Музей Средневековья - Музей де Клюни - Национальный музей дю Моен (Париж), Франция

Музей Средневековья - Музей де Клюни - Национальный музей дю Моен (Париж)

 

Описание Музей Средневековья - Музек де Клюни - Национальный музей дю Моен

Музей Средневековья - Музей де Клюни - Национальный музей дю Моен ("Национальный музей средневековья"), является музеем в Париже, Франция. Он расположен в 5-м округе на 6-м этаже Поля-Пенлеве, к югу от бульвара Сен-Жермен, между бульваром Сен-Мишель и улицей Сен-Жак. Среди самых известных предметов в коллекции музея- это шесть гобеленов Леди и Единорога (The Dame à la licorne). Здание Музея Средневековья, возможно, является самым выдающимся примером гражданской архитектуры в средневековом Париже. Это был ранее городской отелем аббатов Клюни, построенный в 1334 году. Здание Музея Средневековья  была перестроена Жаком д'Амбуазом, настоятелем в коммендаме Клюни 1485-1510; он сочетает элементы готики и ренессанса. В 1843 году он был превращен в общественный музей готики под патронажем Александра Соммерарда.

 

История

Само здание является редким сохранившимся образцом гражданской архитектуры средневекового Парижа. Раньше это был городской дом (отель) аббатов Клюни. Первый отель Клюни был построен после того, как орден Клюни приобрел древние термальные ванны в 1340 году. Он был построен Пьером де Шаслюсом. Это сооружение было перестроено Жаком д'Амбуазом, аббатом в коммендаме Клюни в 1485-1510 годах; оно сочетает в себе готические и ренессансные элементы. В 1843 году он был переделан в публичный музей Александром дю Соммераром, чтобы сохранить реликвии готического прошлого Франции.

Хотя он больше не имеет ничего, что первоначально было связано с аббатством Клюни, отель сначала был частью более крупного комплекса Клюниака, который также включал в себя здание (уже не стоящее) для религиозного колледжа на площади Сорбонны, к югу от современного отеля Де Клюни вдоль бульвара Сен-Мишель. Хотя первоначально резиденция предназначалась для аббатов Клюни, она была захвачена Жаком д'Амбуазом, епископом Клермонским и аббатом Жюмьежским, и перестроена в ее нынешнем виде в период 1485-1500 годов. Среди обитателей этого дома на протяжении многих лет была Мария Тюдор, сестра английского короля Генриха VIII. Она жила здесь в 1515 году после смерти своего мужа Людовика XII, преемник которого, Франциск I, держал ее под наблюдением, в частности, чтобы проверить, не беременна ли она. В семнадцатом веке здесь жили несколько папских нунциев, в том числе Мазарини.

В XVIII веке башня отеля Де Клюни использовалась в качестве обсерватории астрономом Шарлем Мессье, который в 1771 году опубликовал свои наблюдения в знаменитом каталоге Мессье. В 1789 году, в первые годы Французской революции, отель был конфискован государством и в течение следующих трех десятилетий выполнял различные функции. Когда-то он принадлежал врачу, который использовал великолепную яркую часовню на первом этаже в качестве комнаты для вскрытия. В отеле также размещался печатный станок Николя-Леже Мутара, официального печатника королевы Франции с 1774 по 1792 год. Его печатный станок находился в часовне отеля.

В декабре 1832 года Александр дю Соммерар, известный археолог и коллекционер произведений искусства, купил отель де Клюни и установил свою большую коллекцию средневековых и ренессансных предметов. После его смерти в 1842 году коллекция была приобретена государством; в 1843 году здание было открыто как музей, а сын Соммерара стал его первым хранителем. Здания были восстановлены архитектором Альбером Ленуаром и его сыном Александром Ленуаром. Отель получил статус исторического памятника в 1846 году, а термальные ванны получили тот же статус в 1862 году. Современные сады, открытые в 1971 году, включают в себя "forêt de la licorne", вдохновленный знаменитыми гобеленами, размещенными внутри.

Коллекции
Площадь музея составляет 11 500 квадратных футов, из которых 6500 предназначены для экспозиций. Он содержит около 23 000 артефактов, датируемых Галло-римским периодом вплоть до 16 века. В настоящее время здесь демонстрируется 2300 артефактов. Эти коллекции содержат произведения из Европы, Византийской империи и исламского мира Средневековья.

От Античности до раннего Средневековья
Л'Иль-де-ла-Сите, Франция
Большая часть древних коллекций находится в фригидарии. Здесь посетитель может обнаружить артефакты, датируемые еще латинизацией города Паризии, такие как знаменитая колонна лодочника из 1-го века. Этот столб был предложен императору Тиберию парижскими лодочниками. Он содержит надписи, посвященные римскому богу Юпитеру, а также кельтские ссылки, что делает его прекрасным примером слияния двух культур на одном артефакте. Он был обнаружен в 18 веке, под хором Собора Парижской Богоматери. Еще один древний артефакт, который можно увидеть в фригидарии, - это колонна Сен-Ландри. Этот столб был вылеплен во втором веке на л'Иль-де-ла-Сите и был обнаружен в 19 веке.

