Церера - Деметра

Церера - Деметра

 

Богиня сельского хозяйства, плодородия, священного права и урожая

Церера - Деметра - богиня жатвы и руководит зерном и плодородием земли. Хотя ее чаще всего называли богиней урожая, она также была богиней священного закона и цикла жизни и смерти.

Ее девственная дочь Персефона была похищена богом подземного мира, Аидом - Плутоном. Деметра долго искала ее, опустошенная потерей и скорбью. Сезоны остановились, и живые существа перестали расти и стали погибать. В этот момент Зевсу - Юпитеру пришлось вмешаться и отправить своего посланника Меркурия - Гермеса в подземный мир, чтобы вернуть Персефону и предотвратить исчезновение всей жизни на Земле.

Аид согласился на освобождение Персефоны, но дал ей гранат, когда она ушла. Когда она ела семена граната, она была привязана к королю мертвых на треть года, либо сухое средиземноморское лето, когда жизни растений угрожает засуха, или осенью и зимой.

Церера Деметра и Персефона были также центральными фигурами в Элеусинских Мистериях - серия больших и секретных концертов, проводимых каждые пять лет. Эти тайны представляли собой похищение Персефона Аидом в три этапа. «Спуск» (потеря), «поиск» и «восхождение». Главная тема - «восхождение» Персефона и воссоединение с ее матерью.

 

Этимология и происхождение

Деметра может появляться в линейном письме А как da-ma-te в трех документах (AR Zf 1 и 2 и KY Za 2), все три посвящены религиозным ситуациям и все три носят только имя (i-da-ma-te на АР Zf 1 и 2). Маловероятно, что Деметра появляется как да-ма-те в надписи линейным письмом B (микенский греческий) (PY En 609);  да-ма-тэ, вероятно, относится к «домашнему хозяйству». С другой стороны, си-то-по-ти-ни-я, «Потния зерна», считается относящимся к ее предшественнице бронзового века или к одному из ее эпитетов.

Характер Деметры как богини-матери определяется вторым элементом ее имени метра (μήτηρ), происходящим от протоиндоевропейского (ПИЭ) * méh₂tēr (мать). В древности уже предлагались разные объяснения для первого элемента ее имени. Возможно, что Da (Δᾶ), слово, которое соответствует Gē (Γῆ) в аттике, является дорической формой De (Δῆ), «земля», древнее имя хтонической богини земли, и что Деметра есть « Мать Земля". Лидделл и Скотт находят это «невероятным», а Бикс пишет: «Нет никаких указаний на то, что это означает «земля», хотя это также предполагалось в имени Посейдона, найденном в линейном письме B. надпись E-ne-si-da-o- ne, «сотрясающая землю». Джон Чедвик также утверждает, что элемент dā в имени Деметры не так просто отождествляется с «землей».

М. Л. Уэст предположил, что слово Деметра, первоначально Даматер, могло быть заимствованием от иллирийского божества, засвидетельствованного в мессапической богине Даматуре, с формой dā- («земля», от PIE * dʰǵʰ(e)m-), прикрепленной к - матура («мать»), родственный иллирийскому богу Дей-патуросу (деи-, «небо», прикрепленному к -патуросу, «отцу»). Лесбийская форма Dō- может просто отражать другое разговорное произношение негреческого имени.

Согласно более популярной теории, элемент De- может быть связан с Deo, эпитетом Деметры, и может происходить от критского слова dea (δηά), ионического zeia (ζειά), по-разному отождествляемого с эммером, спельтой, рожью или другие зерна современными учеными, так что она является Матерью и подательницей пищи в целом. Эту точку зрения разделяет британский ученый Джейн Эллен Харрисон, которая предполагает, что имя Деметры означает Мать-Зерно, а не Мать-Земля.

Ванакс (ва-на-ка) был ее спутником-мужчиной (греч. Πάρεδρος, Паредрос) в микенском культе. Аркадский культ связывает ее с богом Посейдоном, который, вероятно, заменил спутника-мужчину Великой Богини; Следовательно, Деметра может быть связана с минойской Великой Богиней (Кибелой).

Альтернативная протоиндоевропейская этимология происходит от Potnia и Despoina, где Des- представляет собой производное от PIE *dem (дом, купол), а Demeter — «мать дома» (от PIE *dems-méh₂tēr). ] RSP Beekes отвергает греческую интерпретацию, но не обязательно индоевропейскую.

