Самарканд

Самарканд

 

Транспорт
Где поесть
Отели, хостелы и прочие

 

Описание Самарканда

Самарканд — город на юго-востоке Узбекистана, один из старейших постоянно населенных городов Средней Азии. Есть свидетельства человеческой деятельности в районе города с эпохи позднего палеолита, хотя прямых свидетельств того, когда был основан Самарканд, нет; несколько теорий предполагают, что он был основан между 8 и 7 веками до нашей эры. Процветая благодаря своему расположению на Шелковом пути между Китаем и Европой, Самарканд был когда-то одним из крупнейших городов Средней Азии. Большинство жителей этого города являются носителями персидского языка и говорят на таджикско-персидском диалекте. Этот город является одним из исторических центров таджикского народа в Средней Азии, который в прошлом был одним из важных городов великих империй Ирана.

Ко времени Персидской империи Ахеменидов он был столицей согдийской сатрапии. Город был завоеван Александром Македонским в 329 г. до н. э., когда он был известен как Марaканда, что по-гречески переводится как Μαράκανδα. Городом правили череда иранских и тюркских правителей, пока он не был завоеван монголами при Чингисхане в 1220 году. Сегодня Самарканд является столицей Самаркандской области и городом районного уровня, в который входят поселки городского типа Кимёгарлар, Фарход и Хишрав. С населением 551 700 человек (2021 г.) это второй по величине город Узбекистана.

Город известен как центр исламских научных исследований и место рождения Тимуридского Возрождения. В 14 веке Тимур (Тамерлан) сделал его столицей своей империи и местом своего мавзолея Гур-Эмир. Мечеть Биби-Ханым, перестроенная в советское время, остается одной из самых примечательных достопримечательностей города. Самаркандская площадь Регистан была древним центром города и окружена тремя монументальными культовыми сооружениями. В городе бережно сохранены традиции древних ремесел: вышивки, золотых изделий, шелкоткачества, гравировки на меди, керамики, резьбы по дереву, росписи по дереву. В 2001 году ЮНЕСКО внесло город в список Всемирного наследия как Самарканд – перекресток культур.

Современный Самарканд делится на две части: старый город и новый город, который развивался во времена Российской империи и Советского Союза. Старый город включает в себя исторические памятники, магазины и старые частные дома; новый город включает в себя административные здания, а также культурные центры и учебные заведения.

 

Достопримечательности Самарканда

Ориентация

Главной улицей русского квартала является широкий и зеленый Университетский бульвар. Он упирается в площадь Амира Тимура, откуда начинается туземный город: по улице Регистан вы дойдете до одноименной площади, а оттуда пешеходная улица Ташкентская идет к Сиабскому базару и мечети Хазрат-Хизр.

 

Ансамбль Регистан. Апрель-октябрь 09:00-20:00. Регистан стал городской площадью, когда жизнь в Афросиабе замерла. С тех пор Регистан несколько раз реконструировался. Сегодня его окружают три медресе: Улугбека, Шердора и Тилля Кари. Ночью охранники пропустят вас за 5 или 10 долларов США. Вам могут предложить подняться на крышу одного из медресе, что нецелесообразно, опасно, пыльно и с ограниченным интересом. 16 400 сомов.
Медресе Шердор (восточная сторона площади Регистон). Медресе Шердор повторяет фасад и композицию медресе Улугбека напротив. В медресе Шердор сохранился первый этаж, а в медресе Улугбека он разрушен. На входном портале изображен тигр («шир», отсюда и название Шердор). Орнаменты и украшения очень богаты, но по качеству хуже медресе Улугбека. Медресе Шердор было возведено по приказу узбекского феодала Ялангтуша в 1619-1632 гг. В надписях медресе указаны имена мастеров Абдалджаббара и Мухаммад-Аббаса.
Медресе Улугбека (западная сторона площади Регистан). Старейшее медресе на Регистане представляет собой большое прямоугольное здание с монументальным порталом и двором с четырьмя верандами, окруженными кельями для студентов и четырьмя классными комнатами по углам. В западной части находится зимняя мечеть. Углы здания украшают высокие минареты. В отделке использованы глазурованный и неглазурованный кирпич, мозаика, майолика, резьба по мрамору. Наиболее красивы украшения главного портала, где использованы геометрические, растительные и эпиграфические украшения. В надписях упоминается Улугбек и несколько дат, относящихся к этапам строительства. Строительство медресе было завершено в 823 году.
Медресе Тилля Кари (северная сторона площади Регистон). В 1660 году было построено медресе Тиля-Кори ("Позолоченное"). Он был не только общежитием для студентов, но и выполнял роль большой мечети. Он имеет двухэтажный главный фасад и обширный двор, окаймленный спальными кельями, с четырьмя галереями по осям. Здание мечети находится в западной части двора. Главный зал мечети обильно позолочен.
Мечеть Биби-Ханым, ташкентские кочасы (по пешеходной части Сиобского базара). Назван в честь жены Темура, возведен после его набега на Дели. Одна из самых известных архитектурных достопримечательностей Средней Азии. Минарет мечети должен был быть самым высоким. 10 000 сом.
Хазрат-Хызр, Ташкент кучаси. 08:00-18:00. Одна из древних построек Самарканда, разрушенная армией Чингисхана и восстановленная в 19 веке. Красивая мечеть стоит на возвышении при въезде в город, откуда взгляд скользит по мечети Биби-Хоным, большому базару и горам на юге.
Обсерватория Улугбека (Ulug`bek rasadxonasi), ☏ +998 66 235 03 45. 9-19. Открыт российскими археологами. Улугбек, внук Тимура, был выдающимся астрономом, ученым и архитектором. Памятник расположен на северо-восточной окраине города у подножия горы Чупан-ата, которая в средние века называлась Кухак. Это было трехэтажное круглое здание, украшенное изразцами, майоликой, мозаикой, но оно было разрушено. Единственное, что сохранилось, это часть огромного секстанта, самая нижняя часть которого находилась в глубоком рве (11 км). Обе дуги этого инструмента сделаны из мрамора с указанием градусов. При раскопках были найдены остатки других астрономических инструментов. Даже сохранившись частично, обсерватория Улугбека уникальна не только для Средней Азии, но и для всего мира. Остатки обсерватории были законсервированы в начале 1960-х гг. Здесь же был организован музей, где собраны уникальные астрономические сведения и приборы, относящиеся к эпохе Тимуридов.

Гробницы
Мавзолей Гур-Эмир (Мавзолей Гур-Эмир, Мавзолей Амира Темура), Ахунбабаев. 08:00-19:00. Гробница завоевателя Тамерлана, построенная и прекрасно реконструированная в 1404-1405 и 15-17 веках. Включает в себя самый большой кусок нефрита (зеленого камня) в мире. 25 000 сомов для иностранцев (апрель 2019 г.).
Ансамбль Шахи-Зинда. Древний некрополь (9-14, 19 вв.) на юго-восточном кургане Афросиаб. Состоит из 44 гробниц в более чем 20 мавзолеях. Шах Э Зинда был двоюродным братом Пророка Мухаммеда и больше всего походил на Пророка. (Хадрат Хисам ибн Аббас или Киссам ибн Аббас). 7000 сом.
Афросиаб, Ташкентские кочасы (на орошаемой долине реки Зеравшан, в нескольких сотнях метров от центра города). Руины древнего и средневекового Самарканда в северной части современного города. В центре развалин находится музей, в котором находится настенная роспись, демонстрирующая доказательства дипломатических отношений с китайцами. Знаменитые персы Пехлван Рустам и Сохраб принадлежали к Афросиаб.

