Дворец Долмабахче (Стамбул)

Дворец Долмабахче (Стамбул)

 

Описание Дворца Долмабахче

1) Мечеть королевы-матери
2) Часовая башня
3) Полицейский участок
4) Казначейские ворота
5) Билетная касса
6) Сад Селамлик
7) Селамлик
8) Хедиелик Иса
9) Зал Медхаль
10) Сад
11) Камли киоск
12) Саат Музеси
13) Сад
14) Патио
15) Гарем

 

Дворец Долмабахче расположен в районе Бешикташ на границе с Кабаташ в Стамбуле, Турция, на европейском побережье Босфора. Он служил главным административным центром Османской империи с 1856 по 1887 и с 1909 по 1922 год (временный дворец Йылдыз использовался между этими периодами). 

 

История Дворца Долмабахче

Дворец Долмабахче был построен по приказу 31-ого султана Абдул-Меджида I между 1843 и 1856 годами. До этого Султан и его семья жили во дворце Топкапы. Поскольку средневековый Топкапы не мог похвастаться в стиле, роскоши и комфорта, по сравнению с дворцами европейских монархов, Абдулмецид решил построить новый современный дворец рядом с местом бывшего дворца Бешикташ Сахил, который был снесен. Хаджи Саид Ага отвечал за строительные работы, а проект реализовали архитекторы Гарет или Карапет Бальян, и его сын Нигогайос или Никогос Бальян и Эванис Калфа (члены армянской семьи Бальян архитекторов Османской империи).

Стоимость строительства Дворца Долмабахче составляет пять миллионов османских золотых лир, или 35 тонн золота, что является эквивалентом ок. $ 1,5 млрд. в сегодняшних (2013) деньгах. Эта сумма соответствовала приблизительно четверти годовых налоговых поступлений в казну империи. На самом деле строительство финансировалось за счет массового выпуска бумажных денег, а также внешних займов. Тем не менее огромные расходы возложили огромную нагрузку на государственный кошелек и способствовали ухудшающемуся финансовому положению Османской империи, которое в конечном итоге объявило дефолт на свой государственный долг в октябре 1875 года. В последствие в 1881 году финансовый контроль был установлен над «больным человеком Европы» «европейскими державами.

Дворец Долмабахче был домом для шести султанов с 1856 года, когда он был впервые заселен, вплоть до упразднения Халифата в 1924 году. Последним королевским жителем здесь был халиф Абдул-Меджид Эфенди. Закон, вступивший в силу 3 марта 1924 года, передал право собственности на дворец в национальное достояние новой Турецкой Республики. Мустафа Кемаль Ататюрк, основатель и первый президент Турецкой Республики, использовал дворец Долмабахче в качестве президентской резиденции в течение лета. Он принял некоторые из своих самых важных законов и распоряжений здесь. В дворце Долмабахче Ататюрк провел последние дни своеей жизни. Здесь же он умер 10 ноября 1938 года.

Сегодня дворец Долмабахче управляется Дирекцией национальных дворцов, ответственная перед Великим Национальным Собранием Турции. Единственный способ увидеть интерьер Долмабахче - это экскурсия по особняку.

 

Место нахождение

Дворец Долмабахче изначально стоял на самом берегу залива на Босфоре, где располагались якорные стоянки Османского флота. Район постепенно был засыпан землей в течение 18-го века, а потом превращен в императорский сад, который высоко ценился османскими султанами. Причем настолько, что само название Дворца Долмабахче происходит от турецкого слова  «долма», который означает «заполненный» и «бахче», что означает «сад», то есть название особняка можно перевести как Заполненный сад. Здесь были построены различные небольшие летние дворцы и деревянные павильоны в течение 18-го и 19-го веков, в конечном итоге образуя дворцовый комплекс вдоль береговой линии Бешикташ. Общая площадь комплекса покрывает 110 000 м². Он ограничен Босфором на восточной стороне, и крутой пропастью с западной стороной. Сам дворец Долмабахче покрывает площадь в 45 000 м².

