Адрес: Регио VII, Инсула 2
Площадь: 711
Комнат: 19
Дом Гавиуса Руфуса находится на улице Виколо деи Панетиере, узкой улице, соединяющей улицу Виколо Сторто с улицей Виа Стабиана. Дом Гавиуса Руфуса был раскопан в 1867 году и получил свое название от двух надписей, расположенных по обе стороны от входа. Фасад сохраняет остатки красной штукатурки. Дом Гавиуса Руфуса сохранился довольно хорошо. Остались части фресок и мозаики на полу. Также здесь были найдены бронзовые статуи Аполлона, Минервы и богини Фортуны. Их качество и художественная ценность, говорит о том, что дом принадлежал зажиточному горожанину. К сожаленью второй этаж не сохранился. Он обрушился во время извержения, но первый этаж остался в относительно хорошей сохранности. Тел здесь обнаружено не было, поэтому трудно сказать, что случилось с хозяином дома и его домочадцами. Возможно, им получилось спастись и убежать.
Прихожая (a), которая открывается с южной стороны
улицы Виколо деи Панетире, потеряла большую часть своего украшения,
а фрагменты оказались слишком выветренными, чтобы дать реалистичное
описание. На восточной стороне прихожей узкая дверь, которая дает
доступ в комнату носильщиков (б) и за ее пределами - конюшни (с).
Прихожая открываются в довольно маленький атриум (d) или центральную
гостиную, в центре которого находится мраморный бассейн. Как и
прихожая, атриум потерял большую часть своей штукатурки, оставив
лишь несколько выцветших фрагментов.
За исключением небольшой
комнатки (e) на северо-западном углу атриума, все остальные комнаты
в доме открываются во внутренний садик, который в который можно было
попасть через широкий дверной проем на южной стороне атриума. В
северо-восточном углу перистиля - крупный окус (h). Эта комната
лучше сохранилась, чем атриум, а оставшаяся штукатурка позволяет
приблизительное описание украшения, состоящего из чередующихся
красных и желтых панелей на белом фоне над нижним черным фризом. В
комнате есть вторичный дверной проем в юго-западном углу,
соединяющий его с южным концом атриума.
Вдоль восточной
стороны перистиля находится ряд комнат, размер которых увеличивается
с севера на юг. В основном эти комнаты находятся в плохом состоянии,
будучи полуразрушительными с небольшим количеством оставшихся
украшений. Из комнат на восточной стороне перистиля лучше всего
сохранилась комната (i). Комната украшена фресками во втором стиле в
иллюзорном стиле, включающем расписные колонны на низкой стене,
установленные на темно-красном фоне. Есть остатки декоративного пола
с геометрическим рисунком, украшенный белыми мраморными кусочками.
В юго-восточном углу перистиля находится зона обслуживания,
включая кухню (j). Эта область (k), по-видимому, была без крыши с
фрагментами фресок с изображением садовых картин на стенах. В центре
южной стороны перистиля находится большой полукомнаты (l) так
называемая экседра (углубление, обычно полукруглое или
прямоугольное, в стене). Экседра украшена фресками в третьем стиле с
красными и желтыми панелями вместе с архитектурными элементами над
нижним черным фризом. В центре каждой стены находится большая
мифологическая сцена.
Сцена на южной стене - это битва между Венерой и Герпером с
Аполлоном, сидящим на суде. На восточной стене сцена изображает
Тесея, которого афиняне почитают после победы над Минотавром.
Сцена на западной стене изображает свадьбу Пирифа и Гипподамии.
(Во время свадьбы кентавры пытались похитить Гипподамию). Пол в
экседре был выложен прекрасной черно-белой мозаикой с геометрическим
рисунком и обрамлен черной каймой. Мозаичный пол был удален, но в
настоящее время выставлен на эстакаде в экседре.
На западной
стороне перистиля помещений нет. Однако есть расписной ларариум (м),
установленный в нише. Нижняя часть декора ларариума состоит из полос
красного, зеленого и желтого цветов. Остальная часть декора сильно
потускнела, но была поставлена на белом фоне. Первоначально
ларариум был окружен двумя деревянными дверями. На земле перед
ларарием была найдена небольшая коллекция бронзовых статуэток, в том
числе Аполлона, Минервы и Фортуны.
Большой триклиний (n) открывается в северо-западном углу перистиля. Триклиний оформлен в третьем стиле темно-красными панелями с тонкими границами на белом фоне над нижним черным фризом. Верхняя зона сильно потускнела, но, кажется, содержит красочный фриз.