Берлинский Кафедральный Собор (Берлин)

 Берлинский Кафедральный Собор (Берлин)

 

Описание Берлинского Кафедрального Собора

Адрес: Am Lustgarten
Тел. 030- 2026 9119
Автобус: 100, 157, 200, 348
Открыт: 9- 20 Пон- Субб, 12- 20 Воскресенье
Служба: 10 и 18 Воскресенье

 

Берлинский Кафедральный собор (немецкий: Berliner Dom) - это Высшая приходская и коллегиальная церковь Евангелия в Берлине, Германия. Он расположен на Музейном острове в районе Митте. Построенный между 1894 и 1905 годами по планам Юлиуса Рашдорфа в стиле Высокого Возрождения и Барокко, здание церкви является крупнейшей протестантской церковью в Берлине и Германии и одной из самых важных династических гробниц в Европе. Со времени разрушения Мемориальной церкви на севере 1975 года Берлинский собор состоит из большой церкви проповедей посередине, меньшей крещальной и свадебной церкви на юге и свода Гогенцоллернов, который занимает почти весь подвал. Серьезно поврежденный во время Второй мировой войны, он был отремонтирован с 1984 до 2002 года. В настоящее время он используется помимо церковных служб для концертов и других мероприятий.

 

Название

Берлинский собор (нем. Berliner Dom) - это общее название Высшей приходской и коллегиальной церкви (нем. Oberpfarr- und Domkirche zu Berlin) в Берлине, Германия.

Дом является приходской церковью общины Gemeinde der Oberpfarr- und Domkirche zu Berlin, члена головной организации Евангелической церкви Берлина-Бранденбурга-Силезии Верхней Лузии. Термин Dom обозначает коллегиальную церковь (эквивалент итальянского дуомо или английского «Minster»); однако, поскольку большинство соборов также являются коллегиальными церквями, термин «дом» стал общим термином для собора на немецком языке, хотя они не являются синонимами. Берлинский собор никогда не был собором в прямом смысле этого слова, поскольку он никогда не был резиденцией епископа. Епископ Евангелической церкви в Берлине-Бранденбурге (под этим названием 1945–2003) находится в церкви Святой Марии и Мемориальной церкви кайзера Вильгельма в Берлине.

 

История

Первый собор 1536–1747 гг.
История собора на острове Шпрее восходит к 15 веку. В недавно построенном замке часовня Эразма была освящена как придворная церковь в 1450 году. Коллегиальный монастырь, который располагался вместе с ней, был утвержден Папой Павлом II в 1465 году.

После того, как Иоахим II стал курфюрстом в 1535 году, он приказал преобразовать доминиканскую церковь к югу от дворца в новую придворную церковь. Средневековый кирпичный костел доминиканцев в готическом стиле был расширен, богато обставлен, устроены княжеские захоронения и зазвонили колокола. Новый собор освятили в 1536 году. В 1539 году Иоахим II перешел в лютеранскую веру: католический собор стал протестантским. В 1608 году кафедра собора также была распущена, и собор стал самой высокой приходской церковью в Кельне.

Обращение курфюрста Иоганна Сигизмунда и его двора в реформатскую конфессию на Рождество 1613 года в соборе и его последующее преобразование в реформатском смысле привело к конфликтам с поместьями и лютеранской церковью Курмарка. В апреле 1615 года они вызвали у жителей Берлина и Кельна так называемые берлинские беспорядки с серьезными беспорядками и грабежами домов кальвинистского придворного духовенства.

Второй собор 1747–1894 гг.
Поскольку в последующие века кирпичная церковь обветшала, Фридрих II построил новое здание в стиле барокко в Люстгартене, где сейчас находится собор, между 1747 и 1750 годами, а после того, как гроб с избирателями был перенесен в новое здание, старый собор снесли. Архитекторами этого нового здания, освященного 6 сентября 1750 года, были Иоганн Буман из Нидерландов, имевший очень трезвое представление о барокко, и Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф.

В начале 19 века Карл Фридрих Шинкель переделал собор в простой вариант тогдашнего современного классицизма: интерьер в 1816/1817 годах, внешний вид в 1820/1821 годах. Главным инженером-строителем (управляющим правительственным зданием) во время ремонта был ученик Шинкеля, а позже придворный архитектор Мекленбурга-Стрелица Фридрих Вильгельм Буттель.

