Гложенский монастырь, Болгария

Гложенский монастырь

 

Описание Гложенского монастыря

Расположение: 11 км северо-запад от Тетевена
Тел. (01960) 388
Открыто: 6 -  21 ежедневно
Построенный: 13-го века

 

По местной легенде Гложенский монастырь был назван в честь его основателя, русского князя Георгий Гложа, которому удалось бежать из Киевской Руси после того, как его княжество была захвачена монголо-татарским нашествием 1239 году. Болгарский царь Иван Асен II был достаточно щедр, чтобы принять своего православного собрата правителя на своей земле. Он позволил построить замок, а позже и Гложенский монастырь. На самом деле легенда ссылается на совпадение названий между Кейово, существовавшим на этой территории в XV-XVI веке, но исчезнувшим, и городом Киевом на Украине, откуда монахи собирали пособия.

 

Гложенский монастырь был основан в 16 веке. Его архитектурный план копирует монастыри на Афоне. В конце XVI и начале 17 века в монастыре были подготовлены рукописи мирян, подготовленные в близлежащем Етропольском монастыре. В XVIII-XIX веках Гложенский монастырь имеет филиал в соседнем селе Малак-Извор и в городе Ловеч. Большинство старых печатных книг в монастыре являются украинскими и относятся к 18 веку. Несколько домов были сохранены с именами преданных-доноров 18-19 веков.

 

Место расположения

Монастырь расположен недалеко от села Гложене, муниципалитет Тетевен, Ловечского района, в 12 км от города Тетевен. Он расположен на северо-восточном склоне под каменными отвесами пика Камен Лисец (1073 м), на скальном выступе спускающегося с него горного холма. Доступ ко входу в монастырь был заблокирован скалами, которые были разбиты, чтобы впоследствии проложить дорогу, а с других ее сторон спускались глубокие овраги. Таким образом, его можно увидеть издалека как расположенный на скале, что отличает его от других болгарских монастырей, обычно построенных в закрытых тайных местах. Вид во всех направлениях замечательный.

 

История

Учреждение
По неподтвержденным данным, он был основан в начале тринадцатого века. Фрески старой церкви, по словам Николы Михайлова, отправленные для их изучения в 1905 году Министерством народного просвещения, относятся к эпохе Боянской церкви (период Боянского мастера). Легенда гласит, что монастырь построил киевский князь Георгий Глож, прибывший в Болгарию, преследуемый татарами, и царь Иван Асен II предложил ему землю здесь. По другой версии легенды, князь и его свита помогли Ивану Ассену II свергнуть взошедшего на престол Борила и получили эту землю в знак благодарности. На нем, на нынешнем месте, в 1223 году он основал поселение, которое называлось Гложене. Высоко на скале он построил монастырь, напоминающий неприступный средневековый замок-крепость - Гложенский монастырь. Согласно легенде, князь начал строить монастырь внизу, в низине, но икона святого Георгия, которую они привезли с родины, исчезла и появилась над скалами; они восприняли это как знак и построили это там. Другое поселение, на западной стороне пика Камена Лисца - Киевский Извор, по легенде, принадлежало русским мастерам, построившим монастырь. Исторический факт, что Иван Ассен II вернулся на престол своего отца примерно после 10 лет изгнания, в основном на русских землях, оставив Киев в 1217 году с помощью русских (киевских) войск, и что они, по крайней мере, частично остались в Болгарии. . Также возможно, что эта земля была частью личного владения одного из членов королевской семьи Ассеневци, а имена в этой местности связаны с пожертвованиями, которые Иван Ассен II сделал Гложенскому монастырю. Во всех случаях топонимия края связана со временами Асеневцев: лес Азаница (Асеница) у Гложене, окрестности Асеня (Асень), у старинного фонтана Царичин (царский). А поселок Киевский Извор существует много веков, была даже Киевская губерния; В Кырджалийское время некоторые из его жителей рассеялись и основали еще две деревни - Голям Извор и Малак Извор, которые стали называть свое старое место Старо Село.
Гложенский монастырь
Васил Левски (1837- 1873)

Гложенский монастырь
Васил Друмев (1838- 1901)

Под властью Османской империи
Об истории монастыря во время османского нашествия и после падения Второго болгарского царства мало известно. Не разрушились ни здание, ни церковь, ни даже башня. Предполагается, что из-за его труднодоступности, с одной стороны, а с другой стороны, из-за отсутствия стратегического значения, никаких сложных осад и сносов не проводилось. В древней рукописи говорится, что имущество монастыря было конфисковано, и монастырь сильно пострадал. Предполагается, что в XVI и XVII веках осталось всего несколько монахов, живущих на милостыню для ее содержания.

Затем наступает подъем. Благодаря пожертвованиям монастырь восстановил землю, количество монахов увеличилось, и монастырь стал духовным центром для окружающих кази - Златица, Ловчанска и даже Плевен, привлекательным центром для верующих, недовольных греческим духовенством и желающих говорить на болгарском языке. В конце 18 - начале 19 века монастырь имел широкие связи по всей Болгарии и даже в Румынии и России, что видно по его кондикам. Сохранились две старинные печати тех времен, в которых он назван Киевским монастырем. Известно, что у него было много рукописей и старопечатных книг.

