Бассы, Греция

Бассы

 

Описание Бассы

Бассы (латынь: Bassae, древнегреческий: Βάσσαι - Bassai, что означает «маленькая долина в скалах») является археологическим объектом в Ойхалии, муниципалитете в северо-восточной части Мессения, Греция. В классической древности он был частью Аркадии. Бассы находится недалеко от деревни Склирос, к северо-востоку от Фигалии, к югу от Андрицаны и к западу от Мегаполиса. Он славится хорошо сохранившимся в середине-конце V в. до н.э. храмом Аполлона Эпикурия.

Хотя этот храм географически удален от основных городов Древней Греции, он является одним из самых изученных древнегреческих храмов из-за его множества необычных особенностей. Бассы был первым греческим сайтом, который будет включен в Список всемирного наследия (1986 год). Его строительство расположено между 450 г. до н.э. и 400 г. до н.э.

 

Достопримечательности Бассы

Храм Аполлона Эпикуриоса
Храм был посвящен Аполлону Эпикуриосу («Аполлон помощник»). Предполагалось, что архитектором этого храма был сам Иктинос, архитектор Афинского Парфенона. Древний писатель Паусаниас восхваляет храм как затмевающий все другие, кроме Храма Афины Алеи в Тегее, красотой своего камня и гармонией его строительства. Он находится на высоте 1 131 м над уровнем моря на склонах горы Котилион.

 

История храма Аполлона Эпикурия
Храм был посвящен Аполлону Эпикуриосу («Аполлону-помощнику»). Он расположен на высоте 1131 метр над уровнем моря на склонах горы Котилион. Его строительство находится между 450 г. до н.э. и 400 г. до н.э. Предположительно, он был спроектирован Иктиносом, архитектором афинского Парфенона.

Древний писатель Павсаний восхваляет этот храм, затмевающий все остальные, кроме храма Афины Алеи в Тегее, красотой камня и гармонией конструкции.

Павсаний описал это во 2 веке:
Фигалия окружена горами, слева — гора Котилиос. . . Расстояние от города до горы Котилиос около сорока стадий. На горе есть место, называемое Бассаи, и храм Аполлона Эпикурия (Помощника), который, включая крышу, каменный. Из храмов на Пелопоннесе этот мог бы быть поставлен первым после храма в Тегее из-за красоты камня и симметрии. Аполлон получил свое имя за помощь, которую он оказал во время чумы, точно так же, как афиняне дали ему имя Алексикакос (Отвратитель зла) за то, что он отвратил от них чуму. Именно во время войны между пелопоннесцами и афинянами он также спас фигалийцев, и только тогда; свидетельством тому являются две фамилии Аполлона, имеющие практически одно и то же значение, а также тот факт, что Иктин, архитектор храма в Фигалии, был современником Перикла и построил для афинян так называемый Парфенон. В моем повествовании уже говорилось, что плиточное изображение Аполлона находится на рыночной площади Мегаполиса.

Он использовался до 4 или 5 века нашей эры, когда все языческие храмы были насильственно закрыты во время преследований язычников в поздней Римской империи.

Строительство и отделка
Храм ориентирован с севера на юг, в отличие от большинства греческих храмов, ориентированных с востока на запад; его главный вход с севера. Это было вызвано ограниченным пространством на крутых склонах горы. Чтобы обойти это ограничение, сбоку от храма была помещена дверь, возможно, для того, чтобы впустить свет, чтобы осветить культовую статую.

