Адрес: Инсула 5
Площадь: 943 кв. метров
Комнат: 14
Дом Гладиаторов находится на улице Виа ди Нола примерно на полпути
между улицей Виа Стабиана и Нолскими
воротами. Дом был впервые раскопан в 1899 году и находится
близко к границам раскопанного города. Дом Гладиаторов был построен
как частный особняк в первом веке до нашей эры. Однако позже во
время царствования императора Августа или Клавдия Дом Гладиаторов
был преобразован в общежитие для семей гладиаторов. По оценкам, от
пятнадцати до двадцати человек жили в доме в любое время.
Около ста различных граффити, сделанные гладиаторами были найдены на
колоннах перистиля. Граффити свидетельствует об оружие, которое они
использовали и стиль битвы: есседарии, фракийцы, мурмилоны, всадники.
Также надписи глася об их сражениях, победах и хозяев.
Археологические и палеографические анализ граффити датирует их между
правлением Августа и 62 годом.
Дом Гладиаторов стал известен своим обрушением. Это подчеркнуло хрупкость археологического парка и невозможность раскрывать новые районы города. Ремонт и поддержка раскопанных зданий должно стать целью администрации археологического музея.
Возможно, переезд гладиаторов в квадрипортикус за Большим театром, возможно, был вызван разрушением их особняку, нанесенный во время землетрясения в 62 года нашей эры, или из-за того факта, что растущее число гладиаторских боев, участвующих в играх во время правления Нерона, сделало необходимым более крупное здание. Коридор (а) открывается с северной стороны улицы Виа ди Нола. Ряд шагов ведет от поднятой тропы, чтобы открыть прямо на большой перистиль или внутренний сад (б). И фасад, и входный коридор сохраняют остатки гипса, со следами их оригинального украшения фресок. Перистиль был окружен колонами со всех четырех сторон и имел двадцать четыре колонны, поддерживающие внутренние края крыши. Столбы были покрыты штукатуркой поверх кирпичной кладки.
Пространства между колоннами были заполнены плютеусом высотой
около 1 м. Оба лика плютея были украшены серией мифологических сцен
и сцен из охоты. Несколько сцен были потеряны вместе с некоторыми
тканями здания из-за бомбардировки союзников в сентябре 1943 года.
В северо-восточном углу перистиля находятся остатки
мифологической сцены Европы и Быка. Сцена нападения четырех собак на
кабана происходит с западной стороны перистиля.
Сцена охоты
выше находится в северо-западном углу перистиля и показывает двух
собак, нападающих на кабана, а на заднем плане третья собака
преследует оленя. Собаки также фигурируют в сцене с южной стороны
западной стороны перистиля. Сцена показывает, как две собаки атакуют
льва, одна спереди, другая сзади.
Комнаты, выходящие на
восточную сторону перистиля, как правило, в плохом состоянии, лишь
несколько остатков штукатурки на голых каменных стенах. В комнате
(c) в центре восточной стороны есть лестничный пролет на верхний
этаж.
Триклиний (d) в северо-восточном углу перистиля
сохранился в гораздо лучшем состоянии. Со времени первых раскопок
дома большая часть убранства была утеряна, но восточная стена
осталась практически нетронутой.
Южная часть комнаты была оформлена на черном фоне, а основная
часть, наиболее удаленная от входа, напротив, была оформлена на
белом фоне. Украшение состоит из стоящих фигур и гирлянд на больших
панелях, окаймленных сверху и снизу широкими цветными полосами.
В верхней зоне основной части комнаты стоят фигуры на белом
фоне. В комнате прекрасный черно-белый мозаичный пол с центральной
розеткой, заключенной в широкую прямоугольную декоративную рамку.
С западной стороны перистиля открывается большой летний
триклиний (е). Убранство комнаты значительно ухудшилось с момента
первых раскопок. Триклиний был украшен красными и желтыми панелями
над нижним черным фризом.
Панели имели внутренние
декоративные бордюры и содержали небольшие центральные медальоны с
изображениями человеческих голов. Триклиний был открыт для перистиля
практически на всю ширину.
В дополнение к главному входу с
перистиля триклиний имел две дополнительные двери в южной стене,
соединяющиеся с двумя небольшими кубикулами. Узкий дверной проем в
юго-западном углу открывался на комната- кубикулум (f).
Комната (f) был украшен белыми панелями с внутренними границами,
разделенными красными полосами над нижним черным декоративным
фризом. Однако от этого украшения осталось немногое из-за многих лет
пренебрежения и воздействия элементов. Некоторые детали фрески все
еще можно увидеть в нижнем фризе северной стены. Комнату освещало
маленькое круглое окно высоко в западной стене.
Cubiculum
(g), доступ к которому осуществляется с юго-восточного угла
триклиния, также имел собственный вход с западной стороны перистиля.
Комната была оформлена на черном фоне и имела прекрасный мозаичный
пол, который, кажется, хорошо сохранился при первых раскопках. Оба
этих декоративных элемента с тех пор были утеряны.
С
северо-западного угла перистиля находились конюшни (h), у которых
был собственный выход (i) на Vicolo dei Gladiatori. Конюшни вместе с
северной частью перистиля были разрушены бомбардировкой в сентябре
1943 года.