Гложенский монастырь

В монастыре открыт ряд келейных школ. Считается, что школа в самом монастыре существовала с момента его основания и продолжала готовить послушников для монахов, священников и учителей с небольшими перерывами до Освобождения; учителями были сами монахи, они использовали церковные книги в качестве учебников. В соседнем селе Малак Извор он нашел женский монастырь с келейной школой. В Ловече Гложенский монастырь также открыл свой женский монастырь, а к нему - первую келейную школу в городе (во время чумы 1828 года она уже существовала), которая затем превратилась в общую и смешанную школу. Он нанял для себя лучших учителей в этой области: учителя Павлина (сербский), Христо П. Поповича, учителя Коста, учителя Рушо, священника Лукана, Парашкеву Нейкова, которая учила мальчиков и девочек, а затем только девочек, и другие. Троянский и Рильский монастыри также открыли метос в Ловече, но без школ, только с одним духовником.

Гложенский монастырь также отправил на учебу в Россию троих своих послушников - Лило Канчева из села Гложене (впоследствии митрополит Антим Тарновский), Димитр Секов из села Малак Извор, иеромонах Дионисий Симеонов, 14 лет преподававший в селах села Гложенское. Малак и Голям Извор. 1894 г. игумен монастыря) и Михо Динов из Гложенского (с монашеским именем Евтимий, учитель в Брэиле и др., Диакон экзарха Иосифа, священник, настоятель храма «Святой Илии» в Тетевене и Гложенском монастыре 1911 г. - 1914г.).

 Гложенский монастырь

Монастырь находил средства для этой деятельности за счет пожертвований со всей страны (во времена настоятеля-целителя Хаджи Евтимия даже турок сделал крупное пожертвование), хорошего управления обширными землями, лесами, мельницами и т. поддержка местного населения. Когда в 1856 или 1857 году пожар уничтожил большую часть келий, у монастыря возник долг, который быстро погашался за счет добровольной, добровольной помощи населения Ловчанской и Златицкой каазы. Несколько памятников с именами паломников-доноров 18-19 веков сохранились с более древних времен. В них встречаются названия деревень Тетевен и Луковит, которые сегодня являются Помаками.

Епископы и монахи Гложенского монастыря являются сторонниками независимой болгарской церкви. Аббат Иоанникий (ок. 1840 - 1864) не допускал вмешательства греков в монастырские дела и давал большие деньги монастырским школам, в которых зарождались антигреческие настроения. Следующий настоятель, Хаджи Евтимий, действовал непосредственно как представитель Болгарского экзархата еще до его признания.

Во время национально-освободительной борьбы монастырь был одной из самых безопасных баз Васила Левского. Его близкий друг Хаджи Евтимий имел обширные связи в округе, а его информация о надежных людях помогла создать сельские комитеты. Сам игумен и монах священник Кирилл являются членами Гложенского частного революционного комитета, а также священник Михаил Стефанов и священник Никола Цаков. В этом районе был создан первый революционный район. Укрытие Васила Левского сохранилось - под его келью находился подземный туннель, вырытый при строительстве монастыря. Визиты Левского держались в строжайшей тайне (в том числе из-за греческого монаха Илариона и монастырских слуг), Димитар Обшти не был рукоположен, и поэтому его предательство не повлияло напрямую на монастырь.

После освобождения
После Освобождения сюда был сослан Васил Друмев (митрополит Климент Тарновский). 14 февраля 1893 года он произнес проповедь против католицизма, защищая Православие. Это дошло до римско-католического принца Фердинанда через премьер-министра Стефана Стамболова, митрополит был приговорен к вечному изгнанию и отправлен в Гложенский монастырь. После падения правительства Стамболова он вернулся в Тырново. Сейчас в монастыре для него есть небольшой музей.

В 1904 году землетрясение нанесло серьезный ущерб. В 1908 году игумену Дионисию удалось восстановить кельи, построив перед церковью каменный тоннель (до этого он был деревянным). В 1913 году при новом землетрясении обломки упали со скалы, на которой опирается северная стена церкви, в результате чего в 1915 году она и южная частично обрушились. Идет упадок, продается много монастырских владений, а деньги идут Священному Синоду. - 60 В течение 15 лет - с весны 1915 года по осень 1929 года - ни Археологический музей, ни Церковный музей не снимали ценные фрески древнего храма. В 1929 году все было снесено, а место расчищено для строительства новой церкви. Он был построен на два метра южнее, освещен в 1931 году. Выдержавшая землетрясение монастырская башня также была разрушена с целью расширения монастырского двора.

