Спарта, Греция

Спарта

 

Транспорт
Отели, хостелы и прочие

 

Описание Спарта

Спарта является административной столицей префектуры Лакония, Греция. Город был возведен по указу короля Отто Греческого Нынешний город Спарта был построен в 1834 году недалеко от места древнего города. С его широкими, выровненными по деревьям бульварами город был спроектирован как образец для всех греческих городов. Современный город по-прежнему отражает это оригинальное видение, и это очень приятный и зеленый город, расположенный на фоне пышных холмов. Спарта расположена в долине реки Евротас к востоку от горы Тайгето, которая достигает высоты 210 м.

 

Как сориентироваться

План города Спарты очень простой. С севера на юг его пересекает главная дорога Кон/ноу Палеологу, которая пересекается с Леофом. Ликургу. Пересечение двух улиц соответствует центру. А древний город расположен севернее на холме за муниципальным стадионом. Здесь мы находим агору и древний театр.

 

Достопримечательности Спарты

От древнего города, стоявшего в непосредственной близости от нынешней Спарты, сохранилось немного археологических находок: остатки святилища Артемиды Орфии, датируемого началом IX века, акрополя с храмом Афины Халкиойки. и театр эллинистически-римской эпохи.

1 Археологический музей Спарты, 71, Осиу Никонос, ☎ +30 2731 021516. 2 евро за полную стоимость, 1 евро скидка (февраль 2018 г.). 8:00-15:00. Здесь сохранилось множество артефактов, найденных в старой Спарте в 1910 году.
2 Музей оливкового и греческого оливкового масла, 129, «Отонос-Амалия», ☎ +30 2731 089315. 3,00 евро полная цена, 1,50 евро скидка. С 1 марта по 15 октября: среда-понедельник с 10:00 до 18:00. С 16 октября по 28 февраля: среда-понедельник с 10:00 до 17:00. История производства оливкового масла от доисторических времен до начала 20 века.
3 Статуя Леонида, Триакосион 77 (возле стадиона). Статуя спартанского царя, который доблестно погиб при Фермопилах с 300 солдатами, чтобы остановить наступление персов.
4 Галерея «Кумантариос» – Национальная художественная галерея Спарты, Кон/ноу Палеологу 123, ☎ +30 2731 081822. Среда-Пн: 8:30 – 15:30. Галерея искусств.
5 Ратуша Спарты, Леоф. Ликургу 89. Ратуша расположена на большой площади в центре города со статуей спартанского героя.

 

Акрополь Спарты

6 Акрополь Спарты. бесплатно (май 2018 г.). Пн-Вс 08:00-18:00. Остатки храма Афины Халкиойкос на вершине Акрополя и большой византийской базилики, датируемой 10 веком нашей эры. На южной стороне акрополя находится древний театр раннего имперского периода. В нем сохранен оркестр и часть зрительного зала. Раскопки, проведенные Британской археологической школой в Афинах, выявили наличие украшенных магазинов, обслуживающих людей, посещающих театральные представления.
7 Древний театр Спарты (Αρχαίο Θέατρο Σπάρτης). Недавно открытый театр относится не к греческой эпохе, как можно было бы подумать, а к римской эпохе. На самом деле оно датируется III-II веком до нашей эры. От него остались лишь форма партера и несколько ступенек лестницы. Кроме того, с правой стороны от прилавков находится подпорная стенка, полная греческих надписей, свидетельствующих об отпечатке прошлого.
8 Храм Афины Халкиойкос. Он является одним из самых важных в городе и был раскопан в начале 20 века. Храм древний микенского периода, т.е. VIII века до нашей эры. Его использовали до 4 века нашей эры. когда его пожертвовали и наверху построили дома. Этот храм связан с историческим событием, произошедшим с царем Павсанием, а также командующим армией в битве при Платеях в 479 году до нашей эры. Его обвинили в симпатиях к персам, и по этой причине после периода наблюдения потребовали его ареста, но он укрылся внутри святилища. Чтобы не осквернять место, где его заперли, пока, умирая от голода и жажды, его не схватили и не убили. Святилище имело важное значение, поскольку именно здесь заканчивались различные процессии, связанные с жизнью юных спартанцев и взрослых воинов, а перед ним праздновались военные и спортивные победы. Внутри было найдено множество статуй, в том числе мраморный торс солдата-гоплита, известного как Леонид, который сейчас находится в музее Спарты.
9 Базилика Сан-Никоне. Здание датируется VI-VII веками. Это важная церковь, считающаяся собором лакедемонян.
10 Круглое здание. Круглое здание было построено по периметру холма из каменных блоков, удерживающих землю на поверхности, которую затем сделали плоской. Памятник был изменен из-за присутствия византийской церкви X века на западе, что изменило целостность памятника. В поверхностной части находился пол с круглой колоннадой и статуями. В действительности этот памятник до сих пор не идентифицирован.
11 Римская Стоа. К востоку от круглого здания находится римская стоа, датируемая 125–150 годами нашей эры. как южная граница агоры. Здание дорического ордера имело размеры 187x14 метров и было ориентировано по оси восток-запад. С восточной стороны располагались арочные колоннады. В византийский период между 12 и 14 веками структура претерпела серьезные изменения.
12 Агора Спарты. Агора Спарты была обнаружена в 1960-х годах, обнажая угол стои и часть многоугольных стен. Стоа расположена к северу от круглого памятника. Были также обнаружены фундаменты других византийских зданий, что является признаком частичного использования этой территории. По словам археолога Хрисантоса Христу, проводившего раскопки, здание датируется III-IV веками до нашей эры. В здании также была найдена статуя Джулии Аквилии Северы III века до нашей эры. Памятник связан с персидской стоей, также описанной Павсанием, который говорил об элементах, захваченных у персов и использованных в качестве украшения.

Мистра

 

Другие археологические памятники

В городе полно мелких археологических памятников, которые можно посетить за несколько минут. Многие из них недоступны, а в некоторых случаях даже едва заметны из-за сорняков.

13 Леонидион (Гробница Леонидаса), Агидос 77. Каменные блоки, возможно, из древнего храма, широко известного как Гробница Леонидаса, реальная функция которого до сих пор подвергается сомнению.
14 Святилище Артемиды Орфии, Клеомен 4.
15 Алтарь Еврота.
16 Древнее святилище.
17 Термы и Римская дорога, Триакосион. Останки видны вдоль дороги, но за зданием, с северной стороны, останки продолжаются.
18 Римская вилла (Вилла делла Медуза).
19 Римская вилла (Вилла Эврикла).
20 Психический Алтарь.
21 Остатки церкви (Τρίκογχος Βυζαντινός ναός).
22 Позднеримский и византийский термальный комплекс.
23 Византийская церковь. Трехнефная церковь X века. 

 

Мероприятия и вечеринки

летний культурный фестиваль. Лето. Фестиваль с музыкальными и театральными мероприятиями. редактировать
Спартатлон. Сентябрь. Международное спортивное мероприятие по бегу на длинные дистанции.
Фестиваль оливок и оливкового масла в муниципалитете Оинунтас. Первые выходные августа.

 

Транспорт

На самолете
Ближайший аэропорт — аэропорт Каламаты (IATA: KLX). где сезонные рейсы из городов Италии выполняют авиакомпании Ryanair (Бергамо, Милан-Мальпенса) и Volotea (Венеция). Оттуда вам придется проехать по извилистой, но панорамной дороге длиной 66 км, проходящей через гору Тайгет.

Афины - Спарта: 9 дневных автобусов, которые работают в течение 4 часов
Каламата - Спарта: каждый день в 09:15 (кроме субботы и воскресенья) и 14:30

 

На машине
До Спарты можно добраться из Триполи с севера по автомагистрали E961, дорога продолжается до Гифио.

С запада Маршрут 82 ведет из Каламаты через горы Тайгет в Спарту.