В течение 19 века обсуждалось, сможет ли существующий скромный собор Шинкеля, который был реконструкцией собора в стиле барокко, построенного при Фридрихе Великом, еще дольше соответствовать требованиям монархии в отношении представительства. По наущению короля Фридриха Вильгельма IV было решено построить новую, более роскошную кафедральную церковь, которая должна была быть построена в виде двухбашенной базилики с трехнефным нефом по итальянскому образцу. Эскизы предоставил Фридрих Август Штюлер, ученик Шинкеля. Начались первые строительные работы. Фундаментные стены с выдающимися апсидами были построены в Шпрее. Рядом с собором возведены высокие стены запланированного королевского захоронения и захоронения Гогенцоллернов, так называемая Кампо Санто короля Фридриха Вильгельма IV. Королевская прачечная на этом месте ранее была снесена. Революция 1848 г. сначала прервала строительные работы. В следующую эпоху реакции общественный интерес к проекту базилики снизился в пользу проекта строительства купола. Кроме того, двор получил новую великолепную придворную церковь с достройкой дворцового купола в 1854 году. Тем временем Палата представителей в Пруссии определила государственный бюджет. Его большинство не желало финансировать амбициозные строительные проекты короля. Это означало, что в 1848 году строительные работы остановились на десятилетия.

Новое строительство собора 1894–1905 гг.
После основания империи был возобновлен призыв к представительному дому Божьему, который мог конкурировать с большими церквями мира и в то же время должен был заменить евангельские церкви-предшественники. В 1885 году архитектор Юлиус Карл Рашдорф, профессор Технического университета Шарлоттенбурга, представил планы нового здания. Но только Вильгельм II, в его качестве короля и Summus Episcopus в Пруссии, Шинкельский собор был снесен и построен новый по плану Рашдорфа, который характеризовался эклектичной адаптацией стилей итальянского высокого ренессанса и барокко.

Первый камень в фундамент этого здания был заложен 17 июня 1894 года с целью открытия здания в 1900 году. Однако задержки строительства означали, что это могло произойти только 27 февраля 1905 года.

 

Строительством нового собора отвечало управление здания собора под руководством архитектора Юлиуса Рашдорфа (строитель собора со 2 июля 1892 года). Это строительное управление состояло из двух отделов: первого отдела для подготовки планов строительства и выполнения и надзора за моделями зданий, а также второго отдела для фактического выполнения строительства и его надзора, а также бухгалтерского учета (с измерениями и бухгалтерский учет в не простой сложности). Первый отдел, который также отвечал за художественное планирование, возглавлял сын Юлиуса Рашдорфа Отто, а Вильгельм II оказывал влияние на дизайн собора в течение всего периода строительства. Художник Антон фон Вернер изменил свои рисунки для украшения мозаичных полей куполов, мозаичных изображений евангелистов и окон в апсиде соборной церкви в соответствии с личными пожеланиями Вильгельма. Строительный надзиратель Юлиус Кляйнау отвечал за управление строительным отделом второго здания со стороны администрации здания собора, которому помогал более поздний мастер-строитель собора Бернхард Хоффманн, и до 1896 года помогал в управлении зданием архитектором Морицем Корном.

Генрих Мюллер-Бреслау отвечал за статический расчет и дизайн стальной конструкции купола.

Главный алтарь из предыдущего здания, созданный в 1850 году Фридрихом Августом Штюлером, нашел свое место в новом здании. Карл Джозеф Бегас спроектировал алтарь крещальной и свадебной церкви.

Саркофаг императора Фридриха III, стоявший в мавзолее в Потсдаме после его смерти, получил новое место в крипте Гогенцоллернов. По этому случаю Рейнхольд Бегас изготовил новый саркофаг из греческого мрамора от имени императора Вильгельма II, который должен быть завершен в ноябре 1905 года.

Собор на раннем этапе был оборудован электрическим освещением, которое первоначально состояло, например, из дуговых ламп и ламп Нернста. Кроме того, вентилятор органа приводился в действие двигателем, как и звонок, а в 1905 году появился электрический пассажирский лифт.

Разрушение во Второй мировой войне и восстановление
Во время Второй мировой войны собор сильно пострадал. Во-первых, все окна алтаря были разрушены во время авианалета союзников на соседнюю Бургштрассе, а в куполах угловых башен образовались более крупные трещины. Позже, во время одного из сильнейших налетов на Берлин 24 мая 1944 года, сильно пострадал купол с фонарем. Канистра с жидким топливом подожгла деревянную обшивку, облицованную торфом в качестве изоляции под медной обшивкой. Наступавшие пожарные части не смогли добраться до очага пожара. В результате весь купольный фонарь провалился внутрь собора, его огромный вес пробил пол церкви Проповеди и повредил большие части склепа Гогенцоллернов внизу. Сообщается, что соборный органист Фриц Хайтманн играл на органе, который был защищен от падающих обломков, даже когда купол был открыт. Позже воры нанесли органу большой ущерб. Они украли около трети труб и оторвали трубопроводы от пневматики, чтобы продать металл.

После того, как проповедническая церковь пришла в негодность, соборный приход впервые собрался на Пятидесятницу 1944 года в склепе под мемориальным храмом. Переоборудованный в соборную церковь-склеп, за исключением перерыва с весны по сентябрь 1945 года и оснащенный органом Шуке с 1946 года, он служил для церковных служб соборной общины. Вплоть до своего выхода на пенсию в 1960 году Бруно Дёринг каждое воскресенье проповедовал здесь около тысячи верующих. Закрытый в 1971 году после импровизированной реставрации крещенской и свадебной церкви, уменьшенный склеп собора снова использовался в 1975–1980 годах во время реставрационных работ в крещенской и свадебной церкви.

