Церковь Святого Аудоня (Дублин)

 

Описание Церкви Святого Аудоня

High St, Cornmarket

Тел 677 0088
Открыт: с июня по сентябрь: с 9:30 до 17:30, последний вход в 16:45
www.heritageireland.ie

 

Церковь Святого Аудоня - церковь прихода Святого Аудоняв Ирландской церкви, расположенная к югу от реки Лиффи на Корнермаркете в Дублине, Ирландия. Он стоит близко к центру средневекового города. Приход находится в Дублинской епархии и Глендалофе. Церковь Святого Аудоня - старейшая приходская церковь в Дублине и по-прежнему используется как таковая. Рядом с ним есть одноименная римская католическая церковь.

 

Церковь

Церковь названа в честь Святого Уэна (или Аудоэна) Руанского (Нормандия), святого, жившего в седьмом веке и посвященного ему англо-норманнами, прибывшими в Дублин после 1172 года. Она была возведена в 1190 году, возможно на месте более старой церкви, посвященной святому Колумсилью, датируемой седьмым веком. Вскоре после этого неф был удлинен (но также сужен), а столетие спустя был добавлен алтарь.

В 1430 году Генрих VI, лорд Ирландии, санкционировал возведение здесь часовни, посвященной святой Анне. Его основатели и преемники должны были называться Гильдией или Братством Святой Анны, обычно называемой Гильдией Святой Анны. В этой часовне были устроены шесть отдельных алтарей, которые постоянно использовались за счет более богатых прихожан. В 1485 году сэр Роланд Фитц-Юстас, барон Портлестер, построил новую часовню рядом с нефом в благодарность за его спасение от кораблекрушения рядом с этим местом.

Бурные события 16 века сказались на содержании церкви, и в 1630 году церковь была признана ветхой. Архиепископ Ланселот Балкли жаловался, что «там существует гильдия под названием «Гильдия Святой Анны», которая поглотила все церковные средства» (хотя во время Реформации в Англии часовни и гильдии были подавлены, а их собственность перешла к королю, в Ирландии они выжили, с переменными превратностями судьбы, в течение многих лет).

В течение следующих нескольких лет были предприняты напряженные усилия по ремонту крыши, шпиля и колонн здания, и гильдии было приказано внести свою долю. Средств было мало – в приходе было всего шестнадцать протестантских домов. В 1671 году Майкл Бойль , примас Ирландской церкви, приказал закрыть «рынок пахты» под Сент-Аудоэном. В 1673 г. был издан приказ об изъятии гробниц и надгробий из церкви «для сохранения живых от увечий мертвых». Гильдия Святой Анны, которой удалось скрыть свои обширные владения после Реформации и которая оставалась под контролем католиков, никогда не отказывалась от своих владений, несмотря на несколько расследований и судебных постановлений, продолжавшихся до 1702 года.

Хотя на протяжении веков в церкви и башне проводилось много ремонтов, финансирование содержания построек всегда было проблемой, особенно в 18 и 19 веках. К 1825 г. само здание церкви находилось в полуразрушенном состоянии (по сообщению Г. Н. Райта), и в приходе осталось «очень мало протестантов». Поскольку средств на капитальный ремонт не было, некоторые части церкви были закрыты или сняты с крыши. Как следствие, многие древние гробницы постепенно разрушились, а мемориалы были удалены или стали неразборчивыми из-за воздействия погоды.

 

Приход

Приход Святого Аудоэна когда-то был самым богатым в городе, и на протяжении сотен лет церковь посещали по государственным мероприятиям лорд-мэр и корпорация. В период своего расцвета церковь была тесно связана с гильдиями города и «считалась лучшей в Дублине из-за большего количества олдерменов и прихожан города, живущих в приходе» (Ричард Стэнихерст, 1568). Гильдия кожевников располагалась в башне, а гильдия пекарей (Гильдия Святой Анны) — в «колледже», примыкающем к церкви.

В 1467 году архиепископ Майкл Трегури сделал собор Святого Аудоэна пребендарием собора Святого Патрика.