Автобусом
Автовокзал (КТЕЛ) (расположен в восточном конце улицы Ликург).
Афины-Спарта: 9 рейсов в день.
Каламата – Спарта: 09:15 (пн-пт) и 14:30 (пн-вс).
Дополнительные рейсы (кроме воскресенья) в Мистрас.

 

Местный транспорт

На такси
Ниже представлены городские радиотакси:
Леонидас, ☎ +30 2731024100.
СпартаТакси, ☎ +30 2731200200.

 

Отели, хостелы и прочие

Бюджетный вариант
1 Apollon Отель, 84, Thermopylon Str, e-mail: 27310 23936 +30 27310 23936. 2-звездочный отель
2 Cecil Отель, 125, K. Paleologou Str, ☎ +30 27310 24980, факс: +30 27310 81318, +30 27310 24980, e-mail: hotelcecilsparta@gmail.com. 1-звездочный отель
3 Lakonia Отель, 89, K. Paleologou Str, ☎ +30 27310 28951-2, факс: +30 27310 82257, e-mail: info@lakoniahotel.gr. 2-звездочный отель
4 Sparta Inn Отель, 109, Thermopylon Str, ☎ +30 27310 21021-3, +30 27310 20421-3, факс: +30 27310 24855, e-mail: info@spartainn.gr. 2-звездочный отель

Средней стоимости
5 Maniatis Отель, 72-76, Kon. Paleologou Avenue & Lykourgou Str, ☎ +30 27310 22665, +30 27310 29991, факс: +30 27310 29994, e-mail: info@maniatishotel.gr. 3-звездочный отель
6 Menelaion Отель, 91, K. Paleologou Avenue, ☎ +30 27310 22161, факс: +30 27310 26332, e-mail: info@menelaion.gr. 3-звездочный отель

 

Географический контекст

Древняя Спарта располагалась посреди долины Еврота (в так называемой Лакедемонской котловине, на западном берегу реки) и была окружена невысокими холмами (акрополь и Клараки на севере, Евангелистрия на западе и Тумбано и Ксении на юго-восток) и у ручья Магулица (юго-запад). Первоначально он состоял из четырех коммун-районов: Киносура, располагавшаяся на двух холмах к юго-востоку от города, Питани, расположенная к западу (на месте сегодняшней Магулы), Лимнес, простиравшаяся на восток до Евротаса, и Месоа, центральное поселение древней Спарты, возникшее в районе «гробницы Леонида». Позже было добавлено пятое поселение — Амикл.

По словам историка Фукидида, в V веке до нашей эры спартанское государство занимало две пятых Пелопоннеса, примерно 8500 квадратных километров, что в три раза превышало площадь Афин. Он включал в себя две основные области, разделенные горными хребтами.

Лакония, если мы хотим ее определить строго, ограничена на западе горой Тайгет, а на юге и востоке Миртовым морем. Ее границы на севере были переменчивы: в 545 г. до н. э. Спарта под предводительством своего царя Экестрата завоевала плодородную равнину Кинурия, которую, согласно легенде, колонизировал Кинорос, сын Персея из Аргоса. С тех пор границы региона проходят по окраинам Тиреи (близ современного Астроса), территории графства Тира и Прасии были естественными границами и никогда не терялись от Спарты, южной части горы Парфенио, долины Еврота. (включая Скиритиду), а затем область у подножия Хельмоса, которую отождествляют с Вельминатидой.

Мессиния, завоеванная во время одноименных войн, ограничена на севере рекой Неда и Аркадскими горами, на востоке горой Тайгет, на юге Мессинским заливом и на западе Ионическим морем. В его состав входят крупные горные массивы, среди которых горы Кипариссия и Итоми. В центре находится долина Мессиния, орошаемая рекой Памисос.

Первоначально Лаконское государство состояло из четырех округов: Конура, Лимнаи, Мессоа и Питана. Пятый, на расстоянии нескольких километров, Амыклай, добавился в неизвестное время.

 

Спарта в легендах

Путешественник Павсаний дает богатые сведения о мифологическом происхождении многих из вышеперечисленных характерных топонимов. По преданию спартанцев, первым царем их страны (которая в то время так не называлась) был Лелег. По его имени жителей также называли Лелегами. У царя было двое детей: Милис и Поликаон. Второй женился на дочери аргосского царя Триопа, красавице Мессене. Она, понимая, что ее муж как второй ребенок никогда не вступит на престол, убеждала его покинуть страну. Миновав горы, они обнаружили большую и плодородную равнину. Там они построили город Мессину. Поликаонас стал царем этой страны, которую он также назвал в честь своей жены Мессинии.

В Спарте Лелега сменил Милис, а Милиса - Еврот. Этот умный король был вдохновлен на великолепное произведение. Долина, в которой располагалась его страна, была затоплена рекой, образовавшей большое озеро. Со строительством канала река ограничилась руслом, оставив плодородную долину свободной. Таким образом, река была названа в честь царя Еврота. Еврот не оставил потомства мужского пола, но у него была дочь Спарта. Преемником был назначен ее жених Лакедемон. Этот король дал свое имя своей стране. В качестве своей столицы он построил город, который назвал Спартой в честь своей жены. Он также дал имя своей матери, Тайгеты, огромной горе, отделявшей его страну от Мессинии. Наконец, его сын Амиклас также оставил свое имя в истории, построив город, известный как Амиклай.

Отмечается, что героями троянского цикла были, согласно устному преданию, потомки этих лиц: Елены, Клитемнестры, Диоскура и Пенелопы.

 

История Спарты

Путешественник Павсаний дает богатые сведения о мифологическом происхождении многих из вышеперечисленных характерных топонимов. По преданию спартанцев, первым царем их страны (которая в то время так не называлась) был Лелег. По его имени жителей также называли Лелегами. У царя было двое детей: Милис и Поликаон. Второй женился на дочери аргосского царя Триопа, красавице Мессене. Она, понимая, что ее муж как второй ребенок никогда не вступит на престол, убеждала его покинуть страну. Миновав горы, они обнаружили большую и плодородную равнину. Там они построили город Мессину. Поликаонас стал царем этой страны, которую он также назвал в честь своей жены Мессинии.

В Спарте Лелега сменил Милис, а Милиса - Еврот. Этот умный король был вдохновлен на великолепное произведение. Долина, в которой располагалась его страна, была затоплена рекой, образовавшей большое озеро. Со строительством канала река ограничилась руслом, оставив плодородную долину свободной. Таким образом, река была названа в честь царя Еврота. Еврот не оставил потомства мужского пола, но у него была дочь Спарта. Преемником был назначен ее жених Лакедемон. Этот король дал свое имя своей стране. В качестве своей столицы он построил город, который назвал Спартой в честь своей жены. Он также дал имя своей матери, Тайгеты, огромной горе, отделявшей его страну от Мессинии. Наконец, его сын Амиклас также оставил свое имя в истории, построив город, известный как Амиклай.

Отмечается, что героями троянского цикла были, согласно устному преданию, потомки этих лиц: Елены, Клитемнестры, Диоскура и Пенелопы.

 

Предыстория

Современным ученым сложно реконструировать предысторию Древней Спарты, так как письменные источники слишком далеки по времени от событий, уже сильно измененных устной традицией. Однако самым ранним достоверным свидетельством человеческого поселения в районе Спарты является находка керамики периода среднего неолита возле Куфовуноса, примерно в двух километрах к юго-западу от города. Это самые ранние следы самобытной микенской спартанской культуры, о которой упоминается в «Илиаде».