Купол смог сохранить свою форму, но теперь посередине виднелась большая дыра. Проповедническая церковь, уже сильно поврежденная пылью и обломками, пострадала от следующих погодных воздействий, как и мозаика купола. Единственным выходом, чтобы защитить внутреннее убранство собора, было как можно быстрее закрыть купол. Поэтому в 1949 году городской совет решил оказать неотложную помощь, чтобы необходимые работы были завершены к 1953 году. Склеп не ремонтировался и в эти годы не был открыт для публики.

 

В 1975 году наконец началась реконструкция собора. Однако туннель на юго-западной башне и мемориальная церковь на северной стороне были снесены правительством ГДР по идеологическим причинам, хотя обе части здания почти целы и пережили Вторую мировую войну. Кроме того, мраморный саркофаг Бисмарка, созданный Рейнхольдом Бегасом, был разрушен до головы, а великолепные саркофаги семьи Гогенцоллернов были перенесены в теперь меньшую церковь-склеп. Не менее 204 фасадных элемента мемориальной церкви удалось спасти и перевезти на склад в Аренсфельде, где они находятся по сей день. Главный купол и четыре конца башни были перестроены не по первоначальным планам, а в значительно упрощенном виде, каждый из которых был уменьшен по высоте на 16 метров. Также были особенно заметны удаление всех торцевых фонарей и создание совершенно нового купольного креста. В 1983 году эта работа зашла так далеко, что к 1993 году была проведена обширная реконструкция интерьера. И императорская лестница, и центральная проповедническая церковь были восстановлены в соответствии с первоначальными планами Рашдорфа. Южный портал также получил бронзовую дверь примирения Зигфрида Креппа. Затем последовала установка цветных окон хора и реставрация мозаики купола, последняя часть которой была торжественно открыта в 2002 году. Комплексная очистка органа Зауэра также принадлежала к этому контексту.

В марте 2019 года стало известно, что фасад рушится из-за воздействия сажи, дождя и выхлопных газов и что к 2023 году его необходимо отремонтировать за 1,6 миллиона евро. С этой целью была начата кампания по сбору средств.

купол
Исторический купол
Демонтаж купольного креста вызвал дискуссию о том, стоит ли снова поставить пять купольных фонарей, украшавших здание до войны. Критики купольного креста времен ГДР жалуются, в частности, на то, что изначально реализованные пропорции здания неадекватно воспроизводятся при уменьшенном решении. Соответственно, Ассоциация строительства евангелических церквей, в частности, проводила кампанию за восстановление первоначального состояния и получила поддержку от Gesellschaft Historisches Berlin. Однако в споре по этому поводу критика была отклонена соборным приходом, который выступил против этой просьбы. Тот факт, что нынешнее состояние находится под охраной памятника, также затрудняет реконструкцию. С другой стороны, историческое купольное сооружение каркаса было номинировано в 2007 году на награду как исторический памятник гражданского строительства в Германии.

Купольный крест
В начале декабря 2006 г. был снят венец фонарей, поставленных на купол собора в 1981 г. в ходе реконструкции. Управление строительства собора вызвало инженеров-строителей после того, как в августе 2006 года под позолоченной медной облицовкой были обнаружены ржавчины. Экспертное заключение показало, что устойчивость купольного креста высотой 12,5 тонн и высотой 15 метров больше не гарантируется во время штормов. Поскольку конструкция из полых стальных форм была полностью разрушена изнутри и снаружи, восстановить ее не удалось.

Повреждение произошло из-за биметаллической коррозии, которая возникает при сочетании различных благородных металлов (здесь: медь и сталь) и приводит к коррозии менее благородного металла (здесь: стали). Используемая сталь KT (коррозионно-стойкая сталь, сталь Corten) в 1970-х годах считалась более благоприятной по свойствам материала. Из-за структуры повреждений другие конструкции крыши с сопоставимыми сочетаниями материалов также должны были быть проверены на наличие повреждений, например B. шары на четырех угловых башнях и украшения в виде фигурок из меди.

Реконструкцию купольного креста в версии 1981 года выполнила компания по производству металлоконструкций Breidenbach из Пайтинга в Верхней Баварии. Затем берлинские специалисты покрыли новый крест 1,5 килограммами сусального золота. 19 августа 2008 года он был поднят на купол собора 500-тонным краном. Из 1,2 миллиона евро затрат на ремонт Берлинского собора 700 000 евро пришлось на новый купольный крест. Старый купольный крест был перенесен - хотя и без короны купола - на кладбище Oberpfarr- und Domkirche на Лизенштрассе.

