Польское историко-литературное общество (или SHLP) является французской ассоциацией, которая способствует польской культуре во Франции. Общество было основано в 1832 году под названием Польское литературное общество польских эмигрантов, принцем Адамом Чарторыйским, которое стал первым президентом, и графом Александром Валевским, естественным сыном Наполеона I и будущим министром иностранных дел Наполеона III. Его цель состояла в сборе документов, касающихся истории и культуры Польши, с целью борьбы с Францией против германизации и русификации Польши. В свои ранние дни в компании были такие престижные участники, как Фредерик Шопен, Адам Мицкевич и многие видные деятели культуры, связанные с этим учреждением: Джордж Санд, Фелицей де Ламенне, Альфред де Виньи, маркиз де ла Фейет. В конце 1830-х годов Мицкевич создал Польскую библиотеку в Париже, собрав все собранные документы. В 1854 году институт переехал в свою нынешнюю штаб-квартиру на 6 куа д'Орлеанс (6 qua d'Orléans) и получил свое окончательное название Польского историко-литературного общества.
Основным инициатором создания Польской библиотеки в Париже был
Кароль Сенкевич, которому удалось собрать уже существующие книжные
коллекции в историческом и статистическом отделах Towarzystwo
Literackie w Paryżu и Towarzystwo Pomocy Naukowej, Польского
литературного и научного Общества помощи. Решающую роль в этом
предприятии сыграло французское Société de Civilization, которое,
под влиянием эффекта, оказанного Адамом Мицкевичем своей статьей
«Rabunek bibliotek i muzeów w Polsce» - разграблением библиотек и
музеев в Польше, - положило начало общественному призыв заручиться
поддержкой библиотеки, посвященной Польше. Акт о закладке был
подписан в ноябре 1838 г., после чего в марте 1839 г. состоялось
торжественное открытие здания. Библиотечный комитет в составе восьми
делегатов взял на себя управление предприятием. Князь Чарторыйский
был избран его пожизненным президентом, а функции секретаря,
библиотекаря и казначея были возложены на Сенкевича.
Чтобы
удовлетворить требования французского законодательства, Чарторыйский
принял формальное право собственности на учреждение, тем самым
обеспечив его материальное выживание. Первоначальный план состоял в
том, чтобы построить специально построенный польский особняк в
Париже для размещения коллекций, но нехватка средств привела к
отказу от этих амбиций, и вместо этого был куплен четырехэтажный
особняк 17-го века на острове Сен-Луи. вдоль набережной Орлеана.
Библиотека переехала в одиннадцать комнат на втором этаже, а
остальная часть здания была сдана в аренду для финансирования взятых
ссуд. Между тем, библиотека стала быстро расширяться, поскольку от
частных лиц поступали дары и наследство, например, коллекции
Малаховского, Юлиана Урсина Немцевича, Кароля Князевича и Адама
Мицкевича. К 1845 году в библиотеке было 15 000 томов, а три года
спустя - почти 20 000 единиц хранения. В 1914 г. собрание
насчитывало 100 000 книг. Кроме того, имелся запас журналов и
обзоров, фотографий, медалей и монет.
К концу XIX века
деятельность Литературного общества пришла в упадок, и содержание
библиотеки в Париже было передано в 1893 году в ведение Польской
академии наук и литературы в Кракове в 1926 году Владиславу
Мицкевичу (сыну Адам) завещал библиотеке свою важную коллекцию
рукописей. В последующий период ряд ценных книг, рукописей и
произведений искусства, которые библиотека не могла должным образом
поддерживать, были отправлены в музеи и учреждения в теперь уже
независимой Польше.
Вторая Мировая Война
Накануне Второй
мировой войны было 145 000 книг, 1 000 рукописей, 12 000
изображений, 2 800 атласов и карт и 20 000 копий документов по
истории Польши, взятых из британских и французских архивов. Хотя
немецкие оккупационные силы захватили коллекцию библиотеки во время
Второй мировой войны, библиотека смогла возобновить работу после
освобождения Парижа. К 1947 году большая часть награбленных
материалов была возвращена из Германии, однако Библиотека
столкнулась с ожесточенными юридическими баталиями с послевоенным
коммунистическим польским правительством за право собственности. В
конечном итоге они были разрешены в пользу библиотеки в 1959 году.
После возвращения Польши к демократии в 1989 году связи с новым
польским правительством были восстановлены.
Текущие дилеммы
Польская библиотека в Париже - старейшее культурное учреждение за
пределами Польши. С 1854 года библиотека занимает все первоначальное
здание. Рядом с библиотекой находятся помещения Музея Адама
Мицкевича в Париже, открытого в 1903 году. К нему также относятся
Салон Фредерика Шопена, единственная постоянная выставка в Париже,
посвященная памяти композитора, и Музей Болесласа Бьегаса с
картинами и скульптурами автора художник и другие польские
художники.
В 1989 году коллекция выросла до 220 000 томов,
около 5 000 польских карт, 7 000 изображений XVI - XX веков, а также
коллекции Towarzystwo Historyczno-Literackie w Paryżu.
Хотя в
1893 году Библиотека перешла в ведение Польской академии обучения в
Кракове, в то время в разделенной Польше, это не решило ее
взаимоотношений с соседом библиотеки и учреждением-основателем в
Париже, Историко-литературным обществом (фр. : Société Historique et
Littéraire Polonaise -SHLP). Лишь в 2004 году, после арбитражного
разбирательства, было официально согласовано, что Библиотека
находится в совместной «собственности» обеих организаций через
механизм Ассоциации полонезской библиотеки Парижа, по сути,
управляющего совета, состоящего из семи делегатов от каждое из двух
«родительских» учреждений. Как правило, это люди с выдающимися
академическими достижениями из Франции или Польши. Председатель
ассоциации или руководящего совета библиотеки избирается сроком на 5
лет, и в настоящее время это К. Пьер Залески из Польской академии
образования. Он также является исполнительным директором библиотеки
и руководит профессиональной командой менеджеров по ее повседневной
работе.
Библиотека и ее совладелец, Историко-литературное общество,
совместно являются членами Постоянной конференции польских музеев,
архивов и библиотек в Западном полушарии. Это тело объединяет все
признанные коллекции за пределами Польши, но не охватывает предметы,
хранящиеся в зарубежных учреждениях, а также многие тысячи
предметов, которые еще не были восстановлены после мародерства и
перемещения во время войны.
В условиях нынешнего
экономического спада, хотя и частично финансируется из бюджета
высшего образования Польши, библиотека постоянно сталкивается с
проблемами, связанными с ростом затрат на содержание, устареванием
материалов и культурными учреждениями, которые сталкиваются с
финансовой конкуренцией со стороны других социальных приоритетов и
потребностей, не в последнюю очередь цифровых. В настоящее время
существует давление на польскую коллекцию в замке Рапперсвиль, чтобы
она покинула свои помещения в Швейцарии. Это не сулит ничего
хорошего другим подобным центрам, которые, возможно, будут вынуждены
либо рассредоточиться, либо получить более хрупкие материалы, как
это уже катастрофически произошло в случае разрушенного Польского
музея в Фоли-Корт, Англия.