Диана - Артемида

Диана - Артемида

 

Богиня охоты, леса и холмы, луна, стрельба из лука

Диана - Артемида известна как богиня охоты и является одним из самых уважаемых из всех древнегреческих божеств. Считается, что ее имя и даже сама богиня могла быть догреческой. Но у кого именно греки (а позже римляне) переняли не известно. Она была дочерью Зевса, царя богов и Лето. У нее есть брат-близнец, бог Аполлон.

Мало того, что Артемида была богиней охоты. Она также была известна как богиня диких животных, дикой природы, родов и девственности. Кроме того, она была защитником маленьких детей и приносила и снимала болезнь у женщин. В литературе и искусстве она изображалась как охотница с луком и стрелами.

Артемида была девственницей хотя и привлекала внимание и интерес многих богов и людей. Тем не менее, только ее охотничий компаньон, Орион, завоевал ее сердце. Считается, что Орион был случайно убит либо самой Артемидой, либо Гайей богиней земли.

В одной из версий рассказов Адонис, который был поздним дополнением к греческой мифологии во время эллинистического периода, случайно увидел Артемиды голой в пруду. Артемида привратила Адониса в кабана и затравила его своими собаками.

 

Этимология

Имя Артемида (существительное, женский род) имеет неизвестную или неопределенную этимологию, хотя были предложены различные источники. Р. С. П. Бикс предположил, что обмен e / i указывает на догреческое происхождение. В Лидии Артемиду почитали как Артима. Георгиос Бабиниотис, признавая, что этимология неизвестна, также утверждает, что это имя уже засвидетельствовано на микенском греческом языке и, возможно, имеет догреческое происхождение.

Возможно, это имя связано с греческим árktos «медведь», поддерживаемым культом медведя, который богиня имела в Аттике (Браурония) и неолитическими останками в пещере Аркудиотисса, а также историей Каллисто, которая первоначально была об Артемиде (Аркадия эпитет каллисто); этот культ был пережитком очень старых тотемических и шаманских ритуалов и являлся частью более крупного культа медведя, который был найден в других индоевропейских культурах (например, галльской Артио). Считается, что предшественнице Артемиды на минойском Крите поклонялись как богине гор и охоты Бритомартис.

Согласно Я. Т. Яблонски, это имя также фригийское и его можно «сравнить с королевским наименованием Артема Ксенофонта». Чарльз Антон утверждал, что первобытный корень имени, вероятно, имеет персидское происхождение от * arta, * art, * arte, all означая «великий, превосходный, святой», таким образом, Артемида «становится тождественной великой матери природы, даже если ей поклонялись в Эфесе». Антон Гебель «предлагает корень στρατ или ῥατ,« трясти », и делает Артемиду означать метатель дротика или стрелок ".

Древнегреческие писатели, используя народную этимологию, и некоторые современные ученые связали Артемиду (дорический Артамис) с ἄρταμοam, артамосом, то есть «мясником», или, как Платон в «Кратиле», с ἀρτεμής, artemḗs, то есть «безопасным», » невредимый »,« неповрежденный »,« чистый »,« безупречная дева ».

 

Мифология

Лито родил Аполлона и Артемиду, радуясь стрелам,
Оба прекрасной формы, как ни один из небесных богов,
Когда она присоединилась в любви к правителю, несущему Эгиду.
- Гесиод, Теогония, строки 918–920 (написано в 7 веке до нашей эры)

 

Рождение

В классической греческой мифологии приводятся различные противоречивые сведения о рождении Артемиды и Аполлона, ее брата-близнеца. Однако, что касается происхождения, все отчеты сходятся во мнении, что она была дочерью Зевса и Лето и что она была сестрой-близнецом Аполлона. В одних источниках она родилась одновременно с Аполлоном, в других - раньше или позже.

По словам Каллимаха, Гера, рассерженная на своего мужа Зевса за оплодотворение Лето, запретила ей рожать либо на terra firma (материк), либо на острове, но остров Делос ослушался и позволил Лето родить там. Однако, согласно гомеровскому гимну Артемиде, островом, на котором она и ее близнец родились, была Ортигия. В древней критской истории Лето поклонялись на Фесте, а в критской мифологии Лето родила Аполлона и Артемиду на островах, известных сегодня как Паксимадия.

Схолия Сервия на Энеиде iii. 72 объясняет архаичное название острова Ортиджа, утверждая, что Зевс превратил Лето в перепела (ortux), чтобы Гера не узнала о его неверности, а Кеннет Маклиш предположил, что в форме перепела Лето родил бы с минимальным числом рождений. - болит, как мать-перепелка, когда откладывает яйцо.

