10 крупнейших городов Болгарии
София
Пловдив
Варна
Бургас
Русе
Стара-Загора
Плевен
Добрич
Сливен
Габрово
Местонахождение: Пловдивский Район Карта
Основан: 1083 Грегорием Пакоурианос (Бакуриани)
Бачковский монастырь- это второй по величине монастырь в Болгарии и один из самых древних Православных монастырей в Европе. Он был построен в массиве Родопских Гор на правой стороне реки Чепеларе в 189 км от Софии и всего лишь 29 км от Пловдива.
Спрятанный среди красивых Балканских гор, Бачковский Монастырь сочетает архитектурные стили Болгарской, Греческой, Византийской и даже Грузинской культуры. Музей внутри монастыря сохранил многие объекты истории. В этом числе меч Фридриха Барбаросы, богатая коллекция книг и старых икон. К тому же Бачковский монастырь является местом погребения последнего средневекового патриарха Ефтимия (1375- 1393), который был выгнан турками сюда и патриарх Кирил (1953- 71). Сегодня в монастыре нет братии, но он открыт для туристов как музей средневековой архитектуры. К тому же здесь находится небольшой отель на 200 мест. Летом желательно занимать эти места заранее так как из- за наплыва туристов они быстро занимаются.
Бачковская ставропигия с храмовым праздником 15 августа расположена в долине реки Чепеларска (также известной как река Чая), примерно в 10 км к югу от Асеновграда. Монастырь живописно окружен холмами Родоп, что вместе с его внушительными размерами и богатой историей делает его одним из самых посещаемых в Болгарии.
Монастырь был основан в
1083 году Григорием Бакуриани - великим воином западных войск
византийского императора Алексия I Комнина и его брата Абазия.
Составленный по распоряжению основателя монастырский статут
(типовой) сохранился в стенограммах на греческом и грузинском
языках. По его словам, светские и церковные власти, в т.ч.
Митрополит Филиппопольский (Пловдивский) не имеет права вмешиваться
в дела монастыря (Глава 3) и доступ к нему закрыт для греческих
монахов (Глава 24).
Бачково изначально развивалось как центр
грузинского монашества. К концу XI века здесь сформировалась
литературная школа, известная в источниках как Петрицонская -
название происходит от первоначального названия соседней крепости
Петрич. Связи средневековой Грузии с Византией реализовывались
благодаря переводческой работе писателей, работавших в монастыре.
Один из этих писателей - грузинский философ-неоплатоник Иоан Петрици
(ок. 1050 - 1130), ученик Иоана Итала. С тех пор сохранились два
важных здания - костница и церковь Св. Архангелы.
В 1344 году
регион Станимаш был передан Ивану-Александру византийской
императрицей Анной Савойской в обмен на обещанную помощь в борьбе
с Иоанном Кантакузино. Около двадцати лет монастырь находился под
покровительством болгарского царя. Бачково оставалось в пределах
Тырновского государства до 1364 года, когда османы захватили
Пловдив, Станимаку и другие родопские крепости.
После падения
Тырново в 1393 году Патриарх Евтимий был изгнан «в Стенимах».
Считается, что это был Бачковский монастырь. Патриарх продолжил
литературную деятельность с помощью своего ученика Андрея-Андроника
и умер около 1404 года. «(видимо, Бачковский) монастырь ушел в
отставку после снятия его с престола и Вселенского Патриарха Симеона
(1467 г.).
Неизвестно, относится ли информация, сохранившаяся
в османских документах XVI века, к Бачковскому монастырю. В приписке
во втором сборнике Ловчанского упоминается, что монастырская церковь
«рухнула до основания от правления нечестивых». Игумен Парфений
построил новую церковь Успения Пресвятой Богородицы (1604 г.) и
трапезную (1623 г.).
