Пантеон (Париж), Франция

Пантеон (Париж)

 

Описание Пантеона

Пантеон - это здание в Латинском квартале в Париже, Франция. Первоначально он был построен как церковь, посвященная святой Женевьеве и к реликварийскому чаше с ее мощами, но после многих изменений теперь он действует как светский мавзолей, содержащий останки выдающихся французских граждан. Это ранний пример неоклассицизма, с фасадом, смоделированным по Пантеону в Риме. Пантеон увенчан куполом, который обязан своей форме Темпитто Браманте. Пантеон, расположенный в 5-м округе Монтань-Сент-Женевьев.

 

К тому времени, когда строительство было завершено, началась Французская революция, и Национальное учредительное собрание проголосовало в 1791 году за преобразование церкви Святой Женевьевы в мавзолей для останков выдающихся французских граждан по образцу Пантеона в Риме, который использовался ранее. таким образом с 16 века. Первым пантеонизе был Оноре Габриэль Рикети, граф де Мирабо, хотя его останки были удалены из здания несколько лет спустя. Пантеон дважды восстанавливался для церковного использования в течение XIX века - хотя останки Суффло были перенесены внутрь него в 1829 году - до тех пор, пока Третья французская республика окончательно не приняла решение об исключительном использовании здания в качестве мавзолея в 1881 году. Размещение останков Виктора Гюго в склеп в 1885 году был его первым захоронением за более чем пятьдесят лет.

Последовательные изменения в назначении Пантеона привели к модификации украшения фронтона, перекрытию купола крестом или флагом, а некоторые из первоначально существовавших окон были заблокированы каменной кладкой, чтобы придать интерьеру более темный и похоронный вид. Атмосфера, которая несколько скомпрометировала первоначальную попытку Суффло сочетать легкость и яркость готического собора с классическими принципами. Архитектура Пантеона представляет собой ранний пример неоклассицизма, увенчанный куполом, который частично обязан своим характером Темпьетто Браманте.

По состоянию на 2018 год в Пантеон были перенесены останки 78 человек, в том числе 73 мужчин и 5 женщин. Более половины всех пантеонизаций были произведены при Наполеоне во времена Первой Французской империи. В 1851 году Леон Фуко провел демонстрацию суточного движения в Пантеоне, подвесив к потолку маятник, копия которого все еще видна сегодня.

 

История

Сайт и более ранние постройки
Место Пантеона имело большое значение в истории Парижа и было занято рядом памятников. Он находился на горе Лукотиций, высоте на левом берегу, где находился форум римского города Лютеция. Это было также первоначальное место захоронения святой Женевьевы, которая возглавила сопротивление гуннам, когда они угрожали Парижу в 451 году. В 508 году Хлодвиг, король франков, построил там церковь, где он и его жена были позже похоронены. 511 и 545. Церковь, первоначально посвященная Святым Петру и Павлу, была повторно посвящена святой Женевьеве, которая стала покровительницей Парижа. Он находился в центре аббатства Святой Женевьевы, центра религиозной науки в средние века. Ее мощи хранились в церкви и выносились для торжественных шествий, когда городу угрожала опасность.

Строительство
В 1744 году король Людовик XV пообещал, что, если он выздоровеет от болезни, он заменит полуразрушенную церковь аббатства Святой Женевьевы более грандиозным зданием, достойным покровителя Парижа. Он действительно поправился, но прошло десять лет, прежде чем началась реконструкция и расширение церкви. В 1755 году директор общественных работ короля Абель-Франсуа Пуассон, маркиз де Мариньи, выбрал Жака-Жермена Суффло для проектирования церкви. Суффло (1713–1780) изучал классическую архитектуру в Риме в 1731–1738 годах. Большая часть его ранних работ была сделана в Лионе. Святая Женевьева стала делом его жизни; это не было закончено до его смерти.

Его первый дизайн был завершен в 1755 году, и на него явно повлияли работы Браманте, которых он изучал в Италии. Он представлял собой греческий крест с четырьмя нефами одинаковой длины и монументальным куполом над перекрестком в центре, а также классический портик с коринфскими колоннами и перистилем с треугольным фронтоном на главном фасаде. В последующие годы конструкция изменялась пять раз: были добавлены нартекс, хор и две башни. Дизайн не был завершен до 1777 года.

