Адрес: Стубенинг 5
Телефон 01- 711 360
Метро: Stubentor, Landstrasse
Автобус: 74A
Тележка: 1, 2
Открыто: с 10:00 до 18:00 ср., Вс.
Закрыто: 1 января, 1 мая, 1 ноября, 25 декабря
www.mak.at
Музей прикладного искусства или MAK (Museum fur angewandte
Kunst) известен на местном уровне. Музей был первоначально
основан в 1864 году хранения интересной коллекции искусства
и промышленности. Он содержит впечатляющую коллекцию
исламского, восточноазиатского искусства, а также ювелирные
изделия эпохи Возрождения, европейскую мебель и т. д. В
течение десятилетий музей прикладного искусства добавлял
новые шедевры. Здесь один из самых важных австрийских
художественных движений Сецессии. Он был назван в честь
группы художников, которые отделились в Венской академии в
1897 году по художественным различиям с основным искусством.
Их движение, известное также как Югендстил (Jugendstil),
оставило коллекцию новых и уникальных шедевров,
представленных в Музее прикладного искусства.
Помимо традиционной ориентации на декоративное искусство и дизайн, музей прикладного искусства также фокусируется на архитектуре и современном искусстве. Музей расположен в 1-м районе Иннер Штадт в Вене. Первоначально MAK был спроектирован как образец коллекции по модели Южного Кенсингтонского музея (сегодняшний музей Виктории и Альберта). В 2015 году он стал первым музеем, который приобрел художественную работу с использованием криптовалюты биткойнов, и в ноябре 2013 года в рамках выставки «Из коробки» в Боткойнлуде (2010) было представлено первое произведение на основе биткойнов «Биткойнкллуд» (2010).
7 марта 1863 года Императорский королевский австрийский
художественно-промышленный музей - сегодняшний МАК - был основан
императором Францем Иосифом I. Рудольфом фон Айтельбергером, первым
профессором истории искусств в Венском университете. Следуя примеру
лондонского Музея Южного Кенсингтона (ныне Музей Виктории и
Альберта), который был основан в 1852 году, музей призван служить
образцовой коллекцией для художников, промышленников и
общественности, а также учреждением по образованию и обучению
дизайнеров и ремесленников. , Музей открылся 12 мая 1864 года,
сначала временно в помещениях здания Ballhaus рядом с Венским
Хофбургом, которые были приспособлены для целей музея архитектором
Генрихом фон Ферстелем.
С созданием к.к. Wiener
Kunstgewerbeschule (Венская школа декоративно-прикладного искусства)
в 1867 году теоретическое и практическое обучение было объединено.
Сначала школа размещалась на бывшей оружейной фабрике по адресу
Währinger Straße 11–13 / Schwarzspanierstraße 17 (в настоящее время
Анатомический институт Медицинского университета Вены, который был
недавно построен в 1886 году). Только после строительства пристройки
к Королевскому австрийскому художественному и промышленному музею
школа переехала в Стубенринг 3 в 1877 году.
В 1897 году Артур
фон Скала, до этого директор Королевского ближневосточного музея
(позже Королевский австрийский музей торговли), становится
директором Музея искусства и промышленности, в результате чего Отто
Вагнер, Фелиец фон Мирбах, Коломан Мозер, Йозеф Хоффманн и Альфред
Ролик на борту для работы в музее и в Школе декоративно-прикладного
искусства. Из-за конфликтов между Скалой и Ассоциацией искусств и
ремесел (основанной в 1884 году), которая считает, что его влияние
на музей начинает ослабевать, эрцгерцог Райнер уходит в отставку в
1898 году как защитник музея. Новые уставы были составлены. Два года
спустя, примерно в 1900 году, музей и Школа искусств и ремесел
получили отдельную администрацию, хотя окончательное разделение
имело место лишь в 1909 году. Музей находился под эгидой
Министерства культуры и образования. Школа осталась при Королевском
министерстве культа и просвещения. В 1907 году Музей искусства и
промышленности принял большую часть коллекции Королевского
австрийского музея торговли.
С 1865 по 1897 год Музей
искусства и промышленности также издает журнал Mittheilungen des k.
к. Österreichischen Museums für Kunst und Industrie (Труды
Императорского королевского австрийского художественного и
промышленного музея). Однако с 1898 по 1921 год «Музейный журнал»
был опубликован под новым названием Kunst und Kunsthandwerk и вскоре
приобрел международную репутацию. Музей начал издавать периодическое
издание «Старое и современное искусство».