 

Дизайн Дворца Долмабахче

Дворец Долмабахче - самый большой дворец в Турции. Он занимает площадь 45 000 м2 (11,1 акров) и содержит 285 комнат, 46 залов, 6 ванн (хамам) и 68 туалетов. Дизайн содержит эклектичные элементы стилей барокко, рококо и неоклассицизма, смешанные с традиционной османской архитектурой, чтобы создать красочный архитектурный синтез. Форма и декор дворца отражают растущее влияние европейских стилей и стандартов на османскую культуру и искусство в период Танзимата. Внешний вид, в частности с видом на Босфор, исполнен в классическом европейском стиле, которое делится на два крыла.

Дворец Долмабахче сохраняет элементы традиционной османской жизни султана, а также особенности традиционных турецких домов. Он строго отделен структурно в южное крыло (Mabeyn-i Hümâyûn, или Selamlık, помещения зарезервированные для мужчин), который содержит комнаты публичного представления, и северное крыло (Harem-i Hümâyûn или гарем), предназначенное для частных покоев султана и его семьи. Две функциональные зоны разделены большим Церемониальным залом (Muayede Salonu) площадью 2000 м2 и 36 м высоким куполом. Поскольку гарем должен был быть полностью изолирован от внешнего мира, главный вход для посетителей расположен на узкой южной стороне. Там комнаты для презентаций организованы для приемов посетителей и иностранных дипломатов. Площадь гарема включает восемь взаимосвязанных квартир для жен султана, для его фаворитов и наложниц, а также для его матери, каждая со своей ванной комнатой.

 

Декор и интерьер

В то время как у Топкапы укращен красочными плитками Изника и Оттоманской резьбой, дворец Долмабахче широко украшен золотом и кристаллами. Четырнадцать тонн золота использовались для позолоты его интерьера. Самая большая в мире чешская хрустальная люстра находится в Торжественном зале. Люстра считалась подарком королевы Виктории, однако в 2006 году квитанция была обнаружена, и она была полностью оплачена султаном. Она украшена 750 лампами и весит 4,5 тонны. Дворец Долмабахче имеет самую большую коллекцию хрустальных люстр из Чехии и Баккара в мире. Известная хрустальная лестница имеет форму двойной подковы и построена из кристалла Баккара, латуни и красного дерева.

Для украшения использовались дворца Долмабахче дорогие камни, такие как ценные виды мрамора, египетский алебастр и порфирий из Пергамона. Дворец Долмабахче включает большое количество дворцовых ковров Хереке, сделанных Императорской фабрикой Хереке. Здесь также представлены 150-летние ковры из медвежьей шерсти, первоначально представленные Султану в подарок царем Николаем I. Во дворце выставлена ​​коллекция из 202 картин маслом. Изюминкой коллекции являются 23 картины Ивана Айвазовского, которые он создал в качестве придворного художника во время своего пребывания в Стамбуле. В сборник вошли также картины Густава Буланже, Жан-Леона Жерома, Эжена Фроментина, Станислава Члебовски, Феликса Зиема, Карла Джозефа Кувассега, Фаусто Зонаро, Тео ван Райсельберге и Александра Сандора Свободы. В художественном музее Дворца Долмабахче также есть картины турецких художников, таких как Осман Хамди Бей, Халил Паша и Осман Нури Паша.

С самого начала оборудование дворца осуществляло самые высокие технические стандарты. Газовое освещение и водонагреватели были импортированы из Великобритании, тогда как дворцы в континентальной Европе все еще не обладали такими новинками. Позже были установлены электричество, система центрального отопления и лифт.