Вокруг купола тянется венок, на котором через равные промежутки времени восседают 20 медных фигур ангелов. Они были отремонтированы по случаю ремонта 1978–1981, проведенного Kunstschmiede Berlin, некоторые из них были полностью отремонтированы.

Внутренняя отделка

В центре купола находится круглое окно, на котором изображен голубь Святого Духа в нимбе. Ниже представлены восемь крупноформатных мозаик, изображающих блаженства Нагорной проповеди. Их создал Антон фон Вернер, который также создал мозаики четырех евангелистов в нишах сводчатых столбов. Он также создал окна алтаря, изображающие рождение, распятие и воскресение Иисуса, а также ангелов с символами смерти, веры, любви и надежды. На карнизах полуколонн церкви расположены четырехметровые статуи из песчаника четырех реформаторов Кальвина, Лютера, Меланхтона и Цвингли со стороны алтаря, на противоположной стороне вокруг императорской ложи, четырех светских правителей Альбрехта. Пруссии Иоахим II, Фридрих Мудрый и Филипп Великодушный, способствовавшие Реформации. Фигуры отбирались до декабря 1902 года, а скульпторы Фридрих Пфанншмидт, Герхард Яненш, Александр Каландрелли, Харро Магнуссен, Карл Бегас, Вальтер Шотт и Макс Баумбах были уполномочены создать скульптуры. Между двумя фигурами над коническими нишами четыре барельефа Отто Лессинга изображают сцены из Деяний Апостолов (побивание камнями Стефана, обращение Павла, Петр в Афинах, исцеление хромого).

Богато украшенные саркофаги в стиле барокко для Великого курфюрста Фридриха Вильгельма и его второй жены Доротеи находятся под органной галереей, а также под бронзовой гробницей курфюрста Иоганна Цицерона и надгробным памятником Фридриху III. Под южной порой находятся два позолоченных гроба для короля Фридриха I и Софи Шарлотты. Их создал Андреас Шлютер. Шлютер также спроектировал кафедру орла с 1701 года перед алтарем. Позолоченный оригинал этой кафедры находится в Соборном музее.

Алтарный стол из белого мрамора и желтоватого оникса, созданный Фридрихом Августом Штюлером, представляет собой смесь лютеранского блочного алтаря и реформированного настольного алтаря и, таким образом, иллюстрирует слияние двух церквей в униатскую церковь в Пруссии. За алтарем в виде алтарной стены помещена хоровая ширма старого собора. Он состоит из золоченой бронзы и украшен точными копиями фигур апостолов из нюрнбергской могилы святого Себальда. Перед алтарем два канделябра из позолоченного железа. Как и экран хора апостолов, они были спроектированы Карлом Фридрихом Шинкелем, а скульптуры - Теодором Калиде (для нынешнего места были сделаны исторические дополнения). Дизайн резной дубовой кафедры принадлежит Отто Рашдорфу, сыну строителя собора, который также спроектировал фасад органа. Картуши над органом изображают Иисуса Христа как Судью мира в ангельской славе. Картриджи с лепниной над другими галереями также предназначались для картин, но остались без украшений из соображений стоимости.

Для торжественных случаев в Берлинском соборе есть лекционный крест баварского художника Гельмута Ульриха. Крест состоит из розового кварца, горного хрусталя и желтого арагонита. Поскольку лекционные кресты стали редкостью в протестантских приходах, часто, чтобы отличить их от католической литургии, этот крест является особенностью Берлинского собора.

Самая роскошная галерея в церкви - Императорская ложа. К парапету прикреплен герб с изображением имперского орла, который увенчан короной с крестом и, таким образом, олицетворяет связь между церковью и государством.

В главном зале восемь статуй были заказаны князьями примерно в 1903 году. Они были созданы восемью разными скульпторами, оказавшими выдающиеся заслуги перед Реформацией.

Органы
Орган Зауэра 1905 года
Орган в Predigtkirche поступил из органной мастерской Sauer, проспект органа от скульптора Ричарда Моэста. Орудие было спроектировано и реализовано одновременно с собором. В Rückpositiv можно играть из третьего руководства.

Техника соответствует состоянию 1905 года, последний раз капитальный ремонт проводился в 2006 году. В 1932 году «Рюкпозитив» был реорганизован соборным органистом Фрицем Хейтманном, а Ганс Хенни Янн отвечал за масштабирование. Во время реставрации 1988–1993 годов орган был возвращен в состояние 1905 года.

С 7269 трубами (113 регистров, четыре мануала плюс педаль) это самый большой полностью пневматический очень романтичный орган и в то время был самым большим соборным органом в Германии.

 

Колокола
В северо-западной башне висит трехчастный бронзовый колокол. Колокола висят на стальном трехсекционном стуле (большой колокол посередине). Колокольчик висит на деревянном коромысле, остальной - на стальном.