Эта цивилизация, похоже, пришла в упадок к концу бронзового века, когда греческие воинственные племена дорийцев из Эпира и Македонии спустились и поселились на Пелопоннесе. Дорийцы, видимо, начали расширять границы спартанской территории еще до того, как основали собственное государство. Они сражались против дорийцев Аргоса на востоке и юго-востоке, а также с аркадскими ахейцами на северо-западе. Есть также указания на то, что сама Спарта, чрезвычайно труднодоступная из-за топографии долины Тайгета, с того времени считалась достаточно безопасной, поэтому никогда не была укреплена.

Между 8 и 7 веками до н.э. спартанцы пережили период анархии и внутренних конфликтов, свидетельства о которых приводят и Геродот, и Фукидид. В результате они приступили к серии политических и социальных реформ, которые позже приписали полумифическому законодателю Ликургу. Эти реформы знаменуют собой подъем Классической Спарты.

 

Классическая Спарта

Во время Второй Мессенской войны Спарта стала великой державой как на местном, так и на общеэллинском уровне. В последующие столетия репутация спартанской военной мощи не соответствовала ее репутации. В 480 году до нашей эры небольшой отряд спартанцев, феспийцев и фиванцев под предводительством царя Леонида вел легендарную битву до последнего при Фермопилах против колоссальной персидской армии, нанеся неисчислимые потери, прежде чем, наконец, был окружен. Превосходство в снаряжении и военном мастерстве спартанских воинов-фаланг было снова продемонстрировано год спустя, когда спартанская армия, на этот раз в составе кворума, повела объединенные силы греческих городов против персов у Платеи.

Решающая победа в битве при Платеях положила конец персидским войнам, а также амбициям персов по расширению территории Европы. Хотя сражение велось армией людей со всех уголков греческого мира, заслуга была отдана Спарте, которая, помимо того, что играла главную роль в Фермопилах и Платеях, была фактическим лидером греческой кампании.

В поздний классический период Спарта вместе с Афинами, Фивами и Персидской империей были основными державами, сражавшимися друг с другом за господство. В результате начала Пелопоннесской войны Спарта, традиционно сухопутная цивилизация, превратилась в мощную военно-морскую державу. В кульминации своего могущества Спарта заставила разгромить многие из наиболее важных греческих городов-государств, и в конечном итоге сумела одержать победу над могущественным афинским флотом. К концу V века до нашей эры Спарта выделялась как держава, которая победила Афины и вторглась в Персию, период, известный как «спартанская гегемония».

В контексте Коринфской войны Спарта столкнулась с коалицией важнейших греческих государств: Фив, Афин, Коринфа и Аргоса. Первоначально этот союз поддерживала Персия, чьи земли в Анатолии подверглись спартанскому вторжению и поэтому находились в поисках дальнейшей спартанской экспансии в Азию. Спарте удалось одержать ряд сухопутных побед, однако несколько ее кораблей были уничтожены у Книда греко-финикийским наемным флотом, который Персия предоставила Афинам. Это событие сильно травмировало спартанский флот, хотя и не положило конец его амбициям по экспансии на персидские земли, пока Конон Афинский не разграбил спартанское побережье и не спровоцировал древний страх спартанцев перед илотским восстанием.

Еще через несколько лет войны был подписан «Царский мир», согласно которому все греческие города Ионии сохраняли независимость и азиатским границам Персии больше не угрожала Спарта. Результатами этой войны стали приобретенная персами возможность вмешательства в греческие дела, а также подтверждение гегемонистского положения Спарты в греческой политической системе. Спарта пришла в упадок после сокрушительного поражения ее армии от фиванцев Эпаминонда в битве при Левктре. Это было первое сухопутное сражение, проигранное полной спартанской армией.

Поскольку гражданство передавалось по наследству по крови, Спарте пришлось столкнуться с проблемой существования на ее территориях превосходящего по численности населения илотов по сравнению со свободными гражданами, так называемых «омиусов». Тревожный упадок Симеонов в Спарте, часто называемый в источниках «олиантропией», отмечает Аристотель.

 

Эллинистическая и римская Спарта

Спарте так и не удалось восполнить то количество взрослых мужчин, которых она потеряла при Левктрах в 371 г. до н.э. и в последовавших за этим илотических революциях. Кроме того, высокомерное отношение, которому она продолжала следовать, отказываясь вступать в союз с другими греческими государствами, если она сама не была главой, привело к ее частичной изоляции от остальной Греции, из-за чего она не нравилась остальным грекам. Однако он продолжал оставаться мощной силой в регионе еще два столетия. Ни Филипп II, ни его сын Александр Великий даже не пытались завоевать Спарту. Хотя сама по себе она не могла представлять значительной угрозы, возможности ее вооруженных сил оставались настолько большими, что любая попытка вторжения означала бы чрезмерные потери. Даже в период своего упадка Спарта не переставала заявлять, что является «защитницей эллинизма», и не теряла своего немногословного духа, хвастаясь тем, что никто не сможет ее победить. Исторический анекдот рассказывает, как король Филипп II отправил Спарте послание, в котором говорилось: «Если я вторгнусь в Лакедемонию, я разрушу город Спарту». Ответ, который он получил, был простым «Если бы».

Даже когда Филипп собрал панэллинскую армию под предлогом объединения всей Греции против персидской угрозы, спартанцы предпочли не участвовать по собственной воле. Они никоим образом не были заинтересованы в объединении сил с панэллинским союзом, если только не возглавили эти усилия. Геродот повествует, что македонцы также произошли от дорийцев и поэтому были очень близки со спартанцами. Однако это не имело значения. Так, после завоевания Персидской империи Александр Македонский отправил в Афины, в Парфенон, 300 частей персидских доспехов со следующей надписью: «Александр, сын Филиппа, и греки — кроме спартанцев — из варваров, живущих в Азии".

Антипатр, восторжествовавший после смерти Александра в Македонском царстве и сумевший легко подчинить своей власти все города-государства южной Греции, отступившие от македонского владычества. Затем он попросил Спарту мирно принять македонское правление. Но спартанцы отказались, и Антипатр выступил на Пелопоннесе с очень большой по греческим меркам армией. Сломив сопротивление аркадцев, он напал на Лаконию. В битве при Селласии ему удалось разгромить спартанскую армию. Побежденные спартанские войска отступили в Гитеон для перегруппировки. Воспользовавшись этим пробелом, он вошел в незащищенную Спарту. Но политические проблемы в Македонии вынудили его уйти после того, как ранее он поджег и разграбил город. Спартанская армия пыталась атаковать его во время отступления его войск к Мегаполису. Но они потерпели тяжелое поражение. Поход не привел к завоеванию Лаконии, но Мессиния вышла из-под контроля Спарты и перешла под власть Македонии, а илоты были освобождены от спартанского ига. Во время Карфагенских войн Спарта объединилась с Римской республикой.

В конце III века в политическом руководстве Спарты произойдет вспышка. Агис IV и преемник Клеомена III попытаются вернуть Спарте известность. Первый попытается восстановить убитое в его время законодательство Ликурга, но сам будет убит. Второй временно восстановит престиж Спарты и первоначально добьется значительных успехов против Ахейского Содружества, но потерпит поражение в битве при Селласии в 222 г. до н. э. и будет вынужден отправиться в изгнание, что также будет означать конец независимой Спарты. Многие назовут Клеомена «последним великим человеком Спарты».

Политическая независимость Спарты закончилась, когда она была вынуждена присоединиться к Ахейскому Содружеству. Она не участвовала в Общине вольноотпущенников, хотя ее порт Гитио принадлежал ей. В 146 г. до н. э. Греция была завоевана римским полководцем Левцием Моммием. Во время римской оккупации, когда Спарта была известна как Лакедемон или Лакедемония, спартанцы продолжали свой образ жизни, хотя их город стал чем-то вроде туристической достопримечательности для богатых римлян, приезжавших посмотреть на их «экзотические» привычки, которые описывает Павсаний. Предполагается, что после большого разгрома римской императорской армии в битве при Адрианополе (378 г.) спартанская фаланга встретилась и разгромила силы вестготовских захватчиков.