 

Иконография

Деметра часто ассоциировалась с изображениями урожая, включая цветы, фрукты и зерно. Ее также иногда изображали с дочерью Персефоной. Однако Деметру обычно не изображают ни с одним из ее супругов; исключением является Иасион, юноша Крита, который лежал с ней на трижды вспаханном поле и был впоследствии убит ревнивым Зевсом ударом молнии.

Маркус Манилий присвоил Деметре зодиакальное созвездие Девы, Девы, в его римском труде I века «Астрономикон». В искусстве созвездие Девы держит в руке Спику, сноп пшеницы, и сидит рядом с созвездием Льва Льва.

В Аркадии она была известна как «Черная Деметра». Говорят, что она приняла форму кобылы, чтобы избежать преследования своего младшего брата Посейдона, и, будучи изнасилованной им, несмотря на ее маскировку, она оделась во все черное и удалилась в пещеру, чтобы оплакать и очиститься. Следовательно, в этом регионе она была изображена с головой лошади.

Скульптура Черной Деметры была сделана Онатасом.

 

Описание

Богиня урожая
В эпической поэзии и «Теогонии» Гесиода Деметра — это Мать-Зерно, богиня злаков, дающая зерно для хлеба и благословляющая его жнецов. Это была ее основная функция в Элевсине, и она стала всегреческой. На Кипре «сбором зерна» был даматризеин.

Центральной темой Элевсинских мистерий было воссоединение Персефоны с ее матерью Деметрой, когда новые посевы воссоединились со старым семенем, формой вечности.

Согласно афинскому ритору Исократу, величайшими дарами Деметры человечеству были земледелие, особенно злаки, и мистерии, дающие посвящаемым более высокие надежды в этой и загробной жизни.[29]

Эти два дара были тесно связаны в мифах и мистериальных культах Деметры. У Гесиода молитвы Зевсу-Хтонию (хтоническому Зевсу) и Деметре помогают урожаю расти полными и сильными.[30] Эмблемой Деметры является мак, ярко-красный цветок, растущий среди ячменя.

Деметра также была zeidoros arοura, гомеровской «Матерью-Землей arοura», которая дала в дар злаки (zeai или deai).

Как богиня земли и подземного мира
В дополнение к ее роли богини земледелия, Деметре часто поклонялись в более общем смысле как богине земли. Например, в Аркадии она изображалась со змеиными волосами, держащей голубя и дельфина, что, возможно, символизировало ее власть над Подземным миром, воздухом и водой.

В культе Флии ей поклонялись как Анесидоре, посылающей дары из Подземного мира. Во Флии был храм Деметры под этим именем.

В Спарте она была известна как Деметра-Хтония (хтоническая Деметра).[36] Афиняне называли умерших «Деметриями»[37], и это может отражать связь между Деметрой и древним культом мертвых, связанным с аграрной верой в то, что из мертвого тела прорастает новая жизнь, как из нового растения вырастает новое растение. закопанное семя. Скорее всего, это была вера, разделяемая посвященными в мистерии Деметры, в интерпретации Пиндара: «Благословен тот, кто видел, прежде чем он сойдет под землю, ибо он знает конец жизни и знает также ее божественное начало».

В мистериях Фенея в Аркадии Деметра была известна как Сидария. Ее жрец надевал маску Деметры, что держалось в секрете. Культ мог быть связан как с Подземным миром, так и с формой аграрной магии.

Как маковая богиня
Феокрит описал одну из ранних ролей Деметры как богиню маков:

Для греков Деметра все еще была богиней мака.
Обеими руками держит снопы и маки.
— Идиллия VII.157

Карл Кереньи утверждал, что маки были связаны с критским культом, который в конечном итоге был перенесен в Элевсинские мистерии в классической Греции. На глиняной статуэтке из Гази минойская богиня мака носит капсулы с семенами, источники питания и наркоза, в своей диадеме. По словам Кереньи, «кажется вероятным, что Великая Богиня-Мать, носившая имена Рея и Деметра, принесла с собой мак из своего критского культа в Элевсин, и почти наверняка в сфере критского культа опиум готовили из мака».

Роберт Грейвс предположил, что смысл изображения и использования мака в греко-римских мифах заключается в символике ярко-алого цвета, означающего обещание воскресения после смерти.

