Монастырь Аладжа, Болгария

Монастырь Аладжа

 

Транспорт

 

Описание Монастыря Аладжа

Монастырь Аладжа

Расположен в 14 км к северо-востоку от Варны
☎ 35-54-60
Рабочее время:
С 1 мая по 31 октября - с 09:00 до 22:00, выходного дня нет.
С 1 ноября по 30 апреля - с 09.00 до 16.00, выходные дни - воскресенье и понедельник
 
Входные билеты: Взрослые - 5 левов, Дети - 2 лева
Билет на аудиовизуальное представление: для группы до 20 человек - 15 левов на человека; для группы более 20 человек - 10 лв. с человека.

Монастырь Аладжа

Монастырь Аладжа (болгарский: Аладжа манастир) является средневековый православным пещерным монастырским комплексом на северо-востоке Болгарии, в 17 км к северу от центра Варны и в 3 км к западу от морского курорта Золотые пески, в охраняемой лесопарковой зоне, прилегающей к природному парку Золотые пески.

 

Монастырь Аладжа - самый известный средневековый скальный монастырь на болгарском побережье Черного моря, населенный монахами-отшельниками в XIII - XIV веках. Начало систематическим исследованиям этого христианского памятника положили в конце XIX века основоположники болгарской археологии братья Карел и Гермин Шкорпилы.
 
В 1927 году монастырь Аладжа был объявлен «народной древностью», а в 1968 году - памятником архитектуры государственного значения. Нет информации о том, когда был основан монастырь. Сохранившиеся фрески в часовне свидетельствуют о том, что во времена Второго болгарского царства (XIII-XIV вв.) Здесь процветала богатая духовная жизнь.
 
После падения Болгарии под османское владычество в конце 14 века монастырь Аладжа постепенно пришел в упадок и, вероятно, был заброшен к концу 15 или началу 16 века.
 
Христианское название монастыря неизвестно. Название «аладжа» имеет персидское или арабское происхождение и означает «красочный, красочный». В начале прошлого века К. Шкорпил записал легенду, согласно которой покровителем монастыря был Святой Спас (Христом Спасителем). Необычные архитектурные формы и многочисленные легенды о спрятанных сокровищах и блуждающих среди руин призраках монахов создают здесь атмосферу таинственности и мистики, которая десятилетиями привлекала множество поклонников. На протяжении столетия эти особенности сделали монастырь Аладжа одним из самых привлекательных туристических направлений на болгарском побережье Черного моря, включенным почти во все мировые путеводители. В 70-х годах прошлого века рядом с монастырем было построено здание музея, в котором, помимо постоянной экспозиции, представляющей прошлое монастыря, были устроены другие, посвященные болгарской христианской культуре.
 
В холле музея посетители могут приобрести научно-популярные издания, диски с болгарской церковной музыкой, различные сувениры.

 

История

О прошлом средневекового скального монастыря недалеко от Варны известно очень мало. Редкие находки не дают ответа на вопрос, чьи заботливые руки сформировали естественные пещерные ниши в монастырской обители.

Легенда гласит, что во время жестоких преследований христиан в Римской империи несколько ссыльных из близлежащего города Одессос нашли убежище в этом уединенном и пустынном месте.

В 313 году император Константин Великий объявил христианскую религию равной с остальной частью империи. Он и его преемники занялись массовым церковным строительством. Во многих местах, связанных с мученической смертью первых христиан, возникли монастыри монастырей.

Предполагается, что в V - VI веках здесь находился один из древнейших христианских центров на Балканах, который упоминается в хрониках византийского императора Константина VII Багрового (913 - 959). Свидетельство тому - скальный комплекс «Катакомбы», остатки большой базилики и небольшого укрепления, относящиеся к этому периоду. Какова их судьба после основания Болгарского государства в VII веке, неизвестно.

Принятие христианства в Болгарии в 864 г. дало возможность возродить пустыни и скальные монастыри. Их появление и распространение связано с деятельностью великого болгарского отшельника св. Ивана Рильского.

Нет информации о том, когда в этом районе появился средневековый монастырь. Во время византийского владычества в Болгарии

(XI - XII века) были восстановлены многие церкви и монастыри раннехристианского периода. Не исключено, что именно тогда был основан скальный монастырь. Поселившихся здесь монахов, вероятно, привлекали лесистая и уединенная местность, многочисленные источники воды и естественные полости в скалах, удобные для вырубки келий. Древнехристианская слава этого места и "катакомбы" раннехристианского периода, должно быть, также способствовали этому.