 

Номера Дворца Долмабахче

Зал Медхаль (главный вход)

Посещение Дворца Долмабахче начинается в зале Медхаль. Номера, ведущие от Медхаля идут к морю и к земле. Комнаты, обращенные к морю, использовались ведущими османскими чиновниками, великим визирем и другими министрами государства, а комнаты, расположенные вдоль суши. Они использовались различными администраторами дворца и государства, такими как Дворцовый Маршал, Шейхлислам (титул высшего должностного лица по вопросам ислама в ряде исламских государст) и члены Палаты представителей (Меклис-и-Мебусан) и Сената (Меклис-и Аян).

Гости сначала ждали в этом зале, а затем в нужное время офицер вводил гостей по дворцовому протоколу. Войдя в Медхаль, можно увидеть столы Боулла по обеим сторонам комнаты, на которых сверху видна ​​монограмма Султана Абдул-Меджида I. Королевская монограмма султана также украшает камин дворца Долмабахче. Английская люстра, висящая в середине этой комнаты, имеет шестьдесят ветвей. Ткани Хереке, используемые в качестве обивки для мебели и в качестве драпировки, исполнены в королевском оттенке красного.

 

Комната секретариата

Вторая комната после зала Медхаль справо - это Комната секретариата или Холл Клерков, также называемой Плиточной комнатой. На левой стене этого зала висит самая большая картина в коллекции дворца, изображение "Процессии Сюрри" Стефано Усси. "Сюрри" обозначало караванов, которые отправились из Стамбула в Мекку во время религиозного месяца Реджа, принимая денежную помощь, используемую для поддержки содержания и оформления Каабы, а также для оказания финансовой помощи местному населению Хеджаза. На стене справа находится картина, подписанная Рудольфом Эрнстом, изображающая огонь в Парижском муниципальном театре и еще одну картину голландской деревенской девушки Деландре. В этом комнате, оформленном в  французском стиле, есть очень ценные фарфоровые вазы.

 

Комната Ататюрка

Комната Ататюрка

Мустафа Кемаль Ататюрк провел последние дни своей жизни во Дворце Долмабахче, когда его здоровье ухудшилось. Он умер в 9:05 утра 10 ноября 1938 года, в спальне, расположенной в бывшей гаремной зоне дворца. Все часы во дворце Долмабахче были остановлены в 9:05 в момент его смерти. Часы за пределами его комнаты теперь настроены на правильное стамбульское время, но часы в комнате, в которой он умер, все еще указывают на 9:05. На кровати, на которой скончался Ататюрк, лежит одеяло в виде турецкого флага.

 

Прилегающие здания

Рядом с дворцом находится ряд других жилых зданий, в том числе дворец наследного принца (Велахт Дайреси), кварталы будущих джентльменов (Мусахибан Дайреси), общежития слуг (Агават Дайреси, Бендеган Дайреси) и стражи (Baltacilar Dairesi), покои главного евнуха (Kizlaragasi Dairesi). Дальнейшие постройки включают императорские кухни (Matbah-i Amire), конюшни, вольер (Kusluk), питомник растений (Fidelik), мельницу, теплицу (Sera), ковровую мастерскую Hereke (Hereke dökümhanesi), стекольную мануфактуру, литейный цех, аптека и др.

Мечеть в стиле барокко по проекту Гарабета Баляна была построена рядом с дворцом в 1853–1855 годах. Он был заказан королевой-матерью Безм-и Алем Валиде Султан. С 1948 года в здании размещался Военно-морской музей, но в 1960 году после государственного переворота 27 мая музей был перенесен на другое место. В 1967 году мечеть была возвращена для богослужений.

Башня с часами (Dolmabahçe Saat Kulesi) была возведена перед Императорскими воротами (Saltanat Kapisi) на площади вдоль европейской набережной пролива Босфор рядом с мечетью. Башня была построена по заказу султана Абдулхамида II и спроектирована придворным архитектором Саркисом Баляном в период с 1890 по 1895 год. Ее часы были изготовлены французским часовым домом Жан-Поля Гарнье и установлены придворным мастером часов Иоганном Майером.