 

Поклонение

На Крите
Самое раннее зарегистрированное поклонение божеству, возможно эквивалентному Деметре, находится в линейном письме B микенских греческих табличках ок. 1400–1200 гг. До н.э. найдено в Пилосе. Таблички описывают поклонение «двум царицам и королю», что может быть связано с Деметрой, Персефоной и Посейдоном. Раннее имя, которое может относиться к Деметре, si-to-po-ti-ni-ja (Сито Потния), появляется в надписях линейным письмом B, найденных в Микенах и Пилосе. На Крите Посейдону часто давали титул ва-на-ка (ванакс) в надписях линейным письмом Б в его роли царя подземного мира, а его титул Э-не-си-да-о-не указывает на его хтоническую природу. В пещере Амнисоса Энесидаон связан с культом Эйлитии, богини деторождения, которая была связана с ежегодным рождением божественного ребенка. В бронзовом веке богиня природы доминировала как в минойских, так и в микенских культах, а Ванакс (ва-на-ка) был ее спутником-мужчиной (паредрос) в микенском культе. Элементы этой ранней формы поклонения сохранились в элевсинском культе, где произносились следующие слова: «у могучей Потнии родился сильный сын».

На материковой части Греции
В табличках из Пилоса записаны жертвенные товары, предназначенные «двум королевам и Посейдону» («двум королевам и королю»: ва-на-ссой, ва-на-ка-те). «Две королевы» могут быть связаны с Деметрой и Персефоной или их предшественницами, богинями, которые в более поздние периоды больше не ассоциировались с Посейдоном.

Основные культы Деметры известны в Элевсине в Аттике, Гермионе (на Крите), Мегарах, Келеях, Лерне, Эгиле, Мунихии, Коринфе, Делосе, Приене, Акрагасе, Иасосе, Пергамоне, Селине, Тегее, Торике, Дионе (в Македонии). Ликосура, Месембрия, Энна и Самофракия.

Вероятно, самая ранняя амфиктиония, основанная на культе Деметры в Антеле (Ἀνθήλη), находилась на побережье Малиды к югу от Фессалии, недалеко от Фермопил.

Мисийская Деметра провела семидневный фестиваль в Пеллене в Аркадии. Географ Павсаний передал святилище Мисийской Деметре по дороге из Микен в Аргос и сообщает, что, согласно аргосскому преданию, святилище было основано аргивянином по имени Мисий, почитавшим Деметру.

"Святая Деметра"
Даже после того, как Феодосий I издал Фессалоникийский эдикт и запретил язычество на всей территории Римской империи, люди по всей Греции продолжали молиться Деметре как «Святой Деметре», покровительнице сельского хозяйства. Примерно в 1765–1766 годах антиквар Ричард Чендлер вместе с архитектором Николасом Реветтом и художником Уильямом Парсом посетили Элевсин и упомянули статую кариатиды, а также окружающий ее фольклор. Они заявили, что местные жители считали ее священной, потому что он защищал их посевы. Они назвали статую «Святой Деметрой», святой, чья история во многом схожа с мифом о Деметре и Персефоне, за исключением того, что ее дочь была похищена турками, а не Аидом. Местные жители покрыли статую цветами, чтобы обеспечить плодородие своих полей. Эта традиция продолжалась до 19 века, когда статуя была насильственно удалена Эдвардом Дэниелом Кларком, который подарил ее Кембриджскому университету.

 

Фестивали

Два главных праздника Деметры были священными мистериями. Ее фестиваль Thesmophoria (11–13 октября) был только для женщин. Ее Элевсинские мистерии были открыты для посвященных любого пола и социального класса. В основе обоих праздников лежали мифы о Деметре как Матери и Персефоне как ее дочери.

 

Слияние с другими богинями

В римский период Деметра стала ассоциироваться с римской богиней земледелия Церерой через интерпретацию romana. Поклонение Деметре формально слилось с поклонением Церере около 205 г. до н.э., наряду с ritus graecia cereris, вдохновленной греками формой культа, как часть общей религиозной вербовки Римом божеств в качестве союзников против Карфагена к концу Второй Пуническая война. Культ возник в южной Италии (часть Великой Греции) и, вероятно, был основан на Фесмофории, таинственном культе, посвященном Деметре и Персефоне как «Матери и Деве». Он прибыл вместе со своими греческими жрицами, которым было даровано римское гражданство, чтобы они могли молиться богам «с иностранным и внешним знанием, но с внутренним и гражданским намерением». Новый культ был установлен в уже древнем храме Цереры, Либера и Либеры, римских авентинских покровителей плебеев; с конца III века до нашей эры храм Деметры в Энне на Сицилии был признан старейшим и наиболее авторитетным культовым центром Цереры, а Либера была признана Прозерпиной, римским эквивалентом Персефоны. Их совместный культ напоминает поиски Деметрой Персефоны после похищения последней Аидом в Подземный мир. В Авентине новый культ занял свое место рядом со старым. Это не относилось к Либеру, чей открытый и смешанный по полу культ играл центральную роль в плебейской культуре как покровитель и защитник плебейских прав, свобод и ценностей. Ожидалось, что посвященные и жрицы нового «греческого стиля» мистерий Цереры и Прозерпины будут поддерживать традиционную римскую социальную иерархию и традиционную мораль, в которых доминируют патриции. Незамужние девушки должны подражать целомудрию Прозерпины, девушки; замужние женщины должны стремиться подражать Церере, преданной и плодовитой матери. Их обряды были направлены на то, чтобы обеспечить хороший урожай и увеличить плодовитость тех, кто участвовал в мистериях.

