Залемское аббатство, Германия

Салемское аббатство

 

Расположение: Салем, Баден-Вюртемберг
Построено: 1136 Гунтрамом Адельресут
Орден: цистерцианский
Телефон (07553) 814 37
Открыто: с апреля по октябрь: с 9:30 до 18:00 с понедельника до субботы
10:30 - 18:00 Вс

Императорское аббатство Салема или Залемское аббатство в сегодняшнем муниципалитете Залем или Салем (Мир) в Линцгау (Баден-Вюртемберг) было монастырем цистерцианского ордена и одним из самых процветающих и важных аббатств в районе Боденского озера.

Монастырь, основанный в 1137/1138 годах, смог значительно расширить свои привилегии и положение в ордене в позднем средневековье. Осажденный войнами в 17 веке и почти полностью уничтоженный пожаром, он пережил свой второй расцвет в 18 веке как центр юго-западного немецкого рококо со строительством паломнической церкви Бирнау и основанием первой в Германии сберегательной кассы.

Обширный монастырский комплекс в стиле барокко (построенный Францем Беером в 1697-1706 гг.) с высоким готическим Салемским собором (ок. 1285-1414 гг.) стал собственностью маркграфов Баденских в 1802 г. в результате секуляризации. С тех пор комплекс носил название «Салемский замок» и служил резиденцией маркграфской семьи, а с 1920 года — резиденцией школы-интерната Schule Schloss Salem. Весной 2009 года дом Баден продал большую часть объекта земле Баден-Вюртемберг, но оставил часть в качестве резиденции и штаб-квартиры компании.

 

История

Салем был основан в период деятельности Бернхарда фон Клерво (* ок. 1090; † 1153), которому в течение нескольких десятилетий удалось распространить цистерцианский орден по всей Центральной Европе. (Бернхард фон Клерво никогда не посещал Салем сам; однако Фроуин, первый аббат Салема, как говорят, был знаком с Бернхардом и сопровождал его в качестве переводчика во время предвыборной кампании Второго крестового похода в 1146 году.) Цистерцианцы были организованы централизованно. на пять основных аббатств и были заселены Францией систематически и почти полностью, средневековой Римско-Германской империей и соседними странами. Салем был создан на основе монастыря Лютцель в Эльзасе (основан в 1123/1124 гг.), который был основан монастырем Бельво (Франш-Конте). Бельво, в свою очередь, был первой дочерью монастыря основного аббатства Моримонд. Таким образом, Салем был первым поселением цистерцианцев в северной части Боденского озера и одним из первых оснований Римско-германской империи, которые произошли от Моримонда.

В хрониках монастыря сообщается, что барон и рыцарь Гунтрам фон Адельсройте (см. Светлость Адельсройта) обратился к аббату Лютцеля в 1134 году с просьбой пожертвовать часть своего состояния для основания монастыря. Подарок Гунтрама включал в себя несколько разбросанных участков земли общей площадью около 200 гектаров, некоторые из которых уже были заселены или возделывались как поля. Участок земли, на котором был построен монастырь, находился в шести километрах от берега Боденского озера в долине реки Линцер-Аах. Там уже было франконское поселение Салеманнесвиларе (позднее: Салманнсвайлер) с небольшой часовней. Монастырь располагался не в уединенной глуши, как фактически предписывалось постановлением о новых основаниях, а посреди мелкой и широко разветвленной системы земель, разделенных по имущественным правам. Тем не менее заболоченная земля по-прежнему давала возможности для удовлетворения колониальных амбиций. Монастырь Лютцель изначально имел оговорки по поводу небольшого размера и широкого распространения пожертвованного имущества. Наконец, в 1137 году необходимое учредительное собрание из двенадцати монахов и нескольких братьев-мирян было отправлено в Салмансвейлер под руководством назначенного аббата Фровина для создания жилых помещений и мастерских.

В 1137 или 1138 году Салем получил статус аббатства. По сей день существуют разные мнения о фактическом годе основания Салема. Ни датировка основания (1134 г.), ни возведения аббатства в документах не сохранились, а только в летописи XIII века. Недавние исследования называют днем ​​основания 15 мая 1138 года, воскресенье после Вознесения Господня. В монастырской традиции годом основания был обозначен 1134 (но иногда и 1137 год), так что 850-летие аббатства отмечалось в 1984 году. Этот вопрос представляет не только исторический интерес, но и был важен для самого монастыря, поскольку возраст аббатства определял ранжирование монастырей внутри ордена.

Название «Салем»
Монастырю в Салеманнесвиларе было дано духовное имя «Салем» в честь библейского «места мира», упомянутого в Ветхом Завете как резиденция царя Мелхиседека (Бытие 14:18; Пс. 75:2). Библейский Салем интерпретировался в средние века как более древнее название Иерусалима. Поэтому Салемский монастырь всегда ассоциировался в художественных аллегориях с Небесным Иерусалимом.

Имена Салем и Салмансвейлер использовались бок о бок до 18 века. По иронии судьбы, секуляризация в 1804 году позволила светскому имени кануть в Лету и сделала духовное имя топонимом общины.

Салем и Штауферы
Основание Гунтрама было политически мотивировано: через него Салем, как и материнский монастырь в Лютцеле, был связан со Штауфером. В борьбе за власть между Штауферами и гвельфами фонд гарантировал, что первые, уже имевшие важные базы своей власти в районе Боденского озера в Альтдорфе, Равенсбурге, Буххорне, Инзель-Райхенау и Кройцлингене, могли расширить свое влияние. над северо-западным районом Боденского озера. Юридическая консолидация последовала быстро: в 1142 году Салем был завоеван королем Штауферов Конрадом III. возведен в имперское аббатство; его наследник престола Фридрих Барбаросса подтвердил привилегии. Непосредственные соседи монастыря одобрили его основание, поскольку он предлагал поддержку против графов Пфуллендорф, которые были связаны браком с гвельфами. Из-за документально подтвержденных прав Салем был освобожден от других бейливиков, и его непосредственным покровителем был король Римско-Германской империи - положение, которое аббаты Салема знали, как сохранить и расширить с течением времени.

Когда в 1198 году Штауфер Филипп из Швабии и гвельф Оттон из Брауншвейга были избраны своими соответствующими фракциями конкурирующими королями Римско-Германской империи, Салем встал на сторону Штауфера. Папа Иннокентий III однако утвердил Оттона IV в качестве нового короля в 1201 году. Поэтому аббат Эберхард фон Рордорф обратился за поддержкой к Эберхарду II, архиепископу Зальцбургскому. Вместе они пытались заполучить папу Иннокентия III. убедить преемника Гогенштауфенов быть признанным, но это не увенчалось успехом. Когда Филипп Швабский был убит в 1208 году, Салем также официально признал Оттона IV, который в свою очередь подтвердил права аббатства. Тем не менее Салем поддерживал тайные контакты с наследником престола Гогенштауфенов Фридрихом II.Лояльность окупилась: Штауфер, избранный императором Священной Римской империи в Бамберге в 1211 г. и окончательно признанный гвельфами в 1219 г., поблагодарил Салема за его лояльность множество защитных документов.

Защита Штауферов помогла Салему добиться удивительного экономического подъема при аббате Эберхарде фон Рордорфе (1191–1240). Эберхарду удалось объединить существующее свободное плавание с монастырскими усадьбами. Впервые монастырь получил большие излишки, которые были реинвестированы в собственность. Перепроизводство фруктов, зерна и рыбы продавалось на не облагаемых налогом городских дворах в Констанце, Юберлингене, Эхингене и Эсслингене, среди прочих. Имея поместье Маурах, расположенное прямо на берегу Боденского озера, Салем также получил доступ к грузовым перевозкам и торговым путям для продажи произведенных товаров. Многочисленные аристократы передали монастырю часть своих владений. Среди них была солеварня недалеко от Халлейна, которую архиепископ Эберхард II Зальцбургский передал монастырю в 1201 году и в то же время гарантировал беспошлинный транспорт добытой соли, что открыло важный источник дохода. Хорошо обученные братья-миряне из Салема постепенно взяли на себя управление всеми соляными промыслами архиепископа. Взамен для производства соли открылись новые рынки сбыта на западе империи.

