Дом Ветии (Помпеи)

Дом Ветии (Помпеи)

 

Адрес: Регио VI, Инсула 15

Площадь: 1167 кв. метров

Комнат: 18

 

Описание Дома Ветии (Помпеи)

Дом Ветии (Помпеи)  Дом Ветии (Помпеи)

Дом Ветии (множественное от Ветиус) получил свое название в честь имени, которое было написано на бронзовых печатях, найденных здесь во время археологических раскопок 1894- 95 годов.

 

Судя по полным надписям дом принадлежал двум бывшим рабам братьям Ветиусам, Авлу Веттию Конвиву и Авлу Веттию Реституту. Видимо братья родились рабами, но быстро поднялись, заработали деньги и выкупили свою свободу. Дом был серьезно поврежден во время землетрясения 62 года, но вскоре был перестроен. Стены были покрыты фресками в четвертом стиле. Прихожая украшена фреской Приапа, а ведет она в традиционный атриум. Два крыла атрия украшены медальонами с головой Медузы и Силена на правой стене. А на левой стене фреска с дерущими петухами.

 

Дом Веттиев был построен из нескольких частных домов, которые были соединены в единое целое. Так у дома Веттиев есть второй атриум в северной его части. Здесь же стоит ларарий (домашнее святилище). Перисталь сада прекрасно сохранился. Археологи нашли остатки корней деревьев и кустов и по ним восстановили общий вид сад как он выглядел в 79 году. Поэтому растения в саду посажены не просто так. Из перисталя можно было попасть в триклиний то есть офис хозяина. Стены покрывали яркие фрески, которые прекрасно сохранились. На них изображены картины с мифологической тематикой. Здесь и наказание Дирки и маленький Геракл, который душит двух змей, посланных богами и многие другие. Также есть несколько изображения людей за их обычными занятиями. Здесь изображены работники за сбором винограда, ткачества, обработки металлов, сцены торговли, гонок на колесницах и прочих.

 

Внешний вид дома довольно простой. Главный вход открывается с западной стороны Vico Dei Vettii к северу от перекрестка с Vicolo di Mercurio. За исключением этого входа и боковой двери около юго-восточного угла, внешние стены не были сломаны, за исключением небольших квадратных окон, некоторые из которых находились в низких комнатах второго этажа (реконструкция дома, выполненная художником, изображена справа).

Как и несколько других известных домов в Помпеях, этот дом пострадал от бомбардировки во время Второй мировой войны. В конце сентября 1943 года бомбы союзников нанесли значительный ущерб имуществу, особенно вдоль северной стороны перистиля. Структурные повреждения были отремонтированы, но некоторые произведения искусства четвертого стиля были потеряны навсегда.

Вестибюль (а), как и в Доме диадуменов, был соединен с входом (а ') большой двойной дверью, а также маленькой дверью справа от нее. Зев украшен в четвертом стиле черными панелями, обрамленными красным над нижним черным фризом. В центре черных панелей - небольшие монохромные панели, на которых изображены пара оленей, петушиные бои, вазы и кошелек с посохом герольда - атрибуты Меркурия, который, возможно, имел место среди пенатов дома.

Дом Ветии (Помпеи)  Дом Ветии (Помпеи)

Обратите внимание на фресках слева. На фреске слева Геракл душит змей, которых подослала богиня Гера. А на правой фреске женщины Фив разрывают Пенфея. Царь этот сделал глупость заключив бога Диониса в тюрьму. Бог сильно обиделся и заставил женщин сойти с ума. Они разорвали своего царя, посчитав, что он дикий зверь.

Дом Ветии (Помпеи)  Дом Ветии (Помпеи)

Самая яркая особенность входа в залы - фреска справа от двери, изображающая Приапа, бога плодородия и изобилия, вероятно, чтобы отвести дурной глаз тех, кто завидует богатству и положению хозяев.