 

Византийская эпоха

В отличие от других лаконских городов, которые были заброшены в 4 веке нашей эры, и Спарта, и Гифейо продолжали быть заселенными, несмотря на землетрясения (например, в 375 году), вторжения готов в 395 году при Аларихе и вандалов в 468 году при Иерихоне и эпидемию чумы в 541-43. Однако к концу правления Юстиниана город опустел, хотя не исключено, что цитадель продолжала использоваться. Местоположение Спарты считалось недостаточно укрепленным и уязвимым для длительных блокад из-за большого расстояния от порта, а с переносом столицы в Константинополь корабли из Гитеона теперь должны были обходить мыс Малеас.

По вышеуказанным причинам городские власти приступили не только к перемещению города, основав Монемвасию, но и к реорганизации поселений юго-восточной Лаконии. Реорганизация включала поселение на горных перевалах Парнона и миграцию из Гифио. В «Хрониках Монемвасии» говорится, что часть населения переселилась на Сицилию. Поскольку восстановление, переселение и расселение населения на новом месте должно было завершиться спустя несколько лет, возможно, что два города какое-то время сосуществовали.

 

Государственная организация

Ключевым компонентом спартанского общества было подчинение правителям и законам. Закон в Древней Спарте стоит превыше всего и четко определяет как обязанности, так и права лакедемонян. Его конечная цель – создать общество образцовых граждан и преданных своему делу солдат. Он также стремился обеспечить самодостаточность города, защищая его от внешних и внутренних угроз. Примечательно, что Спарта является городом-государством, демонстрировавшим наиболее продолжительное государственное устройство и политическую стабильность. До вступления римлян в политические дела Греции она никогда не знала ни иностранного завоевателя, ни внутреннего тирана, ни государственных перемен, ни социальных потрясений, как остальные греки, за исключением, конечно, частых революций илоты.

 

Ликург

Государственная организация Спарты граничит с фикцией. В качестве первого законодателя и основателя политической системы приводится Ликургос, человек, которого многие считают несуществующим. По мнению Аристотеля, Ликург жил во времена проведения первой Олимпиады (776 г. до н.э.). Доминирующей чертой его законодательной работы является то, что он ввел не множество законов, а институты, руководствуясь логикой, согласно которой законы меняются со временем в зависимости от обстоятельств. Напротив, институты, проще говоря, традиции интегрированы в образ жизни людей и имеют вечную силу. По словам Пиндара, Ликург получил божественное указание написать свои законы, посоветовавшись с Дельфийским оракулом. Пифия заверила его, что его законы превосходны. По традиции, прежде чем отправиться в путь, он поклялся гражданам продолжать подчиняться его законам, по крайней мере, до его возвращения. Когда он получил желаемое подтверждение, он решил никогда не возвращаться в город. Он подверг себя голодной смерти и перед смертью поклялся своим слугам развеять его прах по ветру. Таким образом, он так и не вернулся ни живым, ни мертвым в Спарту, а граждане, верные своей клятве, никогда не меняли его законов.

 

Отличный пункт и услуга

Законы Ликурга, известные как «Великий пункт», ввели в городе Спарте так называемую «Эвномию», результатом чего стал их особый образ жизни. Последнее формализует форму демократии, основанную на абсолютном равенстве между «Равными»: социальном равенстве, равенстве в обществе (следовательно, имущественном равенстве), равенстве в рамках военной фаланги. Конечно, Спарта не была формой демократии в том смысле, в каком она была в Афинах. Скорее это смешанное государство, в котором правит аристократия. Демократия-равенство ограничено среди тех, кто имел право называться гражданами-солдатами. Наряду с ними сосуществуют королевство (два короля), олигархия (сенат) и тирания (эфоры).

И права гражданства не передавались просто по наследству: каждый молодой человек должен был на деле своей моралью доказать, что он достоин обладать ими, успешно пройдя строгий воспитательный процесс, гармонируя в то же время со строгим образом жизни Лаконианцы. Сам факт того, что ни одному незадачливому человеку не были предоставлены политические права, был призван привести спартанца к осознанию важности своих привилегий, но и к пониманию того, что из них вытекает ряд обязательств. В более широком смысле, законодательство также формировало мораль граждан, которая выражалась в отвращении к богатству и ненужной роскоши, в человеколюбии и храбрости в бою, а также в военном духе. Проявление трусости в бою считалось худшим бесчестным поступком, караемым лишением права претендовать на должность, а также общественным резонансом. Интерес горожан сходился исключительно на одной добродетели, воинственной, ориентации, которую, пожалуй, можно истолковать с учетом дорийского происхождения спартанцев, а также древнего страха перед возможностью революции илотов.

Со времени реформ Ликурга и с тех пор в Спарте было два царя. Один принадлежал к династии «Агиад», другой — к династии «Еврипонтидов», двух семей, которые, согласно легенде, произошли от потомков-близнецов Геракла, Эврисфена и Прокла соответственно. Семьи нужно было отличать друг от друга в любом случае: как употребление общих имен, так и браки между их членами строго запрещались. Даже их гробницы находились в разных местах: в Питане, одной из ком, составлявших город Спарта, находились гробницы Агиад, а Эврипонтиды, напротив, были похоронены в Озерах. Оба царя были равны, хотя, поскольку Эврисфен был старшим из близнецов, нам дается теоретическое первенство Агиад.

Доступ к трону был наследственным, а не основанным на личных заслугах. В линии наследования сын предшествовал брату, поскольку, хотя последний был старшим, сын, рожденный в то время, когда его отец находился на престоле, предшествовал тем, кто не пользовался этим статусом. Так что речь идет не о строгом предпочтении первенцев, а о том, что византийцы называли «порфирогенезом». Однако, похоже, спартанцы трактовали это правило довольно вольно. Фактически, Плутарх отмечает, что те, кого воспитывали, чтобы стать королями, были исключены из спартанского образования. Поскольку воспитание мальчиков начиналось с семи лет, наследника следовало признавать с младенчества.

Власть королей была как военной, так и религиозной. Ксенофонт пишет: «У царя не было другой обязанности в походе, кроме как быть жрецом богов и военачальником людей». В первые годы существования этого учреждения король мог вести войну со страной по своему выбору. Один король ограничивал власть другого. В 506 г. до н.э. происходит «разделение Элевсина»: царь Димарат отказался от кампании, которую он проводил вместе с Клеоменом I против Афин. С тех пор, рассказывает Геродот, в Спарте был издан закон, по которому обоим царям не разрешалось сопровождать армию в походе. В течение V века именно Апелла голосует за войну, тогда как, по крайней мере, с IV века решение о мобилизации решают эфоры и старейшины.

Однако во время кампании цари настолько увеличили свободу передвижения, что Аристотель называет спартанское царствование «наследственной архистратегией». На войне король выполнял обязанности главнокомандующего, возглавлял других генералов, мог вести переговоры о перемирии и сражался в первом ряду правого крыла в окружении своего почетного караула. Он имел право на жизнь и смерть над своими солдатами, включая мирное население. Однако он остался под надзором эфоров и, возможно, подвергся осуждению после возвращения в город. Он по-прежнему считался одним из членов Сената. Наконец, цари были жрецами Зевса Лакедемонского или Зевса Небесного и возглавляли публичные жертвоприношения.

 

Сенат

Сенат представлял собой орган из 28 мужчин в возрасте 60 лет и старше (на момент окончания военной службы), избираемых пожизненно Апеллой. В ее состав входили оба короля, всего в ее состав входило 30 человек. Главным критерием их отбора была воинская доблесть. Хотя избранным мог быть практически любой свободный гражданин Спарты, независимо от богатства и социального положения, традиционно она принадлежала людям из старых аристократических семей. Избрание в Сенат считалось большой честью, которой пользовались самые достойные люди (kaloὶ kagathoi). Исократ упоминает, что Ликург постановил, чтобы их избрание производилось с той же тщательностью, с какой афиняне когда-то избирали членов Верховного суда.