Мавзолей Ходжа Дониёр или Могила пророка Даниила, Афросиаб (у Ташкента Кочаси, к северо-востоку от Регистана). Известная могила древнееврейского пророка Даниила в кладбищенской части Афросиаба рядом с приятным ручьем. За небольшую плату вы можете войти в гробницу, которая содержит погребальную камеру длиной около 18 метров. Мужчины-мусульмане будут возносить молитвы, а вы уважительно слушаете. После завоевания Сирии могила была перевезена в Самарканд по приказу Амира Темура.
Мавзолей Аль-Бухари (Мавзолей Аль-Бухори) (в пригороде Самарканда, у Пайерика). Аль Бухори был собирателем высказываний пророка Мухаммеда и собрал их в книгу, известную как Хадис Бухари Шариф или Бухари Сахих. Он был похоронен на том месте, где сейчас находится его мавзолей. Нынешнее здание было построено на месте первоначальной могилы имама Аль-Бухари в 1997 году (1225 лет после смерти имама) правительством Узбекистана при поддержке других мусульманских правительств - кирпичи были доставлены из Саудовской Аравии и Кувейта, зеленый мрамор из Пакистан, финансирование из Ирана, строители и художники из Узбекистана и Ирана. Ежедневно его посещают около 1000 посетителей со всего мира. Комплекс состоит из мечети и могилы Аль-Бухари, а также музея, в котором представлены Кораны из некоторых мусульманских стран.
Мавзолей Абу Мансура аль-Матруди (1 км от мечети Биби-Ханум в жилом районе; необходимо пройти пешком). Мавзолей великого суннита Факи находится в Мирзе Захире. Уд Дин Бабур в своей книге «Бабур Нома» высоко оценил знания и руководство по фикаху Абу Мансура аль-Матруди.
Мавзолей Рухабада (мавзолей Рухобода), Ахунбабаева (между площадью Регистан и ансамблем Гур-Эмир). Это центральный квадратный мавзолей без портала с четырьмя одинаковыми фасадами. Вход в арку украшен голубыми глазурованными изразцами, а со временем и купол был покрыт глазурью. Согласно рукописям, мавзолей Рухабат («место присутствия духа») был местом захоронения самаркандского суфия Бурхан ад-Дина Сагарджи, умершего в 1380-х гг. Мавзолей был построен в то время, когда центральные композиции не были популярны, а украшения погребальной архитектуры были очень богаты. По случаю юбилея Амира Тимура в 1996 году все постройки, не относящиеся к памятнику, были разрушены и вскрылись руины сооружений Рухабатского комплекса – мечети, хиджры, медресе и минарета.
Ансамбль Абди Дарун (в северо-восточной части города). Мавзолей воздвигнут над могилой известного адвоката. Его реконструировали несколько раз. Во времена правления Улугбека перед мавзолеем была построена зиаратхана. Портал и барабан купола украшены геометрическим орнаментом и надписями из глазурованного кирпича. На кладбище находятся «дахмы» (большие надгробные сооружения), датируемые 15 веком, покрытые глазурованными изразцами. Мечеть была построена в начале 20 века. Он состоит из зимнего помещения и летнего колонного айвана, украшенного гончарной резьбой и цветной росписью. Небольшое медресе было пристроено в конце 19 века.
Мавзолей Ишрат-хана, Садриддин Айний. Разрушенный и атмосферный, без людей вообще. Бесплатно.
Ансамбль Ходжа Ахрар (в южной части города у кладбища). Могила известного религиозного и государственного благотворителя 15 века. Накшбанди Убейдаллах Ахрар украшен белыми мраморными плитами, покрытыми надписями. Медресе Надира диван-беги представляет собой одноэтажное здание с традиционной дворовой композицией из четырех айванов. Главный вход оформлен порталом, по обеим сторонам которого, а также в северной и южной частях здания расположены две худжры. Западная часть здания представляет собой мечеть с огромным порталом, главным залом (михрабом) и четырьмя помещениями. Мечеть была построена, вероятно, в 15 веке, но медресе было возведено в 1040-1045 (1630-1636) годах по приказу известного чиновника Надира диван-беги архитектором Дуст-Мухаммадом. Убранство очень типичное для 17 века: майолика, мозаика высокого качества. Украшения входного портала изображают тигров и ланей. Летняя мечеть была построена в 17 веке к югу от медресе. Украшение ниши михраба этой мечети очень похоже на медресе. Колонный айван (веранда) между медресе и летней мечетью был построен или реконструирован в более поздний период. В начале 20 века потолок айвана был покрыт яркой росписью. Небольшой минарет, расположенный напротив айвана, был возведен в 1909 году архитектором Садуллой.
Сиабский базар Посетите спа/баню для самаркандского глубокого массажа тканей.

 

Архитектура

Тимур инициировал строительство Биби-Ханум после своей кампании 1398–1399 годов в Индии. Изначально у Биби-Ханум было около 450 мраморных колонн, которые были доставлены туда и установлены с помощью 95 слонов, привезенных Тимуром из Индостана. Ремесленники и каменщики из Индии спроектировали купол мечети, придав ей особый вид среди других зданий. Землетрясение 1897 года разрушило колонны, которые не были полностью восстановлены при последующей реконструкции.

Самой известной достопримечательностью Самарканда является мавзолей, известный как Гур-и Амир. Он демонстрирует влияние многих культур, прошлых цивилизаций, соседних народов и религий, особенно ислама. Несмотря на разрушение, нанесенное монголами дотимуридской исламской архитектуре Самарканда, при Тимуре эти архитектурные стили были возрождены, воссозданы и восстановлены. План и план самой мечети с точными размерами демонстрируют страсть ислама к геометрии. Вход в Гур-и-Амир украшен арабской каллиграфией и надписями, что является обычным явлением в исламской архитектуре. Тщательное внимание Тимура к деталям особенно заметно внутри мавзолея: облицованные плиткой стены представляют собой прекрасный пример мозаичного фаянса, иранской техники, в которой каждая плитка вырезается, окрашивается и устанавливается на место по отдельности. Плитки Гур-и Амир также были расположены так, что на них были написаны религиозные слова, такие как «Мухаммад» и «Аллах».

Орнамент стен Гур-и Амир включает цветочные и растительные мотивы, обозначающие сады; напольная плитка украшена непрерывным цветочным орнаментом. В исламе сады являются символами рая, поэтому их изображали на стенах гробниц и выращивали в самом Самарканде. В Самарканде было два больших сада, Новый сад и Сад сердечных утех, которые стали центральными местами развлечений для послов и важных гостей. В 1218 году друг Чингисхана по имени Елюй Чукай сообщил, что Самарканд был самым красивым городом из всех, так как «он был окружен многочисленными садами. В каждом доме был сад, и все сады были хорошо спроектированы, с каналами и фонтанами. которые снабжали водой круглые или квадратные пруды. Ландшафт включал ряды ив и кипарисов, а персиковые и сливовые сады располагались плечом к плечу». Персидские ковры с цветочными узорами также были найдены в некоторых тимуридских постройках.

