Крепость Едикуле (Стамбул)

 Крепость Едикуле (Yedikule) (Стамбул)

Описание Крепости Едикуле

Крепость Едикуле (турецкий: Yedikule Hisarı; Крепость семи башен) — османская крепость, расположенная на одном конце стен Константинополя, на берегу Мраморного моря, в Стамбуле, Турция. Хотя существующая в настоящее время крепость была построена в 1458 году Мухаммедом II Завоевателем, через пять лет после завоевания города, ранее на этом месте существовало укрепление, защищавшее одни из монументальных ворот столицы Византийской империи, Золотые ворота (по-гречески: Χρυσεία Πύλη; романиз.: Chryseia Pylē; по-латыни: Porta Aure; по-турецки: Altınkapı или Yaldızlıkapı), также известные как Ворота Ксеролофуса (Xerolophos) или Ворота Сатурнина (Saturninus), на протяжении веков использовались для триумфальные въезды византийских императоров в имперскую столицу.

 

Золотые ворота византийской столицы

Проходя вдоль стен с юга на север, Порта Дорада — первая дверь, которую вы встретите. Это был главный торжественный вход в Константинополь, который использовался специально в таких случаях, как триумфальный въезд императора после военной победы или коронации. В редких случаях, в знак почета, вход через Золотые ворота разрешался неимперским посетителям: папским легатам (в 519 и 868 гг.) и Папе Константину (в 710 г.). Эта церемониальная функция продолжалась до периода династии Комнинов. После этого только в 1261 году произошел еще один триумфальный въезд императора через Золотые ворота, когда 15 августа 1261 года Мигель VIII Палеолог вошел в город, отвоевав его у латинян.

С прогрессирующим военным упадком византийцев в конце палеологовского периода ворота были замурованы и уменьшены в размерах, а комплекс был превращен в цитадель и убежище. Золотым воротам копировали в нескольких местах, в нескольких городах главные ворота были названы в их честь, например, Салоники, чьи «золотые ворота» также известны как Ворота Вардара, Антиохия (Ворота Дафны) и Иерусалим (Золотые ворота). Некоторые монументальные «золотые ворота» были также построены в Киевской Руси, например, Золотые ворота Киева и Золотые ворота Владимира.

Дата строительства монументальных ворот неизвестна, ученые разделились между Феодосием I и Феодосием II. Ученые старшего поколения больше склонялись к первой гипотезе, но у последней сегодня больше сторонников, а именно, что дверь станет неотъемлемой частью Феодосиановых стен. Дебаты были вызваны исчезнувшей теперь латинской надписью позолоченными металлическими буквами, которая висела над воротами и отмечала поражение неназванного узурпатора:
«Феодосий украшает эти места по судьбе тирана. Тот, кто строит ворота из золота, носит золотой век.». (Haec loca Theudosius decorat post fata tyranni. aurea saecla gerit qui portam construit auro.)

Интересно, что эту легенду не сообщил ни один византийский автор. Однако исследование отверстий, куда были прибиты буквы, подтвердило их существование и текст. То же расследование показало, что первая линия находилась на западной стороне арки, а вторая - на восточной. По преобладающему сегодня мнению, узурпатором был Иоанн (423–425), а по традиционалистской гипотезе ворота были построены в виде изолированной триумфальной арки в 388–391 гг. в ознаменование поражения узурпатора Магна Максима (385–388 гг.), и лишь позже был включен в состав Феодосийских стен.

Дверь составлена ​​из больших квадратных блоков белого мрамора, соединенных между собой без цемента, и имеет форму триумфальной арки с тремя арочными воротами, средние из которых больше боковых. Он окружен большими квадратными башнями, которые составляют 8-ю и 10-ю башни внутренней Феодосийской стены. За исключением центрального портала, дверь оставалась открытой для повседневного движения. Сооружение было богато украшено многочисленными статуями, в том числе Феодосием I в колеснице, запряженной слонами наверху, вдохновленной Триумфальными воротами Форума в Риме, разрушенными землетрясением в 740 году. Другие скульптуры включали большую крест, упавший во время землетрясения 561 или 562 года; Победа, вылепленная во времена правления Михаила III Пьяного; и удача города коронована. В 965 году Никифор II Фока заменил первоначальные ворота бронзовыми воротами, взятыми из ворот Мопсуестии.