Фундамент был заложен в 1758 году, но из-за экономических проблем работы шли медленно. В 1780 году Суффло умер, и его место занял его ученик Жан-Батист Ронделет. Модернизированное аббатство Святой Женевьевы было окончательно завершено в 1790 году, вскоре после начала Французской революции.

Здание имеет длину 110 метров, ширину 84 метра и высоту 83 метра, а под ним склеп такого же размера. Потолок поддерживался изолированными колоннами, которые поддерживали массив цилиндрических сводов и поперечных арок. Массивный купол поддерживался подвесками, опирающимися на четыре массивных столба. Критики плана утверждали, что столбы не могли поддерживать такой большой купол. Суффло укрепил каменную конструкцию системой железных прутьев, предшественницей современных усиленных зданий. К 21 веку решетки пришли в негодность, и в период с 2010 по 2020 год проводится крупный проект по их замене.

Купол на самом деле представляет собой три купола, которые вписываются друг в друга. Первый, самый низкий, купол с кессонным потолком с розетками открыт в центре. Сквозь этот купол виден второй купол, украшенный фреской Антуана Гро «Апофеоз Святой Женевьевы». Внешний купол, видимый снаружи, построен из камня, скрепленного железными скобами и покрытого свинцовой обшивкой, а не из столярных изделий, как это было обычной французской практикой того периода. Скрытые контрфорсы внутри стен дополнительно поддерживают купол.

Революция - «Храм нации»
Когда в 1789 году началась Французская революция, церковь Святой Женевьевы была почти завершена, и только внутреннее убранство не было завершено. В 1790 году маркиз де Вилет предложил сделать ее храмом свободы по образцу Пантеона в Риме . «Давайте установим статуи наших великих людей и положим их прах в подземные ниши». Идея была официально принята в апреле 1791 г., после смерти 2 апреля 1791 г. выдающегося революционного деятеля графа де Мирабо, президента Национального учредительного собрания. 4 апреля 1791 г. собрание постановило, "что этот религиозный церковь стала храмом нации, чтобы могила великого человека стала жертвенником свободы ». Они также одобрили новый текст над входом: «Благодарный народ чтит своих великих людей». В тот же день декларация была одобрена, в церкви прошли похороны Мирабо.

 

Прах Вольтера был помещен в Пантеон в ходе пышной церемонии 21 июля 1791 года, после чего были захоронены останки нескольких замученных революционеров, в том числе Жан-Поля Марата, и философа Жан-Жака Руссо. Во время быстрой смены власти в революционный период два первых человека, удостоенных чести в Пантеоне, Мирабо и Марат, были объявлены врагами революции, и их останки были удалены. Наконец, новое правительство Французской конвенции в феврале 1795 г. постановило, что в Пантеон не должны помещаться никого, кто не умер как минимум десять лет назад.

Вскоре после того, как церковь была преобразована в мавзолей, Ассамблея утвердила архитектурные изменения, чтобы сделать интерьер более темным и торжественным. Архитектор Quatremère de Quincy замуровал нижние окна кирпичом и матировал стекла верхних окон, чтобы уменьшить свет, и удалил большую часть орнамента с внешней стороны. Из архитектурных фонарей и колоколов убрали фасад. Все религиозные фризы и статуи были разрушены в 1791 году; его заменили скульптуры и фрески на патриотические темы.

Храм в церковь и обратно в храм (1806–1830)
Наполеон Бонапарт, став первым консулом в 1801 году, подписал с папой Конкордат, в котором согласился восстановить бывшие церковные владения, включая Пантеон. Пантеон находился под юрисдикцией канонов собора Нотр-Дам-де-Пари. Здесь проходили празднования важных событий, таких как победа Наполеона в битве при Аустерлице. Однако склеп церкви сохранил свою официальную функцию как место упокоения выдающихся французов. Новый вход прямо в склеп был создан через восточное крыльцо (1809–1811 гг.). Художнику Антуану-Жану Гро было поручено оформить внутреннюю часть купола. Он сочетал в себе светские и религиозные аспекты церкви; на нем показано, как ангелы ведут Женевьеву на небеса в присутствии великих лидеров Франции, от Хлодвига I и Карла Великого до Наполеона и императрицы Жозефины.

Во время правления Наполеона в склепе были помещены останки сорока одного выдающегося француза. В основном это были офицеры, сенаторы и другие высшие должностные лица Империи, но в их число также входили исследователь Луи-Антуан де Бугенвиль и художник Жозеф-Мари Вьен, учитель официального художника Наполеона Жака-Луи Давида.