Храм относительно скромных размеров, со стилобатом размером 38,3 на 14,5 метра[6], содержащим дорический перистиль шести на пятнадцать колонн (гексастиль). Крыша оставляла центральное пространство открытым для доступа света и воздуха. Храм был построен полностью из серого аркадского известняка, за исключением фриза Bassae, который был вырезан из мрамора (вероятно, в древние времена окрашенного краской). Как и в большинстве крупных храмов, в нем есть три «комнаты» или крыльца: пронаос, плюс наос и опистодомос. В наосе могла находиться культовая статуя Аполлона, хотя также предполагается, что единственная «протокоринфская» капитель, обнаруженная Чарльзом Робертом Кокереллом и впоследствии потерянная в море, могла возвышаться над единственной колонной, стоявшей в центре наоса. , и были задуманы как аниконическое изображение Аполлона Бореалиса. В храме отсутствуют некоторые оптические изыски, характерные для Парфенона, такие как слегка изогнутый пол, хотя колонны имеют энтазис.

Храм необычен тем, что в нем есть образцы всех трех классических ордеров, использовавшихся в древнегреческой архитектуре: дорического, ионического и коринфского. Дорические колонны образуют перистиль, в то время как ионические колонны поддерживают интерьер, а единственная коринфская колонна находится в центре интерьера. Коринфская капитель — самый ранний образец ордера, обнаруженный на сегодняшний день.

Он был относительно скудно украшен снаружи. Однако внутри был сплошной ионический фриз, показывающий, как афиняне сражаются с амазонками, а лапифы сражаются с кентаврами. Метопы этого фриза были удалены Кокереллом и доставлены в Британский музей в 1815 году (их до сих пор можно увидеть в галерее 16 Британского музея, недалеко от мрамора Элгина). Кокерелл украсил стены Большой лестницы Эшмоловского музея и Клуба путешественников гипсовыми слепками того же фриза.

Повторное открытие и удаление британцами
Храм был замечен впервые в ноябре 1765 г. французским архитектором Ж. Боше, который строил виллы на Занте и совершенно случайно наткнулся на него; он узнал его по месту, но когда вернулся, чтобы еще раз взглянуть, его убили бандиты. Чарльз Роберт Кокерелл и Карл Галлер фон Халлерштейн, получив скульптуры на Эгине, надеялись на новые успехи в Бассе в 1811 году; Однако все тщательные зарисовки этого места, сделанные Галлером, были потеряны в море.

 

Это место было исследовано в 1812 году с разрешения Вели-паши, турецкого командующего Пелопоннесом, группой британских антикваров, которые сняли 23 плиты с фриза ионической целлы и перевезли их на Занте вместе с другими скульптурами. Заявления Вели-паши о находках были замалчены в обмен на небольшую взятку, и фриз был куплен на аукционе Британским музеем в 1815 году. Метопы этого фриза были удалены лично Кокереллом. Скульптуры фризов были опубликованы в Риме в 1814 году и официально Британским музеем в 1820 году. Другие поспешные визиты привели к дальнейшим публикациям. Первые полностью опубликованные раскопки были начаты только в 1836 году; его осуществили русские археологи, среди которых живописец Карл Брюллов. Возможно, самым поразительным открытием стала обнаруженная на сегодняшний день древнейшая коринфская капитель. Некоторые из найденных артефактов выставлены в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.

В 1902 году Афинское греческое археологическое общество провело систематические раскопки под руководством археолога Константиноса Куруниотиса вместе с Константиносом Ромаиосом и Панайотисом Каввадиасом. Дальнейшие раскопки проводились в 1959, 1970 и 1975–1979 годах под руководством Николаоса Ялуриса.

Сохранение
Удаленность храма — Павсаний — единственный древний путешественник, чьи замечания о Бассах сохранились, — способствовала его сохранению. Другие, более доступные храмы были повреждены или разрушены войной или сохранены только за счет преобразования их в христианские нужды; Храм Аполлона избежал обеих этих участи. Из-за удаленности от крупных мегаполисов здесь также меньше проблем с кислотными дождями, которые быстро растворяют известняк и повреждают мраморную резьбу.

Храм Аполлона в настоящее время покрыт белым шатром, чтобы защитить руины от непогоды. Работы по консервации в настоящее время проводятся под наблюдением Комитета по сохранению храма Аполлона Эпикуриоса Министерства культуры Греции, который базируется в Афинах.