Период Второго болгарского царства (XII - XIV века) ознаменовался новым подъемом болгарской духовности. По воле и при поддержке болгарских королей большая часть старых и множество новых монастырей были отремонтированы. Наряду с построенными монастырями процветают и скальные монастыри. Отгоняемые частыми нападениями турок-османов в восточных районах Балканского полуострова, большое количество исихастических монахов нашло убежище в больших поселениях-отшельниках возле Червеня, Иванова и других мест. в Северо-восточной Болгарии.

Среди них монастырь Аладжа выделяется своими размерами и живописным убранством. Есть определенные свидетельства того, что монастырь был отремонтирован и перекрашен с помощью правителей Добруджинского деспота.

Османская экспансия на Балканы положила конец монастырю.

Одна из легенд гласит, что монахи были убиты османскими захватчиками после поражения крестоносцев во главе с польско-венгерским королем Владиславом III Ягайло в битве при Варне в 1444 году.

Лишенный поддержки государства и церкви в условиях иноземного рабства, в последующие века монастырь постепенно канул в небытие. Время не пощадило его настоящее христианское имя. До нас дошло только арабско-турецкое «аладжа», что означает «красочный».

В конце XIX века Карел Шкорпил записал легенду, согласно которой монастырь назывался «Св. Спаситель »(через Христа Спасителя) или« Вознесение Господне ».

Монастырь Аладжа

 

Монастырь Аладжа

Катакомбы

Катакомбы комплекса Аладжа расположены примерно в 400-500 метрах на северо-запад от монастыря. Они представляют собой пещеры в трёх уровнях. Наиболее хорошо сохранился второй ярус, состоящий из одного просторного помещения, предназначение которого установлено не было (предположительно крипта), и помещения меньшего размера с пятью могильными камерами — склепа. На стенах обоих помещений были обнаружены вырезанные в камне изображения крестов раннехристианской эпохи с буквами Α (альфа) и Ω (омега), смысл которых истолковывается как: «Я (Христос) есть первый и последний, начало и конец».

На внешней площадке этого же уровня есть ещё один вход в помещение для захоронений, но он завален сползшей вниз скальной массой. Нижний и верхний, менее сохранившиеся уровни, также представляют собой естественные пещеры, в которых обитали монахи. В нижнем уровне предположительно располагались храм и монашеские кельи, в верхнем — часовня.

Склеп, вырезанные кресты и другие находки (фрагменты керамики, монеты императора Юстиана I Великого, части металлического кадила) дают основание полагать, что катакомбы были обитаемы в IV—VI вв. Недалеко от монастыря также были обнаружены развалины раннехристианской базилики, небольшого укрепления и нескольких поселений, относящиеся к этому же периоду. Возможно это был один из ранних христианских центров Черноморья, упоминаемых в хрониках Константина Багрянородного.

 

Легенды и загадки

Никаких письменных сведений о прошлом средневекового монастыря не найдено. Сохранились только легенды, рассказываемые местным населением, записанные Виктором Тепляковым, братьями Шкорпилями и другими исследователями. Легенды - самая интересная деталь таинственного мира монастыря Аладжа. Культовые места всегда привлекали простых людей своими секретами. Там, где он не мог найти ответов на свои вопросы, он заменил их миром вымышленных событий и персонажей, поражающим своими фантастическими размерами.

Многие легенды о монастыре Аладжа упоминают скрытые сокровища. Это понятно. Географически регион удален от населенных пунктов и оживленных дорог, и во время драматических конфликтов, с древних времен сотрясавших Балканский полуостров, он должен был служить не только духовным убежищем.

Самая распространенная легенда повествует о таинственном монахе, известном как «Римский Папа», «Ирим Папа», «Имри Поп» (от тур. «Урум-Папаз» - римлянин, христианский священник), который по легенде является хранителем древние сокровища, лес и монастырь.

 

Исследования

Название монастыря впервые появляется в книге «Письма из Болгарии» русского писателя и путешественника Виктора Теплякова, побывавшего в Варне во время русско-турецкой войны 1828-29 гг. В третьем письме он рассказывает старинные легенды о монастыре Аладжа. услышал монах в монастыре «Св. Константин и Елена ».
Чешский историк Константин Иречек, посетивший его в 1884 году, также оставил несколько строк о монастыре в своей книге «Путешествие по Болгарии».

