Пергамский музей (Берлин)

 

Описание Пергамского музея

Адрес: Bodestrasse 1-  3 (вход с улицы Am Kupfergraben)
Тел. 030- 2090 5555
Автобус: 100, 147, 257, 348
Открыт: Вторник- Воскресенье
Closed: Янв 1, первый Втор после Пасхи и Пятидесятницы, Дек 24, 25 и 31

 

Пергамский музей (немецкий: Pergamonmuseum) в берлинском районе Митте является частью ансамбля зданий Музейного острова и поэтому является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Спланированная Альфредом Месселем в неоклассическом стиле с 1907 по 1909 год по поручению кайзера Вильгельма II, она была выполнена в упрощенной форме Людвигом Хоффманном с 1910 по 1930 год. В настоящее время здесь находится коллекция древностей со знаменитым Пергамским алтарем, Ближневосточным музеем и Музеем исламского искусства. В рамках генерального плана Музейного острова Пергамский музей будет отремонтирован к 2023 году и будет частично закрыт.

В 2019 году Пергамский музей посетило около 804 000 человек.

 

История

Первая сборка
Первый Пергамский музей был построен Фрицем Вольфом в 1897-1899 годах и открыт кайзером Вильгельмом II 18 декабря 1901 года. Был открыт портрет Карла Хумана работы Адольфа Брютта. Атриум здания музея в то время уже содержал другую архитектуру из Пергама, Приены и Магнезии.

После сноса первого Пергамского музея в 1908 году изображения Пергама размещались в восточном колонном зале Нового музея, пока не было построено новое здание.

Вторая сборка
Поскольку монументальные объекты, найденные при раскопках в Вавилоне, Уруке, Ассуре и Египте, не могли быть адекватно отображены в первом здании и это вскоре показало повреждения (фундамент проседал, но при наличии политической воли его можно было бы отремонтировать), работает с 1906 года. Вильгельм фон Боде, генеральный директор тогдашних королевских музеев, который был назначен в 1905 году, а с 1918 года — государственных музеев, планировал новое здание на том же месте. В дополнение к античной архитектуре в северном крыле, немецкое искусство постантичности в Немецком музее должно было быть размещено в нем, в южном крыле - отдел Ближнего Востока и (планируется с 1927 года) отдел исламского искусства.

Начиная с 1907 года Альфред Мессель спроектировал монументальное трехкрылое здание в строгих неоклассических формах по замыслу Вильгельма фон Боде. После его смерти в 1909 году его ближайший друг, берлинский строительный советник Людвиг Хоффманн, взял на себя строительство здания. Кроме того, архитекторами были Вильгельм Вилле, Вальтер Андрэ для меблировки Ближневосточного отдела, сегодняшнего Ближневосточного музея с хеттскими, шумерскими, ассирийскими, вавилонскими и персидскими произведениями искусства и немец Бестельмейер для меблировки северного крыла с к проекту были привлечены коллекция немецкого искусства галереи живописи и скульптуры (так называемый «Немецкий музей») и Эрнст Кюнель, который вместе с Хоффманном разработал Отдел исламского искусства, сегодняшний Музей исламского искусства с фасадом Мшатта. Вместе с Теодором Вигандом Людвиг Хоффман разработал концепцию залов с колонными конструкциями из Приены, Магнезии, Милета и Пергама, а также зала для Пергамского алтаря, открытого Карлом Хуманном, и рыночных ворот Милета. Строительные работы начались в 1910 году, их задержали Первая мировая война, Ноябрьская революция 1918 года и инфляция 1922/1923 годов. Лишь в 1930 году строительство трехфлангового комплекса было в основном завершено и в нем открылись четыре музея. Портик во внутреннем дворе, первоначально запланированный Месселем и Хоффманном, колоннада на Купферграбене и четвертое крыло Египетского музея на юге между Новым музеем и Купферграбеном остались незавершенными.

Здание представляет собой глубокий комплекс из трех флигелей, ориентированный на юго-запад в сторону Шпрее. В высоком центральном здании в конце длинного двора нет окон. Каждое боковое крыло несет над основанием ряд из двенадцати колоссальных дорических пилястр. Торцы боковых крыльев расширены, со слегка выступающей во двор безоконной стеной. Его смотровые стороны, обращенные к Шпрее, заняты рядом полуколонн, каждая из которых состоит из шести (также дорических) полуколонн, несколько выступающих; Фронтоны обоих боковых крыльев возвышаются над этим и окружающим карнизом крыши.

Внешний фасад состоит из франконского и обердорларского ракушечника из Тюрингии (триас), лужицких гранодиоритов (докембрий) и гранит-порфира Беуча (пермь) из Саксонии и известняка Бале (мел) из Хорватии. В отличие от фасадов, сложенных из массивных плит из натурального камня, менее представительные фасады – северный (в сторону Бодемузеума), восточный (в сторону Хакешер Маркт) и южный фасад (в сторону Нового музея) – выполнены из камня. штукатурка, имитирующая натуральный камень. Эта темно-серая штукатурка на цементной основе с гранулами натурального камня была смоделирована с фиктивными швами и отделкой, похожей на каменную каменную кладку, соответствующей натуральным каменным блокам.