Самый тяжелый трехтонный колокол называется Neue Wilsnacker Glocke и был отлит в 1929 году на литейном заводе в Лауххаммере; их ударный тон - хо. Она носит в качестве украшения распятого и воскресшего Христа. Он заменил колокол Wilsnacker Wunderblutkirche 1471 года, который с 1552 года находился в предшествующих зданиях Берлинского собора. Он пришел в негодность после прыжка в 1921 году, был отремонтирован и, после прыжка снова в 1928 году, прибыл в Лауххаммер. Там она спасла Märkisches Museum от таяния в последний час в 1930 году и установила его в церковном зале музея в 1935 году.

 

Мемориальная церковь
описание
Мемориальная церковь в форме апсиды на севере собора содержала великолепные саркофаги семьи Гогенцоллернов и вход в одноименный склеп. Он был 24 метра в длину, 24 метра в ширину и 21 метр в высоту. Здание было «не местом захоронения и не мавзолеем, а чисто мемориальной комнатой, спроектированной как порог между проповеднической церковью и местом захоронения. В более широком смысле мемориальный храм уже появился как музей, где хранятся важные произведения искусства ». Здание разделяли высокий цоколь с окнами, основной этаж с ризалитами и низкий чердак с куполом. Мощные колонны и пилястры, мощные балки и чередующиеся треугольные и сегментированные фронтоны особенно подчеркивали главный этаж. Кроме того, фасад украшали рамы, окна и скульптурные ниши. С севера мемориальная церковь была похожа на Пантеон в Риме, который Рашдорф использовал для планирования.

Отдельный портал на северо-западной башне вел во внутреннюю часть мемориальной церкви, которая состояла из прихожей, большого главного зала с пятью часовнями и лестницы в склеп Гогенцоллернов на северо-восточной башне. В главном зале преобладали высокие колонны с широкими балками, на которых покоился украшенный лепниной цилиндрический свод с круглым световым проемом. Круглые арки соединяли его с часовнями, которые украшали низкие пилястры и простые паховые своды. Слева направо - великолепные саркофаги короля Фридриха I и королевы Софи Шарлотты, императора Фридриха III, великого курфюрста Фридриха Вильгельма и Электрицы Доротеи и курфюрста Иоганна Цицерона. В середине этажа главного зала, из которого дверь вела в проповедническую церковь, находился вход в склеп для опускания саркофагов в подвал. Кроме того, внутри мемориальной церкви находились надгробный памятник Бисмарка работы Райнхольда Бегаса и скульптуры Михаэля Локка и Остеренгеля «Снятие с креста» на могиле Эмиля Графа фон Гёрца. Статуя Бисмарка была разбита при сносе. Однако строителям удалось спасти голову от разбивания. Скульптуры пасхальных ангелов на могиле и сошествия Христа с креста также могли быть спасены и сейчас находятся в склепе.

Снос и остается
Перед восстановлением собора правительство ГДР решило снести мемориальную церковь, которая была лишь слегка повреждена во время Второй мировой войны, по идеологическим причинам. 30 октября 1975 года его взорвали, не повредив прилегающую проповедническую церковь. В результате собор лишился существенной части, коллекция саркофага лишилась выставочного пространства, а склеп Гогенцоллернов лишился доступа. Было восстановлено 204 части фасада, которые с тех пор находятся в лесистой местности в Аренсфельде. Еще 230 частей фасада с 1997 года хранились на складе под Берлином.

Обсуждение реконструкции
В связи с реконструкцией крипты Гогенцоллернов обсуждается реконструкция мемориальной церкви, к которой, в том числе, призывает ассоциация строителей собора. По словам председателя ассоциации Хорста Винкельмана, без мемориальной церкви собор останется торсом. Кроме того, реконструкция создает пространство для достойной демонстрации ценных богато украшенных саркофагов. Кроме того, склеп Гогенцоллернов получит свой первоначальный щедрый доступ через мемориальную церковь. По словам куратора памятника Петера Горалчика, выдающимся произведениям искусства в Берлинском соборе можно было предоставить только «подходящее и общедоступное место» в мемориальной церкви. Реконструкция «чрезвычайно обогатит представление истории в городе» и создаст мост между музеями и формирующими церковными зданиями. По словам строителя собора Шарлотты Хопф, в собрании планов архива собора насчитывается почти 500 оригинальных рисунков мемориальной церкви. Это «самая обширная часть здания, которая была передана на чертежах» после церкви Проповедей. Это в первую очередь планы этажей и разрезы, а также экстерьер, интерьер и подробные виды.

Бывший мастер-строитель собора Рюдигер Хот также требует, чтобы мемориальная церковь «была перестроена» и чтобы великолепные саркофаги «были представлены в достойной форме, как прежде». Отсутствие здания с северной стороны - это «недостаток». Но когда дело доходит до темы Гогенцоллернов, все «отказываются», в то время как в Италии с наследием Медичи «обращаются гораздо более тщательно».