После создания
Первой Республики, владения, ранее находившиеся во владении
Габсбургов - например, восточные ковры - переданы в музей. В 1936 и
1940 годах Музей на Штубенринге передал часть своей коллекции
скульптур Художественно-историческому музею. В обмен он получил
отдел декоративно-прикладного искусства из коллекций Альберта
Фигдора и Художественно-исторического музея. После аннексии Австрии
нацистской Германией музей был переименован в Staatliches
Kunstgewerbemuseum в Вене (Государственный музей искусств и ремесел
в Вене). Между 1939 и 1945 годами австрийские музеи приобретают
несколько конфискованных частных коллекций. Коллекция
«Государственного музея искусств и ремесел» также расширилась. С
1998 года многочисленные произведения искусства были возвращены их
владельцам в результате исследований провенанса.
В 1947 году
«Государственный музей искусств в Вене» (Государственный музей
искусств и ремесел) был переименован в «Österreichisches Museum für
angewandte Kunst» (Австрийский музей прикладного искусства). В 1949
году музей вновь открылся после ремонта разрушений, связанных с
войной. В 1965 году Geymüllerschlössel в 18-м округе Вены был
присоединен к музею и стал новым филиалом. В то же время, как и
здание, МАК также приобрел важную коллекцию часов доктора Франца
Собека (160 старо-венских часов со времени между 1750 и второй
половиной 19-го века), а также мебель с 1800 по 1840 годы. В конце
1980-х годов части настенных росписей были возвращены в
первоначальное состояние в ходе реконструкции фасада. Последующая
перестановка мебели и необыкновенная коллекция часов в комнатах
Geymüllerschlössel предоставили посетителям подлинное представление
о разнообразии внутреннего убранства бидермейер до сегодняшнего дня.
Фасадная башня Аренбергпарк - одна из шести зенитных башен,
возведенных в Вене во время Второй мировой войны, - стала
дополнительным филиалом музея в 1994 году, а с 1995 года служит
хранилищем современного искусства МАК (Башня МАК), в которой
расположены основные части Коллекция современного искусства музея. В
настоящее время башня MAK закрыта для публики из-за отсутствия
официального разрешения.
После выставки МАК о Йозефе Хоффманне в 1992 году в его доме
рождения в Бртнице / Пирнице (Чешская Республика) был налажен
контакт с Моравской галереей в Брно (Чешская Республика). Наконец, с
2006 года оба учреждения управляют местом рождения Гофмана как
объединенным филиалом - музеем Йозефа Гофмана. Музей представляет
свою коллекцию на постоянной экспозиции и, одновременно, на
временных выставках о Йозефе Гофмане и его современниках.
В
1994 году МАК основал филиал Центра искусства и архитектуры МАК в
Лос-Анджелесе, США. Центр теперь расположен в трех важных зданиях
венского архитектора Рудольфа М. Шиндлера в Лос-Анджелесе (Дом
Рудольфа Шиндлера, Жилой дом Перла М. Макки, Дом
Фицпатрика-Леланда). Основное внимание уделяется новым тенденциям и
междисциплинарным разработкам в области изобразительного искусства и
архитектуры, которые ускоряются за счет стипендий и проектов и
расширяются за счет временных выставок.
Одной из важных сфер
влияния МАК является его презентация в публичном пространстве. Музей
активно поддерживает современных художников, чьи работы в основном
представлены на выставке в здании МАК, а затем как произведения
искусства в городском пространстве Вены, чтобы стать посредником на
стыке искусства и публичного пространства. Международные художники,
такие как Джеймс Туррелл (MAKlite, постоянная установка на фасаде
MAK с 2004 года, Stubenring 5, 1010 Вена), Михаэль Кинцер (Stylit,
2005, Stubenring / Weiskirchnerstraße, 1010 Вена), Франц Вест и
Филип Джонсон (Wiener Trio, 1998, Franz-Josefs-Kai / Schottenring,
напротив Ringturm, 1010 Vienna).
В 2000 году федеральные
музеи Австрии были выведены из государственного управления; музей
стал «публично-правовым учебным заведением».
В 2015 году МАК
организовал Венскую биеннале, первую биеннале, в которой сочетаются
искусство, дизайн и архитектура. Он продолжался с 11 июня по 4
октября 2015 года и был инициирован МАКом в партнерстве с
Университетом прикладных искусств Вены, Кунстхалле Вена,
Architekturzentrum Wien и Венским бизнес-агентством, центр
творческого выезда, и организован при поддержке AIT Austrian
Технологический институт как неуниверситетский исследовательский
партнер. Вторая Венская биеннале проходила с 21 июня по 1 октября
2017 года. Третья Венская биеннале будет проходить с 29 мая до 6
октября 2019 года.