Элементы традиционной исламской архитектуры можно увидеть в традиционных узбекских домах из сырцового кирпича, построенных вокруг центральных дворов с садами. В большинстве этих домов расписные деревянные потолки и стены. Напротив, дома на западе города - это в основном дома в европейском стиле, построенные в 19 и 20 веках.

Тюрко-монгольское влияние проявляется и в архитектуре Самарканда. Считается, что купола мавзолеев в форме дыни были призваны повторять юрты или юрты, традиционные монгольские палатки, в которых выставляли тела умерших перед погребением или другим захоронением. Тимур строил свои палатки из более прочных материалов, таких как кирпичи и дерево, но их назначение оставалось в основном неизменным. Камера, в которой было положено собственное тело Тимура, включала в себя «буксиры», шесты, вершины которых были увешаны круговым расположением хвостовых волос лошади или яка. Эти знамена символизировали древнюю тюркскую традицию жертвоприношения лошадей, которые были ценным товаром, в честь умерших. Буксиры также были типом кавалерийского штандарта, использовавшегося многими кочевниками вплоть до турок-османов.

Цвета зданий в Самарканде также имеют большое значение. Доминирующий архитектурный цвет — синий, который Тимур использовал для передачи широкого спектра концепций. Например, оттенки синего в Гур-и Амир — это цвета траура; в ту эпоху синий был цветом траура в Центральной Азии, как и сегодня в различных культурах. Синий также считался цветом, который мог отогнать «дурной глаз» в Средней Азии; Об этом свидетельствует количество выкрашенных в синий цвет дверей в городе и его окрестностях. Кроме того, синий представлял воду, особенно редкий ресурс на Ближнем Востоке и в Центральной Азии; стены, выкрашенные в синий цвет, символизировали богатство города.

Золото также имеет сильное присутствие в городе. Увлечение Тимура прыжками в воду объясняет чрезмерное использование золота в Гур-и Амир, а также использование вышитой золотой ткани как в городе, так и в его зданиях. Монголы очень интересовались золотыми шелковыми тканями в китайском и персидском стиле, а также насиджем, сотканным в Иране и Мавераннахре. Монгольские лидеры, такие как Угедей-хан, построили в своих городах текстильные мастерские, чтобы иметь возможность самостоятельно производить золотые ткани.

Пригород
Недавнее расширение Самарканда привело к появлению пригородов, в том числе: Гулякандоз, Суперфосфатный, Бухаришлак, Улугбек, Раванак, Каттакишлак, Регистан, Зебинисо, Кафтархона, Узбанкинты.

 

Этимология

Название происходит от согд. самар, «камень, скала» и канд, «крепость, город». В этом отношении «Самарканд» имеет то же значение, что и название узбекской столицы Ташкент, где таш — тюркский термин, означающий «камень», а -кент — тюркская разновидность канда.

 

История Самарканда

История ранних веков

Наряду с Бухарой ​​Самарканд является одним из древнейших населенных городов Центральной Азии, процветающим благодаря своему расположению на торговом пути между Китаем и Европой. Прямых доказательств того, когда он был основан, нет. Исследователи Института археологии Самарканда датируют основание города VIII–VII веками до нашей эры.

Археологические раскопки, проведенные в черте города (Сиоб), а также в пригородных районах (Ходжамазгил, Сазагон), обнаружили свидетельства человеческой деятельности возрастом 40 000 лет, относящиеся к верхнему палеолиту. В окрестностях Сазагон-1, Замичатоша и Охалика обнаружена группа археологических памятников эпохи мезолита (12–7 тыс. до н. э.). Каналы Сёб и Даргом, снабжавшие водой город и его пригороды, возникли примерно в VII–V вв. до н.э. (ранний железный век).

Самарканд с первых дней своего существования был одним из главных центров согдийской цивилизации. Ко времени правления династии Ахеменидов в Персии город стал столицей согдийской сатрапии.

 

Эллинистический период

Александр Македонский завоевал Самарканд в 329 году до нашей эры. Греки называли город Мараканда. Письменные источники дают небольшие подсказки относительно последующей системы правления; они упоминают некоего Орепия, ставшего правителем «не от предков, а в дар Александра».

В то время как Самарканд сильно пострадал во время первоначального завоевания Александра, город быстро восстановился и процветал под новым эллинским влиянием. Были также основные новые методы строительства; продолговатые кирпичи были заменены квадратными, и были введены более совершенные методы кладки и штукатурки.

Завоевания Александра принесли классическую греческую культуру в Среднюю Азию; какое-то время греческая эстетика сильно влияла на местных ремесленников. Это эллинистическое наследие продолжилось, поскольку город стал частью различных государств-преемников в течение столетий после смерти Александра, то есть Империи Селевкидов, Греко-Бактрийского царства и Кушанской империи (хотя сами кушаны возникли в Средней Азии). После того, как Кушанское государство потеряло контроль над Согдианой в 3 веке н.э., Самарканд пришел в упадок как центр экономической, культурной и политической власти. Он существенно не возродился до 5 века.

 

Сасанидская эпоха

Самарканд был завоеван персидскими сасанидами ок. 260 г. н.э. Под властью Сасанидов этот регион стал важным местом для манихейства и способствовал распространению религии по всей Центральной Азии.

 

Эфталиты и эпоха Тюркского каганата

В 350–375 годах Самарканд был завоеван кочевым племенем хионитов, происхождение которых остается спорным. Переселение кочевых групп в Самарканд подтверждает археологический материал IV века. В регионе распространяется культура кочевников из бассейна Средней Сырдарьи.

В 457-509 годах Самарканд входил в состав кидаритского государства.

После того, как эфталиты («белые гунны») завоевали Самарканд, они контролировали его, пока гектюрки в союзе с сасанидскими персами не завоевали его в битве при Бухаре, ок. 560 г. н.э.

В середине VI века на Алтае образовалось тюркское государство, основанное династией Ашина. Новое государственное образование было названо Тюркским каганатом по имени народа тюрков, во главе которого стоял правитель - каган. В 557-561 годах империя эфталитов была разгромлена совместными действиями тюрков и сасанидов, что привело к установлению общей границы между двумя империями.

В раннем средневековье Самарканд был окружен четырьмя рядами оборонительных стен и имел четверо ворот.

На территории Самарканда исследовано древнетюркское захоронение с лошадью. Он восходит к 6 веку.

В период правления правителя Западнотюркского каганата Тонг Ябгу кагана (618-630) установились родственные отношения с правителем Самарканда - Тонг Ябгу каган подарил ему свою дочь.

Некоторая часть самаркандцев была христианами с 4 века. В V веке в Самарканде была создана несторианская кафедра. В начале 8 века он был преобразован в несторианскую митрополию. Между согдийскими последователями христианства и манихейства возникали дискуссии и полемика, нашедшие отражение в документах.

 

Ранняя исламская эпоха

Войска Омейядского халифата под командованием Кутайбы ибн Муслима захватили город у турок ок. 710 г. н.э.