Письмом от 15 февраля 1628 г. Патриарх
Кирилл I Лукарис подтвердил ставропигиальные права Бачковского
монастыря, признанные его предшественниками Дионисием, Иоасафом,
Митрофаном, Иеремией и Неофитом. Однако в 1801 году иеромонах
Макарий был назначен настоятелем не Константинопольским патриархом,
а митрополитом Пловдивским - «по давно устоявшемуся старинному
обычаю».
Наличие подарков от болгарских родственников и
сограждан, а также нескольких славянских рукописей свидетельствует о
присутствии болгарских монахов. Однако к 1869 году в монастыре была
открыта школа, в которой на греческом языке учились дети из
окрестных деревень.
8 декабря 1894 года по просьбе монахов
монастырь перешел в ведение Болгарского экзархата. Туда были посланы
иеромонахи Харалампий, Дионисий, Иоасаф и инок Серафим для
установления болгарского братства.
В 1941-47 гг. Пловдивская
духовная семинария была эвакуирована в Бачково. В ночь на 10 декабря
1947 года вспыхнул пожар, уничтоживший богатую библиотеку семинарии.
Евтимий Тарновский был похоронен в «церкви Петриотиса», которую
обычно отождествляют с церковью Бачковского монастыря, однако
большинство ученых считает, что могила, обнаруженная в 1905 году под
церковью Св. Архангелов, не его. Болгарский экзарх Стефан и патриарх
Кирилл желают быть похороненными в Бачково. Их останки покоятся в
западной части главного монастырского храма «Успение Пресвятой
Богородицы».
Здания монастыря образуют два прямоугольных двора - северный (оригинальный) и южный (добавлен в 30-е годы XIX века). Дважды, в 1912 и 1947 годах, части жилых домов уничтожались пожаром. В нынешнем виде восточная сторона северного двора была построена в 1928 году - 29, западная - в 1949 году - 55, а северная - в 1964 году. Флигели монастыря в южном дворе отреставрированы в 80-х годах ХХ века. ..проект архитекторов Николы Мушанова и Зл. Киров. Впоследствии их интерьер был разработан компанией Arch. Д. Дамьянов и арх. Hr. Ганчев. Недавно (2009 г.) посреди северного двора устроили фонтан. Помимо главного храма, в комплекс входят храмы меньшего размера «Св. Архангелы »и« Св. Николая »и келейная церковь« Всех Святых »(над старой столовой).
Нынешняя церковь построена в 1604 году на
фундаменте старой Бакурийской церкви и по образцу афонских
трехконечных храмов.
Иконостас - один из самых ранних (с
первых десятилетий XVII века) резных деревянных иконостасов на
болгарских землях. Его нижняя часть представляет собой алтарную
перегородку из травертина, на которой возведены деревянные части:
пояс царских икон, трехчастный архитрав и два ряда маленьких икон.
Они образуют рельефный архитектурный фриз, увенчанный высоким
деревянным крестом, обрамленным двумя рипидами. Резьба включает лозу
с орнаментальными мотивами. Иконы в праздничном ордене датируются 17
веком, а иконы Христа и Богородицы в царском ордене были написаны в
1793 году Иаковом, монахом монастыря Ивирон на горе Афон.
Оригинальная роспись в нефе была полностью перекрашена художником
Мошосом из Эдирне в 1850 году. Наиболее ценными являются
сохранившиеся фрески в притворе, которые, согласно надписи донора,
датируются 1643 годом и включают великолепные портреты дарителя
Георгия и его сына Константина из Фессалийский городок Власи (Κλισι
Καρδίτσας, Βλάσι των Αγράφων). Эти фрески отражают ведущие тенденции
монашеского искусства на Балканах как по стилю, так и по тематике
(включая иллюстрации редких ветхозаветных сюжетов, сцены из
церковного календаря, Успение святого Ефрема Сирийца и другие).