За пределами фригидария есть более древнее искусство, в том числе две львиные головы, сделанные из горного хрусталя. Львиные головы были сделаны между 4-м и 5-м веками в Римской Империи. Хотя их назначение неизвестно, наиболее вероятной гипотезой является то, что они были сделаны для украшения императорского трона.

За Пределами Франции
В Клуни также хранится древнее коптское искусство. Коптские ткани приобрели дурную славу за пределами Египта и некоторых его частей. Льняной медальон Ясона и Медеи хранится сегодня в Клуни.

 

Между 1858 и 1860 годами было обнаружено двадцать шесть вестготских корон. Это было одно из самых важных открытий, связанных со средневековым Иберийским миром. Из первоначальных двадцати шести корон сегодня осталось 10. Остальные короны были распределены между двумя музеями: Паласио Реал де Мадрид и Клюни. Сегодня Клуни держит три из этих корон, а также кресты, подвески и висячие цепи из той же находки. Эти предметы были символами королевской власти и датируются 7 веком. Скорее всего, они были предложены религиозным учреждениям в Толедо, тогдашней столице Испании.

Византийское искусство
Начиная с основания города в Константинополе в 330 году, император Константин начал эпоху, известную как византийский период. Между 843 годом и падением Византийской империи в 1204 году политика и искусство этой империи процветали. В течение этой части Средневековья на Западе византийское искусство было связующим звеном с традиционной литературой, философией и греко-римским искусством.

Одним из примеров является примечательная скульптура из слоновой кости из Константинополя под названием Ариана. Ариана датируется первой половиной VI века и, скорее всего, была произведена для украшения предмета мебели. Статуя включает в себя Ариану, фавнов и несколько ангелов любви. Это один из самых знаковых образцов византийской работы из слоновой кости.

Еще одним известным кусочком Византийской слоновой кости, найденным в Клюни, является мемориальная доска, изображающая коронацию Оттона II. его отец Оттон I был коронован королем Рима 2 февраля 962 года. Эта коронация знаменует начало Ренессанса в этой части Западной Европы. Подобно Карлу Великому, Оттон I позднее принял титул императора Августа. В 972 году император Оттон II женился на принцессе Теофано, которая стала императрицей Рима и также может быть изображена на табличке из слоновой кости.

Клюни также обладает византийским сундуком, который содержит мифологические изображения и был изготовлен около 1000 года. Именно в это время македонские императоры правили в Константинополе.

Романское искусство
Термин "римское" искусство впервые появился в 1818 году. Он был использован Шарлем де Жервилем для описания искусства, которое появилось после Каролингской империи, но до готического искусства. До 19-го века большая часть искусства из Средневековья называлась готическим искусством. Романское искусство определяется его использованием света и цвета. Романские художники-мастера объема и контраста. Картины относительно просты, ориентированы на повествование. Начиная с романского периода, реликвии и другие религиозные артефакты больше не хранились в склепах, а были выставлены на алтарях в церквях. Видимость Веры была в то время чрезвычайно важна.

во Франции
В романском искусстве есть два центральных элемента: педагогика и преданность. Эволюция веры является общей темой этих работ. Одним из примеров в Клуни сегодня является столица, которая была сделана в Париже между 1030 и 1040 годами. Именуемый величественной столицей Христа, он был создан для церкви Сен-Жермен-де-Пре в результате сотрудничества двух мастерских. В Клюни также находится серия из двенадцати капителей из Сен-Жермен-де-Пре, сделанных в начале XI века.

За Пределами Франции
Клуни владеет романским искусством и из других стран, таких как Англия, Италия и Испания. Одним из наиболее известных примеров является английский Крозье середины XII века. Это изделие, сделанное из слоновой кости, изображает множество Орлов и Львов. Еще одна знаменитая работа из слоновой кости-итальянский "Олифант" конца XI века. Это произведение было создано из слоновьего бивня и изображает сцену Вознесения Иисуса.

В отеле Клуни также есть произведения романского искусства из Каталонии. Существует ряд из восьми столиц, которые происходят от церкви Святого пера де Родеса. Одна из столиц изображает библейскую историю Ноя, а другая подробно описывает историю Авраама. Еще одна вещь из Каталонии-статуя святой женщины, сделанная из дерева, датируемого второй половиной 12-го века.