Мифы также расходятся относительно того, родился ли первым Артемида или Аполлон. В большинстве историй Артемида изображена как первенец, ставшая акушеркой своей матери после рождения ее брата Аполлона.

 

Детство

Детство Артемиды полностью не связано ни в одном из сохранившихся мифов. Стихотворение Каллимаха богине, «развлекающейся в горах стрельбой из лука», представляет собой несколько очаровательных виньеток с молодой Артемидой. Сидя на коленях у отца, она просит его исполнить ее десять желаний:
всегда оставаться девственницей
иметь много имен, чтобы отличать ее от ее брата Феба (Аполлона)
иметь лук и стрелы, сделанные циклопами
быть Phaesporia или Light Bringer
иметь короткую тунику до колен, чтобы она могла охотиться
иметь 60 "дочерей Океаноса", всех девятилетнего возраста, чтобы быть ее хором
иметь 20 нимф амнизидов в качестве служанок, чтобы они наблюдали за ее охотничьими собаками и кланялись, пока она отдыхала
править всеми горами
быть назначенным в любой город и посещать только по вызову рожениц
иметь возможность помогать женщинам при родах.

 

Артемида считала, что Судьба избрала ее акушеркой, особенно потому, что она помогала своей матери в родах своего брата-близнеца Аполлона. Все ее спутницы оставались девственницами, и Артемида тщательно оберегала собственное целомудрие. Ее символы включали золотой лук и стрелы, охотничью собаку, оленя и луну.

Затем Каллимах рассказывает, как Артемида провела свое детство в поисках вещей, которые ей понадобятся, чтобы стать охотницей, и как она получила свой лук и стрелы на острове Липара, где работали Гефест и циклопы. В то время как дочери Океана поначалу боялись, юная Артемида смело подошла и попросила лук и стрелы. Затем Каллимах рассказывает, как она посетила Пана, бога леса, который дал ей семь женских и шесть мужских гончих. Затем она поймала шестерых оленей с золотыми рогами, чтобы они тащили свою колесницу. Артемида практиковалась в стрельбе из лука сначала по деревьям, а затем по дичи.

 

Отношения с мужчинами

Будучи девственницей, Артемида интересовала многих богов и людей, но только ее товарищ по охоте Орион покорил ее сердце. Орион был случайно убит самой Артемидой или Гайей.

Бог реки Алфей был влюблен в Артемиду, но, осознав, что ничего не может сделать, чтобы завоевать ее сердце, решил схватить ее. Когда Артемида и ее товарищи в Летреное идут к Алфею, она с подозрением относится к его мотивам и покрывает лицо грязью, чтобы он не узнал ее. В другой истории Алфей пытается изнасиловать служанку Артемиды Аретузу. Артемида жалеет девушку и спасает ее, превращая ее в источник в храме Артемиды Альфеи в Летрини, где пьют богиня и ее спутница.

Буфагос, сын титана Япета, видит Артемиду и думает об изнасиловании. Читая его греховные мысли, Артемида поражает его на горе Фоло.

В другой истории Сипроитес - мальчик, который богиня превратила в девушку из-за того, что он случайно увидел купающуюся Артемиду или из-за попытки изнасиловать ее.

 

Актеон

Множественные версии мифа об Актеоне сохранились, хотя многие из них фрагментарны. Детали различаются, но в основном они связаны с великим охотником Актеоном, которого Артемида превращает в оленя за преступление, а затем убивает охотничьи собаки. Обычно собаки принадлежат ему, но уже не узнают своего хозяина. Иногда говорят, что это собаки Артемиды.

Согласно стандартному современному тексту произведения Ламара Рональда Лейси «Миф об Актайоне: литературные и иконографические исследования», наиболее вероятная оригинальная версия мифа изображает Актеона как охотничьего товарища богини, которая, увидев ее обнаженной в священном источнике, пытается навязать ей себя. За это высокомерие он превратился в оленя и съел его собственные собаки. Однако в некоторых сохранившихся версиях Актеон - незнакомец, который встречается с Артемидой. Согласно латинской версии истории, рассказанной римским Овидием, случайно увидевшим Диану на горе Киферон, когда она купалась, она превратила его в оленя, а затем его преследовали и убили его 50 гончих. Различные рассказы также расходятся с точки зрения проступка охотника: иногда просто видеть девственную богиню обнаженной, иногда хвастаться, что он лучший охотник, чем она, или даже просто соперничать с Зевсом в привязанностях Семелы.