Зев открывается в атриум (b), в центре которого находится облицованный мрамором имплювий. Атриум имел сейфы с обеих сторон обшитые железом, установленные на каменных основаниях. Четвертое оформление атриума представляет собой нижний фриз желтого цвета с красными живописными панелями, на которых изображены дети, занятые с сосудами всех видов, очевидно предназначенными для жертвоприношений. Над ним - черная полоса с различными сценами, изображающими амуров, самая интересная из которых представляет собой жертву Фортуне.

Также появляются купидоны верхом и в повозках. Один стоит на крабе, ведя существо поводьями и хлыстом; другой аналогично установлен на лобстере. Над этими двумя декоративными полосами расположена третья зона со сценами стилизованной архитектуры.

Атриум без стола; с западной стороны открывается прямо на перистиль и сад. Во время извержения южный ала (е) был превращен в гардероб. Ранее он был соединен с комнатой (g) на юге и имел большое отверстие в перистиль, подобное ala (f) на противоположной стороне атриума. Оба крыла украшены в четвертом стиле желтыми панелями на красном фоне над нижним черным фризом. Верхняя зона состоит из архитектурных мотивов на белом фоне.

Атриум состоит из комнат с трех сторон, с северной и восточной стенами кубикулы (c). Кубикулум (c ') слева от входа имеет верхний фриз с изображением рыб и морских обитателей над чередующимися панелями белого и желтого цветов.

 Дом Ветии (Помпеи)  Дом Ветии (Помпеи)   Дом Ветии (Помпеи)  Дом Ветии (Помпеи)

На задней сторое дома Веттиев есть еще один вход, но он был сделан для слуг и вел в хозяйственные постройки.

Дом Ветии (Помпеи)  Дом Ветии (Помпеи)  Дом Ветии (Помпеи)    Дом Ветии (Помпеи)  Дом Ветии (Помпеи)

Фрески в доме Веттиев является одним из величайших примеров римского искусства первого века

 

В юго-восточном углу атриума находится оек (d), оформленный в четвертом стиле на белом фоне с архитектурными мотивами и мифологическими деталями. Центральные панели на каждой стене содержат мифологические сцены; на северной стене изображен Кипарисс, юноша, возлюбленный Аполлона, с его раненым оленем на земле рядом с ним, а на южной стене сцена изображает схватку между Паном и Эросом. Сцены на восточной и западной стенах утеряны.

Среди сидящих и стоящих фигур, видимых в архитектурном каркасе верхней зоны, - Зевс, сидящий на своем троне, Леда со своим лебедем и Дана, протягивающая свою одежду, чтобы поймать золотой дождь.

Между oecus (d) и ala (e) узкий проход ведет к конюшням и второстепенному выходу на улицу (Vicolo di Mercurio). В этом коридоре есть лестница на верхний этаж, которая простирается над юго-восточным углом дома. Вдоль фасада дома были также низкие помещения над комнатами по обе стороны от фауса и вокруг небольшого атриума (n).

Дверной проем в северо-восточном углу атриума ведет ко второму атриуму меньшего размера (n), упомянутому выше. Этот двор имеет центральный имплювий, построенный из туфа. В юго-восточном углу лестница вела на верхний этаж. Стены атриума просто украшены белой центральной зоной над нижним розовым фризом или цоколем.

В атриуме есть большой ларариум в храмовом стиле на западной стене, расписанный гением «pater familia», стоящим между двумя ларами, с Агатодемоном (змеиным защитником очага) у их ног. Атриум ведет к жилой зоне и кухне (o).

Кухня имеет большой каменный очаг вдоль южной стены. На очаге были обнаружены два железных треножника и железная решетка. Стены комнаты были покрыты слоем грубой штукатурки. Фонтанная статуя Приапа, первоначально находившаяся в перистиле, была найдена в углу.

