонтировано и расширено, полностью утратив свою первозданную элегантность. В конце девятнадцатого века рядом с ним построили небольшую школу, а в 1892 году пристроили небольшую колокольню. В 1955 году церковь была повреждена во время антигреческого погрома в Стамбуле, но с тех пор ее восстановили.

Описание
Комплекс находится за высокой стеной и обычно закрыт для посещения. Хотя оно всегда оставалось в руках греков, оно было изменено гораздо сильнее, чем те, что были превращены в мечети. Он имеет или изначально имел план тетраконха с центральным куполом, окруженным башней, что делает его уникальным в византийской архитектуре Константинополя и, в гораздо меньшем масштабе, неожиданно предвосхищает мечети многих великих османских мечетей.

Купол опирается на крест, образованный четырьмя полукуполами. В нартексе три пролета, центральный отсек которых перекрыт цилиндрическим сводом. С южной стороны церковь была снесена и перестроена, а южный полукупол и южный залив нартекса были удалены и заменены тремя нефами. Внутреннее убранство лишено оригинального убранства, но заполнено иконами и другими украшениями, что затрудняет осмотр церкви.

 

На восточной стене находится большое изображение Страшного суда, возможно, написанное Модестом в 1266 году. Кроме того, заслуживают внимания мозаичная икона XI века с изображением Богородицы и четыре иконы XIII и XIV веков.

Под церковью видны раскопки и подземный ход, ведущий к собору Святой Софии (хотя два здания находятся на расстоянии нескольких километров друг от друга). Несмотря на свое историческое значение, церковь никогда не изучалась с архитектурной точки зрения.