Во время расчистки внутри самой церкви, под полом у основания северной стены, была обнаружена высеченная в скале гробница. В гробу из массивных дубовых досок был найден скелет очень высокого и крупного человека. Серебряные пуговицы на верхней одежде позолочены. Никакой другой могилы в церкви или вокруг нее не было найдено, и никто ничего не знал до того, как она была обнаружена. Поскольку он датируется временем постройки церкви, предполагается, что здесь был похоронен либо ее основатель князь Глож, либо другое выдающееся лицо.

После 1989 года монастырь подал иск о возврате своего имущества. 3 августа 2008 года настоятель иеромонах Панкратий устроил пожар в монастыре и был задержан сотрудниками Тетевенского райотдела полиции. Он был низложен с церковного сана и привлечен к ответственности.

 

Архитектура, фрески, иконостас

Старая церковь и башня
Старая церковь была построена на высоком переднем скальном участке горного массива, а северный и восточный фундаменты были зажаты в отвесной скале. На них тогда была построена ограда новой церкви из камня травертина, взятого из разрушенной церкви и башни. Он был небольшим, однонефным и одноапсидным, сводчатым, длиной 5,10 и шириной 4,30, с окном на южной стороне и двумя небольшими нишами. Его конструкция сделана из щебня, смешанного с известью и песком, больших кусков красного камня и вырезанных блоков травертина. Сводчатая часть сложена из кирпича. По словам археологов и инженера Янакиева, изучавших здание перед сносом, оно было построено 700 лет назад. 

 

На западе, как продолжение той же церкви, позже был построен притвор (6 х 3,70 м) (по легенде два столетия спустя) с южным окном. Он был построен без карьера, с большими блоками красного камня, смешанными с блоками травертина, в результате чего он был очень прочным. Цилиндрический свод выполнен из тесаного камня травертина, а не из кирпича. Свод обеих комнат находится на высоте 2,75 м от пола.

Толщина стен обоих отсеков составляла 90 см. Сама церковь была покрыта массивными песчаниками, выдерживающими сильные ветры и проливные дожди.

Неправильная форма двух зданий связана с недостаточным пространством и необходимостью адаптации плана к нему, что изменило восточное направление церкви.

Была расписана вся церковь с нартексом и сводом. Сам храм (без нартекса), о чем свидетельствуют штукатурка и фрески, очень древнего происхождения. Никола Михайлов, посетивший монастырь в 1905 году по поручению Министерства народного просвещения, обнаружил, что картина такая же, как и в Боянской церкви, и была написана в ту же эпоху. Позднее перекрашивали апсиду, но не другие стены. Петар Мутафчиев посетил монастырь в 1913 году и также отметил различное происхождение картины - в самой апсиде, где слой фресок был сорван, можно увидеть более старый слой, идентичный тому, что был на других стенах; более новый слой в апсиде по исполнению, рисунку и цвету хуже старого. По его словам, «рисунки, пропорции, тона и стиль» говорят в пользу более древнего происхождения, чем XV - XVI веков.

После того, как землетрясение 1913 года дестабилизировало часть скального основания под церковью, в 1915 году обрушились большие части ее северных и южных стен, фрески на стенах подвергались воздействию погодных условий в течение 15 лет. Однако они не только не тускнеют, но становятся все красивее и четче, без малейшего нарушения тона и цвета красок; видимо, краски старых мастеров были сделаны из особого вещества.

Из старейшего иконостаса церкви сохранились только царские врата и огромный крест от храма с распятием. Следующий иконостас старой церкви с резьбой по бронзе, вероятно, относится к началу XVII века. Средняя и верхняя его части, за редким исключением, сохранены и приспособлены в новой церкви вместе с царскими дверями и распятием.

Башня монастыря имела толщину 1,50 м и высоту 4,50 - 5 метров. Он находился в 7-8 м к западу от старой церкви, в юго-западной части верхнего монастырского двора. Конструкция и материал, идентичные самой старой части церкви, относятся к одному и тому же времени. Это было неправильное четырехугольное здание с массивной дверью на востоке, облицованной железом и коваными гвоздями. В верхней части восточной стены была бойница. Внутри склеп был цилиндрическим из камня травертина. Башня была разделена на два этажа, и на верхний (с деревянным полом) поднималась деревянная лестница.

Новая церковь
Он построен на прочном железобетонном фундаменте из камня и кирпича. Каменная лестница ведет на широкую площадку с балюстрадой из травертина, которая покрывает церковь с трех сторон и с которой открываются прекрасные виды. Церковь однонефная, с небольшим нартексом, с одной стороны которого находится лестница на колокольню - остроконечную башню на фасаде церкви. Длина церкви 11 м, ширина 6 м, высота всего 11 м, башня достигает 15 м.

Часть иконостаса и некоторые иконы относятся к старой церкви, а другие - к современности. В небольшом иконостасе слева - икона Георгия Победоносца, сделанная из самшита. С него видна только голова, остальное в серебряном футляре XVIII века, сделанное на пожертвования из Тетевена. По легенде, его привез князь Глож в 13 веке; богослов П. Стефанов предполагает, что это из Киево-Печерской Лавры, с первой половины XVIII века.