 

Адонис

В некоторых версиях истории Адониса Артемида послала кабана убить его в наказание за его высокомерное хвастовство тем, что он был лучшим охотником, чем она.

По другим версиям, Артемида убила Адониса из мести. В более поздних мифах Адонис является фаворитом Афродиты, ответственной за смерть Ипполита, который был фаворитом Артемиды. Поэтому Артемида убила Адониса, чтобы отомстить за смерть Ипполита.

В еще одной версии Адониса убила не Артемида, а Арес в наказание за то, что он был с Афродитой.

 

Орион

Орион был товарищем Артемиды по охоте. В некоторых историях он был убит Артемидой, в то время как в других он был убит скорпионом, посланным Гайей.

В других версиях Орион пытается соблазнить Опис, одну из последователей Артемиды, и она убивает его. По версии Аратуса, Орион хватает одежду Артемиды, и она убивает его в порядке самообороны.

В еще одной версии, это Аполлон посылает смертоносного скорпиона. Согласно Гигину Артемида, когда-то любила Ориона (несмотря на поздний источник, эта версия кажется редким остатком ее как доолимпийской богини, которая принимала супругов, как Эос), но ее брат Аполлон обманом заставил ее убить его. который «защищал» девичество своей сестры.

 

Аладаи

Сыновья-близнецы Посейдона и Ифидемии, Отос и Эфиальт, сильно выросли в молодом возрасте. Они были агрессивными опытными охотниками, и их нельзя было убить иначе, как в борьбе с друг с другом. Рост Алоадов никогда не прекращался, и они хвастались, что, как только они достигнут небес, они похитят Артемиду и Геру и возьмут их в жены. Боги их боялись, за исключением Артемиды, которая поймала прекрасного оленя (или, в другой версии истории, превратилась в оленя) и прыгнула между ними. Аладаи метнули свои копья и по ошибке убили друг друга. В другой версии Аполлон послал оленей в среду Алоад, в результате чего они случайно убили друг друга.

 

Каллисто

Каллисто была дочерью Ликаона, короля Аркадии, а также была одной из охотников Артемиды. Как компаньон Артемиды, она дала обет целомудрия. Зевс явился ей, замаскированный под Артемиду; или в некоторых историях, это Аполлон, который завоевал ее доверие и воспользовался ею, или (по словам Овидия) изнасиловал ее, в результате чего зачат Аркас.

В ярости Гера или Артемида (по некоторым данным, обе) превратили Каллисто в медведя. Аркас почти убивает медведя, но Зевс вовремя останавливает его и отправляет медведя в небеса; отсюда и происхождение Медведицы Каллисто как созвездия. В некоторых рассказах говорится, что он поместил Аркаса и Каллисто в небеса в виде медведей, образовав созвездия Малой и Большой Медведицы.

 

Ифигения и Таврическая Артемида

Артемида наказала Агамемнона после того, как он убил священного оленя в священной роще, и хвастался, что он был лучшим охотником, чем богиня. Когда греческий флот готовился в Авлиде к отплытию в Трою, чтобы начать Троянскую войну, Артемида успокоила ветры. Провидец Калхас ошибочно сообщил Агамемнону, что единственный способ успокоить Артемиду - это принести в жертву его дочь Ифигению. Затем Артемида схватила Ифигению с алтаря и подставила оленя. Существуют различные мифы о том, что произошло после того, как Артемида забрала ее; Либо она была доставлена ​​в Таурос и привела туда жрецов, либо стала бессмертной спутницей Артемиды.

 

Ниоба

Царица Фив и жена Амфиона, Ниоба хвасталась своим превосходством над Лето, имея 14 детей (Ниобидов), семь мальчиков и семь девочек, в то время как у Лето было только по одному от каждого. Когда Артемида и Аполлон услышали это нечестие, Аполлон убил сыновей Ниобы, когда они занимались легкой атлетикой, а Артемида застрелила ее дочерей, которые мгновенно умерли без звука. Аполлон и Артемида использовали отравленные стрелы, чтобы убить их, хотя, согласно некоторым версиям, двое Ниобид были пощадили, один мальчик и одна девочка. Амфион при виде своих мертвых сыновей покончил с собой. Опустошенная Ниоба и ее оставшиеся дети были обращены в камень Артемидой, когда они плакали. Сами боги похоронили их.

