Ла Фениче (Венеция), Италия

Ла Фениче (Венеция)

 

Описание Ла Фениче

Кампо Сан Фантин
Тел. 041 24 24
Паром: Сан-Марко
www.teatrolafenice.it

 

Театр Ла Фениче («Феникс») - оперный театр в Венеции, Италия. Это одна из самых известных и величавых достопримечательностей в истории итальянского театра и в истории оперы в целом. В XIX веке Ла Фениче стал местом многих известных оперных премьеров, на которых были выполнены работы нескольких из четырех главных композиторов эпохи бельканто - Россини, Беллини, Доницетти, Верди. Его название отражает его историю. На этом месте стояло три театра, первый сгорел в огне в 1774 году после того, как главный театр города был уничтожен и перестроен, но не открыт до 1792 года; второй пожар уничтожил театр в 1836 году, но он был восстановлен и завершен в течение года. Однако третий огонь был результатом поджога. Он разрушил здание Ла Фениче в 1996 году, оставив только внешние стены, но театр был перестроен и вновь открыт в ноябре 2004 года.

 

Исторические заметки

В конце XVIII века в Венеции действовало семь старых театров: два ставили пьесы, а остальные - музыку. Самым большим из них был Театр Сан-Бенедетто, который стоял на месте, которое в настоящее время занимает кинотеатр Россини. Построенный семьей Гримани в 1755 году, он был впоследствии передан Nobile Società di Palchettisti (Благородная ассоциация держателей шкатулок). Однако после судебного решения 1787 года это объединение было исключено и вынудило передать оперный театр знатной семье Венье, владельцам земли, на которой он был построен. Ассоциация немедленно предложила построить более крупный и роскошный оперный театр, чем тот, который она потеряла, который стал бы символом их изменчивой судьбы и их способности «возродиться». Поэтому его следовало назвать La Fenice, как мифическая бессмертная птица, способная восстать из собственного пепла, чтобы символизировать великолепное возрождение ассоциации после ее несчастий.

Участок земли между Contrada Santa Maria Zobenigo и Contrada Sant'Angelo был куплен для этой цели в 1790 году, а частные дома на нем были снесены. Затем был объявлен конкурс на проект оперного театра, и комитет экспертов выбрал работу архитектора Джаннантонио Сельва из 29 представленных планов. Работа началась в 1791 году и была завершена всего через 18 месяцев, в апреле 1792 года. La Fenice сразу же завоевала репутацию одного из ведущих оперных театров, известного в Италии и Европе как за высокое художественное качество своей работы, так и за великолепие здания. Но, как если бы это имя было предвестником дурных предзнаменований, в ночь на 13 декабря 1836 года оперный театр был опустошен первым пожаром, вызванным недавно установленным австрийским обогревателем. В газетах писали, что на тушение пожара потребовалось три дня и три ночи, и что 18 дней спустя среди обломков все еще тлели различные горячие точки. Пламя полностью уничтожило дом, и только фойе и торговый центр Sale Apollinee были спасены. Товарищество решило приступить к немедленной реконструкции. Он назначил архитектора Джамбаттиста Медуна и его брата инженера Томмазо для выполнения работ, а Транквилло Орси отвечал за оформление. Работа началась в феврале 1837 года, и спектакли были временно поставлены в Театре Аполлона (ранее Сан-Лука, ныне Гольдони).

Все было выполнено в рекордные сроки. К вечеру 26 декабря того же года новый оперный театр, возрожденный в новом художественном стиле эпохи, был открыт для публики. Однако скорость работ привела к срочным реставрационным работам каркаса, которые потребовались еще в 1854 году, и снова под руководством Джамбаттисты Медуны дом был отремонтирован в том же стиле, который оставался неизменным до 1996 года. 23 июля 1935 года Владельцы коробок передали свою долю в оперном театре Венецианской коммуне, и здание перешло из частной в государственную, а в 1937-8 годах часть здания подверглась дальнейшей капитальной реставрации и переделке инженером Эухенио Миоцци. Ночью 29 января 1996 года, в период закрытия на реставрационные работы, второй пожар - как сказано в Мифе - на этот раз поджог, полностью уничтожил дом и большую часть торгового центра Sale Apollinee. В очередной раз La Fenice снова поднялся, точно реконструированный по проекту архитектора Альдо Росси, и был вновь открыт 14 декабря 2003 года.

