Мемориальный Кафедральный Собор Александра Невского (София)

Мемориальный Кафедральный Собор Александра Невского (София)

 

История Мемориальный Кафедральный Собор Александра Невского

пл. Александр Невский
Главная церковь: Тел (02) 988 1704.
Открыт с ноября по февраль: с 7:00 до 18:00 ежедневно; Март-октябрь: с 7:00 до 19:00 ежедневно
Галерея Икон: Тел (02) 981 5775.
Открыт с 10:00 до 17:30 по вторникам.
Литургия 8 утра и 5 вечера ежедневно. Вечернее бдение 18:30 сб.
Служба 9:30 утра Солнце

 

Метро: Свети Климент Охридски
Автобус: 9, 280, 306
Троллейбус 1, 2, 4, 9, 11.

 

Мемориальный Кафедральный Собор Александра Невского является вторым самым большим Православным храмом на Балканах и самым большим в Софии. Он был возведен в честь погибших русских воинов, румынских солдат и болгарских волонтерах погибших за независимость Болгарии во время Русско- Турецкой войны 1877- 1878.

Собор Святого Александра Невского, является второй по размерам православным храмом на Балканах и самым большим в самой болгарской столице. Высота главного купола церкви- 45 метров, колокольни- 53 метра, а сама площадь собора 3170 кв. метра. Это Православная церковь могла вместить более 5000 прихожан. На главной колокольни находится 12 колоколов с общим весом 23 тонны. Автор архитектурного проекта был русский архитектор Александр Померанцев. Он построил свой главный храм в нео- Византийском стиле, чтобы подчеркнуть средневековую историю независимой Болгарии. Интересная особенность собора святого Александра Невского состоит в том, что у него не один, а три алтаря. Центральный и главный алтарь посвящен самому князю Александру Невскому, Северный посвящен святым Кириллу и Мефодию, составивших славянский алфавит, а южный алтарь посвящен в честь первого болгарского царя Бориса.

Собор Александра Невского была построена как памятник в память погибших солдат и добровольцев. Покровителем церкви стал святой благочестивый русский князь Александр Невский, который также считается покровителем российского императора Александра II.

Именно этот император начал Русско- Турецкую войну (1877- 78), которая стала причиной независимости Болгарии от Турецкого ига закрепленной Сан Стефанским мирным договором 3 марта 1878. Впервые идея о строительстве церкви появилась 13 апреля 1879 года на заседании Первого Учредительного Народного Собрания в Велико Тырново Петкой Каравеловым. Изначально церковь хотели возвести именно в Велико Тырново, так как этот провинциальный город некогда являлся столицей средневековой столицы независимой Болгарии в 12- 14-ых веках. Уже 26 февраля 1881 было образована Центральная строительная комиссия с комитетом при ней. Новый болгарский царь Александр Болгарский (Баттенбергский) настоял на строительстве храма в новом административном центре – Софии. Уже 19 февраля 1882 на самом высоком месте в центре Софии был возведен фундамент для будущей церкви. Однако само строительство началось несколько позднее – в 1904 г., и завершилось лишь в 1912 году. В том же годы он был освящен.

Средства на возведение частично выделили из государственной казны, а частично были пожертвованы меценатами и просто жителями города. Кстати, сам царь выделил для этого 6 тысяч золотых левов своих личных денег, а всего было собрано 1.9 миллионов левов. Весь проект в конечной счете стоил 5.5 миллионов левов. Изначально храм Александра Невского был спроектирован архитектором Иваном Богомоловым. Однако Богомолов скончался, не закончив проект и все чертежи и доработки были переданы Александру Померанцево который существенно переработал первоначальный проект. На протяжение нескольких лет несколько архитекторов работали над храмом Александра Невского, включая российских и болгарских архитекторов А.А. Яковлева, А.Н. Смирнова, П. Момчилов, Ю. Миранов и другие.

После вступления в октябре 1915 года Болгария присоединилась к Центральным державам (Австро- Венгерская империя и Германская империя) во время Первой мировой войны. Русский флот подвергнул бомбёжками болгарский город Варну на побережье Черного Моря 14 Октября 1915 года. Это сильно ухудшило общее настроение в болгарском обществе против бывших "братушек".

 

2 марта 1916 за день годовщины независимости Болгарии Народное собрание Болгарии приняло решение о переименовании собора в честь святых Кирилла и Мефодия, учителей словенских. Оба святых были болгарами и следовательно этот выбор был более патриотичным по сравнению с русским князем Александром Невским. Российский Святейший Синод назвал переименование "великим грехом Болгарии". Однако после окончания Первой мировой войны в 1918 и отречения царя Фердинанда от престола в 1919 году, Синод направил просьбу болгарскому правительству. Просьба была вынесена на рассмотрению Народного Собрания Болгарии. Первоначальное название было возвращено храму Александру Невского 12 сентября 1924 в день памяти русского князя. Митрополит Максим Пловдивский освятил главный алтарь, а на следующий день северный придел был освящен в честь святых Кирилла и Мефодия. 14 сентября Южный алтарь был освящен во имя святого царя Бориса, первого болгарского царя, принявшего христианство и крестившего собственный народ в христианскую веру.