 

Чиона

Чиона была принцессой Покиса. Ее любили два бога, Гермес и Аполлон, и она хвасталась, что была красивее Артемиды, потому что заставила двух богов влюбиться в нее одновременно. Артемида была в ярости и убила Чиону стрелой или поразила ее, отстреляв ее язык. Однако некоторые версии этого мифа говорят, что Аполлон и Гермес защищали ее от гнева Артемиды.

 

Аталанта, Эней и Мелеагриды

Артемида спасла маленькую Аталанту от смерти от разоблачения после того, как ее отец бросил ее. Она послала медведицу кормить малыша, которого потом вырастили охотники. В некоторых рассказах Артемида позже послала медведя ранить Аталанту, потому что другие утверждали, что Аталанта был превосходным охотником.

Среди других приключений Аталанта участвовала в охоте на калидонского кабана, которого Артемида послала, чтобы уничтожить Калидон, потому что король Оней забыл ее во время жертвоприношений урожая. На охоте Аталанта пролила первую кровь и была награждена призом в виде шкуры кабана. Она повесила его в священной роще в Тегее как посвящение Артемиде.

Мелеагр был героем Этолии. Король Оней приказал ему собрать героев со всей Греции для охоты на калидонского кабана. После смерти Мелеагра Артемида превращает своих скорбящих сестер Мелеагридов в цесарок, которых любил Артемида.

 

Аура

В Nonnus Dionysiaca Аура была дочерью Лелантоса и Перибойи. Она была девственной охотницей, как и Артемида, и гордилась своей девственностью. Однако она утверждает, что тело Артемиды слишком женственно, и сомневается в девственности богини. Артемида просит Немезиду о помощи, чтобы отомстить за ее достоинство; Затем она вызывает изнасилование Ауры Дионисом, после чего Аура становится сумасшедшим убийцей. Когда она родила сыновей-близнецов, она съела одного, а другого, Иакха, спасла Артемида. Позже Якх стал слугой Деметры и лидером Элевсинских мистерий.

 

Полифонта

Полифонт была молодой женщиной, сбежавшей из дома в поисках свободной девственной жизни с Артемидой к обычной жизни брака и детей, которую предпочитала Афродита. В наказание Афродита прокляла ее, заставив от медведя родить детей. Ее отпрыски, Агриус и Орей, были дикими каннибалами, навлекшими на себя ненависть Зевса. В конце концов, вся семья превратилась в птиц, ставших для человечества дурным предзнаменованием.

 

Троянская война

Артемида, возможно, представлялась сторонницей Трои, потому что ее брат Аполлон был богом-покровителем города, а сама она в исторические времена широко почиталась в Западной Анатолии. В «Илиаде» она вступает в бой с Герой, когда божественные союзники греков и троянцев вступают в конфликт друг с другом. Гера ударяет Артемиду по ушам своим колчаном, в результате чего стрелы выпадают. Когда Артемида убегает, крича Зевсу, Лито собирает лук и стрелы.

Артемида играет значительную роль в войне. Подобно Лето и Аполлону (которому широко поклонялись в Трое), Артемида встала на сторону троянцев. В начале путешествия грека в Трою Артемида успокоила море, остановив путешествие, пока не пришел оракул, сказавший, что они могут завоевать сердце богини, пожертвовав Ифигенией, дочерью Агамемнона. Агамемнон однажды пообещал богине принести в жертву самое дорогое для него - Ифигению, но нарушил это обещание. Другие источники сообщили, что он хвастался своими охотничьими способностями и вызвал гнев богини. Однако Артемида спасла Ифигению благодаря ее храбрости. В некоторых версиях мифа Артемида сделала Ифигению своим помощником или превратила ее в Гекату, богиню ночи, колдовства и подземного мира.

Энею также помогали Артемида, Лето и Аполлон. Аполлон нашел его раненным Диомедом и вознес на небо. Там три божества тайно исцелили его в большом зале.

 


Поклонение

Артемиде, богине лесов и холмов, поклонялись во всей Древней Греции. Ее самые известные культы были на острове Делос (место ее рождения), в Аттике в Брауроне и Мунихии (недалеко от Пирея) и в Спарте. Ее часто изображали на картинах и статуях в лесу, с луком и стрелами и в сопровождении оленя.

Древние спартанцы приносили ей жертвы как одну из своих богинь-покровительниц перед началом новой военной кампании.

Афинские фестивали в честь Артемиды включали Элафеболию, Мунихию, Харистерию и Брауронию. В Спарте отмечался праздник Артемиды Ортии.