Первый театр
В 1774 году театр Сан-Бенедетто, который более сорока лет был ведущим оперным театром Венеции, сгорел дотла. К 1789 году, с интересом многих богатых любителей оперы, которые хотели построить эффектный новый дом, был организован «тщательно определенный конкурс», чтобы найти подходящего архитектора. Его выиграл Джанантонио Сельва, который предложил здание в неоклассическом стиле со 170 идентичными ярусами в традиционном зале в форме подковы, который был популярным стилем с тех пор, как он был представлен еще в 1642 году в Венеции. Дом будет выходить с одной стороны на кампо, или небольшую площадь, а с другой - на канал, с входом, который дает прямой доступ за кулисы и в театр.

Однако этот процесс не обошелся без разногласий, особенно в отношении эстетики здания. Было получено около тридцати ответов, и, по словам Романелли, дизайн Сельвы был определен как проект, который должен был быть построен, а фактическая награда за лучший дизайн досталась его главному сопернику, Пьетро Бьянки. Однако дизайн и законченный оперный театр Сельвы, по-видимому, были высокого качества и лучше всего соответствовали ограничениям физического пространства, в котором он был вынужден жить.

 

Строительство началось в июне 1790 года, а к маю 1792 года театр был завершен. Он был назван «Ла Фениче» в связи с выживанием компании сначала в результате пожара, а затем в связи с потерей ее бывших помещений. Открытие «Ла Фениче» состоялось 16 мая 1792 года оперой Джованни Паизиелло «Я Джуочи д'Агридженто» на либретто Алессандро Пеполи.

Но как только оперный театр был перестроен, между управляющей им компанией и владельцами, семьей Венье, вспыхнул юридический спор. Вопрос был решен в пользу Veniers.

В начале 19 века «Ла Фениче» приобрела европейскую репутацию. Россини поставил здесь два крупных спектакля: «Танкреди» в 1813 году и «Семирамида» в 1823 году. Там состоялись премьеры двух опер Беллини: «Капулети и Монтекки» в марте 1830 года и Беатриче ди Тенда в марте 1833 года. Милан и в Театро Сан-Карло в Неаполе, вернулся в Венецию в 1836 году со своим Белисарио после семнадцатилетнего отсутствия.

 

Второй театр

В декабре 1836 года снова случилась катастрофа, когда театр был уничтожен пожаром. Тем не менее, он был быстро перестроен по проекту, предоставленному командой архитекторов-инженеров братьев Томмазо и Джованни Баттиста Медуны. Интерьер демонстрирует роскошь позднего ампира с позолоченными украшениями, роскошной экстравагантностью и лепниной. Вечером 26 декабря 1837 года Ла Фениче снова восстал из пепла и распахнул свои двери.

Связь Джузеппе Верди с «Ла Фениче» началась в 1844 году, когда во время карнавального сезона состоялась премьера «Эрнани». В течение следующих 13 лет здесь проходили премьеры «Аттилы», «Риголетто», «Травиата» и «Симона Бокканегра».

Во время Первой мировой войны Ла Фениче был закрыт, но вновь открылся, чтобы стать ареной активной деятельности, привлекая многих величайших певцов и дирижеров мира. В 1930 году Венецианская биеннале инициировала Первый Международный фестиваль современной музыки, на который собрались такие композиторы, как Стравинский и Бриттен, а в последнее время Берио, Ноно и Буссотти, чтобы писать для La Fenice.

29 января 1996 года Ла Фениче был полностью уничтожен пожаром. Сохранилась только его акустика, поскольку итальянский акустик Ламберто Трончин измерил акустику двумя месяцами ранее.

