Ротунда или Церковь Святого Георгия (София)

Ротунда или Церковь Святого Георгия (София)

 

Описание Ротунды или Церковь Святого Георгия

буль. Князь А. Дондуков 2
Метро: Сердика.
Троллейбус: 1, 3, 5, 7, 8, 12, 18, 20, 22, 23
Открыт с мая по август: с 7:30 до 18:30; Сентябрь-апрель: с 8:00 до 17:30
Сержице 8 утра, 9 утра и 5 вечера ежедневно.

Собственный сайт: http://www.svgeorgi-rotonda.com

 

Церковь Святого Георгия была построена в 4 веке нашей эры  как общественное римское здание. На протяжении многих веков она служил в качестве мавзолея, бани, церкви и мечети. Сегодня ротунда была возвращена православной церкви. Это круглое здание с нишами в его четырех сторон. Фрески датируются 13 - 15-го веком. Ротунда Святого Георгия расположен во внутреннем дворе отеля Шератон (Sheraton). Участок расположен в центре города, но лишь немногие туристы и местные жители когда-либо посещают этот сайт, поэтому по большей части это тихое место. Территория вокруг Ротонды окружена руинами древнеримской Сердики. Несмотря на то что здесь все перерыто археологами в течение прошлых веков, Ротунда Святого Георгия все еще предлагает сюрпризы. Мне лично удалось обнаружить две монеты в кладке старых стен частного дома возле церкви. Очевидно, некоторые слуга оставил свои деньги в расщелине между камней в надежде использовать его один день. По какой-то причине этот маленький клад оставался там в течение многих столетий.

 

История и функции
Церковь является частью более крупного археологического комплекса. За апсидой находится часть бывшей римской улицы с сохранившимися канализационными коллекторами, фундамент большой трехнефной базилики, вероятно, общественного здания и небольших зданий. В одном из зданий установлена ​​римская система отопления гипокаустом. Плитку, поднимающую пол, можно увидеть и сегодня. Специалисты определяют его как одно из красивейших построек так называемого «Константиновский квартал» Сердика-Средец, где находился дворец императора Константина Великого.

Первоначальное назначение здания является предметом различных гипотез и до конца не выяснено. Богдан Филов предполагает, что изначально это была ванная комната, считая установки под полом гипокаустойчивыми, но позже выяснилось, что они предназначались для вентиляции. Основные современные гипотезы заключаются в том, что здание было построено как мавзолей, мученика или церемониальный зал. В VI веке его превратили в церковь.

Позже здесь хранились святые мощи небесного покровителя Болгарии - Св. Ивана Рильского, исцелившего, по легенде, византийского императора Мануила I Комнина. Реликвии были захвачены венграми в 1183 году, во время правления короля Белы III, когда союзные армии сербов и мадьяр вторглись в Средец, разрушив и разграбив город. После непродолжительного пребывания в столице Эстергоме, где католический епископ потерял дар речи после непристойного обращения с ними, они были возвращены в Болгарию в 1187 году. Мощи святого снова покоились здесь, когда они были торжественно перенесены из Тырновграда в Рильский монастырь в 1469 году. Изначально здесь был похоронен сербский король-святой Стефан Милютин, мощи которого позже были перенесены в церковь Святого Короля (ныне Кафедральный собор Святого Воскресенья).

Внешне с северной стороны главной апсиды находится святая гробница св. мчк Георгий Софийский Последний. В столице есть две церкви, которые с особым почтением отмечают день Софийской мученицы 26 мая. Одна - посвященная ему часовня во дворе Александровской больницы, построенная на месте мученической смерти поработителя Георгия Последнего, а другая - ротонда «Св. Георгия », где похоронен мученик Христа за болгарскую веру. Накануне праздника 25 мая 2016 года по инициативе духовенства и врачей и с благословения Святейшего Неофита, митрополита Софийского и Патриарха Болгарии после 70-летнего перерыва с 1946 года при нечестивом коммунистическом режиме состоялась литургическая крестный ход был ознаменован Святой мученицы Софийской и Булгарской. Он начинается после начала вечерней службы в часовне Александровской больницы и продолжается по центральным улицам Софии, проходя по бул. Пенчо Славейков, бул. Витоша, ул. Неделя », ул. Саборная, до ротонды« Св. Георгия Победоносца », где покоятся мощи святого.

Во время османского владычества в 16 веке церковь была перестроена в мечеть. В середине 19 века, вместе с собором Святой Софии и зданием мечети нынешнего Археологического музея, он был заброшен мусульманами. Вскоре после этого болгарские христиане вернули ему прежнее предназначение православной церкви.

