Плиска, Болгария

 Плиска

Описание Плиски

Плиска — болгарский город в муниципалитете Каспич Шуменского района Северной Болгарии. Он расположен в 6,2 км к северо-западу от города Нови-Пазар и в 7,2 км к северу от города Каспичан, со станцией на железнодорожной линии Варна-Русе через железнодорожные станции Каспичан и Самуил. Плиска была первой столицей Дунайской Болгарии с 681 по 893 год.

 

Достопримечательности

Плискский национальный историко-археологический заповедник

Национальный историко-археологический заповедник «Плиска» расположен в 28 км к северо-востоку от города Шумен и в 3 км от современного города Плиска. Он входит в сотню национальных туристических объектов.

Плиска – первая столица Болгарии и колыбель сегодняшнего Болгарского государства. С момента основания Болгарского государства в 681 г. ханом Аспарухом до 893 г. Плиска была не только столицей, но и одним из крупнейших и богатейших городов Европы и мира. Он примечателен своей архитектурой, которую болгары унаследовали от своих прежних жителей.

Были построены три оборонительных пояса. Первый представляет собой глубокий земляной ров с высокой насыпью, окружающий Внешний город. Вторая сложена из огромных каменных блоков, образуя крепостную стену высотой около 12 м, имеющую по 2 пятиугольные башни и ворота на каждой стене, а главный вход находится на восточной крепостной стене. Третий пояс представляет собой кирпичное укрепление, защищающее цитадель. Весь обнесенный стеной комплекс расположен на площади 0,5 кв. км. Город был гигантским по средневековым меркам – 23,3 кв. км. Дворец Хана Крума был построен на 500 квадратных метрах и является одним из самых замечательных памятников. Историки также обнаружили секретные выходы, через которые аристократия и население могли сбежать из города во время осады. Дворец имел водохранилище и просторные бани. Второе расширение города связано с правлением хана Омуртага (814 – 831). Он достроил крепостные стены, построил языческие капища и построил так называемый Тронный зал. Во Внутреннем городе лучше всего сохранилось здание Большого дворца. Во Внешнем городе были обнаружены остатки жилищ, мастерских, окрестных церквей и хозяйственных построек.

В 1,3 км от восточных ворот Внутреннего города находится Великая базилика – крупнейший христианский храм в Юго-Восточной Европе со времен обращения болгарского народа.

Обнаруженные останки сохранились и обозначены как музей под открытым небом, который можно посетить в нерабочее время. Находки из заповедника экспонируются в музейной экспозиции и в большей степени связаны с образом жизни, материальной и духовной культурой жителей старой столицы.

Традиционно в Национальном историко-археологическом заповеднике «Плиска» проходит Летний археологический семинар, на котором учащиеся общеобразовательных школ Болгарии вместе с археологами проводят раскопки и слушают лекции известных болгарских историков. Летний археологический семинар 2007 года проходит под патронажем Президента Болгарии.

 

Великая базилика в Плиске

Великая базилика в Плиске представляет собой религиозно-дворцовый комплекс, включающий базилику, дворец архиепископа и монастырь, расположенный недалеко от Плиского национального историко-археологического заповедника.

Она была завершена около 875 года и является одной из крупнейших базилик в средневековой Юго-Восточной Европе. Комплекс является важным памятником раннесредневековой болгарской культуры ее христианского периода - со второй половины 9-го до середины 11-го века. Около 250 лет он выполнял функции собора и княжеской, епископской и монастырской церкви одновременно, был центром духовной и религиозной жизни столицы Плиски и раннесредневековой Болгарии. Он окружен и защищен каменной стеной высотой 4 м с зубцами.

Здание построено на так называемом крестообразном мавзолее, что вызывает много споров среди ученых. Он был обнаружен Тотю Тотевым и является одним из самых загадочных зданий в первой болгарской столице. Его сакральное значение для древних болгар очевидно, так как алтарь Великой базилики находился тогда на том же месте. Гипотеза профессора Станчо Ваклинова состоит в том, что это остатки болгарского языческого храма неизвестного типа.