Салем как консисториальное аббатство
С точки зрения канонического права, недавно основанный Салемский монастырь находился в епархии епископа Констанца. После того, как Папа Иннокентий II уже признал монастырь в 1140 году, Папа Александр III воздвиг его. стал консисториальным аббатством в 1178 году, поставив его непосредственно под Святым Престолом, и вновь избранные аббаты больше не должны были утверждаться местным епископом, а только папой.

Аббат Эберхард фон Рордорф еще больше защитил свой монастырь от претензий епископа Констанца, заключив союз с Зальцбургской архиепископией и передав ему земли монастыря. Таким образом, в 1201 году Зальцбург стал «матерью и любовницей» Салема. Однако сомнительно, в чем состояло каноническое изменение, поскольку Салем продолжал сохранять права консисториального аббатства. Реальные выгоды заключались прежде всего в политической поддержке и взаимной экономической поддержке. Эберхард II также стал неофициальным наследником семьи основателей, чей последний потомок, Матильда фон Адельсройте, умерла в 1192 году. В результате он был отмечен в Салеме как «второй донор».

Хорошие отношения монастыря со Святым Престолом помогли монастырю в 1384 году получить редко выдаваемую привилегию включить папскую митру, наперсный крест и папское кольцо в герб монастыря и его филиалов.

Дочерние компании
В течение первых полутора веков истории монастыря салемские делегации обосновались в трех ответвлениях: Первым был баварский монастырь Райтенхаслах, основанный в 1143 г., заселение которого салемскими монахами прямо не задокументировано, но достаточно задокументировано по бесспорному праву посещения. Монастырь Тенненбах недалеко от Фрайбурга-им-Брайсгау, основанный около 1158 года монастырем Фринисберг, был включен Салемом в 1182 году как «ложная» дочь. Вторым собственным основанием был Веттинген, основанный в 1227 году на севере Швейцарии. Большая волна расширения ордена уже значительно поутихла, когда Габсбург Альбрехт I в 1303 году основал Кенигсбронский монастырь и предложил Салем для поселения, чтобы продолжить церковную политику Рудольфа I.

В частности, аббат Эберхард фон Рордорф внес ценный вклад в признание цистерцианских монахинь. Цистерцианскому руководству было трудно принять женские монастыри около 1200 года, так что новые фонды были даже запрещены. Аббат Эберхард вел здесь пионерскую работу и в 1217 году возглавил женский монастырь Вальд, основанный пятью годами ранее. В течение 13 века последовали другие монастыри в Роттенмюнстере, Байндте, Хайлигкройцтале, Хеггбахе и Гутенцелле в Верхней Швабии, а также монастыри Тургау в Фельдбахе и Кальхрайне. Салем сохранил за собой право посещения этих монастырей, если они не были ранее распущены, до своего закрытия. В Швабском имперском колледже прелатов некоторые женские монастыри позже приобрели политический вес.

Салем и Габсбурги
После упадка Штауфера начался политический хаос междуцарствия (1254–1273), во время которого Салем зависел от самообороны и понес серьезные экономические потери. Региональная знать оспорила предыдущие пожертвования или просто конфисковала их. Вскоре после избрания короля Рудольфа I в 1273 году, которое должно было принести мир в империю, хотя бы на время, Салем установил тесные связи с домом Габсбургов. Рудольф предложил свою защиту, поскольку имперские монастыри сыграли важную роль в его политическом плане по восстановлению герцогства Швабия. Для Салема, в свою очередь, эта связь была возможностью обеспечить выживание аббатства.

Под защитой Габсбургов вторая эра процветания началась в 1275 году и продолжалась примерно до 1320 года. Около 1300 года Салем был одним из крупнейших и богатейших монастырей в этом районе; она владела правами на рыбную ловлю в Боденском озере и товарами в радиусе 100 км, в том числе вблизи Ульма, Биберах-ан-дер-Рис, Заульгау и Меерсбурга. Имущество, утраченное в период междуцарствия, в значительной степени было возвращено монастырю и задокументировано. Около 1285 года, благодаря недавно достигнутой финансовой устойчивости, началось строительство Салемского собора, но оно не было завершено примерно до 1425 года, после заморозки строительства, вызванного нехваткой денег и эпидемиями чумы.

Для монастыря тесная связь с империей означала, по крайней мере теоретически, стабильность и защиту от притязаний местной знати и других имперских сословий. Однако на практике секьюритизированная ценная бумага оказалась не очень надежной. Во время правления Людвига Баварского, противника Папы, с 1314 по 1347 год, Салем полностью зависел от самообороны. Монастырь всегда отклонял предложения региональной знати взять на себя бейливик Салема, поскольку такие предложения были связаны с претензиями на собственность и власть. Соседние графы Хайлигенберг были особенно упрямы, снова и снова пытаясь в 17 веке предъявлять правовые претензии на собственность Салема, захватывать или заключать в тюрьму подданных Салема и навязывать им свою юрисдикцию.

Преемник Людвига, король Карл IV, даже пытался полностью передать монастырь Хайлигенбергам в 1347 году, но был вынужден отменить этот шаг в следующем году после протестов Салема. Однако Карл IV не только отменил эту отмену, но и гарантировал Салему дополнительные привилегии: документ от 1354 г. обязывал окрестные города и дворянство защищать монастырь и предоставлял ему более низкую юрисдикцию над своими гражданами. Высшая юрисдикция оставалась за Landvogtei Oberschwaben до тех пор, пока договор между Салемом и Хайлигенбергом в 1637 году не разделил земли и не дал Салему полную юридическую власть над большей частью его территорий.

Реформация и раннее Новое время
Политическая роль около 1500 г.
Будучи имперским монастырем, Салем также иногда служил пристанищем для путешествующих императоров, что, в свою очередь, облегчало политически амбициозным аббатам контакты с власть имущими. Так 20 августа 1485 года император Фридрих III. Салемский монастырь. Именно во время этого визита аббату Йоханнесу Стантенату удалось договориться о важных привилегиях: имперская хартия от 26 мая 1487 года позволяла монастырю взимать налоги со своих подданных и наказывать самих неплательщиков. Кроме того, теперь Салему было позволено самому избирать и смещать своего судебного пристава. Таким образом, Салем добился полной имперской непосредственности с большинством привилегий имперского поместья. Если монастырь после своего основания еще служил политическим инструментом, то теперь ему удалось добиться максимально возможной автономии благодаря своим привилегиям.

На сейме в Вормсе в 1521 году император Карл V еще раз подтвердил привилегии и защиту, предоставляемые Империей. Значение Салема для имперской политики достигло своего пика в эти годы: в 1500 и 1521 годах Салемские аббаты были назначены в имперский полк из двадцати человек, который должен был возглавить постоянное имперское правительство под председательством короля. Примерно с 1470 года аббаты Салема также впервые приняли участие в имперских диетах. В то время как другие ордена предоставили гораздо больше имперских прелатов, среди немецких цистерцианских монастырей только Салем вместе с Кайсхаймом получили бесспорные имперские поместья. Ни одному немецкому цистерцианцу не удалось стать княжеским аббатством. Салем был представлен в Имперском совете принцев только голосом Швабской имперской коллегии прелатов. Салем был на вершине иерархии, но (за одним исключением: аббат Ансельм II) так и не смог назначить директора этого колледжа.

В то же время имперское покровительство помогло предотвратить нападения самого могущественного соседа: властолюбивый Иоганн фон Визе несколько раз пытался лишить аббатство власти и подчинить его Констанцской епархии. Визе уже удалось включить почтенное аббатство Райхенау в 1540 году, в то время как Салем смог сохранить свою независимость дважды (1540 и 1562) с имперской помощью.

Однако фактическое влияние аббатства на имперскую политику было небольшим, как бы ни старались. Вклад Салема состоял в основном из уплаты взносов на ведение войны империи (римский месяц), которым он был обязан как имперское сословие. После Kaisheim Cisterze Салем обычно вносил наибольший вклад среди всех немецких аббатств. Во время Тридцатилетней войны Салем поддерживал Католическую лигу; позже ему пришлось собрать взносы для турецких войн, войны за испанское наследство (1701-1714) и войны за Пфальцское наследство (1788-1797). Как имперское поместье, Салем также был обязан содержать контингент войск, который был доступен империи во время войны. Такая сила могла существовать еще в начале 14 века; с 1422 г. это задокументировано. В 18 веке он состоял примерно из 60-80 рядовых и нескольких офицеров, а во время войны имелись и резервисты.