В этот период Самарканд был разнообразным религиозным сообществом и был домом для ряда религий, включая зороастризм, буддизм, индуизм, манихейство, иудаизм и несторианское христианство, при этом большая часть населения следовала зороастризму. Кутайба обычно не селил арабов в Средней Азии; он заставил местных правителей платить ему дань, но в основном предоставил их самим себе. Самарканд был главным исключением из этой политики: Кутайба установил в городе арабский гарнизон и арабскую правительственную администрацию, его зороастрийские храмы огня были разрушены и построена мечеть. Большая часть населения города обратилась в ислам. В результате Самарканд превратился в центр изучения ислама и арабского языка.

В конце 740-х годов в Арабском халифате возникло движение недовольных властью Омейядов во главе с полководцем Абу Муслимом, ставшим после победы восстания наместником Хорасана и Мавераннахра (750-750 гг. 755). Своей резиденцией он выбрал Самарканд. С его именем связано строительство многокилометровой оборонительной стены вокруг города и дворца.

Легенда гласит, что во время правления Аббасидов секрет изготовления бумаги был получен от двух китайских военнопленных в битве при Таласе в 751 году, что привело к основанию первой бумажной фабрики в исламском мире в Самарканде. Затем изобретение распространилось на остальной исламский мир, а оттуда в Европу.

Контроль Аббасидов над Самаркандом вскоре рассеялся и был заменен контролем Саманидов (875–999), хотя Саманиды все еще были номинальными вассалами халифа во время их контроля над Самаркандом. При Саманидах город стал столицей династии Саманидов и еще более важным узлом многочисленных торговых путей. Саманиды были свергнуты Караханидами около 999 года. В течение следующих 200 лет Самаркандом будет править череда тюркских племен, включая сельджуков и хорезмшахов.

Персидский автор X века Истахри, путешествовавший по Мавераннахру, дает яркое описание природных богатств региона, который он называет «Смаркандский Согд»:
Я не знаю места ни в нем, ни в самом Самарканде, где, поднявшись на какую-нибудь возвышенность, не увидишь зелени и приятного места, и нигде рядом с ним нет безлесных гор или пыльной степи... Самакандский Согд... [расширяется ] восемь дней путешествия по нетронутой зелени и садам... . По обеим сторонам реки [Согд] простирается зелень деревьев и засеянных земель... а за этими полями пастбища для стад. В каждом городе и поселении есть крепость... Это самая плодородная из всех стран Аллаха; в нем лучшие деревья и плоды, в каждом доме сады, цистерны и проточная вода.

 

Караханидский (Илек-Ханидский) период (11-12 вв.)

После падения государства Саманидов в 999 году его сменило Государство Караханидов, где правила тюркская династия Караханидов. После распада государства Караханидов на 2 части Самарканд вошел в состав Западно-Караханидского каганата и в 1040-1212 годах был его столицей. Основателем Западно-Караханидского каганата был Ибрагим Тамгач-хан (1040-1068). Он впервые на государственные средства построил медресе в Самарканде и поддержал развитие культуры в регионе. В годы его правления в Самарканде были основаны народная больница (бемористан) и медресе, где преподавалась и медицина.

Мемориальный комплекс Шах-и-Зинда был основан правителями династии Караханидов в XI веке.

Наиболее ярким памятником караханидской эпохи в Самарканде был дворец Ибрагима ибн Хусейна (1178-1202 гг.), построенный в цитадели в XII веке. При раскопках были обнаружены фрагменты монументальной живописи. На восточной стене был изображен тюркский воин, одетый в желтый кафтан и держащий лук. Здесь также были изображены лошади, охотничьи собаки, птицы и старинные женщины.

 

Монгольский период

Монголы завоевали Самарканд в 1220 году. Джувейни пишет, что Чингисханы убили всех, кто укрывался в цитадели и мечети, полностью разграбили город и призвали 30 000 юношей и 30 000 мастеров. Самарканд подвергся как минимум еще одному монгольскому разграблению со стороны хана Барака, чтобы получить сокровища, необходимые для оплаты армии. Он оставался частью Чагатайского ханства (одного из четырех монгольских преемников) до 1370 года.

 

В «Путешествиях Марко Поло», где Поло описывает свое путешествие по Шелковому пути в конце 13 века, Самарканд описывается как «очень большой и великолепный город…».

В районе Енисея была община ткачей китайского происхождения, а в Самарканде и Внешней Монголии были ремесленники китайского происхождения, как сообщает Чанчунь. После того, как Чингисхан завоевал Среднюю Азию, иностранцы были избраны государственными администраторами; Совладельцами садов и полей в Самарканде были назначены китайцы и кара-китаи (кидани), которыми мусульманам не разрешалось управлять самостоятельно. Ханство разрешило создание христианских епископств.

 

Правление Тимура (1370-1405)

Ибн Баттута, посетивший его в 1333 году, назвал Самарканд «одним из величайших и прекраснейших городов и самым совершенным из них по красоте». Он также отметил, что сады снабжались водой через нории.

В 1365 году в Самарканде произошло восстание против власти чагатайских монголов.

В 1370 году завоеватель Тимур (Тамерлан), основатель и правитель империи Тимуридов, сделал Самарканд своей столицей. В течение следующих 35 лет он перестроил большую часть города и заселил его великими ремесленниками и ремесленниками со всей империи. Тимур приобрел репутацию покровителя искусств, и Самарканд превратился в центр региона Мавераннахр. Приверженность Тимура искусству проявляется в том, как, в отличие от безжалостности, которую он проявлял к своим врагам, он проявлял милосердие к тем, кто обладал особыми художественными способностями. Жизни художников, ремесленников и архитекторов были сохранены, чтобы они могли улучшить и украсить столицу Тимура.

Тимур также принимал непосредственное участие в строительных проектах, и его видение часто превосходило технические возможности его рабочих. Город находился в состоянии постоянного строительства, и Тимур часто приказывал строить и переделывать здания быстро, если его не устраивал результат. По его приказу в Самарканд можно было попасть только по дорогам; были вырыты глубокие рвы, а стены окружностью 8 километров (5 миль) отделяли город от окружающих его соседей. В то время в городе проживало около 150 000 человек. Посол Генриха III Руй Гонсалес де Клавихо, находившийся в Самарканде между 1403 и 1406 годами, свидетельствовал о нескончаемом строительстве города. «Мечеть, которую построил Тимур, показалась нам самой благородной из всех посещенных нами в городе Самарканде».

 

Период Улугбека (1409-1449 гг.)

В 1417-1420 годах внук Тимура Улугбек построил в Самарканде медресе, ставшее первым зданием в архитектурном ансамбле Регистана. Улугбек пригласил в это медресе большое количество астрономов и математиков исламского мира. При Улугбеке Самарканд стал одним из мировых центров средневековой науки. Здесь в первой половине XV века вокруг Улугбека возникла целая научная школа, объединившая выдающихся астрономов и математиков - Гиясиддина Джамшида Каши, Казизаде Руми, ал-Кушчи. Главным интересом Улугбека в науке была астрономия. В 1428 году было завершено строительство обсерватории Улугбека. Ее основным инструментом был настенный квадрант, не имевший себе равных в мире.

 

16-18 вв.

В 1500 году кочевые узбекские воины захватили Самарканд. Примерно в это же время Шайбаниды стали правителями города.

