Музей дю Бранли или Музей на набережной Бранли (Париж), Франция

Музей дю Бранли (Париж)

 

Описание Музея дю Бранли

Музея дю Бай Бранли или Музей на набережной Бранли - Жак Ширак в Париже, Франция, представляет собой музей, в котором представлены искусство и культура коренных народов Африки, Азии, Океании и Северной и Южной Америки. Коллекция музея насчитывает 450 000 объектов, из которых 3500 выставлены в любой момент времени как на постоянных, так и на временных тематических выставках. Выбор предметов из музея также показан в павильоне сессий Лувра.

Музей дю Бранли открыт в 2006 году и является самым новым из крупнейших музеев Парижа. В 2016 году его посетили 1,15 миллиона посетителей. Он совместно управляется Министерством культуры и связи Франции и Министерством высшего образования и исследований, а также является музеем и центром исследований. Музей дю Бранли расположен в 7-м округе Парижа, на левом берегу Сены, недалеко от Эйфелевой башни и Пон-де-л'Альма. Ближайшие станции Парижа Метро и RER - Алма-Марсо и Пон-де-Альма.

 

История

Следуя традиции французских президентов строить музеи как памятники своему времени пребывания на посту, как это было показано президентами Жоржем Помпиду (Центр Жоржа Помпиду), Валери Жискар д'Эстен (Музей Орсе) и Франсуа Миттеран (большой Лувр), проект создания нового музея, посвященного искусству Америки, Африки, Азии и Океании, был доведен до конца президентом Жаком Шираком.

Еще в первой половине XX века ряд французских интеллектуалов и ученых, в том числе Андре Мальро, Андре Бретон и Клод Леви-Стросс, призывали создать в Париже единый и важный музей, посвященный искусству и культуре коренных народов колонизированных территорий, которые считались примитивными народами без собственной культуры для науки того времени, а неевропейское искусство считалось экзотическим искусством, опираясь на большие коллекции, собранные французскими исследователями, миссионерами, учеными и этнологами. Предложение о создании такого музея было сделано этнологом и коллекционером произведений искусства Жаком Керчашем в манифесте 1990 года в газете Libération под названием " Шедевры всего мира рождаются свободными и равными."Манифест был подписан тремя сотнями художников, писателей, философов, антропологов и искусствоведов. Керчач довел эту идею до сведения Жака Ширака, тогдашнего мэра Парижа, и стал его советником. Ширак был избран президентом Франции в 1995 году, а в следующем году объявил о создании нового музея, объединяющего коллекции двух разных музеев:

25 000 экспонатов Национального музея искусств Африки и Океании (МААО или Национальный музей искусств Африки и Океании), который первоначально был создан для колониальной экспозиции 1931 года, а затем переделан в 1961 году Андре Мальро, министром культуры при Президенте Шарле Деголе, в музей, посвященный культуре заморских владений Франции.
коллекции лаборатории этнологии Musée de l'Homme ("Музей человека"), которая была создана для Парижской экспозиции 1937 года и содержала 250 000 предметов.
Эти два музея и коллекции были очень разными по своим целям и подходам; МААО был в первую очередь художественной коллекцией, которой управляли искусствоведы и консерваторы, в то время как Музей человека управлялся этнологами и антропологами и был наиболее заинтересован в социокультурном контексте и использовании объектов. В результате этого разделения новый музей был передан в ведение двух различных министерств: Министерства образования, которое курировало этнологическое преподавание и научные исследования, и Министерства культуры и коммуникаций, которое курировало искусство.

В дополнение к этим существующим коллекциям, собранным французскими исследователями и этнологами со всего мира, директора нового музея приобрели десять тысяч предметов.

Первым предприятием нового музея было открытие новой галереи в Лувре, в павильоне заседаний, посвященной тому, что называлось премьерами искусств, "первыми искусствами". Новый раздел встретил немедленное сопротивление; традиционалисты считали, что этот вид искусства не принадлежит Лувру, в то время как многие этнологи считали, что он рискует разделить коллекции на две части, причем лучшие предметы будут отправлены в Лувр. Этот вопрос был решен указом президента Ширака и правительства премьер-министра Лионеля Жоспена от 29 июля 1998 года о строительстве совершенно нового музея на набережной Бранли 29-55 на берегу Сены недалеко от Эйфелевой башни в 7-м округе Парижа. В декабре 1998 года музей был официально учрежден, и Стефан Мартен был назначен его президентом.