В июле 1536 года Джордж Браун прибыл в Ирландию в качестве архиепископа Дублина, а через несколько лет энергично протолкнул желание Генриха VIII быть признанным верховным главой ирландской церкви. Около 1544 г. викарий церкви Святого Аудоэна стал кандидатом от короны. В 1547 году имущество прихода было присвоено государственной церковью, основанной после английской Реформации (в частности, после завоевания Ирландии Тюдорами).

Королева Мария I вскоре после своего восшествия на престол в 1553 году уставом восстановила собор Святого Патрика. Пребендарием Святого Одоэна, названным в этой Хартии о восстановлении, в 1555 году был Роберт Дейли. Однако, когда королева Елизавета I взошла на престол, она назначила его епископом Килдэрским. С этого момента все римско-католические церемонии в церкви прекратились.

После Реформации большинство прихожан остались верны Римско-католической церкви, и в 1615 году был основан новый римско-католический приход Святого Аудоэна. Однако католики были вынуждены проводить свои службы тайно, в основном на соседней Кук-стрит. Позднее в том же веке празднование мессы было запрещено, а епископы и священники были депортированы, заключены в тюрьмы или казнены. Этот смутный для католиков период длился до начала 19 века. Между тем, ныне протестантской церкви и приходу Святого Аудоэна пришлось пережить семнадцатый век и начать приходить в упадок. К концу восемнадцатого века, следуя тенденции в нескольких городских приходах, многие богатые жители прихода переехали в пригород, и этот процесс был ускорен Актом Союза. Затем бедные католики переселялись в освобожденные таким образом дома, которые были превращены в многоквартирные дома.

В 1813 году население прихода составляло 1993 мужчины и 2674 женщины, большинство из которых были католиками.

 

Реставрация

Архитектор Томас Дрю был первым, кто обратил серьезное внимание на важность церкви, как с архитектурной, так и с исторической точки зрения, в 1866 году. Он составил подробные планы церкви, за которые получил награду Королевского института архитекторов Ирландии, провел раскопки. и составил документ о церкви и ее истории. В буклете, изданном в 1873 году, настоятель Александр Липер призывал к перекрытию и реставрации храма.

В 1980-х годах была проведена обширная реставрация башни и колоколов. Несколько лет спустя часовня Святой Анны, лишившаяся крыши и многих памятников, была перекрыта и преобразована в центр приема посетителей, в котором была открыта выставка, посвященная истории церкви.

Во время консервационных работ, начавшихся в 1996 году, были проведены обширные раскопки небольшой части церкви, которые пролили новый свет на ранние дни церкви. Это в значительной степени способствовало пониманию истории строительства церкви. Подробные результаты этого исследования были опубликованы в виде книги в 2006 году.

 

Мемориалы

На главном крыльце хранится раннее кельтское надгробие, известное как «Камень удачи», которое хранилось здесь или поблизости с 1309 года. Говорят, что оно обладало странными свойствами, и купцы и торговцы натирали его на удачу. Впервые он был упомянут, когда Джон Ле Десер, мэр Дублина, воздвиг мраморную цистерну для подачи питьевой воды в Корнмаркет в 1309 году и поставил этот камень напротив нее, чтобы всем, кто пил воду, сопутствовала удача. Камень был украден несколько раз, но всегда возвращался в этот район. В 1826 году он исчез на двадцать лет, пока не был найден перед недавно построенной католической церковью на Хай-стрит.

На крыльце западной двери находятся памятники пятнадцатого века сэру Роланду Фитц-Юстасу, лорду Портлестеру, умершему в 1496 году, и его жене Маргарет (урожденной Д'Артуа). Фитц-Юстас был заместителем лорда-лейтенанта Ирландии, затем лордом-канцлером Ирландии и, наконец, лордом-казначеем Ирландии. Его отказ сдать этот последний пост привел к разрыву с королем и чуть ли не к гражданской войне. Он был похоронен в Котлендстауне, графство Килдэр. Питер Талбот, римско-католический архиепископ Дублина, умерший в тюрьме в 1680 году, как говорят, был тайно захоронен поблизости. Среди похороненных в церкви - Уильям Молинье, его брат сэр Томас Молинье и сын Томаса Капел, Эдвард Пэрри, епископ Киллалоэ и его сыновья Джон Пэрри и Бенджамин Пэрри, последовательно епископы Оссори, и леди Фрэнсис Бруденелл.

