История Пергама или Бергама

Пергам (Бергама) 

 

Древний период

Доэллинистический период
Поселение Пергама можно обнаружить еще в архаический период благодаря скромным археологическим находкам, особенно фрагментам керамики, привезенным с запада, в частности из Восточной Греции и Коринфа, датируемым концом 8 века до нашей эры. Невозможно продемонстрировать более раннее проживание в бронзовом веке, хотя каменные орудия бронзового века можно найти в окрестностях.

Самое раннее упоминание о Пергаме в литературных источниках происходит из Анабасиса Ксенофонта, поскольку марш Десяти тысяч под командованием Ксенофонта закончился в Пергаме в 400/399 г. до н.э. Ксенофонт, который называет город Пергамом, передал оставшуюся часть своих греческих войск (около 5000 человек, согласно Диодору) Фиброну, который планировал поход против персидских сатрапов Тиссаферна и Фарнабаза в этом месте в марте 399 г. до н.э. В это время Пергамом владела семья Гонгилоса из Эретрии, грека, благосклонного к империи Ахеменидов, который укрылся в Малой Азии и получил территорию Пергама от Ксеркса I, а Ксенофонта принимала его вдова Эллада.

В 362 г. до н.э. Оронт, сатрап Мисии, основал свое восстание против Персидской империи в Пергаме, но был подавлен. Только с Александром Великим Пергам и его окрестности были удалены из-под персидского контроля. Есть немного следов доэллинистического города, поскольку в последующий период местность была глубоко изменена, и строительство широких террас повлекло за собой удаление почти всех более ранних построек. Части храма Афины, а также стены и фундамент алтаря в святилище Деметры восходят к четвертому веку.

Эллинистический период
Лисимах, царь Фракии, вступил во владение в 301 г. до н.э., но вскоре после того, как его наместник Филетайр расширил город, королевство Фракии рухнуло в 281 г. до н.э., и Филетайр стал независимым правителем, основав династию Атталидов. Его семья правила Пергамом с 281 по 133 год до нашей эры: Филетайр 281–263; Евмен I 263–241; Аттал I 241–197; Евмен II 197–159; Аттал II 159–138; Аттал III 138–133. Владения Филетэра были ограничены территорией, окружающей сам город, но Эвмен I смог их значительно расширить. В частности, после битвы при Сардисе в 261 г. до н.э. против Антиоха I, Эвмен смог захватить территорию вплоть до побережья и немного дальше вглубь суши. Таким образом, город стал центром территориального царства, но Эвмен не получил королевского титула. В 238 году его преемник Аттал I победил галатов, которым Пергамон платил дань при Евмене I. После этого Аттал объявил себя лидером полностью независимого Пергамского царства, которое достигло своей наибольшей силы и территориальных размеров в 188 году до нашей эры.

Атталиды стали одними из самых верных сторонников Рима в эллинистическом мире. При Аттале I (241–197 до н. Э.) Они вступили в союз с Римом против Филиппа V Македонского во время первой и второй македонских войн. В войне римлян и Селевкидов против царя Селевкидов Антиоха III Пергамон присоединился к коалиции римлян и был награжден почти всеми бывшими владениями Селевкидов в Малой Азии в Апамейском мире 188 г. до н.э. Евмен II снова поддержал римлян против Персея Македонского в Третьей македонской войне, но римляне не наградили Пергамон за это. На основании слухов о том, что Евмен вступил в переговоры с Персеем во время войны, римляне попытались заменить Евмена II будущим Атталом II, но последний отказался. После этого Пергамон утратил свой привилегированный статус у римлян и не получил от них никаких дополнительных территорий.

 

Тем не менее, при братьях Евмене II и Аттале II Пергам достиг своего апогея и был перестроен в монументальном масштабе. До 188 г. до н.э. с момента основания Филетэром он существенно не рос и покрыл ок. 21 га (52 акра). После этого года была построена новая массивная городская стена длиной 4 километра (2,5 мили), охватывающая площадь около 90 гектаров (220 акров). Целью Атталидов было создание вторых Афин, культурного и художественного центра греческого мира. Они реконструировали Акрополь Пергама после Акрополя в Афинах. Сохранились эпиграфические документы, показывающие, как атталиды поддерживали рост городов, отправляя квалифицированных ремесленников и переводя налоги. Они позволили греческим городам в своих владениях сохранять номинальную независимость. Они отправляли подарки в греческие культурные объекты, такие как Дельфы, Делос и Афины. Библиотека Пергама была известна как вторая после Александрийской библиотеки. Пергамон также был процветающим центром производства пергамента (само слово, искаженное слово pergamenos, что означает «из Пергама»), который использовался в Малой Азии задолго до возникновения города. История о том, что пергамент изобрели пергаменты, потому что Птолемеи в Александрии имели монополию на производство папирусов, не соответствует действительности. Два брата Эвмен II и Аттал II проявили самую отличительную черту Атталидов: ярко выраженное чувство семьи без соперничества и интриг - редкость среди эллинистических династий. Евмена II и Аттала II (прозванный «Филадельфос» - «любящий своего брата») даже сравнивали с мифической парой братьев Клеобисом и Битоном.