После смерти члена его предполагаемые преемники один за другим появлялись перед Апеллой, которая собиралась именно с этой целью и выражала свое предпочтение криками одинаковой силы. Избранные судьи этого процесса слышали голоса из соседнего здания, не видя оцениваемого кандидата. Таким образом, кандидата, получившего самые громкие аплодисменты, называли «старейшиной». Хотя этот необычный метод выборов можно было бы считать достаточно справедливым, некоторые древние писатели, такие как Аристотель, считают его в лучшем случае неопределенным.

Сенат играл важную роль в политической жизни государства, обладая полномочиями по подготовке законов к принятию, а также обладая законодательной инициативой. Кроме того, его члены могли наложить вето на решения апелляционной инстанции, возможно, в эпоху, когда члены комиссии также обладали законодательными полномочиями. В целом это был орган, ответственный за внутреннюю политику и никем не контролировавшийся за свои решения. Сенат был также высшим судебным органом, рассматривавшим уголовные дела, имевшим право назначать смертную казнь или лишение человека гражданских прав. Совместно с префектами члены Сената могли даже критиковать королей.

 

Суперинтенданты

Пять эфоров представляли собой группу чиновников в Древней Спарте, целью которых был надзор за царями и жителями города, особенно в отношении соблюдения традиций. Точно неизвестно, когда и кем было создано это учреждение. Что мы действительно знаем, так это то, что они были избраны Апеллой сроком на один год, в первое новолуние после осеннего равноденствия. Один из пяти, известный как «названный регистратор», назвал год и официальные документы своим именем.

Первой обязанностью налоговых органов было поддержание общественного порядка. Они внимательно курировали периои и илотов, обладая правом решать вопросы жизни и смерти, касающиеся последних. В их обязанности входил надзор за нравственностью, а также внешним видом спартанцев. Молодые люди также входили в категорию граждан, за которыми пристально следили: регенты проверяли их физическое состояние каждые десять дней, а также их одежду и постельные принадлежности каждый день.

Они также контролировали остальных государственных чиновников, включая королей, и имели право налагать штрафы, тюремное заключение или смертную казнь. Они также имели под своим контролем внешнюю политику государства и реализацию решений Апеллы (президентами которой они были). Они даже обладали способностью принимать решения в кризисных условиях.

Их власть была настолько велика, что Аристотель сравнивает ее с властью тиранов (ἰσοτιραννος). Фактически, они имели право оставаться на своих местах перед королями. Однако теоретически они представляли народ. Римский оратор Цицерон сравнил их с «плебейскими трибунами» римского общества. Каждый месяц короли клялись соблюдать законы и эфоры ради сохранения королевства. Даже власть сборщиков налогов не была безгранична: они не могли быть избраны во второй раз, а срок их пребывания в должности оценивался их преемниками, которые могли даже назначить им смертную казнь, если они совершили серьезное правонарушение.

 

Апелла

Термин Апелла известен как собрание «Омоя», то есть всех свободных спартанцев мужского пола, обладавших политическими правами. Очевидно, ее роль была весьма ограниченной, до такой степени, что Аристотель не упоминает ее, когда перечисляет демократические элементы спартанского государства.

Его роль не ясна современным ученым, как и минимальный возраст для его участия. Возможные версии - как возраст 20 лет (вступление в армию и участие в сисситах), так и возраст 30 лет (возможность создания семьи и получения государственной должности). Мы до сих пор не знаем частоты этих встреч. Великий пункт просто относится к собраниям «время от времени» у слияния рек Еврота и Ойнос. В комментарии к Фукидиду утверждается, что это происходило каждый месяц в полнолуние.

У «Апеллы» не было законодательной инициативы: рядовые граждане не принимали участия в разработке постановлений, им не было предоставлено слово. Они ограничивались выборами педономий, старейшин и сборщиков налогов, а также принятием или отклонением резолюций, предложенных двумя последними органами и королями. Обычно они касались вопросов войны и мира, возлияний, внешней политики и освобождения элотов. Апелла также решал, кто будет назначен генералом той или иной кампании. Решение о принятии или отклонении предложений проводилось путем аккламации. Лишь в том случае, если председательствующий сомневался в громкости голосов, сторонники каждой точки зрения отделялись от той или иной стороны и производился подсчет.

 

Социальная структура

В Спарте не было социальных классов в том смысле, который существовал в Афинах и других городах, т. е. земледельцев, купцов, ремесленников и т. д. Основное различие жителей было в «омиосе», «периоке» и «эйлотах». .

Спартанские граждане составляли меньшинство от общей численности населения города-государства. По словам Исократа, именно 2000 дорийцев вторглись в Лаконию, простое предположение sans valeur réelle. Аристотель утверждает, что во времена первых царей спартанцев было 10 000 человек. На бис труднее всего носить с собой круглый шифер. Первый достоверный отчет предоставлен Геродотом: около 480 г. до н. э. царь Демарат оценил количество мобилизованных гоплитов чуть более 8000 человек; позже 5000 спартанских гоплитов присутствовали в битве при Платеях. Ce nombre décroît tout au long du Model:S-, в основном по причине трепета на земле 464 av. Ж.-К., qui selon Plutarque, detruit le Gymnase, tuant ainsi tous les éphèbes, et de la revolte des Hilotes (10 ans de guérilla).

 

Похожие

Членами высшего эшелона в Древней Спарте были Омии. Акын означало равный или эвпатрид. Это были также законные спартанские граждане, основной обязанностью которых было участвовать в общественной жизни и быть хорошими воинами. Обязанностью подобных было заниматься только военными делами и не заниматься ничем другим. Другие задачи, такие как сельское хозяйство, животноводство, ремесла и торговля, в основном выполнялись сельскими жителями. А илоты выполняли тяжелую работу. Из-за постоянных конфликтов и войн, в которые была вовлечена Спарта, число подобных, т. е. спартанских граждан, резко сокращалось. По словам Геродота, в 480 г. до н.э. в Спарте было 8000 равных. К концу IV века до нашей эры их число сократилось до менее тысячи из-за постоянных конфликтов и, возможно, отказа спартанцев присоединиться к периокийцам и илотам. Аристотель считал, что сокращение числа спартанских граждан привело к неизбежному упадку Спарты в его время.

 

Периферийные устройства

Периики представляли собой социальную группу, состоящую из семей, которые жили с относительной автономией в городах или коммунах на более широкой периферии города, однако не имели права голоса в решении государственных дел. Они занимались производственной деятельностью, которой не занимались омио, то есть практиковали профессии ремесленника, плотника, фермера, скотовода и торговца. Они были единственными, кому разрешалось выезжать в другие города, хотя их экономическая деятельность была ограничена из-за строгой спартанской опеки.

Они имели право принимать свои собственные законы и не следовать спартанскому законодательству, которое в любом случае превалировало. У них не было политических прав и они не участвовали в собраниях. Но они платили налоги и были обязаны служить в спартанской армии гоплитами с тяжелым вооружением.

 

Илоты

Илоты были низшим социальным классом в Древней Спарте. Илоты не были типичными рабами, существовавшими в остальной части Древней Греции, например, в Афинах. Форма их рабства не была частной, а принадлежала спартанскому государству, на которое они работали. Происхождение элотов до конца не ясно. Считается, что они были потомками древнейших жителей Древней Спарты, попавших в рабство с приходом дорийцев. Известно также, что мессенцы также стали илотами, когда были порабощены спартанцами, после их поражений в Мессенских войнах. Спартанцы не могли ни продать их, ни отпустить на волю, тогда как они в основном выполняли сельскохозяйственные работы на земле амейцев и должны были отдавать часть урожая государству. Они жили со своими семьями и иногда сопровождали спартанскую армию в бою в качестве легковооруженных солдат. Отличие в бою могло означать освобождение илота и его семьи. Из-за своего численного превосходства (считалось, что их было примерно в двадцать раз больше, чем их сверстников) они были способны поднимать восстания, что было давним страхом спартанцев, которые всегда держали в Спарте большое количество солдат для подавления восстаний. Хотя Эпаминонд освободил мессенских илотов путем отделения Мессении от Спарты, институт илотов в Лаконии сохранялся до II века до нашей эры.

