Монастырь
Успения Пресвятой Богородицы (болгарский: Троянски манастир «Успение
Богородично») или просто Троянский монастырь, как его чаще называют,
является третьим по величине монастырь в Болгарии. Он расположен в
северной части страны, в Балканских горах и был основан не позднее,
чем в конце 16-го века. Троянский монастырь расположен на берегах
реки Черни Осым близ села Орешак, в деревне в 10 км от Трояна в
провинции Ловеч. Троянский монастырь является популярным местом
посещения у туристов.
Главный храм Троянского монастыря был перестроен в конце османского
владычества во время периода болгарского национального Возрождения
мастером- строителем Константином в 1835. Церковь была богато
украшена фресками внутри и снаружи. Стены были расписаны Захарием
Зографом в 1847 и 1849, известным Болгарским художником того
времени, расписавшего также центральную церковь
Рильский монастырь, самый большой
монастырь в Болгарии. Многие из «моральных и социальных
экспериментов» искусства в то время как, например изображение
Ссудного дня и Колесо Жизни были воспроизведены в Троянском
монастыре. Иконостас в церкви резной и датируется 1839 годом.
Троянский монастырь с 17-го века владеет одним из самых святых икон
в болгарском Православии, Богородицы Троеручницы. Многие люди
совершают паломничество в этом монастыре в День Святого Георгия к
иконе этого святого. Она считается главной иконой церкви.
Во время турецкого владычества Троянский монастырь стал убежищем для многих революционеров, в том числе великий болгарский герой Васил Левски. Сегодня здесь расположен исторический музей. Здесь хранится много старинных книг и церковной утвари. На стенах висят хоругви и русские казачьи пики, оставленные здесь русскими войсками во время войны за независимость Болгарии.
Он был основан около 1600 года (аббат Калистрат), возможно, даже до
этого. Легенда рассказывает о монахах Атона, которые отправляются в
Валахию со святилищем монастыря - чудотворной иконой Девы Марии
Трехручной, которая является копией древней чудотворной иконы в
Хилендарском монастыре (XIV век). Троянский монастырь быстро растет.
Очень скоро была возведена деревянная церковь, посвященная Рождеству
Богородицы, жилому флигелю монахини и небольшому общежитию. Однако
вскоре после этого, во времена настоятеля Калистрия Ловечского,
монастырь был разрушен турецкой бандой. Сам аббат был срублен.
В течение первой половины восемнадцатого века, монастырь снова
вырос и процветал экономически. В это время там начала
функционировать клеточная школа, которая стала все более популярной
после 1765 года, когда ее принял Даскаль Никола Варбанов. В то же
время аббат Кристофер, уроженец Сопота, завершил первое крупное
строительство монастыря. Он построил несколько новых зданий и
основал деревянную церковь, а в 1771 году построил свой водопровод.
Около 1780 года другой житель деревни, аббат Пахомий, организовал
строительство новой, уже каменной соборной церкви.
В летописи
монастыря, составленной в 1835 году, отмечается: «Начало
существования Троянского монастыря прошло много лет после падения
Болгарского царства. Появился монах, болгарский, неизвестный по
имени. Неизвестно, из какого пригорода она поселилась в горной
пустыне со своим единственным учеником. И, построив для себя простую
хижину и прожив в ней несколько лет, он стал известен простым людям
этого региона ».
В начале 19 века монастырь был уже довольно
большим. Жилые здания, окружающие двор, являются двухэтажными и даже
трехэтажными - что-то чрезвычайно редкое для той эпохи. В
северо-западном углу есть башня. Большинство из этих зданий были
построены Паисием, который с 1785 года был аббатом в течение 32 лет.
Его работа - строительство в конце восемнадцатого века монастырского
монастыря "Николай Чудотворец", к востоку от монастыря. Один из
следующих настоятелей, Партениус, построил новую стену в 1820 году,
но дервишский паша Видина обвиняет его в строительстве крепости в
помощь Ипсиланти, и он был заключен в тюрьму на несколько месяцев. 4
декабря 1830 года, после продолжительных действий духовенства,
Троянский монастырь был признан Ставропигиальным, непосредственно
подчиненным Константинопольскому Патриархату.
В 1832 году
Партений построил новый, второй скифский "Иоанн Креститель", который
также был назван "Зелениковцы" из области, где он был возведен. Уже
в том же году были собраны пожертвования на строительство новой
соборной церкви. Основными донорами являются Петр Балюв из Трояна,
Спас Маринов, Стоян Чалакоглу Беликики из Копривщица, х. Михаил из
Тетевена и Пенчо Попович из Трявны. Фермер султана для этой
постройки был сделан с помощью Стояна Байликчи только в марте 1835
года. Соборная церковь была построена на месте более старого храма
знаменитым ренессансным строителем Константином Пещерным. Он был
освящен 6 августа 1835 года митрополитом Иларионом Турновским в
честь Успения Пресвятой Девы Марии. В 1847 - 1848 годах он был
украшен фресками Захария Зографа, который оставил портреты и свой
автопортрет на северной внутренней стене церкви, а также композицию
«Колесо жизни» на северной внешней стене. В начале двадцатого века
его написал казанлыкский художник Петко Ганин. Строительство на
участке около двадцати метров к северу от старой церкви, в районе
кладбища. Поэтому в структуре здания под алтарным трактом
образовался сводчатый костер.
Пятиэтажная монастырская башня
с колокольней - работа мастера Ивана (Йонко) Стойнова Камбурова из
Млечево (1866). Его снесенные части (1898) были восстановлены в 1987
году. Жилые дома Троянского монастыря выполнены из ренессансного
дерева.
Васил Левский основал здесь частный революционный
комитет. Монастырь не принимал непосредственного участия в
апрельском восстании, поскольку в нем размещались турецкие
подразделения Во время русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг. Монахи
и окружающее население помогали отряду генерала Павла Карцова в
переходе на Балканах.
Церковь Успения Богородицы представляет собой крестокупольный трёхконхоидальный храм с отделённым притвором и открытой арочной галереей, примыкающей к зданию с западной и отчасти северной стороны. В церкви находится изящный резной иконостас 1839 года. Однако наибольшую художественную ценность представляют фрески, созданных выдающимися болгарскими художниками Захарием и Димитром Зографами в 1847—1848 годах. Фресками расписаны как интерьер здания, так и галереи. Среди прочих были повторены сюжеты «Страшный суд» и «Колесо жизни». На северной стене среди ктиторских портретов мастер написал и свой автопортрет.
архимандрит Климент (Коевский) (упом. 1950)
архимандрит Геласий
(Михайлов) (1 октября 1968 — 31 июля 1977)
епископ Арсений
(Чакандраков) (1 август 1977—1979)
епископ Величский Иосиф
(Босаков) (24 марта 1981—1982)
епископ Агафоникийский Наум
(Шотлев) (28 ноября 1982 — 15 июля 1986)
архимандрит Кирилл
(Ковачев) (4 сентября 1986 — 8 декабря 1987)
епископ Смоленский
Нестор (Крыстев) (1991—1992)
епископ Мелнишский Геннадий (Вылчев)
(10 декабря 1998 — 26 мая 2008)
епископ Девольский Феодосий
(Купичков) (27 мая 2008 — 8 декабря 2010)
епископ Браницкий
Григорий (Цветков) (февраля 2011 - 2014)
епископ Величский Сионий
(Радев) (с 1 мая 2014)