В 1501 году Самарканд был окончательно взят Мухаммедом Шайбани из узбекской династии Шейбанидов, и город вошел в состав новообразованного «Бухарского ханства». Самарканд был выбран столицей этого государства, в котором был коронован Мухаммед Шайбани-хан. В Самарканде Мухаммад Шайбани-хан приказал построить большое медресе, где впоследствии принимал участие в научных и религиозных спорах. Первые датированные известия о медресе Шайбани-хана относятся к 1504 году (оно было полностью разрушено в годы советской власти). Мухаммад Салих писал, что Шейбани-хан построил медресе в Самарканде, чтобы увековечить память своего брата Махмуда Султана. Фазлаллах ибн Рузбихан в «Михмон-намей Бухара» выражает свое восхищение величественным зданием медресе, его золоченой крышей, высокими худжрами, просторным двором и приводит аят, восхваляющий медресе. Зайн ад-дин Васифи, посетивший медресе Шейбани-хана несколько лет спустя, писал в своих воспоминаниях, что веранда, зал и двор медресе просторны и роскошны.

Абдулатиф-хан, сын внука Мирзо Улугбека Кучкунджи-хана, правивший в Самарканде в 1540-1551 гг., считался знатоком истории Мавераннахра и династии Шибанидов. Он покровительствовал поэтам и ученым. Сам Абдулатиф-хан писал стихи под литературным псевдонимом Хуш.

 

В годы правления аштарханидского имама Кули-хана (1611-1642) в Самарканде были построены знаменитые архитектурные шедевры. В 1612-1656 годах правитель Самарканда Ялангтуш Бахадур построил соборную мечеть, медресе Тилля-Кари и медресе Шердор.

После нападения Афшара Шаханшаха Надер-шаха город был заброшен в начале 1720-х годов. С 1599 по 1756 год Самарканд находился под властью Аштраханидской ветви Бухарского ханства.

 

Вторая половина 18-19 вв.

С 1756 по 1868 год им правили мангудские эмиры Бухары. Возрождение города началось во времена правления основателя узбекской династии мангытов Мухаммада Рахима (1756-1758), прославившегося своими волевыми качествами и воинским искусством. Мухаммед Рахимби предпринял несколько попыток возродить Самарканд.

 

Период Российской Империи

Город перешел под имперское правление России после того, как цитадель была взята войсками под командованием полковника Константина Петровича фон Кауфмана в 1868 году. Вскоре после этого небольшой русский гарнизон из 500 человек сам был осажден. Штурм, которым руководил взбунтовавшийся старший сын бухарского эмира Абдул Малик Тура, а также Баба бек Шахрисабза и Джура бек Китабский, был отбит с большими потерями. Генерал Александр Константинович Абрамов стал первым губернатором военного округа, созданного русскими по течению реки Зеравшан с Самаркандом в качестве административного центра. После этого была построена русская часть города, в основном к западу от старого города.

В 1886 году город стал столицей вновь образованной Самаркандской области российского Туркестана и вновь приобрел еще большее значение, когда в 1888 году к нему подошла Закаспийская железная дорога.

 

Советский период

Самарканд был столицей Узбекской ССР с 1925 по 1930 год, прежде чем его сменил Ташкент. Во время Великой Отечественной войны, после вторжения нацистской Германии в Советский Союз, часть самаркандцев была отправлена ​​в Смоленск для борьбы с врагом. Многие были взяты в плен или убиты нацистами. Кроме того, в город бежали тысячи беженцев из оккупированных западных регионов СССР, и он служил одним из основных центров бегства мирных жителей Узбекской ССР и Советского Союза в целом.

Научное изучение истории Самарканда начинается после завоевания Самарканда Российской империей в 1868 году. Первые исследования истории Самарканда принадлежат Н. Веселовскому, В. Бартольду и В. Вяткину. В советский период обобщение материалов по истории Самарканда нашло отражение в двухтомной «Истории Самарканда» под редакцией академика Узбекистана Ибрагима Муминова.

По инициативе академика АН Узбекской ССР И. Муминова и при поддержке Шарафа Рашидова в 1970 году широко отмечалось 2500-летие Самарканда. В связи с этим был открыт памятник Мирзо Улугбеку, музей истории Самарканда, подготовлена ​​и издана двухтомная история Самарканда.

После обретения Узбекистаном независимости было опубликовано несколько монографий по древней и средневековой истории Самарканда.

 

Покупки

Банкоматы: в центре города есть много банкоматов («банкоматов»), и многие из них принимают карты Visa, а карты MasterCard принимаются реже. Не путайте внутренние платежные терминалы с банкоматами, хотя при наличии нескольких платежных терминалов в одном месте обычно в группе есть банкомат. Как правило, банкоматы выдают узбекские сомы с комиссией за обработку в размере 1,5%, некоторые также выдают доллары США, хотя и с более низкими лимитами и потенциальными дополнительными сборами.

Самаркандская зира (черный тмин) славится во всем мире своим ароматом.
Самаркандская фисташка, меньшего размера, но очень популярная.
Самаркандский Шафран Или Зафран известен, но уступает по качеству иранскому шафрану.

Хотя вы, возможно, слышали о самаркандских коврах, эти ковры на самом деле возникли не в Самарканде, а в городах Кашгар, Хотан и Яркенд, дальше на восток, на территории нынешней китайской провинции Синьцзян. Они широко известны как таковые из-за прежнего статуса Самарканда как важного города на Шелковом пути, через который ковры из этих трех городов должны были пройти по пути в Европу.

 

Связь

Железнодорожный вокзал, ул. Беруны, ☏ +998 66 291532.
Аэропорт, ул. Абдуллаева (билеты: ул. Гагарина, 84), ☏ +998 66 321102, +998 66 352894, +998 66 2308641, +998 66 2308659 (билеты).

 

География

Самарканд расположен на юго-востоке Узбекистана, в долине реки Заревшан, в 135 км от Карши. Дорога М37 соединяет Самарканд с Бухарой, расстояние до которой составляет 240 км. Дорога М39 соединяет его с Ташкентом, расстояние до которого составляет 270 км. Граница с Таджикистаном проходит примерно в 35 км от Самарканда; столица Таджикистана Душанбе находится в 210 км от Самарканда. Дорога M39 соединяет Самарканд с Мазари-Шарифом в Афганистане, который находится в 340 км.

 

Климат

В Самарканде средиземноморский климат ( классификация климата Кеппена Csa ), который тесно граничит с полузасушливым климатом (BSk) с жарким сухим летом и относительно влажной изменчивой зимой, когда периоды теплой погоды чередуются с периодами холодной погоды. Июль и август - самые жаркие месяцы в году, когда температура достигает и превышает 40 ° C (104 ° F). Осадки редки с декабря по апрель. Январь 2008 года был особенно холодным; температура упала до -22 ° C (-8 ° F).

 

Люди

По официальным данным, большинство жителей Самарканда составляют узбеки, являющиеся тюркским народом. Однако большинство «узбеков» на самом деле являются таджиками, которые являются иранским народом, хотя в их паспортах они указаны как узбеки. Примерно 70% жителей Самарканда являются таджиками, говорящими на персидском (таджикском диалекте). Таджики особенно сконцентрированы в восточной части города, где находятся основные архитектурные памятники.