 

Во время Второй мировой войны Храм Александра Невского попал под бомбардировку Англо- Американской боевой эскадрильи. Бомбежки нанесли удар по Софии, задев при этом исторический центр города. Бомбы сильно повредили Северо- западную стену храма. Куски метала пробили медную крышу церкви и нанес серьезный урон внутреннему убранству церкви. Хотя храм реставрировали после войны до сих видны следы тех дней на внешних камня стены.

После окончания Второй мировой войны пала болгарская монархия, но Собор Александра Невского никто не трогал. Не та страна и болгары не отличались особой жестокостью к своим церквям. Лишь в 1955 году у них дошли руки до храма и он был национализирован и превращен в храм- памятник в роли исторического музея.

Интерьер собора не оставит равнодушным искушенного посетителя: множество ценных икон и фресок, выполненных в основном болгарскими и русскими художниками, массивный мраморный иконостас (исполнен болгарским художником Х. Тачевым), искусно выполненные патриарший и царский троны, амвон. Из России приехало 17 художников, включая П.Е. Мясоедов, А.И. Вахрамеев, А.М. Корин, А.А. Киселев, Н.А. Бруни, В.Д Болотнов и конечно В.М. Васнецов. Реалистичный стиль последнего легко можно распознать в традиционных библейских сценах на стенах и потолке храма. Еще одна гордость церкви – мозаичное панно, которое изображает царя Фердинанда и царицу Элеонору. Под зданием собора располагается крипта, в которой находится большая коллекция икон, многие из которых можно смело назвать художественными шедеврами.

В соборе Св. Александра Невского проходят ежедневные, воскресные и праздничные богослужения, однако не проводятся крестины, свадьбы и отпевания (из-за своего статуса памятника церковь не имеет четко обозначенного прихода). В 2014 после многих конфликтов и переполох в обществе и телевиденью Храм памятник все таки был передан в собственность Святого синода Болгарской Православной Церкви.

 

Название Храма

Храм посвящен Александру Невскому, известному своей победой над Тевтонским орденом в битве на Чудском озере, провозглашенным святым Русской Православной Церковью. Александр Невский - покровитель русского императора Александра II, а имя храма - выражение благодарности болгар России и лично Царю-Освободителю. В ходе Первой мировой войны Болгария и Россия находились во вражеских коалициях. После того, как российский флот отбомбил Варну 14 октября 1915 года, правительство внешней политики Василия Радослава приняло решение переименовать памятник-храм в «Св. Святой Кирилла и Мефодия". Указ Совета министров от 19 октября 1915 года был представлен в феврале 1916 года на утверждение Национальной ассамблеи. После оппозиции оппозиционных партий и жарких дебатов парламент одобрил решение правительства голосами провластного большинства (4 марта 1916 года). Говорят, что даже Иван Вазов приветствовал переименование. Разумеется, его племянник доктор Борис Вазов, близкий к поэту по политическим убеждениям, являлся одним из главных противников переименования в Национальное собрание. В 1920 году храму было вернуто оригинальное название храма «Св. Александр Невский".

 

Статут
Во время строительства храм площадью 3170 м2 стал первым крупнейшим полностью завершенным и действующим собором на Балканском полуострове.

В 1953 году храм был провозглашен патриаршим собором, а в 1955 году объявлен памятником культуры государственного значения. Церковь входит в сотню национальных туристических объектов Болгарского туристического союза.

 

Архитектура Храма Александра Невского

Храм Александра Невского представляет собой крестообразную базилику в нео-византийском стиле со множеством куполов, полукуполов с ярко выраженным центральным куполом. Его интерьер разделен на три части - нартек (с двумя часовенками), центральную часть и с алтарем (с тремя престолами). Архитектурный стиль относится к так называемому Русский северный ампир. В подземном этаже храма находится склеп. Первоначально он предназначался для гробницы, но в 1965 году он был преобразован в музей средневекового и античного искусства - филиал Национальной художественной галереи, где подвергаются некоторые из самых красивых болгарских икон и фресок 12-19 веков.

Колокольня Храма Александра Невского с крестом достигает высоты 53 м и имеет 12 колоколов. Все они были привезены из Москвы. Самый большой колокол весит 12 тонн, а самый маленький - 10 кг, общий вес всех колоколов 23 тонн.