Сразу заподозрили поджог. В марте 2001 года суд Венеции признал двух электриков, Энрико Карелла и его двоюродного брата Массимилиано Маркетти, виновными в поджоге. Судя по всему, они подожгли здание, потому что их компании грозили большие штрафы за задержки с ремонтными работами, в которых они участвовали. Карелла, владелец компании, исчез после того, как последняя апелляция была отклонена. Он был приговорен к семи годам лишения свободы. Маркетти сдался и отбыл шестилетний срок. В конечном итоге Карелла был арестован в феврале 2007 года на границе Мексики и Белиза, экстрадирован в Италию и освобожден под условно-досрочное освобождение после того, как отсидел 16 месяцев.

 

Настоящий театр

После различных задержек в 2001 году началась серьезная реконструкция. За 650 дней бригаде из 200 штукатур, художников, плотников и других мастеров удалось воссоздать атмосферу старого театра стоимостью около 90 миллионов евро. Как отмечает Джиллиан Прайс: «На этот раз, благодаря просвещенному проекту покойного итальянского архитектора Альдо Росси и девизу« как это было, где это было », он был оборудован дополнительными репетиционными площадками и современным оборудованием. арт-сценического оборудования, а вместимость увеличена с 840 до 1000 ».

Ла Фениче был перестроен в стиле XIX века по проекту архитектора Альдо Росси, который, чтобы получить подробные сведения о его дизайне, использовал фотографии с первых сцен фильма Лукино Висконти «Сенсо» (1954 г.), снятого на экраны. в доме. «Ла Фениче» вновь открылась 14 декабря 2003 года с первого концерта Бетховена, Вагнера и Стравинского. Первой постановкой оперы стала постановка «Травиаты» в ноябре 2004 года.

Критические отзывы о восстановленном Ла Фениче были неоднозначными. Музыкальный критик газеты Il Tempo Энрико Кавалотти остался доволен. Он нашел цвета немного яркими, но звук хороший и компактный. Однако для его коллеги Дино Виллатико из La Repubblica акустике нового зала не хватало резонанса, а цвета были болезненно яркими. Он нашел это «китчем, фальшивой имитацией прошлого». Он сказал, что «городу следовало набраться смелости, чтобы построить совершенно новый театр; Венеция предала свое новаторское прошлое, проигнорировав его».

 

Художественные заметки

Фасад

Построенный в 1792 году по проекту архитектора Джаннантонио Сельвы, фасад здания является единственным элементом, полностью уцелевшим после двух пожаров, которые почти полностью уничтожили оперный театр в 1836 и 1996 годах. В отличие от других театров города, входы в которые находятся в укромных местах, таких как переулки и небольшие площади, Ла Фениче - единственный исторический венецианский театр, выходящий на открытое пространство, Кампо Сан Фантин. Кроме того, он единственный, на фасаде которого есть колоннада в неоклассическом стиле. В центре находится эмблема театра, изображающая поднимающегося из пламени феникса, вырезанная в 1837 году по проекту Джамбаттисты Медуны. На фасаде в нишах расположены две статуи, изображающие муз трагедии и танца: Мельпомены и Терпсихоры. Над ними - маски комедии и трагедии, предположительно созданные Доменико Фадигой. Первые скульптуры, украшавшие вход в оперный театр, выполненные из терракоты и вырезанные в стиле барокко, были приписаны Джузеппе Бернарди или его племяннику Джованни Феррари, оба из которых преподавали Канову. Их заменили в 1875 году, так как они находились в запущенном состоянии и в любом случае считались несовместимыми, если их отреставрировать, с классическим стилем фасада. Две новые статуи были изготовлены из камня Кустоза Аугусто Бенвенути в новом стиле, который лучше подходил для здания. Все следы оригинальных скульптур были утеряны после того, как руководство театра продало их Бенвенути в 1876 году. После реконструкции 1837 года в вестибюле входа установили две памятные стелы. Тот, что справа, вылепленный в том же году Антонио Джаккарелли по оригинальному проекту Джамбаттисты Медуны, приписывается архитектору Джаннантонио Сельва. Тот, что слева, в честь драматурга Карло Гольдони, принадлежит Луиджи Зандоменеги и был перенесен из атриума, где он был освящен 26 декабря 1830 года. Новый знак оперного театра в золотом и синем цвете снова на Дизайн Медуны, также был размещен над входом в 1837 году.