крестьянские восстания
Имперское покровительство мало помогло монастырю в борьбе с собственными подданными. В 15 в. в гораздо большей степени, чем в других монастырях, монашеская администрация преобразовала поместное господство над своими территориями во всеобщий суверенитет и требовала высоких налогов со своих крепостных. Гораздо более строгие правила, чем на других южных территориях Германии, вероятно, были предназначены для предотвращения накопления богатства среди населения. Строгие правила вызывали конфликты: уже в 1473 г. восстание должно было быть урегулировано договором в пользу населения; В 1515 году фермеры в Берматингене даже убили монаха. Когда в 1524 году разразилась немецкая крестьянская война, мятежные крестьяне Зеехауфена позволили монастырю позаботиться о себе; только мирное окончание восстания в Линцгау предотвратило крупные грабежи. Монастырь немедленно снизил налоги, чтобы предотвратить будущие восстания.

Основание Верхнегерманской общины
Реформация и распространение протестантизма в 16 веке нанесли сильный удар по цистерцианскому ордену. Было распущено около 50 из 109 немецких монастырей, в том числе салемитанский филиал в Кенигсброне. Салем находился на католической территории и поэтому продолжал существовать. Его значение еще более возросло в меньшем немецком монастырском ландшафте. В 1596 году генеральный аббат Моримонда назначил аббата Салема генеральным викарием провинции Верхней Германии, принадлежавшей Ордену, с правом самому рукополагать аббатов.

Зная об этой новаторской роли среди цистерцианцев Верхней Германии, аббат Томас I. Вунн (1615–1647) основал Конгрегацию цистерцианцев Верхней Германии. Подобные ассоциации уже возникли в романских странах в 16 веке. В ноябре 1617 г. аббаты Салема, Веттингена, Тенненбаха, Санкт-Урбана и Нойбурга (недалеко от Агенау) и комиссар Отрива согласовали устав Верхнегерманской конгрегации. 22 января 1619 г. они были утверждены генеральным капитулом в Сито. Салем был назначен резиденцией провинциального капитула; его салемский инициатор Томас Вунн был избран первым президентом (Vicarius generalis Germanieae Superioris). Предусмотренная уставом философско-богословская академия для послушников начала обучение в Салеме 1 января 1625 года. Таким образом, Салем стал не только организационным центром, но и учебным центром для послушников всех аббатств конгрегации.

Новое строительство, несмотря на плохую экономическую ситуацию
Финансы аббатства находились в тяжелом положении из-за налоговых потерь и грабежей во время войн 16 века. Монастырь понес больший финансовый ущерб во время Шмалькальдской войны (1546–1547), когда войска, проходившие через него, вымогали деньги за защиту или получали питание и жилье, предоставленные монастырями. Задолженность и высокие имперские налоги вынуждали монастырь продавать целые деревни и десятины намного ниже цены. Экономика аббатства не восстановилась до 18 века.

Несмотря на тяжелое финансовое положение и военные действия в империи, аббат Томас I. Вунн решил построить обширные новые здания сразу после вступления в должность в 1615 году. Это не только задокументировало амбиции аббата, но и возросшую уверенность монастыря в себе. Монастырский комплекс Вунн был одним из крупнейших строительных проектов в районе Боденского озера в то время, и его внешний вид был основан на феодальных замках окрестных графств. Просторный комплекс заменил старые монастырские постройки, которые разрастались и ремонтировались на протяжении веков, новым, единым габаритным зданием, которое, однако, сильно пострадало в последующие годы войны.

Тридцатилетняя война
В Тридцатилетнюю войну (1618-1648) монастырь попал между фронтами. В преддверии войны войска приходилось расквартировывать и кормить, а проходящие солдаты часто грабили и воровали. В 1610 г. жителям областей, принадлежащих монастырю, было разрешено сформировать и вооружить «народное ополчение» в 1500 человек; однако в 1618 году, когда фактически началась война, он снова был распущен. Салем вступил в Католическую лигу в 1609 году, но заблокировал выплату взносов с 1623 года, потому что войска Лиги неоднократно вымогали взносы у Салема и потому что опасались, что протестант Вюртемберг быстро расправится с членом Католической лиги, если они выиграют. .

Шведские войны, охватившие южную Германию в 1632 году, сильно ударили по Салему. Опасавшаяся атака шведских войск 26 апреля 1632 г. прошла легко; Имперские полки атаковали Салем гораздо более жестоко. В 1632-1647 годах Салем несколько раз подвергался разграблению и использовался как войсковая казарма. Проходящие войска вымогали деньги за защиту, преследовали или убивали население, грабили и поджигали его дома. Весной 1634 г. шведский фельдмаршал Горн разграбил монастырь; в августе того же года солдаты разрушили части собора и украли несколько церковных колоколов. Аббату несколько раз приходилось бежать в Констанц с остальными отцами. Осенью 1641 года аббат был вынужден распустить монастырь и отправить монахов в другие монастыри.

Только после Ульмского перемирия между Баварией, Швецией и Францией в марте 1647 г. в Салеме был восстановлен мир; рассеянные монахи, насколько они были еще живы, могли вернуться. В то время аббатство имело долги около 190 000 гульденов и было на грани разорения. Аббат Томас II Шваб, избранный в 1647 году, был утвержден Папой только десять лет спустя, потому что Салем не мог заплатить требуемые аннаты. Придворные поместья, права на десятину и другое имущество приходилось продавать частным лицам или другим монастырям для погашения долгов. Однако Салем десятилетиями оставался в долгах и едва мог оплатить необходимый ремонт монастырских зданий.

С конца 17 века в Мимменхаузене размещался гарнизон императорского аббатства, которое должно было обеспечивать императора контингентом солдат во время войны. Большая часть слуг монастыря также жила в городе, которым с 1331 года управляло имперское аббатство и где развивался процветающий класс ремесленников. В XVII веке в селе появилась латинская школа для обучения детей монастырских служащих.

Пожар в монастыре и новое здание
В ночь с 9 на 10 марта 1697 года в монастыре случился катастрофический пожар, в результате которого была уничтожена большая часть построек. Огонь перекинулся от неисправной печи в гауптвахте на северо-восток от монастырского корпуса, вскоре добрался до деревянной фермы крыши и оттуда перекинулся на остальные монастырские постройки, аббатство и госпиталь. Пожарные машины из близлежащих населенных пунктов смогли спасти только собор и западное крыло здания монастыря. Огонь уничтожил большую часть художественных ценностей и ценную справочную библиотеку аббата, при этом библиотека и монастырские архивы были сохранены.

Всего через несколько недель после пожара было принято решение построить монастырь с нуля. Главным строителем был назначен Франц Беер из Форарльберга, участвовавший в строительстве монастырской церкви в Обермархтале. Новый объект должен был быть построен в соответствии с обширным общим планом. Аббату Стефану I. Юнгу удалось собрать около 350 000 гульденов на строительство, несмотря на сохраняющийся высокий долг монастыря; предполагается, что здесь возникли старые монастырские сокровища, вывезенные вовремя во время Тридцатилетней войны. Бир возвел новые здания за десятилетие. Уже в 1706 году некоторые из них могли быть заняты.

18 век
Великолепие барокко
Просторное новое строительство монастырского комплекса ознаменовало новую эру процветания Салема. При аббатах Константине Миллере (1725-1745), Ансельме II Швабе (1746-1778) и Роберте Шлехте (1778-1802) монастырь достиг пика своего богатства и великолепия в 18 веке. Налоговые льготы для аббатства восстановили процветание, утраченное в 17 веке. По значимости в империи богатое аббатство давно уже равнялось небольшому княжеству.

В Салеме люди были хорошо осведомлены о светских представительских обязанностях имперского сословия, а также представляли это осознание внешнему миру. Аббат Ансельм даже сам был назначен имперским тайным советником императором Францем I; К его сожалению, однако, как и его предшественникам, ему не удалось привести монастырь в ранг княжеского аббатства. Внешне они далеко отошли от правил бедности ордена, а внутри монастыря еще царила строгая дисциплина.

Салем как центр искусства рококо
То, чего салемские аббаты не могли достичь с точки зрения политической власти, они восполняли как покровители. В ходе Контрреформации XVII века католическая церковь стала разворачивать подавляющие образы в сакральных зданиях, чтобы продемонстрировать свою силу и с большим пафосом убедить верующих в славе Божией. Такое великолепие фактически шло вразрез с цистерцианцами, так как противоречило правилам св. Бернара, наложившего запрет на изображения в помещениях, используемых монастырем. Однако Бернхард уже сделал в своих правилах исключение: скромность относилась только к насельникам монастыря, которых от должного благочестия отвлекало слишком много изображений, а мирян легче было убедить в вере пышностью.