На участке, выбранном для нового музея, занимающего площадь в 25 000 квадратных метров, располагалась коллекция зданий, принадлежащих Министерству реконструкции и градостроительства. Президент Франсуа Миттеран первоначально предназначал его для одного из своих грандиозных проектов-Международного конференц-центра, но этот проект был заброшен из-за сильного сопротивления со стороны местных жителей. В начале 1999 года было сформировано жюри и проведен международный конкурс по выбору архитектора. Конкурс был выигран французским архитектором Жаном Нувелем, чьи другие крупные работы включали Институт арабского мира (1970) и Фонд Картье (1991-94) в Париже, реконструкцию Лионской оперы (1986-93), Дворца правосудия в Нанте и парка Побле Ноу в Барселоне (2001).

 

В своем проекте нового музея Нувель принял во внимание критику соседей, которые заблокировали проект Миттерана. Новый музей был спроектирован так, чтобы быть как можно более незаметным; главное здание спроектировано так, чтобы казаться ниже, чем здания вокруг него, и в значительной степени скрыто от глаз своими садами. Форма главного здания повторяет изгиб Сены, и три административных здания построены так, чтобы гармонировать с соседними зданиями периода Османа.

В попытке создать "оригинальное место, которое будет отдавать должное бесконечному разнообразию культур", музей спроектирован таким образом, чтобы он должен был чувствовать себя открытым и инклюзивным. Нувель спроектировал интерьер музея таким образом, чтобы освободить артефакты от их западных архитектурных отсылок, не включая барьеры и перила в галерейные пространства. Нет никаких физических или пространственных барьеров, разделяющих четыре основные географические области, поэтому посетители могут отправиться в имитированное "путешествие", путешествуя с одного континента на другой. Этикетки почти скрыты, а таблички с историческим контекстом кратки и обобщены, что, по-видимому, подчеркивает эстетические качества экспонатов, а не их культурную историю.

Строительство нового музея началось в начале 2001 года и было завершено в 2005 году. Музей набережной Бранли был торжественно открыт 20 июня 2006 года и открыт для публики 23 июня.

Имя
Музей открылся под названием Musée du quai Branly, в честь улицы, вдоль которой он построен, набережной Сены, названной в честь ученого Эдуарда Бранли. Ранее предложения были Музей Трокадеро, после домашнего Музее человека, где она изначально находится, Музей искусств премьеров ("первый искусств", соответствующие политически некорректным "первобытное искусство"), или Музей [человека,] изящных искусств и цивилизаций ("музей [человек,] искусства и цивилизации"). Название anodyne location-based было выбрано, чтобы избежать споров о терминологии, хотя циники считали, что это временное название, которое позволит легче переименовать его позже в честь Жака Ширака, президента, который инициировал этот проект. В июне 2016 года к названию музея было добавлено "Жак Ширак".

Коллекция
В музее хранятся коллекции ныне закрытого Национального музея искусств Африки и Океании и этнографического отдела Музея человека, а также недавно приобретенные предметы. Постоянная коллекция насчитывает 300 000 работ, 700 000 фотографий, 320 000 документов, 10 000 музыкальных инструментов и 25 000 предметов текстиля или одежды. В главной области коллекций представлено около 3500 объектов, вращающихся по 500 каждый год. В музее есть как постоянные экспонаты, так и большие экспонаты, которые меняются каждые полгода. В музее также есть тематические экспонаты, включающие маски и ткань Тапа из Океании, костюмы из Азии, а также музыкальные инструменты и текстиль из Африки.

Временные экспонаты в Музее затрагивают самые разнообразные темы и темы. Тематика выставок летом 2014 года включала историю и культуру татуировок, пропагандистские плакаты из Вьетнама, а также выставку о влиянии культуры Океании на американскую массовую культуру в 20 веке. На этой последней выставке, названной "Тики-поп", были представлены фильмы, плакаты, музыка, одежда и воссоздание полинезийского тематического "тики-бара" 1960-х годов.

Среди своих коллекций этнографических предметов из Африки, Азии, Америки и Океании музей имеет заметные коллекции предметов, собранных во время французской колонизации Северной Америки, от Квебека до Луизианы, в XVII и XVIII веках. Другая группа предметов представляет роль женщин-путешественников в XVIII и XIX веках. Здесь также есть коллекция картин аборигенов Австралии,в частности картины, выполненные на коре эвкалипта. - Небольшая подборка собранных предметов музея регулярно выставляется в павильоне заседаний Луврского музея.