Начиная с V века до нашей эры в Малой Азии Деметра также считалась эквивалентной фригийской богине Кибеле. Праздник Фесмофории Деметры был популярен во всей Малой Азии, а миф о Персефоне и Адонисе во многом отражает миф о Кибеле и Аттисе.

Некоторые позднеантичные источники объединяют несколько фигур «великих богинь» в единое божество. Например, философ-платоник Апулей, писавший в конце 2-го века, отождествил Цереру (Деметру) с Исидой, заставив ее объявить:

Я, мать вселенной, владычица всех элементов, первенец веков, высшая из богов, царица теней, первая из обитающих на небесах, представляющая в одном образе всех богов и богинь. Моя воля управляет сияющими небесными высотами, целебными морскими ветрами и скорбными безмолвиями ада; весь мир поклоняется моему единому божеству в тысячах форм, с различными обрядами и под разными именами. Фригийцы, первенец человечества, называют меня Пессинунтианской Матерью богов; ... древние элевсинцы Актейские Цереры; ... и египтяне, которые преуспевают в древних знаниях, чтят меня поклонением, которое действительно принадлежит мне, и называют меня моим настоящим именем: Царица Исида.
-- Апулей, перевод Э. Дж. Кенни. Золотая задница

 

Мифология

Родословная, супруги и потомство
В « Теогонии» Гесиода (ок. 700 г. до н.э.) Деметра описывается как вторая дочь и ребенок Кроноса и Реи. Как и ее сестры и двое ее братьев, она была проглочена отцом в новорожденном из-за его страха быть свергнутым одним из его детей; она была освобождена, когда ее младший брат Зевс заставил Кроноса извергнуть всех своих детей, дав ему особое зелье.

Деметра примечательна как мать Персефоны, описанной как Гесиодом, так и в гомеровском гимне Деметре как результат союза с ее младшим братом Зевсом. Альтернативное изложение этого вопроса появляется во фрагменте утерянной орфической теогонии, которая сохраняет часть мифа, в котором Зевс спаривается со своей матерью Реей в образе змеи, что объясняет происхождение символа на посохе Гермеса. Говорят, что их дочерью была Персефона, с которой Зевс, в свою очередь, женился, чтобы зачать Диониса. Согласно орфическим фрагментам, «став матерью Зевса, она, бывшая Реей, стала Деметрой».

До похищения Аидом Персефона была известна как Кора («дева»), и есть некоторые свидетельства того, что фигуры Персефоны, царицы подземного мира, и Коры, дочери Деметры, изначально считались отдельными богинями. Однако ко времени Гесиода в 7 веке до нашей эры они должны были быть объединены. Деметре и Персефоне часто поклонялись вместе, и их часто называли совместными культовыми титулами. В своем культе в Элевсине их называли просто «богинями», обычно различая «старших» и «младших»; на Родосе и в Спарте им поклонялись как «Деметрам»; в Thesmophoria они были известны как «thesmophoroi» («законодатели»). В Аркадии они были известны как «Великие богини» и «любовницы». В микенском Пилосе Деметру и Персефону, вероятно, называли «царицами» (wa-na-ssoi).

И Гомер, и Гесиод, писавшие ок. 700 г. до н.э. описал Деметру, занимающуюся любовью с героем-земледельцем Иасионом на вспаханном поле. Согласно Гесиоду, в результате этого союза родился Плутос.