При этой поддержке и осознавая свои представительские обязанности в качестве имперского аббатства, любящие искусство аббаты 18-го века сделали Салем центром рококо. В Салем были призваны многочисленные художники, скульпторы и мастера-строители, чтобы украсить монастырские постройки и обеспечить дальнейшее развитие видимой красоты. Несколько членов школы Вессобрунн время от времени работали в Салеме; семья скульпторов Фейхтмайер и их сотрудники жили на месте и служили монастырю на протяжении поколений.

Крупнейшим строительным проектом середины века была паломническая церковь Бирнау, которую форарльбергский мастер-строитель Петер Палец возвел с 1746 по 1750 год на уступе на берегу Боденского озера, видимом издалека. Поскольку это чисто светская церковь, ее фрески и планировка помещений были созданы исключительно для театрального эффекта. Огромная колокольня на Минстере, которую спроектировал и построил Иоганн Каспар Баньято, строитель Тевтонского ордена с 1753 по 1757 год, создана в том же духе. Снаружи он привлекал в основном восторженные взгляды, а внутри монастыря его горячо оспаривали и даже привлекли аббата Ансельма к расследованию расточительности. Однако Ансельм не только продвигал художников рококо, но и научился ценить ранний французский классицизм во время пребывания в Париже; неоклассический интерьер собора, который он заказал, считается уникальным в южногерманском сакральном искусстве.

Основание сиротского фонда
Социальное обеспечение всегда было главной задачей монастыря. Помимо ухода за больными и поддержки бедных, это также включало заботу о сиротах. Поскольку их активы обычно находились в свободном, часто жестоком распоряжении приемных родителей или «сиротских судебных приставов», аббат Ансельм II основал в 1749 году «Обыкновенный фонд приюта» для процентного управления этими фондами. Впервые он был зарегистрирован в 1775 году.

Salemer Waisenkasse считается первым сберегательным банком в Германии, потому что он не был частным банком для торговцев, а управлялся «государственным сектором» и управлял деньгами мелких вкладчиков. По их примеру были созданы сиротские фонды в Бонндорфе в Шварцвальде (1765 г.) и Хайлигенберге (1784 г.). В 1806 году Фонд приюта великого герцога маркграфа Бадена возник из Фонда приюта Салема; Сегодняшняя Sparkasse Salem-Heiligenberg относится к этой традиции и смогла отпраздновать свое 250-летие в 1999 году.

С 1800 года по настоящее время
секуляризация
В конце 18 века Констанцской епархией управлял иозефинист Игнац Генрих фон Вессенберг. Просвещенные настроения в епископстве были направлены прежде всего против окружающих аббатств, но мало что могли сделать против Салема. Французские основные аббатства цистерцианцев были распущены в ходе Французской революции 1792 года, оставив немецких цистерцианцев на произвол судьбы. Французские войска, вступившие в район Боденского озера в ходе Первой коалиционной войны в 1795 г., принесли в страну антиклерикальные настроения и неоднократно вынуждали Конвент бежать в швейцарские монастыри Веттинген и Санкт-Галлен. И французские солдаты, и русские войска, вошедшие в 1799 году, брали деньги за защиту от Салема.

Конвент был уже изолирован от структуры ордена и расстроен суматохой войны, когда 24 августа 1802 г. собралась чрезвычайная имперская депутация для решения вопроса о роспуске духовных имперских сословий. Имущество монастырей должно было быть секуляризовано, чтобы компенсировать немецким княжествам потерю их имущества в коалиционных войнах. Осенью того же года у многих правителей были конфискованы монастыри на их территориях, в том числе у маркграфа Карла Фридриха фон Бадена, который временно завладел Салемским монастырем 1 октября 1802 года и официально стал маркграфством Бадена 4 декабря 1802 года. Reichsdeputationshauptschluss от 25 февраля 1803 г. ратифицировал это решение и решил судьбу Салема. Однако территория аббатства не просто стала частью маркграфства Баден, но и была в значительной степени поглощена новым «имперским графством Салем» в руках Бадена. Карл Фридрих, ставший курфюрстом Бадена, передал это графство своим сыновьям Людвигу и Фридриху. Первоначально по сентиментальным причинам оба хотели, чтобы съезд продолжался; когда это казалось неосуществимым, чуть позже решили полностью разбить его.

Салемский монастырь был закрыт 23 ноября 1804 года. Большинство из 61 духовника покинули монастырь; многие поселились в качестве духовенства в окрестных деревнях. Однако, в отличие от других секуляризаций, Салем не был жестоко подавлен. Скорее, отмена регулировалась договором, а отцы получали компенсацию в виде пенсий.

Библиотека монастыря в значительной степени была куплена библиотекой Гейдельбергского университета, а коллекция монет и многие предметы искусства до сих пор утеряны. Орган в Салемском соборе, построенный Карлом Йозефом Риппом между 1766 и 1768 годами, был продан в Швейцарии городской церкви в Винтертуре, а другой орган - Констанции. Пять колоколов отправились в Херизау, в Штраубенцелль, входящий в состав Санкт-Галлена, и в Воллерау в Швейцарии. Херизау купил в Салеме большой колокол, отлитый в 1756 году Францем Антоном Гришабером и украшенный Йозефом Антоном Фейхтмайером. Он был повешен 3 ноября 1807 года в башне евангелической реформатской церкви в Херизау. Многие другие церковные сокровища и имущество также были проданы, чтобы расплатиться с тяжелым бременем войны.

На момент отмены Салем имел огромный годовой доход и владел активами на сумму около трех миллионов гульденов, включая 330 квадратных километров земли с населением около 6000 человек. К ним относятся Oberamts Salem, Ostrach и Schemmerberg, Obervogteiämter Stetten am Kalten Markt и Münchhöfe, а также офисы по уходу в Эхингене и Унтерельхингене.

Салем принадлежит Дому Бадена
Иногда дом, ныне известный как «Салемский замок», служил летней резиденцией семьи великих герцогов. С распадом империи в 1806 году недолговечное имперское графство Салем было преобразовано в графство, имевшее статус светлости в Великом герцогстве Баден. Она принадлежала к так называемому «Bodenseefideikommiss», фонду, который служил для обеспечения младших сыновей дома Бадена. Со смертью своего брата Фридриха маркграф Людвиг взял на себя единоличное правление и сохранил его, когда стал великим герцогом в 1818 году. После того, как Леопольд стал великим герцогом Баденским в 1830 году, поместье Салем перешло к его младшим братьям Вильгельму и Максимилиану, которые больше не носили титул «граф Салем». После смерти Вильгельма в 1859 году Bodenseeefideikommiss перешел к братьям великого герцога Людвига II. Поскольку старший из них сменил его на посту великого герцога Фридриха I в 1856 году из-за неспособности Людвига II управлять, Салем остался с младшим, принцем Вильгельмом. Его сыном был Макс фон Баден, известный как последний канцлер Германской империи. Поскольку у последнего великого герцога Фридриха II не было наследников мужского пола, он усыновил сына Макса фон Бадена Бертольда, что спасло имущество дома, которое могло быть унаследовано только по мужской линии, от передачи Баденской республике. После смерти Фридриха II в 1928 году Бертольд сменил его на посту главы Дома Баденов, сделав Салем резиденцией основной линии семьи фон Баден.

Интернат
После окончания Первой мировой войны и Великого герцогства Бадена замок Салем остался в частной собственности семьи фон Баден. В 1919 году свергнутый канцлер Макс фон Баден устроил во дворце свою постоянную резиденцию. Теперь замок служил потомкам великих герцогов Баденских «резиденцией в изгнании» в их собственной стране. Даже сегодня часть бывшего здания аббатства используется как жилые помещения.

В 1920 году Макс фон Баден пригласил педагога Курта Гана открыть в здании монастыря исправительную школу. Его собственные дети должны иметь возможность безопасно ходить в школу; Кроме того, князь считал себя сторонником реформы образования. Школа-интернат Schule Schloss Salem является одной из самых известных частных школ Германии и до сих пор имеет штаб-квартиру в западной части замка. Однако в самом замке обучаются только ученики средней школы.