Несмотря на небольшие размеры, этот памятник похож на ротонду Святого Георгия в Салониках. Сохраняя дух раннехристианской эпохи и болгарского средневековья, церковь-ротонда имеет впечатляющее влияние и является предметом глубоких исследований и оправданным интересом не только в православной и католической церковной общине, но и среди видных деятелей мировой науки и науки. культурных кругах, но также привлекает множество паломников и туристов. Здесь в исключительных случаях проводятся торжественные военные церемонии и концерты с православной и классической музыкой.

Владислав Граматик упоминается как действующий храм в своем рассказе о перенесении мощей святого Иоанна Рильского из Тырново в Рильский монастырь летом 1469 года. В нем они выставляются для поклонения в течение шести дней. В то время церковь была еще и столичным собором, в котором хранились мощи святого короля Стефана Милютина. В житии преподобного Пимена Зографского (XVI век) церковь также упоминается, в ней святитель шесть лет учился иконописи. Затем при султане Селиме I ротонду превратили в мечеть под названием Гуль-джамаси. Фрески были стерты белой штукатуркой и заменены растительными мотивами.

После освобождения Болгарии от османского владычества он был заброшен и заброшен. Только после смерти Александра Баттенберга она была приспособлена как временный мавзолей, в котором его останки были помещены до тех пор, пока они не были перенесены в специально построенный мавзолей в 1898 году. В 1915 году ротонда была очищена от всего, что к ней добавлено, когда она стала мечеть. Минарет снесли, сняли внутреннюю штукатурку и обнаружили трехслойную средневековую роспись.

 

Архитектура

Ротонда впечатляет в римском стиле, но соответствует размеру города и является частью большого древнего императорского комплекса зданий III века, усовершенствованного в начале IV века при Константине Великом и построенного в VI веке. при императоре Юстиниане Великом. Он построен из красного жженого кирпича, сложного симметричного плана с шестью залами. В ротонду входили через два вестибюля - первый овальный (исчез, сегодня на нем гостиница) и второй крестообразный (стены сохранились). Четыре больших пилястры, выстроенные в четырех углах внутреннего почти квадратного пространства, доказывают ее крестообразная полуцилиндрическая сводчатая крыша. Второй вестибюль ведет к навесному вестибюлю, две его боковые части - к фланговым прямоугольным помещениям основного кубического корпуса с апсидами (соединены с главным залом арочными входами, своды которых не сохранились) и центральная - к ротонде Сама, представляющая собой центральное купольное сооружение круглой формы на квадратном основании с 4 полукруглыми нишами по углам и квадратной экседрой к востоку от старинной улицы. Купол ступает на барабан, пробуренный восемью цилиндрическими окнами, и поднимается на 13,70 м от пола. Его диаметр составляет 9,50 м.

В общей архитектурной композиции всего ансамбля ротонда - самая высокая и впечатляющая монументальная доминанта. Внутреннее пространство реализовано с простотой и размерами форм и объемов. Квадратный алтарный зал, четыре симметрично расположенные ниши, главный вход на западной стене и несколько вытянутых окон усиливают впечатление пространственного размера.

Полукруглые ниши сформированы симметрично по диагонали. Восточные ниши крупнее западных, но последние выше. Форма восточных ниш превышает полукруг и имеет форму подковы. У них есть полукруглый небольшой бассейн радиусом 1,40 м. Дно бассейна на 50 см ниже пола, а его верхняя часть на 50 см выше пола. Пол ротонды был построен на столбах, образующих так называемый гипокауст. Система гипокауста состоит из квадратных столбов из почти квадратного кирпича (размером 20 на 30 см) на глубине 1,35 м ниже основания пола, установленных непосредственно на земле на расстоянии от 50 см до 1 м, соединенных сверху. и образуя параллельные аркады. Гипокауст - это еще и система вентиляции, построенная из-за сильной подземной влаги.

Купол ротонды дважды разрушался. Возможными причинами этого являются: землетрясения из-за высокой сейсмичности Софийского региона, эрозия с годами и климата или варварские нашествия вестготов в конце IV века и гуннов в V веке, от которых произошел город и архитектурный ансамбль. Сильно пострадало, но не произошло и присоединение Сердики к болгарскому государству в 809 году, когда после непродолжительной осады ключи от города были добровольно переданы хану Круму его князьями без его штурма болгарским правителем.

Пространственная композиция Ротонды имеет сильный монументальный римский эффект, особенно ее интерьер, хотя сегодня мраморная облицовка отсутствует. Предложение аналогично предложению римско-византийской церкви Сан-Витале в Равенне, несмотря на меньшие размеры памятника Софии, хорошо подходящего для масштаба Сердики.