 

Фойе

Совершенно невредимым после первого пожара, уничтожившего оригинальный оперный театр «Ла Фениче» в ночь на декабрь 1836 года, вход компании Selva был расширен в 1937 году в рамках работ по модернизации под руководством инженера Эухенио Миоцци. В том же случае некоторые стены, разделявшие правую часть фойе на несколько пространств, были снесены, чтобы сделать эту сторону зеркальным отражением левой по форме и декору. Затем в правом крыле была размещена мемориальная доска с записью передачи владельцем коробки акций Comune di Venezia в 1935 году. Именно благодаря этим работам, которые также включали реставрацию, фойе и Sale Apollinee на верхнем этаже смогли частично выдержать обрушение пола и стены от лестницы к ящикам после пожара 29 января 1996 года. Таким образом, вход в оперный театр - это зона, в которой сохранилось наибольшее количество оригинальных элементов здания: часть декора и большинство колонн, пол и лестница, ведущая к ложам.

 

Жилой дом

Пожар 1996 года полностью уничтожил пять ярусов коробок, сцену и потолок, оставив только стены периметра от первоначального дома.

Реконструкция была основана на проекте архитектора Альдо Росси, соблюдая девиз «Как было, где было», который был применен к восстановлению колокола Святого Марка Кампанила, точно так же, как оригинал, и потребовалось десять лет после рухнул в 1902 году. Тщательной реконструкции дома способствовал подробный трактат о реконструкции, который был составлен братьями Медуна после работ, проведенных после первого пожара 1836 года. Реконструкция украшений в доме в Стиль рококо был основан главным образом на изучении значительного фотоархива оперного театра, хранящегося в историческом архиве театра. Для ускорения работы приняты две процедуры.

Реконструкция каменной кладки и деревянного каркаса здания проводилась в самом оперном театре сотнями рабочих, работающих 24 часа в сутки, семь дней в неделю, в то время как декоративные элементы были построены одновременно в различных внешних мастерских, чтобы эти будет готов к применению после завершения структурных работ. Были использованы те же материалы девятнадцатого века: папье-маше, дерево и гипс для украшения королевской ложи и входа, 22 нереиды, которые являются частью карниза так называемого софиттона (потолка), и четыре путти в королевской ложе. Руководящим принципом было воссоздание оригинального дома, в частности, его специфическое техническое решение, основанное в основном на использовании древесины, тщательно подобранной и обработанной для получения наилучшего акустического отклика. Большой звуковой ящик деревянного дома был заключен в защитную оболочку из кирпичной кладки и железобетонных перекрытий.

 

Единственным декоративным элементом, построенным хотя бы частично на месте, был потолок, который воспроизводит первоначальный дизайн, создавая оптическую иллюзию сводчатого потолка. На нем изображены несколько женских фигур, некоторые из которых несут музыкальные инструменты, и юных девушек, представляющих грации, музыку, танец и Аврору. Люстра представляет собой репродукцию английского оригинала из позолоченной бронзы, заказанную братьями Медуна у мастеров из Ливерпуля в 1854 году. Подвески бра в коробках также были изготовлены по образцу единственного сохранившегося экземпляра.

Основной темой украшения дома, датируемого 1854 годом, является воспроизведение леса с листьями аканта, изображенного в украшениях из папье-маше, впоследствии обогащенных листовым золотом 23 карата, обработанным в кварцевой технике и отполированным агатом. На картинах за пределами коробок изображены херувимы с музыкальными инструментами или в игривом настроении. Первый уровень также включает профили классических поэтов, а второй включает шесть аллегорий, представляющих историю, поэзию, философию, комедию, трагедию и музыку.

На третьем ярусе - путти с табличками, на которых выгравированы названия и авторы 14 важнейших опер, поставленных в доме.

Значительным нововведением во внешнем виде дома стало радикальное изменение цвета внутри отдельных коробок. Первоначальный оттенок бежевого теперь заменен на сине-зеленый пастельный цвет.

Нынешний доступ к стойлам был спроектирован инженером Миоцци в 1937 году и украшен по бокам двумя гипсовыми кариатидами. Первоначально в доме было два небольших входа в секции, которая сейчас занята первым справа от нынешнего входа, который до второй половины 1930-х годов был занят тремя коробками на первом ярусе.