Во время текущей генеральной реконструкции Пергамского музея была проведена экспертиза конструкции исторического здания, которая документирует инженерные достижения ответственного специалиста по городскому планированию Вильгельма Вилле и инженера-строителя Отто Лейтхольфа, которые отреагировали на губчатую строительную землю многочисленными специальные конструкции.

 

Разрушение и реконструкция
Пергамский музей сильно пострадал во время воздушных налетов на Берлин во время Второй мировой войны. Многие экспонаты были перемещены в безопасные места, а некоторые монументальные экспонаты замурованы. В 1945 году большая часть экспонатов была перевезена Красной Армией в Москву и Ленинград для большого Сталинского музея Победы. В 1954 году был вновь открыт Милетский зал, первый зал Департамента древностей, а в 1955 году Эллинистический зал, модифицированный Элизабет Роде путем переноса, среди прочего, мозаики Гефестиона. В 1957 и 1958 годах Советский Союз вернул большую часть владений ГДР. Пергамский алтарь был в значительной степени перестроен Карлом Блюмелем и Элизабет Роде в постановке 1930 года, но Немецкий музей не был восстановлен. Большинство коллекций, которые он когда-то демонстрировал, находились в картинной галерее и в коллекции скульптур в Западном Берлине в Museumszentrum Berlin-Dahlem. Другие запасы были сожжены в зенитном бункере Фридрихсхайн или до сих пор находятся на складах Пушкинского музея в Москве и Эрмитажа в Санкт-Петербурге в нарушение международного права. Возвращение этих предметов, включая знаменитый клад Приама, было согласовано между Федеративной Республикой и Россией в 1990 году, но до сих пор этому препятствовали российский парламент и директора музеев в Москве. В Пергамском музее размещались коллекция древностей, Передневосточный музей, Музей исламского искусства, вновь созданный в ГДР Восточноазиатский отдел, Музей немецкого фольклора; последние два снова переехали в начале 1990-х и были объединены со своими родственными департаментами в Далеме.

Каждый из отделов изначально был назначен независимо. Только с 1958 года все здание стало называться «Пергамским музеем», которое до этого было отведено под залы коллекции древностей в восточном крыле.

 

Коллекции

Музей исламского искусства

Пергамский музей содержит коллекции из трех музеев: Собрания древностей, Музея исламского искусства и Музея Древнего Ближнего Востока. В музее представлены различные образцы древней монументальной архитектуры, среди наиболее важных и известных экспонатов.
Пергамский алтарь
рыночные ворота Милета
Ворота Иштар и Путь процессий в Вавилоне
фасад Мшатта

В 2007 году Пергамский музей был самым посещаемым берлинским музеем и самым посещаемым немецким художественным музеем, его посетило около 1 135 000 человек. Помимо 2004 года, с 1999 года он является самым посещаемым музеем Берлина.

Коллекция древностей
Коллекция древностей размещена в трех местах: в Пергамском музее, большая часть коллекции находится в Старом музее, а такие экспонаты, как Кипрская коллекция, — в Новом музее. В части коллекции Пергамского музея представлены произведения искусства греческой и римской архитектуры в трех центральных главных залах наверху здания и несколько произведений других направлений искусства. После Второй мировой войны до 2010 года в северном крыле музея также размещались фонды Коллекции древностей Восточного Берлина, после воссоединения Коллекции древностей в начале 1990-х годов и перемещения коллекции Западного Берлина обратно в Старый музей, в основном выпущены работы из Коллекции скульптуры.

Ближневосточный музей
В Музее Ближнего Востока представлены экспонаты археологических раскопок немецких ученых, в том числе Немецкого общества Востока, которые проводились раскопки на территории шумерской, вавилонской и ассирийской передовых цивилизаций. Среди них множество монументальных архитектурных памятников, рельефов, а также более мелкие культовые, декоративные и бытовые предметы.

Особой достопримечательностью являются вавилонские ворота Иштар, часть улицы для процессий перед ними и фасад тронного зала Навуходоносора II.

Ремонт
В рамках генерального плана Берлинского музейного острова Пергамский музей должен быть соединен с музеем Боде, Новым музеем и Старым музеем археологическим променадом. В качестве нового входного здания Галерея Джеймса-Саймона предлагает один из входов в основной тур по Пергамскому музею.

В 2000 году был объявлен архитектурный конкурс на работы по переоборудованию, который выиграл кельнский архитектор Освальд Матиас Унгерс. Среди прочего, «основной тур предполагается создать с дополнительным четвертым крылом, объединяющим в общую картину монументальную архитектуру Египетского и Ближневосточного музеев, коллекцию древностей и Музей исламского искусства». Искусство переместится в северное крыло, в котором до Второй мировой войны располагался Немецкий музей.

3 мая 2019 года состоялась церемония завершения первого этапа капитального ремонта и расширения Пергамского музея. Первая фаза строительства обойдется примерно в 477 миллионов евро и продлится до середины 2023 или начала 2025 года.

Несмотря на ремонт, в 2019 году в доме было зарегистрировано около 804 000 посетителей, что позволило увеличить показатель предыдущего года примерно на 24 000 посетителей.

Прием
В немецком научно-фантастическом фильме 2021 года Ich bin dein Mensch режиссера Марии Шрадер Пергамский музей в Берлине является центральным местом действия сюжета.