Когда Аттал III умер без наследника в 133 г. до н.э., он завещал весь Пергам Риму. Это было оспорено Аристоником, который утверждал, что он брат Аттала III и возглавил вооруженное восстание против римлян с помощью Блоссия, известного философа-стоика. Некоторое время он пользовался успехом, победив и убив римского консула П. Лициния Красса и его армию, но в 129 г. до н. Э. Он потерпел поражение от консула М. Перперны. Пергамское царство было разделено между Римом, Понтом и Каппадокией, и большая часть его территории стала новой римской провинцией Азия. Сам город был объявлен свободным и некоторое время был столицей провинции, прежде чем его перевели в Эфес.

 

Римский период

В 88 г. до н.э. Митридат VI сделал город штаб-квартирой в своей первой войне против Рима, в которой он потерпел поражение. В конце войны победившие римляне лишили Пергам всех его благ и статуса вольного города. Отныне город был обязан платить дань, размещать и снабжать римские войска, а имущество многих жителей было конфисковано. Члены пергамской аристократии, особенно Диодор Паспар в 70-х годах до нашей эры, использовали свои владения для поддержания хороших отношений с Римом, выступая в качестве доноров для развития города. Многочисленные почетные надписи указывают на работу Паспара и его исключительное положение в Пергаме в то время.

Пергам по-прежнему оставался знаменитым городом, и заслуживающая внимания роскошь Лукулла включала в себя импортные товары из города, который по-прежнему оставался местом монастыря (регионального собрания). При Августе первый имперский культ, неокорат, установившийся в провинции Азия, был в Пергаме. Плиний Старший называет город самым важным городом в провинции, а местная аристократия продолжала достигать высших кругов власти в I веке нашей эры, как Авл Юлий Квадрат, который был консулом в 94 и 105 годах.

Тем не менее, только при Траяне и его преемниках произошла всесторонняя реконструкция и реконструкция города с построением римского «нового города» у основания Акрополя. Город был первым в провинции, получившим второй неократ от Траяна в 113/4 году нашей эры. Адриан поднял город до уровня мегаполиса в 123 году и тем самым поднял его над местными соперниками, Эфесом и Смирной. Была выполнена грандиозная строительная программа: построены массивные храмы, стадион, театр, огромный форум и амфитеатр. Кроме того, в черте города святыня Асклепия (бога исцеления) была преобразована в роскошный курорт. Это святилище приобрело известность и считалось одним из самых известных лечебных и лечебных центров римского мира. В середине II века Пергамон был одним из крупнейших городов провинции, наряду с этими двумя, с населением около 200 000 человек. Гален, самый известный врач древности, помимо Гиппократа, родился в Пергаме и получил раннее образование в Асклепионе. В начале третьего века Каракалла предоставил городу третий неокорат, но упадок уже начался. Во время кризиса третьего века экономическая мощь Пергама окончательно рухнула, так как город сильно пострадал в результате землетрясения. 262 и вскоре после этого был разграблен готами. В поздней античности он пережил ограниченное экономическое восстановление.

 

Византийский период

В период поздней античности город постепенно приходил в упадок, и его оседлое ядро ​​превратилось в акрополь, который был укреплен императором Константом II (годы правления 641–668). В 663/4 году Пергамон впервые был захвачен арабами. В результате этой продолжающейся угрозы территория поселения отступила в цитадель, которая была защищена стеной толщиной 6 метров (20 футов), построенной из сполии.

В средневизантийский период город был частью Фракизийской Темы, а со времен Льва VI Мудрого (годы правления 886–912) - Темой Самоса. Наличие армянской общины, вероятно, из беженцев от мусульманских завоеваний, засвидетельствовано в 7 веке, откуда родился император Филиппик (годы правления 711–713). В 716 году Пергамон был снова разграблен войсками Маслама ибн Абд аль-Малика. Он был снова перестроен и укреплен после того, как арабы оставили осаду Константинополя в 717–718 годах.