Реституция и репатриация
В 2018 году музей оказался в центре дискуссии о репатриации предметов, вывезенных из бывших французских колоний в период колониализма. Это произошло после опубликования доклада, подготовленного по поручению президента Эммануэля Макрона двумя учеными-Бенедиктом Савойским из Франции и Фелвином Сарром из Сенегала, которым было предложено подготовить доклад о реституции африканского культурного наследия. В этом докладе утверждалось, что артефакты, которые были незаконно вывезены в течение всего французского колониального периода, должны быть возвращены, если страна, о которой идет речь, обратится за ними. из 90 000 артефактов, находящихся во Франции к югу от Сахары, 70 000 находятся в архивах или на публичной выставке Музея набережной Бранли в Париже. После публикации доклада, Макрон пообещал отправить в Бенин двадцать шесть единиц оружия, которые были насильственно вывезены во время войны с территории, которая теперь является частью Бенина, хотя в настоящее время не существует ни одного французского закона или законодательства, которое могло бы дать такое обещание. Это полный сдвиг от предшествующей французской политики по реституции предметов, собранных в колониальный период. Например, в 2016 году французское правительство отказалось вернуть артефакты, запрошенные президентом Бенина, на том основании, что французские национальные коллекции являются “неотчуждаемыми", т. е. ни одна из них не могла быть отдана. Тем не менее международная дискуссия о реституции разграбленного культурного наследия получила новый импульс благодаря докладу, и крупные музеи и другие коллекции не только во Франции активизировали свое сотрудничество с африканскими институтами и искусствоведами.

 

Здания
Музейный комплекс состоит из четырех зданий, занимающих 30 000 квадратных метров (320 000 квадратных футов), строительство которых вместе с садом обошлось в 233 миллиона евро.

Главное здание, содержащее галереи музея, имеет длину 210 метров (690 футов) и занимает площадь 4750 квадратных метров (51 100 квадратных футов), а также имеет террасу площадью 3000 квадратных метров (32 000 квадратных футов) на крыше, самую большую террасу на крыше в Париже. Он построен в виде огромного моста длиной десять метров над садом, поддерживаемого двумя большими бетонными силосами с восточной и западной сторон и двадцатью шестью стальными колоннами. Поскольку деревья в саду вокруг здания растут, колонны будут полностью скрыты, и здание будет казаться покоящимся на верхушках деревьев.

Посетители входят в Главное здание через небольшой вход, а затем следуют по извилистому пандусу вверх по пологому склону к главной галерее длиной двести метров. Главная галерея относительно темная внутри, с небольшим количеством солнечного света, поступающего снаружи, и с прямым освещением только на выставленные предметы из постоянной коллекции. Тридцать различных галерей расположены на северной стороне, которые видны снаружи здания в виде коробок разных цветов. Три мезонина смотрят вниз на главную галерею; центральный мезонин - это мультимедийный центр,а два других мезонина используются для временных экспонатов. В западном мезонине каждые восемнадцать месяцев проходит новая выставка, в то время как выставка в Восточном мезонине меняется каждый год. В садовой части здания находится аудитория, учебные классы, лекционный зал, мультимедийная библиотека и книжный магазин.

Отдельное здание Бранли содержит административные помещения и имеет сто сорок рабочих мест на пяти этажах. Его самой необычной особенностью является зеленая стена, или стена растительности, состоящая из живых растений, на северной стороне здания, обращенной к Сене.
В здании Auvent, Соединенном пешеходными мостами со зданием Бранли, есть шестьдесят рабочих мест, а также лекционный зал Жака Керчаша и архив из 700 000 фотографий и звукозаписей.
В здании на улице Юниверсити находятся музейные мастерские и библиотека. Потолки и фасад здания украшены работами восьми современных художников, четырех мужчин и четырех женщин, которые являются австралийскими аборигенами.
Театр Клода Леви-Стросса
Театр расположен под главным залом и также доступен из сада. Она была разработана по проекту архитектора Жана Нувеля в сотрудничестве уток scéno для сценографии и Жан-Поль Ламуре своей акустикой. Эта аудитория используется для проведения концертов, киносеансов или публичных конференций. Он позволяет использовать несколько конфигураций благодаря акустическим шторам, задуманным Иссей Мияке.

Сады
В первоначальном проекте музея 7500 квадратных метров участка площадью 25 000 квадратных метров были отведены под сады. Победивший архитектор Жан Нувель увеличил площадь садов до 17 500 м2. Они были спроектированы ландшафтным архитектором Жилем Клеманом и представляют собой полную противоположность традиционному французскому формальному саду: здесь нет ни заборов, ни лужаек, ни ворот, ни монументальной лестницы; вместо этого Клеман создал гобелен из небольших садов с ручьями, холмами, бассейнами и рощами, используя местные французские растения и привозные растения, привыкшие к Парижскому климату. Первоначально было посажено 169 деревьев и 72 000 растений.

С северной стороны, выходящей на улицу вдоль Сены, сад защищен высокой двойной стеной из листового стекла, которая блокирует большую часть звука с улицы. Сады на северной стороне практически скрывают здание музея. Вместо прямых тропинок и длинной оси, ведущей к входу, тропинки вьются по садам без видимой цели.