Главная дверь была покрыта внешней стеной с единственными воротами, которые столетия спустя были окружены мраморными рельефами, повторно использованными в старых зданиях. По описаниям Пьера Жиля и английских путешественников 17 века, эти рельефы располагались на двух уровнях и изображали мифологические сцены, в том числе подвиги Геракла. Эти рельефы, вероятно, были размещены в 9 или 10 веке, чтобы создать вид триумфальной арки. Они были утеряны в 17 веке, за исключением нескольких фрагментов, которые сейчас находятся в Стамбульском археологическом музее. По другим описаниям, внешнюю дверь также увенчивала статуя Виктории в короне.

Несмотря на свою церемониальную функцию, Золотые ворота были одной из наиболее укреплённых позиций вдоль стен, выдержав несколько атак во время различных осад города. С добавлением поперечных стен в периболе между внешней и внутренней стеной она фактически стала отдельной крепостью. Его военное значение было признано Иоанном VI Кантакузеносом (1347–1354), который отмечал, что он практически неприступен, способен хранить трехлетние запасы продовольствия и в случае необходимости бросить вызов всему городу.

Иоанн VI восстановил мраморные башни и укомплектовал их каталонскими войсками, что не помешало ему сдаться Иоанну V Палеологу (1341–1391), когда он отрекся от престола в 1354 году. Иоанн V отменил ремонт Кантакузеноса и лишил его войска, но в 1389-1390 годах ему тоже пришлось перестраивать и расширять крепость, возведя за воротами две башни и продлив стену примерно на 350 метров до Морских стен, образовав внутри города укрепленное пространство, служившее последним убежищем. . Едва эти работы были закончены, как Иоанн V был вынужден укрыться в крепости из-за переворота, предпринятого его внуком Иоанном VII. Замок выдержал несколько длившуюся осаду, во время которой, возможно, использовались пушки. Однако в 1391 году Иоанн V был вынужден сравнять крепость с землей султаном Баязидом I (1382-1402), который угрожал ослепить сына Иоанна Мануэля, которого он держал в плену. Император Иоанн VIII Палеолог (1425–1448) пытался восстановить замок в 1434 году, но Мурад II помешал ему сделать это.

 

Крепость семи башен (Едикуле)

После окончательной капитуляции Константинополя в 1453 году Мухаммед II Завоеватель построил новую крепость, добавив три большие башни к существующим четырем (номера с 8 по 11) на внутренней части Феодосийских стен. Сооружение утратило роль ворот в стене и использовалось как оплот казны, архива и государственной тюрьмы. Помимо прочего, здесь обычно заключались послы государств, воевавших с империей. Среди наиболее известных заключенных - султан Осман II, который был арестован и казнен в крепости янычарами в 1622 году. Другими историческими фигурами, которые были заключены в тюрьму или казнены в Едикуле, были последний император Трапезунда Давид, Константин Брынковяну из Валахии и его семья, а также ряд известных османских паш.

Во время наполеоновских войн в крепости содержалось множество французских пленных, в том числе писатель и дипломат Франсуа Пуквиль, который содержался здесь более двух лет (1799-1801) и который сделал подробное описание крепости в своей работе «Путешествие в Море». в Константинополе, в Олбании и на других вечеринках Османской империи, подвеска в годы 1798, 1799, 1800 и 1801 годов». Едикуле функционировала как тюрьма по крайней мере до 1837 года. За исключением первых 11 и последних 4 предложений, действие всего романа Иво Андрича «Проклятый двор» Иво Андрича, лауреата Нобелевской премии по литературе 1961 года, происходит в тюрьме Едикуле.

В центре внутреннего двора форта, где также располагались гарнизонные дома, были построены мечеть (небольшая мечеть) и фонтан, образующие отдельный городской квартал. Эти дома были снесены в XIX веке и на их месте построили женскую школу. Внешние ворота вновь открылись в 1838 году, а башни какое-то время служили пороховыми складами, пока в 1895 году комплекс не был превращен в музей. Совсем недавно был построен театр под открытым небом, который используется для проведения культурных фестивалей. Как и его тезка в Иерусалиме, путь к Золотым воротам в настоящее время заблокирован мусульманским кладбищем.

Согласно греческой легенде, когда османы вошли в город, ангел спас византийского императора Константина XI, превратил его в мрамор и поместил в пещеру, расположенную под Золотыми воротами, где он ожидает воскрешения, чтобы отвоевать город для христиан. . .