Он пострадал от нападений сельджуков на западную Анатолию после битвы при Манцикерте в 1071 году: после нападений в 1109 и 1113 годах город был в значительной степени разрушен и восстановлен только императором Мануилом I Комнином (годы правления 1143–1180) в ок. 1170. Вероятно, он стал столицей новой темы Неокастры, установленной Мануэлем. При Исааке II Ангелосе (годы правления 1185–1195) местный престол был повышен до уровня митрополита, который ранее был суфражистской епархией Эфесской митрополии.

После разграбления Константинополя в 1204 году во время Четвертого крестового похода Пергамон стал частью Никейской империи. Когда император Феодор II Ласкарис (годы правления 1254–1285) посетил Пергам в 1250 году, ему показали дом Галена, но он увидел, что театр был разрушен и, за исключением стен, на которые он обратил некоторое внимание, только своды над Селинусом казался ему примечательным. Памятники Атталидов и римлян к этому времени представляли собой лишь разграбленные руины.

С расширением анатолийских бейликов Пергам был поглощен бейликом Карасидов вскоре после 1300 г., а затем завоеван османским бейликом. Османский султан Мурад III приказал перевезти две большие алебастровые урны из руин Пергамона и поставить их с двух сторон от нефа в соборе Святой Софии в Стамбуле.

Пергам в мифе
Пергам, история которого восходит к Телефу, сыну Геракла, не упоминается в греческих мифах или эпосах архаического или классического периода. Однако в эпическом цикле миф о Telephos уже связан с районом Мисии. Он приходит туда вслед за оракулом в поисках своей матери, становится зятем или приемным сыном Тевтраса и наследует его королевство Тевфрания, которое занимало территорию между Пергамом и устьем Кайкуса. Telephus отказался участвовать в Троянской войне, но его сын Эврипил сражался на стороне троянцев. Этот материал был затронут в ряде трагедий, таких как «Мизи» Эсхила, «Алеады Софокла» и «Телефон и Авг» Еврипида, но Пергам, похоже, не сыграл никакой роли ни в одной из них. Адаптация мифа не совсем гладкая.

Таким образом, с одной стороны, Эврипил, который должен был быть частью династической линии в результате присвоения мифа, не был упомянут в гимне, исполненном в честь Телефуса в Асклепии. В противном случае, похоже, на него не обратили никакого внимания. Но Пергамены сделали подношения Телефу, и могила его матери Авг находилась в Пергаме, недалеко от Кайкуса. Таким образом, Пергамон вошел в троянский эпический цикл, правителем которого, как говорят, был Аркадий, который сражался с Телефом против Агамемнона, когда тот высадился на Кайкусе, принял его за Трою и начал разорять землю.

С другой стороны, история была связана с основанием города с другим мифом - о Пергаме, одноименном герое города. Он также принадлежал к более широкому кругу мифов, связанных с Троянской войной, как внук Ахилла через своего отца Неоптолема и Этиона Фивского через свою мать Андромаху (наложница Неоптолема после смерти Гектора Троянского). Сообщается, что вместе со своей матерью он бежал в Мисию, где убил правителя Тевфрании и дал городу свое собственное имя. Там он построил героя для своей матери после ее смерти. В менее героической версии, Гринос, сын Эврипила, назвал в его честь город в благодарность за услугу. Эти мифические связи кажутся поздними и не засвидетельствованы ранее III века до нашей эры. Роль Пергама оставалась подчиненной, хотя он и получал некоторое культовое поклонение. Начиная с римского периода, его изображение появляется на гражданских монетах, и, как говорят, у него был герой в городе. Тем не менее, он обеспечил дополнительную, намеренно созданную связь с миром гомеровского эпоса. Митридат VI отмечался в городе как новый Пергам.

 

Однако для Атталидов решающее значение имела генеалогическая связь с Гераклом, поскольку все другие эллинистические династии уже давно установили такие связи: Птолемеи произошли непосредственно от Геракла, Антигониды вставили Геракла в свое генеалогическое древо во время правления Филипп V самое позднее в конце III века до нашей эры, и Селевкиды заявили о своем происхождении от брата Геракла Аполлона. Все эти утверждения получают свое значение от Александра Великого, который утверждал, что произошел от Геракла через своего отца Филиппа II.