 

Больше особых случаев

Мотакс: внебрачный ребенок спартанца от женщины из класса элот. Иногда такой ребенок мог получить спартанское обращение и даже стать частью спартанской элиты (например, Лисандр).
Неодамус: илот или мотакс, который только что завершил свое образование и теперь причислялся к спартанцам.
Неполноценный или несовершеннолетний: один из «Подобных», впавший в немилость и терявший право называться гражданином. Так происходило с теми, кто терял сознание в бою, или дезертировал, или попадал в плен, или не мог выплатить свои долги казне Спарты или сиссиции.
Гурманы: дети из других греческих городов, которые, однако, жили в Спарте и получили такое же образование, как и дети спартанцев.

 

Страсть к путешествиям

Ксениласия была дорическим учреждением, существовавшим не только в Спарте, но и на дорическом Крите. Это учреждение, которое запретило гостеприимство иностранцев в городе Спарте без специального разрешения спартанского государства. Спартанцы верили, что сохранят дорический характер города, если будут держать подальше от него всех иностранцев. Более того, существовало поверье, что если посторонних держать подальше от города, не будет опасности раскрытия истинного числа спартанских граждан. Были, конечно, и исключения для друзей, союзников или лаконофилов, таких как Алкивиад, когда он сбежал с корабля, который доставил его в Афины на суд, и, конечно, историк-лаконофил Ксенофонт.

 

Социальное положение женщины

Женщины пользовались большими привилегиями в Древней Спарте, что удивительно, если сравнить положение женщин в Спарте с положением женщин в Афинах и других греческих городах древности. Поскольку мужчина долгое время отсутствовал дома, женщина в Спарте была эмансипирована до невообразимой в то время степени. Мужчин всегда оставляли следить за черепицей. Она занималась спортом как мальчики, так и мужчины и была известна своими спортивными способностями. Она участвовала в борьбе обнаженной, как мужчины, одновременно тренируясь в метании диска и копья. Он также придавал большое значение танцам. Такое воспитание женщин было составной частью спартанской евгеники, чтобы они стали сознательными матерями и воспитали сильных детей. Плутарх сообщает, что когда кто-то насмехался над спартанскими женщинами, Горго, жена Леонида, ответила: «Мы правим нашими мужчинами, потому что мы единственные, кто рожает мужчин».

Упоминания о спартанке представляют ее как добродетельную и героическую. Есть истории о том, как спартанские женщины стоически принимают убийство своих новорожденных детей, если они непригодны, и сами убивают своих сыновей, если они трусливо сталкиваются с врагом. Другие смотрят на следы на трупах своих детей, чтобы определить, чествуют ли их раны или бесчестят, подтверждая знаменитость или загар на них. Женщины Спарты пользуются абсолютным уважением общества, в котором они живут, при этом ни в одном другом городе не наблюдается такой степени свободы и равенства. Во время войны власть осуществлялась женщинами, поскольку мужчины отсутствовали. Власть спартанцев проистекает из законодательства Ликурга, которое давало женщинам право владеть землей, тем самым предлагая им финансовые ресурсы для помазания глав семьи.

 

Институт брака

В Древней Спарте не было принято приданое, бракосочетание не сочеталось с религиозной церемонией, а выбор партнера был скорее личным делом, чем делом родителей. Спартанские мужчины и женщины в детстве имели возможность много раз встречаться на многочисленных религиозных праздниках, которые включали в себя танцы, музыкальные и гимнастические представления, в которых и мальчики, и девочки часто принимали участие обнаженными.[77] Афиней пишет, что до брака спартанцы использовали девственниц так же, как любовники использовали несовершеннолетних мальчиков. Для спартанцев законный возраст вступления в брак начинался с 20 лет, когда они завершали иск, но право на многое от государства, где они жили со своей семьей, они имели только после 30 лет. Для молодых спартанских женщин брачный возраст наступал вскоре после начала менструации, около пятнадцати лет, что было обычным явлением в Древней Греции. Самым распространенным способом заключения брака было похищение невесты, часто с согласия отца. Жених отрезал похищенной длинные волосы, облачил ее в тунику, как у придворных мальчиков, и оставил ждать жениха в темной комнате. Жених приходил после пира и встречался с ней. Если ему было за 30, и в этом случае он имел право на получение участков от города, его жена жила в его доме, но если он был моложе, жена все еще жила с родителями, и он мог только тайно навещать ее по ночам и возвращаться. потом в свои казармы, пока ему не исполнится 30 лет и он не получит свой удел. Плутарх утверждает, что таким образом они сохраняли свою волю к партнеру и никогда не теряли свежести своей любви, и что иногда эта странная связь длилась так долго, что многие мужчины не видели в ее свете мать детей. Вс до совершеннолетия. Также мужчина мог попросить женщину из семьи стать матерью его детей, и это было особой честью для семьи женщины. Основной целью брака в Спарте было продолжение рода, чтобы родившиеся мужчины стали воинами Спарты. Мужчина в Спарте считался «бессмертным» только тогда, когда у него рождались дети мужского пола, поскольку считали, что это единственный способ продолжить род. Матери, жившие без мужей, с проблемами не сталкивались, поскольку закон признавал их равными другим женщинам. Они все еще могли наследовать имущество своих родителей, поэтому многие из них были независимыми и зажиточными. На спартанцев, у которых не было детей, другие смотрели свысока, и на фестивалях от них требовали петь песни, в которых говорилось, что они заслуживают унизительного поведения.

 

Спартанское лечение

Спартанское образование было главной особенностью Древней Спарты, чертой, совершенно отличавшей Спарту от других греческих городов и прекрасно показывающей чисто военный характер лакедемонян и грозную военную машину, которой располагал город Спарта. Когда ребенок рождался, его купали в вине, чтобы определить его выносливость, и отдавали спартанским старейшинам, которые осматривали тело ребенка и определяли, здоров ли ребенок или нет. Детей, родившихся больными или инвалидами, оставляли в «Апофетах» (вероятно, совпадающих с Кайадами, которые, как показали недавние исследования, были местом казни преступников и повстанцев). Родители воспитывали своего ребенка мужского пола лишь до тех пор, пока ему не исполнилось семь лет, когда ответственность за воспитание взяло на себя спартанское государство. С семи лет мальчики Спарты закаливались. С тринадцати лет их учили сражаться, выживать, мало есть, носить одно и то же одеяние во все времена года. Они ели черный бульон, но их поощряли воровать ради еды, и их наказывали только в том случае, если их поймали, просто потому, что они были пойманы. Им также приходилось спать на тростнике, срезанном с берегов Еврота, говорить мало и быть лаконичным (лаконичным). Все это происходило под присмотром педономиста, у которого вожаком детей был ребенок, обычно самый сильный и смелый, Ирена. Боевое крещение они получили в Криптии, где они также впервые почувствовали вкус войны в самой Спарте. Обучение спартанцев продолжалось до двадцати лет, т. е. всего двенадцать лет.

 

Прячется

Криптея была социальным явлением или, по другим данным, институтом Древней Спарты, в котором молодые спартанцы, почти безоружные, днем прятались, а ночью совершали набеги на илотов. Древние источники скудны и противоречивы по этому вопросу. Современные историки также дают различные интерпретации этому явлению. Некоторые считают, что это было сделано для контроля над илотами, численность которых превосходила спартанцев. Другие полагают, что это была своего рода военная подготовка молодых спартанцев, а третьи — что это был обряд посвящения в мужественность. В каком-то смысле это было просто введение ночного комендантского часа.