У оркестровой ямы появилась подвижная платформа. Когда яма не требуется, платформу можно поднять до уровня стойл, что позволяет добавить несколько рядов дополнительных сидений впереди, увеличивая вместимость с 104 до 1126. Подвижную платформу, состоящую из двух элементов, также можно полностью или частично поднять до уровня сцены, чтобы увеличить ее.

Занавес воспроизведен на основе изучения исторической документации из темно-зеленого, глубокого ворса, огнеупорного синтетического бархата, украшенного 1100 цветами в позолоченной коже.

Новая сцена сопровождается второй боковой сценой, на которую сценическое оборудование теперь перемещается боком для создания и обработки декораций.

 

Королевская ложа

Почетное место в доме существует мучительно, связанное не только с историей оперного театра, но и с политическими и историческими событиями Венеции.

Королевская ложа не входила в первоначальный план Джаннантонио Сельвы относительно Ла Фениче; на момент постройки в доме были только ящики такого же размера. Венеция потеряла свою независимость в мае 1797 года из-за Первой Французской империи, которая затем передала город Австро-Венгерской империи на восемь лет после заключения Кампоформиского договора в 1797 году, а в 1805 году Венеция снова перешла под власть Франции. Первая императорская лоджия была построена лишь временно в 1807 году для размещения императора Наполеона, которого ожидали в оперном театре во вторник 1 декабря 1807 года для исполнения кантаты «Джудицио ди Джове» Лауро Корниани Альгаротти. Его строительство потребовало сноса трех центральных лож как второго, так и третьего яруса.

В 1808 году архитектор Джаннантонио Сельва построил окончательную модель с помощью Джузеппе Борсато на украшениях. Он был уничтожен пожаром, поразившим Ла Фениче в декабре 1836 года, и был восстановлен вместе с остальной частью дома братьями Медуна в 1837 году с помощью Джузеппе Борсато, который увеличил великолепие украшений. После Венского конгресса 1815 года Венеция снова оказалась под властью Габсбургов. В конце марта 1848 года, после восстания повстанцев и последующего провозглашения независимости Венецианской республики от Австрии, лоджия была снесена, так что прежние ярусы ящиков можно было восстановить в так называемом «республиканском» доме. Поэтому шесть коробок, которые стояли в центре дома до начала девятнадцатого века, были перестроены. Однако затем имперское королевское правительство Австрии вернулось и 22 августа 1849 года приказало восстановить лоджию в ее первоначальном виде. Декорации были снова доверены Джузеппе Борсато, который, которому сейчас за 70, переделал их в более богатый дизайн, чем раньше. Это была его последняя работа; его шкатулка была подарена в январе 1850 года в присутствии его вдовы Марии Бонадей Борсато. Императорская лоджия окончательно стала королевской ложей в 1866 году, когда Венето вошел в состав Королевства Италия.

 

Символ итальянской королевской семьи до сих пор можно увидеть внутри коробки, воспроизведенной на боковых стенках. На короне внешнего карниза был третий щит Савойи, но он был удален после победы республиканцев на референдуме 2 июня 1946 года и заменен львом Святого Марка, символом Венеции. В углах стен на четырех позолоченных деревянных канделябрах висит несколько деревянных путти, расписанных слоновой костью. На деревянном потолке, украшенном папье-маше, находится репродукция картины «Апофеоз наук и искусств» художника Леонардо Гаваньина. Королевская ложа также предлагает своим гостям использование отдельной комнаты с отдельным входом.

 

Сала Аполлона

Сала Аполлона/ Sale Apollinee, названный так потому, что посвящен греческому богу Аполлону, отцу муз и покровителю искусств, в том числе музыки, состоит из пяти комнат, текущая планировка которых датируется 1937 годом. Эти комнаты теперь используются во время перерывов публикой, занимающей первые три яруса ящиков и киосков. Пять залов Sale Apollinee изначально использовались даже тогда, когда в оперном театре не было представления; его бар будет открыт в течение дня, а в одной из комнат был бильярдный стол.