Согласно Диодору Сицилийскому в его исторической библиотеке, написанной в I веке до нашей эры, Деметра и Зевс также были родителями Диониса. Диодор описал миф о двойном рождении Диониса (один раз от земли, то есть Деметры, когда прорастает растение) и один раз от лозы (когда плод прорастает от растения). Диодор также рассказал версию мифа об уничтожении Диониса титанами («сыновьями Геи»), которые сварили его, и о том, как Деметра собрала его останки, чтобы он мог родиться в третий раз (Диод. III. 62) . Диодор утверждает, что рождение Диониса от Зевса и его старшей сестры Деметры было чем-то вроде веры меньшинства, возможно, из-за объединения Деметры с ее дочерью, поскольку большинство источников утверждают, что родителями Диониса были Зевс и Персефона, а затем Зевс и Семела.

В Аркадии главное аркадское божество, известное как Деспоина («Госпожа»), считалось дочерью Деметры и Посейдона. Согласно Павсанию, в тельпусианской традиции говорится, что во время поисков Деметрой Персефоны Посейдон преследовал ее. Деметра превратилась в лошадь, чтобы избежать ухаживаний младшего брата. Однако он превратился в жеребца и спарился с богиней, что привело к рождению бога лошадей Ариона и дочери, «чье имя они не имеют обыкновения разглашать непосвященным». В другом месте он говорит, что фигалийцы утверждают, что потомком Посейдона и Деметры была не лошадь, а Деспоина, «как ее называют аркадцы».

В орфической литературе Деметра представляется матерью богини колдовства Гекаты.

Богиня взяла в любовники Мекона, молодого афинянина; в какой-то момент он превратился в цветок мака.

 

Похищение Персефоны

Дочь Деметры Персефона была похищена в подземный мир Аидом, который получил разрешение от ее отца Зевса взять ее в жены. Девять дней непрерывно искала ее Деметра, озабоченная ее горем. Затем к ней подошла Геката и сказала, что хотя она и не видела, что случилось с Персефоной, но слышала ее крики. Вместе две богини отправились к Гелиосу, богу солнца, который благодаря своему высокому положению был свидетелем всего, что происходило на земле. Затем Гелиос рассказал Деметре, что Аид схватил кричащую Персефону, чтобы сделать ее своей женой с разрешения Зевса, отца девушки. Затем Деметра наполнилась гневом. Времена года остановились; живые существа прекратили свой рост и начали умирать. Столкнувшись с исчезновением всего живого на земле, Зевс послал своего посланника Гермеса в Подземный мир, чтобы вернуть Персефону. Аид согласился отпустить ее, если она ничего не съела в его царстве, но Персефона съела небольшое количество зерен граната. Это связывало ее с Аидом и Подземным миром на определенные месяцы каждого года, скорее всего, на засушливое средиземноморское лето, когда растительности угрожает засуха, несмотря на распространенное мнение, что сейчас осень или зима. Есть несколько вариаций основного мифа; самый ранний отчет, гомеровский гимн Деметре, повествует о том, что Аид тайно подсунул Персефоне зернышко граната[88], а в версии Овидия Персефона охотно и тайно ест зёрна граната, думая обмануть Аида, но её обнаруживают и заставляют остаться . Вопреки распространенному мнению, время пребывания Персефоны в Подземном мире не соответствует бесплодным сезонам древнегреческого календаря, а ее возвращение в верхний мир — весне. Нисхождение Деметры, чтобы забрать Персефону из подземного мира, связано с Элевсинскими мистериями.

Миф о пленении Персефоны кажется догреческим. В греческой версии Плутос (πλούτος, богатство) представляет собой богатство кукурузы, которая хранилась в подземных силосах или керамических кувшинах (пифои). Подобные подземные пифои использовались в древние времена для погребальных обрядов. В начале осени, когда на поля укладываются зерна старого урожая, она восходит и воссоединяется со своей матерью Деметрой, ибо в это время старый урожай и новый встречаются друг с другом.

Согласно личной мифологии Роберта Грейвза, Персефона — это не только младшая часть Деметры, она, в свою очередь, также является одним из трех ипостасей Тройственной Богини — Коры (самая младшая, дева, означающая молодое зеленое зерно), Персефона (в средняя, нимфа, представляющая созревшее зерно, ожидающее сбора), и Геката (старшая из трех, старуха, убранное зерно), что в определенной степени сводит имя и роль Деметры к группе имя. До похищения ее звали Коре; и однажды взятая, она становится Персефоной («той, что несет разрушение»).