По данным исторического музея в Шумене, до строительства базилики здесь находился раннехристианский мученик, состоящий из крестообразного храма и колодца аязмо. Павел Георгиев, участвовавший в ее исследовании, предполагает, что обнаруженное под фундаментом базилики здание и есть мартирий (гробница святого, мученически умершего за веру) первого болгарского мученика св. Бояна Еннравы, казненного за измена народным традициям со стороны брата хана Маламира около 832 г. Во время неудавшегося восстания язычников в 865 г. мученичество было уничтожено. В знак празднования христианства в Болгарии царь Борис I (племянник Енравоты) стал основателем нового храма, построенного на месте мученика, и тем самым связал новую религию с таким аристократическим историческим памятником, как мученик.

Однако другая теория, принадлежащая Arch. Бояджиева, звучит еще убедительнее. По ее словам, здание изначально строилось как мавзолей для болгарских ханов. После преобразования была предпринята попытка превратить его в собор, но конструкция не выдержала этих переделок, что потребовало полного сноса здания. В пользу этой гипотезы говорит тот факт, что до сих пор не было обнаружено ни одного мавзолея булгарского хана и нет свидетельств погребального обряда правителей, что трудно объяснить при наличии стольких хорошо сохранившихся памятников того периода. .

По словам Асена Чилингирова, исторические источники указывают на датировку Великой базилики IV веком времен императора Константина Великого. После разрушения и уже в конце 4-го или начале 5-го века камни над фундаментом были использованы для строительства других монументальных зданий рядом с базиликой. В IX-X веках он был перестроен из кирпича и снова разрушен в конце X века, что совпало с присоединением всей восточной Болгарии к Византии.

Чилингиров критикует реконструкцию, придающую базилике вид, которого она никогда не имела, с целью превратить ее в «протоболгарский памятник».

Из исследованных частей Великой базилики видно, что во дворах к северу и югу от храма расположена резиденция архиепископа, в северном дворе исследован жилой дворец, а к западу - баня с гипокаустом. этого. К югу от базилики было исследовано трехчастное здание, в котором размещались дидаскалейон (школа) и скрипторий. Дидаскальон является доказательством того, что помимо богослужебных книг в комплексе изучались право, архитектура и строительство. Ученики Кирилла и Мефодия, принятые в 886 г. царем Борисом I, вероятно, работали здесь и положили начало плишковско-преславской литературной школе на древнеболгарском языке.

Во дворе к юго-западу от базилики исследован некрополь с могилами членов монашеской братии, а перед аспидами базилики – светский некрополь с могилами аристократов. Помещения монастыря охватывают двор к северу от резиденции. Центральное место занимают кухня и столовая. В восточном крыле двора было обнаружено двухэтажное здание с 10 одинаковыми комнатами-кельями, в которых жили монахи. Посреди двора находится большой монастырский колодец, а рядом с ним вторая баня, имевшая гипокауст и крестово-купольное сооружение.

 

Комплекс "Стара Плиска"

Комплекс «Стара Плиска» — культурно-исторический развлекательный комплекс, расположенный в Плиске.[1][2] Он был открыт 2 мая 2015 года по случаю празднования 1150-летия обращения болгар в православную веру. Комплекс включает в себя Кириллический двор-музей, гостиницу «Стара Плиска» и баню «Бойли».

История
Комплекс был создан на личные средства армянина Карена Алексаняна, который приобрел около 8000 м2 земли и нанял для проекта строителей, архитекторов, болгарских и зарубежных художников. Он был вдохновлен каменным мемориалом месропейского алфавита в селе Арташаван, Армения. Над подготовленными памятниками работали профессора Пламен Павлов, Илья Илиев, Иван Добрев, Божидар Димитров и другие. Строительство началось в 2014 году.

Двор кириллицы
«Кириллический двор» — музей, посвященный кириллице и ее истории.

Первый отсек включает в себя на открытой травянистой площадке:
двухметровые каменные скульптуры кириллицы ручной работы и традиционный армянский хачкар. Их изготовили 12 армянских скульпторов во главе с народным мастером Армении Рубеном Налбандяном.
памятники святым братьям Кириллу и Мефодию и святому Борису I Михаилу, крестителю болгарского народа. Их выполнил мастер монументальной скульптуры Бехчет Данай.
часовня «Св. Бориса I Крестителя», освященного 25.04.2015 г. Для его строительства использовались древние камни местности.
Металлический крест 12 метров.
Письма и хачкара были изготовлены в Армении и доставлены в Болгарию с помощью депутата Национального Собрания Республики Армения Ашота Сергеевича Агабабяна.