Незначительные и юные афинские девушки были отправлены в святилище Артемиды в Брауроне, чтобы они служили Богине один год. В то время девочек называли арктой, или маленькими медведицами. Миф, объясняющий это рабство, гласит, что у медведя сформировалась привычка регулярно посещать город Браурон, и люди там кормили его, так что со временем медведь стал ручным. Девушка дразнила медведя, и в некоторых версиях мифа он убил ее, в то время как в других версиях он вырезал ей глаза. Так или иначе, братья девушки убили медведя, и Артемида пришла в ярость. Она потребовала, чтобы молодые девушки «сыграли медведя» в ее святилище в искупление за смерть медведя.

Артемиде поклонялись как одной из главных богинь деторождения и акушерства наряду с Эйлифией. Посвящение одежды ее святилищам после успешного рождения было обычным делом в классическую эпоху. Артемида могла быть божеством, которого должны бояться беременные женщины, поскольку в это время ей способствовали смерти. Поскольку роды и беременность были очень распространенным и важным событием, с ними было связано множество других божеств, многие из которых были расположены в определенной географической области, включая, помимо прочего, Афродиту, Геру и Гекату. Согласно Псевдо-Аполлодору, она помогала своей матери в родах ее близнеца. Более старые источники, такие как Гомеровский гимн Делиану Аполлону (в строке 115), описывают прибытие Эйлейфии на Делос как событие, которое позволяет Лето родить детей. Противоречиво представление Гесиода мифа в «Теогонии», где он заявляет, что Лето родила своих детей до брака Зевса с Герой, без каких-либо комментариев к какой-либо драме, связанной с их рождением.

В классический период в Афинах ее отождествляли с Гекатой. Артемида также ассимилировала кариатис (Carya).

Эпитеты
Как Эгинеи, ей поклонялись в Спарте; имя означает либо охотницу на серну, либо обладательницу копья (αἰγανέα). Также в Спарте поклонялись Артемиде Лигодесме. Этот эпитет означает «окованный ивой» от греч. лигос (λυγός, ива) и десмос (δεσμός, связь). Ива фигурирует в нескольких древнегреческих мифах и ритуалах.

В Афинах ей поклонялись под эпитетом Аристо («лучшая»).

Также в Афинах ей поклонялись как Аристобулю, «лучшему советнику».

Как Артемида Изора, также известная как Изория или Иссория, в храме в Иссориуме возле холла Кротани (отряд войск под названием Питанаты) недалеко от Питана, Спарта. Павсаний упоминает, что хотя местные жители называют ее Артемидой Исорой, он говорит: «Они также называют ее Владычицей озера, хотя на самом деле она не является Артемидой Хижины Бритомартис Крита».

В Наупактусе ей поклонялись как Этолу; в ее храме в этом городе стояла статуя из белого мрамора, изображающая ее метание копья. Эта «этолийская Артемида» не была представлена ​​в Наупакте, древнем месте Озолийского Локриса, пока она не была передана этолийцам Филиппом II Македонским. Страбон записал еще один участок «Этолийского Артема» во главе Адриатики. Как Агорая она была защитницей агоры.

Как Артемида Ортия (греч. Ὀρθία) и была общей для четырех деревень, первоначально составлявших Спарту: Лимнай, в котором она расположена, Питана, Киносура и Мезоа.

Как Агротера, она особенно ассоциировалась с богиней-покровительницей охотников. В Афинах Артемиду часто связывали с местной Эгинской богиней Афеей. Как Потния Терон, она была покровительницей диких животных; Гомер использовал это название. Как Куротрофос, она была кормилицей молодежи. Как Лохейя, она была богиней родов и акушерок.

Иногда ее называли Синтией из-за ее места рождения на горе Синт на Делосе или Амаринтия из-за фестиваля в ее честь, который первоначально проводился в Амаринтусе на Эвбеи.

Иногда ее идентифицировали по имени Фиби, женской форме солнечного эпитета ее брата Аполлона/ Феба.

 

Алфея, Алфея или Альфейуса (греч. Ἀλφαῖα, Ἀλφεαία или Ἀλφειοῦσα) - это эпитет, производный Артемидой от речного бога Алфея, который, как говорили, был влюблен в нее. Именно под этим именем ей поклонялись в Летрини в Элиде и на Ортигии. Артемида Альфея ассоциировалась с ношением масок, в основном из-за легенды о том, что, спасаясь от нападений Альфея, она и ее нимфы сбежали от него, закрыв свои лица.