Распродажа
В 2006 году Дом Бадена попытался убедить землю Баден-Вюртемберг создать фонд, который обеспечил бы сохранение комплекса. Финансирование этого фонда на общую сумму 40 миллионов евро должно осуществляться за счет продажи культурных ценностей. 30 миллионов евро должны быть направлены на погашение долгов дома Баден. Однако проект провалился из-за общественных протестов (см. продажу рукописей Баденской государственной библиотекой). В связи с этим возникла последующая дискуссия о фактическом владении маркграфскими коллекциями, которыми с 1957 года официально управлял не Дом Бадена, а Фонд Церингера. Стоимость коллекций оценивается примерно в 300 миллионов евро.

В октябре 2007 года Бернхард, принц Баденский, объявил, что хочет продать Салемский замок, чтобы погасить семейный долг в 30 миллионов евро. 3 ноября 2008 года он договорился с премьер-министром Гюнтером Эттингером о том, что земля Баден-Вюртемберг приобретет замок Салем и связанную с ним коллекцию произведений искусства за 57 миллионов евро. Из них 25 миллионов евро принадлежат замку Салем, а 17 миллионов – художественным сокровищам Дома Баден. Государство хочет заплатить еще 15 миллионов евро, чтобы дворянская семья могла отказаться от своих претензий на собственность вызывающему споры фонду Zähringer Foundation. Продажа была заключена 6 апреля 2009 года. Части замка до сих пор используются Домом Баденов, а эти части по-прежнему принадлежат дворянской семье.

 

Архитектура и окружающая среда

Монастырский комплекс Салем, с 1802 года замок маркграфов Баденских, расположен на склоне холма в конечной морене ландшафта Линцгау в южной части Баден-Вюртемберга, в шести километрах от берега Боденского озера. Ближайшие соседние города - бывший свободный имперский город Юберлинген на западе и Меерсбург на юге, бывшая резиденция князей-епископов Констанца. На северо-востоке от Салема лежит Хайлигенберг, сегодня небольшой городок, но во времена Римско-германской империи он был резиденцией княжеского дома Фюрстенбергов и сварливым соседом монастыря. Монастырь конкурировал с этими тремя соседями не только политически и экономически, но и структурно.

По сей день район Салема является сельскохозяйственным и малонаселенным, так что холмы, окружающие этот район, все еще производят впечатление бывших монастырских построек. Участок, отгороженный стеной, занимает площадь примерно 500 × 400 метров, что делает его одним из крупнейших цистерцианских монастырских комплексов в немецкоязычном мире. В центре площади находится могучий барочный комплекс здания монастыря и аббатства с собором. Служебное крыло на севере старше, но все еще внушительных размеров. Другие хозяйственные постройки разбросаны по обширной территории с садами и лугами.

Мюнстер
Первая монастырская церковь Салема, начатая около 1150 г. и освященная в 1179 г., вероятно, представляла собой трехнефную базилику с трансептом, разделенным на шесть часовен. Поскольку он был слишком мал для выросшего монастыря, его снесли примерно через сто лет после завершения строительства, чтобы освободить место для более просторного нового здания.

Вторая монастырская церковь, Высокий готический собор, интегрирована в монастырскую площадь. Строгие высокие формы церкви контрастируют с ее экспансивным стилем барокко. Согласно последним строительным исследованиям, строительство началось около 1285 года и было завершено около 1425 года. Если не считать нескольких деталей на фасаде, структура по-прежнему соответствует первоначальной форме.

Это трехнефная базилика с невыступающим трансептом и амбулаторией на прямоугольном основании размером 67 × 28 м. Впечатляют монументальные фронтоны арфы (Wimperge) на фасадах нефа и трансепта. Вместе со стрельчатыми окнами они придают некую филигрань довольно грубому зданию.

Интерьер был архитектурно упрощен после 1750 года за счет частичного удаления внутренней конструкции хора, тем самым удлинив неф хора. Интерьер, обставленный между 1720 и 1765 годами в стиле рококо, был переработан с 1769 по 1783 год в соответствии с классицистическим чувством стиля. Обстановка включает в себя классические хоры из мастерской Йозефа Антона Фейхтмайера, деревянные скульптуры двенадцати апостолов в стиле раннего барокко и таинство в стиле поздней готики. За исключением этого таинского дома 1494 года, в самом монастыре почти ничего из позднесредневековой обстановки, ставшей лишней по новым дизайнерским проектам, не сохранилось. Произведения, которые предположительно прибыли из Салема, теперь распределены по различным коллекциям, таким как Берлинская картинная галерея, музей Боде, Государственная художественная галерея в Карлсруэ, Государственная галерея в Штутгарте и Лувр. В филиале Badisches Landesmuseum в здании прелатуры Салема выставлены фрагменты и предметы искусства из монастыря разных эпох.

Примерно с 1756-1807 годов на крыше собора находилась высокая деревянная колокольня, возвышавшаяся над собором более чем на 50 метров. Поскольку он был ветхим, его пришлось снести и заменить башней с низким коньком. Башня получила свое название благодаря стремлению аббата Ансельма II к репрезентации и вызвала ожесточенную критику в монастыре.

После секуляризации собор служил приходской церковью местного католического прихода. Сегодня он также доступен для туристов за отдельную плату.

Монастырские постройки: предшествующие постройки
Первый комплекс: Первые монастырские постройки были возведены после 1137 года. По всей вероятности, они следовали идеальному плану, который Бернхард фон Клерво построил в Клерво с 1133 по 1145 год и который впоследствии стал обязательным для цистерцианских монастырей средневековья. Он предусматривает прямоугольную площадь здания, которая символически маркирует монастырь как место, закрытое от мира. Одну сторону площади занимает церковь, которая должна была представлять собой трехнефную базилику крестообразного плана. В церковь можно было попасть через двери как из монастыря, так и из дворового монастыря. С востока к монастырю примыкали здание аббатства и больница.

Весь комплекс был окружен оборонительной стеной и частично рвом, который построил аббат Ульрих II фон Зеельфинген (1282–1311). Этот эттер был предназначен не только для сдерживания мародеров, но и для подтверждения автономии юрисдикционного округа. Ульрих также построил хозяйственные постройки и дома для мастеров, расширил библиотеку и коллекцию произведений искусства. К северо-западу от комплекса в конце 13 века была построена приходская церковь, посвященная святым Леонарду Лиможскому и Святому Бернарду Клервоскому. Ряд зданий был отремонтирован или снесен и перестроен в течение 13-16 веков. В частности, в период с 1470 по 1530 год, когда аббатство достигло апогея своего политического значения в империи, задокументирована активная строительная деятельность, в ходе которой почти все здания, используемые монастырем, постепенно перестраивались. Однако, кроме собора, нет видимых остатков каких-либо построек этого периода.

Второй комплекс: с 1615 по 1630 год аббат Томас Вунн приказал восстановить все здания монастыря и аббатства, а также некоторые хозяйственные постройки мастером-строителем Бальтазаром Сеуффом из Кемптена. Части здания также были спланированы и выполнены салемскими мастерами. В общей картине комплекс предстал гораздо более замкнутым, чем, вероятно, очень разнородный ансамбль прежних зданий после почти пяти веков дополнений и преобразований. Подробные виды и планы этих построек не сохранились; расположение комнат в значительной степени реконструируется по сохранившимся документам.

Здание имело три двора, самый большой из которых, квадратный двор монастырского корпуса, был окружен полностью застекленной галереей. На большой площади площадью 78 × 78 м располагались жилые помещения монахов, в восточном крыле — ризница, реликварий, зал капитула и согревальная комната, в южном — кухня и столовая ( трапезная); в западном крыле летняя трапезная и монастырь. Собор образовывал северное крыло трехэтажной площади. На востоке помещения аббатства, больница, школа для новичков и дом или часовня для больных были пристроены в форме подковы. Библиотека располагалась на верхнем этаже над часовней. Фасады были выдержаны в едином белом цвете и снабжены большими ступенчатыми фронтонами.