Комната (p) на северной стороне кухни - немного странная, содержащая грубо нарисованные сцены явного характера. Вход осуществляется через узкий дверной проем в восточном конце южной стены. Украшение выполнено в четвертом стиле на белом фоне с панелями, разделенными красными линиями, украшенными декоративными бордюрами. Украшение было нарисовано на белом фоне, вероятно, для увеличения количества света в комнате, поскольку единственным источником света был узкий входной дверной проем.

Три центральные картины, одна из которых показана вверху слева, написаны простой палитрой красной и желтой охры. Розетки в центральной зоне, возможно, указывают на пол верхнего антресольного помещения.

Главный атриум дома выходит прямо на перистиль (h) с запада. Колонны перистиля белые, с витиеватыми капителями, лепными из лепнины и раскрашенными в разные цвета. Часть антаблемента также остается; архитрав украшен арабесками из аканта в белом лепном рельефе на желтом фоне.

Стены перистиля украшены архитектурными мотивами на светлом фоне, разделяющем черные панели в красном обрамлении над нижним черным фризом.

В центральном саду (i) были скульптуры, колонны, фонтаны и столы, многие из которых были восстановлены в исходное положение, воссозданное в оригинальном саду, основанном на следах, оставленных корнями растений.

К югу от атриума находится оек (g), который практически на всю ширину открыт перистилю. Помещение оформлено в третьем стиле большими желтыми панелями в обрамлении архитектурных мотивов над нижним темно-красным декорированным фризом.

Простой, успокаивающий характер схемы резко контрастирует с сюжетом больших мифологических картин, помещенных в центре каждой из трех стен. Эти сцены изображают Геракла, душащего змей, Пенфея, разрываемого на части Вакхантами и Пытки Дирсе. Верхняя зона состоит из панелей, гирлянд и орнаментов на желтом фоне.

Экседра (м) у северо-восточного угла перистиля также богато украшена в третьем стиле. Оформление, пожалуй, более гармонично с разделением пространства стены, соотношением трех основных картин с декоративным дизайном и распределением орнамента.

Центральные панели каждой стены содержат большую мифологическую сцену. Картина на правой (южной) стене изображает Вакха, наблюдающего за спящей Ариадной, в то время как сцена на задней (восточной) стене изображает Наказание Иксиона.

Сцена на левой (северной) стене изображает Дедала, изображающего деревянную корову Пасифу. Верхняя зона представляет собой сложный архитектурный фасад с сидящими фигурами.

 

В центре северной стороны перистиля находится триклиний (k), часто называемый комнатой Купидонов. Помещение украшают красные панно «Времена года», перспективная архитектура, орнаментальные элементы, которые превращаются в изящные фигурки, небольшие изображения морских сражений под театральными масками и изображения культовых предметов Дионисия.

Панно обрамляет черный фриз, украшенный воображаемой архитектурой и амурами, играющими разные профессии.

Узкий дверной проем в южном конце западной стены открывал доступ в комнату (j). Триклиний имеет белый мозаичный пол, украшенный черной каймой и черным меандровым узором у порога.

К востоку от триклинии находится небольшой набор комнат (1), окруженный собственным миниатюрным перистилем. Северная, восточная и южная стены перистиля были декорированы в четвертом стиле, состоящем из красных панелей с орнаментальными бордюрами, разделенными архитектурными проемами над нижним красным декоративным фризом. Западная стена была покрыта слоем грубой розовой штукатурки. Традиционно его называют гинекейем (областью, предназначенной для женщин), но теперь считается, что перистиль и комнаты с его восточной стороны, скорее всего, составляли «главную» спальню.

Присутствие таких наборов комнат рядом с большими залами для приемов вполне может дать нам представление о римском обществе, в котором триклиний был главным местом приема, а прилегающий набор комнат обеспечил бы более интимную зону для нескольких близких друзей. Декор в этой области снова выполнен в четвертом стиле и содержит фрески с изображением Геракла, узнающего Ахилла, и Геракла, удивляющего Авгия.

 

В декабре 2016 года после 12 лет ремонта Дом Веттиев дом наконец открыт для публики