 

В конце декабря 2018 года газета Berliner Zeitung сообщила, что большой интерес посетителей к крипте Гогенцоллернов привел к новому движению в дискуссии о реконструкции мемориальной церкви. Помимо строительства городского дворца и расширения Музейного острова, тот факт, что первоначальный вход в склеп находился в мемориальной церкви, предполагает реконструкцию этой части здания. Спустя сто лет после падения монархии все участники должны обсудить использование мемориальной церкви, «освобожденной от бремени Гогенцоллернов». Ноябрьские торжества показали, что общественность готова «и к этой части немецкой истории». Архитектор собора Соня Туббесинг описывает остатки мемориальной церкви как «уникальное сокровище, которое необходимо поднять, хотя бы из уважения к истории нашей строительной культуры». В случае реконструкции отдельные части можно будет использовать повторно, а бельмо на соборе «в ближайшем будущем превратить в еще одно украшение». Речь идет не о создании мемориала Гогенцоллернам, а об обустройстве квартиры прислуги, общественной комнаты или музея по этой теме. Руководитель проекта преобразования склепа Клаудиа Крущель также предлагает «музеологическое использование» реконструированной мемориальной церкви. Однако прежде чем это можно будет начать, необходимо сначала завершить реконструкцию склепа Гогенцоллернов, подчеркивает пресс-секретарь собора Свенья Пельзель. Кроме того, решение принимает соборный совет, который в принципе одобрил реконструкцию мемориального храма еще в 2011 году, но все еще оставался нерешенным в отношении использования, архитектуры и финансирования. В этом контексте администрация собора надеется на поддержку со стороны федерального правительства, земли Берлин и частных жертвователей.

Склеп Гогенцоллернов
описание
Склеп Гогенцоллернов, занимающий почти весь подвал Берлинского собора, является самым важным династическим захоронением в Германии. Вместе с гробницей капуцинов в Вене, собором Сен-Дени под Парижем и монастырем Эскориал под Мадридом это одна из самых важных династических гробниц в Европе. В общей сложности 94 члена Дома Гогенцоллернов нашли здесь свое последнее пристанище с конца XVI до начала XX века. Сюда также входят избиратели и короли, которые существенно повлияли на историю Бранденбурга и Пруссии. Вместе с великолепными саркофагами, которые изначально просторно стояли в мемориальной церкви и были тесноваты в проповеднической церкви с момента ее сноса в 1975 году, гробы свидетельствуют о 500-летней европейской культуре захоронений. В дополнение к иногда сложным каменным и металлическим саркофагам, которые представляют все художественные стили, начиная с поздней готики, Склеп Гогенцоллернов также содержит особенно редкие деревянные гробы, покрытые тканями, такими как бархат или парча. Взрывы бомбы серьезно повредили склеп во время Второй мировой войны и почти полностью разрушили некоторые гробы. С момента открытия 20 ноября 1999 года склеп Гогенцоллернов посещали около 720 000 человек в год. Ожидается, что к 2023 году его отремонтируют и сделают безбарьерным за 18,6 миллиона евро.

Вышеупомянутые великолепные саркофаги в церкви Проповеди посвящены как кенотафы королю Фридриху I и королеве Софи Шарлотте, императору Фридриху III, курфюрсту Иоганну Цицерону, курфюрсту Фридриху Вильгельму I и электрессе Доротее. За исключением потерянных костей курфюрста Иоганна Цицерона, могила которого является самой старой в соборе, их останки находятся в каменных саркофагах с деревянными внутренними гробами в склепе Гогенцоллернов.

Могилы
В Склепе Гогенцоллернов находятся среди других. похоронены (в хронологическом и семейном порядке) следующие люди:
(№ 3) - Курфюрст Иоганн (1525–1598) ∞ (№ 4) - Элизабет фон Анхальт (1563–1607), дочь Иоахима Эрнста фон Анхальта
(№ 2) - Элизабет Магдалина фон Бранденбург (1537–1595), дочь курфюрста Иоахима II (самый старый гроб в склепе Гогенцоллернов)
(№ 5) - курфюрст Иоахим Фридрих (1546–1608) ∞ Первый брак: (№ 6) - Катарина фон Бранденбург-Кюстрин (1549–1602), дочь Иоганна фон Бранденбург-Кюстрина.
(№ 8) - Курфюрст Иоганн Сигизмунд (1572–1620)
(№ 15) - Иоахим Сигизмунд Бранденбургский (1603–1625)
(№ 16) - Альбрехт Кристиан (1609–1609)
(№ 9) - Август Бранденбургский (1580–1601)
(№ 10) - Альберт Фридрих фон Бранденбург (1582–1600)
(№ 12) - Иоахим Бранденбургский (1583–1600)
(№ 13) - Эрнст (1583–1613)
Курфюрст Иоахим Фридрих ∞ Второй брак: (№ 7) - Элеонора Прусская (1583–1607), дочь Альбрехта Фридриха Прусского.
(№ 18) - Катарина София (1594–1665), дочь Фридриха IV (Пфальц)
(№ 17) - Элизабет Шарлотта Пфальц (1597–1660), жена курфюрста Георга Вильгельма, дочь курфюрста Фридриха IV Пфальца.