Начало систематическим археологическим исследованиям скального монастыря положили пионеры болгарской археологии братья Карел и Гермин Шкорпилы. Родившись в городе Високо Мито, Чешская Республика, оба брата прибыли в Болгарию по приглашению своего двоюродного брата Константина Иречека, тогдашнего министра образования Княжества Болгарии. Дважды - в 1887 году, а затем в 1894 году Карел Шкорпил был назначен на должность министра образования Болгарии. его просьба в качестве учителя в Варне. В 1904 году здесь поселился другой брат, Гермионегильд. 3а братья Шкорпилы, выбор Варны не случаен. «У Варны была самая славная история среди всех сегодняшних городов ... Это была самая важная точка на западном побережье Черного моря от устья Дуная до Босфора ...», - написал К. Шкорпил в письме.

Впервые приехав в Варну в 1887 году, Карел Шкорпил проявил живой интерес к монастырю Аладжа. В 1892 году первое научное издание о монастыре, подписанное двумя братьями, было опубликовано в Сборнике народных сказок, науки и литературы.

«Нигде природа и человеческий труд не собрали столько красоты и ценностей на таком маленьком пространстве. Нет более прекрасного места для прославления Бога и его чудесного творения! »- написал Карел Шкорпил в письме.

12 декабря 1901 года по идее двух братьев и с благословения митрополита Варненского и Великопреславского Симеона группа общественных деятелей и интеллектуалов основала первое в Болгарии археологическое общество в Варне. С момента основания компания заботится о монастыре Аладжа, и его сотрудники прилагают усилия для очистки и устранения последствий вандализма местного населения до глубокой древности.

Благодаря К. и Х. Шкорпилям он впервые проник в ранее недоступную часовню с относительно хорошо сохранившимися фресками средневековья. Находки, найденные во время расчисток (монеты, керамика, части люстр, фрагменты фресок и т. Д.), Описаны и опубликованы братьями Шкорпил в Извещениях и Годовых отчетах ВАД. В архивах Болгарской академии наук и Археологического музея в Варне хранится большое количество черновых записок К. Шкорпила, связанных с исследованиями монастыря Аладжа. Среди них два небольших эскиза, которые дают представление о храмовой росписи монастыря, сохранившейся при К. Шкорпиле. Карел Шкорпил оставил также архитектурный план монастырской церкви и келий, выполненный с большой точностью. Во многих заметках К. Шкорпиля, в годовых отчетах и ​​в некоторых Извещениях есть много поверий и легенд о монастыре, наиболее распространенной из которых является миф о мифическом покровителе монастыря «Римский Папа» или «Имри Поп». Черновик записки Карела Шкорпила также хранится в Болгарской академии наук, согласно которой существует легенда о том, что название монастыря - «Святой Спас» (от Христа Спасителя).

В 1912 году по предложению ААЦ постановлением Комиссии по древностям при Министерстве просвещения монастырь Аладжа был объявлен «народной древностью».

Заслуги братьев Шкорпилов в создании основ культурного туризма в Болгарии также значительны. В одном из своих писем К. Шкорпиль пишет: «… исторические памятники могут быть не только источником знаний и гордости, но, превратив их в туристические объекты, могут быть созданы реальные возможности для их изучения и охраны, для развития народного хозяйства. "

Уже тогда братья оценили исключительный потенциал монастыря Аладжа как туристического центра, имеющего важное экономическое значение. По их идее, в 1915 году Национальное собрание Королевства Болгарии решило уступить муниципалитету Варны несколько тысяч гектаров вокруг монастыря Аладжа, включая часть береговой линии, для строительства национального парка и курорта, доходы от которых будут использоваться для исследование и сохранение существующих в них древностей и строительство музея в городе Варна. Решение было подтверждено указом короля Фердинанда от 27 апреля 1915 года.

 

В 1930 году по инициативе К. Шкорпила при ВАД был создан «Попечительский совет по сохранению народных древностей монастыря Аладжа», который провел масштабную работу по формированию государственного леса в национальном парке. В том же году известные варненские художники написали картины, посвященные монастырю. Самая ценная из них - картина Милена Саказова, на которой представлены фрески с крыльца часовни, не сохранившиеся до наших дней.

В последующие годы К. Шкорпил все больше занимался исследовательской деятельностью, которая занимала значительную часть его времени. По этой причине в 1933 году он ушел с поста председателя ВАД, что положило конец его многолетней деятельности, связанной с изучением средневекового скального монастыря недалеко от Варны.