Как Артемис Анайтис, «Персидская Артемида» отождествлялась с Анаитой. Как Апанчомене, ей поклонялись как повешенной богине.

Ей также поклонялись как Артемиде Таурополос, что по-разному интерпретируется как «почитаемая в Тавриде», «запряженная ярмом быков» или «богиня охотничьих быков». Статуя Артемиды «Таурополос» в ее храме в Брауроне в Аттике должна была быть привезена Ифигенией из Тавров. Таурополия была также праздником Артемиды в Афинах. На острове Доличе (ныне Икария) на севере Эгейского моря был Таурополион, храм в теменосе, посвященный Артемиде Таурополосу. На восточном берегу Аттики, в современном городе Артемида (Луца), находится храм Артемиды Таурополос (а также меньший храм неизвестной богини примерно в 262 метрах к югу, на пляже). . Аспект Таврической Артемиды также почитался как Арицина.

Павсаний в «Описании Греции» пишет, что недалеко от Пирриха было святилище Артемиды, называемое Астратеас (древнегреческий: Ἀστρατείας), с изображением богини, которое, как говорят, было посвящено амазонками. Он также написал, что в Фенее было святилище Артемиды, о котором легенда гласит, что оно было основано Одиссеем, когда он потерял своих кобыл, и когда он пересек Грецию в поисках их, он нашел их на этом месте. За это богиню звали Хевриппа (древнегреческий: Εὑρίππα), что означает искатель лошадей.

Одним из эпитетов Артемиды был Хитон (древнегреческий: Χιτώνη). Древние писатели считали, что эпитет происходит от хитона, который богиня носила как охотница, или от одежды, в которую были одеты новорожденные младенцы, являвшиеся священными для нее, или из аттической деревни Читоне. У сиракузян был священный танец Читоне Артемиды. В Милете находилось святилище Артемиды Хитоне, и оно было одним из старейших святилищ города.

Фестивали
Артемида родилась на шестой день, что сделало его священным для нее.

Фестиваль Артемиды в Брауроне, где девочки в возрасте от пяти до десяти лет одевались в шафрановые одежды и играли в медведей, или «изображали медведя», чтобы успокоить богиню после того, как она послала чуму, когда ее медведь был убит.
Фестиваль Амарисии - это праздник поклонения Артемиде Амарисии в Аттике. В 2007 году группа швейцарских и греческих археологов обнаружила руины храма Артемиды Амарисии на Эвбее, Греция.
Фестиваль Артемиды Саронии, праздник в честь Артемиды в Трозейносе, городе в Арголиде. Король по имени Сарон построил святилище для богини после того, как богиня спасла ему жизнь, когда он пошел на охоту и был унесен волной. Он провел в ее честь фестиваль.
В 16-й день Metageitnio (второй месяц по афинскому календарю) люди приносили жертвы Артемиде и Гекате в Деме в Эрхии.
Фестиваль Харистерия на 6-й день Боидромиона (третий месяц) празднует победу в Марафонской битве, также известной как афинский «День благодарения».
Шестой день праздника Элафоболии (девятый месяц), посвященного Артемиде-Охотнице на оленей, где ей предлагали лепешки в форме оленей, сделанные из теста, меда и семян кунжута.
6 или 16 день Мунихиона (десятый месяц) - это празднование ее как богини природы и животных. Ей принесли в жертву козла.
Шестой день Таргелиона (одиннадцатый месяц) - день рождения Богини, а седьмой - день рождения Аполлона.
В Гипсусе прошел фестиваль Артемиды Диктинны (сети).
Лаприя, фестиваль Артемиды в Патраях. Процессия начинается с того, что вокруг алтаря устанавливаются бревна длиной 16 локтей каждое. На жертвеннике внутри круга кладут самые сухие дрова. Непосредственно перед праздником плавный подъем к алтарю осуществляется путем насыпания земли на ступенях алтаря. Фестиваль начинается с великолепной процессии в честь Артемиды, и девушка, исполняющая обязанности жрицы, едет последней в процессии на колеснице, запряженной в ярмо четырех оленей, традиционном транспортном средстве Артемиды. Однако жертва приносится только на следующий день.
В Орхомене было построено святилище для Артемиды Гимнии, где ежегодно отмечался ее праздник.