В своей конструктивной адаптации мифа Атталиды придерживались традиций других, более старых эллинистических династий, которые узаконили себя через божественное происхождение и стремились повысить свой собственный престиж. Жители Пергама с энтузиазмом последовали их примеру и стали называть себя Telephidai (Τηλεφίδαι), а сам Пергам в поэтических регистрах именовать «городом-телефоном» (Τήλεφις πόλις).

История исследований и раскопок
Первое упоминание о Пергаме в письменных источниках после древних времен относится к 13 веку. Начиная с Сириако де Пиццикли в 15 веке, все больше путешественников посещали это место и публиковали свои отчеты о нем. Ключевое описание принадлежит Томасу Смиту, который посетил Левант в 1668 году и передал подробное описание Пергамона, к которому великие путешественники 17 века Якоб Спон и Джордж Уилер не смогли добавить ничего значительного в свои собственные отчеты.

В конце 18 века эти визиты были подкреплены научным (особенно древним историческим) стремлением к исследованиям, воплощенным Мари-Габриэль-Флоран-Огюст де Шуазель-Гуффье, путешественником по Малой Азии и французским послом в Великой Порте в Стамбуле. с 1784 по 1791 год. В начале 19 века Чарльз Роберт Кокерелл сделал подробный отчет, а Отто Магнус фон Штакельберг сделал важные наброски. Надлежащее многостраничное описание с планами, высотами и видами на город и его руины впервые было создано Шарлем Тексье, когда он опубликовал второй том своей книги «Описание шахты Азии».

В 1864/5 немецкий инженер Карл Хуман впервые посетил Пергамон. Для строительства дороги из Пергамона в Дикили, для которой он проводил работы по планированию и топографические исследования, он вернулся в 1869 году и начал интенсивно сосредотачиваться на наследии города. В 1871 году он организовал туда небольшую экспедицию под руководством Эрнста Курция. В результате этого короткого, но интенсивного исследования были обнаружены два фрагмента большого фриза, которые были доставлены в Берлин для детального анализа, где они вызвали некоторый интерес, но не большой. Неясно, кто связывал эти фрагменты с Великим алтарем в Пергаме, упомянутым Луцием Ампелием. Однако, когда археолог Александр Конзе взял на себя руководство отделом древней скульптуры в Королевских музеях Берлина, он быстро инициировал программу раскопок и защиты памятников, связанных со скульптурой, которые, как многие подозревали, включают Большой алтарь. .

В результате этих усилий Карлу Хуману, который в течение нескольких предыдущих лет проводил раскопки на низком уровне в Пергаме и который обнаружил, например, архитравную надпись храма Деметры в 1875 году, было поручено провести работы в Площадь алтаря Зевса в 1878 году, где он продолжал работать до 1886 года. С одобрения Османской империи обнаруженные там барельефы были перевезены в Берлин, где в 1907 году для них был открыт Пергамский музей. Работа была продолжена Конзе, который стремился к как можно более полному раскрытию и исследованию исторического города и цитадели. За ним последовал историк архитектуры Вильгельм Дёрпфельд с 1900 по 1911 год, который был ответственен за самые важные открытия. Под его руководством были обнаружены Нижняя Агора, Дом Атталоса, Гимнасьон и Святилище Деметры.

 

Раскопки были прерваны Первой мировой войной и возобновились только в 1927 году под руководством Теодора Виганда, который оставался на этом посту до 1939 года. Он сосредоточился на дальнейших раскопках верхнего города, Асклепиона и Красного зала. Вторая мировая война также вызвала перерыв в работе в Пергаме, которая длилась до 1957 года. С 1957 по 1968 год Эрих Берингер работал, в частности, на Асклепиионе, но также выполнял важные работы в нижнем городе в целом и выполнял изыскательские работы. что расширило знания о сельской местности, окружающей город. В 1971 году, после короткой паузы, Вольфганг Радт сменил его на посту руководителя раскопок и направил исследования на жилые здания Пергамона, а также на технические вопросы, такие как система управления водными ресурсами города, которая поддерживала население 200 000 человек. его высота. Он также выполнял проекты по консервации, которые имели жизненно важное значение для сохранения материальных останков Пергама. С 2006 года раскопками руководил Феликс Пирсон.

Большинство находок из Пергамских раскопок перед Первой мировой войной было перевезено в Пергамский музей в Берлине, а меньшая часть - в Стамбульский археологический музей после его открытия в 1891 году. После Первой мировой войны был открыт музей Бергамы. который получил все обнаруженные с тех пор находки.