В орфической традиции, когда она искала свою дочь, смертная женщина по имени Баубо приняла Деметру в качестве гостя и предложила ей еду и вино. Деметра отвергла их обоих, потому что оплакивала потерю Персефоны. Затем Баубо, думая, что она вызвала недовольство богини, подняла юбку и показала богине свои гениталии, одновременно обнажив Иакха, сына Деметры. Деметре очень понравилось это зрелище, и она с радостью приняла еду и вино. Эта история сохранилась в рассказе Климента Александрийского, христианина, который пытался дискредитировать языческие обычаи и мифологию. Однако было обнаружено несколько фигурок Баубо (фигурки женщин, обнажающих вульвы), что подтверждает эту историю.

 

Деметра в Элевсине/Элефсине

Поиски Деметры дочери Персефоны привели ее во дворец Келея, царя Элевсина в Аттике. Она приняла облик старухи и попросила у него убежища. Он взял ее к себе, чтобы выкормить Демофонта и Триптолема, его сыновей от Метаниры. В награду за его доброту она планировала сделать Демофонта бессмертным; она тайно помазала мальчика амброзией и положила его в пламя очага, чтобы постепенно сжечь его смертное «я». Но вошла Метанира, увидела сына в огне и испуганно закричала. Деметра отказалась от попытки. Вместо этого она научила Триптолема секретам земледелия, а он, в свою очередь, обучал им всех, кто хотел их изучить. Так человечество научилось сажать, выращивать и собирать зерно. У мифа есть несколько версий; некоторые связаны с такими фигурами, как Элевсин, Рарус и Трохил. Элемент Demophon может быть основан на более ранней народной сказке.

 

Деметра и Иасион

«Одиссея» Гомера (ок. конца 8 века до н.э.) содержит, пожалуй, самые ранние прямые ссылки на миф о Деметре и ее супруге Иасионе, самофракийском герое, имя которого может относиться к вьюнку, маленькому белому цветку, который часто растет на пшеничных полях. В «Одиссее» Калипсо описывает, как Деметра «без маскировки» занималась любовью с Иасионом. «Так было, когда Деметра с заплетенными косами последовала за ее сердцем и влюбилась в Иасиона на поле с тройной бороздой; Зевс достаточно скоро узнал об этом, метнул яркую молнию и убил его». Однако Овидий утверждает, что Иасион дожил до старости как муж Деметры. В древнегреческой культуре часть открытия каждого сельскохозяйственного года включала в себя нарезку трех борозд на поле для обеспечения его плодородия.

Гесиод расширил основы этого мифа. По его словам, связь Деметры и Иасиона произошла на свадьбе Кадма и Гармонии на Крите. Деметра, в этой версии, увела Иасиона от других гуляк. Гесиод говорит, что Деметра впоследствии родила Плута.

 

Деметра и Посейдон

В Аркадии, расположенной на территории нынешней южной Греции, главная богиня Деспоина считалась дочерью Деметры и Посейдона Гиппиоса («Коня-Посейдона»). В связанных мифах Посейдон олицетворяет речной дух Подземного мира и появляется в образе лошади, как это часто бывает в североевропейском фольклоре. В мифе описывается, как он преследовал свою старшую сестру Деметру, которая пряталась от него среди лошадей царя Онкиоса, но даже в образе кобылы не могла скрыть своей божественности. Посейдон поймал и изнасиловал свою старшую сестру в образе жеребца. Деметра была в ярости из-за нападения Посейдона; в этой яростной форме она стала известна как Деметра Эринис. Ее гнев на Посейдона заставил ее одеться во все черное и удалиться в пещеру, чтобы очиститься, что стало причиной всеобщего голода. Отсутствие Деметры привело к гибели посевов, домашнего скота и, в конечном итоге, людей, которые от них зависели (позже аркадская традиция считала, что голод был вызван как ее гневом на Посейдона, так и потерей дочери, что объединило два мифа). Деметра смыла свой гнев в реке Ладон, превратившись в Деметру Лусию, «купавшуюся Деметру».

«В союзе с Посейдоном, — отмечал Кереньи, — она была Землей, дающей растения и зверей, и поэтому могла принимать форму колосья или кобылы». Более того, она родила дочь Деспойну (Δέσποινα: «Госпожа»), имя которой не следует произносить вне Аркадских мистерий, и лошадь по имени Арион с черной гривой и хвостом.