Амбициозный проект, вероятно, был создан по образцу феодальных жилых домов графств Верхней Швабии: замок Хайлигенберг был построен в 1559 году; резиденция в Мескирхе в 1557 году, замок принцев Вольфегг между 1578 и 1583 годами. Наряду с большой международной моделью Эскориала комплекс Зеффа стал образцом для монастырских зданий в стиле барокко в Австрии, таких как аббатство Шлиербах (перестроено в 1672 году) или Ламбахский монастырь (1678-1702). От постройки Ванна сохранилась только часть хозяйственной постройки, верхний длинный корпус, в котором сегодня находится Музей бондарного дела; остальное было уничтожено пожаром 1697 г. или вскоре после этого снесено в ходе нового строительства.

Здание монастыря: настоящее сооружение
При площади 180 × 90 м барочный комплекс существующего здания аббатства и монастыря является одним из крупнейших в своем роде на юге Германии. Здание было спроектировано форарльбергским мастером-строителем Францем Беером после разрушительного монастырского пожара 1697 года и возведено в течение десяти лет. При проектировании нового здания Бир ориентировался на здания-предшественники Зеуффа, а также на дворцы в стиле барокко на юге Германии. Модели также можно найти на иллюстрациях испанского иезуита Хуана Баутисты Вильяльпандо (1552–1608). Сама система пива стала задавать тенденции: в 1702 году монастырь Айнзидельн принял некоторые элементы салемского дизайна; Сам Бир построил подобное здание для аббатства Кайсхайм с 1716 года.

Комплекс состоит из двух продолговатых четырехэтажных площадей, соединенных с юга длинным поперечным флигелем, а с севера — собором. Зеркально-симметричный комплекс структурирован выступающими угловыми и центральными ризалитами, возвышающимися на полэтажа. Западный квадрант был монастырским зданием с монастырем и монастырским садом, который с северной стороны закрыт монастырем. Восточный квадрант был зданием аббатства с так называемым двором прелата; средний двор назывался садом послушников.

Внешние фасады и их фальшфрононы, украшенные завитками, были украшены Иоганном Георгом Виландом в конце 18 века в классическом стиле с охристыми бобышками, желтыми оконными рамами и ставнями. Оригинальные декоративные рамы в стиле барокко в стиле trompe l'oeil теперь снова можно увидеть во внутренних двориках. Отсылка к придворной архитектуре наиболее отчетливо видна на северной стороне здания аббатства. Здесь, с большим порталом, была создана достойная обстановка для придворных церемоний приема, которой не было ни в одном другом швабском аббатстве.

Многие залы великолепно обставлены лепниной, картинами и предметами искусства эпохи барокко, рококо и классицизма. Штукатурщики Михаэль Видеманн, Иоганн Шмуцер и его сыновья Франц и Йозеф, принадлежащие к школе Вессобрунн, выполняли лепнину с 1707 по 1710 год в ризнице, в монастыре, в трапезной, в реликварии и в Бернхардусганге. С 1706 года в Салеме работал Франц Йозеф Фейхтмайер. Среди прочего, он обставил Императорский зал и приемную аббата (сегодня монетный кабинет) статуями, бюстами и рельефными сценами. С сыном Фейхтмайера Йозефом Антоном Фейхтмайером, который принял мастерскую своего отца в 1718 году после смерти отца, Салем стал центром рококо на юго-западе Германии. Другие украшения исходят от партнера Фейхтмайера Иоганна Георга Дирра, его брата Франца Антона Дирра и его зятя Иоганна Георга Виланда, которые внесли изменение стиля в классицизм в Салеме.

здание монастыря
В здании монастыря (западный квадрант) когда-то располагались жилые помещения отцов, мирян и послушников, кабинеты настоятеля и настоятеля, диспутный зал и дом капитула. В южном поперечном флигеле, соединяющем обе части здания, размещались трапезная, кухни, переплетная и портняжная мастерские. Большинство комнат сейчас используются школой Салемского замка и закрыты для публики.

Художественным шедевром является Bernhardusgang, который принадлежит монастырю внутреннего двора и соединяет собор с монастырским зданием. Здесь находится самая ранняя лепнина семьи Шмуцер. Цикл картин Андреаса Брюггера изображает жизнь святого Бернара Клервоского, в южной и западной частях монастыря находятся лепные работы Йозефа Антона Фейхтмайера и серия портретов салемских аббатов. Первоначально монастырь окружал двор с четырех сторон; однако северная часть была снесена в 19 веке, чтобы дать собору больше света.

Летняя трапезная служила столовой для монахов, когда настоящая трапезная не использовалась. Великолепно обставленный зал с лепным потолком работы Видемана и мраморным входным порталом работы Каспара Бюхмюллера. Стены украшены картинами Йозефа Антона Герше, Якоба Карла Штаудера и Иоганна Михаэля Фейхтмайера, а также циклом из 14 религиозных святых художника из Тичино Якоба Пелланделлы (1725/26). Потолок украшен монументальным изображением Тайной вечери и другими библейскими мотивами, связанными с темой «духовной и материальной пищи». Большая изразцовая печь, которая когда-то обогревала помещение, украшена цветными глазурованными изразцами с библейскими мотивами и изображениями монахов, занятых ремеслами и сельским хозяйством. С 1854 года местная евангелическая община использовала помещение для церковных служб.

Здание аббатства
В здании аббатства (восточный квадрант) первоначально располагались больница, библиотека, монастырский архив, а также жилые помещения и офисы аббата. Здесь же размещались высокие гости. Приемные и служебные помещения аббатства особенно роскошны; личные покои и личная часовня аббата, с другой стороны, очень скромны и просты.

В двухэтажном библиотечном зале в западном крыле есть потолочная лепнина Франца Йозефа Фейхтмайера и классическая мебель из мастерской Иоганна Георга Виланда. Обширный цикл фресок, изображающих мотивы из Ветхого и Нового Заветов и истории аббатства, когда-то украшал стены; они были частично закрашены во время косметического ремонта.

Богато украшенный лепниной в стиле барокко и скульптурами примерно 1707 года находится Кайзерзал, в котором собраны статуи 16 римско-германских императоров и бюсты 16 пап, в которых монастырь видел своих самых важных покровителей. Дизайн комнаты повторял имперские залы раннего Нового времени в феодальных резиденциях и был призван подчеркнуть претензии Салема на имперскую непосредственность и поддержку идеи империи. Линия пап начинается со Стефана IX. и заканчивается Клементом XI. Ряд императоров начинается с Лотаря III Суплинбургского, последний год правления которого был 1137 г., когда было основано аббатство, и заканчивается Леопольдом I Габсбургским (1658–1705). Однако, чтобы продемонстрировать прерогативу церкви над империей, в монастыре папские бюсты были поставлены несколько выше фигур императоров. К 2012 году Kaisersaal был полностью отреставрирован.

сады и хозяйственные постройки
Территория монастыря обнесена стеной и раньше была доступна с запада через Верхние ворота (построены в 1778/79 г.) и с севера через Нижние ворота (1705/07 г.). Первоначально стена служила для защиты территории монастыря и для обозначения границы законной территории монастыря (эттер) в средние века. На востоке участка просторный сад в стиле барокко, на юге большая поляна с фруктовыми деревьями.

Хозяйственные постройки расположены к северу и западу от участка: конюшни, винный пресс и винодельня находятся в верхнем длинном здании, длинном крыле здания, отдельные части которого относятся к разным эпохам с 15 по 18 век. Здесь же располагались зал суда и тюрьма, поскольку монастырь имел низшую, а с 1637 г. и высшую юрисдикцию над своими территориями. Поэтому на соседнем холме также было место для виселицы. Школьные классы, демонстрационные мастерские и музеи теперь размещены в других бывших хозяйственных постройках.

К югу от здания монастыря разбросаны другие мастерские, такие как типография и столярная мастерская. Так называемая Новая школа была построена в 1791 году как школа для новичков с мансардной крышей, которая была современной в то время; позже он служил арендной конторой маркграфа, а сегодня - административным зданием. На западе, где местность немного возвышается, находятся Верхние ворота, построенные около 1778/79 г. по проекту Иоганна Георга Дирра в стиле классицизма. Нижние ворота в северо-восточном углу участка, рядом с нынешним входом для туристов, старше; Он был возведен Францем Беером между 1705 и 1707 годами как часть нового здания монастыря, но сгорел в 1732 году и был перестроен через три года по проекту Йозефа Антона Фейхтмайера. С 1739 г. служил аптекой. Бывшие декоративные фигурки из мастерской Фейхтмайера стали жертвами пожара в 1961 году. Первоначально основной маршрут движения проходил через двое ворот через территорию.