 

Отцовство

Спартанский вариант древнегреческой практики педерастии, гомосексуальные отношения мальчика-подростка (древнегреческий: ἀρομενος), которого в Спарте называли «слушателем» (древнегреческий: ἀατας), со взрослым (древнегреческий: ἀραστις). , которого называли «вдохновителем» (древнегреческий: εἰσπνηλας), был важным аспектом образования мальчиков в Спарте. «Инициатор» лично наставлял мальчика, был в остальном изолированным связующим звеном молодого спартанца со взрослым обществом, знакомил его с общий зал заседаний и, по аристократическим стандартам архаической эпохи, отвечал за привитие мальчику кодекса поведения.

Скудная соответствующая информация поступает в основном из афинских источников. В эллиптическом изложении лакедемонского государства лакониан Ксенофонт помещает педерастию в контекст образования и, несмотря на ожидаемое им недоверие из-за отсутствия запретов на педерастию в других греческих городах, утверждает, что с одобрения Ликурга Интерес касался исключительно личности мальчика, а плотских контактов избегали как инцест. Плутарх, который устанавливает возраст мальчика в 12 лет как начальный возраст отношений и упоминает, что у мужчин были любовницы до 30 лет, пишет, что это было сделано для улучшения характера мальчика и что ответственность за плохое поведение мальчика возлагалась на взрослого. С другой стороны, Аристофан высмеивал спартанцев за их влечение к мальчикам, чье предпочтение анального секса даже с женщинами стало нарицательным, в то время как Платон не соглашался с тем, что отношения педерастии не имели сексуального содержания, и считал Крит и Спарту родоначальниками институт педерастии и места, где он применялся повсеместно.

Существование свидетельств практики инициации педерастии в этих двух дорических, культурно связанных регионах побудило некоторых ученых полагать, что педерастия впервые развилась и распространилась там, в то время как другие утверждают, что это пережиток широко распространенных индоевропейских практик. Свидетельства Ксенофонта и Плутарха показывают, что в Спарте педерастия была институционализирована и, независимо от того, было ли чувственное удовольствие просто обычным или структурным элементом, она функционировала как замена отцовского воспитания и способ умаления важности семьи по отношению к семье. по отношению к сообществу, хотя вступление в педерастические отношения могло служить в контексте конкуренции между членами спартанской элиты за политическую выгоду, как показывают два инцидента с участием царя Агесилая, сначала как любовника Лисандра, а затем как отца любовника Сфодрии. сын.

 

Спартанская армия

Спартанская армия была, пожалуй, самой грозной военной машиной древнего мира. Эта военная машина с ее невероятной дисциплиной и выучкой на протяжении веков прекрасно справлялась с тем, чтобы скрыть свой самый большой и основной недостаток, которым, конечно же, была ее численная структура. Спартанские гоплиты всегда носили красный плащ, поскольку он закрывал кровь в случае ранения, а также, по мнению Ликурга, каким-то образом устрашал противника. В бою спартанские гоплиты не носили сандалий, а ходили босиком, чтобы фаланга была более устойчивой. В Спарте существовало представление, что солдаты должны были возвращаться из битвы победителями или мертвыми, хотя не было закона, осуждающего тех, кто отказался от битвы, но они затем подвергались маргинализации со стороны общества, как Аристодем, который покинул Фермопилы по приказу Леонида, чтобы сообщить, что Греки были окружены. Характерно, что перед тем как идти в бой, когда мать давала сыну щит, она произносила «и тан, или пир тас», что означало «либо с ним он вернется победителем, либо на нем мертвым».

Военная структура спартанской армии была следующей: предводителем армии был один из двух царей, которые с 506 г. до н.э. а затем он возглавил кампанию. Вторым по рангу был военачальник, который был лидером одного из шести легионов спартанской армии. Третьим в иерархии был капитан, командовавший ротой, составлявшей 1/4 каждого мора. Четвертым в иерархии был пентеконтарх, лидер 1/8 каждой моры, известный как пентекостья. Пятым и последним в иерархии был центурион, командовавший самым маленьким подразделением спартанской армии — центурионом, составлявшим 1/16 моры. Помимо пехоты, существовала с конца V в. до н. э. спартанская конница, находившаяся под командованием шести центурионов, соответствующего количества кавалерийских полков. Там же находился отряд из 300 всадников, которые были элитной гвардией короля и на самом деле были пехотинцами.

Доспехи спартанцев мало чем отличались от других греков с той лишь разницей, что это была туника и красная хламида. Во время Пелопоннесской войны на всех спартанских щитах была написана буква L (лямбда), обозначающая Лакедемонию. Характерно также то, что они оставляли длинные волосы и причесывались перед битвами, что в то время считалось преимущественно доспартанской особенностью. В архаическую эпоху они носили коринфский шлем, накладки на голени и бронзовый нагрудник, хотя после Персидских войн, когда войны стали более открытыми, бронзовый нагрудник заменили линогрудником или более легким нагрудником. Их основным оружием были копье, щит и меч. Во времена Клеомена III, в III веке до н. э. спартанская армия была оснащена македонскими сариссами.

 

Экономика

Экономическая модель Спарты была основана на философии, предотвращавшей концентрацию богатства. По крайней мере теоретически, омойам было запрещено заниматься какой-либо производственной деятельностью, сферой которой были ограничены периойки и илоты. Последние имели задачу эксплуатировать «лоты», т.е. поместья Омои, которым они закрепляли долю («афору»). Жители, как и в некоторых греческих городах, были фермерами и, возможно, ремесленниками и торговцами.

Опять же, теоретически, использование валюты было препятствовано посредством ряда мер. Сначала валюта обесценилась: монеты гарантировались государством, предметы роскоши и произведения искусства считались неприемлемыми. Тогда спартанская валюта была намеренно громоздкой: не было золотых и серебряных монет, а была только одна железная, стоимость которой была непропорциональна ее весу, так что требовалась повозка для перевозки суммы, равной десяти минам (или тысяче драхмы). и более того, эта валюта не имела никакой силы за пределами города. Наконец, богатство презиралось по убеждению.

Фактически большинство историков полагают, что в архаичной Спарте не существовало закона, запрещающего чеканку монет.[104] Многочисленные свидетельства свидетельствуют о том, что лакедемоняне также использовали монеты в классическую эпоху. После окончания Пелопоннесской войны сам город оказался перед дилеммой: выпускать или нет чеканить серебряные монеты. В конечном итоге было решено сохранить железную валюту для конкретных операций и ввести использование драгоценных монет только для государственных дел. Наконец, Спарта последовала примеру других городов в начале III века до нашей эры, когда царь Арей I по примеру царей эллинистического периода отчеканил монету с его изображением и именем.

Несмотря на эгалитарный дух, выраженный реформой Ликурга, богатство было распределено среди спартанцев очень неравномерно. Геродот упоминает людей знатного происхождения, которые были одними из самых богатых жителей города. В IV веке до нашей эры Аристотель отмечает, что одни накопили большие богатства, а другие почти ничего не имели, а также что земля находилась в руках лишь немногих горожан. Также, по мнению Плутарха, только часть граждан владела землей в III веке до нашей эры.

 

Религия

Религия была важной частью жизни древних спартанцев, возможно, даже большей, чем жителей других городов. Об этом свидетельствует количество храмов и святилищ, упомянутых путешественником Павсанием: 43 храма, посвященных божествам (ἱερον), 22 храма, посвященных героям (ἡρῶον), около 15 статуй богов и 4 алтаря. К этому добавляются различные погребальные памятники, многочисленные с тех пор, как спартанцы хоронили своих умерших по периметру города, некоторые из которых также имели религиозный характер: например, памятники Ликургу, Леониду I и Павсанию I.