Во время реставрации Бурбона, последовавшей за падением Наполеона, в 1816 году французский Людовик XVIII восстановил весь Пантеон, включая склеп, католической церкви. Наконец, церковь была официально освящена в присутствии короля, церемония, которая не проводилась во время революции. Скульптура на фронтоне Жана Гийома Моитта под названием «Отечество, венчающая героические и гражданские добродетели» была заменена произведением Давида д'Анжера на религиозную тематику. Реликварий Святой Женевьевы был разрушен во время революции, но несколько реликвий были найдены и восстановлены в церкви (сейчас они находятся в соседней церкви Сент-Этьен-дю-Мон). В 1822 году Франсуа Жерару было поручено украсить подвески купола новыми работами, представляющими Справедливость, Смерть, Нацию и Славу. Жан-Антуан Гро получил заказ переделать свою фреску на внутреннем куполе, заменив Наполеона на Людовика XVIII, а также фигуры Людовика XVI и Марии Антуанетты. Новая версия купола была открыта в 1824 году Карлом X. Что касается склепа, в котором находились гробницы, то он был заперт и закрыт для посетителей.

При Луи-Филиппе I, Второй республике и Наполеоне III (1830–1871)
Французская революция 1830 года поместила на трон Луи-Филиппа I. Он выразил симпатию к революционным ценностям, и 26 августа 1830 года церковь снова стала Пантеоном. Однако склеп оставался закрытым для публики, и никаких новых останков добавлено не было. Единственное изменение было внесено в главный фронтон, переделанный сияющим крестом; он был снова переделан Д'Анджерс с патриотической работой под названием «Нация раздает короны, врученные ей по свободе, великим людям, гражданским и военным, в то время как история вписывает их имена».

Луи Филипп был свергнут в 1848 году и заменен избранным правительством Второй Французской республики, которое ценило революционные темы. Новое правительство назвало Пантеон «Храмом человечества» и предложило украсить его шестьюдесятью новыми фресками, посвященными прогрессу человечества во всех областях. В 1851 году под куполом был подвешен маятник Фуко астронома Леона Фуко, чтобы иллюстрировать вращение Земли. Однако по жалобам церкви он был удален в декабре того же года.

 

Луи Наполеон, племянник императора, был избран президентом Франции в декабре 1848 года, а в 1852 году совершил государственный переворот и сделал себя императором. И снова Пантеон был возвращен церкви с названием «Национальная базилика». Остальные мощи Святой Женевьевы были восстановлены в церкви, и были добавлены две группы скульптур, посвященных событиям из жизни Святой. Склеп оставался закрытым.

Третья республика (1871–1939)
Базилика пострадала от немецкого обстрела во время франко-прусской войны 1870 года. Во время непродолжительного правления Парижской Коммуны в мае 1871 года он сильно пострадал во время боев между солдатами Коммуны и французской армией. В первые годы Третьей республики при консервативных правительствах он функционировал как церковь, но внутренние стены в основном были голыми. Начиная с 1874 года, интерьер был обновлен новыми фресками и скульптурными группами, связывающими французскую историю и историю церкви, известными художниками, включая Пюви де Шаванна и Александра Кабанеля, а также художника Антуана-Огюста-Эрнеста Эбера, который создал мозаику под свод апсидальной часовни под названием Христос, показывающий ангелу Франции судьбу своего народа.

В 1881 году был издан указ о преобразовании церкви Святой Женевьевы в мавзолей. Виктора Гюго впоследствии поместили в склеп первым. Последующие правительства одобрили участие литературных деятелей, в том числе писателя Эмиля Золя (1908 г.), а после Первой мировой войны - лидеров французского социалистического движения, включая Леона Гамбетта (1920 г.) и Жана Жореса (1924 г.). Правительства Третьей республики также постановили, что здание должно быть украшено скульптурой, изображающей «золотой век и великих людей Франции». Основные работы, оставшиеся от этого периода, включают скульптурную группу «Национальное собрание», посвященную Французской революции; статуя Мирабо, первого человека, похороненного в Пантеоне, работы Жана-Антуана Ингаберта; (1889–1920); и две патриотические фрески в апсиде «Победа, ведущая армии республики к славе» Эдуарда Деталля и «Слава, входящая в храм, сопровождаемая поэтами, философами, учеными и воинами» Мари-Дезире-Эктор д'Эспуи (1906).