В 1945 году заботу о памятнике взял на себя Археологический музей в Варне. В 80-х годах прошлого века археолог Димитар Димитров проводил исследования скального монастыря и его окрестностей.

Комплексное исследование и картографирование памятника, содержащее новые данные, было выполнено в 1989 году археологом, доцентом доктором Георгием Атанасовым и искусствоведом Димо Чесмеджиевым. Результаты опубликованы в Вестнике Национального музея в Варне, п.26 (41), V. 1990.

 

Жизнь монашеской общины

Монашество - это таинство. Оно, как и крещение, умирает за предыдущую жизнь и возрождается в новом существе; подобно Помазанию, это печать избранных; как и брак, это помолвка с небесным женихом, Христом; как и священство, это посвящение служению Богу; подобно Евхаристии, это союз со Христом. Как в крещении, так и в обрезании, человек получает новое имя и прощение всех грехов, отрицает греховную жизнь и обещает верность Христу, снимает свои мирские одежды и надевает новую одежду. Рожденный свыше, он добровольно становится младенцем, чтобы расти, «пока все мы не достигнем единства веры и познания Сына Божьего, до состояния совершенного брака, до полного возраста совершенства Христа». (Еф. 4:13).

«Монах» означает «одинокий» (от греческого «monos» - «один»). Монашество - это необыкновенная, необычная жизнь, к которой призваны немногие; жизнь полностью и без остатка, посвященная Богу. Монашеское отрицание мира - это не отказ от его красоты и радостей жизни, но отказ от страстей и греха, от плотских удовольствий и похотей, от всего, что принесено в нашу жизнь после грехопадения. Цель монашества - возврат к изначальному состоянию чистоты и безгрешности, которым обладали Адам и Ева в раю. Святые отцы называли монашество «евангельской жизнью» и «истинной философией». Как философы стремятся к совершенству через интеллектуальные знания, так и монах стремится к совершенству через духовный подвиг и подражание Христу.


Литургия
Название происходит от греческого слова λειτουργία - «общее дело», «общественное служение». В Православии это важнейшее богослужение - центр церковной жизни православного христианина. Он состоит из многочисленных молитв, песнопений, чтения Евангелия и проповедей священника. Центром литургии является совершение святого таинства «Евхаристия» (Причастие), установленного Иисусом Христом накануне Его распятия.

Евхаристия
Евхаристия (от «Благодарения») - величайшее чудо, совершенное на земле, необъяснимое таинство для верующих, которые приняли хлеб и вино как часть тела и крови Христа. Евангелист Лука пишет: «И, взяв хлеб, возблагодарил, преломил и подал им, сказав: это тело Мое, данное за вас; это сделайте в память обо мне. сделай это в память обо мне. Он также взял чашу после ужина, сказав: «Эта чаша есть новый завет с Моей Кровью, которая за вас пролита».

Евхаристия - это центральный момент в жизни Церкви с самого начала, таинство, ради которого совершается православное богослужение.

Эрмитаж то есть келья отшельника
Жизнь отшельников была очень тяжелой. Они почти не спали, а целые дни проводили в труде и молитвах. Днем, работая, они читали псалмы наизусть. Некоторые из них резали шерсть и ткали грубые ткани для парикмахеров, от продажи которых они содержали себя и даже помогали бедным. В пищу они употребляли хлеб и соль и пили только воду. Измученные тяжелой работой, когда они заснули, они начали таскать тяжелые корзины с песком из одного места в другое, чтобы сохранять бдительность. Это должно было научить их быть бдительными и преодолевать себя. Тяжелая жизнь подпитывала все большую и большую любовь к Богу, и они охотно переносили невзгоды и невзгоды, помня, как много пострадал Христос за спасение людей.

Некоторые отшельники приняли строгую монашескую «схему» (обет перед Богом), поселились в недоступных скальных нишах и проводили время в посте и молитвах, оставаясь там до конца своей жизни. При жизни они считались святыми, и им поклонялись верующие. Милостыню несли паломники и обычно клали в корзину, привязанную длинной веревкой, чтобы отшельник мог притянуть ее к себе, не выходя из келлии.