 

Атрибуты

Девственность
Важным аспектом личности Артемиды и ее поклонения была ее девственность, что может показаться противоречивым, учитывая ее роль богини, связанную с родами. Вполне вероятно, что идея Артемиды как девственной богини связана с ее основной ролью охотницы. Охотники традиционно воздерживались от секса до охоты как от формы ритуальной чистоты и из веры, что запах отпугнет потенциальную добычу. Древний культурный контекст, в котором возникло поклонение Артемиде, также утверждал, что девственность была предпосылкой для брака и что замужняя женщина становилась подчиненной своему мужу. В этом свете девственность Артемиды также связана с ее силой и независимостью. Это не форма асексуальности, а атрибут, который сигнализирует Артемиде как ее собственному хозяину, обладающему силой, равной силе богов-мужчин. Также возможно, что ее девственность представляет собой концентрацию плодородия, которая может распространяться среди ее последователей, как это делалось ранее в образах матери-богини. Однако некоторые более поздние греческие писатели стали рассматривать Артемиду как бесполую по своей природе и как противоположность Афродите.

Как богиня-мать
Несмотря на ее девственность, как современные ученые, так и древние комментарии связывают Артемиду с архетипом богини-матери. Артемида традиционно была связана с фертильностью, и к ней обращались с просьбой помочь роженицам. Согласно Геродоту, греческий драматург Эсхил отождествлял Артемиду с Персефоной как дочерью Деметры. Ее поклонники в Аркадии также традиционно связывали ее с Деметрой и Персефоной. В Малой Азии ее часто отождествляли с фигурами местной богини-матери, такими как Кибела и Анахита в Иране. Однако архетип богини-матери не очень соответствовал греческому пантеону, и хотя греки приняли поклонение Кибеле и другим анатолийским богиням-матерям еще в 7 веке до н.э., она не была напрямую связана с какими-либо греческими богинями; вместо этого по мере распространения восточного влияния частица ее поклонения и аспекты были по-разному поглощены Артемидой, Афродитой и другими.

Как леди Эфеса
В Эфесе в Ионии, Турция, ее храм стал одним из семи чудес света. Вероятно, это был самый известный центр ее поклонения, за исключением Делоса. Там Леди, которую ионийцы связывали с Артемидой через интерпретацию грека, поклонялись в первую очередь как богине-матери, сродни фригийской богине Кибеле, в древнем святилище, где ее культовое изображение изображало «Леди Эфеса», украшенную множеством больших бус. Раскопки на месте Артемидии в 1987–88 годах выявили множество каплевидных янтарных бусин, которые были повешены на оригинальной деревянной статуе (ксоанон), и они, вероятно, были перенесены в более поздние скульптурные копии. В «Деяниях апостолов» эфесские мастера по металлу, которые чувствовали угрозу проповедью христианства Святым Павлом, ревниво восстали в ее защиту, крича: «Велика Артемида Ефесянская!» Из 121 колонны ее храма только одна составная часть, состоящая из фрагментов, все еще является маркером местоположения храма.

Символы
Лук и стрела
Согласно гомеровскому гимну Артемиде, у нее были золотой лук и стрелы, так как ее прозвали Хриселакатос («Золотого древка») и Иохейра («осыпанная стрелами»). Стрелы Артемиды также могли принести внезапную смерть и болезни девушкам и женщинам. Артемида впервые получила лук и стрелы от Киклопов, как она и просила у своего отца. Лук Артемиды также стал свидетелем клятвы Каллисто в ее девственности. В более позднем культе лук стал символом растущей луны.

Колесницы
Колесница Артемиды была сделана из золота, и ее тянули четыре золоторогих оленя (Элафой Хрисокерой). Уздечки ее колесницы тоже были из золота.

Копья, сети и лира
Хотя довольно редко, Артемиду иногда изображают с охотничьим копьем. Ее культ в Этолии, Артемида Этолийская, показал ей охотничье копье. Описание копья Артемиды можно найти в «Метаморфозах» Овидия, а Артемида с рыболовным копьем связана с ее культом как богини-покровительницы рыбной ловли. Как богиню девичьих танцев и песен Артемиду часто изображают с лирой.

 

Олень
Олени были единственными животными, которые считались священными для самой Артемиды. Увидев оленя размером больше быка с сияющими рогами, она влюбилась в этих существ и почитала их священными. Олени были также первыми животными, которых она поймала. Она поймала пять оленей с золотыми рогами по имени Элафой Хрисокерой и запрягла их в свою колесницу. Третий подвиг Геракла, которым командовал Эврисфей, заключался в поимке церинитской лани живьем. Геракл умолял Артемиду о прощении и обещал вернуть ее живым. Артемида простила его, но нацелилась на Эврисфея, чтобы вызвать ее гнев.