1945 – настоящее время
Недолговечная Четвертая республика (1948–1958) после Второй мировой войны пантеонировала двух физиков, Поля Ланжевена и Жана Перрена; лидер аболиционистского движения Виктор Шельхер; ранний лидер Свободной Франции и колониальный администратор Феликс Эбуэ; и Луи Брайль, изобретатель системы письма Брайля, в 1952 году.

При Пятой республике президента Шарля де Голля первым человеком, которого похоронили в Пантеоне, был лидер Сопротивления Жан Мулен. Современные деятели, похороненные в последние годы, включают лауреата Нобелевской премии мира Рене Кассена (1987 г.), известного своим составлением Всеобщей декларации прав человека; Нобелевские лауреаты физики и химики Мария Кюри и Пьер Кюри (1995); писатель и министр культуры Андре Мальро (1996); и юрист, политик Симона Вейль (2018).

 

Архитектура и искусство

Купол
Окончательный план купола был принят в 1777 году, и он был завершен в 1790 году. Он был разработан, чтобы конкурировать с базиликой Святого Петра в Риме и собором Святого Павла в Лондоне. В отличие от купола Дома Инвалидов в Париже, который имеет деревянный каркас, купол полностью построен из камня. Фактически это три купола, один внутри другого, с расписным потолком, видимым снизу, на втором куполе. Купол имеет высоту 83,0 метра (272 фута) по сравнению с самым высоким куполом в мире, Базиликой Святого Петра, высотой 136,57 метра (448,1 фута).

Купол увенчан крестом. Однако изначально предполагалось, что статуя Святой Женевьевы находится на вершине купола. Крест был временно поставлен в 1790 году. После преобразования в мавзолей в 1791 году планировалось, что крест будет заменен статуей, представляющей Славу. Однако проект был заброшен. Между 1830 и 1851 гг. Вместо него был установлен флаг. Крест вернулся после того, как Луи-Наполеон Бонапарт восстановил здание для церковного использования. Крест был заменен красным флагом во время Парижской Коммуны в 1871 году. Позже крест вернулся.

 

Картина Жана-Антуана Гро «Апофеоз Святой Женевьевы» (1811–1834), пересекающая трансепт под куполом, видна через отверстие в самом нижнем куполе. Треугольник в центре символизирует Троицу, окруженную ореолом света. Еврейские символы пишут имя Бога. Единственный персонаж, который можно увидеть полностью, - это сама святая Женевьева, сидящая на скалистом мысе. Группы вокруг картины, созданной во время Реставрации монархии, представляют королей Франции, сыгравших важную роль в защите церкви. Слева от Святой Женевьевы находится группа, в которую входит Хлодвиг, первый король, принявший христианство. Вторая группа сосредоточена вокруг Карла Великого, создавшего первые университеты. Третья группа сосредоточена вокруг Людовика IX Франции или Сен-Людовика с Терновым венцом, который он привез из Святой Земли и поместил в церкви Сент-Шапель. Последняя группа сосредоточена вокруг Людовика XVIII, последнего короля Реставрации, и его племянницы, смотрящих в облака на замученных Людовиком XVI и Марию-Антуанетту. Ангелы в этой сцене несут Шартр - документ, по которому Людовик XVIII восстановил церковь после Французской революции.

Четыре подвески или арки, поддерживающие купол, украшены картинами Франсуа Жерара того же периода, изображающими Славу, Смерть, Нацию и Справедливость (1821–37).

Фасад, перистиль и вход
Фасад и перистиль на восточной стороне, смоделированные по образцу греческого храма, украшены коринфскими колоннами и скульптурой Давида д'Анжера, завершенной в 1837 году. Скульптура на этом фронтоне, заменяющая ранний фронтон с религиозной тематикой, представляет "Нацию, раздающую короны вручена ей Свободой великим людям, гражданским и военным, а их имена вписаны в историю ". Слева - фигуры выдающихся ученых, философов и государственных деятелей, включая Руссо, Вольтера, Лафайета и Биша. Справа - Наполеон Бонапарт, солдаты каждой военной службы и студенты Политехнической школы в форме. Ниже девиз: «Великим людям от благодарного народа». Это было добавлено в 1791 году, когда был создан Пантеон. Он был удален во время Восстановления монархии, а затем возвращен в 1830 году.

Под перистилем пять скульптурных барельефов; два барельефа над парадными дверями, заказанные во время революции, представляют две основные цели здания: «Народное просвещение» (слева) и «Патриотическая преданность» (справа).