Поклонение и божества
В Древней Спарте видное положение занимали женские божества: из 50 храмов, названных Павсанием, 34 посвящены богиням. Афина, с великим множеством призывов, почитается превыше всех. Святилищ Аполлона было немного, однако значение его было особенным: он играл роль во всех крупных религиозных праздниках, при этом самым важным религиозным памятником Лаконии был «Трон Аполлона» в Амикле. Стоит также отметить особое почитание Гелотаса – второстепенного божества древних греков, олицетворявшего смех.

Почести были оказаны и героям Троянского цикла. По словам Анаксагора, Ахилл удостаивался божественных почестей, и его имени было посвящено два святилища. Обожествлялись также Агамемнон, Кассандра (под именем Александра), Клитемнестра, Менелай и Елена. Культ Елены и Менелая имел место, по мнению Павсания, в так называемом «Менелее» в Древнем Терапни. Культ Елены, вероятно, зародился в архаическую эпоху, заменив более раннюю богиню.

Важное значение имело также поклонение Кастору и Полидевкиду, Диоскурам, сыновьям-близнецам Зевса. Пиндар считает их «наместниками Спарты», поскольку традиция называет город местом их рождения. Их двойственность напоминает двойственность двух королей. Диоскурам приписывался ряд чудес, связанных главным образом со спасением спартанских войск.

Наконец, Геркулеса считали в Древней Спарте чем-то вроде национального героя, но и защитника – бога молодых. Легенда гласит, что он помог Тиндарею вернуть себе трон. Считалось также, что он построил в городе храм Асклепия. Двенадцать подвигов героя часто фигурировали в спартанской иконографии.

 

Жертвы

Спартанцы, как и остальные греки, приносили жертвы своим богам, чтобы умилостивить их и попросить их помощи. Известно, что перед каждой битвой спартанцы приносили жертвы богу Эросу, нечто подобное было не только у спартанцев, но и у дорийцев Крита. Многие пытались связать конкретные жертвоприношения с институтом педерастии. В отличие от других греческих городов, в Спарте не требовалось, чтобы животные на убой были красивыми, здоровыми или даже пригодными.

 

Фестивали

В Древней Спарте, как и в остальных древнегреческих городах, было множество фестивалей. Некоторые из них имели некоторые особенности, например, праздник в святилище Орфии Артемиды, который был одним из самых странных в Древней Греции из-за порки Спартанские подростки у алтаря богини. В святилище Аполлона в Амиклее существовало совместное поклонение Аполлону и Гиацинту, что было связано с родством двух богов. В эти торжества были включены плачи по Гиацинту, музыка и танцы по Аполлону. Карнея или Карнея были, пожалуй, самым важным праздником дорийцев, посвященным Аполлону Карнейосу. Нудистов ассоциировали с культом Аполлона, хотя они не связаны с этим конкретным фестивалем. В дни Карнеоса проходило множество спортивных мероприятий. Другими праздниками Спарты были Агитория в честь Зевса и Аполлона, Аграния в честь умерших, отмечавшаяся в других городах греческого мира, Афанаия в честь Афины, Алкидея, Амиклея в честь Аполлона и Диоскуров. , Брасидия в честь павшего полководца Брасида, Гимнопедия в честь Аполлона, Артемиды и Летуса, где проводились ежегодные детские спортивные соревнования, Дамиа в честь богини эйфории Дамии, Паспорта в честь Зевса, которые была чисто дорической церемонией. Еще существовала Эления в честь Елены и Менелая, где проходило большое шествие дев к Менелаиону в Ферапни. У спартанцев было много праздников, которые они разделяли с остальными греками.

 

Древний акрополь

Строительство современного города на месте древней Спарты, стихийные бедствия (главным образом землетрясение IV в. н. э.) и набеги (главным образом готов, в 394 г.) не оставили после себя много напоминаний о нем. Так что сегодня археологические находки Спарты непропорционально малы по сравнению с той славой и могуществом, которыми город обладал в античные и позднеримские времена.

Большая часть находок найдена в акрополе древней Спарты, невысоком и широком холме, который был политическим, религиозным и экономическим центром древнего города.

На северо-западном склоне древнего акрополя раскопки Английской школы археологии выявили части святилища покровительницы Халкиойки Афины, важнейшего святилища древней Спарты. Он был назван так потому, что его внутренние стены были покрыты медными листами с рельефами. Эта позиция была местом поклонения от геометрических до римских лет. Первоначально была создана мечеть с алтарем, а в VI в. например был построен небольшой храм с огородом, в котором размещалась статуя покровительницы Афины. В святилище проходили общественные собрания, парады и скачки.

На юго-западной стороне холма Акрополя, ниже святилища Афины, в ходе раскопок Английской школы археологии были обнаружены части большого римского театра вместимостью 16 000 зрителей, который действовал до конца 4 век. н.э. Это третье по величине и одно из самых впечатляющих театральных зданий древнего мира.

Театр имел две части: главный театр в нижней части с тридцатью рядами сидений и эпитеатр еще с семнадцатью рядами. Полость, общая ширина которой достигает 140 м, сделана из белого мрамора и датируется примерно 30-20 гг. до н.э. Его строительство основывалось не только на природных особенностях грунта, но и на проделанной работе по возведению подпорных стенок. На вершине котловины был построен портик, обращенный к святилищу Афины Халкиойко, или галерея по периметру для защиты зрителей.

Пол подковообразного оркестра диаметром 25 м выложен мраморными плитами, чередующимися белыми и красными. Большой интерес также представляют почетные надписи на восточном приделе.

В акрополе с помощью археологической мотыги также была обнаружена круглая структура. Это подпорная стена, окружающая естественный выступ холма. Многие отождествляют его со Скиадой, где происходили собрания народа, другие – с Гасиптоном (святилищем Земли).

Рядом с театром и святилищем Афины Халкиойко сохранились руины великой базилики Сотироса Христа. По преданию, его возведение приписывается святому Никону Кающемуся. Но это ранневизантийская церковь VII века. н.э., в которых, как и в храмах того периода, отсутствует иконостас, отделяющий святилище от главного храма. Притвор, часовня, колокольня и ряд других построек являются более поздними пристройками. Храм на протяжении многих веков функционировал как столица Лакедемонии.

На окраине акрополя Спарты и у северной границы нынешнего города сохранились руины своеобразного храмообразного здания Леониды (V в. до н.э.). Он построен из больших тесаных камней и разделен на две камеры. Местная традиция считает это могилой Леонида, однако известно, что его кости были перевезены из Фермопил и захоронены дальше на север, недалеко от театра. По некоторым признакам его отождествляют с храмом Карния Аполлона.

На склоне холма акрополя, за национальным стадионом города, были обнаружены остатки стены позднеримских времен (конец IV века нашей эры). Разрушение Спарты землетрясением 375 г. и угроза набегов готов побудили жителей построить высокую стену, окружавшую лишь римскую цитадель. Эта стена сыграла решающую роль в последующих столетиях набегов варваров.

 

Городские стены

Спарта оставалась незащищенной до первых десятилетий III века. например На самом деле она гордилась тем, что ее мужчины были ее стенами. Первые незавершенные постройки относятся к концу IV века, но первые настоящие укрепления были включены в оборонную программу Клеомена III и были построены в начале III века. э., под угрозой Деметрия Осаждающего и Пирра. Стена, защищавшая весь город, периметром около 9 км была построена во времена правления Нависа (207 г. до н.э.-192 г. до н.э.). Вторая мощная крепостная стена была построена в конце Римской империи для защиты города от набегов варваров. Он окружал только холм-цитадель и имел высокие квадратные башни. Эта стена сохранилась и в последующие годы несколько раз ремонтировалась.