Сохранение
После того, как территория монастыря была конфискована герцогством Баденским, между 1807 и 1858 годами был снесен ряд зданий, в том числе огромная башня собора. Приходская церковь св. Леонарда рядом с верхними воротами, так называемые средние ворота и несколько других построек пали жертвой бережливости и сиюминутных потребностей жителей. «Одобренное властями беззаконие над памятником» (Георг Дехио) прекратилось только при правлении Фридриха I, правителя Бадена с 1852 по 1907 год. После затяжных споров о финансировании собор сначала ремонтировали с 1883 по 1892 год; В 1889 году началось восстановление поврежденного фасада монастыря. Реставрация шла рука об руку с образцовой для того времени концепцией охраны памятника: была предпринята попытка максимально сохранить историческую структуру и в то же время защитить здание от непогоды и дальнейшего разрушения.

После Второй мировой войны здание школы было модернизировано, так как количество учеников увеличилось. Верхнее длинное здание было преобразовано в жилые помещения школы-интерната. Хозяйственные постройки были отремонтированы и восстановлены как исторический фонд. Объездная дорога была построена в 1962 году - до этого транспортное сообщение между Юберлингеном и Салемом проходило через территорию монастыря через нижние и верхние ворота.

Вторая реставрация здания монастыря была инициирована в 1979 году Государственным управлением памятников земли Баден-Вюртемберг. Ремонт фасадов и крыш площадью около 3,6 га монастырского здания был завершен в 1990 году. С 1997 по 2002 год конструкция собора была закреплена, а комплексная реставрация интерьера еще не завершена.

В 2006 году внимание общественности было привлечено к попытке Бернхарда, принца Баденского, и правительства земли Баден-Вюртемберг под руководством Гюнтера Эттингера собрать средства на ремонт дворца путем выставления на продажу бывших культурных ценностей Бадена (дело о культурных ценностях Карлсруэ). . По словам Бернхарда фон Бадена, с начала 1990-х годов семья владельцев потратила на реконструкцию здания около 30 миллионов евро. Дом Баденов хотел использовать выручку от продажи, которая, согласно общественным протестам, должна достаться не частным лицам, а государству, для создания фонда, доходы от которого пойдут на сохранение Салемского замка. [19] 3 ноября 2008 года Бернхард, принц Баденский, и премьер-министр земли Баден-Вюртемберг Гюнтер Эттингер договорились, что Салемский замок будет передан земле Баден-Вюртемберг за 60,8 миллиона евро.

Другие постройки монастыря
Паломническая церковь Бирнау была построена в 1747-1750 годах форарльбергским мастером-строителем Петером Пальцем. Он расположен в нескольких километрах к югу от Салема на вершине холма над Боденским озером. «Бирнау» заменил небольшую паломническую церковь недалеко от Юберлингена, которая на протяжении веков была спором с городом. В отличие от простого собора, он был украшен великолепными фресками, которые должны были убедить мирян в величии Бога в ходе Контрреформации. Сегодня «Бирнау» принадлежит австрийскому цистерцианскому аббатству Веттинген-Мехрерау и является одной из самых посещаемых достопримечательностей и мест паломничества на Боденском озере.
Замок Маурах в стиле барокко на берегу Боденского озера под паломнической церковью Бирнау изначально был поместьем с пристанью для кораблей, а позже также служил летней резиденцией аббатов.
Замок Мюнхоф недалеко от Айгельтингена был построен в 1787 году и предназначался для использования в качестве официального здания для управления окружающей монастырской собственностью. После 1947 года это был дом престарелых Огюста Виктории фон Гогенцоллерн-Зигмаринген.
Часовня Стефансфельд в районе Штефансфельд, недалеко от монастыря, была построена Францем Беером, архитектором монастырского здания, между 1707 и 1710 годами. Она выделяется своим необычным центральным зданием с куполообразной крышей. Рядом с церковью изначально располагалось мирянское кладбище прихода. Здесь похоронены Йозеф Антон Фейхтмайер и Иоганн Георг Дирр, создатели многочисленных произведений искусства Салемского монастыря.

 

Посещение Залемского монастыря и замка

Можно посетить территорию монастыря и Салемский замок. В сентябре 2014 года были открыты два новых музея.

туризм
Замок Салем, который ежегодно посещают около 130 000 человек, имеет национальное значение как туристическая достопримечательность. Государственные дворцы и сады Баден-Вюртемберга и Администрация Салемского дворца несут ответственность за уход за комплексом.

Кафедральный собор и часть бывших монастырских комнат можно посетить за плату в группах с гидом. Дополнительные достопримечательности включают музей пожарной охраны, музей бондарного дела и демонстрационные мастерские для различных предприятий декоративно-прикладного искусства. В рамках программы мероприятий в Салемском замке проходят тематические дни, концерты и выставки.

Музей «Шедевры Императорского аббатства»
По состоянию на сентябрь 2014 года Государственный музей Бадена в Карлсруэ как филиал музея прелатуры представил выставку «Шедевры Императорского аббатства». Алтарь Марии работы Бернхарда Стригеля (1460-1528) впервые показан вместе с главным алтарем и боковыми крыльями. На алтаре изображены позолоченные двенадцать апостолов и Мария. Боковая створка изображает рождение Христа в виде ночного образа. Также представлены деревянные скульптуры в стиле рококо работы Йозефа Антона Фейхтмайера. Этапы строительства монастыря до монастырского пожара 1697 года и нового здания в стиле барокко после него показаны виртуально в фильме.

Музей пожарной охраны
Музей пожарной охраны простирается на первом и втором этажах Зеннхофа в самой дальней части монастыря. Здесь признается, что после разрушений, причиненных монастырским пожаром 9 и 10 марта 1697 года, монахи купили два пожарных рукава у констанцского производителя пожарных рукавов Rosenlecher для превентивной противопожарной защиты. На выставке представлены ручные опрыскиватели с механическим, паровым и моторным приводом и разработки компаний Daimler, Kurtz, Magirus и Metz, а также форма и знаки различия пожарных.

Ворота
Доступ в сегодняшний музей осуществляется через входной павильон. Со времен монастыря сохранились трое ворот. Нижние ворота (идущие из Салема) представляют собой многоэтажное здание с воротами в стиле барокко и служили великолепным входом во времена монастыря. Stockacher Tor ведет к хозяйственным постройкам в нижнем и верхнем длинном здании и к винному погребу. Верхние ворота (в сторону Юберлингена) построены в стиле классицизма.

конный пруд
Пруд для лошадей расположен во дворе возле Stockacher Tor и использовался для поения лошадей, чистки упряжек и в качестве источника воды. Это часть Аахского канала, который проходит под землей через территорию монастыря.

Автомобильный музей
Раньше в замке был автомобильный музей, Автомобильный музей Салемского замка. На ней были выставлены спортивные и гоночные автомобили. Это можно задокументировать с августа 1976 года по июнь 1977 года.

 

Отступления

Некоторые салемские аббаты и монахи были выходцами из высшей знати и богатой буржуазии. Однако значительная часть была также набрана из крестьянских семей окрестных деревень; например, около трети настоятелей с начала XVI века были выходцами из подданных монастыря. Эта большая социальная мобильность была довольно необычной по сравнению с жесткой социальной структурой того времени: человек из простого народа, такой как аббат Иоганнес II Шарпфер (1494–1510), мог даже стать членом имперского полка.

Как обычно у цистерцианцев, в штат монастыря входили многочисленные братья-миряне (также называемые конверсами). Они жили отдельно от монахов и, в отличие от них, носили бороду, из-за чего их еще называли fratres barbati. Среди них были мельники, пекари, ткачи, плотники, сельскохозяйственные рабочие, а также высококвалифицированные архитекторы, скульпторы и инженеры. Братья-миряне возделывали поля и управляли товарами, мастера работали в собственных монастырских мастерских. С 15 века их доля продолжала снижаться. Для более крупных работ обычно нанимали мастеров со стороны; однако монастырь мог сам позаботиться о мелком обслуживании и богослужебной утвари. Например, часовой механизм паломнической церкви Бирнау, вероятно, был изготовлен монастырским часовщиком около 1750 года.