Самой замечательной внешней особенностью храма Александра Невского являются его позолоченные купола. Покровный слой выполнен из масел и медных листов и охватывает площадь около 4000 квадратных метров. Позолоченная область купола 700 м2, общий вес золота 8,35 кг, но слой очень тонкий, который должен быть восстановлен в определенных периоды времени. Технология золочения в 2001 году была проведена российскими специалистами, используя российское золото. Последняя реставрация золоченой была в том же 2001 году и была проведена болгарскими специалистами. Использовали золотые листы 84 х 84 мм и толщину около 0,4 мкм. Например, для площади купола колокольни 160 м2 используется только 25 000 таких листов, причем золото используется немецкое в 23,75 карата.

Фасад Храма Александра Невского облицован белым камнем из Враты, а основание всего храма стоит на фундаменте из гранита высотой 1,40 м. На западном фасаде на высоте 30 м построена мозаичная икона покровителя храма Св. Александра Невского по проекту Антона Митова. По обеим сторонам главного входа есть 2 мемориальных плиты из каррарского мрамора с текстом «Укрепить братскую любовь и глубокую благодарность великорусскому народу за освобождение Болгарии в 1878 году»

Деревянные двери храма были сделаны Карлом Бамбергом, владельцем мебельной фабрики в Вене. Они сделаны из славянского дуба и покрыты красивой резьбой.

Внутреннее убранство храма использовало чрезвычайно высокого качества. Дорогие строительные материалы были использованы в ходе работ: разноцветные итальянские мраморы, оникс из Бразилии, алебастр и другие. Освещение в храме производилось в Мюнхене.

Размеры храма: высота храма - 53,02 м, длина храма - 73,50 м, ширина храма - 52,20 м, высота колокольни в верхней части купола - 50,52 м, высота позолоченного креста над ним 2,50 м, высота центрального купола - 46,30 м, застроенная площадь - 3170 м2, объем - 86 000 м3. Церковь Александра Невского вмещает 5000 человек, как и самый большой зал в Национальном дворце культуры.

 

Дизайн интерьера

Богатая внутренняя отделка выполнена из оникса, алебастра и красочного мрамора бразильского, марокканского, итальянского и немецкого происхождения (Gialo di Siena, Verdi di Mare, Onyx Brasiliano, индийский алебастр и др.). Все элементы из мраморного пластика мастерски выполнены и точно установлены под аркой. Яковлев.

Пол храма также покрыт разноцветным итальянским мрамором в виде мозаики. Кроме них, Яковлев разработал также орнаменты мозаичных декоративных орнаментов на стенах. Декоративная резьба по мрамору выполнена под руководством профессора Василия Перминова. Работой по росписи руководил австрийский мастер Лестер. Металлопластик дверей произведен в Мюнхене, а мозаики доставлены из Венеции.

Светильники выполнены в стиле нео-ампир. Центральная люстра весит 2500 кг, висит на высоте 27 м и украшена подвесками (стеклянными слезами) из йенового стекла.

В центральном алтаре (троне) возвышается балдахин с четырьмя главными колоннами, арками, 32 куполообразными колоннами и капителями, все из красного и зеленого бразильского оникса и алебастра, а купол выполнен из мозаики. Епископский трон, королевский трон и кафедра также сделаны из драгоценного инкрустированного мрамора.

Весь центральный иконостас выполнен из разноцветного мрамора и сливается с двумя передними ониксовыми колоннами алтарного навеса. Нижняя часть иконостаса (4 м) выполнена из белого и желтого мрамора (Gialo di Siena) с 9 отверстиями для иконостасов, размещенных на колоннах из зеленого итальянского мрамора (Verde di mare), а его верхняя часть (2 м) - из светло-красного мрамора (Chipolino di Siena) с десятью отверстиями меньшего размера (также для иконостасов). Иконостас также украшен барельефами и карнизами.

По планировке двухсторонний иконостас является повторением центрального иконостаса в меньшем размере.

 

Внутреннее убранство храма украшено иконами и фресками. Из них 82 иконы написаны маслом на холсте, одни в деревянных рамах, а другие прямо на стене. Они расположены на иконостасе трех храмовых престолов, на нижнем поясе нартекса и в трех ковчегах.

Южный корабль
Южный иконостас содержит 17 художественных изображений профессора Антона Митова. Наибольшее внимание привлекает икона святого царя Бориса I, представленная в парадных царских одеждах, покровителя иконостаса. На дверях иконостаса - икона св. Иван Рильский.

Из фресок южного нефа интересна картина Болотнова «Венчание в Кане Галилейской» в арочной нише южной стены. Напротив южного входа изображено «Усекновение главы Иоанна Крестителя» Ивана Марквички.

Центральный корабль
В полукуполе над алтарем изображены Киселева «Богоявление», «Рождество» и «Крещение Иисуса Христа».