В Фигалее хоанон (резная деревянная статуя) Деметры была воздвигнута в пещере, которая, согласно традиции, была пещерой, в которую ушла Черная Деметра. Статуя изображала медузоподобную фигуру с головой лошади и змеиными волосами, держащую голубя и дельфина, что, вероятно, олицетворяло ее власть над воздухом и водой:
Вторая гора, гора Элай, находится примерно в тридцати стадиях от Фигалии и имеет пещеру, посвященную Деметре, прозванную Черной ... фигалийцы говорят, что они пришли к выводу, что эта пещера была посвящена Деметре, и установили в ней деревянную статую. Образ, говорят, сделан по такой моде. Он сидел на камне, как и женщина во всех отношениях, кроме головы. У нее были голова и волосы лошади, а из ее головы вырастали изображения змей и других зверей. Туника доходила ей до самых ног; на одной руке у нее был дельфин, на другой голубь. Теперь, почему они сделали изображение таким образом, ясно всякому разумному человеку, сведущему в традициях. Говорят, что они назвали ее Черной, потому что у богини было черное одеяние. Они не могут рассказать ни о том, кто сделал эту деревянную статую, ни о том, как она загорелась. Но старый образ был уничтожен, и фигалийцы не давали богине нового изображения, а по большей части пренебрегали ее праздниками и жертвоприношениями, пока не наступило бесплодие на землю.
— Павсаний, 8.42.1–4.

 

Деметра и Эрисихтон

Другой миф, связанный с гневом Деметры, приведшим к голоду, связан с Эрисихтоном, царем Фессалии. Миф повествует о том, что Эрисихтон приказал срубить все деревья в одной из священных рощ Деметры, так как он хотел построить пристройку к своему дворцу и устраивать там пиры. Одно дерево, огромный дуб, было покрыто венками по обету, символами молитв, которые даровала Деметра, поэтому люди Эрисихтона отказались срубить его. Король срубил его топором, убив при этом нимфу-дриаду. Предсмертные слова нимфы стали проклятием для Эрисихтона. Деметра наказала царя, призвав Лимоса, духа безжалостного и ненасытного голода, войти в его желудок. Чем больше король ел, тем голоднее он становился. Эрисихтон продал все свое имущество, чтобы купить еды, но все еще был голоден. Наконец, он продал свою дочь Местру в рабство. Местра была освобождена из рабства своим бывшим любовником Посейдоном, который дал ей дар превращаться в любое существо, чтобы вырваться из оков. Эрисихтон использовал ее способность изменять форму, чтобы продать ее много раз, чтобы заработать больше денег, чтобы прокормить себя, но еды было недостаточно. В конце концов, Эрисихтон съел себя.

В другом варианте Эрисихтон разрушил храм Деметры, желая построить крышу для своего дома; она наказала его таким же образом, а ближе к концу его жизни наслала на него змею. После этого Деметра поместила его среди звезд (созвездие Змееносца), как и змея, чтобы он продолжал наказывать Эрисихтона.

В Пергамском алтаре, на котором изображена битва богов с гигантами (гигантомахия), сохранились останки того, что, по-видимому, было Деметрой, сражающейся с великаном по имени Эрисихтон. Деметра также изображена сражающейся с гигантами рядом с Гермесом в вазе Suessula Gigantomachy, которая сейчас находится в Лувре. Обычно древние изображения Гигантомахии, как правило, исключают Деметру из-за ее миролюбивого характера.

 

Мифы гнева

Путешествуя повсюду в поисках своей дочери, Деметра в изнеможении прибыла в Аттику. Женщина по имени Мисме приняла ее и предложила чашку воды с мятой и ячменной крупой, потому что день был жаркий. Деметра от жажды неуклюже проглотила напиток. Увидев это, сын Мисме Аскалабус засмеялся, издевался над ней и спросил, не хочет ли она глубокую банку этого напитка. Затем Деметра вылила на него свой напиток и превратила его в геккона, ненавидимого как людьми, так и богами. Говорили, что Деметра проявляла свою благосклонность к тем, кто убивал гекконов.

До того, как Аид похитил ее дочь, он держал нимфу Минте в качестве своей любовницы. Но после того, как он женился на Персефоне, он оставил Минту в стороне. Минте часто хвасталась, что она красивее Персефоны, и говорила, что Аид скоро вернется к ней и выгонит Персефону из своих чертогов. Деметра, услышав это, рассердилась и растоптала Минту; Затем из земли выросла благоухающая трава, названная в честь нимфы. В других версиях сама Персефона убивает и превращает Минту в растение для сна с Аидом.