Двухэтажная церковь посвящена вождям небесной армии Михаилу и Гавриилу и расположена к западу от примыкающего к нему главного храма. Легенда гласит, что он был построен императором Алексием I Комнином. Согласно археологическим данным, он был построен до 13 века и, вероятно, реконструирован в 14 веке царем Иваном-Александром. Храмовая икона «Собор Архангелов» (ныне хранится в Софии) - одно из лучших произведений живописи середины XIV века. Захари Зограф расписал в 1841 году сводчатый проход под церковью с иллюстрациями евангельских притч и портретом Алексия I Комнина. Фрески в самой церкви (на верхнем этаже) датируются 1846 годом и, как и фрески в главной церкви, являются работой Мосхос из Эдирне. В их числе изображение чуда, совершенного архангелом Михаилом в афонском монастыре Дохияр.
Построенная с 1834 по 1837 год под руководством иеромонаха Анания - болгарина из Сливена, церковь возвышается в южном монастырском дворе и впечатляет своими фресками 1840 года работы Захари Зографа. Выдающийся болгарский художник расписал внутреннее убранство и открытую веранду храма. В обширном изображении Страшного суда он нарисовал среди грешников образы некоторых тогдашних богатых людей Пловдива. Никола Тонджоров, посетивший Бачково вскоре после завершения фресок, сообщил в письме Неофиту Рильскому (20 апреля 1843 г.) о «написанных здесь картинах Захариева, на которые злятся филибелии, почему он мужчина и женщина ...» Наряду с изображениями настоятеля монастыря Матфея из Стара Загора и его предшественника (проаббата) Анании в верхнем углу фасадной стены церкви художник написал свой автопортрет с надписью «Изобразить моей рукой» Захария x Болгарский живописец.
Старая, ныне неиспользуемая столовая находится на первом этаже южного крыла монастыря. Это прямоугольная комната с полуцилиндрическим сводом и апсидой на западной стене, где сидел настоятель. Есть мраморный стол (сделанный, судя по вырезанной на нем надписи, в 1690 году), за которым монахи ели более двух веков.
Согласно исчезнувшей сегодня надписи, столовая была построена в
1623 году и покрыта фресками в 1643 году на средства того же
дарителя Георгия, который оплатил украшение притвора в главном
монастырском храме. По художественному достоинству эти фрески можно
сравнить только с лучшими образцами Афона, а точнее с росписями
столовой Великой Лавры «Св. Афанасий »(1535 г.). Помимо Страшного
суда и фигур святых-монахов, здесь мы находим сцены из истории
христианской церкви - изображения семи Вселенских соборов,
осуждающих еретиков и поддерживающих чистоту веры. Двадцать четыре
сцены иллюстрируют литургическое пение в честь Богородицы, известное
как «Акафист Божией Матери». В арке разворачиваются ветви «Древа
Иессея» - родословной Иисуса Христа. Рядом с ним - изображения
античных философов и писателей (Аристотель, Сократ, Диоген и
другие), которых считают предшественниками христианства, а их
мудрость сравнивают с мудростью библейских пророков. Фрески были
очищены в 1967-72 годах под руководством чешского реставратора
Раймунда Ондрачека.
В 1846 году Алексей Атанасов нарисовал на
внешней стене столовой развернутую панораму Бачковского монастыря и
его окрестностей. Он включает в себя изображения основных
основателей и реставраторов монастыря (Григория Бакуриани, Алексия I
Комнина, брата Бакуриана Абазиуса, Гавриила и его сына Георгия) и
изображает ежегодный крестный ход, проходящий сегодня в Великий
понедельник (после Пасхи) с Бачковским чудом. Пресвятой Богородицы
(о ней см. ниже). Это самая большая панорамная фреска в Болгарии.
Двухэтажная кладбищенская церковь находится примерно
в 300 метрах к востоку от основных построек монастыря. Реставрация
храма и его фресок была завершена в 2002 году на средства кипрского
фонда Левендиса.