Наибольшее количество жителей – 310 монахов и мирян – монастырь имел в начале 14 века. Многочисленные войны, а также снижение привлекательности монашеской жизни привели к тому, что число монахов сократилось на протяжении веков. К концу 15 века монашеская дисциплина постепенно ослабла. Обуздание бродяжничества стало серьезной проблемой для монастырской администрации. В частности, монахи из аристократических семей больше не видели религиозного удовлетворения в монашеской жизни, а скорее удобную гарантию удовлетворения основных потребностей. Новые полномочия, дарованные папой Павлом II настоятелю монастыря в 1468 году, позволили наказывать заблудших монахов и постепенно восстанавливать монашеский порядок. Тем не менее, количество монахов продолжало сокращаться, пока Салем временно полностью не обезлюдел к концу Тридцатилетней войны. Во второй половине 18 века монастырь вновь пережил подъем, так что при его закрытии в 1804 году вновь насчитывалось 78 жителей.

герб
Четыре герба императорского аббатства состоят из трех гербов:
Герб Бернхарда фон Клерво: черный, двухрядная, серебристо-красная полоса в клетку.
Герб основателя монастыря Гунтрама фон Адельсройте: черный баран на золотом фоне.
Разделенный герб второго донора, епископа Зальцбургского Эберхарда II: справа стоящий черный лев в золоте, повернутый вправо, слева серебряная полоса красного цвета.

Над щитом митра и посох. Кроме того, у имперского аббатства также был черный герб с золотым львом, держащим золотой посох, окруженный буквой «S» в передних лапах.

Герб: Konstanzer Konzilsbuch показывает показанный герб под заголовком: «достойный г-н Конрад апт цу Зальменшвейлер»: четвертовал; 1-й и 4-й: черным цветом двойной ряд косых полос в красную и серебряную клетку; 2-й: сплит из золота и красного, впереди черный лев, сзади слиток серебра; 3: в золоте черный баран. Рядом с гербом настоятельская шапка (инфул), сквозь которую воткнут жезл.

Рукописи и библиотека
Как и в каждом цистерцианском аббатстве, в Средних веках в Салеме был свой скрипторий. Значительное книжное производство началось во время правления аббата Эберхарда фон Рордорфа (1191–1240). Основной задачей скрипторов было копирование богослужебных книг, которые правительство ордена считало авторитетными. Сохранилось значительное количество рукописей, созданных в Салеме с 13 по 16 века, в том числе проповеди на диалекте района Салема примерно с 1450 года. Зеленые, красные и синие усики и декоративные вставки используются для ранних салемских иллюминаций, типичных для цветков полипа. ; фигуративные иллюстрации довольно редки.

На протяжении веков книги покупались извне, в частности, аббаты 18 века пополняли библиотеку покупками рукописей. С 1611 года Салем был одним из первых немецких цистерцианских монастырей, имевших собственную типографию, которая сначала выпускала небольшие литургические печатные издания, а затем также принимала заказы извне. Тем не менее, многие антифонарии и другие богослужебные произведения продолжали использоваться в ручных копиях.

Монастырский пожар 1697 года пощадил монастырский архив и библиотеку, находившиеся в несгораемых хранилищах. Однако ценная справочная библиотека настоятеля была уничтожена, где

«Известная всякая хорошая книга, в том числе прекрасная оригинальная рукопись Concili Constantiensis, которую хотели спасти из библиотеки, находившейся в большой опасности, но сгоревшей и сгоревшей и сгоревшей в дыму».

Сожженный «оригинальный манускрипт» представлял собой официальное собрание файлов Констанцского собора, в том числе хронику собора Ульриха Рихенталя, которая считалась сокровищницей документов международного значения в Салеме в ранний современный период.

В 1826/27 году Гейдельбергский университет купил библиотеки Салема и Петерсхаузена в качестве основы для восстановления университетской библиотеки, которая сильно пострадала во время войн 17 и 18 веков. Около 60 000 книг, 495 томов рукописей с 9 по 18 века и 30 000 гравюр перешли из рук в руки. С тех пор собрание рукописей Салема можно найти под sigel Cod.(ices) Sal.(emitani) в библиотеке Гейдельбергского университета.

Монастырский архив велся на протяжении веков и считается одним из самых обширных сохранившихся монастырских архивов на юге Германии. Уже в Средние века он считался настолько надежным, что ему доверяли императорские документы. Большая часть архива находится в Генеральном государственном архиве в Карлсруэ с 1889 года и содержит около 8000 документов, 1000 томов счетов, 350 томов протоколов и большое количество других файлов и рукописей. Небольшая часть архива осталась в Салемском замке и в приходском архиве общины. Из-за своей большой протяженности на сегодняшний день он был разработан лишь частично в результате исследовательской работы.

Сельское хозяйство и виноградарство
Экономическая претензия цистерцианских монастырей изначально заключалась в сельскохозяйственной самодостаточности. Однако, как и многие монастыри, Салем быстро производил излишки за счет сельского хозяйства, которые затем можно было продавать в близлежащих городах. В течение 14 и 15 веков денежное хозяйство, торговля недвижимостью и налоговые поступления от подданных все чаще становились источниками дохода Салема. Тем не менее, сельское хозяйство, которым первоначально занимались салемские монахи и братья-миряне, но все чаще фермеры-арендаторы, оставалось важным фактором.

Монастырь имел на обширной территории усадьбы, которыми руководили миряне. Помимо прочего, они выращивали урожай и разводили скот. В соответствии с климатом и географическим положением, Салем также выращивал фрукты - некоторые с фруктовыми садами на территории монастыря - лесное хозяйство и рыболовство на Боденском озере и в специально созданных рыбных прудах в окрестностях, некоторые из которых существуют до сих пор ( Салемер Клостервейхер ). . Еще в 14 веке Салем имел городские дворы в более чем 31 городе в окрестностях, через которые продавались товары. Самыми важными городскими судами являются Salmannsweiler Hof в Констанце, который вскоре был расширен для размещения высокопоставленных гостей (говорят, что король Сигизмунд жил там во время Констанцского собора), а также дворы в Биберах-на-Рисе, Эхингене, Мескирхе и Пфуллендорф. Городские суды были в основном освобождены от налогов и, таким образом, составляли важную основу монастырской экономики.

Виноделие, которое восходит к 9 веку в районе Боденского озера, играло важную роль для Салема. Монастырь систематически расширял свои владения и со временем стал владельцем виноградников по всему северному берегу Боденского озера, от Зипплингена на западе до Фридрихсхафена на востоке, в Берматингене, Маркдорфе и даже в Нюртингене в Вюртемберге. Около 1500 г. Салему принадлежало около 2500 га виноградников; До опустошительной Тридцатилетней войны винодельни Салема производили около 512 000 литров вина в год. Вино, обычно очень плохого качества в средние века, также было столовым напитком монахов. В 17 и 18 веках вкус вина улучшился, и, таким образом, как роскошная еда, оно также стало коммерческим фактором; Вина Salemer продаются по всей южной Германии. Мощный винный пресс до сих пор можно увидеть в Музее бондарного дела в Салемском замке.

Плохое благосостояние
Забота о бедном населении всегда была важной социальной задачей монастыря. В Средние века речь не шла о перераспределении богатства, поскольку сословная система рассматривалась как божественная. Скорее, милосердие и благотворительность относились к духовным задачам монахов. Один или два раза в неделю хлеб и другие продукты раздавались беднякам Салема у Нижних ворот. Также поддерживались нищенствующие ордена, такие как капуцины в Юберлингене.

Однако по мере роста могущества и престижа монастыря бедность в стране все больше воспринималась как социальная проблема, требующая особого внимания. Многочисленные уволенные солдаты, сироты, ланскены и прочие бродяги кочевали и жили на подаяния монастырей или за счет воров и набегов. Поэтому для сдерживания и контроля проблемы была необходима «хорошая политика». Поэтому в сотрудничестве с соседними территориями Салем издавал постановления о нищенстве и милостыне с середины 16 века, не запрещая, однако, самого попрошайничества. Фиксированные деревенские охранники проверяли их соблюдение. Только в 1722 году монастырь издал запрет на попрошайничество, которым обязался поддерживать нуждающихся. Бродячие нищие, не прибывшие с территории Салема, могли быть изгнаны. В 1783 году в соседнем Веспахе был открыт приют для местных бедняков. Поэтому лица, имевшие право на милостыню, регулярно подвергались статистическому учету. Около 1600 г. около четверти населения окрестных городов нуждалось в поддержке, а около 1800 г. - без сомнения, также из-за огромного улучшения экономической ситуации - только около пяти процентов.