Охотничья собака
Артемида получила своих охотничьих собак от Пана в лесу Аркадии. Пан подарил Артемиде двух черно-белых собак, трех рыжеватых и одну пятнистую - эти собаки умели охотиться даже на львов. Пан также подарил Артемиде семь сук лучшей аркадской расы. Однако Артемида когда-либо брала с собой на охоту только семь собак одновременно.

медведь
Жертвоприношение медведя для Артемиды началось с культа Брауронов. Каждый год в храм Артемиды в Брауроне отправляли девочку от пяти до десяти лет. Византийский писатель Суидос передал легенду в Arktos e Brauroniois. Артемида приручила медведя и познакомила его с жителями Афин. Они трогали его и играли с ним, пока однажды группа девушек не ткнула медведя, пока тот не напал на них. Брат одной из девушек убил медведя, и Артемида в отместку послала чуму. Афиняне посоветовались с оракулом, чтобы понять, как положить конец чуме. Оракул предложил, чтобы в качестве платы за кровь медведя ни одной афинской деве не разрешалось выходить замуж, пока она не отслужит Артемиде в своем храме («сыграла медведя для богини»).

Кабан
Кабан - одно из любимых животных охотников, которого также трудно приручить. В честь мастерства Артемиды они принесли ее ей в жертву. Ойнеус и Адонис были убиты кабаном Артемиды.

Гвинейская птица, цесарка
Артемида почувствовала жалость к Мелеагридам, когда они оплакивали своего потерянного брата Мелеагора, поэтому она превратила их в цесарок, чтобы они стали ее любимыми животными.

Ястреб-канюк
Ястребы были любимыми птицами многих богов, включая Артемиду.

Пальма и Кипарис были выданы как место ее рождения. Другие растения, священные для Артемиды, - это Амарант и Асфодель.

В искусстве
Самые старые изображения Артемиды в греческом архаическом искусстве изображают ее как Потнию Терон («Царицу зверей»): крылатую богиню, держащую в руках оленя и львицу, а иногда и львицу и льва. Эта крылатая Артемида оставалась в бывшем голосовании как Артемида Ортия, со святилищем недалеко от Спарты.

В греческом классическом искусстве она обычно изображается девушкой-охотницей, молодой, высокой и стройной, одетой в короткую юбочку девушки, с охотничьими сапогами, колчаном, луком и стрелами. Часто ее изображают в позе для стрельбы в сопровождении охотничьей собаки или оленя. Когда Артемида изображалась как богиня луны, она носила длинную мантию, а иногда вуаль покрывала ее голову. Ее темная сторона раскрывается на некоторых вазах, где она изображена как несущая смерть богиня, чьи стрелы падали на молодых девушек и женщин, таких как дочери Ниобы.

Артемида иногда изображалась в классическом искусстве с короной в виде полумесяца, например, на Луне и других.

7 июня 2007 года художественная галерея Олбрайт-Нокс продала бронзовую скульптуру Артемиды и оленя римской эпохи на аукционе Sotheby's в штате Нью-Йорк за 25,5 миллиона долларов.

Наследие
В астрономии
105 Артемида, Артемида (кратер), Артемида Хасма, Артемида Корона и лунная программа Артемиды были названы в честь богини.

Artemis - это аббревиатура от "Architectures de bolometres pour des Telescopes a grand champ de vue dans le domaine sub-Millimetrique au Sol", большой болометрической камеры субмиллиметрового диапазона, которая была установлена ​​в 2010 году в Экспериментальном центре Атакамы (APEX), расположенном в пустыне Атакама на севере Чили.

В таксономии
Таксономический род Artemia, который полностью включает семейство Artemiidae, происходит от Artemis. Артемии - это водные ракообразные, известные как морские креветки, самый известный вид которых, Artemia salina, или морские обезьяны, был впервые описан Карлом Линнеем в его Systema Naturae в 1758 году. Артемии живут в соленых озерах, и хотя они почти никогда не встречаются в открытое море, они действительно появляются на побережье Эгейского моря недалеко от Эфеса, где когда-то стоял храм Артемиды.

В современном космическом полете
Программа Artemis - это постоянная программа пилотируемых космических полетов, осуществляемая НАСА, коммерческими космическими компаниями США и международными партнерами, такими как ЕКА, с целью высадки «первой женщины и следующего мужчины» в районе южного полюса Луны к 2024 году. НАСА называет это программой Артемиды в честь сестры-близнеца Аполлона в греческой мифологии, богини Луны.