Первоначально на фасаде были большие окна, но они были заменены, когда церковь стала мавзолеем, чтобы сделать интерьер более темным и мрачным.

Нартекс и нефы
Основное украшение Западного нефа - это серия картин, начинающаяся с нартекса, изображающая жизнь Сен-Дени, покровителя Парижа, и более длинные серии о жизни Сен-Женевьевы Пюви де Шаванна, Александра Кабанеля, Жюля. Эжен Ленепве и другие известные исторические художники 19 века. Картины Южного и Северного нефа продолжают эту серию, посвященную христианским героям Франции, включая сцены из жизни Карла Великого, Хлодвига, Людовика IX Франции и Жанны д'Арк. С 1906 по 1922 год в Пантеоне была установлена ​​знаменитая скульптура Огюста Родена «Мыслитель».

Маятник Фуко
В 1851 году физик Леон Фуко продемонстрировал вращение Земли, построив 67-метровый (220 футов) маятник под центральным куполом. Оригинальная сфера маятника была временно выставлена ​​в Пантеоне в 1990-х годах (начиная с 1995 года) во время ремонта в Musée des Arts et Métiers. Оригинальный маятник позже был возвращен в Музей искусств и ремесел, а его копия сейчас выставлена ​​в Пантеоне. Он был внесен в список исторических памятников министерства культуры Франции с 1920 года.

Склеп
Погребение в склепе строго ограничено и разрешено только парламентским актом для "Национальных героев". Подобные высокие почести существуют в Доме Инвалидов для исторических военачальников, таких как Наполеон, Турен и Вобан.

Среди тех, кто похоронен в его некрополе, - Вольтер, Руссо, Виктор Гюго, Эмиль Золя, Жан Мулен, Луи Брайль, Жан Жорес и его архитектор Суффло. В 1907 году Марселлен Бертело был похоронен со своей женой г-жой Софи Бертело. Мария Кюри была предана земле в 1995 году и стала первой женщиной, похороненной по заслугам. Женевьева де Голль-Антониоз и Жермен Тиллион, героини французского сопротивления, были похоронены в 2015 году. Симона Вейль была похоронена в 2018 году, а ее муж Антуан Вейль был похоронен вместе с ней, чтобы не разлучаться.

Часто повторяемая история о том, что останки Вольтера были украдены религиозными фанатиками в 1814 году и брошены в кучу мусора, ложна. Такие слухи привели к открытию гроба в 1897 году, что подтвердило, что его останки все еще присутствовали.

 

30 ноября 2002 года в ходе сложной, но торжественной процессии шесть республиканских гвардейцев несли гроб Александра Дюма (1802–1870), автора «Трех мушкетеров» и других известных романов, в Пантеон. Обтянутые синей бархатной тканью с надписью мушкетеров «Un pour tous, tous pour un» («Один за всех, все за одного») останки были перевезены с места их первоначального захоронения в Cimetière de Villers- Cotterêts в Эне, Франция. В своей речи президент Жак Ширак заявил, что несправедливость исправляется должным уважением к одному из величайших авторов Франции.

В январе 2007 года президент Жак Ширак открыл мемориальную доску в Пантеоне для более чем 2600 человек, признанных Праведниками народов мира мемориалом Яд Вашем в Израиле за спасение жизней евреев, которые в противном случае были бы депортированы в концентрационные лагеря. Дань в Пантеоне подчеркивает тот факт, что около трех четвертей еврейского населения страны пережили войну, часто благодаря простым людям, которые оказывали помощь с риском для собственной жизни. На этой табличке написано:

Sous la chape de haine et de nuit tombée sur la France dans les années d'Occupation, des lumières, par milliers, refusèrent de s'éteindre. Nommés "Justes parmi les Nations" или restés anonymes, des femmes et des hommes, de toutes origines и de toutes conditions, ont sauvé des juifs des descutions antisémites et des camps d'extermination. Bravant les Risk encourus, ils ont incarné l'honneur de la France, ses valeurs de Justice, de tolérance et d'humanité.

Под покровом ненависти и тьмы, распространившимися по Франции в годы [нацистской] оккупации, тысячи огней отказались погаснуть. Названные «Праведниками народов мира» или оставшиеся анонимными, женщины и мужчины всех слоев общества и социальных слоев спасли евреев от антисемитских преследований и лагерей смерти. Несмотря на сопутствующий риск, они олицетворяли честь Франции и ее ценности справедливости, терпимости и гуманности.