Еще одной примечательной особенностью музейного сада является зеленая стена, или стена растительности, созданная ботаником Патриком Бланом. Эта живая стена зелени покрывает 800 м2 фасадов музея и 150 м2 внутренних стен. Она включает в себя 15 000 растений 150 различных сортов, поступающих из Японии, Китая, Северной и Южной Америки и Центральной Европы.

Библиотека
В музее есть библиотека с 3 основными отделами
книжная коллекция, с 2 читальными залами-исследовательским читальным залом на верхнем этаже и популярным читальным залом на первом этаже
коллекция картин с фотографиями и рисунками
архивная коллекция
Многие специализированные научные журналы, базы данных, документы, визуальные или аудиовизуальные объекты могут быть доступны в режиме онлайн. Кроме того, в библиотеке также хранятся коллекции известных этнологов, в том числе Жоржа Кондоминаса, Франсуазы Жирар и Нестеренко, а также коллекции коллекционера произведений искусства Жака Керчаша.


Критика и споры
Колебания по поводу названия музея отражали напряженность в отношении его сферы охвата и точки зрения.

Не все критики были довольны новым музеем, когда он открылся. Майкл Киммельман, архитектурный критик газеты "Нью-Йорк Таймс", опубликовал 2 июля 2006 года рецензию под названием:"Сердце Тьмы в Городе Света". Он назвал музей "упущенной возможностью и необъяснимым упражнением" и сказал, что он был "задуман как жуткие джунгли, красные, черные и мрачные, предметы в нем выбирались и располагались с едва заметной логикой. Это место ненадолго захватывает дух, как зрелище, но при этом поражает насмешливой улыбкой....Это место просто не имеет смысла. Старое, новое, хорошее, плохое перемешаны все вместе без особых причин или объяснений, за исключением визуальной театральности."

MQB был вовлечен в полемику по поводу возвращения татуированных голов маори, известных как мокомокай, проходившую во Франции. Спор возник после того, как музей в Нормандии решил вернуть татуированную голову в Новую Зеландию. С 2003 года Национальный музей Новой Зеландии "Те Папа Тонгарева" приступил к осуществлению программы по возвращению останков маори, хранящихся в учреждениях по всему миру. В то время как MQB изначально неохотно возвращал мокомокай в Новую Зеландию, изменение французского законодательства в 2010 году позволило провести дискуссии, которые привели к репатриации. Мокомокаи были официально возвращены в Новую Зеландию 23 января 2012 года, и теперь они размещены в Te Papa и не выставляются на всеобщее обозрение.

Australian Art Market Report Issue 23 Autumn 2007 Pages 32-34: "через двенадцать месяцев после открытия Musée du quai Branly в Париже журналист Джереми Экклз рассматривает, какой эффект оказал музей (где современное искусство аборигенов является неотъемлемой частью архитектурной структуры)".... Искусство аборигенов".

В этой статье он цитирует Бернис Мерфи-соучредителя Сиднейского МКА, а ныне Национального директора Музеев Австралии и председателя Комитета по этике Международного совета музеев. На Сиднейском симпозиуме по теме "австралийское искусство в международном контексте" она сказала, что считает всю набережную Бранли "регрессивной музеологией", а представление искусства аборигенов "в растительной среде" - "экзотической мизансценой" в самом худшем вкусе. "Это не может быть деконтекстуализировано в великолепную инаковость".

Есть некоторые предположения, что музей также играет ключевую политическую роль для Франции. На момент открытия музея в 2007 году Франция все еще пыталась примирить растущее этническое разнообразие среди населения страны в рамках своей Республиканской модели ассимиляции и даже гомогенности. С этой точки зрения музей можно рассматривать как символическую попытку установить контакт с незападными народами мира, а также провозгласить французскую открытость миру. Учитывая эту предполагаемую мотивацию, стоящую за музеем, среди интеллектуалов возникли некоторые споры относительно того, какова конечная цель музея и действительно ли презентация галерей достигает этой цели.

Кроме того, существовали также споры относительно того, следует ли рассматривать выставленные артефакты как антропологические объекты или как произведения искусства. Португальский антрополог Нелия Диаш  пытается ответить на этот вопрос, исследуя напряженность между музейной антропологией и общей музейной практикой. В заключение она пишет: "Если дихотомия формального представления и контекстуального представления больше не имеет отношения к музейной антропологической практике, то Бранли, по-видимому, не решает в своей постоянной галерее дилемму между антропологией и эстетикой. Напротив, его временные экспонаты пытаются преодолеть эту дилемму и открыть новые места для показа объектов в исторической и межкультурной перспективе. Приведет ли это к новому пути, еще предстоит выяснить."