На нижнем этаже образована оссуарий
(гробница), на верхнем - храм. Оригинальная фреска XII века
относительно хорошо сохранилась и входит в число самых ценных
произведений православного искусства времен Комнина. Он включает в
себя два величественных образа воскресения мертвых - Страшный суд и
видение пророка Иезекииля в долине сухих костей (Иезекииль 37:
1-14). В греческой надписи говорится, что картина была работой
художника Иоана Иверопулоса, который, судя по его фамилии, был
грузинским королем.
В XIV веке, во время правления царя
Иоанна Александра, открытые аркады на верхнем и нижнем этажах склепа
были замурованы. Новообразованные ниши расписаны изображениями
самого правителя, его покровителя Иоанна Богослова, св. Св.
Константин и Елена, а на нижнем этаже - «Севаст Григорий Пакурьян,
раб Христа, великий наместник и жертвователь» рядом с «Учителем
Аббасием, братом дарителя» и «Георгием и Гавриилом, вторыми
дарителями» ( надписи на греческом).
Болгарский царь
изображен в позе, типичной для императорского портрета. В правой
руке он держит скипетр, увенчанный крестом, а в левой, прижатый к
груди, свиток. Византийское влияние в тогдашней Болгарии
подтверждается тем фактом, что надпись (ныне уничтоженная) «Иоанн во
Христе [Бог верный царь] ...» была на греческом языке. Одежда короля
в мельчайших деталях повторяет мантии византийского императора: он
носит красную далматию, лорос, камилафкион и корону, усыпанную
драгоценными камнями.
Самая большая святыня Бачковского монастыря - это икона Пресвятой
Богородицы. Он хранится в особом месте в соборной монастырской
церкви и благодаря своим чудесам является объектом поклонения
постоянного потока верующих.
Из всей картины только лики св.
Богоматерь и Младенец, и все остальное в почете покрыто двумя
серебряными украшениями. На более древнем из них есть надпись,
согласно которой он был подарен в 1311 году грузинами Афанасием и
Окропиром (Златоустом). Более новая фурнитура датируется 1819 годом.
Самая ранняя письменная информация об этой иконе дана
пловдивским священником Константином Иконом в его описании
Пловдивской епархии, опубликованном в 1819 году: «Мы не знаем, как и
когда сюда была принесена икона. Согласно легенде, после покорения
этих мест во Фракии, икона была найдена в пещере в получасе езды от
монастыря на южной стороне ущелья, ныне именуемой Кловион, где
находится церковь Пресвятой Богородицы. Бог и святой источник рядом.
И каждый год на второй день Пасхи, когда говорят, что икона была
найдена, они несут икону упомянутого Кловиона в литургическом
шествии и проводят литургию в соседнем храме Пресвятой Богородицы. В
этом шествии принимают участие многие люди из близлежащих деревень и
паланкинов ».
Александра Карамихалева, в свою очередь, в 2007 году
рассказывала, что, по некоторым легендам, икона «прилетела» из
грузинского монастыря и «приземлилась» в районе «Клювята» близ
Бачково. Во время «приземления» возник несгоревший пожар. Два
пастуха, брат и сестра, провели три ночи, созерцая неугасимое пламя,
и пришли посмотреть, что это за чудесный огонь. Они явились в
монастырь, и монахи с литием отвели ее в церковь Св. Богородица ».
Поставили на иконостас. Несколько раз икона «бежала» в «Клувию», и
братья возвращали ее в монастырь. Один из монахов сказал, что ему
снилась Дева Мария, и сказал, что она останется в монастыре, если ей
отведут особое место на справа у входа она видит, кто с каким
сердцем входит в дом Божий, и каждый год на второй день Пасхи ее
«уводят» в прежнее место, а на Пасху уводят в Клувию с литием, где
она молится.
Подвижные предметы старины
В монастыре есть
собственный музей, где можно увидеть литургическую утварь и образцы
церковного искусства разных времен. Особо примечателен серебряный
диск, подаренный (согласно славянской надписи на нем) в 1644 году
Феодосием Пештерским и изготовленным чипровским мастером Петром.