Второй раздел представляет собой галерею с постоянной экспозицией, прослеживающую историю создания алфавита, принятия кириллицы в Болгарии и признания христианским миром церковнославянских книг. Он выполнен из каменной кладки в старинном стиле. Картины выполнены по заказу Карена Алексаняна. Их выполнил профессор Иван Узунов - заведующий кафедрой "Живопись" ВТУ "Санкт-Петербург". Святые Кирилл и Мефодий», художники Михайла Михайлова из Софии и Валентин Голешев из Тырговиште.

Последний участок - Крепость - символ защиты и сохранения болгарского языка и письменности. Крепость представляет собой аутентичное каменное здание с башней и бойницами, залы которого на обоих этажах хранят экспонаты, связанные с историей кириллицы и Болгарии. Восковые скульптуры в натуральную величину писателей Климента Охридского, Наума Охридского и Ангелария Охридского (изготовлены группой художника Бориса Борисова из Тырново), Кубрата, Аспаруха, Тервела и правителей Кардама, Крума, Омуртага, князя Бориса I Михаила и его жена выставлена ​​в натуральную величину Княгиня Мария Болгарская

Аллея писателей
1 ноября 2017 года открылась «Аллея писателей», представившая художников представителей национальных культур и религий, писавших и писавших на кириллице. По состоянию на 2021 год выполнено 50 памятников-бюстов писателям разных национальностей из запланированных 80.

27 июля 2017 года на внутренней стороне восточной стены Аллеи были установлены 14 барельефов писателей детской литературы 10 национальностей, которые со временем будут добавлены.

 

История Плиски

Под позднесредневековой Великой базиликой обнаружены остатки позднеантичного храма крестообразного плана, скорее всего, мартирия (т.е. построенного на месте, связанном со смертью и погребением мученика).

 

Первое болгарское государство

Город вырос на месте древнего славянского поселения, о чем свидетельствует его чисто славянское название Плиска. Старое название поселения — Абоба (Ага Баба). Рядом с ним археологами из Археологического института Российской академии наук в Константинополе в 1899-1900 годах был обнаружен средневековый город Плиска или Плюсков (древнеболгарский: Плсков), столица Болгарии (Первого Болгарского царства) с конца I в. 7 века примерно до 893 г., когда столица переместилась в Преслав. Здесь сохранились одни из самых значительных памятников плишковско-преславской культуры.

Сведения о создании столицы при хане Аспарухе (681 – 701) содержатся в так называемой Булгарской апокрифической летописи: «Он (царь Испор) родился в городе Плюска...». Однако свидетельство позднего времени (не ранее XI века), носит апокрифически-легендарный характер и может быть недостоверным. Самым ранним документом о столице является греческая надпись (821–822 гг. н.э.), вырезанная на знаменитой колонне Чаталар, найденной на средневековом перекрестке к северо-западу от современной деревни Хан Крум (турецкий: Чаталар) в 1905 году. В его тексте это называется Плскас тон канпон, т.е. "стан Плиски" и прямо упоминается как постоянная правящая резиденция хана Омуртага (814 - 830). Название представляет собой греческий перевод аутентичного протоболгарского имени VIII-IX веков, записанного в византийских письменах X-XI веков как Плискоуба и Плискоба. Суффикс оуба, оба есть слово с самостоятельным значением: «большое поселение степени, лагерного типа». Поэтому название связано со степными городами, столицами кочевых народов Средней и Средней Азии, Кавказа и степей Восточной Европы и может быть переведено аналогично «солнечный город» или «сияющий, белый город».
Первые упоминания в источниках о событиях в Плиске относятся к 763–764 годам, а последние – к 1087–1088 годам.