Согласно различным независимым источникам, таджики составляют основную этническую группу Самарканда. Этнические узбеки являются второй по величине группой и наиболее сконцентрированы на западе Самарканда. Точные демографические данные получить сложно, поскольку некоторые люди в Узбекистане идентифицируют себя как «узбеки», даже если они говорят на таджикском как на своем родном языке, часто потому, что они зарегистрированы как узбеки центральным правительством, несмотря на их таджикский язык и идентичность. Как объяснил Пол Бергне:

При переписи 1926 года значительная часть таджикского населения была зарегистрирована как узбеки. Так, например, по переписи 1920 года в г. Самарканде таджиков было зарегистрировано 44 758 человек, а узбеков только 3301 человек. По переписи 1926 года узбеков было 43 364 человека, а таджиков всего 10 716 человек. В ряде кишлаков [село] Ходжентского округа, население которых в 1920 г. числилось таджикским, напр. в Аште, Калача, Акжар и Таджик и др., по переписи 1926 г. числились узбеками. Аналогичные факты можно привести и в отношении Ферганской, Самаркандской и особенно Бухарской областей.

В Самарканде также проживают крупные этнические общины «иранцев» (старое, ираноязычное, шиитское население города Мерва и оазиса, массово депортированное в этот район в конце 18 века), русских, украинцев, белорусов, армян, азербайджанцев. , татары, корейцы, поляки и немцы, все из которых живут в основном в центре и западных районах города. Эти народы эмигрировали в Самарканд с конца 19 века, особенно в советское время; по большому счету, они говорят на русском языке.

На крайнем западе и юго-западе Самарканда проживает население среднеазиатских арабов, говорящих в основном на узбекском языке; лишь небольшая часть старшего поколения говорит на среднеазиатском арабском языке. В восточном Самарканде когда-то была большая махалля бухарских (среднеазиатских) евреев, но, начиная с 1970-х годов, сотни тысяч евреев уехали из Узбекистана в Израиль, США, Канаду, Австралию и Европу. Сегодня в Самарканде осталось всего несколько еврейских семей.

Также в восточной части Самарканда есть несколько кварталов, где проживают среднеазиатские «цыгане» (люли, джуги, паря и другие группы). Эти народы начали прибывать в Самарканд несколько столетий назад из нынешних Индии и Пакистана. В основном они говорят на диалекте таджикского языка, а также на своих языках, в первую очередь на парийском.

 

Язык

Государственным и официальным языком в Самарканде, как и во всем Узбекистане, является узбекский язык. Узбекский — один из тюркских языков и родной язык узбеков, туркмен, самаркандских иранцев и большинства самаркандских арабов, проживающих в Самарканде. Около 95% вывесок и надписей в городе на узбекском языке, в основном узбекской латиницей).

Как и в остальной части Узбекистана, русский язык де-факто является вторым официальным языком в Самарканде, и около 5% вывесок и надписей в Самарканде сделаны на этом языке. Русские, белорусы, поляки, немцы, корейцы, большинство украинцев, большинство армян, греков, часть татар и часть азербайджанцев в Самарканде говорят по-русски. В Самарканде издается несколько русскоязычных газет, самая популярная из которых - «Самаркандский вестник» ( русский : Самаркандский вестник - Самаркандский вестник ). Самаркандский телеканал СТВ ведет некоторые передачи на русском языке.

Де-факто самым распространенным родным языком в Самарканде является таджикский, который является диалектом или вариантом персидского языка. Самарканд был одним из городов, в которых развился персидский язык. Многие классические персидские поэты и писатели жили или посещали Самарканд на протяжении тысячелетий, наиболее известными из которых были Абулькасем Фирдоуси, Омар Хайям, Абдурахман Джами, Абу Абдулла Рудаки, Сузани Самарканди и Камаль Худжанди.

Хотя официальная позиция состоит в том, что узбекский язык является наиболее распространенным в Самарканде, некоторые данные показывают, что только около 30% жителей говорят на нем как на родном языке. Для остальных 70% родным языком является таджикский, вторым языком является узбекский, а третьим – русский. Однако, поскольку переписи населения в Узбекистане не проводились с 1989 года, точных данных по этому вопросу нет. Несмотря на то, что таджикский язык является вторым по распространенности языком в Самарканде, он не имеет статуса официального или регионального языка. Только одна газета в Самарканде издается на таджикском языке в кириллице таджикского алфавита: «Овози Самарканд» (таджикский: Овози Самарқанд - Голос Самарканда). Местные самаркандские телеканалы СТВ и "Самарканд" ведут некоторые передачи на таджикском языке, как и одна региональная радиостанция.

Помимо узбекского, таджикского и русского, родными языками, на которых говорят в Самарканде, являются украинский, армянский, азербайджанский, татарский, крымскотатарский, арабский (для очень небольшого процента самаркандских арабов) и другие.

 

Религия

Ислам

Ислам проник в Самарканд в VIII веке, во время вторжения арабов в Среднюю Азию (Омейядский халифат). До этого почти все жители Самарканда были зороастрийцами, также в городе проживало много несториан и буддистов. С этого момента и в период правления многих мусульманских правящих держав в городе были построены многочисленные мечети, медресе, минареты, святыни и мавзолеи. Многие сохранились. Например, здесь находится Усыпальница Имама Бухари, исламского ученого, автора сборника хадисов, известного как Сахих аль-Бухари, который мусульмане-сунниты считают одним из самых достоверных (сахих) сборников хадисов. Среди других его книг - «Аль-Адаб аль-Муфрад». В Самарканде также находится Усыпальница имама Матуриди, основателя матуридизма, и Мавзолей пророка Даниила, почитаемого в исламе, иудаизме и христианстве.

Большинство жителей Самарканда исповедуют ислам, в первую очередь сунниты (преимущественно ханафиты) и суфии. Примерно 80-85% мусульман в городе - сунниты, включая почти всех проживающих в нем таджиков, узбеков и самаркандских арабов. Самые известные исламские священные линии Самарканда - это потомки суфийских лидеров, таких как Ходжа Ахрор Вали (1404–1490) и Махдуми Азам (1461–1542), потомки Сайида Ата (первая половина 14 века) и Миракони Ходжас. (Сайиды из Миракона, деревни в Иране). Либеральная политика президента Шавката Мирзиёева открыла новые возможности для выражения религиозной идентичности. В Самарканде с 2018 года увеличилось количество женщин, носящих хиджаб.

 

Мусульмане-шииты

Самаркандский вилаят — один из двух регионов Узбекистана (наряду с Бухарским вилаятом), где проживает большое количество шиитов. Общая численность населения Самаркандского велаята составляет более 3 720 000 человек (2019 г.); по некоторым данным, около 150 тыс. шиитов, в основном шииты-двунадесятники.

Точных данных о количестве шиитов в городе Самарканде нет, но в городе есть несколько шиитских мечетей и медресе. Крупнейшие из них — пенджабская мечеть, пенджабское медресе и мавзолей Мурада Авлия. Ежегодно шииты Самарканда отмечают Ашура, а также другие памятные шиитские даты и праздники.