На верхней части входной двери находится символ солнца, дань уважения королю Франции Людовику XIV. Комната Аполлона считалась балетной; балет получил известность отчасти из-за интереса к нему Людовика XIV. Он исполнил серию танцев в Ballet Royal de la Nuit, в заключительной части исполнил роль Аполлона в костюме с юбкой из золотых лучей - и таким образом стал известен как Король-Солнце. Ла Фениче был построен в честь бога Аполлона.

В отличие от дома, который был полностью разрушен во время сильнейшего пожара 1996 года, примерно пятая часть этих комнат уцелела. Уцелевшие фрагменты можно легко узнать, поскольку точная цель реконструкции заключалась в том, чтобы подчеркнуть разницу между историческими секциями и недавними дополнениями. Оригинальные части карнизов потолка и сохранившаяся декоративная лепнина на стенах имеют более темный цвет, что свидетельствует о последнем пожаре. Такое же различие можно увидеть в мраморных рамах некоторых дверей, отремонтированных новым мрамором другого цвета, и в новом напольном покрытии, которое сливается с типичным венецианским терраццо, оставшимся в комнате, посвященной известной певице Марии Малибран. .

Благодаря этим завершениям, Sale Apollinee был перестроен на основе оригиналов, хотя был предоставлен более широкий выбор, чем в доме, о чем свидетельствует новая обивка и мебель в этих комнатах.

 

Сала Данте

Главный бар находится в Зале Данте, названном в честь фресок, когда-то украшавших его стены.

Этот зал был открыт в 1865 году по случаю шестого столетия со дня рождения Данте Алигьери. Чтобы отпраздновать это событие, художник Джакомо Каса создал большую композицию внутри декоративной потолочной рамы, изображающую Италию в процессе коронации великого поэта и шесть фресок темперой на стенах с таким же количеством сцен из Божественной комедии. Два из них были затем заменены в 1867 году другими темперными произведениями Антонио Эрмолао Паолетти.

В сентябре 1976 года стены и потолок этой комнаты, переименованной в Сала Гуиди/ Sala Guidi, были украшены работами венецианского художника Вирджилио Гуиди, которые покрывали сцены из Данте. Однако пожар 1996 года уничтожил эти полотна, обнажив некоторые фрагменты оригинального декора Casa, которые теперь дополнены синопией, чтобы облегчить их чтение.

Сала Гранде

Sala Grande или бальный зал - это главная комната пяти Sale Apollinee, освещенная тремя окнами в центре входного фасада.

На протяжении многих лет Зала Гранде была элегантным местом для проведения балов, концертов камерной музыки, конференций или презентаций книг, а также (до того, как в «Ла Фениче» были выделены специальные помещения для них) репетиций. Он также использовался правлением в 1935 году. Почти полностью разрушенный в ночь на 29 января 1996 года, Sala Grande был полностью восстановлен по оригинальной модели.

Пол над фойе обрушился после пожара, сохранились только углы. Нынешний пол был полностью воссоздан в соответствии с оригинальной моделью, и его характерные цветочные узоры были воспроизведены с использованием различных пород дерева: клена, оливы и вишни. Цвет стен тоже такой же, как у оригинала. По периметру верхней части комнаты проходит галерея, доступ к которой осуществляется через три двери на верхнем этаже.

Новые комнаты
«Как было, где было» - девиз реконструкции «Ла Фениче» призывал к восстановлению оперного театра в том виде, в котором он был до пожара 1996 года. Однако этот принцип применялся только в помещениях особой исторической и художественной ценности. Поэтому была использована возможность перепроектировать части здания, не попавшие в эту категорию, в результате чего было создано три новых помещения.

В художественной литературе
Дебютный роман Донны Леон «Смерть в Ла Фениче» (1992), первый в ее детективном сериале «Комиссар (детектив) Гвидо Брунетти», сосредоточен на загадке, связанной с сенсационной смертью известного дирижера оркестра от отравления цианидом во время постановки спектакля. Травиата в Ла Фениче. В нескольких сценах оперный театр подробно описан, как и во время написания, до третьего пожара.