(№ 14) - Анна София (1598-1659)
(№ 20) - Георг (1613–1614)
(№ 11) - Альбрехт (1614–1620)
(№ 21) - Катарина Сибилла (1615-1615)
(№ 22) - Эрнст (1617–1642)
(№ A) - курфюрст Фридрих Вильгельм (1620–1688) ∞ Первый брак: (№ 24) - Луиза Генриетта фон Ораниен (1627–1667), дочь Фридриха Генриха (Ораниен)
(№ 28) - Вильгельм Генрих (1648–1649)
(№ 47) - Карл Эмиль фон Бранденбург (1655–1674)
(№ D) - король Фридрих I в Пруссии (1657–1713) ∞ Первый брак: (№ 45) - Элизабет Генриетта фон Гессен-Кассель (1661–1683), дочь ландграфа Вильгельма VI. из Гессен-Касселя
Король Фридрих I. ∞ Второй брак: (№ C) - Софи Шарлотта Ганноверская (1668–1705), дочь Эрнста Августа, курфюрста Ганновера.
(№ 48) - Фридрих Август (1685–1686)
(№ 26) - Генрих (1664–1664)
(№ 27) - Амалия (1664–1665)
(№ 30) - Людвиг Бранденбургский (1666–1687)
Курфюрст Фридрих Вильгельм ∞ Второй брак: (№ B) - Доротея Софи Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Глюксбург (1636–1689), дочь Филиппа (Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Глюксбург) (1584–1663)
(№ 31) - Филипп Вильгельм Бранденбург-Шведский (1669–1711)
(№ 91) - Альбрехт Фридрих фон Бранденбург-Шведт (1672–1731) ∞ Мария Доротея фон Курланд (1684–1743), дочь герцога Фридриха II. Казимир Кеттлер фон Курланд
(№ 92) - Фридрих (1704–1707)
(№ 39) - Карл Фридрих Альбрехт Бранденбург-Шведский (1705–1762)
(№ 38) - Луиза (1709–1726)
(№ 40) - Фридрих фон Бранденбург-Шведт (1710–1741)
(№ 94) - Фридрих Вильгельм Бранденбург-Шведский (1715–1744)
(№ 34) - Карл Филипп фон Бранденбург-Шведт (1673–1695)
(№ 95) - Кристиан Людвиг фон Бранденбург-Шведт (1677–1734)
(№ 29) - Доротея (1675–1676)
(№ 11) - Иоганн Сигизмунд (1624-1624)
(№ 49) - Софи Доротея фон Ганновер (1687–1757), жена короля Фридриха Вильгельма I в Пруссии, дочь короля Великобритании Георга I.
(№ 50) - Фридрих Людвиг (1707–1708)
(№ 51) - Фридрих Вильгельм (1710–1711)
(№ 53) - Шарлотта Альбертина (1713–1714)
(№ 58) - Август Вильгельм фон Пруссия (1722–1758) ∞ (№ 59) - Луиза Амалия фон Брауншвейг-Вольфенбюттель (1722–1780), дочь Фердинанда Альбрехта II Брауншвейгского
(№ 61) - король Пруссии Фридрих Вильгельм II (1744–1797) ∞ (№ 62) - Фридерика фон Гессен-Дармштадт (1751–1805), дочь ландграфа Людвига IX. из Гессен-Дармштадт
(№ 64) - Вильгельмина (1772–1773)
(№ 65) - Фридрих Людвиг Карл Прусский (1773–1796), по прозвищу Луи
(№ 66) - Фридрих Вильгельм Карл Георг (1795–1798)
(№ 63) - (Сын) (1777)
(№ 88) - Карл Генрих фон Пруссия (1781–1846), Великий магистр прусского Иоганнитера.
(№ 87) - Вильгельм фон Пруссия (1783–1851) ∞ (№ 84) - Мария Анна Амалия фон Гессен-Хомбург (1785–1846), дочь ландграфа Фридриха В. фон Гессен-Хомбурга
(№ 79) - Вильгельм (1811–1813)
(№ 89) - Адальберт Прусский (1811–1873)
(№ 74) - Тасило (1813–1814)
(№ 86) - Вальдемар Прусский (1817–1849)
(№ 56) - Генрих Прусский (1747–1767)
(№ 60) - Георг Карл Эмиль (1758–1759)
(№ 55) - Анна Амалия Прусская (1723–1787)
(№ 67) - Фердинанд фон Пройссен (1730–1813) ∞ (№ 68) - Анна Элизабет Луиза фон Бранденбург-Шведт (1738–1820), дочь Фридриха Вильгельма фон Бранденбург-Шведта (1700–1771)
(№ 71) - Фридерика Элизабет Доротея Генриетта Амалия (1761–1773)
(№ 70) - Фридрих Генрих Эмиль Карл (1769–1773)
(№ 72) - Людвиг (1771–1790)
(№ 73) - Луи Фердинанд, принц Пруссии (1772–1806)
(№ 69) - Фридрих Пауль Генрих Август (1776–1776)
(№ 75) - Август Пруссии (1779–1843)
(№ 32) - Фридерика фон Бранденбург-Шведт (1700–1701)
(№ 33) - Георг Вильгельм фон Бранденбург-Шведт (1704–1704)
(№ 54) - Элизабет Кристина фон Брауншвейг-Беверн (1715–1797), жена короля Фридриха II, дочь герцога Фердинанда Альбрехта II Брауншвейгского.
(№ 52) - Людвиг (1717–1719)
(№ 57) - Вильгельмина фон Гессен-Кассель (1726–1808), жена принца Генриха Прусского, дочь ландграфа Максимилиана фон Гессен-Касселя.
(№ 81) - Филиппинка фон Бранденбург-Шведт (1745–1800), жена ландграфа Фридриха II Гессен-Кассельского, дочь Фридриха Вильгельма фон Бранденбург-Шведта (1700–1771)
(№ 76) - Безымянная принцесса (1794), дочь короля Фридриха Вильгельма III. Пруссии
(№ 77) - Фридерика (1799–1800), дочь короля Фридриха Вильгельма III. Пруссии
(№ 78) - Фердинанд (1804–1806), сын короля Фридриха Вильгельма III. Пруссии
(№ 83) - Безымянный принц (1806), сын принца Вильгельма Оранского.
(№ 82) - Фридрих Вильгельм Фердинанд фон Гессен-Кассель (1806–1806), сын ландграфа Вильгельма фон Гессен-Касселя
(№ 80) - Безымянный принц (1832 г.), сын принца Альбрехта Прусского.
(№ 88) - Анна (1858–1858), дочь принца Фридриха Карла Прусского.
(№ 93) - неизвестно