В аргосском мифе, когда Деметра прибыла в Арголиду, человек по имени Колонтас отказался принять ее в своем доме, а его дочь Хтония не одобряла его действий. Колонтас был наказан тем, что был сожжен вместе со своим домом, а Деметра отвела Хтонию к Гермионе, где она построила святилище для богини.

Деметра прижала Аскалафа к камню за то, что тот сообщил Аиду в качестве единственного свидетеля о том, что Персефона съела несколько зерен граната. Позже, после того как Геракл отвалил камень от Аскалафа, Деметра вместо этого превратила его в ушастую сову.

Деметра также превратила сирен в монстров-полуптиц за то, что они не помогли своей дочери Персефоне, когда она была похищена Аидом.

Однажды колхидская царевна Медея положила конец голоду, охватившему Коринф, принеся жертвы Деметре и нимфам.

 

Мифы одобрения

Деметра дала Триптолему свою запряженную змеями колесницу и семена и велела ему рассеять их по земле (научить человечество знанию земледелия). Триптолем проехал через Европу и Азию, пока не пришел в страну Линка, скифского царя. Линкус сделал вид, что предлагает ему привычное гостеприимство, но как только Триптолем заснул, он напал на него с кинжалом, желая присвоить себе заслуги в своей работе. Затем Деметра спасла Триптолема, превратив Линкуса в рысь, и приказала Триптолему вернуться домой по воздуху. Гигин записывает очень похожий миф, в котором Деметра спасает Триптолема от злого царя по имени Карнабон, который дополнительно захватил колесницу Триптолема и убил одного из драконов, чтобы он не смог сбежать; Деметра вернула колесницу Триптолему, заменила мертвого дракона другим и наказала Карнабона, поместив его среди звезд, держащего дракона, как будто чтобы убить его.

Во время своих странствий Деметра наткнулась на город Фенея; фенеатам, тепло принявшим ее и приютившим, она давала всевозможные бобы, кроме бобов, считая их нечистыми. Двое фенеатов, Трисаул и Дамифалес, построили для нее храм Деметры. Деметра также подарила смоковницу Фиталу, элевсинцу, за то, что тот приветствовал ее в своем доме.

В сказании об Эроте и Психее Деметра вместе со своей сестрой Герой посетила Афродиту, неистовствуя от ярости по поводу девушки, вышедшей замуж за ее сына. Афродита просит двоих найти ее; двое пытаются вразумить ее, утверждая, что ее сын не маленький мальчик, хотя он может показаться им, и нет ничего плохого в том, что он влюбится в Психею. Афродита обиделась на их слова. Некоторое время спустя Психея в своих странствиях наткнулась на заброшенное святилище Деметры, и разобрала найденные там заброшенные серпы и уборочные орудия. Пока она это делала, ей явилась Деметра и позвала издалека; она предупредила девушку о великом гневе Афродиты и ее плане отомстить ей. Тогда Психея умоляла богиню помочь ей, но Деметра ответила, что не может вмешиваться и навлекать на себя гнев Афродиты, и по этой причине Психея должна покинуть святилище или же оставаться в плену у нее.

Когда ее сын Филомел изобрел плуг и использовал его для обработки полей, Деметра была настолько впечатлена его хорошей работой, что увековечила его на небе, превратив в созвездие Волопаса.

Гиеракс, человек справедливости и знатности, устроил святилища для Деметры и получил от нее обильные урожаи. Когда племя пренебрегло благосклонностью Посейдона к Деметре, морской бог уничтожил весь ее урожай, поэтому Гиеракс послал им вместо своей еды собственную пищу и был превращен Посейдоном в ястреба.

Помимо подарков тем, кто приветствовал ее, Деметра также была богиней, кормившей молодых; все дети Племея, рожденные его первой женой, умерли в колыбели; Деметра сжалилась над ним и сама воспитала его сына Ортополя. Племей построил ей храм, чтобы отблагодарить ее. Деметра также воспитала Трофония, пророческого сына Аполлона или Эргина.

 

Другие источники

Деметра, кажется, сопровождала Диониса, когда он спустился в Подземный мир, чтобы забрать свою мать Семелу, чтобы навестить ее теперь замужнюю дочь и, возможно, вернуть ее в страну живых на оставшуюся часть года. На многих вазах из Афин Дионис изображен в компании матери и дочери.

Однажды Тантал, сын Зевса, пригласил богов на обед. Тантал, желая испытать их, разрезал своего сына Пелопса, сварил его и предложил им в пищу. Все они увидели преступление Тантала, кроме Деметры, которая съела плечо Пелопса, прежде чем боги вернули его к жизни.