Шииты в Самарканде – это в основном самаркандские иранцы, называющие себя иранцами. Их предки стали прибывать в Самарканд в 18 веке. Одни мигрировали туда в поисках лучшей жизни, другие были проданы туда в рабство туркменскими похитителями, а третьи были солдатами, отправленными в Самарканд. В основном они прибыли из Хорасана, Мешхеда, Сабзевара, Нишапура и Мерва; и, во вторую очередь, из иранского Азербайджана, Зенджана, Тебриза и Ардебиля. Самаркандские шииты также включают азербайджанцев, а также небольшое количество таджиков и узбеков.

Хотя официальных данных об общей численности шиитов в Узбекистане нет, их оценивают в «несколько сотен тысяч». По данным WikiLeaks, в 2007–2008 годах посол США по вопросам международной религиозной свободы провел серию встреч с суннитскими муллами и шиитскими имамами в Узбекистане. В ходе одной из бесед имам шиитской мечети в Бухаре сообщил, что в Бухарском вилаяте проживает около 300 тысяч шиитов, а в Самаркандском вилаяте - 1 миллион. Посол несколько усомнился в достоверности этих цифр, подчеркнув в своем докладе, что данные о численности религиозных и национальных меньшинств, предоставленные правительством Узбекистана, считаются очень «деликатной темой» из-за их способности провоцировать межэтнические и межрелигиозные конфликты. Все послы посла старались подчеркнуть, что традиционный ислам, особенно суфизм и суннизм, в Бухарской и Самаркандской областях характеризуется большой религиозной терпимостью по отношению к другим религиям и течениям, в том числе шиизму.

 

Христианство

Христианство было введено в Самарканд, когда он был частью Согдианы, задолго до проникновения ислама в Среднюю Азию. Затем город стал одним из центров несторианства в Средней Азии. Большинство населения тогда составляли зороастрийцы, но поскольку Самарканд был перекрестком торговых путей между Китаем, Персией и Европой, он был веротерпимым. При Омейядском халифате зороастрийцы и несториане преследовались арабскими завоевателями; выжившие бежали в другие места или обратились в ислам. В Самарканде было построено несколько несторианских храмов, но они не сохранились. Их останки были найдены археологами на городище Афрасиаб и на окраине Самарканда.

За три десятилетия 1329–1359 годов Самаркандская епархия Римско-католической церкви обслуживала несколько тысяч католиков, проживавших в городе. По свидетельству Марко Поло и Иоганна Элемосина, потомок Чагатай-хана, основатель чагатайской династии Эльджигидей принял христианство и принял крещение. При содействии Элджигидея в Самарканде была построена католическая церковь Святого Иоанна Крестителя. Однако через некоторое время ислам полностью вытеснил католицизм.

Христианство вновь появилось в Самарканде несколько столетий спустя, с середины XIX века и далее, после захвата города Российской империей. Русское православие было введено в Самарканде в 1868 году, было построено несколько церквей и храмов. В начале 20 века было построено еще несколько православных соборов, церквей и храмов, большинство из которых было снесено, когда Самарканд был в составе СССР.

В настоящее время христианство является второй по величине религиозной группой в Самаркане, преобладающей формой которой является Русская Православная Церковь (Московский Патриархат). Более 5% жителей Самарканда исповедуют православие, в основном это русские, украинцы и белорусы, а также немного корейцев и греков. Самарканд является центром Самаркандского отделения (включающего Самаркандскую, Кашкадарьинскую и Сурхандарьинскую области Узбекистана) Узбекско-Ташкентской епархии Среднеазиатского митрополичьего округа Русской Православной Церкви Московского Патриархата. В городе есть несколько действующих православных храмов: Собор Святого Алексия Московского, Храм Покрова Пресвятой Богородицы и Храм Святого Георгия Победоносца. Есть также ряд недействующих православных церквей и храмов, например, церковь Святого Георгия Победоносца.

В Самарканде также несколько десятков тысяч католиков, в основном поляки, немцы и немного украинцев. В центре Самарканда находится католическая церковь Святого Иоанна Крестителя, построенная в начале 20 века. Самарканд входит в состав Апостольской администрации Узбекистана.

Третьей по величине христианской сектой в Самарканде является Армянская апостольская церковь, за которой следуют несколько десятков тысяч самаркандских армян. Армянские христиане начали эмигрировать в Самарканд в конце 19 века, и этот поток особенно увеличился в советское время. На западе Самарканда находится армянская церковь Сурб Аствацацин.

В Самарканде также проживает несколько тысяч протестантов, в том числе лютеране, баптисты, мормоны, свидетели Иеговы, адвентисты и члены корейской пресвитерианской церкви. Эти христианские движения появились в Самарканде в основном после обретения Узбекистаном независимости в 1991 году.

 


Транспорт

Как добраться

Самолетом
Самаркандский международный аэропорт (СКД ИАТА). Ежедневные рейсы в Ташкент ($ 21), кроме понедельника и пятницы. Другие направления - Москва, Санкт-Петербург и Казань, все с авиакомпанией Uzbekistan Airways. Внутренние билеты можно купить в аэропорту только в долларах США.

Поездом
Самаркандский Железнодорожный Вокзал (Вокзал Самарканд). редактировать в 5 км к северо-западу от парка Навои. Сядьте на автобус 22 или маршрут 3, 27, 35 или 72, на котором написано Вокзал от остановки Регистан. редактировать за 1000 сом. Такси из центра города стоит около 5000 сомов. Билеты на поезд по всем маршрутам в Узбекистане можно также купить в новой кассе в новом городе. Поезда очень многолюдны, поэтому желательно бронировать на несколько дней вперед.

Есть несколько ежедневных поездов в и из Ташкента. Помимо медленных пригородных поездов, есть супербыстрый Афросиоб и все еще скоростной поезд Шарк, который идет в Бухару. Для Хивы сядьте на ночные поезда до Ургенча и сядьте на маршрутку или поделитесь на такси.

Самый популярный международный маршрут - из Санкт-Петербурга (93 часа) через Волгоград (57 часов), отправляющийся каждую пятницу в 07:30 и прибывающий пятью ночами в 06:26. Этот поезд обходит Москву, ближайшая остановка в городе Ожерелье. Существует также еженедельная связь из Алма-Аты, которая отправляется каждое воскресенье в 15:50 и прибывает в 07:59 двумя ночами позже.

На машине
Самарканд находится примерно в 4 часах езды от Ташкента; маршрутные такси отправляются от автостанции Собир Рагимов.

Расстояние до Самарканда от Ташкента составляет 290 км, от Бухары 270 км, от Хивы 740 км, от Андижана 610 км, от Ферганы 600 км, от Карши 150 км, от Коканда 500 км, от Нукуса 820 км, от Шахрисабза 90 км, от Термеза 380 км и от Ургенча 700 км.

 

Транспорт по Самарканду

Желтые такси можно взять повсюду. 4000 сом - это стандартная плата за проезд практически в любой точке города. 5000 за окраину. Некоторые будут пытаться перезарядить (целых 10 000), некоторые не будут. Не пытайтесь попробовать дешевле 4000, но довольно легко поторговаться с чем-то выше этого.

Городские автобусы (белые микроавтобусы) устали и хрипят. Поймать их - трудный и разочаровывающий опыт. Стандартный тариф 1200.

 

Где поесть

Самым известным продуктом Самарканда является их хлеб «Самарканд Нон». Посетитель редко встретит человека, уехавшего из Самарканда и не купившего Нон в подарок. Столько интересных историй о «Самарканд Нон».