 

Соборный приход и текущее функционирование
Приход Oberpfarr- und Domkirche zu Berlin насчитывает около 1800 членов и постоянно растет. Он принадлежит к церковному району Берлина Штадтмитте в районе Берлина и занимает особое положение в евангелической церкви Берлин-Бранденбург-Силезия Верхняя Лужица.

Особые правовые условия общины регулируются постановлением Oberpfarr- und Domkirche zu Berlin от 28 ноября 2001 года. Он заменил приказ 1979 года, который, в свою очередь, заменил приказ 1812 года.

Его руководящий орган, "Соборная церковная коллегия", включает восемь соборных советов, избираемых общиной, и соборных проповедников, а также четырех делегированных членов с правом голоса: по одному представителю от Федерального правительства и Берлинского сената назначаются Советом Союза Евангелических церквей (UEK), избранных EKD, офис UEK и региональная церковь направляют по одному представителю. Председатель комитета - Кристлиб Клагес. Два приходских офиса общины рекламируются по всей Германии из-за важности собора за пределами региональной церкви. Исполняющими обязанности проповедников собора являются Михаэль Кёслинг (глава администрации Берлинского собора, управляющий проповедник собора и заместитель председателя совета собора, с 2013 года в Берлинском соборе), др. Петра Циммерманн (с 2006 г., по состоянию на 2018 г.) и Томас К. Мюллер (с 2010 г.), а также Бирте Бибуйк (пастор на почетной должности; с 2007 г.).

Помимо проповедников собора, в соборе проводят службы председатель Совета EKD Генрих Бедфорд-Штром, президент церковного офиса EKD Ганс Ульрих Анке и иностранный епископ EKD епископ Петра Боссе-Хубер. По очереди другие епископы церквей-членов EKD также проводят причастие в воскресенье утром. Епископ Лондона преподобный Ричард Шартр и тюбингенский богослов Эберхард Юнгель, которые являются постоянными гостями собора, носят титул Почетного Домского проповедника.

После разрушений во время Второй мировой войны службы и богослужения проходили в мемориальном храме, а с 1980 года - в восстановленном крещенском и свадебном храме. С 1993 года в церкви проповедей снова проводятся ежедневные службы.

Папки с трауром бывших федеральных президентов Йоханнеса Рау (февраль 2006 г.), Рихарда фон Вайцзеккера (февраль 2015 г.) и Романа Херцога (январь 2017 г.), экуменическая служба благодарения по случаю 50-й годовщины Римского договора (март 2007 г.) и официальная панихида прошла в Берлинском соборе по трем немецким телохранителям, убитым в Афганистане (август 2007 г.).

Лишь 4% финансов соборного прихода составляют церковные налоги. Более 80% приходится на входные билеты в собор, которые упали во время коронного кризиса 2020 года, что привело к некоторой напряженности и разногласиям в руководстве по поводу правильного управления соборным сообществом.