Адрес: Регио IX, Инсула 1, 22, 29
Площадь: 1005 кв. метров
Комнат: +25
Дом Епидиуса Сабина (в) соседствует с Домом Диадумени (а)
Дом Епидиуса Сабина расположен на северной стороне улицы Виа делль Аббонданза между Виа Стабиана и Виколоди Тэсмо. Дом был впервые раскопан в 1858 году и снова в 1866. Он расположен между двумя небольшими магазинами, с входом спрятанный узкий вход ведет в шикарный частный дом за коммерческими витринами.
Зев (а), который открывается с северной стороны Виа дель Аббонданза,
украшен большими красными панелями, разделенными широкими белыми
полосами над нижним черным фризом. К сожалению, штукатурка теперь
слишком обветшала, чтобы лучше описать первоначальный декор фрески.
Длинный зев (а) ведет к прямоугольному атриуму (b) с центральным
имплювием. Атриум состоит из комнат, расположенных по трем сторонам,
и украшен большими красными панелями с декоративными внутренними
границами, разделенными широкими полосами над нижним черным фризом.
В юго-восточном углу атриума находится ларариум храмового стиля
(с). Нижняя часть святыни представляла собой подиум, украшенный по
верхнему краю двойной полосой расписного лепного рельефа. На подиуме
единственная дорическая колонна вместе с двумя боковыми пилястрами
поддерживала антаблемент и крышу с двумя фронтонами. Карнизы,
обрамляющие фронтоны, были украшены полосами красного и синего
лепного рельефа. Единственная колонна также была оштукатурена и
окрашена под красный и желтый мрамор.
Комнаты, расположенные
вдоль восточной и южной сторон атриума, находятся в плохом состоянии
отремонтировать, и лишь несколько обветшалых остатков штукатурки
свидетельствуют об оригинальном ярком фресковом убранстве.
Таблинум на северной стороне атриума немного лучше. Таблинум (d) был
украшен синими и желтыми цветами над нижним темно-красным фризом. В
центре восточной и западной стен была большая мифологическая сцена.
К сожалению, сцена с восточной стены утеряна, но сцена с
западной стены была удалена, и теперь ее можно увидеть в
Национальном археологическом музее в Неаполе. Сцена - Гермафродит и
Силен. Справа от группы стоит менада с тирсом в левой руке.
В
таблинуме пол выложен черной мозаикой с выгравированным белым
ромбовидным узором. Комната почти полностью открыта для атриума с
южной стороны, а с северной стороны две широкие мраморные ступени
ведут к первому из двух перистилей (e). В северо-восточном углу
единственная мраморная ступенька ведет к экусу (f).
Оек
оформлен в четвертом стиле большими черными панелями на черном фоне
над нижним декоративным фризом, состоящим из геометрических фигур
желтого и красного цветов. В центре каждой стены была квадратная
мифологическая сцена, но эти сцены в значительной степени исчезли
из-за воздействия элементов. Сцена на северной стене, возможно, была
сценой Фетиды и Гефеста, хромого сына Зевса и Геры.
В первый
перистиль можно попасть через стол и проход, ведущий из узкого
дверного проема в северо-восточном углу атриума. Перистиль с трех
сторон имеет портик и девять ионических колонн, поддерживающих
внутренние края крыши. Колонны рифленые - кирпичная кладка. Стены
портика выкрашены в красный и черный цвета, но все декоративные
детали утрачены.
Слева коридор, который ведет к атриуму. Справа перистиль, внутренний садик
В центре перистиля - небольшой низкий сад. В саду
было два пруда, больший из двух на западном конце был украшен на
внутренних стенах рыбами, нарисованными на синем фоне (давно
утерянными).
Комнаты, выходящие на первый перистиль, обычно
находятся в плохом состоянии, и лишь несколько остатков штукатурки
намекают на их некогда яркую отделку. Возможно, наиболее хорошо
сохранившаяся деталь фрески находится в большом экусе (h) на
северной стороне перистиля. Хотя комната находится в разрушенном
состоянии, на северной и западной стенах сохранились большие участки
выцветшего декора.
На северной стене украшение включает
мифологическую сцену Геракла, Орфея и муз, а на западной стене -
небольшую сцену, возможно, с Дионисом и Ариадной.
Проход
ведет от северо-восточного угла перистиля к служебной зоне,
состоящей из кухни (i) и уборной. На кухне большой рабочий стол из
каменной кладки у восточной стены, пронизанной серией маленьких
окон. На стенах сохранились остатки поблекшей штукатурки.
В западном конце северного портика широкая комната действует как переход ко второму перистилю (k). В комнате (на фото ниже) сохранились большие участки штукатурки на восточных и западных стенах, но краска слишком блеклая, чтобы дать четкое описание оригинального фрескового декора.
В комнату можно попасть с юга через широкий портал и открыт на всю
ширину с северной стороны. Узкий дверной проем в северном конце
западной стены дает доступ к небольшому кубикулу (l), который также
имеет прямой доступ ко второму перистилю.
Второй перистиль с
трех сторон окружен портиком с небольшим центральным садом (м).
Девять отдельно стоящих рифленых колонн, поддерживающих внутренние
края крыши, сделаны из оштукатуренного туфа. Стены портика были
декорированы в первом стиле, но вся связанная с ними окраска давно
размыта.
В северо-восточном углу перистиля открывается оек
(n). Океус украшен большими красными, желтыми и синими панелями с
внутренней декоративной окантовкой над возвышающимся дадо.
Центральную зону от верхней зоны отделяет широкий карниз, украшенный
красными, желтыми и синими прямоугольниками. В комнате нет окон, но
практически на всю ширину открыт перистиль. В южном конце западной
стены есть дверной проем, который соединяет комнату с прилегающей
экседрой (o).
В доме есть второй вход, выходящий на улицу
Виколо-ди-Тесмо у двери № 29. Короткий переход (p) выходит в
прямоугольный атриум (q), в центре которого находится имплювий,
облицованный туфом.
С западной стороны имплювиума стоит мраморный столб, возможно,
подставка для небольшого стола. Стены атриума сохранили некоторые
большие участки штукатурки, но, как и большая часть остальной части
дома, небрежность и элементы взяли свое, и практически все
декоративные детали были потеряны. Атриум имеет две маленькие
кубикулы на восточной стороне, по одной с каждой стороны зева, а на
западной стороне большой портал открывается на второй перистиль (k).
Узкий дверной проем в северо-восточном углу атриума ведет в
частную пекарню дома (r). У восточной стены пекарни стоит каменный
рабочий стол, а большую часть северной стены занимает большая
кирпичная и каменная печь. Остатки катулла (вращающаяся верхняя
часть жернова) можно увидеть в соседней комнате.