Работа из Лиможа
В Клуни хранится множество изделий из знаменитых эмалевых и золотых мастерских Лиможа. Эти мастерские впервые начали производить изделия во второй четверти XII века. Лимож расположен в юго-западной, центральной части Франции; его золотые и эмалевые шедевры были собраны по всей Европе к концу XII века. Ювелиры и другие художники производили различные виды изделий, включая кресты, святыни, алтари, подсвечники и многое другое. Они, как правило, были религиозны по своей природе.

Одна из причин того, что изделия из этих мастерских были так успешны, заключается в том, что материалы были доступны по цене. Как таковые они были способны производить в массовом порядке. Они производили не только много продуктов, но и продукты высокого качества. Цвета были яркими, а сам предмет был изображен с большим вниманием.

 

Сегодня в "Клюни" есть много произведений из Лиможа. Наиболее примечательны две медные таблички, датируемые примерно 1190 годом. На одной изображен образ святого Этьена, а на другой-Три Мудреца. Эти две таблички украшали главный алтарь аббатства Грандмонт. Обожание трех мудрецов было популярной темой в пьесах из Лиможа и может быть найдено во многих их работах. Медная святыня 1200 года также изображает эту тему.

Готическое искусство из Франции
В 1120-е годы в Париже произошли большие перемены в искусстве и образовании. Одной из тем, которая стала жизненно важной в обеих сферах, была важность света. Учение Платона и его ученика платина подчеркивает важность света в истории сотворения мира. Это имеет параллели в изменениях, происходящих в архитектуре Парижа в то же самое время. Опорные балки и арки утончаются, чтобы обеспечить больше пространства для окон, чтобы пропускать больше света. Сент-Шапель с его высокими и красивыми витражными окнами демонстрирует это изменение в архитектуре. Верхний собор имеет 15 оконных проемов, которые окружают всю комнату, каждый высотой 50 футов, создавая иллюзию, что посетитель окружен светом.

Художники в Париже 12-го века экспериментировали художественно, исследуя новую концепцию пространства и отношения между архитектурой, скульптурой и витражами, как это было видно в Сент-Шапель. В Клуни есть много примеров такого экспериментирования, таких как "двойные" капители и статуи, которые функционируют как колонны. Существует двойная Капитель, изображающая двух гарпий, стоящих друг против друга, которая исходит из церкви в Сен-Дени, сделанной между 1140 и 1145 годами. Еще один артефакт из Сен-Дени - это голова от статуи-колонны королевы Сабы. Эта статуя-колонна была изготовлена в 12 веке.

У Клуни также есть одна из самых обширных коллекций витражей во Франции. Их коллекция включает в себя 230 панно, медальоны и фрагменты с 12-го по 14-й век. Сент-Шапель также пожертвовал Клуни несколько панелей из своих культовых витражей, в том числе одну панель, на которой изображена сцена Сэмпсона и Льва.

Если 12-й век был полностью посвящен экспериментам, то 13-й и 14-й века в Париже представляют собой художественную зрелость. Именно в это время возрастает спрос на нерелигиозное искусство. Есть две темы, которые доминируют в парижском искусстве в XIII веке: интерес к античности и новое внимание, уделяемое природе. Одним из самых известных примеров в Клуни является статуя Адама, сделанная из известняка. Изготовленная около 1260 года в Париже, статуя изображает обнаженного Адама, который покрывает себя листьями с небольшого дерева. Влияние античности очевидно в этой работе.

Сент-Шапель не только подарил Клуни куски витражей, но и шесть статуй апостолов, сделанных из известняка. Эти статуи когда-то были расположены на колоннах верхней часовни в Сент-Шапель, но сегодня их можно увидеть в Клюни. Эти статуи были сделаны в 1320-х годах и первоначально пришли из Сен-Жак-о-Пелерин. Эти статуи знаменуют собой пик Парижского искусства с середины XIII века.

Искусство 15 века
В XV веке богатство городских элит стимулировало художественное производство, поскольку спрос на искусство возрастал. Люди начали заказывать художественные предметы для повседневной жизни, такие как мебель, гобелены, керамика, игровые предметы и т. д. Именно в это время Париж стал столицей роскоши. Здесь сходились различные художественные течения, чтобы создать "интернациональный" готический стиль. Художники начали подписывать свои работы, больше не желая оставаться анонимными.

Это явление особенно ярко проявляется в значительном росте спроса на гобелены. Самые известные гобелены в Клуни сегодня-это гобелены из серии "леди и Единорог" (La Dame à la licorne). Эта коллекция состоит из шести гобеленов, каждый из которых представляет собой особый смысл. Есть пять основных чувств (обоняние, слух, вкус, осязание и зрение), и это шестой гобелен, на котором изображена дама с единорогом. Таинственный смысл этого шестого слова на протяжении многих лет вызывал множество толкований. Наиболее распространенная интерпретация понимает леди как представляющую собой шестое чувство морали или духовности, поскольку она откладывает в сторону свое мирское богатство.