Согласно уставу монастырей-общежитий, отдельные члены братства имели право уединяться в отдельных кельях, вдали от основного монастырского комплекса. Они пробыли там с понедельника по пятницу. В субботу и воскресенье они возвращались к другим братьям, чтобы принять участие в общих службах, принять причастие и горячую пищу, а в воскресенье вечером они вернулись в свои камеры на неделю с рукоделием и сухой пищей. Такая практика существовала и в монастыре Аладжа. Свидетельство тому - остатки нескольких келий рядом с основным скальным комплексом.

 

Исихазм
Как религиозное учение в православии, исихазм представляет собой своего рода «возрождение» восточного созерцательного монашества с его теорией и конкретной практикой («психофизический метод», «умная молитва» 1.1). В мистическом смысле он дает возможность созерцать божественное. свет, чтобы слиться с Богом и постоянно и надолго завоевывать духовную жизнь Византии и других славянских стран во второй половине четырнадцатого века.Чтобы убедить своих учеников в том, что он действительно Сын Божий и Спаситель, Христос явился апостолам Петру , Иоанн и Иаков на горе Фавор. Перед ними преображается Сын Божий, его лицо сияет, как солнце, а его одежды становятся белыми, как снег. По обе стороны от него разговаривают с Ним двое ветхозаветных мужчин, Моисей и Илия. В этот момент из облака раздаются слова: «Это Сын Мой возлюбленный, в Котором моя благосклонность». Этими словами Бог Отец открывает истинную Божественную славу Своего Сына.

Но свет Табора может увидеть только тот, кто осознал его сущность. Старейшины афонских монастырей пишут, что существует три вида света:

Первый вид - это физический, материальный, осязаемый свет, в котором человек видит окружающий мир. Этот свет доступен не только человеку, но и всему живому.

Второй тип уникален для людей. Это интеллектуальный свет - свет ума. Это свет науки, философии и искусства. Этот свет духовен, но он не может осветить метафизические глубины Бытия ...

Есть и другой вид света - духовный свет, но вечный и непроизвольный, который открывается только посвященным путем очищения сердца молитвами и созерцанием. Это свет веры, свет духовного прозрения и интуиции, свет Фаворского Преображения.


Монастырская кухня
Согласно уставам средневековых монастырей ежедневная трапеза монахов была превращена в своего рода культовый ритуал через «братские столы». В этом смысл апостольской трапезы Господа. Все монахи вместе с настоятелем монастыря собрались, чтобы поесть за одним столом, с одной и той же пищей и выпить одно и то же вино. Исключение из этого правила допускается только в случае болезни одного из братьев или для престарелых монахов. Категорически запрещалось приносить в камеры еду и хранить в них кухонную утварь.

Как правило, было принято ставить на стол три приема пищи в день, приготовленные из того, что было дано Промыслом Божьим. Каждый день, кроме среды и пятницы, на стол каждому брату ставили сыр и по 4 бокала вина. Во время пасхальных праздников на стол ставили больше еды, чтобы поддержать братьев, измученных и уставших от бдений и постов. Во время Великого поста еды было мало - запрещено употреблять масло (оливковое масло) и вино, кроме субботы и воскресенья.

Традиционная монастырская кухня рассматривает пищеварение как важнейший процесс, происходящий в организме, ключ к здоровью и духовному совершенству. Члены братства оставили много времени на еду. Они ели спокойно и прекращали есть, когда чувствовали себя сытыми. Кроме того, они всегда рано ужинали и избегали сырых продуктов в более поздние часы.

Почти все монахи выращивали сами. Поэтому на их столе всегда были в основном сезонные и местные фрукты и овощи. Мясо добавляли очень редко, в основном рыбу или птицу. Мясо четвероногих предназначалось только для больных и слабых. Во многих монастырях выращивали молочных животных для изготовления сыра.

На плато над монастырем, вспаханное деревянным плугом, монахи сеяли пшеницу для пропитания. Еще одним источником средств к существованию был древний лес. Особое внимание монахи, как и все христиане, уделяли лесу. Для них она была особым миром, олицетворением всего, что приносило благоговение и страх, трепет и поклонение. Несмотря на свои страхи, монахи очень сильно зависели от леса. От него зимой дрова приходили. Из леса поступали мед (в XIII-XIV веках сахар не был известен) и фрукты, дичь для стола и пастбища для стад овец и коз.

В монастырской кухне к столу монахов часто подавали супы. Они встречаются реже и во многих случаях обезжирены.

 

Транспорт

Поворот на монастырь Аладжа находится прямо перед Золотыми песками, до него можно легко добраться на машине или автобусе.