Предметы, происходящие из Бачковского монастыря, также находятся в
Церковно-историческом и археологическом музее (София) и в
Византийском и христианском музее (Афины). Большинство рукописей из
бывшей монастырской библиотеки сейчас хранится в
Церковно-историческом и архивном институте Болгарской православной
церкви.
Бачковский монастырь входит в
сотню национальных туристических объектов, Болгарский туристический
союз, время работы с 08:00 до 17:00, имеет печать Болгарского
туристического совета.
Монастырский комплекс и его
окрестности превратились в развитый туристический объект с
множеством магазинов, киосков и ресторанов, окружающих пешеходную
набережную к монастырю. Здесь выставлено на продажу буквально все,
что растет или производится в Родопах - редкие травы, домашнее
варенье из диких фруктов, козий и буйволиный йогурт и сыр, родопские
шерстяные одеяла и многое другое.
В монастырских церквях за
умеренную плату совершаются венчания, крещения и т. д.
архимандрит Паисий (Пастирев) (24 октября
1905—1906)
иеромонах Климент (Хитров) (1907—1912)
архимандрит
Панарет (Наумов) (1 ноября 1913 — 1 октября 1915; 1919—1923)
архимандрит Паисий (Пастирев) (1 февраля 1923 — 11 июля 1927)
иеромонах Никодим (Пиперов) (11 июля 1927 — 31 июля 1929)
епископ
Брегалнишский Панарет (Наумов) (1 сентября 1929 — 1 сентября 1933)
архимандрит Климент (Янев) (1 сентября 1933 — 12 сентября 1936)
архимандрит Нафанаил (1 ноября 1936 — 31 августа 1938)
архимандрит Пимен (Энев) (15 сентября 1938 — 21 апреля 1947)
архимандрит Иона (Проданов) (21 апреля 1947 — 30 ноября 1949)
архимандрит Герасим (Боев) (10 февраля 1950 — 15 апреля 1951)
епископ Траянопольский Симеон (Цонев) (15 апреля 1951 — 15 июля
1955)
епископ Агафоникийский Иона (Проданов) (15 июля 1955 — 12
декабря 1959)
архимандрит Филарет (Игнатов) (1 февраля 1961 — 15
сентября 1964)
епископ Браницкий Герасим (Боев) (15 сентября 1968
— 1 августа 1971)
архимандрит Иларион (Цонев) (1 августа 1972 —
31 декабря 1980)
епископ Смоленский Нестор (Крыстев) (1 января
1981 — 31 июля 1985)
архимандрит Галактион (Табаков) (1 июля 1985
— 15 июля 1986)
епископ Агафоникийский Наум (Шотлев) (15 июля
1986 — 15 января 2004; до смерти, последовавшей 31 марта 2005 года,
носил почётное звание проигумена)
епископ Агафоникийский Борис
(Добрев) (15 января 2004 — 19 февраля 2014)
архимандрит Симон
(Бодуров) (19 февраля 2014 — 17 декабря 2017)
архимандрит Самуил
(Теодосиев) (с 17 декабря 2017)
Асенова крепость лежит в 3 км на юг от Аденовграда, по дороге в Бачковксий Монастырь. Вы можете остановиться здесь и забраться на это небольшое средневековое укрепление. Старый форт стоит на высоком холме в долине реки Асеница. Первые защитные сооружения существовали здесь еще со времен Фракийцев. Позже здесь располагались гарнизоны Римлян, Византийцев, Крестоносцев, Болгар и Оттоманских Турков. Большинство руин датируются 11-ым веком. В то же время его местоположение описывается в документах монастыря. В 1231 болгарский царь Иван Асен II улучшил защиту замка от нападения войск крестоносцев. Тогда он и получил свое имя. Стены достигали толщину 2,9 метров и 9- 12 метров высоту. Большинство защитных сооружений развалились со временем, однако осталась церковь Богоматери Петрич. Она была построена в 12-ом веке. Иконы внутри датируются 14-ым веком.