Большой Театр Помпеи

Театр Помпей

 

Адрес: Регио VIII, Инсула 7, 20, 21

 

Описание Большого Театра Помпеи

Болшой Театр Помпеи

Большой Театр Помпеи хорошо сохранился несмотря на прошедшие века. Он был построен в 3-ем веке до н.э. и на протяжение четырех веков это был главным театром Помпе. Во втором веке до н.э. он был увеличен. Здесь могло уместиться около 5000 зрителей.

 

Во время правления императора Августа Большой Театр был увеличен. Тот факт, что он находился на природном склоне холма сильно облегчил строительство и снизил затраты на его возведение. Его увеличили на деньги двух братьев жителей Помпей Марка Холкониуса Руфуса (Marcus Holconius Rufus) и Марка Холкониуса Целера (Marcus Holconius Celer). Ребята не отличались скромностью и приказали архитектору Марку Арториусу Примусу (Marcus Artorius Primus) выгравировать свои имена по всему зданию Большого Театра Помпеи. Архитектор был тоже парень не дурной. Он вписал свою лепту и на всякий случай записал свое имя на камнях Большого Театра.

 

В древности Большой Театр Помпей мог разместить более пяти тысячи зрителей. Нижние ряды (ima cavea) (голубой цвет) были предназначены для знатных и богатых граждан Помпей. Остальная часть (summa cavea) (на плане розового цвета) была заняты остальной частью города. Балконы над двумя боковыми входами были предназначены для жриц. Перед ступенями располагался оркестр (В), который мог войти или выйти со сцены через два боковых прохода.

 

В проходе за сценой археологами была найдена надпись этого содержания: "Меф из Аттелы, рабыня Коминия, любит Креза. Пусть Венера Помпейская улыбнется на их сердца, и пусть они всегда живут в любви."

 

Сцена примерно на 1 м выше уровня оркестра ниже, чем сцена римского театра, как указано Витрувием в его Десяти книгах по архитектуре (Книга V, глава VI, «План театра») и намного ниже, чем высота, указанная для греческого шрифта (около 3,2 м). Вероятная причина скромной высоты сцены в том, что оркестр был занят местами магистратов, обзор которых был бы закрыт, если бы сцена была намного выше.

Пещера вмещала около 5000 зрителей. Большая его часть, от оркестра до сводчатого коридора под summa cavea, лежит на склоне холма; пол сводчатого коридора находится на уровне Треугольного форума.

Сиденья расположены в трех основных полукруглых секциях. Самый нижний, ima cavea (окрашенный в синий цвет на плане), находится рядом с оркестром и содержит четыре широких выступа, на которых, как и в самом оркестре, члены городского совета, декурионы, могли разместить свои стулья.

Средняя часть, медийная пещера (окрашенная в розовый цвет), была намного глубже, простираясь от пещеры Има до сводчатого коридора. В нем было двадцать рядов мраморных сидений, расположенных в виде ступеней, из которых сохранилась лишь небольшая часть (оригинальные сиденья - светлые, остальные - современные). На части одного из них отдельные места шириной чуть менее 400 мм обозначены спереди вертикальными линиями и пронумерованы; они, вероятно, принадлежали какой-то корпорации, которая сочла необходимым назначить своим членам места по номерам.

Верхняя часть, summa cavea (зеленого цвета), поддерживаемая сводом над коридором, была слишком узкой, чтобы вместить более четырех рядов сидений. Внешняя стена позади summa cavea поднималась на значительную высоту над последним рядом сидений. Внутри, ближе к вершине, были блоки из базальта с круглыми отверстиями для деревянных мачт для велария, которые простирались от пещеры до крыши сцены, защищая зрителей от солнечного тепла.

Рядом с передней частью оркестра справа и слева были небольшие прямоугольные площадки (d), которые поддерживались сводами над входами. К ним можно было подняться по короткой лестнице в конце сцены. Называемые трибуналами, они, несомненно, предназначались для мест тех, кому оказывалась особая честь.

Сцена длинная и узкая, размером примерно 120 на 14 футов Oscan; пол сцены, как упоминалось ранее, находится примерно на 1 м выше уровня оркестра. Задняя стена, как и в большинстве древних театров, была построена так, чтобы представлять переднюю часть дворца с тремя дверями и украшена колоннами и нишами для статуй (на фото внизу слева). В каждой из коротких стен в конце сцены есть широкий дверной проем, который теперь заблокирован.

Длинная узкая комната (е) за сценой использовалась как гримерка, и в нее можно было попасть через дверь сзади. Пространство под сценой было разделено на несколько частей и включало в себя пространство занавеса, которое, как и во всех римских театрах, опускалось в начале спектакля и поднималось в конце.

Зрители могли занять свои места несколькими способами. В ima cavea входил оркестр, который, в свою очередь, входил через сводчатые проходы под трибуналами.

С восточной стороны к этим проходам можно было попасть по переулку (f), ведущему вверх от Виа Стабиана. Этот переулок сохранил часть фрескового убранства и несколько хорошо сохранившихся примеров граффити.

В медийную пещеру можно было войти с нижней стороны от прохода между ней и има-пещерой, которая на концах соединялась короткими лестничными пролетами с проходами, ведущими наружу; на верхней стороне шесть дверей открывались в пещеру для СМИ из верхнего сводчатого коридора, из которого спускались лестничные пролеты, делящие сиденья на пять клиновидных блоков, cunei, с небольшим продолговатым блоком дополнительно с каждой стороны около концов сцена.

В сводчатый коридор можно было попасть через четыре двери: одна (g) со стороны Треугольного форума, другая с открытого пространства между этим и изогнутым фасадом театра, третья в конце переулка к востоку от Храма Исиды и четвертый вход с крутого прохода (h), ведущего вверх от Виа Стабиана.

В Summa Cavea входили несколько дверей из узкого сводчатого прохода, идущего снаружи. Этот проход не простирался по всей длине summa cavea, но останавливался там, где внешняя стена театра соединялась со стеной Треугольного форума. Здесь к нему вела лестница; в задней части Самнитской Палестры (j) была вторая лестница, а третья вела из переулка к востоку от Храма Исиды. На краю Треугольного форума узкая лестница (i), встроенная в толстую стену, вела прямо к summa cavea.

 

На открытом пространстве между театром, Треугольным форумом и Самнитской Палестрой находится небольшой резервуар для воды (k), квадратный снаружи и круглый внутри. Очевидно, он использовался для полива, «орошения» водой шафранового цвета, благодаря чему в летние дни температура в театре смягчалась. О том, что такие орошения были в моде в Помпеях, известно из объявлений о гладиаторских боях, нарисованных на стенах, в которых они рекламируются вместе с навесом как часть аттракциона - «sparsiones vela erunt».

Последняя реставрация театра, которая вызвала справедливую долю критики, была одобрена SAP в 1973 году и завершена в 2010 году. Работа включала воссоздание сидений из туфа и удаление предыдущих инвазивных реставраций. Фотография напротив была сделана до начала реставрационных работ и показывает большие зазоры в уцелевших сиденьях. В то же время часть опор для велариума была перенесена в оригинальные гнезда.

 

Современное использование Большого Театра

В наши дни Большой театр Помпеи используется для концертов, опер и театра. В 1950-х годах, чтобы сохранить первоначальные сидения, были установлены железные рамы, которые позволяли оставлять на них деревянные доски для сидения. В 2008 году усилия по восстановлению начали позволять дальнейшие театральные и музыкальные представления. После повторного открытия в 2014 году состоялись постановки «La Boheme» и «Кармен» Пуччини.