 

Фрески

Фрагментарно сохранилось 5 ярусов фресок: первый - римско-византийский VI века с растительными мотивами, небольшой фрагмент сохранился в северо-западной нише; второй - булгарский с ангелами конца IX или начала X века, состоящий из двух фризов - верхнего и нижнего. В северной части верхнего фриза сохранились фрагменты фигур шести летающих ангелов, а также головы ангела. На нижнем фризе в пространстве между восемью окнами изображены шестнадцать пророков. Из них сохранились только фрагменты фигур трех пророков и нимба четвертого. Третий слой фресок - византийский конца XI - начала XII века с изображениями нескольких святых, широким фризом с фигурами шестнадцати пророков под куполом и фресками с изображением Вознесения, Успения Пресвятой Богородицы и др. Он имеет смешанный состав, в него вошли остатки первого фриза X века (фигуры трех пророков на северной стене и нимб четвертого). Остальные двенадцать пророков относятся ко времени византийской росписи ротонды, очевидно, в XII веке стены ротонды были заново оштукатурены и покрыты фресками. Но до XIV века под овалом купола фреска рядом с поврежденными участками была явно повреждена и позже начала отслаиваться, обнажив оригинальные изображения трех пророков. Евангелические сцены и изображения четырех евангелистов расположены на оставшейся поверхности под окнами в пространстве над нишами и в верхних частях ниш. Картина демонстрирует качества монументальной восточно-христианской живописи, но не столь высокие, как предыдущий тип поздневизантийского происхождения. В нем преобладает статика, у фигур суровые аскетичные лица, представленные в застывших фронтальных позах. Четвертый слой - болгарский четырнадцатого века, сделанный после реставрации купола, он состоит из двух частей: центрального изображения Христа Вседержителя в зените, окруженного четырьмя летающими ангелами и четырьмя евангелистами, а под ними - фриз из двадцати человек. -два пророка в куполе до линии восьми окон в барабане и донорский портрет епископа к северу от входа. Этот слой выполнен в монументальных традициях старинной живописи великими мастерами. Размер изображений по высоте в этом слое значительный, почти на метр, уменьшен по сравнению с изображениями первого и второго слоев фресок, которые достигают примерно трех метров. Зато фрески третьего слоя рассекаются сильными движениями, пропитаны отголосками трагических событий для болгарского народа того времени. Пятый слой - конец XVI века, орнаментальный, времен османского владычества, когда старая христианская церковь была превращена в мечеть с орнаментами красного цвета, сохранившимися на западной стене над окном.

Надписи на первом болгарском и византийском слое находятся на греческом каноническом и болгарском патриархате, а на втором болгарском слое - на кириллице, на куполе, который объявляет патриархальный визит и епископа с неустановленным именем, Покровитель картины - воля царя Ивана Шишмана, самодержца из династии, которая прочно держала в Софии его напечатанный золотом устав Витоша, и упорная защита города от турок, в которой погибли два его брата Иван Асен IV и Михаил IV Асен во главе болгарских войск.

Слои средневековой живописи расположены следующим образом: вверху - второй болгарский слой, под ним - первый болгарский слой, а ниже этого слоя - византийский, который частично покрывает его в некоторых местах, а в других он упал и открыл это. Ниже нижней части фресок нет, поэтому предполагается, что она была облицована мрамором.

В связи с новозаветными сценами, изображенными над входами в боковую часть ротонды, исследователи определяют, что север подобен часовне, посвященной Страстям Христовым, а юг - Успению Богородицы.

Среди всех фресок выделяется фреска X века, скорее всего, во времена правления царя Симеона I Великого, царя Петра I или царя Самуила. Сохранились в верхней части ниш и над ними. Представлены праздники Благовещения, Крещения Христова, Богоявления, изображения четырех евангелистов и пяти святых (в западной части входа), среди которых отличается образ святого Антония Великого. С этого периода идет хоровод ангелов - шесть или восемь фигур движутся на восток слева и справа, сохранились только части их двухметровых фигур и часть голов. Уникален духовный и монументальный, но человеческий образ головы ангела, нарисованный под куполом, и он, пожалуй, если не единственное, то самое влиятельное произведение, дающее представление о высоком мастерстве болгарского языка. художественная школа с золотого века Первой болгарской страны. Некоторые эксперты справедливо полагают, что он превосходит образцы гораздо более поздней Боянской церкви и итальянского прото-ренессанса.

 

Исследования и реставрация
Первые исследования в ротонде «Святой Георгий» были проведены профессором Богданом Филовым в 1915, 1921 и 1932 годах, который опубликовал специальное исследование церкви в 1933 году. В конце 1980-х годов была завершена полная реставрация и консервация церкви. церковь и обретает свой нынешний вид, максимально приближенный к позднеантичному и средневековому прототипу.

Другие
Другие памятники раннехристианской и ранневизантийской архитектуры в Болгарии:
Беловская базилика, город Белово (V - VI вв.)
Елена Базилика "Святой Илия" Пирдоп (IV век)
Красная церковь в городе Перуштица (V - VI вв.)
Собор Святой Софии Софии (IV век)
Собор Святой Софии Несебр (V - VI века)