Христианство в городах Помпеи и Геркуланум

 Карта региона Помпеи

 

В Помпеи как и его ближайших соседнем городе Геркулануме существовала христианская община до рокового извержения 79 г. н.э. Это могло произойти довольно рано. Так в одной из книг Нового Завета, а именно в книге Деяния упоминается визит апостола Павла в небольшой городок Путеолы по дороге в Рим.

 

Деяния 28

13 Оттуда отплыв, прибыли в Ригию; и как через день подул южный ветер, прибыли на второй день в Путеол,

14 где нашли братьев, и были упрошены пробыть у них семь дней, а потом пошли в Рим.

 

Городок Путеолы находятся на северном побережье Неапольского Залива, на запад от современного Неаполя. Вполне возможно, что христианство в этом регионе пошло именно из этого города. Хотя конечно оно могло и прийти сюда и из Рима несколько позже, чем путешествие апостола Павла.

Христианство в Помпеях

Одним из важных доказательств присутствия христианской общины в Помпеи были найдены в 1962 году на стене одного из зданий, которое стало известно как Гостиница Христиан. Трудно сказать, если отель действительно принадлежали христианской религиозной группе, но граффити нарисованное углем на наружной стене здания явно относится к христианам. В нем говорится: ​​"Странные идеи захватили ум "А" (неопределенное имя человека на букву А), который сейчас является пленником у христиан". Мы не знаем, кем этот человек "А" был, но кажется, что члены семьи и / или друзей были действительно ошеломлены поворотом с судьбе этого мужчины или женщины. Тот, кто написал это видимо хотел пристыдить этого жителя Помпей и даже отпугнуть его от своей вновь обретенной религии. Гонения императора Нерона были позади, но во времена извержения христианство было запрещенной религией. Принадлежность к христианству могло стоить жизни, свободы или всего состояния.

Некоторые историки также предполагают, что авторство этой надписи принадлежит владельцам борделя, который стоит на другой стороне улицы. Вполне возможно, что этот некий "А" был большим любителей женщин. После своего обращения в христианство то вполне логично предположить, что этот человек перестал ходить в бордель тем самым причинив убытки владельцам борделя. Но все это лишь догадки. К сожалению, большая часть граффити смылась, поскольку надпись была сделана углем.

 

Дом Пакуаса Прикулуса (Помпеи)

Христианство в городе ПомпеиХристианство в городе ПомпеиЕще возможное указание на присутствие христиан в Помпеи мы можем увидеть в доме Пакуаса Прикулуса. Пакуас Прикулус является интересной и загадочной фигурой в истории города. Возможно он был христианином хоть и скрывал это. Один из доводов к этому является тот факт, что в его пекарне старательно были разрушены языческие символы. Некоторые из них были оторваны, а символы фаллоса были покрыты штукатуркой. Кроме того при нем в пекарне появился странный символ, напоминающий христианский крест (на фото слева). Во время раскопок археологи его частной резиденции также обнаруживали кресто- образный ребус Sator на дверном косяке в своем доме. Вполне возможно, что это может быть признаком принадлежности к христианской вере.

 

Сатор- это полидром, то есть может читаться в обеих направлениях

 

SATOR

(От serere = сеять) сеет, сеялку; Основатель, прародитель (обычно божественный); автор
AREPO
неизвестнов слово, скорее всего, имя собственное, или придуманое, или, возможно, египетского происхождения. Негде не использовался
TENET
(От Ténéré = держать) держится, держится; постигает; обладает; мастера; сохраняет
OPERA
(Существительное) работа, уход; помощь, обслуживание, усилие / беспокойство; (Из опуса): работы, дела.
ROTAS

(От существительного Rota) колесо

 

 

Казалось бы глупость, но достаточно перебросить буквы и у нас получался христианский крест со словами "Pater Noster" или Отче Наш и буквы Альфа и Омега. Начало и конец алфавита.

Помпеи христианство

Кстати в соседнем Геркулануме тоже были найденные возможные следы присутствия христиан в римском регионе Кампании в древности.

 

Дом двухсотлетия (Геркуланум)

Геркуланум

Дом двухсотлетия был найден в Геркулануме в 1938 годе и спустя 200 лет после начал раскопок Геркуланума. Это возможно одно из самых интересных зданий в городе, так как это возможно первый в мире христианский молельный дом или часовня. В стене одних из комнат есть крестообразное углубление, где видимо висел деревянный крест. В стене до сих пор видны следы от гвоздей. Также с обеих сторон есть следы металлических петлиц, на которых вешали деревянные створки для ставней. То есть большую часть времени креста не было видно и открывались эти створки лишь во время молитв. Само расположение этой комнаты говорит о том, что посторонние сюда не входили. Это был небольшой чуланчик, спрятанный от глаза чужака.

В принципе это не мудрено. Хотя римляне относились к разным религиям и культам вполне либерально, но определенные рамки все таки существовали. Можно было молиться кому угодно и где угодно, но признание верховенство римских богов было обязательным. То есть можно было поклонятся Митре или Озирису, но Юпитер был главней. При посещение римской семьи по этикету того времени надо было приносить несколько подарков: для хозяина дома, его жены, его детей и конечно один подарок для гения или божества данного дома. Если человек отказывался принести подарок гению то это было не просто оскорбления для божества, это был вызов который мог навлечь горе на семью проживающего там бога. Те же принципы существовали в рамках всей римской империи. Те религии, которые не признавали римских богов считались вражескими просто потому что римские боги могли ополчиться против римлян за мягкотелость по отношению к еретиками.

Жителям, исповедующих иудаизм, было сделано некоторое послабление. Им разрешали молится, но подпускать близко к себе не позволяли. Подружиться с иудеем значило навлечь на себя гнев богов или собственного гения- покровителя. Поэтому европейский анти- семитизм берет корни далеко за границами христианства. Но если с иудеями можно было пойти на компромисс ради спокойствия в империи, то с христианством уже не церемонились. У новой религии не было жестких этнических границ. Новые идеи увлекали множество римлян и отворачивали их от старых римских богов. Поэтому относительно либеральное римское общество так жестко относилось с представителями новой (впоследствии мировой) религии: жгли их на кострах, бросали на съедение животным на аренах амфитеатрах и в общем находили остроумные способы по уничтожения христиан. Правда как история показа без особого успеха.