Во время раскопок в 19 веке была найдена англо-нормандская купель, датируемая 12 веком, которая сейчас выставлена ​​​​в церкви.

 

Башня

Башня церкви датируется 17 веком. Необходимость содержать это сооружение в хорошем состоянии всегда истощала приходские средства. Он был отремонтирован в 1637 году на средства гильдии святой Анны, но в 1669 году часть его обрушилась на крышу церкви, и ее пришлось строить заново. Гильдия внесла 250 фунтов стерлингов на реконструкцию. В 1826 году башня была реконструирована Генри Аароном Бейкером, но к концу века снова оказалась в аварийном состоянии. Некоторые ремонтные работы были проведены в 1916 году по призыву архиепископа Дублина, но только после капитальной реставрации 1982 года башня стала безопасной.

В башне находится шесть колоколов, три из которых являются старейшими колоколами Ирландии, датируемыми 1423 годом. Колокола звонили для Ангелуса и после Реформации продолжали звонить каждое утро и вечер, чтобы призывать людей на работу и с работы. Два колокола на башне были отлиты Джоном Мерфи из Дублина в 1864 и 1880 годах, а тройной датирован 1790 годом и прибыл из Глазго. Из-за ветхого состояния башни в период с 1898 по 1983 год в них не звонили. После укрепления башни бетоном был проведен капитальный ремонт колоколов. Были перелиты три колокола, а тенор был перелит в память Александра Э. Донована (1908-1982), который был тесно связан с церковью. Теперь они звонят каждую неделю.

Нынешние часы на церковной башне пришли из церкви Святого Петра на улице Онжье после того, как эта церковь была снесена в 1980-х годах. Циферблат часов датируется 1820-ми годами.

 

Кладбище

Старое заброшенное кладбище Святого Аудоэна было превращено в площадку для отдыха. Здесь были похоронены многие известные люди, в том числе многие епископы и лорд-мэры города, а также семьи Болла, Бата, Блейкни, Брауна, Кьюсака, Десминьера, Фэгана, Фостера, Файана, Гиффорда, Гилберта, Мэлоуна, Мапаса, Молсворта, Пентени, Персеваля, Куинн, Талбот и Ашер. Помощник священника Кристофер Тилинг Маккриди (1836–1913) собрал подробные генеалогии некоторых из этих семей в семи рукописных томах, которые сейчас находятся в библиотеке Марша.

 

Среди захоронений в церкви и на кладбище:
Варфоломей Болл
Маргарет Болл
Николас Болл
Леди Фрэнсис Бруденелл
Джон Бисс
Адам Кьюсак
Пол Дэвис
Пол Дэвис, 1-й виконт Маунт Кэшелл
сэр Уильям Дэвис
Роберт Моулсворт, 1-й виконт Моулсворт
Сэр Томас Молинье
Уильям Молинье
Бенджамин Пэрри
Эдвард Пэрри
Джон Пэрри
Филип Персиваль
Сэр Джеймс Сомервилль, первый баронет
Питер Талбот

 

Исторические события

11 марта 1597 года мощный случайный взрыв пороха на одной из близлежащих пристаней повредил башню Святого Аудоэна.

В 1640-х годах, во время восстания католической конфедерации, горожане могли видеть с церковной башни горящие вдалеке костры их противников.

В 1733 году популярный олдермен Хамфри Френд был возвращен на выборах подавляющим большинством голосов, и две бочки со смолой были сожжены в честь празднования на вершине башни Святого Аудоэна.

Объединенный ирландец Оливер Бонд был избран церковным старостой церкви в 1787 году (хотя установленная церковь была пресвитерианкой, она имела право назначать местных жителей для выполнения церковных обязанностей). Другим объединенным ирландцем, чья семья долгое время была связана с церковью, был Джеймс Нэппер Тэнди, родившийся на Корнмаркете № 5 и крещенный (как «Джеймс Нэпер Тэнди») 16 февраля 1739 года. Он был церковным старостой церкви в 1765 году и играл значительную роль в жизни города до акта Союза в 1801 году.

В 1793 году из ризницы было отправлено прошение с просьбой об отстранении полиции по причине расходов и неэффективности и о возвращении ночного сторожа, первоначально назначенного приходом.