Основные отреставрированные здания первой болгарской столицы расположены примерно в 3 км к северу от современного города Плиска. Остатки средневекового города занимают площадь около 23 км². Он был окружен валом и заполненным водой рвом шириной до 10 м, глубиной до 7 м и длиной более 20 км. За этим рвом начинался внешний город, где жили ремесленники и крестьяне. В его ядре находился внутренний город, а в центре - ханская слобода, в которой находился небольшой дворец с мощными оборонительными стенами, называемый Цитаделью, большой дворец и базилика, сложенная из каменных блоков. Внутренний город имеет форму неправильной трапеции со сторонами от 612 до 788 м. Толщина стен до 2,60 м. В каждой стене были ворота, трое из которых были обнаружены. Рядом с одними из ворот был обнаружен потайной выход, который вел в сторону от стены и был почти незаметен.
Первый дворец в Плиске был деревянным. Об этом свидетельствуют обнаруженные при раскопках отверстия от вбитых в землю кольев. Во времена хана Крума был построен первый каменный дворец. Об этом свидетельствуют византийские летописцы, описывающие взятие и разрушение Плиски императором Никифором Геником в 811 году. Крумский дворец был более 70 на 60 м, высотой 2 этажа, высотой около 10 м, включая башни. Реконструкция дворца выставлена ​​в музее. Хан Омуртаг построил новый дворец, меньшего размера, но с сохранившимся фундаментом и большей частью первого этажа. В здании размещалось жилье для постоялого двора и его гостей. На втором этаже находился тронный зал. Дворец имел собственный водопровод, сохранившийся до наших дней.
Третья часть Плиски – это Цитадель. Это была главная резиденция хана и его семьи. Он окружен дополнительной крепостной стеной. Рядом с дворцом Омуртага находился культовый центр протоболгарской столицы.

В Плиске болгарский правитель князь Борис крестил болгарский народ в 864 году. Другим чрезвычайно важным событием, связанным с болгарами, была встреча создателей славянской азбуки, святых братьев Кирилла и Мефодия, в первой болгарской столице.

 

Средние века

Город лежит в руинах с 17 века, большая часть камней с крепостных стен и дворцового комплекса была украдена для строительства домов в современной деревне Плиска и окрестных поселениях. (Это массовая практика населения, проживающего вокруг археологических памятников и заповедников, например, Красный и Перперек.)

Многие остатки раннеславянской и древнеболгарской культуры были найдены в Плиске. Среди костных остатков IX-X вв. палеорнитолог проф. Златозар Боев выделил 7 видов птиц, из которых наиболее интересны бородач (Gypaetus barbatus), исчезнувший из страны в середине XX в., и дикий фазан колхидский (Phasianus colchicus) colchicus). Кроме того, были обнаружены находки ворона (Corvus corax), крупного белолобого гуся (Anser albifrons), а также многочисленные останки домашней курицы[9]. домашний гусь (Anser anser), дрофа (Otis tarda), сапсан (Falco peregrinus), сизый/домашний голубь (Columba livia), а также домашний осел (Equus africanus asinus), домашняя свинья (Sus scrofa domestica), домашняя козел (Capra aegagrus hircus) и др. Эти находки доказывают наличие в нашей древней столице практики охоты, животноводства и соколиной охоты.

Рядом с Плиской находится старый болгарский курган в Новом Пазаре.

Плиска

Княжество Болгария

В 1914 году в городе была основана кредитная артель «Надежда».

Во время османского владычества город назывался Абоба (Ага Баба). В 1925 году ему было возвращено старое название.

 

Республика Болгария

С осени 2006 года в заповеднике появилось новое здание музея и новая экспозиция. Музей очень хорошо продуман, с интересными реконструкциями и подробными досками. Рядом с музеем находится могила археолога Карела Шкорпиля, который был настолько очарован древней болгарской столицей, что попросил, чтобы его там похоронили.

 

Религии

Князь Борис I-Михаил (852 – 889) принял христианство в качестве официальной религии. В 862-863 годах он заключил союз с Людвигом Немецким и вел с ним переговоры о принятии христианства в Болгарии папой в Риме.

В городе есть православный храм «Св. Царь Борис», который был построен в 1925 году. Священник прот. Андрей Стефанов из Нови Пазар.

 

Образование

В городе Плиска есть одна начальная школа (ОУ «Свети Паисий Хилендарски»), один детский сад (ЦДГ «Детелина») и один общественный центр (Циталиште «Просвета - 1911»).

Общественный центр "Царь Борис"
Народный общественный центр «Царь Борис» создан по инициативе Гр. Семерджиев, Рачо Христов, Петко Драганов и Димитар Дочев. он был основан в 1911 году и до 1936 года размещался в частных домах.