Все иконы центрального иконостаса написаны известными мастерами, из которых особенно выделяются две центральные иконы - Христос и Богородица - Виктора Васнецова. Слева от Богородицы находится икона Александра Невского работы профессора В. Савинского. Справа от Христа находятся «Иоанн Креститель», «Архидьякон Стефан» и «Св. Томас »итальянца Бруни (1856 - 1935).

Высоко вокруг центрального купола - кольцо из бронзовых церковнославянских букв - вся молитва «Отче наш» написана церковнославянским языком, а под самим куполом расписана одна из самых впечатляющих фресок - «Бог воинство» Мясоедова. Художник рисовал на деревянных подмостках по математически нарисованной схеме. Только после завершения работы и снятия строительных лесов он смог увидеть всю свою работу, имеющую внушительные размеры - лицевая сторона 2 м в диаметре, длина руки 4,60 м, общая площадь фрески 850 м2.

Арки, соединяющие центральный купол с людьми (хоровая сцена), изображают «Бегство Святого Семейства из Иерусалима в Египет» и «Голгофу» из Розенталя. Над хором фреска Киселева «Страшный суд».

Северный корабль
Иконы в северном иконостасе с изображением Иисуса, Богородицы, Кирилла и Мефодия выполнены Иваном Марквичкой. Он также является автором фрески на северной стене арки «Иисус в возрасте 12 лет в храме среди книжников и фарисеев». Общий тон здесь ярче, чем у других картин маслом в других местах.

На северной стене корабля под аркой изображена «Проповедь на Галилейском море» Мясоедова, а напротив - «Накормить 5000 человек пятью хлебами и двумя рыбами», опять же его самого.

В вестибюле корабля на южной стене написано Антоном Митовым «Рубка патриарха Евтимия».

 

Строители храма Александра Невского

В строительстве храма Александра Невского приняли участие специалисты шести национальностей: болгары, русские, немцы, австрийцы, чехи и итальянцы - профессионалов, архитекторов, художников и масонов. После завершения церкви в 1912 году с отделкой и живописью интерьера храма занимались 32 русских, 16 болгарские и один чешский художник.

Снаружи храм покрыт облицовкой из белого камня, работы итальянских каменщиков. После стачки среди итальянский рабочих, работу продолжили болгарские рабочие под руководством скульптора Джорджа Киселинчева и архитектора Яковлева, который работал на деталях церкви. Скульптор Виллем Глос сделаны гипсовые модели фасадов, карнизов, капителей и фундаментов.

Фрески были написаны под руководством проф. А. Киселева, который также определил подготовку темперной краски. При подготовке картин привлекаются русские художники: проф. Петр Мясоедов (который определил также общий тон картин), Виктор Васнецов, Дмитрий Киплик, С. Шелковой, проф. Алексей Корин, проф. М. Судоковский, Александр Вахрамеев, Василий Болотнов, Николай Бруни, Н. Розанов, Иван Дроздов, Михаил Авилов, проф. Василий Савински, Владимир Кузнецов, И. Ланской, проф. В. Перминов, Н. Родзянко.

Имена болгарских художников: проф. Иван Мърквичка, проф. Антон Митов, Георги Желязков, проф. Стефан Иванов, Асен Белковски, Никола Маринов, Никола Петров, Христо Берберов, проф. Петко Тавлиев, Август Розентал, проф. Цено Тодоров, Васил Димов, арх. Петко Момчилов и други. Арх. Йордан Миланов (1867 - 1932 лет), который активно участвовал в строительстве храма Александра Невского как член (1896 - 1912), а затем как председатель строительного Постоянного комитета.

Внутренняя планировка церкви была исполнена при участие болгарских декораторов проф. Харалампи Тачев и Борис Михайлов. Проф. Петко Клисуров, проф. Цено Тодоров, Никола Петров являются авторами мозаики изображений Христа, апостолов Петра и Павла в перистиль от главного входа. Профессор Стефан Иванов является автором мозаик оставил двери в ряд образов святых Веры, Надежды, Любви и Седмочислениците - справо. Христо Берберов Василь Димов, проф. Стефан Иванов, Никола Маринов, Ассен Белковский, Август Розентал являются авторами мозаики с изображениями святых в болгарской барабанной люнете наружных дверей.

Помощниками были многие другие российские и болгарские художники, которые на момент строительства были еще студентами: Н. Кондратиев, Ф. Морозов, Ал. Алфонс Жаба, Н. Костов, Дончо Занков, Йордан Пиндиков, Петър Кантемиров, Константин Щъркелов, Владимир Лазаров, П. Кръстев, Георги Цанев, Цв. Маринова, Р. Топалова, П. Тачева, проф. Марко Марков.