Местный ресторан, улица Сузангарон. Отличный настоящий местный ресторан в переулке всего в нескольких метрах от Регистана. Предлагают хороший шашлык и другую узбекскую еду. Пиво и водка тоже есть.
Кафе Нур, Регистан 9 (Почти напротив Регистана). Обычное чистое местное кафе с пиццей (3500 сомов), в том числе вегетарианской. Подходит для путешественников из-за расположения и потому, что владелец отлично говорит по-английски.
Ресторан «Эксклюзив», ул. Амира Тимура, 92, ☏ +998 66 233-6090. Армянская кухня в Самарканде. Хорошо посещаемый местными армянами всех возрастов.
Ресторан «Регал Палас», гостиница «Регал Палас» (аэропорт Самарканда). Индийская еда, приготовленная индийским шеф-поваром, включая вегетарианские блюда. Единственный ресторан индийской кухни. Обед 7 долларов США, ужин 9 долларов США.
Истиклол, ул. Амира Темура, 157. Подают шурпу, лагман, маставу, домашнюю лапшу, гуж, плов, манты, шашлык, пельмени, дул или барру. завтрак 5 долларов США, обед 6 долларов США, ужин 7 долларов США.
Карим Бек, ул. Гагарина, 194. Разнообразная кухня. Зал ресторана в 20:00 превращается в дискотеку, а в 21:00 - различные танцевальные шоу. завтрак 3 доллара США, обед 6 долларов США, ужин 8 долларов США.
Кафе Magistr, 30/45 Buston Saroy (после статуи Тимура, на главной улице мимо отеля Registon), ☏ +998 66 266 00 20, +998 66 250 15 51. Отличные пиццы, вегетарианские блюда, разумные цены и дружелюбное отношение. персонал (менеджер отлично говорит по-английски) делает это место одним из лучших закусочных в городе. Спросите русское меню. Пиво подают, но не в меню. Бесплатный вай-фай. [Апрель 2019] пицца от 12000 сом, основное от 4000 сом.
Супермаркет Азиз, Почта 6. Единственный супермаркет в городе [август 2012 г.] {GPS N 39.39.15.2, E 066.57.27.5}
Корейский ресторан Sikookyung (не очень легко найти, от Ахунбабаева налево до Улугбека и потом прямо на 2-й улице, продолжайте идти, вы увидите его на левом углу), ☏ +998 66 378 12 11. Хороший корейский ресторан с вежливым обслуживанием [Авг. 2012] {GPS N 39.39.40.4 , E 066.57.31.8} от 8000 сом.
Кафе «Супер Ош», ул. Орзи Махмудова (на карте указано примерное расположение в квартале или около того). Самаркандский «Ош» или «Плов» со сладкой морковью. Также доступна сомса, приготовленная во внешних печах. Иди пораньше, можешь наесться. Супер Ош когда-то был итальянским рестораном, отсюда и анахроничный декор.
Анжир (Анжир), Беруний 56б 703000. Настоящий местный ресторан. Меню на английском нет, но картинок достаточно. 7500 сом за два шашлыка, вдвое больше за блюдо. Еда очень хорошего качества, популярная среди местных жителей.

Напитки
Самарканд - консервативный город по сравнению с Ташкентом. Есть несколько ночных клубов и баров. В гостинице «Афросиаб» есть ночной клуб и бар. В Президент Отеле гости могут выпить пива в приятной обстановке. Шоу-клуб Incante находится в пешей доступности от гостиницы «Афросиаб», а вечером посетители могут посмотреть танцы на пилоне.

Чайхана-кафе Восточные сладости, Ташкентская ул. (находится в начале пешеходной улицы Ташкентской в ​​центре старого города, рядом с Регистаном). Здание было построено в конце 19 века как караван-сарай.

 

Отели, хостелы и прочие

Бюджет
Баходир B&B, Мулокандов 132 (в центре города, с восточной стороны Регистана, за музеем), ☏ +998 (83) 66 235 85 29. Расчетный час: 12:00. Это место, кажется, является основным местом встречи для туристов в Самарканде. Внутренний двор с чайными кушетками — прекрасное место, где можно выпить пива и поделиться историями о путешествиях. Персонал дружелюбный, честный и готов продать пиво из своего холодильника. Однако, если вы останавливаетесь в общежитии, общая ванная комната и туалет немного вызывают клаустрофобию, но не плохо. Wi-Fi не всегда надежный. 86000 сом за место в общежитии с завтраком.
Jahongir B&B, Chirokchi #4 (50 метров за стеной на улице Suzangaron от супермаркета на углу), ☏ +998 66 391-9244, info@jahongirbandb.com. Заезд: 15:00, выезд: 11:00. Jahongir B&B находится в самом сердце исторической части Самарканда, в 5 минутах от ансамбля Регистан. Комфортабельные номера с современными удобствами. Услуги включают в себя: ужины по запросу, беспроводной доступ в Интернет, вызов такси, услуги гида, прачечную и химчистку. одноместный номер 25 долларов США, двухместный номер 40 долларов США.
УЮТ B&B, Турсунов сок кочаси №67 (примерно 100 метров восточнее стадиона Спартак), ☏ +998 88 395-3312. Заезд: 15:00, выезд: 12:00. УЮТ расположен в спокойном районе в пешей доступности от исторической части Самарканда. Удобные и номера с очень дружелюбным и услужливым обслуживанием (хотя разговорный английский ограничен). Регистрирует иностранных посетителей и обеспечивает расписку при выезде. Услуги включают в себя: бесплатный беспроводной доступ в Интернет, включенный большой завтрак и полдник, трансфер, такси и водители по вызову, услуги гида, прачечная 25-40 долларов США.
Гостиница «Зарафшан», ул. Шарафа Рашидова, 65 (рядом с Центральным парком в новой части города), ☏ +998 662 333 372. Отреставрированная старая советская гостиница с атмосферным шармом. Номера разные, поэтому попросите посмотреть несколько, если первый вам не нравится. Персонал на стойке регистрации был очень полезным. 15-30 долларов США.
Хостел Амир, улица Абдурахмона Джомия, 45, ☏ +998 97 916 88 99, info@amir-hostel.com. Открыт в 2017 году. Чистые помещения, дружелюбные и общительные владельцы, чувствуется домашняя обстановка. Простые общие спальни, но с новыми кроватями, шкафчиками и занавесками. Хороший Wi-Fi. 164059 сум.

Средний диапазон
Отель Regal Palace, улица Кунаева, аэропорт Самарканда (Samarkand Airport), ☏ +998 97 4431080, info@theregalpalace.com. Заезд: 14:00, выезд: 12:00. 65-85 долларов США, включая завтрак.
Гостиница Малика, ул. Хамраева, 37, ☏ +998 662 330197, info@malika-samarkand.com. 40-65 долларов США, включая завтрак.

Дорогой
Регистан Плаза (Президент-отель), ул. Шохруха, 53, ☏ +998 66 2334086. Четырехзвездочный отель, открытый в 2004 году, расположен в центре, ресторан, бассейн одноместный 105 долларов США, двухместный 165 долларов США, включая завтрак "шведский стол".
Orient Star Hotel, ул. Дагицкая, 33, ☏ +998 66 2322906. Открыт в 2001 году, в самом сердце старого города, ресторан, бассейн.